Скульптура древней персии. Нужны услуги строителей?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нужны услуги строителей? Скульптура древней персии


Скульптура Древней Персии

Наряду с архитектурой наиболее ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов. Скульптура Персидской монархии украшала дворцы в Пасаргадах, в Персеполе и Сузах, гробницы в Накш-и-Рустеме, или существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале.

Ритм рядов фигур воинов или данников, который сочетался с ритмом самого архитектурного сооружения, подчеркивал величественность и церемониальность этого искусства. В скульптуре особенно ясно видно, сколь многим персидское искусство обязано Двуречью. Не только трактовка человеческой фигуры и технические приемы, но и отдельные образы, например, крылатые быки у входа, объясняются исключительно сильным влиянием ваятелей Вавилонии и Ассирии.

Ахеменидское искусство не знало круглой монументальной скульптуры. Однако греческие писатели сообщали о том, что в резиденциях персидских царей были статуи работы греческих мастеров. Здания украшались не только каменными рельефами, но и цветными изразцами, а также росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Художественное ремесло в Персидском царстве достигло высокого уровня. В художественном ремесле ахеменидского времени заметно переплетение уже несколько иных элементов, чем в официальной и торжественной архитектуре и монументальной скульптуре. Хотя ремесло, особенно имевшее материалом драгоценные металлы, обслуживало высшие слои персидского общества, все же в нем проявлялись такие стороны художественного мировоззрения мастера, которые не могли найти отражения в строго каноничных памятниках придворного искусства.

Так в памятниках художественного ремесла заметны элементы своеобразного реализма, особенно в трактовке животных. Наряду с чертами собственно иранскими, греческими и вавилонскими, отчасти и египетскими, для многих памятников ахеменидского периода характерны черты, связывающие их с искусством кочевников Восточной Европы и Азии, условно называемым “скифским”.

Памятниками искусства являются и персидские печати, обычно цилиндрические, оттиски которых ставились вместо подписи на деловых документах и письмах. Эти печати были тесным образом связаны с аналогичными вавилоно-ассирийскими как по своему назначению, так и по технике и художественным приемам изготовления.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953. 

gumanitarist.narod.ru

Характерные черты скульптур Древнего Египта, Месопотамии и Персии. Об истории скульптуры., Дизайн интерьера дома и квартиры

В раскрытии темы нам будут помогать несколько источников, среди которых «Википедия». Именно к ней мы обращались на прошлой встрече и намерены приводить цитаты из этого источника и сегодня.

О скульптуре Древнего Египта мы сказали не все, что планировали. Скульптура Древнего Египта 1 Поэтому нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с той же темы, которой и был закончен предыдущий разговор.

В «Википедии» говорится об отличительных качествах египетских статуй фивского и саисского периодов. Такими качествами, по мнению источника, являются: «удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия...   Весьма искусно, - сообщается в «Википедии», - умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных… Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории — в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов — в погребальных сооружениях».

Египетский стиль в интерьере, с использованием древних рельефовЕгипетский стиль в интерьере предполагает использование подобных рельефов. Конечно, выполняются они нашими современниками, но стилизуются под древние рельефы и являются одними из «главных героев» убранства. Но и в наши дни мастера используют тот же способ исполнения рельефов, чтобы максимально приблизить свои творения к оригиналам. «Способ исполнения этих рельефов, - говорится в источнике, - был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне… либо, наоборот, уходили немного вглубь фона…  Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа».

Древние скульптуры археологи находят по всему миру. Богата на такие находки и Месопотамия. «Раскопки, произведенные в Месопотамии, - сообщает нам «Википедия», - в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия,  познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000—600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов… состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений — довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни». *

Интересно, что между характером скульптур Месопотамии, возраст Скульптура Месопотамиикоторых исчисляется тысячелетиями, и некоторыми скульптурами эпохи развитого социализма нет особой разницы. Мы не говорим о скульптурах В. Мухиной или скульптурной группе М. Манизера, украшающей станцию московского метрополитена «Площадь революции». Речь идет о находящихся в парках и скверах скульптурах, в которых советские скульпторы стремились показать физические возможности строителя коммунизма, не отражая в произведениях духовное состояние «объекта».

Из Месопотамии мы переместимся в Древнюю Персию и посмотрим, на характерные черты ее скульптуры. Согласно тому же источнику, «искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560—330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций… состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках — крылатых животных с человеческою головою…  Скульптура Древнего Персии

Здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные».

На первый взгляд может показаться, что столь невыразительные скульптуры не заслуживают того, чтобы в наши дни их копии украшали соответствующие интерьеры. На самом же деле, именно «сухость» скульптур Персии выделяет их из числа скульптур других древних стран. Художественная ценность произведения не всегда определяется его соответствию «оригиналу», коим, в данном случае, является человек. Те же каменные изваяния на острове Пасхи, мягко говоря, далеки от Скульптура Древней Индии

 совершенства и не отражают красоту человеческого тела, равно как и красоту лица. Однако эти скульптуры притягивают к себе тысячи туристов, а копии изваяний украшают многие интерьеры.

А теперь мы отправимся в Древнюю Индию, чтобы познакомиться со скульптурами этого удивительного уголка земного шара. «Религиозные воззрения древних индийцев, - говорится в источнике, - в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до новой эры. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ».  

О том, благодаря каким представлениям возникли понятия о божествах у древних индийцев, мы расскажем в следующий раз, после чего продолжим путешествие во времени.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: iskusstvu, bibliotekar, mithology, news.bbc.co, artyx

www.dkd.ru

Древний мир. Страны и племена. Персия. Культура. Скульптура.

