Преднаука древнего мира. 39. Условия и предпосылки возникновения науки. Преднаука и наука в соб­ственном смысле слова. Особенности пранауки в древних культурах. Основ­ные достижения древней пранауки.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика (Фалес, Пифагор). Преднаука древнего мира


преднаука и собственно наука, ее основные периоды.

1) ПРОТОГЕНЕЗ – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).

Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.

Особенности преднауки:

  1. преднаучное знание ориентировано на потребности общества

  2. при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями

  3. не использовались логические доказательств для получения знания

Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- первые попытки убрать схоластику догматизм

- интенсивное развитие экономики

- лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

- научная мысльначинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука

5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

14) Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Переход к научному знанию связывают с Древней Грецией, когда в ней возникла геометрия как теоретическая система, которая нашла свое выражение в аксиоматической теории Евклида в книге «Начала».

Заслуга Фалеса в том, что он первым положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии и тем самым способствовал дедуктивному построению науки.

В последствии большое влияние оказал Пифагор, который активно знакомлся с трудами преднауки и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений.

Анаксагор заявил, что солнце и звезды не божества, а мертвые камни.

Демокрит на умозрительном уровне допускает, что в мире существуют некие неделимые частицы – атомы.

В 4 веке научная жизнь концентрировалась вокруг Платона и созданной им академии. Положил начало диалектическому методу обнаружения истины через противоречия во мнении собеседника.

В конце 4 века вся греческая математика собрана в трудах гениального систематизатора Евклида и озаглавлена как «Начала».

15) Европейской Средневековье и возрождение: философия = наука.

После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке.

Августин обратился к трудам Аристотеля для фальсификации их и использования для обоснования религии.

Развернулась борьба между реалистами и номиналистами.

1) Номиналисты (Росцелин, 1050-1112) – существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а общие понятия – это всего лишь имена для обозначения сходных вещей.

2) реалисты (Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский) – универсалии, или общие понятия не только существуют объективно, но и предшествуют единичным вещам.

Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного знания, анализу эмпирической его стадии и изучению природы.

Уильям Оккам (1285-1349) был поборником теории двойственной истины и крупным представителем номинализма. Благодаря его усилиям было достигнуто окончательное отделение науки от церкви.

«не умножать сущностей без необходимости».

В средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских университетах и школах.

Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля.

Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210-1277), автор труда «Суммулы», в котором давал учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мышления.

Раймонд Луллий известен как создатель первой логической машины, состоящей из 7 концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них понятиями. Вращая круги можно было получать разные комбинации выводов и таким образом свести получение дедуктивных заключений к чисто механическому процессу.

studfiles.net

Преднаука Древних цивилизаций

Изучение этого этапа развития науки следует начать с особенностей географической, социально-экономической, политической и духовной ситуации государств, где уже в III тысячелетии но н.э. появились зачатки научных знаний. К этим особенностям следует отнести, к примеру, разливы Нила (если речь идет о древнем Египте), меняющие конфигурацию берега и вызвавшие потребность развития знаний в области геометрии. Следует также проследить влияние мореплавания на развитие астрономии, развитие торгово-экономических связей с другими государствами, вызвавшие потребность введения счета, – на развитие математики. При этом важно учесть, что сами по себе географические особенности не могут быть определяющим фактором развития науки. Эти же самые географические условия, например, в других странах, не привели к появлению зачатков научных знаний. Об их влиянии на появление научных знаний имеет смысл говорить лишь в том случае, если они вовлечены в практическую деятельность. Все эти страны отличались кастовым строем – этот фактор также следует учесть, он оказал влияние на такую особенность древней науки, как ее закрытость и отсутствие критики. Если речь идет о древнем Египте, то необходимо показать, как строительство пирамид повлияло на развитие науки того времени.

Период зарождения научных знаний в древнем обществе характеризуется такой особенностью, как сочетание научных знаний и мифологической картины мира: научные знания не противоречили существующим в тот период мифологическим взглядам на мир. Так, обширные знаниями в области астрономии вписывались в мифологическую картину мира – небо понималось, например, египтянами как вытянутое тело богини Нут.

Следует обратить внимание на конкретные достижения египтян в разных науках. В древнем Египте были развиты такие науки, как астрономия и математика. Проводились наблюдения за звездным небом, солнечными и лунными затмениями (более 800 лунных и более 300 солнечных), что позволило их предсказывать. Древними египтянами был составлен календарь, состоящий из 12 месяцев, в каждом месяце по 30 дней и оставалось 5 священных дней. Год состоял из 365 дней.

Египтяне знали дроби, умели их складывать и вычитать, имели представление об арифметической и геометрической прогрессии. Знали число пи; по формуле могли вычислить площадь круга, площади треугольников, объем пирамиды, цилиндра, усеченного конуса, умели решать уравнения. Аспирантам необходимо не просто перечислить эти и другие достижения, но и ответить на вопрос, почему, несмотря на столь впечатляющие успехи, этот этап нельзя назвать наукой в полном смысле слова. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести общие черты познания этого периода с наукой в современном ее понимании. Для этого необходимо обратиться к вопросу о сущности и функциям науки, трем аспектам науки и т.д.

