Налоги древнего мира. Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 3: Налогообложение в государствах Древнего мира. Налоги древнего мира


Налоги. История Древнего Мира

Древнейшим документом, рассказывающим о сборе налогов, является клинописные таблички, найденные французскими археологами в 1878 году в Лагаше – шумерском городе, написаны они были примерно в 2400 году до н.э. В этом документе рассказывается, что до этого времени по всей стране, «начиная с северной границы… до моря были поставлены надзиратели в качестве судей… При корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был поставлен надзиратель за пастухами, у овец был поставлен надзиратель за овчарнями. У рыболовных сетей был поставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальниками закромов. Пастухи овец… должны были при отсутствии шерсти белых овец сдавать надзирателю соответствующее серебро. Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево и плоды… Если труп погребался в могиле, то плата за похороны была… 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, 1 ложе, 1 кресло…».

Чиновники богатели на поборах и грабежах. Земли и владения правителей (ишакку) сливались в сплошные огромные поместья. «Дома гарема, дома дворцовой семьи и поля дворцовой семьи простирались от края до края».

Но, около 2400 года до н.э. новый правитель Лагаша Урукагина «установил царство в Лагаше и… среди 36 000 людей он восстановил древние правления и дал силу слову… От корабля он удалил надзирателя за кораблем. От ослов и овец он удалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателя за рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. От платежа серебром… он удалил надзирателя… Начиная с северной границы… вплоть до моря не было больше судей надзирателей…».

Жрец, заведующий складами, не имел больше права входить и выходить из сада воина… Большой человек не должен вымещать зло на простом человеке, «если у них не состоялась торговая сделка». Однако, Урукагина не долго сидел на троне. Чиновники позвали иностранцев и вместе с ними свергли Урукагину.

Исследования современных ученых привели к такому выводу: сбор налогов смог появиться только при централизации власти (духовной или светской) на содержание самой этой власти, на выполнение дорогостоящих общественных мероприятий, проводимых этой властью. Первично принято считать, что появились общественные постройки для отправление духовных потребностей (храмы), при которых сложилась жреческая каста. С укреплением их власти, державшейся на лучшем знании законов мироздания, происходит формирование семейной передачи знаний, а соответственно – формирование семейных кланов, которые стали управлять всеми вопросами внутренней и внешней политики населенных пунктов. В настоящее время считается весьма проблематичным установить временную границу появления централизованной власти, можно только по некоторым признакам установить периоды существования власти.

Каждому нашему современнику понятно, что барана стригут только тогда, когда отрастет шерсть. У человека можно выманить в форме добровольного пожертвования средства к существованию при наличие избытков этих средств. В древнем обществе только земледелие и скотоводство давали возможность создания излишков. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, и, прежде всего монументальные сооружения. В Южном Двуречье он появились, как минимум, за пять тысяч лет до новой эры. Более ранние строения невозможно по фундаментам классифицировать как культовые (общественные) сооружения. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться около пяти лет, – для этой стройки было затрачено 1,7 миллиона человеко-дней! Для того, чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины.

Мне могут возразить, что из книг известно, что все великие сооружения строились с применением огромного числа рабов, которых в древнем обществе нещадно эксплуатировали, заставляя работать от зари до зари, за пустую похлебку и кусок хлеба. Сразу развею ваши сомнения: уже давно установлено, что автомобиль проедет столько, насколько хватит горючего или, как говорили в старину в отношении человека: «Как полопаешь, так и потопаешь!». Говоря современным языком, можно выразиться следующим образом: существуют необходимые нормы потребления продуктов при различной интенсивности труда; при этом набор продуктов должен быть сбалансирован по питательным свойствам (калорийности) и содержать необходимый набор микроэлементов и витаминов. Таким образом, содержание раба выливается в дополнительные затраты хозяина-рабовладельца на покупку раба, строительство и содержание помещения, надсмотрщиков, обучающего персонала и еще великое множество косвенных затрат, включая продукты питания. Наличие рабовладения говорит о существовании централизованного государства, имеющего солидную армию, которую нужно содержать за счет налогов. Мы же с вами ищем причину и сроки появления налогов, которые не могут появиться ранее, чем были созданы малые города и страны с централизованной властью.

