Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос. В то же время весьма выразительный и виртуозный, требующий точной настройки и регулировки. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Великолепное разнообразие звучания скрипки удивляет слушателей уже более 5 веков подряд, проникая в душу и самые потаённые уголки сознания. Она одинаково быстро может поднять настроение, вселить оптимизм, заставить страдать и переживать. Недаром скрипку прозвали инструментом ангелов или дьявола.
Голос скрипки похож на человеческий, поэтому к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.
Звук
Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.
Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.
Фото:
Интересные факты
Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.
В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.
В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются "Каприсы" Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение - «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена, в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
Эпизод из оперы Римского-Корсакова "Полёт шмеля" технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил "Полёт шмеля" за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.
Применение и репертуар
Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.
Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт. Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.
Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс, Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.
В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.
Музыка
Камиль Сен-Санс - Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)
Антонио Вивальди: "Времена года" - Летняя гроза (слушать)
Антонио Баццини - "Хоровод гномов" (слушать)
П. И. Чайковский - "Вальс-Скерцо" (слушать)
Жюль Масне - "Размышление" (слушать)
Морис Равель - "Цыганка" (слушать)
И. С. Бах - "Чакона" из партиты d-moll (слушать)
Конструкция
Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:
Верхнюю деку из резонансной ели.
Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
Клоцы из хвойных.
Гриф из чёрного дерева.
Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.
Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.
Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».
Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.
А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.
На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.
В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.
Размеры
Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.
Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.
Приёмы игры
Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.
Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.
Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:
Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.
Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.
На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.
История создания
До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу, однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.
Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.
Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».
Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.
В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать скрипку
soundtimes.ru
Что такое скрипка? Строение и функции скрипки
Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.
История появления скрипки
Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.
С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество великих скрипачей.
Как устроена скрипка
Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют клён, явору или тополь.
Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.
Обечайки и душка
Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.
На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.
Струнодержатель
Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.
Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.
Гриф
На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.
Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом настройки скрипки. Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.
Струны
Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.
Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.
Современные струны
Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".
Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.
Скрипка. Долгий путь
За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные произведения Моцарта или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.
Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.
Скрипка-лиса
Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.
Стоит ли учиться играть на скрипке?
Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.
Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.
Уникальный музыкальный инструмент
Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.
fb.ru
старинная скрипка, 5 букв, сканворд
старинная скрипка
Альтернативные описания
• Старинный струнный смычковый музыкальный инструмент
• Старинный смычковый музыкальный инструмент
• Многолетний садовый цветок
• "Бабушка" скрипки
• "Струнное" женское имя
• "музыкальный" сыр
• ... да браччо
• ... да гамба
• Тараканова
• альт
• альт иначе
• анюнины глазки
• анютины глазки
• ж. альтовка, альт; музыкальное смычковое орудие, среднее между скрыпкой и виолончелью. Скрыпичная квинта (е) убавлена, а басок (с) прибавлен. Виолист м. -тка ж. альтист, музыкант на виоле, на альту. Виолончель об. музыкальное четырехструнное, смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом; на нем те же четыре струны, как на альту, но октавой ниже. -ный, относящ. принадлежащ. к нему. Виолончелист м. -тка ж. играющий на виолончели
• женское имя
• женское имя: (итальянское) фиалка
• имя киносыщика Таракановой
• имя сыщика Таракановой
• инструмент альт
• инструмент со смычком
• контрабас в далеком прошлом
• контрабас в прошлой жизни
• лущильный сорт гороха
• название финского плавленного сырка
• название финского плавленого сырка
• плавленый сыр
• предок контрабаса
• предок скрипичных инструментов
• предок скрипки
• предшественница скрипки
• прошлое контрабаса
• растение семейства фиалковых
• садовая фиалка
• смычковый инструмент
• сорт гороха
• сорт плавленого сыра
• сорт фиалки
• сорт финского сыра
• старинный (XV—XVII вв.) струнный, смычковый музыкальный инструмент
• старинный смычковый инструмент
• старинный струнный смычковый инструм
• старинный струнный смычковый инструмент
• струнный инструмент
• струнный смычковый музыкальный инструмент
• сыр из Финляндии
• сыр с музыкальным именем
• сыщик Тараканова (кинош.)
