Композиторы греции древней. Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыка Греции. Композиторы греции древней


Музыка Греции - это... Что такое Музыка Греции?

Греческая музыка — разнообразная музыкальная культура, исторически распадающаяся на несколько культур — древнегреческую музыку, византийскую музыку и собственно музыку Греции на ее современном этапе.

Музыка в Древней Греции

Основная статья: Древнегреческая музыка

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх.

Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Начиная с 6 века до н. э. музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.

Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодией). Ее ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады — «гармонии». Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т. д.) широко используются и в современной теории музыки.

Музыка в Византии

С 4 века и до падения Константинополя в 1453 году Греция входила в Византийскую ипмреию, что и определяло ее культуру. С принятием и развитием христианства основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения. Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения. В 5-6 веке широкое распространение в византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари, кондаки, каноны, позже — стихиры. Развитие византийской гимнографии в 6-8 веках связано с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.

С 9 века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя. В XIV—XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне. Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Разработанная в Византии невменная нотация длительное время использовалась и в Западной Европе, а система восьмиголосия стала основой формирования знаменного пения на Руси.

Параллельно с литургической музыкой в Византии развиваются эпические жанры — акритские песни, прославлявшие подвиги акритов.

Народная музыка Греции

Народное творчество греков многообразно. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых — трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посвященные массовым народным праздникам. Подавляющее большинство исторических песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греческого государства, когда их основным содержанием стало воспевание свободы и независимости. Выполнение греческих народных песен часто сопровождается хороводом.

Названия народных танцев ведут свое происхождение от местности, где они существуют (например, критский танец), от исторического события (танец Залонго), от названия профессии (хасапико — танец мясников и др.). Или берут свои названия от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Народный инструментарий включает различные виды лютни, флейты (авлос), лиру (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка. В состав современных оркестров народных инструментов Греции входят также кларнеты и гитары.

Становление профессиональной школы и современность

Во времена османского ига профессиональная греческая музыкальная культура развивалась только на Ионических островах, на которые турецкое владычество не распространялось. Ионическая школа долгое время оставалась ведущей и после обретения Грецией независимости в 1830 году, когда начался новый этап в истории греческой музыкальной культуры, тесно связанный с деятельностью уроженца Керкиры Николаоса Мандзароса — автора национального гимна Греции (1865), ряда фортепианных и вокально-симфонических произведений. В 1840 году Мандзарос основал Филармоническое общество Керкиры, что стало профессиональной школой будущих греческих композиторов, среди которых авторы первых греческих опер — Павлос Каррер и Спиридон Ксиндас.

В 1871 году была открыта консерватория в Афинах, а в 1939 году — Национальная опера Греции. В период итало-греческой войны 1940—1941 годов наиболее известной исполнительницей патриотических песен, а потом и «певицей Победы» стала София Вембо.

Позже успехов на международной арене достигли греческие композиторы Спиридон Самарас (автор Олимпийского гимна), Микис Теодоракис, Мария Фарандури, Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, певица Мария Каллас, среди современных — тенор Мариос Франгулис, пианист Димитрис Сгурос, скрипач Леонидас Кавакос.

Кэти Хомата — эстрадная певица, представительница поколения музыкантов «Новой волны». Среди композиторов, представителей «Новой волны» отличается Дионисис Саввопулос. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века — Демис Руссос и Нана Мускури.

В популярной музыке в XX веке в Греции приобрели популярность своеобразные национальные жанры — рембетика — песни криминального происхождения, а также лаика. В 2006 году благодаря победе Елены Папаризу Греция принимала конкурс Евровидение.

Источники

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  • Греческая музыка

dic.academic.ru

Музыкальная культура Греции -Мусикия

Парфенон - храм богини Афины

        Ни одна из европейских стран не выдвинула в древние времена более богатой и развитой культуры, чем Греция. Однако до нас дошли только отклики и воспоминания. Сохранилась легенда о философе, математике и музыканте Пифагоре (6 веке до нашей эры), который песней усмирил юношу, собравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали даже особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Музыке приписывали и целебные свойства. По преданию, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос (7-6 веках до нашей эры) и Терпандр из Спарты (7 веке до нашей эры) с помощью музыки спасали людей от тяжёлых болезней. По мере развития музыки стали появляться теоретические труды. Были созданы трактаты "Элементы гармоники" Аристоксена и "Гармоника" Птолемея (оба 2 век до нашей эры) и другие. С конца 4 века нашей эры Греция входила в состав многонациональной Римской империи, а в 14 веке была покорена турками. Это надолго приостановило развитие национальной культуры.Лишь на рубеже 19-20 веков греческие композиторы начали успешно осваивать оперные и симфонические жанры. Денис Левранос (1864-1941), Манолис Каломирис (1883-1962).