Одной из форм появления налогов (дани), кроме храмовой подати, было отчисление уже принудительного характера на содержание армии и охраны условных границ или зон влияния. Одновременно с развитием меновой торговли появляется целый штат профессиональных торговцев, которые и осуществляют сам процесс обмена, взымая за это определенные комиссионные. Появляются в процессе развития торговли и торговые пути, на которых формируются промежуточные стоянки, своя система охраны и первые признаки таможенных сборов в пользу централизованной власти.

С некоторого момента начинают выходить из-под контроля жрецов командиры охранных отрядов, а затем и военачальники. Начинает формироваться дополнительная каста воинов, из которой выходят вожди – руководители государств. Располагая силой, они уже без всякого стеснения начинают устанавливать размеры налогов со двора, с семьи или с каждого жителя в отдельности, постепенно увеличиваю ставку налога, распространяя его на все виды деятельности. Необоснованно растет число штатных собирателей налогов, о чем мы уже информировали читателя выше. Появляются целые артели сборщиков налогов, разделенных на профессиональные группы по признаку собираемых налогов. Еще в 18 веке в царской России встречаются различные названия сборщиков налогов натуральными продуктами: мытарь, шапарь, ясачник и др.

Подводя итоги нашего небольшого исследования о налогах, делаем вывод, что налоги как форма управления населением существует с незапамятных времен. В связи с отсутствием письменных источников далеких времен невозможно установить период введения налогов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов)

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

kartaslov.ru

Налогообложение в государствах Древнего мира — Мегаобучалка

Вопрос 1: Объективная необходимость налогов и роль государства в их возникновении.

Собственно, налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей – известны с глубокой древности, будучи свойственны всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, и как о её неотъемлемой части. Соответственно, нужно признать ,что налоги возникли вместе с государством – когда нарождающиеся социально-государственные механизмы общества потребовали соответствующего финансирования.

Впрочем, существует и точка зрения, что налоги существовали задолго до образования первых государств – под видом жертвоприношений (иначе говоря, бессистемных платежей, носящих натуральную форму). Однако к этой теории стоит относиться с изрядной долей критики, поскольку жертвоприношения были, в известной степени, бессистемными и, в большинстве своём, не имели некоего чётко установленного размера.

Что же касается необходимости налогов, то она вытекает из самих задач и функций государства, выполняющего самую разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств. По сути, у государства нет иных методов мобилизации денежных средств в казну, кроме налогов. То есть, оно может, конечно, использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате же, основным источником доходов государства являются налоги (и сборы) в его пользу.

Вопрос 2: Экономическое содержание налогов.

Для того, чтобы правильно охарактеризовать экономическое содержание налогов, необходимо, в первую очередь, ответить на вопрос – каково будет понятие и сущность налогов как экономической категории? В этом случае, налоги – есть часть ВВП, создаваемая в процессе производства при помощи человеческого труда, а также капиталов и природных ресурсов. При этом государство (как правило) обладает лишь незначительной собственностью, направленной на средства производства, – именно из-за этого формирование бюджета осуществляется на основе изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Соответственно, это самое изъятие государством в пользу общества конкретной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса – и является сущностью налога.

Исходя из этого, экономическое содержание налогов обычно выражается через взаимоотношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и, с другой стороны государством, по поводу формирования государственных финансов. В этом случае налоги выступают в роли мобилизации части национального дохода. Обусловлено это тем, что государство должно влиять на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей. Если же рассматривать налог на макроэкономическом уровне, то он, как уже говорилось выше, будет представлять собой долю произведенного ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. А если на него посмотреть на микроэкономическом уровне, то налог можно охарактеризовать как изымаемую долю продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

По лекции:

Формирование гос бюджета

Экономические отношения между государством и налогооп-ом

Уплата налога

Бюджет –конфентрация финн ресурсов для финансирования гос-ых расходов.