• фиалка садовая
• финский сыр с блондинкой на коробке
scanwordhelper.ru
История возникновения скрипки
Скрипка – один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен - с XVI века. На ней скрипачи играют соло, аккомпанируют в ансамблях. Звуки скрипки можно встретить во многих современных группах, в чем можно убедиться, слушая композиции музыкального портала weborama, специализирующегося на данной тематике. Неспроста этот инструмент именуют королевой оркестра.
Точное место и время происхождения скрипки установить не удалось. Было высказано много предположений, какими были струнно-смычковые инструменты до современной скрипки. Предполагается, что родоначальниками скрипки и виолы были ребаб, рота, фидель, которые появились в XIII-XV веках. Виола возникла раньше скрипки. Она отличалась разнообразной величиной. Чтобы исполнить какое-либо произведение на виоле, музыканту приходилось стоять. При выступлении виолу удерживали на коленях, а позже – на плечах, что и привело к возникновению скрипки.
Соло на скрипке изначально не играли, потому что этот инструмент слыл простонародным. Он использовался только в кругах бродячих музыкантов в пивных заведениях.
Значительное преображение скрипки произошло в XVI веке, благодаря итальянским мастерам, которые сделали музыкальный инструмент идеальной формы и из лучших материалов. Автором первой современной скрипки является Гаспаро Бертолотти. Большой вклад в изготовление скрипок в Италии внесли члены семьи Амати, которые работали над тембром звучания инструмента. Именно они сделали его глубоким и объемным. По их задумке скрипка должна передавать чувства и эмоции, ее звучание должно напоминать голос человека. Задумка удалась.
Скрипка имеет широкий диапазон, красивое звучание. Это и позволяет композиторам создавать произведения разных жанров для скрипки. Есть множество шедевров, где ведущая партия принадлежит скрипке.
Это интересно
Родина Одиссея
Расположенный в Ионическом море греческий остров Итака считается островом легендарного царя Одиссея. И хотя археологи еще не подтвердили ...
Оборудование для производства кислорода на луне
Основная техническая проблема - куда принять эту энергию, буде даже она успешно преобразуется в электрическую. Ну, для разгона ...
Бог Рудра
Из чела Брахмы некогда изошел бог Рудра, воплотивший в себе всю мощь богов и разрушительные силы. ...
Рождество Иисуса Христа
Почему так важно для христиан Рождество Иисуса Христа? Что это за событие, которое так торжественно празднуется ...
Сатиры в Древней Греции
Книга Еноха повествует о событиях произошедших вскоре после грехопадения человека и проливает свет на происхождение таинственных исполинов, о которых повествует Библия....
Статуэтки Ушебти
Ведь размеры этого миниатюрной книжки составляют всего 0,07х0,1 мм. Издание Teeny Ted from Turnip Town тоньше, чем занесенные в Книгу рекордов...
objective-news.ru
Скрипка - настоящая история. Скрипка
Скрипка - исконно русский народный инструмент
Были времена, когда без скрипки ни одна русская свадьба не обходилась. Вообще, музыкантами на Руси называли только исполнителей на смычковых инструментах, и музыкой называлась игра на скрипке, или игра инструментального ансамбля с участием скрипки... Остальные исполнители назывались - трубачи, лирники, литаврщики и т. д., и музыкантами не считались... Почему же сегодня об этом помнят только редкие специалисты?
История - к точным наукам отношения не имеет. Периодически её переписывают по тому или иному поводу, и даже совсем без оного. Ответственный человек, рассуждая о прошлом, не рискнёт утверждать что-либо безапелляционно, даже если речь идёт о событиях пятидесятилетней давности. А что говорить об истории средних веков или ещё более ранней? Дошедшие до нас свидетельства допускают массу вариантов интерпретации. Порядочные историки каждое положение своих трудов должны бы по-хорошему начинать со слов "я думаю", "можно предположить", "существует гипотеза" и т. д. Почему-то они так делают не часто. Плюс к тому, всегда существует что-то, что мешает историку быть чистым профессионалом - "классовое чутьё", "политкорректность", его личные симпатии и т. д. и т. п.