Древнеегипетская наука носила рецептурный характер. Она давала рецепт, предписание, а саму задачу ставила практика. Для практических целей доказательство и аргументация не имели большой ценности. Возможно, поэтому они и не дошли до наших дней. Некоторые исследователи полагают, что их не было совсем.

Наука этого периода была ограничена рамками наличного бытия, не выходила за наличный опыт. По этой причине прогностические функции науки были слабо развиты.

Помимо названных областей научного знания в древнем Египте был развит комплекс наук, связанный с медициной, бальзамированием, строительством пирамид. Египтяне знали число миллион. Примечательно, что оно было введено в эпоху строительства пирамид (на иероглифе этого числа был изображен человек с поднятыми от изумления руками на фоне пирамиды), а после этого периода за ненадобностью оно было забыто. Несмотря на столь впечатляющие успехи древних египтян, этот период нельзя назвать подлинной наукой и в большинстве источников по истории науки он носит название преднауки. Для того, чтобы разобраться с эти вопросом, необходимо проанализировать определение науки и выявить, что в познании представителей древних цивилизаций соответствует науке, а что нет. Чтобы представить полную картину, необходимо обратиться к работе Н.Бурбаки, в которой отстаивается точка зрения, что в древнем Египте существовала подлинная наука, знания отвечали всем требованиям научности.

По этому же плану – 1. социально-экономические, политические, духовные особенности 2. общие особенности познания 3. научные достижения в конкретных видах наук – проанализируйте состояние науки древнего Вавилона, Индии и Китая. Обратите внимание на специфику и общие черты познания в каждой из древних цивилизаций. В древнем Вавилоне существовала письменность, была своя позиционная система счисления. Для изображения чисел существовало два знака – «клин» и «крючок». Вавилоняне умели решать квадратные и кубические уравнения. Все эти задачи, как и в древнем Египте, были ответом на вопросы, поставленные практикой. С этими и другими конкретными знаниями в различных науках древнего общества можно познакомиться, прочитав работу А.Н.Чанышева "Курс лекций по древней философии".

О науке в древнем Китае подробно пишет английский науковед, основоположник изучения китайской науки Дж.Нидэм в работе «Наука и цивилизация Китая». Богатый материал по этой теме можно найти в пятитомной энциклопедии «Духовная культура Китая», в которой науке посвящен 5 том.

Контрольные вопросы и задания

  1. Почему при рецептурном характере науки прогностические ее функции слабо развиты?

  2. Назовите особенности науки древнего Китая. Перечислите достижения древнекитайских ученых.

  3. Попытайтесь ответить на вопрос Дж.Мидэма, английского исследователя науки Китая «Почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, хотя до XVI-XVII вв. Китай научно и технологически опережал Европу»?

4. Чтобы знания носили статус научных, они должны быть аргументированными и доказанными, логически непротиворечивыми, обобщенными, выраженные в знаково-символической форме, рационализированными. Каким из этих признаков научности удовлетворяло знание, полученное в древнем обществе?

5. Какие функции науки в древних цивилизациях еще не существовали?

6. Перечислите достижения древних в области математики и астрономии. Какие из них наиболее явно подтверждают идею, что знания в этот период носили рецептурный характер?

7. Проанализируйте аргументы Н.Бурбаки в пользу того, что в древнем Египте существовала подлинная наука. Согласны ли Вы с ними? Если нет, выскажите свои соображения по этому вопросу.

8. Древние египтяне умели по формуле вычислять площадь треугольника, круга, объем цилиндра, решать квадратные и кубические уравнения. Какому из требований научности удовлетворяет это знание?

9. Все знания, полученные в древнем обществе, тесно связаны с практикой, поскольку они есть ответы на запросы практики. Знания, которые невозможно применить на практике, в то время не было. На Ваш взгляд, это положительная или отрицательная черта науки древнего общества?

10. Каким образом разливы Нила стали одной из причин, побудивших древних ученых заниматься геометрией?

11. Знания в древнем Египте служили решению практических задач – измерению площади земельных участков, объема цилиндрической житницы и т.д. Можно ли на этом основании считать, что наука уже в то время была производительной силой общества? Ответ обоснуйте.

    1. Античная наука

Следующим за этапом науки древних цивилизаций идет наука эпохи Античности. Наука приобретает в этот период черты, не совпадающие, а во многом и прямо противоположные, с чертами науки предшествующего периода. Необходимо проанализировать, что общего между наукой древнего общества и античной наукой, а также то, что их отличает. Следует показать, как географическое положение Греции способствовало расширению торгово-экономических связей Греции с государствами, имеющими высокий уровень развития, что, в свою очередь, обогатило сознание греков в области познания мира. Немаловажную роль в развитии античной науки сыграл демократический строй, позволивший свободно обсуждать научные проблемы, критиковать выдвинутые идеи, что и сделало античную науку открытой для всего общества.

Важную роль в развитии античной науки сыграли общие мировоззренческие принципы древних греков. Так, умственный труд ценился выше, чем физический, рациональное знание имело более высокий статус, чем чувственное. Космос понимался как единое целое, развивающееся по законам ("все идет согласно логосу", - писал Гераклит). Следует проанализировать связь этих принципов с приближением познания античных греков к научности. Именно в это время закладываются идеалы и принципы научного знания. Но следует помнить, что это же самое пренебрежение к данным органов чувств стало основой того, что приборы и установки не применялись в научном познании, т.к. их действие предполагает опору на чувственные данные. Эта особенность античной науки носит название умозрительность.