Наряду с архитектурой наиболее ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов. Скульптура Персидской монархии украшала дворцы в Пасаргадах, в Персеполе и Сузах, гробницы в Накш-и-Рустеме, или существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале.

Ритм рядов фигур воинов или данников, который сочетался с ритмом самого архитектурного сооружения, подчеркивал величественность и церемониальность этого искусства. В скульптуре особенно ясно видно, сколь многим персидское искусство обязано Двуречью. Не только трактовка человеческой фигуры и технические приемы, но и отдельные образы, например, крылатые быки у входа, объясняются исключительно сильным влиянием ваятелей Вавилонии и Ассирии.

Ахеменидское искусство не знало круглой монументальной скульптуры. Однако греческие писатели сообщали о том, что в резиденциях персидских царей были статуи работы греческих мастеров. Здания украшались не только каменными рельефами, но и цветными изразцами, а также росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Художественное ремесло в Персидском царстве достигло высокого уровня. В художественном ремесле ахеменидского времени заметно переплетение уже несколько иных элементов, чем в официальной и торжественной архитектуре и монументальной скульптуре. Хотя ремесло, особенно имевшее материалом драгоценные металлы, обслуживало высшие слои персидского общества, все же в нем проявлялись такие стороны художественного мировоззрения мастера, которые не могли найти отражения в строго каноничных памятниках придворного искусства.

Так в памятниках художественного ремесла заметны элементы своеобразного реализма, особенно в трактовке животных. Наряду с чертами собственно иранскими, греческими и вавилонскими, отчасти и египетскими, для многих памятников ахеменидского периода характерны черты, связывающие их с искусством кочевников Восточной Европы и Азии, условно называемым “скифским”.

Памятниками искусства являются и персидские печати, обычно цилиндрические, оттиски которых ставились вместо подписи на деловых документах и письмах. Эти печати были тесным образом связаны с аналогичными вавилоно-ассирийскими как по своему назначению, так и по технике и художественным приемам изготовления.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.            

ancient.gerodot.ru

Характерные черты скульптур Древнего Египта, Месопотамии и Персии. Об истории скульптуры., Дизайн интерьера дома и квартиры

В раскрытии темы нам будут помогать несколько источников, среди которых «Википедия». Именно к ней мы обращались на прошлой встрече и намерены приводить цитаты из этого источника и сегодня.

О скульптуре Древнего Египта мы сказали не все, что планировали. Скульптура Древнего Египта 1 Поэтому нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с той же темы, которой и был закончен предыдущий разговор.

В «Википедии» говорится об отличительных качествах египетских статуй фивского и саисского периодов. Такими качествами, по мнению источника, являются: «удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия...   Весьма искусно, - сообщается в «Википедии», - умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных… Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории — в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов — в погребальных сооружениях».

Египетский стиль в интерьере, с использованием древних рельефовЕгипетский стиль в интерьере предполагает использование подобных рельефов. Конечно, выполняются они нашими современниками, но стилизуются под древние рельефы и являются одними из «главных героев» убранства. Но и в наши дни мастера используют тот же способ исполнения рельефов, чтобы максимально приблизить свои творения к оригиналам. «Способ исполнения этих рельефов, - говорится в источнике, - был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне… либо, наоборот, уходили немного вглубь фона…  Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа».

Древние скульптуры археологи находят по всему миру. Богата на такие находки и Месопотамия. «Раскопки, произведенные в Месопотамии, - сообщает нам «Википедия», - в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия,  познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000—600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов… состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений — довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни». *

Интересно, что между характером скульптур Месопотамии, возраст Скульптура Месопотамиикоторых исчисляется тысячелетиями, и некоторыми скульптурами эпохи развитого социализма нет особой разницы. Мы не говорим о скульптурах В. Мухиной или скульптурной группе М. Манизера, украшающей станцию московского метрополитена «Площадь революции». Речь идет о находящихся в парках и скверах скульптурах, в которых советские скульпторы стремились показать физические возможности строителя коммунизма, не отражая в произведениях духовное состояние «объекта».

Из Месопотамии мы переместимся в Древнюю Персию и посмотрим, на характерные черты ее скульптуры. Согласно тому же источнику, «искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560—330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций… состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках — крылатых животных с человеческою головою…  Скульптура Древнего ПерсииЗдесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные».

На первый взгляд может показаться, что столь невыразительные скульптуры не заслуживают того, чтобы в наши дни их копии украшали соответствующие интерьеры. На самом же деле, именно «сухость» скульптур Персии выделяет их из числа скульптур других древних стран. Художественная ценность произведения не всегда определяется его соответствию «оригиналу», коим, в данном случае, является человек. Те же каменные изваяния на острове Пасхи, мягко говоря, далеки от Скульптура Древней Индии совершенства и не отражают красоту человеческого тела, равно как и красоту лица. Однако эти скульптуры притягивают к себе тысячи туристов, а копии изваяний украшают многие интерьеры.

А теперь мы отправимся в Древнюю Индию, чтобы познакомиться со скульптурами этого удивительного уголка земного шара. «Религиозные воззрения древних индийцев, - говорится в источнике, - в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до новой эры. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ».  

О том, благодаря каким представлениям возникли понятия о божествах у древних индийцев, мы расскажем в следующий раз, после чего продолжим путешествие во времени.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: iskusstvu, bibliotekar, mithology, news.bbc.co, artyx

www.dkd.ru