Исходя из этого, я предлагаю просто обратить внимание на некоторые факты и умозаключения, которые, надеюсь, помогут изменить пока что общепринятые, но далеко не бесспорные, мягко говоря, взгляды на историю скрипки. По этой теме даже весьма эрудированные скрипачи говорят о каких угодно странах (Италия, Греция, Индия, Китай и пр.), но только не о России, в большинстве своём искренне считая, что скрипка пришла к нам, возникнув в результате "мутаций" существовавших в начале XVI века на территории Италии инструментов-предков, и уже будучи доведена "до ума" великими итальянскими мастерами.
Соответствует ли действительности то, что кажется таким очевидным? И какова настоящая история скрипки?
Настоящая история скрипки
Посмотрим на фреску из северной башни киевского Софийского Собора начала одиннадцатого века. На ней - скоморох, играющий на инструменте, который вполне мог быть прародителем скрипки. В западноевропейских странах в это время играли лишь на щипковых и духовых. Обратим внимание на прямой смычок и прижатый к плечу инструмент. До этого ни в одной культуре мира так не играли. Инструмент располагали на коленях, держали вертикально, но нигде и никогда не держали его так, как держат его современные скрипачи и русский скоморох на древней фреске. А самые ранние изображения такой скрипки с таким смычком в Италии - относятся к XVI веку. До этого все пользовались дугообразным смычком. Кроме того, древнерусские прародители скрипки имели квинтовый строй, что тоже говорит в их пользу.
У славянских народов было много похожих инструментов - смык, гудок, скрипель, скрыпица и т. д. Куда же они вдруг исчезли? Почему их исчезновение на Руси предшествует появлению скрипки в Италии? Как так случилось, что русскими народными инструментами стали считать балалайку и гармонь, появившиеся только в XVIII веке?
Начиная с конца XV века тогдашние власти начинают серьёзную борьбу со скоморохами, победу в которой в 1648 году царь Алексей Михайлович ознаменовал указом, в котором говорится: “А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь”. Скоморохам пришлось искать пристанище в других странах, русские пра-скрипки не появляются в исторических документах, потому как исключаются из быта власть имущих, оставаясь в ходу только среди простого народа. Время было такое. Можно, конечно, посожалеть о том, что не в меру рьяным защитникам Веры не пришло в голову бороться именно с язычеством, а не с инструментами, посредством которых можно, между прочим, и Единого Бога славить - это ведь зависит от того, что в голове у исполнителя. Однако - всё относительно. В "цивилизованной" западной Европе в те времена вовсю гуляла Инквизиция, и на кострах жгли не музыкальные инструменты, а людей...
А вот Пётр I гудошников любил, брал на службу, платил неплохие деньги, крестил их детей и гулял на их свадьбах... Вообще, на Руси и в других славянских государствах (как, впрочем, и во многих других неславянских культурах) традиционно без скрипача на свадьбе не обходились...
Однако скрипка, усовершенствованная итальянцами, вскоре возвращается туда, откуда вышла. Со второй половины XVIII века в России появляется плеяда блестящих скрипачей-виртуозов. Хандошкин, Рачинский, Семёнов, Поляков, Львов, Дмитриев-Свечин, Щепин, Афанасьев и др. были известны далеко за пределами нашей страны. Кроме того, скрипка была широко популярна и в народной среде - как в средней России, так и в Белоруссии, на Украине, среди казаков и т. д. и т. п.
Если бы история нашей страны была более спокойной, скоморохи сегодня играли бы примерно так:
(демо)
А если захочется изучить историю скрипки подробней - рекомендую прочесть:
И. Ямпольский - Русское скрипичное искусство: очерки и материалы. — М., 1951
Г. Анфилов - Соперники Страдивари - журнал "Знание - сила", №2, 1961
Да и в интернете можно много чего интересного нарыть. Стоит только захотеть...