В античную эпоху получили дальнейшее развитие такие науки, как математика, астрономия, комплекс наук, связанных с медициной. Были заложены основы новых наук – логики, биологии, этики, психологии и др. Поскольку наука стала открытой для общества, стали известны и имена ученых. В это время жили и творили вдающиеся ученые античности – Архимед, Евклид, Гиппократ, Эратосфен, Аристотель, Гирон Александрийский, Гален, Аристарх Самосский и многие другие. Для более полного представления об античной науке следует рассмотреть вопрос о том вкладе, которые сделали эти ученые.

Античная наука делится на два периода – доалександрийский (с VIв. до н.э. до IV в. до н.э.) и александрийский (с III в. До н.э. до III н.э.) Начало александрийского периода связано с походами Александра Македонского и перенесения центра научных исследований в Александрию. Аспиранты должны понять и объяснить отличия науки этих периодов.

В литературе по истории науки античный период представлен широко. Целесообразно начать изучение раздела с соответствующих статей в словарях, где дается в сжатой форме представление об античной науке ("Философия науки: словарь основных терминов", ""Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей"). Далее следует перейти к чтению учебников и учебных пособий ("Философия науки" под ред.С.А.Лебедева, "Основы философии науки" В.П.Кохановский, Т.П.Матяш и др. .В.Островский "История и философия науки", Н.И.Мартишиной "Введение в философию и историю науки"), а затем – к монографиям и исследованиям, где в более развернутом плане представлена данная тема ("Античная наука" И.Рожанский ). Следует уделить особое внимание работе А.Боннара "Греческая цивилизация". Особенность изложения этим автором достижений античной науки заключается в том, что в этой работе подробно описываются технологии научных открытий того периода. Любопытным является описание измерения окружности Земли, проведенного Эратосфеном. При этом погрешность была сравнительно небольшая, если учесть, что до изобретения компаса было еще далеко и кругосветных путешествий не было. Или техника измерения расстояния от Земли до Солнца, проведенная Гиппархом. Здесь также необходимо учесть тот факт, что древнегреческие астрономы применяли только дооптические приборы.

Требует специальной проработки аспирантами вопрос о том, в чем заслуга античных ученых, если они пользовались научными открытиями древних, сделанные ими тысячелетием ранее. Необходимо учесть, что древнеегипетские жрецы наблюдали солнечные и лунные затмения, могли их предсказывать, но только античные мыслители их объясняли. Именно античные ученые преподавали математику в отвлеченной, а не в эмпирической форме.

Заложенные в эпоху античности принципы научного исследования послужили основанием дальнейшего развития науки в Западной Европе и возникновения науки в современном смысле слова.

studfiles.net

две стратегии порождения знаний. Наука в античной культуре.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Как своеобразная форма познания (специфический тип духовного производства и социальный институт) наука возникла в Европе в Новое время (16-17вв). Произошла дифференциация единого ранее знания на философию и науку. Наука начинает развиваться относительно самостоятельно, постоянно связана с практикой, опредмечивается, материализуется в ней.

В первом вопросе обратите внимание на две стадии в возникновении научных знаний. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте, переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.

В преднауке зарождаются предпосылки науки. Этап преднауки завершается когда наряду с эмпирическими правилами и закономерностями формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический (17-19 в.в.), неклассический (первая пол. 20 в) и постнеклассический (вторая пол. 20 в. – начало 21 в.. Каждый из этих этапов имеет свою парадигму, картину мира, фундаментальные идеи. Классический (механика, жесткий детерменизм), неклассический (относительность, дискретность, вероятность) и постнеклассический (самоорганизация, синергетика).

Преднаука в своем развитии опирается на обыденную практику и производственную деятельность. Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. Здесь происходит отождествление различных предметов, для этого необходимо овладеть операцией выделения существенных признаков, сопоставлять различные предметы. Это сыграло роль в формировании научной методологии.  Характерной чертой преднауки является преемственность знаний от поколения к поколению. Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности.  Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляет типичную схему практических действий. На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводятся непосредственно из практики, затем внутри созданной системы знания формируются новые объекты. Научное знание ориентируется на поиск предметных структур,  которые не могут быть выявлены в обыденной практике.

Наука в античной культуре.

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм.

К началу 4 в. до н. э. было представлено Гиппократом Хиосским первое изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.

Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. В "Тимее" философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и принимать за стихии.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии.

Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма - стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, - так и на некоторых натурфилософских идеях.

В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.

students-library.com

1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика (Фалес, Пифагор)

1.1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта.

Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумеры и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:

- сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство; Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Практическая механика, несомненно, развивалась в это время.Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики.пецифические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний.

- строительство, включая культовое; К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.

- металлургия, керамика и прочие ремесла; В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком)

- военное дело, мореплавание, торговля; В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. Мореплавание стимулировало развитие астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, эти области деятельности были привилегией свободных людей.

- управление государством, обществом, политика; Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.

- религия и магия. связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства.

Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Математика.

Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений..Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных 500 000 табличек).

Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа - корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется.

Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.