Большой популярностью пользуется певец трудовой Греции композитор и дирижер Микис Теодоракис.

1. Древние Микены. Греческая музыка "Сиртаки".

2. Демис Руссос "Сувенир".

3. Игра на греческом музыкальном инструменте бузуке.

                   

АНТИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара.  Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства - не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон. Широко распространены были и духовые инструменты.

 лира  флейта  музыкальные инструменты Греции  Цимбалы для пальцев «цилы»   флейта Пана

 

О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются щеки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснется к ней.Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта - струнный инструмент и духовой - оказались противопоставлены друг другу. Причем кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта - земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение и страсть.Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, то есть состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времен китайцам. В Греции такую флейту называли "флейта Пана", или "сиринга".Согласно мифу, создал ее Пан - божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной - сиринга. Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании.Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и других. 

 Авлосе

Ударные - бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные инструменты часто держали нимфы - спутницы Диониса. В древнегреческой музыке действовали ритмические формулы, позаимствованные из поэзии, - стопы – чередование кратких («хронос протос») и долгих долей (в 2, 3, 4, 5 раз длинней коротких). Стопный ритм обеспечивает ощущение времени. Такую ритмики называют квантитативной (счетной, количественной).

Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:http://arsl.ru/?page=26Книга "Спутник музыканта" Редактор - составитель А. Л. Островский; издательство "МУЗЫКА" Ленинград 1969, с.255

borgo.ucoz.ru

Реферат Музыка Греции

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Музыка в Древней Греции
  • 2 Музыка в Византии
  • 3 Народная музыка Греции
  • 4 Становление профессиональной школы и современность
  • Источники

Введение

Греческая музыка - разнообразная музыкальная культура, исторически распадающаяся на несколько культур - древнегреческую музыку, византийскую музыку и собственно музыку Греции на ее современном этапе.

1. Музыка в Древней Греции

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» - в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх. Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Начиная с 6 века до н. э музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.

Древнегреческая музыка была преимущественно единоголосной. Ее ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады - «гармонии». Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т.д.) широко используются и в современной теории музыки.

2. Музыка в Византии

С 4 века и до падения Константинополя в 1453 году Греция входила в Византийскую ипмреию, что и определяло ее культуру. С принятием и развитием христианства основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения. Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения. В 5-6 веке широкое распространение в византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари, кондаки, каноны, позже - стихиры. Развитие византийской гимнографии в 6-8 веках связано с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.

С 9 века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя. В XIV-XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне. Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Разработанная в Византии невменная нотация длительное время использовалась и в Западной Европе, а система восьмиголосия стала основой формирования знаменного пения на Руси.

Параллельно с литургической музыкой в Византии развиваются эпические жанры - акритские песни, прославлявшие подвиги акритов.

3. Народная музыка Греции

Народное творчество греков многообразно. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посвященные массовым народным праздникам. Подавляющее большинство исторических песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греческого государства, когда их основным содержанием стало воспевание свободы и независимости. Выполнение греческих народных песен часто сопровождается хороводом.

Названия народных танцев ведут свое происхождение от местности, где они существуют (например, критский танец), от исторического события (танец Залонго), от названия профессии (хасапико - танец мясников и др.). Или берут свои названия от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Народный инструментарий включает различные виды лютни, флейты (авлос), лиру (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка. В состав современных оркестров народных инструментов Греции входят также кларнеты и гитары.

4. Становление профессиональной школы и современность

Во времена османского ига профессиональная греческая музыкальная культура развивалась только на Ионических островах, на которые турецкое владычество не распространялось. Ионическая школа долгое время оставалась ведущей и после обретения Грецией независимости в 1830 году, когда начался новый этап в истории греческой музыкальной культуры, тесно связанный с деятельностью уроженца Керкиры Николаоса Мандзароса - автора национального гимна Греции (1865), ряда фортепианных и вокально-симфонических произведений. В 1840 году Мандзарос основал Филармоническое общество Керкиры, что стало профессиональной школой будущих греческих композиторов, среди которых авторы первых греческих опер - Павлос Каррер и Спиридон Ксиндас.