P. S. К сожалению, до сих пор не потеряли актуальность слова И. Ямпольского, написанные более полувека назад:
"Нужно решительно отвергнуть различные версии ... о якобы несамостоятельном характере русской скрипичной школы, о том, будто история русского скрипичного искусства начинается с открытия консерваторий, что до этого времени национальной скрипичной культуры в России вообще не существовало. Эти версии распространялись для того, чтобы скрыть действительные достижения русского музыкального искусства, его влияние на мировую музыкальную культуру... ... Извращая подлинную историю русской музыкальной культуры, подобные измышления сеяли неверие в творческие силы русского народа и порождали пренебрежительное отношение к деятельности и творчеству отечественных музыкантов."
Георгий Баранов
www.georgebaranov.ru
В ПОИСКАХ ПРЕДКОВ СКРИПКИ: igorinna
Невозможно представить сегодня европейскую музыку без струнных смычковых инструментов. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы являются основой симфонического оркестра. Они же образуют и струнный оркестр. А любимое занятие музыкантов собраться тёплой компанией - 2 скрипача, альтист и виолончелист - и поиграть для души привело к образованию в европейской культуре струнного квартета.
Для всех этих инструментов, квартетов и оркестров написано много прекраснейшей музыки. Особенно для скрипки –любимого в 17-19 веках инструмента. Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки - Бах, Вивальди, Корелли, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Барток, Шостакович, Прокофьев, Шнитке... Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини.
Что было бы, если бы в Европе не было струнных смычковых инструментов? Облик европейской музыки был бы совсем иным.
Историей скрипки не могли не заняться учёные. И выяснилось, что её судьба не просто интересна, но загадочна, сложна и запутанна. Классический тип инструмента возник на рубеже 16-17 веков одновременно в Италии и Франции. Но первое, на что обратили внимание дотошные исследователи, это то, что цивилизациям Средиземноморья в древности струнные смычковые не известны. Таким образом, всеобщая любимица не могла похвастаться солидной многовековой родословной. Она оказалась неприлично молода, и вся её биография вместе с летописью всего рода европейских струнных смычковых инструментов едва-едва потянула на тысячу лет. Это же не сравнить с пятитысячелетней историей арфы! Да к тому же в отличие от многих других уважаемых и ценимых инструментов скрипка не имела никаких связей с миром богов, не могла объяснить свое появление на грешной земле их действиями или желаниями. Куда ей было до той же флейты, на которой ещё во времена Древней Греции любил поигрывать один из великих богов древнегреческого пантеона - козлоногий Пан.
Первые предки скрипки появились в Европе только в 10 веке н.э. Это были фидель и ребек. Они ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см. Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн,
Два типа употребления смычковых и на обоих играли смычком, который дотоле был не известен Европе. Смычки их были дугообразной формы со свободным креплением конского волоса. Натяжение волоса такого смычка музыкант регулировал во время игры кистью правой руки, которая ладонью была обращена вверх, как играют до сих пор на казахском кобызе. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, судя по средневековым изображениям, были музыканты, которые держали инструмент, опирая его в плечо или грудь. Несмотря на то, что левая рука, поддерживающая инструмент, была не так свободна, как при вертикальной постановке, они, вероятно, чувствовали, что в будущем это горизонтальное положение инструмента что-то даст. И действительно, как только кому-то пришло в голову прижимать скрипку к плечу подбородком, так освободившаяся от необходимости держать инструмент левая рука стала выделывать чудеса виртуозности.
Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Ну понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с 8 века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides - струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в 10-15 веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.
От ребека произошёл пошет, который получил своё название от того, что учителя танцев носили его в кармане (по-французски Pochette – карман). Ведь он был такой маленький, всего 20-35 см, но имел громкий, резкий звук. Играли на нём, оперев инструмент в плечо, это было очень удобно - можно было одновременно показывать танцевальные фигуры ученикам из благородных аристократических семей.