При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”,“ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т.д.. Даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления.

Астрономия.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений.

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер.

    1. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

Первой важнейшей предпосылкой античности выступает первобытно-мифологическое представление о человеке как силе и о мире, как совокупности враждебных людям сил. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонофицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания. Философским вопросом о происхождении мира впервые задался Гесиод (VII в. до н.э.), автор “Теогонии” и “Трудов и дней”. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил переход от Мифа к Логосу ( корневая основа логики).

Вторая предпосылка – природно-географические условия самой Греции. Горы, отсутствие рек, мало пастбищных земель, суховеи, начавшиеся после того, как леса были вырублены на корабли, ураганы с моря, жаркий климат, все это наложило отпечаток на мировоззрение греков. Жизнь оказывалась тяжелой, а труд бессмысленным и в Греции рано забросили хлеборобство, перейдя к рыболовству и торговле, по преимуществу, к посреднической. Города, в которых жили древние греки, располагались в долинах, были невелики, и население жило в них скученно. Никакого личного секрета нельзя было утаить от сограждан. В основном, жизнь протекала в толпе и была "жизнью на публику". В центре городов находилась рыночная площадь (агора) с храмом. На этой площади греки проводили все свободное время, обсуждая общегородские вопросы: бюджет, объявление войны или перемирия и т.д. На агоре и родилась греческая философия, логика и риторика, именно здесь зародилась вся культура античности. Участвующий в споре на рыночной площади грек считал, что главное, это донести свою интуитивную истину другим, убедить, доказать. Для этого и нужна была логика. Философия же предоставляла аргументы. Она была ясным представлением об устройстве космоса и лучших путях жизни в нем. Диалог на агоре заключался в том, чтобы средствами логики редуцировать жизненную проблему к идеям философии и убедить собеседников, тогда-то проблема и считалась решенной.

Всякое качественное видоизменение осуществляется на какой-то основе, служащей как бы "точкой опоры" для переворота. Отношение между рабовладельцем и рабом было основой для превращения мифологического мышления в античный разум. Возникновение отношения раба и рабовладельца означало то, что и труд разделился на две сферы: умственный и физический труд, и в самом жизненном мире человека образовалось как бы два уровня: чистая духовность и вещественная телесность. Одни люди - аристократия, рабовладельцы уже не имели необходимости лично физически трудиться для пропитания, они занялись умственным свободным трудом и находили основу своей личности на духовном уровне. Другие же - рабы жили на вещественно-телесном уровне, умственным трудом не занимались, их личность продолжала оставаться первобытной, в Риме их называли "говорящими орудиями".

Ментальность античного человека опиралась на два основания, на духовное и физическое, а пространство между ними как бы заполнялось демонами и духами стихий, языческими богами, которые по мере развития духовного уровня и становления разума переосмыслялись. Духовный уровень вырос из физического и, из-за того, что слишком мало времени прошло с момента его появления, в течение всего античного периода разумное мышление исходило из представления о физической телесности и эту телесность всегда учитывало.В противовес первобытным кровнородственным отношениям, когда любому было ясно, что все вокруг "такие же, как Я", период рабовладения показал, что "на свете есть существа, похожие на меня, вовлеченные в мой жизненный мир, но совсем не такие же!" Именно это разрушило кровнородственную связь и стало точкой опоры, перевернувшей первобытно-мифологическую культуру вверх ногами и создавшей античный мир.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

Представление о космосе и человеке является основным символом всей древнегреческой картины мира. Однако это не был механический космос, наподобие бездушной машины природы. Он стал вместилищем богов и демонов мифологической поры, Абсолютом, выше которого ничего нет, и в котором происходит все целесообразное и нецелесообразное.

1.3. Философия и математика. Фалес и Пифагор.

Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Её виднейший представитель - Фалес (640-545 до н.э.). Он определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; открыл Полярную звезду, ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается “вода”. Фалес считал, что знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека: ”Познай самого себя“- одно из важнейших положений, связываемых с его именем.

Пифагор(580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет.,  нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.

studfiles.net

39. Условия и предпосылки возникновения науки. Преднаука и наука в соб­ственном смысле слова. Особенности пранауки в древних культурах. Основ­ные достижения древней пранауки.

Наука - это одна из форм общественного сознания, иначе сказать форм духовного производства. Прежде чем стать социальным институ­том (XVII в.), наука прошла большой путь, начиная с античной эпохи. В античную эпоху существовала одна общая, нерасчлененная область зна­ния - натурфилософия, включавшая в себя знания о природе, обществе, о человеке. Конечно, предпосылки науки складывались и в Древнем Вос­токе, Египте, Индии, Китае: здесь были зачатки астрономии, математики, логики и т. д. Но все-таки наиболее заметным было формирование (появ­ление) преднауки в античном мире. Там зарождалась наука.

Даже в самой глубокой древности складывалась преднаука в своеоб­разном виде каких-то ценностных установок-«делай как я» в соответст­вующих мастерских, где обучали людей ремеслу. По окончании какого-то периода менялся принцип: «делай, как можешь». Скажем, в платонов­ской академии, в аристотелевском лицее был дан простор для самореали­зации способностей.