В 1871 году была открыта консерватория в Афинах, а в 1939 году - Национальная опера Греции. В период итало-греческой войны 1940-1941 годов наиболее известной исполнительницей патриотических песен, а потом и «певицей Победы» стала София Вембо.

Позже успехов на международной арене достигли греческие композиторы Спиридон Самарас (автор Олимпийского гимна), Микис Теодоракис, Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, певица Мария Каллас, среди современных - тенор Мариос Франгулис, пианист Димитрис Сгурос, скрипач Леонидас Кавакос.

Кэти Хомата - эстрадная певица, представительница поколения музыкантов «Новой волны». Среди композиторов, представителей «Новой волны» отличается Дионисис Саввопулос. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века - Демис Русос и Нана Мускури.

В популярной музыке в XX веке в Греции приобрели популярность своеобразные национальные жанры - рембетика - песни криминального происхождения, а также лаик. В 2006 году благодаря победе Елены Папаризу Греция принимала конкурс Евровидение.

Источники

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  • Греческая музыка

wreferat.baza-referat.ru

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Вклад греческой мифологии в современную культуру невозможно переоценить. Язык, бизнес и искусство – всё демонстрирует влияние греческого наследия в сегодняшнем мире. Из мифов выросло искусство: изобразительное, музыкальное, драматическое, словесное. Из греческого языка произошло само слово «музыка».

Ценности и понятия, олицетворенные мифологическими персонажами Древней Эллады, усваивались культурами западной цивилизации. Греческие мифы были восприняты римлянами, их интерпретировали средневековые ученые и творцы еще до того, как интерес к Античности оживился в европейской культуре благодаря идеям гуманизма и Возрождению. Предания эллинов переосмысливали в эпоху неоклассики и романтизма, а также в современном искусстве, мастера которого взяли на вооружение метафизическую составляющую древних мифов. Сейчас, пожалуй, не найдется края, где бы имя Одиссея (Улисса) не вызывало целую гамму чувств: его хитрость вошла в поговорку; не менее знаменита его ностальгия, тоска по семье, дому. Всем известны такие понятия, как сила Геракла, верность Пенелопы, воинственность Марса, дружба Ахилла и Патрокла, красота Афродиты, страсть Эроса, спокойствие Зевса Олимпийского.

И в музыкальном искусстве мифологические сюжеты Древней Греции занимают большое место. Композиторов разных стран и столетий вдохновляли не только боги и герои, среди которых было много творцов и покровителей искусства, но и то, как широко музыка представлена в звуковой картине мифов и какую огромную роль она играла в воспитании, образовании и общественной жизни того времени.

На выставке читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, написанных в XVI–ХХ вв. Особенно широко представлены античные персонажи в операх, балетах, ораториях и кантатах XVII–XVII веков. Реже встречаются они в музыке ХIХ столетия. И опять заметно возрастает их число в музыке ХХ века.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Самыми интересными и важными для композиторов были и остаются мифы о Прометее, Аполлоне и Орфее. Знакомясь с материалами выставки, можно увидеть, как переосмысливались мифические сюжеты в разные столетия. Так, например, трагическая история Орфея не оставила равнодушными музыкантов, внесших определенные новации в классический сюжет. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643) создал оперу «Орфей». Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) – автор многих опер на мифологические сюжеты («Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде») – сочинил в 1762 г. свой вариант «Орфея и Эвридики» со счастливым концом, где появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Русский композитор Евстигней Ипатович Фомин (1761–1800) создал трагическую мелодраму «Орфей» в 1792 г.

Во Франции свою трактовку «Орфея в аду» предложил Жак Оффенбах. В 1948 г. Игорем Стравинским был написан балет «Орфей». Наш современник Александр Журбин создал зонг-оперу «Орфей и Эвридика».

Для более подробного знакомства с темой на выставке представлен список «Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях», охватывающий музыку четырех столетий. Работа выставки продлится до начала ноября.

