Древнее название новгорода. История Новгорода (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Новгород 2 (стр. 1 из 5). Древнее название новгорода


58.Происхождение Новгорода - Варяги и Русь

Само название города Новгорода наталкивает на мысль, что основан город был переселенцами из другого, старого города, который был первоначальным местом жительства первопоселенцев. Да и вечевой уклад города, где князья либо навязывались, либо приглашались на княжение, но не обладали всей полнотой власти указывает скорее на основание колонии, а не древнего племенного центра с резиденцией правящих князей.В этой связи предпринимались неоднократные попытки найти первоначальный город, откуда вышли первопоселенцы Новгорода.Вот что пишет В.Л. Янин и М.X. Алешковский, которые посвятили много времени изучению древностей Новгорода, по этому поводу:«В пределах Новгородской земли, в отличие от других русских земель, городов очень мало. За вычетом крепостей, построенных в XIII-XV вв., к числу несомненно древних относятся лишь Старая Ладога, Старая Русса и Рюриково Городище (в 2 км от Новгорода). Все три пункта уже предлагались в литературе на роль старого по отношению к Новгороду города, чему способствовало осмысление их топонимов. Между тем и Русса и Ладога стали называться "Старыми" исключительно поздно и не по отношению к Новгороду, а поотношению возникшим около них Новой Руссе и Новой Ладоге. Городище, которое такименовалось и в XII в., что свидетельствовало о большой древности этого пункта,однако никогда не называлось Рюриковым; это добавление к своему названию,явившееся плодом ученых реминисценций дилетантов, оно получило лишь вкраеведческой литературе XIX - XX вв. Во всех трех пунктах производилисьархеологические раскопки, которыми установлено отсутствие в Руссе слоев болеедревних, чем XI в., в Ладоге и на Городище, располагающих и более древнимислоями, отсутствие прямых генетических связей с ранними новгородскимидревностями». По сути Янин и Алешковский ищут основателей Новгорода впределах восточнославянских земель и в непосредственной близости от Новгорода и лишь отчасти затрагивают вопрос о западных славянах. Проблема действительно остается дискуссионной. Но здесь интересно обратить внимание на тот факт, что названию «Новгород» противостоит название «Старград», нынешний Ольденбург(что является просто переводом на немецкий славянского названия города). Этот город находится на Ютландском полуострове в землях как раз тех самых вагров, которые и дали название варягам. Это был один из крупнейших славянских городов Южной Балтики, наряду с Волином, Любеком, Макленбургом и был столицей племенного объединения вагров. В отечественной научной литературе почему-то практически игнорируется это факт. Конечно, само противопоставление названий Старый город – Новый город, не может быть доказательством, что основателями Новгорода являются западные славяне, вагры из Старграда, но сам факт примечательный. Тем более, что сами новгородцы признавали, что они от рода варяжска, т.е. пришли из-за моря. Этопоказание летописи явно противоречит попыткам историков и археологов искатьродину основателей (или тех кто объединил первопоселения на месте города) внепосредственной близости от Новгорода или на просторах Восточно-Европейскойравнины. Вагры же из Старграда вполне могут подходить на эту роль, и даже становится понятным название Новгорода, как нового града по отношению к старой метрополии. Есть и археологические некоторые подтверждения присутствия западных славян в Новгороде. Тот же Янин и Алешковский отмечают: «В Новгороде следы культуры балтийских славян известны и в археологических материалах: так,конструкция вала 1116 г. в Детинце, раскопанная недавно, имеет точные аналогии только у балтийских славян и совершенно неизвестна на Днепре». В Новгороде кроме общегородского вече, были также вече у каждого из концов города. «Вече Людина конца собиралось у церкви Бориса и Глеба в Детинце, вече Неревского конца - у церкви Сорока святых, вече Славенского конца - у церкви Николы на Дворище.» «…кончанские организации также восходят, как предположил А.В. Арциховский, к балтийским славянам, у которых имелись общественные здания контины - центры отдельных частей города». Это все дополнительные факты, в подтверждение того, что варяги являлись западными славянами, и что возможно именно с этими варягами, выходцами из Старграда, связано летописное основание города. Эта гипотеза, по крайней мере не лишена оснований и требует дальнейшей разработки и подкрепления другими источниками и археологическими материалами.

alex-oleyni.livejournal.com

История Новгорода

Международный университет

Факультет менеджмента

5 курс

Особенности средневекового Новгорода

Выполнил: Хан О. К.

Москва

2000

ВВЕДЕНИЕ. 3

Источники истории древнего Новгорода. 4

Начало Новгородской истории. 7

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА. 14

Управление древнего Новгорода. 18

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ. 20

Список литературы. 23

ВВЕДЕНИЕ.