В. С. Степин в книге «Теоретическое знание» выделяет две стадии в эволюции науки, которые соответствуют двум различным методам по­строения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятель­ности. 1-я стадия относится к зарозюдающейся науке, 2-я характери­зует науку в собственном смысле слова .

Таким образом, есть преднаука, где лишь зарождаются элементы (предпосылки) науки. Преднаука - это первые, элементарные, простые попытки обобщения опыта. В.С. Степин считает, что этап преднауки завершается тогда, когда «наряду с эмпирическими правилами формиру­ется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости, как следствия из теоретических постулатов».

Не только в древние времена, но и сегодня преднаука может иметь место. Скажем, формируется какая-то совокупность знаний опытным, т. е. эмпирическим путем, но нет еще достаточно глубоких обобщений - нет теоретического ядра в этой совокупности знаний. Это пока еще только преднаука.

Итак, если в системе знаний есть теоретическое ядро, - можно гово­рить, что сложилась наука.

Пранаука.

Своеобразие, особенности, основные подходы к изучению.

1) Особенность этапа в том, что его исследование, изучение опирается на своеобразные исторические источники. Их своеобразие в том, что это не столько письменные источники, сколько остатки материальной культуры и др., такие как следы первобытных костров, орудий труда, пищи, стоянок.

2) Некоторые памятники духовной культуры – древние наскальные изображения (животных), первые древние статуэтки, первые письменные свидетельства в виде криптограмм (нечто среднее между изображением и знаком), устные предания в виде сказок, мифов и т.д.

3) Жизнь людей этого периода и культура, зачатки знаний – это жизнь, деятельность, культура современных так называемых традиционных диких племен Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.

В истолковании этого важнейшего для истории человечества вопроса идет острое соперничество между 2 концепциями:

1) креационистская;

2) эволюционистская.

1) Креационистская (от лат. сreatio – сотворение) – проста по своему содержанию. Представляет собой основанное на вере представление о чудесном (таинственном) сотворении Богом из ничто Вселенной, жизни, человека и его способностей к познанию.

2) Эволюционистская (более сложная). Основана на разуме. Процесс возникновения Вселенной, жизни, современного человека она рассматривает как процесс универсальной эволюции, которая с точки зрения современной науки включает 3 главных момента раздвоения действительности (депортации):

1) Небытия: на небытие и бытие – 20 млрд. лет назад.

2) Неживой материи: на неживую и живую – 5 млрд. лет назад.

3) Живого: на немыслящее и мыслящее.

Обе эти концепции существуют, имеют своих приверженцев и сторонников.

Особенность эволюционной концепции состоит в том, что она предпочитает рассматривать медленные, едва заметные изменения в природе, в жизни. С позиции этой концепции, именно эти, на первый взгляд, незначительные изменения и привели в конце концов к величайшему перевороту в первобытном обществе, к возникновению человеческой способности к познанию, к появлению элементов понятийного мышления и впоследствии – к появлению науки.

Мыслительная революция.

Этот этап называется революцией потому, что у человека в этот период сформировался определенный комплекс физических и психологических качеств, развитый мозг и способность к мышлению.

Можно выделить следующие важнейшие события в этом процессе:

1) Овладение человека огнем. Первые останки костров (кострища) археологи нашли на юге Франции и Венгрии, которые появились около 500 тыс. лет тому назад (огонь получали из сухого дерева, из удара камнем по кремнию; материалами служили камни, кости животных).

20 тыс. лет назад появились первые светильники. Благодаря использованию огня человек достиг существенных изменений в своей деятельности: продвинулся дальше на Север; улучшилось питание человека; возникла новая форма общения у людей в виде общения у костра, что стимулировало духовное развитие человека.

2) Создание новых орудий труда – тяжелых топоров, молотков; появились первые лодки.

3) Появление первых постоянных поселений.

В результате, человек стал более независим от природы.

Первыми памятниками духовной культуры были изображения животных, быков, оленей, лошадей (на стенах пещер с использованием красок красного спектра), скульптуры женщин Новой Венеры ( 15 тыс. лет до н.э.). Появление этих изображений оценивается как великий переворот еще и потому, что был открыт прямой путь к еще одному достижению – к развитию письменности:

1) Пиктограммы – содержали изображение предмета и его символ (знак). Этими изображениями (знаками) пытались определить вид продовольствия, количество, владельца. Эти пиктограммы использовались на складах, в учете, становясь элементом ведения хозяйства.

2) Клинопись – была практической формой письменности (3 тысячелетие до н.э.).

3) Буквенная (иероглифическая). Считается, что первые иероглифы появились в Египте (3300 г. до н.э.). Первым памятником письменности считается памятник законов о Мурате. Известен как памятник законов и т.д. (на базе статей). Памятники письменности, как памятники духовной культуры, важны и потому, что они свидетельствуют о единстве основ психики у древнего и современного человека. На основе первых достижений появились и более сложные достижения древней культуры – мифы, танцы, музыка, ритуалы. Позже возникли религии, на этой основе формируется первая донаучная картина мира.

Выводы:

1) Этот период в человеческой истории и культуре, называемый периодом пранауки, являлся необходимым этапом историко-научного исследования.

2) В период неолитической революции произошли важнейшие изменения – возникли все материальные и духовные предпосылки, необходимые для жизни человека. На этом этапе созданы условия для ускоренного дальнейшего развития экономики, культуры, науки.