Фидель и ребек – это европейские дедушки скрипки. Всевозможные их модификации к концу 15 века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеке, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по-прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников Возрождения, потому что вплоть до 18 века её обожали в аристократических салонах за мягкий, нежный, матовый звук.
В скрипке соединились форма фиолы, размеры фиделя и ребека и резкий звук пошета. Аристократам она казалась простоватой, если не сказать вульгарной. Она звучала в среде простых горожан, ремесленников и крестьян. Но начиная с 17 века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в 18 веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу
.
Презренная простушка завоёвывает аристократический мир... Этот сюжет, только с другими персонажами, двумя веками позже описал Бернард Шоу в своем “Пигмалионе”. И конечно, в истории возвышения скрипки не обошлось без своего Пигмалиона, в роли которого на сей раз выступал Национальный Гений итальянского народа. Это - великие мастера Страдивари, Гварнери, Амати, которые создали классическую конструкцию скрипки и прямой смычок, с жёстким креплением волоса, который держат ладонью вниз, что дало невиданную свободу виртуозности.
Они умножили силу и полётность её звука, но убрали его резковатость, скрипучесть ( не зря славяне назвали её скрипкой), превратив его в идеал неземной, волшебной красоты. Это и гениальные композиторы - скрипачи Корелли и Вивальди, написавшие для скрипки прекрасную нестареющую музыку, с каждым веком становящуюся всё прекрасней и современней. Последним, кто поставил в этой истории точку, вернее, большой восклицательный знак, был великий Паганини.
Но народная, скрипящая и гудящая скрипка не сдавала позиций и, нисколько не комплексуя на фоне достоинств возвысившейся аристократической родственницы, сопровождала жизнь европейского простонародья на правах всеобщей любимицы.
Делали её простые деревенские мастера. В ход шли сподручные материалы, для корпуса мог сгодиться и старый деревянный башмак. На таких “башмачных скрипках” вплоть до середины ХХ века играли народные музыканты северной Европы свои весёлые танцевальные мелодии.
Казалось бы, история скрипки в Европе была восстановлена. Но учёные любят доводить всё до конца. Им хотелось всё-таки докопаться до самых-самых первых её предков. Они установили, что ребаб, от которого произошёл европейский ребек, распространён почти везде – на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Африке. Кроме него на Востоке есть ещё близкие ему смычковые инструменты: это - гиджак у таджиков, уйгуров, узбеков, туркмен, каракалпаков, афганцев, это - кеманча у азербайджанцев, армян, грузин и дагестанских народов. Нашлись родственники ребабу и у славян: это гудок, на котором когда-то играли исчезнувшие русские скоморохи, и масса оставшихся в живых его сородичей - годулка у болгар, генсле у поляков, скрыпка у гуцулов,
Но изучая их строение, музыку и историю, учёные всё же не могли определить, где же самый первый предок скрипки, где на земле появился первый смычок, а с ним первые смычковые струнные инструменты?
Вопрос этот решился только в ХХ веке благодаря этномузыковедению, молодой науке, изучающей все неевропейские музыкальные культуры мира. Учёные обнаружили у кочевников Центральной Азии сохранившиеся до нашего времени особые смычковые струнные инструменты, у которых не только смычки, но и струны оказались из конского волоса, а нижняя передняя часть корпуса, а иногда и весь корпус из кожи. Это кобыз у казахов, кыяк – у кыргызов, моринхур, хур и хучир у монголов, игиль у тувинцев, тошпулуур у алтайцев... Все эти инструменты объединяли густой, матовый, низкий мистический тембр, дугообразный смычок со свободным волосом, который натягивался правой рукой, и общие способы флажолетной игры.
Среди них казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского учёного Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента.
Сам кобыз делается из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества. И он объясняется вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева и будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, которые дают очень густой, богатый обертонами тембр, - всё это бесспорные свидетельства древности.