В северо-западной части России, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород - ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития русской экономики и русской культуре.

Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мете.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

Новгород - родина российских республиканских и демократических традиций. Шесть веков до 1478 г. в городе существовал парламент из членов аристократических семей, несколько десятков раз за это время вече принимало общенародный характер. Сегодня журналисты любят проводить аналогию между новгородским вече и современной Государственной думой. В 1478 г. в Грановитой (Владычной) палате Кремля бояре присягнули на верность великому московскому князю: с независимостью Новгороду пришлось распрощаться навсегда. Объединение Новгородской республики с Московским княжеством знаменовало собой создание единого русского государства со столицей в Москве.

В данной работе будет рассмотрена история древнего Новгорода и ее влияние на политический и социальный уклад этого древнерусского города.

Источники истории древнего Новгорода.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего Новгорода нужно оговорить те источники , которые дают нам сведения о прошлом новгородской земли.

Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно ,или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после принятия христианства (Х1 - м столетии ). Первым центром летописания был ,по - видимому Киев ( Киево - Печорская лавра).Чуть позднее начали составлять летописи в Новгороде.

Интересно заметить, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (Х1-Х111 вв.) дошли до нас в списках Х1V-XV вв.

Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи.

К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и ,к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях , произошедших в Новгороде до 1015 года.

Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая ,Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись.

Не прекращалась работа над летописями и в XV11 веке. В этот период были созданы новые большие своды ( Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи).

Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно: бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей .

По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же можно узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях.

Государственные же акты дают представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной Х111 века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол.

Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями - Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны. Сохранилось также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов.

Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства.

Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч.

В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Вот уже полвека с лишним ведутся широкие археологические работы над культурным слоем Новгорода , который представляет из себя явление уникальное .

В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что каждый год этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать выводы о возрасте сохранившихся построек и предметов.

Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов - орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли .Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца .

Начало Новгородской истории.

Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х - Х1 века), а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, нельзя безоговорочно доверять датировке определённых событий 1Х - Х века, которую даёт нам летопись.

Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы Х1 веком ,когда Новгород был уже довольно крупным городом.

Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля). Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились и их жители построили общую крепость ,получившую название Новгород по отношению к трём старым городам.

mirznanii.com

Новгород - это... Что такое Новгород?