Первым крупным шагом на этом пути развития стала античная наука.

studfiles.net

становление первых форм теоретической науки.

Поиск Лекций

Как своеобразная форма познания (специфический тип духовного производства и социальный институт) наука возникла в Европе в Новое время (16-17вв). Произошла дифференциация единого ранее знания на философию и науку. Наука начинает развиваться относительно самостоятельно, постоянно связана с практикой, опредмечивается, материализуется в ней. В первом вопросе обратите внимание на две стадии в возникновении научных знаний. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте, переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.В преднауке зарождаются предпосылки науки. Этап преднауки завершается когда наряду с эмпирическими правилами и закономерностями формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов.

Преднаука в своем развитии опирается на обыденную практику и производственную деятельность. Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. Здесь происходит отождествление различных предметов, для этого необходимо овладеть операцией выделения существенных признаков, сопоставлять различные предметы. Это сыграло роль в формировании научной методологии. Характерной чертой преднауки является преемственность знаний от поколения к поколению. Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляет типичную схему практических действий. На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводятся непосредственно из практики, затем внутри созданной системы знания формируются новые объекты. Научное знание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике.

Наука в античной культуре.Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. К началу 4 в. до н. э. было представлено Гиппократом Хиосским первое изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. В "Тимее" философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и принимать за стихии. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма - стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, - так и на некоторых натурфилософских идеях.В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.

 



poisk-ru.ru

Преднаука Древних цивилизаций — КиберПедия

 

Изучение этого этапа развития науки следует начать с особенностей географической, социально-экономической, политической и духовной ситуации государств, где уже в III тысячелетии но н.э. появились зачатки научных знаний. К этим особенностям следует отнести, к примеру, разливы Нила (если речь идет о древнем Египте), меняющие конфигурацию берега и вызвавшие потребность развития знаний в области геометрии. Следует также проследить влияние мореплавания на развитие астрономии, развитие торгово-экономических связей с другими государствами, вызвавшие потребность введения счета, – на развитие математики. При этом важно учесть, что сами по себе географические особенности не могут быть определяющим фактором развития науки. Эти же самые географические условия, например, в других странах, не привели к появлению зачатков научных знаний. Об их влиянии на появление научных знаний имеет смысл говорить лишь в том случае, если они вовлечены в практическую деятельность. Все эти страны отличались кастовым строем – этот фактор также следует учесть, он оказал влияние на такую особенность древней науки, как ее закрытость и отсутствие критики. Если речь идет о древнем Египте, то необходимо показать, как строительство пирамид повлияло на развитие науки того времени.

Период зарождения научных знаний в древнем обществе характеризуется такой особенностью, как сочетание научных знаний и мифологической картины мира: научные знания не противоречили существующим в тот период мифологическим взглядам на мир. Так, обширные знаниями в области астрономии вписывались в мифологическую картину мира – небо понималось, например, египтянами как вытянутое тело богини Нут.

Следует обратить внимание на конкретные достижения египтян в разных науках. В древнем Египте были развиты такие науки, как астрономия и математика. Проводились наблюдения за звездным небом, солнечными и лунными затмениями (более 800 лунных и более 300 солнечных), что позволило их предсказывать. Древними египтянами был составлен календарь, состоящий из 12 месяцев, в каждом месяце по 30 дней и оставалось 5 священных дней. Год состоял из 365 дней.

Египтяне знали дроби, умели их складывать и вычитать, имели представление об арифметической и геометрической прогрессии. Знали число пи; по формуле могли вычислить площадь круга, площади треугольников, объем пирамиды, цилиндра, усеченного конуса, умели решать уравнения. Аспирантам необходимо не просто перечислить эти и другие достижения, но и ответить на вопрос, почему, несмотря на столь впечатляющие успехи, этот этап нельзя назвать наукой в полном смысле слова. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести общие черты познания этого периода с наукой в современном ее понимании. Для этого необходимо обратиться к вопросу о сущности и функциям науки, трем аспектам науки и т.д.

Древнеегипетская наука носила рецептурный характер. Она давала рецепт, предписание, а саму задачу ставила практика. Для практических целей доказательство и аргументация не имели большой ценности. Возможно, поэтому они и не дошли до наших дней. Некоторые исследователи полагают, что их не было совсем.

Наука этого периода была ограничена рамками наличного бытия, не выходила за наличный опыт. По этой причине прогностические функции науки были слабо развиты.

Помимо названных областей научного знания в древнем Египте был развит комплекс наук, связанный с медициной, бальзамированием, строительством пирамид. Египтяне знали число миллион. Примечательно, что оно было введено в эпоху строительства пирамид (на иероглифе этого числа был изображен человек с поднятыми от изумления руками на фоне пирамиды), а после этого периода за ненадобностью оно было забыто. Несмотря на столь впечатляющие успехи древних египтян, этот период нельзя назвать подлинной наукой и в большинстве источников по истории науки он носит название преднауки. Для того, чтобы разобраться с эти вопросом, необходимо проанализировать определение науки и выявить, что в познании представителей древних цивилизаций соответствует науке, а что нет. Чтобы представить полную картину, необходимо обратиться к работе Н.Бурбаки, в которой отстаивается точка зрения, что в древнем Египте существовала подлинная наука, знания отвечали всем требованиям научности.