Кобыз у казахов является инструментом шаманов - баксы, священнослужителей древней тенгрианской религии. Быть посредником между миром людей и миром богов – это самая первая функция музыкальных инструментов у всех народов Земли. С этими религиозно-магическими функциями связаны и зеркало внутри корпуса, и металлические подвески на головке кобыза. В народе он считается киели - священным. Баксы относятся к нему, как к живому, одухотворённому существу, которое во время камлания, превращаясь в скакуна, уносит хозяина в мир духов, которые помогают изменить погоду, найти пропажу, лечить людей, узнавать судьбу человека, его семьи или рода.
Казахи помнят,что создателем кобыза является первый шаман Коркут, до сих пор покровительствующий всем баксы. Древняя легенда гласит: «Когда Коркуту было 20 лет, к нему во сне явился человек в белой одежде и сказал, что век его недолог, всего 40 лет. Коркут решил искать бессмертие. Сел он на верблюдицу Желмая и отправился в дальний путь. Он объехал все 4 угла мира, но везде встречал людей, которые рыли могилу, и на вопрос, для кого эта могила, отвечали: «Для Коркута».
Тогда он решил вернуться в центр Земли, на берега родной Сырдарьи, где сделал первый кобыз, принеся в жертву Желмая и обтянув кожей её звучащего горла нижнюю часть деки. Расстелил он на водах Сырдарьи шкуру верблюдицы и, сидя на ней, день и ночь играл на кобызе. Игра Коркута привлекла все земные существа – летающих птиц, бегающих зверей, пытались к нему пройти через пески и люди. Все, в ком была жизнь, сидели на берегу и слушали кобыз. Пришла и Смерть, чтобы забрать душу Коркута, но он продолжал играть. И пока пел кобыз Коркыта, Смерть была бессильна, не было у неё сил забрать кого-то из этого мира. Но однажды Коркут, устав, всё-таки заснул, вот тогда Смерть, приняв облик змеи, ужалила его. Но он не умер совсем, а ни живой, ни мертвый стал Владыкой Нижних вод, и помогает всем шаманам делать добро людям. Кобыз же охраняет природу, животных и людей от смерти. Он носитель бессмертия и вечной жизни.”
Но не только на западе от Сырдарьи оценили красоту и возможности смычкового инструмента. Распространился он и на восток. Хуцинь - смычковые, так обобщённо называли китайцы свои эрху и байху, смычковые инструменты, заимствованные ими у северных кочевых народов в 9-14 веках н.э.
У монголов моринхур окружён таким же почитанием, как и кобыз. На него мастера наносят знак вечности “улзи”. Этот знак вечности известен казахам как “бiтпейтiн жол”- бесконечный путь. Понятно, почему его наносили именно на инструмент, защищающий людей от болезней и смерти. И только с открытием цепочки кобыз - моринхур - гиджак - ребаб - ребек - виола - скрипка стало понятно, почему европейские мастера так любили наносить на свои струнные инструменты восточный знак “бесконечного пути”. (илл.1, 7а,7б) Они могли его перенять у болгарских мастеров, изготовлявших свои годулки (илл.8) точно так же, как и древние тюрки-булгары, которые проникали на Балканы с 5 века и в 7 веке образовали Великую Булгарию. У европейцев это было просто декоративное украшение, за которое они приняли знак вечной жизни, наносимый тюркскими мастерами с целью усилить магическую силу своих смычковых инструментов.
Так в ХХ веке благодаря исследованиям европейских учёных Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., было доказано, что кобыз - это самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами, жившими на берегах обожествляемой ими Сырдарьи. На запад его понесли тюрки-огузы, тюрки-булгары и другие народы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, художественно-эстетическим традициям и имеющимся природным материалам. Но на той земле, где он родился, кобыз остался неизменным, сохранив свои древние, священные черты. Неумирающее тенгрианство, с живой верой в Коркута, в божественное происхождение музыки и инструмента, сакральная роль в жизни народа охраняли кобыз не только от прикосновений простых людей, но и от изменений. Именно кобыз казахских шаманов баксы сохранил первозданные черты и строение первопредка струнных смычковых инструментов. Сегодня он представляется своего рода Адамом, от которого пошли по Азии, Европе и Африке все гиджаки, фидели, годулки, эрху, байху, скрипки, альты, виолончели и другие, порой неузнаваемо изменившиеся потомки.