Новгород (Великий Новгород) — областной центр России (см. Россия), расположен на Приильменской низменности, на обеих берегах реки Волхов. Население 230, 6 тысяч жителей (1999). Новгород — один из самых древних городских центров восточных славян. Впервые он упомянут в Новгородской летописи под 859 год. Расположение на стыке путей «из варяг в греки» с «волжско-балтским» способствовало развитию в Новгороде ремесел (обработки железа, дерева, кожи), торговли и культуры. В 930—950-е годы город был перенесен на новое место. Возведение Детинца и возникновение посада происходило почти одновременно, и очень быстро город занял большую территорию. В новом Детинце был построен каменный Софийский собор (1045—1050), один из древнейших храмов на Руси. С начала 12 века, начиная с церкви Благовещения на Городище, в Новгороде ведется интенсивное строительство каменных церквей. От этого периода сохранились Николодворищенский, Антониевский, Рождественский, Георгиевский храмы. Новгород осуществлял активную колонизацию северо-восточных земель (Заволочья), богатого пушниной, рыбой, солью, моржовой костью, жемчугом. Новгородцы основывали новые города, в том числе Вологду (1147) и Тотьму (до 1138). Долгое время Новгородская республика боролась за свою независимость с Москвой. До начала 18 века Новгород оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров. С развитием Петербурга он постепенно теряет свое торгово-экономическое значение, оставаясь одним из центров льноводства. С 1727 года Новгород становится губернским городом. К середине 12 века архитектурное лицо Новгорода полностью определилось. Центр имел двухчастную структуру: на левом берегу — Софийская сторона с Кремлем (Детинцем), на правом берегу — Торговая сторона с первоначально княжеским Ярославовым дворищем, где собиралось вече. Обе части соединялись мостом через Волхов. Уже в начале 12 века город и его ближайшая округа вдоль реки были окружены каменными храмами. Городская застройка на территории в 410 га в пределах острога 12 века разделялась на пять районов (концов): вокруг Детинца с севера на юг — Неревский, Загородский и Гончарский, или Людин, концы, вокруг Торга — Славенский конец, к северу от него за Федоровским ручьем — Плотницкий конец. С 14 века концы выступают как самоуправляющиеся составные единицы. В 15 веке они оказываются связанными с подвластными им частями государства — пятинами (Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская). Большинство улиц тяготели к берегу Волхова, параллельно которому с каждой его стороны только одна улица пересекала город по всей его длине. В это время Новгород сложился в огромный градостроительный комплекс. Его окружали три ряда монастырей. Жилая застройка до конца 17 века была деревянной. Из камня и кирпича строили храмы, иногда палаты знати, оборонительные сооружения. На территории Детинца сохранились постройки владычного двора с «грановитой палатой» (1433), стены и башни первого на Руси «итальянского» Кремля конца 15 века. В Новгороде сохранилось огромное число храмов: Благовещенский Аркажский, Петропавловский на Синичьей горе, Спасо-Нередицкий конца 12 в., Пятницкий на Торгу, Рождественский Перынский (начало 13 в.), Николо-Липенский, Федоровский (конец 13 в.), Николы Белого, Михайловский, Спаса на Ковалеве (начало и середина 14 в.), Иоанна на Витке, Рождества на Кладбище, Федора на Ручью, Спаса на Ильине (вторая половина 14 в.), Власия, Петра и Павла в Кожевниках (начало 15 в.), Успенская, Иоанна на Опоках, Двенадцати апостолов, Сорока мучеников, Сергия в Кремле (середина 15 в.). Почти все храмы хранят значительные фрагменты фресковой росписи. Наиболее известны фрески Софии, Антонова, Аркаж, Нередицы (12 в.), Федора, Рождества и Спаса на Ковалеве (14 в.). Храм 14 века — Спас на Ильине улице — расписан Феофаном Греком. В Новгороде хранится богатейшее собрание икон 11—20 веков. В Софийском соборе, кроме иконостасов, стоит древнейшая святыня Новгорода — икона «Знамение», по преданию, спасшая город в 1170 году от суздальской рати. От позднего периода средневековья дошло также много храмов: начала 16 века (Прокопия, Жен Мироносиц, Спаса на Хутыни), середины 16 века (Филиппа на Нутной, Бориса и Глеба в Плотниках, Никиты, Федора Тирона, несколько трапезных). Последующий более чем столетний период ничем не представлен. От конца 17 века сохранился Знаменский собор и два пригородных монастыря — Деревяницкий и Вяжищский. Оба представляют собой своеобразные образцы построек тяжелого стиля с узорочьем. В Кремле также стоят часозвоня (1673), Лихудов и Никитский корпуса 15—17 вв., домик с наличниками при Звоннице. В конце 18 — начале 19 века упорядочивается радиально-полукольцевая планировка Софийской стороны и прямоугольная на Торговой стороне (генпланы 1778 и 1834 гг.). Сохранились фрагменты исторической среды, здания в стиле классицизма (Путевой дворец 1771, 1828; Гауптвахта). Присутственные места (18—19 вв., ныне одно из зданий музея), памятник «Тысячелетие России» (1862, скульптор М. О. Микешин, архитектор В. А. Гартман). По планам восстановления и развития города А. В. Щусева (1944—1945) и «Гипрогора» (1966) новыми домами застроена Софийская сторона, Петербургская и Московская улицы, четко обозначена композиционная ось от вокзала (проект А. В. Щусева) сквозь Кремль, через Волховский мост, к Спасу на Ильине. Исключительно богата памятниками и земля Новгородской области. В 2 км к югу у села Городище — Рюриково городище. К востоку от Городища — прославленная церковь Спаса на Нередице (разрушена фашистами, восстановлена, но без уникальных фресок). На правом берегу Волхова находятся и другие памятники, сильно пострадавшие во время войны: церковь Спаса на Ковалеве (восстановлена, фрески, упавшие со стен смонтированы заново), руины церкви Успения на Волотовом поле. На левом берегу Волхова ансамбль княжеского Юрьева монастыря (в Георгиевском соборе сохранились фрески 12 в.). Далее на берегу Мячинского озера находится музей-заповедник русского деревянного зодчества, куда свезены церкви, мельницы, дома, амбары и другие строения из деревень Новгородской области. Еще дальше к югу находится Перунов холм, затем церковь Перынь-Богородицы с церковью Рождества Богородицы (конец 12 — начало 13 вв.). На восточном берегу озера Ильмень — церковь на Липне (1292, разрушена в 1941, восстановлена). Хутынский монастырь находится к северо-востоку от Новгорода на правом берегу Волхова. Он также сильно пострадал во время войны. В 12 км к северо-востоку от Новгорода — живописный ансамбль Вяжищского монастыря, церковь Иоанна Богослова, богато украшенная цветными рельефными изразцами.

dic.academic.ru

Древний Новгород 2

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………. 2

I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде………………………………………………… 3-4

II. Начало Новгородской истории………………………………………………………..5-6

III. Устройство Новгорода………………………………………………………………...7-11

IV. Военное дело и военная слава Новгорода…………………………………………...12-15

Заключение………………………………………………………………………………... 16

Список литературы………………………………………………………………………...17

Введение:

Идеалистическая философия истории, понимавшая мир как процесс саморазвития вселенского духа, находящего себе выражение в отдельных народах, неуклонно приводила к идеям «совершенного своеобразия» национальной истории всякого народа. С точки зрения этих идей легко было совершить ошибку как в ту, так и в другую сторону, представляя национальное наследие России или как ее исключительное богатство, или как ее неизбывную скудость.