Направления распределения ресурсов:1.Аппарат управления 2.Общественная без-ть 3. Развитие экономики

Социальная защита (образование, здрав-ние, пенсион-ое обесп-ние)

Перераспределение ВВП в интересах общества

Вопрос 3: Налогообложение в государствах Древнего мира.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появлялось товарное производство и формировался государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первое упоминание о налогах датируется 14-13 вв. до н.э. В то время они существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом и снаряжением для армии. При этом (забегая немного вперёд) в Римской империи и некоторых греческих полисах, в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось исключительно наступлением военного времени. Иными словами, в те времена формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно приняли денежную форму. И если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, строительство дорог и храмов, – то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. Именно с этого момента начинают создаваться первые организованные налоговые системы.

Одной из первых таких систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, явилась римская налоговая система. Как уже говорилось выше, на ранних этапах развития Римского государства, налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных («коммунальных») налогов. Однако единой налоговой системы на тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись вовсе, и заменялись исключительно контрибуцией.

В самом начале 1-го тысячелетия нашей эры, в Риме появился первый всеобщий денежный налог – «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых, позднее появились и косвенные налоги (например, налог с оборота – 1%).

Именно с этого времени, налоги стали выполнять не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Ну а последующие налоговые системы ( как средневековые, так и более современные), уже основывались и (в известной степени) повторяли римскую налоговую систему.

megaobuchalka.ru

Налогообложение в государствах Древнего мира — Мегаобучалка

Вопрос 1: Объективная необходимость налогов и роль государства в их возникновении.

Собственно, налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей – известны с глубокой древности, будучи свойственны всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, и как о её неотъемлемой части. Соответственно, нужно признать ,что налоги возникли вместе с государством – когда нарождающиеся социально-государственные механизмы общества потребовали соответствующего финансирования.

Впрочем, существует и точка зрения, что налоги существовали задолго до образования первых государств – под видом жертвоприношений (иначе говоря, бессистемных платежей, носящих натуральную форму). Однако к этой теории стоит относиться с изрядной долей критики, поскольку жертвоприношения были, в известной степени, бессистемными и, в большинстве своём, не имели некоего чётко установленного размера.

Что же касается необходимости налогов, то она вытекает из самих задач и функций государства, выполняющего самую разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств. По сути, у государства нет иных методов мобилизации денежных средств в казну, кроме налогов. То есть, оно может, конечно, использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате же, основным источником доходов государства являются налоги (и сборы) в его пользу.

 

Вопрос 2: Экономическое содержание налогов.

Для того, чтобы правильно охарактеризовать экономическое содержание налогов, необходимо, в первую очередь, ответить на вопрос – каково будет понятие и сущность налогов как экономической категории? В этом случае, налоги – есть часть ВВП, создаваемая в процессе производства при помощи человеческого труда, а также капиталов и природных ресурсов. При этом государство (как правило) обладает лишь незначительной собственностью, направленной на средства производства, – именно из-за этого формирование бюджета осуществляется на основе изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Соответственно, это самое изъятие государством в пользу общества конкретной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса – и является сущностью налога.

Исходя из этого, экономическое содержание налогов обычно выражается через взаимоотношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и, с другой стороны государством, по поводу формирования государственных финансов. В этом случае налоги выступают в роли мобилизации части национального дохода. Обусловлено это тем, что государство должно влиять на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей. Если же рассматривать налог на макроэкономическом уровне, то он, как уже говорилось выше, будет представлять собой долю произведенного ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. А если на него посмотреть на микроэкономическом уровне, то налог можно охарактеризовать как изымаемую долю продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

 

По лекции:

Формирование гос бюджета

Экономические отношения между государством и налогооп-ом

Уплата налога

Бюджет –конфентрация финн ресурсов для финансирования гос-ых расходов.

Направления распределения ресурсов:1.Аппарат управления 2.Общественная без-ть 3. Развитие экономики

Социальная защита (образование, здрав-ние, пенсион-ое обесп-ние)

Перераспределение ВВП в интересах общества

 

Вопрос 2: Налогообложение в государствах Древнего мира.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появлялось товарное производство и формировался государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первое упоминание о налогах датируется 14-13 вв. до н.э. В то время они существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом и снаряжением для армии. При этом (забегая немного вперёд) в Римской империи и некоторых греческих полисах, в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось исключительно наступлением военного времени. Иными словами, в те времена формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно приняли денежную форму. И если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, строительство дорог и храмов, – то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. Именно с этого момента начинают создаваться первые организованные налоговые системы.