Народы Европы забыли и место рождения смычка, и родословную Закованный демон играет на каманче(Иран, ок.1450. Фреерская галереяискусств, №37.25. Вашингтон)из статьи Т.Н. Джани-Заде самой скрипки, но они, хоть и смутно, но помнили главное - какую-то туманную связь её с далёким и чуждым нехристианским миром. А раз игра смычком - занятие нехристианское, небожественное, то и фольклор европейцев изобилует историями о тайных договорах скрипачей с нечистой силой. Без продажи бессмертной души чёрту, который и сам великий мастер поиграть на скрипочке, не научишься толком играть на ней. Скрипач и чёрт - эта пара была настолько неразрывна в сознании европейцев, что и гениальную игру самого Паганини по застарелой привычке объясняли его дружбой с дьяволом. Эти средневековые представления отразились и в музыке нового времени: “Ученик Чародея” Дюка, “Дьявольские трели” Тартини, “История солдата” Стравинского.
Но конечно, ни с какой нечистой силой скрипка не связана. За неё, как это часто бывало в человеческой истории, приняли чужих богов. В ХХ веке благодаря учёным восстановлена её сложная, запутанная биография. И теперь стало ясно, что царственное положение скрипки в мире европейской музыки вовсе не случайность и не прихоть судьбы, оно, можно сказать, было фатально предопределено её божественным происхождением. Ведь её первопредок кобыз был создан божеством Нижних вод, первым шаманом тенгрианской религии великим Коркутом. И, как утверждает легенда, Коркут был тем, кто самый первый на Земле сыграл смычком на инструменте трепетную Мелодию Жизни.
А так же можете посмотреть струны для скрипки в нашем струнном магазине.
Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Происхождение и история.
Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.
Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли(1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Строение скрипки.
Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.
Корпус.
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева —обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, сообщающая вибрации крышки днищу. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и состав лака. При пропитке скрипки лаком он изменяет плотность исходного дерева. Степень влияния пропитки на звучание скрипки неизвестна, так как зависит в основном от структуры и особенностей самого дерева. После высыхания лак предохраняет скрипку от значительных изменений плотности дерева под влиянием окружающей среды. Лак окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
Нижняя дека или «днище» корпуса делается из клёна, из двух симметричных половинок.
Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифнике).
Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.
Душка — круглая еловая распорка, передающая вибрации деки днищу. Идеальное её расположение находится экспериментально, на что мастером иногда тратятся многие часы работы
Подгрифник, или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твёрдой породы чёрного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия со шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц.
Петля — петля из толстой кишечной струны или пластика. Более предпочтительна пластиковая петля, так как она имеет регулятор длины петли. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления петли подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — более пронзителен). Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубления для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.
Гриф.
Гриф скрипки — длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Верхний порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют из себя конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только „пятка“, „носок“ изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении»
Струны.
Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.
В скрипке четыре струны:
первая («квинта») — верхняя, настроена на ми второй октавы. Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.
вторая — настроена на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.
третья — настроена на ре первой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
четвёртая («басок») — нижняя, настроена на соль малой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.
Аксессуары и принадлежности.
Смычок - Деревянная трость, переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос конского хвоста (искусственного или натурального). Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.
Подбородник. Предназначен для удобства игры музыканта. Боковое, серединное и их промежуточные расположение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.
Мостик. Предназначен также для удобства игры музыканта. Крепится к задней стороне скрипки и предназначен для установки на плечо музыканта. Представляет из себя подставку (прямую или выгнутую, твёрдую или обшитую мягкой тканью, деревянную, металлическую или карбоновую), и крепления с каждой стороны. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, усилитель микрофона. Основными марками современный мостиков являются WOLF, KUN и др.