По этому же плану – 1. социально-экономические, политические, духовные особенности 2. общие особенности познания 3. научные достижения в конкретных видах наук – проанализируйте состояние науки древнего Вавилона, Индии и Китая. Обратите внимание на специфику и общие черты познания в каждой из древних цивилизаций. В древнем Вавилоне существовала письменность, была своя позиционная система счисления. Для изображения чисел существовало два знака – «клин» и «крючок». Вавилоняне умели решать квадратные и кубические уравнения. Все эти задачи, как и в древнем Египте, были ответом на вопросы, поставленные практикой. С этими и другими конкретными знаниями в различных науках древнего общества можно познакомиться, прочитав работу А.Н.Чанышева "Курс лекций по древней философии".

О науке в древнем Китае подробно пишет английский науковед, основоположник изучения китайской науки Дж.Нидэм в работе «Наука и цивилизация Китая». Богатый материал по этой теме можно найти в пятитомной энциклопедии «Духовная культура Китая», в которой науке посвящен 5 том.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему при рецептурном характере науки прогностические ее функции слабо развиты?

2. Назовите особенности науки древнего Китая. Перечислите достижения древнекитайских ученых.

3. Попытайтесь ответить на вопрос Дж.Мидэма, английского исследователя науки Китая «Почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, хотя до XVI-XVII вв. Китай научно и технологически опережал Европу»?

4. Чтобы знания носили статус научных, они должны быть аргументированными и доказанными, логически непротиворечивыми, обобщенными, выраженные в знаково-символической форме, рационализированными. Каким из этих признаков научности удовлетворяло знание, полученное в древнем обществе?

5. Какие функции науки в древних цивилизациях еще не существовали?

6. Перечислите достижения древних в области математики и астрономии. Какие из них наиболее явно подтверждают идею, что знания в этот период носили рецептурный характер?

7. Проанализируйте аргументы Н.Бурбаки в пользу того, что в древнем Египте существовала подлинная наука. Согласны ли Вы с ними? Если нет, выскажите свои соображения по этому вопросу.

8. Древние египтяне умели по формуле вычислять площадь треугольника, круга, объем цилиндра, решать квадратные и кубические уравнения. Какому из требований научности удовлетворяет это знание?

9. Все знания, полученные в древнем обществе, тесно связаны с практикой, поскольку они есть ответы на запросы практики. Знания, которые невозможно применить на практике, в то время не было. На Ваш взгляд, это положительная или отрицательная черта науки древнего общества?

10. Каким образом разливы Нила стали одной из причин, побудивших древних ученых заниматься геометрией?

11. Знания в древнем Египте служили решению практических задач – измерению площади земельных участков, объема цилиндрической житницы и т.д. Можно ли на этом основании считать, что наука уже в то время была производительной силой общества? Ответ обоснуйте.

 

Античная наука

 

Следующим за этапом науки древних цивилизаций идет наука эпохи Античности. Наука приобретает в этот период черты, не совпадающие, а во многом и прямо противоположные, с чертами науки предшествующего периода. Необходимо проанализировать, что общего между наукой древнего общества и античной наукой, а также то, что их отличает. Следует показать, как географическое положение Греции способствовало расширению торгово-экономических связей Греции с государствами, имеющими высокий уровень развития, что, в свою очередь, обогатило сознание греков в области познания мира. Немаловажную роль в развитии античной науки сыграл демократический строй, позволивший свободно обсуждать научные проблемы, критиковать выдвинутые идеи, что и сделало античную науку открытой для всего общества.

Важную роль в развитии античной науки сыграли общие мировоззренческие принципы древних греков. Так, умственный труд ценился выше, чем физический, рациональное знание имело более высокий статус, чем чувственное. Космос понимался как единое целое, развивающееся по законам ("все идет согласно логосу", - писал Гераклит). Следует проанализировать связь этих принципов с приближением познания античных греков к научности. Именно в это время закладываются идеалы и принципы научного знания. Но следует помнить, что это же самое пренебрежение к данным органов чувств стало основой того, что приборы и установки не применялись в научном познании, т.к. их действие предполагает опору на чувственные данные. Эта особенность античной науки носит название умозрительность.

В античную эпоху получили дальнейшее развитие такие науки, как математика, астрономия, комплекс наук, связанных с медициной. Были заложены основы новых наук – логики, биологии, этики, психологии и др. Поскольку наука стала открытой для общества, стали известны и имена ученых. В это время жили и творили вдающиеся ученые античности – Архимед, Евклид, Гиппократ, Эратосфен, Аристотель, Гирон Александрийский, Гален, Аристарх Самосский и многие другие. Для более полного представления об античной науке следует рассмотреть вопрос о том вкладе, которые сделали эти ученые.

Античная наука делится на два периода – доалександрийский (с VIв. до н.э. до IV в. до н.э.) и александрийский (с III в. До н.э. до III н.э.) Начало александрийского периода связано с походами Александра Македонского и перенесения центра научных исследований в Александрию. Аспиранты должны понять и объяснить отличия науки этих периодов.