Из материалов, представленных на выставке:

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях85.313

Б 899

К–427675

К–422326

Брянцева, В. Н. Мифы Древней Греции и музыка [Текст] / В. Н. Брянцева. – М. : Музыка, 1988. – 43 с.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Г 557

131249

Глюк, К. В. Альцеста [Ноты] = Alceste : лирическая драма в 3 актах : переложение для пения с фп. : премьера: Вена, Театр di corte, 26 декабря 1767 / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; нем. сцен. ритм. версия А. Зандини. – Милан : Ricordi, 2013. – 179 с. – Текст на итал. яз.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях ЭИ–1199

Монтеверди, К. Орфей [Видеозапись] : опера / К. Монтеверди ; дир. Й. Савалл ; реж. Ж. Дефло. –

1 электрон. опт. диск (DVD–ROM). – (Музыкальная видеохрестоматия ; Вып. 1 ; диск 16). – Recorded at Gran Teatre de Liceu, Barcelona, 2002. – Le Concert des Nations – La Capella Reial de Catalunya Jordi Savall.      

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Г 557

Н–131250

Глюк, К. Орфей и Эвридика [Ноты] = Orfeo ed Euridice : опера в 3 актах : для пения с фп. : премьера состоялась в Вене : опера сокращена автором для франц. театра в 1774 году : издание соответствует требованиям представления в Милане в 1889 году / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; перелож. Марио Паренти ; сокращение К. Киусури. – Милан : Ricordi, 2014. – 170 с.  – Текст на итал. яз.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 951.0

Л 636

А–9213

17281

22015

Лист, Ф. Орфей [Ноты] : симф. поэма / Ф. Лист. – Партитура. – Москва : Музгиз, 1959. – 66 с.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 972

С 83

61424

61532

Стравинский, И. Ф. Орфей [Ноты] ; Агон : одноакт. балеты / И. Ф. Стравинский, либр. авт. – Партитура. – Москва : Музыка, 1972. – 132 с. – Изд. на рус. и англ. яз.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Ж 914

87417

87419

87853

122052

Журбин, А. Б. Когда поет Орфей [Ноты] : фрагм. из зонг-оперы «Орфей и Эвридика» : для пения [соло, хор] и фп. / А. Б. Журбин ; сл. Ю. Димитрина. – Ленинград : Советский композитор, 1980. – 58 с. – (КР : Концертный репертуар : эстрада).

Заказать литературу в ЧОУНБ (6 назв.)

Мифы древней Греции в классических музыкальных произведениях: [Электронный ресурс] // Мифы древней Греции XIV–XVI века [сайт]. – Режим доступа: http:// mify.org/music/music.shtml, свободный – Загл. с экрана.

Н. А. Клюева,

ведущий библиотекарь абонемента нотных изданий

30.09.2016  15:40:18

chelreglib.ru

Информация о Греции. Греческая литература

Литература Греции является самой древней на всей планете. Большинство античных текстов, которые были созданы древними греками, стали эталонами и изучались до наступления эпохи Возрождения в европейских университетах. И сейчас в цивилизованном обществе принято считать культурным человеком того, кто знает основы литературы античного времени, а не владеет латынью и древнегреческом языком.

В древнегреческой литературе выделяется несколько этапов: первый – классический, начало которого датируется 10-ым в. до н. э. и 323 г. до н. э., и второй – александрийский 323-31 год до нашей эры. Римский этап греческой литературы плавно входит в Византийский. Те, кто предполагает, что Греция перестала развиваться после того, как произошел крах Константинополя, и стала подчиняться османам, не заметили блестящих успехов новогреческой литературы. В Греции есть свои современные и известные поэты, которые стали обладателями нобелевской премии. Среди всех выделяются следующие, Йоргос Сеферис и Одиссеас Элитис. Также стоит рассказать о таких великих поэтах Греции, как Константинос Кавафис и лауреат Яннис Рицос. Из прозаиков – Никос Казандзакис.  

Греческое искусство

Некоторые из нас, когда слышат слова «греческое искусство», то сразу предполагают, что это то самое искусство, которое подарило всему миру великолепные произведения. Древние эллины создали несколько тысяч лет тому назад гончарное искусство, скульптуру, живопись и архитектуру. История искусства Греции успела пройти за все время своего существования несколько этапов развития:

  • Гомеровская Греция 12-8 века до нашей эры. В это время произошел распад общины, и начали зарождаться рабовладельческие отношения. В этот период начал свое развитие эпос и появились первые примитивные сооружения изобразительного искусства.
  • Архаика 7-6 в. до н. э. В этот период сложились самые ранние формы древнегреческого искусства, а именно, стали появляться вазописи, художественные ремесла, расцвет лирической поэзии и скульптуры, которые в поздний классический период становились более реалистичными.
  • Классика, пятый век и большая часть четвертого века до нашей эры. Этот период приходится на расцвет античного рабовладельческого общества. Классика является временем высокого расцвета философии, развития поэзии, естественнонаучных открытий, стремительный подъем в архитектуре и полная победа реализма в изобразительном искусстве.
  • Эллинистический период, начало которого приходится на четвертый век до нашей эры. Искусство постепенно начинает терять свой дух народности и гражданственности, а также и высочайшую реалистическую типизацию. В искусстве Греции была раскрыта со всех сторон духовная и физическая реальная человеческая красота.  