Цель данной работы показать, что представлял собой Новгород, когда возник, как формировался, как менялось население.

Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.

Новгород - один из древнейших русских городов, дата основания которого не зарегистрирована достоверными письменными источниками: они застали город уже существующим. Именно к таким городам, за отсутствием точных о них сведений, пытливая мысль древних летописцев привязывала странствующие международные легенды. Лопата современных археологов должна искать их «дна» на колоссальной глубине культурного слоя, порядка нескольких метров толщины.

Новгород - спутник и свидетель всей нашей истории. Наряду с Киевом, он был центром самостоятельного дофеодального государственного образования на территории Руси. Войдя в Киевское государство, он совершал общий с другими русскими городами путь исторического развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное развитие этих городов было нарушено татарским нашествием, Новгород его продолжал и для известного времени является для нас показателем направления и хода развития русской культуры.

I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде

[1] Основную часть сведений о Новгороде историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно, или, как говорили в Древней Руси "по летам". Интересно, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (ХI-ХIII вв.) дошли до нас в списках ХIV-XV вв. Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и, к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях, произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая, Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись. Не прекращалась работа над летописями и в XVII веке. В этот период были созданы новые большие своды (Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи) . Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно. Бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей. Как правило, летописи создавались людьми из духовенства: монахами, епископами, монахами и. т.д. Многие люди представляют себе летописца, как беспристрастного монаха, который "Добру и злу внимая равнодушно" записывал все события вокруг себя. По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же мы можем узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях. А государственные акты дают нам представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной ХIII века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны.

Сохранились также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства.

Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч. В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту. Интересно заметить, что на тысячу найденных единиц кожаной обуви пришлись всего лишь одни лапти. Этот факт ломает все наши представления о лаптях, как о традиционной русской обуви. Но самая главная находка, ставшая сенсацией в археологии состоялась 26 июля 1951 года - Первая берестяная грамота. Она и более семисот берестяных свитков, извлеченных из земли за последние несколько десятилетий, значительно обогатили наши знания о жизни древних новгородцев. В отличие от дорогого пергамента, который использовался для летописей и ценных документов, береста могла быть доступна каждому новгородцу в любой момент.

Многообразие берестяных посланий написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца.

II. Начало Новгородской истории

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. [2] Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х-ХI века) , а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий IХ-Х века, которую даёт нам летопись. Новгород значит "новый город". Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы ХI веком, когда Новгород был уже довольно крупным городом.

Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля) . Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. Этот факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новгорода.

В пределах Новгородской области имеется несколько городов, так и называющихся «старыми», в которых отдельные исследователи склонны видеть политические центры более древние, чем Новгород, уступившие позднее ему свое значение и определившие тем самое его имя - «Нов-города». С. Ф. Платонов видел такой древнейший центр приильменских славян в Старой Руссе, лежащей по другую сторону оз. Ильменя.

Б. Д. Греков считает таким центром Старую Ладогу, лежащую на другом конце р. Волхова.

Исследователи, искавшие объяснение названия города в нем самом, в обстоятельствах его собственной жизни, указывали или на перенесение центра города с места древнего поселения на восточном берегу реки, так называемого Славна, на западный, где образовался новый город (П. Л. Гусев), или на обрастание первоначального укрепленного ядра, Кремля, большим поселением, обнесенным новым валом, новым городом (Н. С. Державин).

[3] Возвышенная юго-восточная часть города, ближайшая к Рюрикову Городищу, сама расположенная по типу древних городищ между р. Волховом и Тарасовцем и защищенная с третьей стороны искусственным рвом (современный Федоровский ручей), в непосредственной близости к которой оказались и княжеское дворище, и торг, имела особенно много преимуществ. Многозначимой представлялась связь ее топонимики - Славно, Славная улица - с самым именем ильменских славян и Славией арабских писателей. И название Holmgard, отнесенное к этой части города, представлялось естественным. Таким образом, «Славенский холм, по представлениям, основанным на анализе исторической топографии города, с одной стороны, и древнейших норманских и немецких источников, с другой, уже давно казался исследователям местом древнейшего славяно-финского поселения, еще не носившего даже имени Новгорода».

mirznanii.com


Смотрите также