В литературе по истории науки античный период представлен широко. Целесообразно начать изучение раздела с соответствующих статей в словарях, где дается в сжатой форме представление об античной науке ("Философия науки: словарь основных терминов", ""Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей"). Далее следует перейти к чтению учебников и учебных пособий ("Философия науки" под ред.С.А.Лебедева, "Основы философии науки" В.П.Кохановский, Т.П.Матяш и др. .В.Островский "История и философия науки", Н.И.Мартишиной "Введение в философию и историю науки"), а затем – к монографиям и исследованиям, где в более развернутом плане представлена данная тема ("Античная наука" И.Рожанский ). Следует уделить особое внимание работе А.Боннара "Греческая цивилизация". Особенность изложения этим автором достижений античной науки заключается в том, что в этой работе подробно описываются технологии научных открытий того периода. Любопытным является описание измерения окружности Земли, проведенного Эратосфеном. При этом погрешность была сравнительно небольшая, если учесть, что до изобретения компаса было еще далеко и кругосветных путешествий не было. Или техника измерения расстояния от Земли до Солнца, проведенная Гиппархом. Здесь также необходимо учесть тот факт, что древнегреческие астрономы применяли только дооптические приборы.

Требует специальной проработки аспирантами вопрос о том, в чем заслуга античных ученых, если они пользовались научными открытиями древних, сделанные ими тысячелетием ранее. Необходимо учесть, что древнеегипетские жрецы наблюдали солнечные и лунные затмения, могли их предсказывать, но только античные мыслители их объясняли. Именно античные ученые преподавали математику в отвлеченной, а не в эмпирической форме.

Заложенные в эпоху античности принципы научного исследования послужили основанием дальнейшего развития науки в Западной Европе и возникновения науки в современном смысле слова.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Наука доалександрийского периода носила синкретичный характер. Что это означает?

2. Проанализируйте высказывание Бернала: «Достоверного знания в античной науке было немного. Античная наука, скорее, тормозила дальнейшее развитие науки, но без нее оно было бы невозможным»

3. Что означают слова древнеримского врача Галена: «Врач-философ подобен богу».

4. Античная наука теряет рецептурный характер, присущий преднауке древнего общества. Как, на ваш взгляд, можно оценить эту особенность античной науки – положительно или отрицательно? Ответ аргументируйте.

5. Диоген Лаэртский в работе "О жизни, учениях и изречениях древнегреческих философов" описывает эпизод из жизни Фалеса: Фалес, засмотревшись на звездное небо, споткнулся и упал, за что был осмеян согражданами". О какой особенности познания в античную эпоху свидетельствует этот эпизод?

6. Древние греки полагали, что математика применима лишь к космосу. Процессы, происходящие на Земле, ее законам не подчиняются. На чем основано такое утверждение?

7. Идея о том, что Земля имеет форму шара, в древней Греции была очень популярна. На чем была основана эта идея? Кто впервые ее высказал?

8. Кто из античных астрономов впервые высказал идею гелиоцентризма? Почему эта идея не нашла широкой поддержки среди античных ученых? Какие аргументы приводились против этой идеи?

9. Кто заложил основы науки логики? Назовите законы логики, открытые этим ученым.

10. Герон Александрийский создал паровой котел, применив который можно быстро добираться из Афин в Александрию, создал приспособление для открывания массивных дверей храмов и многие другие устройства. Почти все они не применялись на практике. Почему античное общество не было заинтересовано в практическом применении этих устройств?

11. Назовите черты античной науки, отличающие ее от преднауки древнего общества.

12. Каких функций науки еще не было в эпоху античности?

13. Фалес доказал несколько теорем о равенстве треугольников. Между тем об этих теоремах египтяне знали еще за 3 тыс. лет до Фалеса. На каком основании мы причисляем авторство именно Фалесу? Назовите особенность научного познания, имеющая отношение к данному факту.

14. Александрию называют родиной инженера. Назовите инженерные идеи античных ученых.

15. Назовите временные рамки античной науки, доалександрийского и александрийского периодов.

16. Объясните, в чем смысл такого признака античной науки как умозрительность.

17. Вавилоняне наблюдали небо и установили таблицу обращения пяти планет – Венеры, Марса, Меркурия, Юпитера и Сатурна. Они заметили отклонения движения планет на небесном своде и могли предвидеть движение этих планет. Греки использовали эти наблюдения и пошли дальше. В чем это проявлялось?

18. Вспомните функции науки, известные на сегодняшний день. Какие из этих функций еще не сложились в эпоху античности?

19. Назовите 3 аспекта бытия науки. Какие из этих аспектов не представлены в античной науке?

20. Назовите античных математиков и их достижения в этой области.

21. Назовите отличительные особенности александрийского периода.

22. Используя работу "Очерки из истории математики", проанализируйте доводы Н.Бурбаки, приводящиеся в пользу тезиса, что в древнем обществе существовала наука в подлинном смысле слова (без приставки "пред"). Согласны ли вы с этими доводами?

23. Кто из античных математиков использовал аксиоматический метод?

24. Основы биологической науки были заложены Аристотелем. В его трудах были как гениальные догадки и достижения, так и неточности и заблуждения. Назовите и то, и другое.

25. Проследите историю идеи гелиоцентризма в античной науке (по работе А.Боннара "Древнегреческая цивилизация").

 

cyberpedia.su