Музыка Греции

Музыка Греции – это целый мир радости и солнца. Это музыка, которую соткали из тысячи лоскутков музыкальной южной европейской традиции, стран Балканского полуострова, Средиземноморья, Востока и цыганской музыки. Все эти влияния нашли в музыке Греции свое удивительное соединение. Песни, которые так любят петь в этой стране, делятся на семейные, танцевальные, героические и траурные. Большая часть из них появилась в эпоху Византии, а есть и ранее. Композиторы Греции на протяжении 19-ого -20-ого веков опирались на античные сюжеты и народные предания.

Новая и современная страна преподнесла миру роскошный подарок, подарив множество талантливых композиторов. Среди всех можно выделить Микиса Теодорокиса, Вангелиса, Янни, Криса Сфириса, Стаматиса Спанудакиса, Хариса Алексиу и много других.

С полным правом в Греции считают феноменом всего мира современницу, возлюбленную Аристотеля Онассиса, оперную певицу Марию Калласс. Мариос Франгулис также выделяется на фоне современных оперных греческих певцов. Но самой лучшей мировой современной гитаристкой является Антигони Гони. Эта солнечная страна свою музыкальную нишу внесла и в развитие современной поп-культуры. Всем известны сейчас такие имена, как Деспина Ванди, Сакис Рувас, Елена Папаризу, Анна Висси, Деми и другие.  

www.beleontours.ru

Музыка Греции — википедия орг

Музыка в Древней Греции

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх. Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Начиная с 6 века до н. э. музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.

Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодией). Её ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады — «гармонии». Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т. д.) широко используются и в современной теории музыки.

Музыка в Византии

С 4 века и до падения Константинополя в 1453 году Греция входила в Византийскую империю, что и определяло её культуру. С принятием и развитием христианства основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения. Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения. В 5-6 веке широкое распространение в византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари, кондаки, каноны, позже — стихиры. Развитие византийской гимнографии в 6-8 веках связано с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.

С 9 века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя. В XIV—XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне. Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Разработанная в Византии невменная нотация длительное время использовалась и в Западной Европе, а система восьмиголосия стала основой формирования знаменного пения на Руси.

Параллельно с литургической музыкой в Византии развиваются эпические жанры — акритские песни, прославлявшие подвиги акритов.

Народная музыка Греции

Народное творчество греков многообразно. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых — трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посвященные массовым народным праздникам. Подавляющее большинство исторических песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греческого государства, когда их основным содержанием стало воспевание свободы и независимости. Выполнение греческих народных песен часто сопровождается хороводом.

Названия народных танцев ведут своё происхождение от местности, где они существуют (например, критский танец), от исторического события (танец Залонго), от названия профессии (хасапико — танец мясников и др.). Или берут свои названия от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Народный инструментарий включает различные виды лютни, флейты (авлос), лиру (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка. В состав современных оркестров народных инструментов Греции входят также кларнеты и гитары.

Становление профессиональной школы и современность

Во времена османского ига профессиональная греческая музыкальная культура развивалась только на Ионических островах, на которые турецкое владычество не распространялось. Ионическая школа долгое время оставалась ведущей и после обретения Грецией независимости в 1830 году, когда начался новый этап в истории греческой музыкальной культуры, тесно связанный с деятельностью уроженца Керкиры Николаоса Мандзароса — автора национального гимна Греции (1865), ряда фортепианных и вокально-симфонических произведений. В 1840 году Мандзарос основал Филармоническое общество Керкиры, что стало профессиональной школой будущих греческих композиторов, среди которых авторы первых греческих опер — Павлос Каррер и Спиридон Ксиндас.

В 1871 году была открыта консерватория в Афинах, а в 1939 году — Национальная опера Греции. В период итало-греческой войны 1940—1941 годов наиболее известной исполнительницей патриотических песен, а потом и «певицей Победы» стала София Вембо.