Одной из первых таких систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, явилась римская налоговая система. Как уже говорилось выше, на ранних этапах развития Римского государства, налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных («коммунальных») налогов. Однако единой налоговой системы на тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись вовсе, и заменялись исключительно контрибуцией.

В самом начале 1-го тысячелетия нашей эры, в Риме появился первый всеобщий денежный налог – «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых, позднее появились и косвенные налоги (например, налог с оборота – 1%).

Именно с этого времени, налоги стали выполнять не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Ну а последующие налоговые системы ( как средневековые, так и более современные), уже основывались и (в известной степени) повторяли римскую налоговую систему.

 

megaobuchalka.ru

История возникновения налогов — Мегаобучалка

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

В развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. — 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2000.

Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Древний Рим (IV в. до н.э. — VIн.э.) Российская Федерация
дорожная пошлина Транспортный налог
налог на наследство налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения (с 2006 г. Нет)
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло акцизы на отдельные группы товаров
пошлины ввозные и вывозные таможенные пошлины
сбор на воздвижение статуй налог на рекламу
квартирный налог налог на имущество
сборы с банщиков, работорговцев, проституток лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

2 Период. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего". Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. Например, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

megaobuchalka.ru

от первобытных времён до античного мира

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: "ИСТОРИЯ НАЛОГОВ:

ОТ ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЁН

ДО АНТИЧНОГО МИРА".

 

 

 

 

 

 

Студент ФЭФ,

4 курс, ФФ – 4

 

Д. В. Славников

Руководитель

И. А. Амарина

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2000

Налоги известны давным-давно, ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвопри­ношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было не­писаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер­ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:

Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русьстей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с деся­тиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимал­ся поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте су­ществовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в раз­мере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это по­зволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодей­ствие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что сво­бодный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.

Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвова­ния, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Но когда предстояли крупные расхо­ды, то совет или народное собрание города устанавливали про­центные отчисления от доходов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и приле­гающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, по­скольку избранные магистраты исполняли свои должности безвоз­мездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду обществен­ных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела­ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном со­стоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда заклады­вались основы декларации о доходах.

В IV—III вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, ос­новывались и завоевывались новые города-колонии. Происходи­ли и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определе­ние суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государствен­ные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой го­сударственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свиде­тельству Т. Моммзена, при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х. - 78 до Р.Х.) в Риме граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочис­ленных налогов на роскошь. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить на­логи, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Еди­ной налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, кото­рые оказывали наиболее упорное сопротивление римским ле­гионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использо­вала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной ад­министрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важ­ным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы про­фессионально устанавливать и взимать налоги. Римская админи­страция прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил пол­ный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего на­логовой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была оп­ределена сумма, которую она должна была внести. Распределе­ние и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредст­венно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откуп­щиков, Многие города получили налоговые льготы, но некото­рые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до Р.Х. — 14 н. э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налого­обложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более спра­ведливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись иму­щественного состояния граждан. Переписью руководили наме­стники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обя­зан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской им­перии? Сведения о землевладении в Иудее, например, содержа­ли в себе:

• наименование отдельного подворья, к какой общине оно от­носится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

• количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;

• сколько на участке имеется виноградных лоз;

• сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

• сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

• сколько приблизительно моргенов земли отводится под паст­бища;

• сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, спо­собные давать деловую древесину;

• пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полно­мочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то он должен был привести уважи­тельные причины, по которым он это сделал. В противном слу­чае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну деся­тую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фрук­товых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средст­ва направлялись для пенсионного обеспечения профессиональ­ных солдат. Их ближайшие родственники были от данного на­лога освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать:

§ налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%,

§ особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%,

§ налог на освобождение рабов по ставке 5% от их ры­ночной стоимости,

§ акциз на соль, который платили только жители провинций.

Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывози­мых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин диф­ференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений общин, контроль за срока­ми поступления налогов государство держало в своих руках че­рез органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фис­кальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, ур­банизации.

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима пе­решли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. вклю­чительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснаще­ние армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, за­платив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составля­ла 10—12,5 %), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название "налог на воз­дух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и воен­ные, получившие повышение в должности.

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги:

на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр.

Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к фи­нансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ос­лаблявшие мощь государства.

Используемая литература.

1. Всё начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М., 1992.

2. Моммзен Т. История Рима. – СПб., 1993.

3. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 1995.

4. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 1997.

Автор: Славников Дмитрий Васильевич

 

[email protected]

 

Теги: История налогов: от первобытных времён до античного мира   Реферат  ИГП

dodiplom.ru

Вопрос 1. Развитие налогов в древнем мире и античности.

I стадия развития налогов: квазиналоги (протоналоги)

Формы: жертвоприношение (обязательные и узаконенные), десятина (появилось с появлением религии, плата десятой части доходов в пользу церкви), дань (плата покоренного налога своим покорителям).

Появление налогов в современном виде связано с возникновением государства : примерно 5-6 тыс. лет назад (примерно 3-4 тыс. лет до н.э.)

НАЛОГИ-сборы в пользу публичной власти (государства) в виде платы населением; основная форма доходов государства.

В развитии форм и методов налогообложения можно выделить 3 крупных этапа:

1)От древнего мира до начала средн. веков.На этом этапе госуд-во не имело специал. финансового аппарата, оно только определяло сумму средств и прибегало к различным посредникам:часто это была община, город, система откупщиков.

2)16-начало 19 вв..Новое время.Возникновение сети государственных учреждений , в том числе финансовых.Государство берет часть функции сбора налогов на себя.

3)Середина 19-21 вв. Государство берет в свои руки все функции установления и взымания налогов. Появление научных теорий о налогообложении.

Фиксированные налоги появились в Древнем Египте (например,первый поземельный налог). Также подушные налоги 3-2 тысячелетия до н.э. в Китае, Вавилоне, Персии. В Др. Греции и Др. Риме сложились достаточно развитые финансовые и налоговые системы: появились аналоги банков, ценные бумаги.

В Др.Греции появился налог на доход 1/10 или 1/20 часть дохода, акцизы в виде привратных сборов.

В Др. Риме каждые 5 лет определялся ценз –сумма налога с доходов определенных людей. Жители должны были дать цензорам клятву о состоянии своих доходов.

1 век н.э. при Октавиане Августе созданы финансовые учреждения для контроля налогообложения, его упорядочения путем составления документов. Чиновник, собирающий налог, мог уменьшить его при неурожае и т.п.

Вопрос 2. Налоги в Средние века и начало Нового времени (до конца XVIII).

- налоги носили неопределенный и временный характер

- не было финансового аппарата

- появилось три вида налогов: поземельные, поимущественные, подушные

- ответственность за сбор налогов была на общине, или применялась система откупщиков

- основную часть налогов платило 3е сословие: крестьяне и горожане некрестьянского происхождения (купцы, торговцы)

Поземельный налог: появился во Франкском гос-ве, собрался в форме известной десятины, мог взиматься в виде налога на доход. Налог платили все обладатели земли, имеющие от нее доход.

Подушный налог: у франков-платил каждый, не имеющий земли. Феодалы платили за своих зависимых крестьян. В Англии был с конца 14 века и стал равносилен налогу на роскошь

Косвенные налоги: в 13 веке во Франции-акцизы на соль, далее акцизы распространились и закрепились в Голландии. В основном-на алкоголь и табак.

Таможенные пошлины: редко на границах, много внутри страны. Были мостовые, причальные пошлины.

Коммунальные и местные налоги: собирала община для местных нужд, исток-Древний Рим. Н-р на содержание дорог, церквей.

Чрезвычайные налоги: в Англии появились счетовые деньги (налог с населения в случае войны). Парламент ограничил функции короля в вопросе сбора налогов (Англия), чрезвычайный налог вводил только парламент.

С развитием административной системы сбора налогов появляются первые теор.работы о налогах

studfiles.net


Смотрите также