Позже успехов на международной арене достигли греческие композиторы Спиридон Самарас (автор Олимпийского гимна), Микис Теодоракис, Мария Фарандури, Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, певица Мария Каллас, среди современных — тенор Мариос Франгулис, пианист Димитрис Сгурос, скрипач Леонидас Кавакос.

Кэти Хомата — эстрадная певица, представительница поколения музыкантов «Новой волны». Среди композиторов, представителей «Новой волны» отличается Дионисис Саввопулос. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века — Демис Руссос и Нана Мускури.

В популярной музыке в XX веке в Греции приобрели популярность своеобразные национальные жанры — рембетика — песни криминального происхождения, а также лаика. В 2006 году благодаря победе Елены Папаризу Греция принимала конкурс Евровидение.

Источники

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  • Греческая музыка

www-wikipediya.ru

Музыка Греции - это... Что такое Музыка Греции?

Греческая музыка — разнообразная музыкальная культура, исторически распадающаяся на несколько культур — древнегреческую музыку, византийскую музыку и собственно музыку Греции на ее современном этапе.

Музыка в Древней Греции

Основная статья: Древнегреческая музыка

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх.

Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Начиная с 6 века до н. э. музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.

Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодией). Ее ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады — «гармонии». Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т. д.) широко используются и в современной теории музыки.

Музыка в Византии

С 4 века и до падения Константинополя в 1453 году Греция входила в Византийскую ипмреию, что и определяло ее культуру. С принятием и развитием христианства основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения. Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения. В 5-6 веке широкое распространение в византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари, кондаки, каноны, позже — стихиры. Развитие византийской гимнографии в 6-8 веках связано с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.

С 9 века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя. В XIV—XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне. Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Разработанная в Византии невменная нотация длительное время использовалась и в Западной Европе, а система восьмиголосия стала основой формирования знаменного пения на Руси.

Параллельно с литургической музыкой в Византии развиваются эпические жанры — акритские песни, прославлявшие подвиги акритов.

Народная музыка Греции

Народное творчество греков многообразно. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых — трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посвященные массовым народным праздникам. Подавляющее большинство исторических песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греческого государства, когда их основным содержанием стало воспевание свободы и независимости. Выполнение греческих народных песен часто сопровождается хороводом.

Названия народных танцев ведут свое происхождение от местности, где они существуют (например, критский танец), от исторического события (танец Залонго), от названия профессии (хасапико — танец мясников и др.). Или берут свои названия от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Народный инструментарий включает различные виды лютни, флейты (авлос), лиру (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка. В состав современных оркестров народных инструментов Греции входят также кларнеты и гитары.

Становление профессиональной школы и современность

Во времена османского ига профессиональная греческая музыкальная культура развивалась только на Ионических островах, на которые турецкое владычество не распространялось. Ионическая школа долгое время оставалась ведущей и после обретения Грецией независимости в 1830 году, когда начался новый этап в истории греческой музыкальной культуры, тесно связанный с деятельностью уроженца Керкиры Николаоса Мандзароса — автора национального гимна Греции (1865), ряда фортепианных и вокально-симфонических произведений. В 1840 году Мандзарос основал Филармоническое общество Керкиры, что стало профессиональной школой будущих греческих композиторов, среди которых авторы первых греческих опер — Павлос Каррер и Спиридон Ксиндас.

В 1871 году была открыта консерватория в Афинах, а в 1939 году — Национальная опера Греции. В период итало-греческой войны 1940—1941 годов наиболее известной исполнительницей патриотических песен, а потом и «певицей Победы» стала София Вембо.

Позже успехов на международной арене достигли греческие композиторы Спиридон Самарас (автор Олимпийского гимна), Микис Теодоракис, Мария Фарандури, Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, певица Мария Каллас, среди современных — тенор Мариос Франгулис, пианист Димитрис Сгурос, скрипач Леонидас Кавакос.

Кэти Хомата — эстрадная певица, представительница поколения музыкантов «Новой волны». Среди композиторов, представителей «Новой волны» отличается Дионисис Саввопулос. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века — Демис Руссос и Нана Мускури.

В популярной музыке в XX веке в Греции приобрели популярность своеобразные национальные жанры — рембетика — песни криминального происхождения, а также лаика. В 2006 году благодаря победе Елены Папаризу Греция принимала конкурс Евровидение.

Источники

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  • Греческая музыка

biograf.academic.ru