Звукоснимательные устройства. Требуются для того, чтобы преобразовывать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы (для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств).
Если на скрипке звук со звукоснимательных устройств, выполняющих дополнительную функцию (усиление звука или другое), незначителен по отношению к звуку, создаваемого элементами конструкции (телом, душкой и т. п.), то скрипка является акустической.
Если оба вносят важный вклад в формирование звука, то это - полуакустическая скрипка.
Если элементы конструкции не оказывают большого влияния на звук, то это электроскрипка.
Кейс (или футляр) для скрипки и смычка, а также всевозможных аксессуаров.
Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера. Чаще всего сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.
«Глушилка» - это тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а так же для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки, инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстия подгрифка, и крючка, служащего для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, которые имеют малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно имеют чёрное, позолоченное, никелированное или хромированное покрытие, а также их комбинацию. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Обучаться и играть на инструменте можно и без машинок: в таком случае струна вставляется напрямую в отверстие подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны для облегчения веса подгрифка. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.
Запись.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны для исполнения и применяются, как правило, только в сольной виртуозной литературе, но не в оркестровых партиях.
Постановка рук.
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.
От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше стандартного диапазона скрипки.
Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — вплоть до двенадцатой.
Существует как минимум три способа держания смычка:
Старый («немецкий») способ, при котором указательный палец касается трости смычка своей нижней поверхностью, приблизительно против сгиба между ногтевой фалангой и средней; пальцы тесно сомкнуты; большой палец находится напротив среднего; волос смычка натянут умеренно.
Новый («франко-бельгийский») способ, при котором указательный палец касается трости под углом концом своей средней фаланги; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; сильно натянутый волос смычка; наклонное положение трости.
Новейший («русский») способ, при котором указательный палец касается трости сбоку сгибом между средней фалангой и пястной; глубоко охватывая серединой ногтевой фаланги трость и образуя с ней острый угол, он как бы направляет ведение смычка; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; слабо натянутый волос смычка; прямое (не наклонное) положение трости. Такой способ держания смычка является наиболее целесообразным для достижения наилучших звуковых результатов при наименьшей затрате энергии.
Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.
Позиция левой руки.
«Открытые струны» — пальцы левой руки не зажимают струны, то есть скрипка извлекает четыре ноты разделённые квинтами: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).
Первая позиция — пальцы левой руки, кроме большого, могут зажимать струну в четырёх местах, отделённые между собой и от открытой струны диатоническим тоном. В совокупности с открытыми струнами образуют 20-ти тонный ряд звуков от ноты Соль малой октавы до Си второй октавы.
Первая позиция.
Большой палец направлен на играющего, образуя «полочку», на которой лежит гриф скрипки — выполняет только поддерживающую функцию. Другие пальцы левой руки располагаются сверху, нажимая на струны, не удерживая гриф. Левая рука имеет всего семнадцать «основных» позиций, которые основываются на следующем:
Пальцы расположены на позиции соответствующей белым клавишам фортепиано;
Пальцы не передвигаются вдоль грифа;
Расстояние между соседними пальцами одной струны является тон или полутон;
Расстояние между пятым и вторым (крайними рабочими) пальцем следующей струны один тон.
Основные приёмы:
Detaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
Martelé — штрих, выполняемый толчком смычка, при котором протяженность самого звучания значительно короче периода затухания звучности;
Staccato вниз и вверх смычком — движение смычка с остановкой;
Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
Spiccato — отскакивающий штрих, очень лёгкое staccato;
Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.
Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.
Известные исполнители.
XVII век
Арканджело Корелли (1653—1713) — итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.
Антонио Вивальди (1678—1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года».
Джузеппе Тартини (1692—1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию cмычка, удлинив его, и выработал основные приёмы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление.
XVIII век
Иван Хандошкин (1747—1804) — русский скрипач-виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. Первый в России виртуоз игры на скрипке. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.
Джованни Баттиста Виотти (1753—1824) — известный итальянский скрипач поколения, которое предшествовало Никколо Паганини. Кроме десяти концертов для фортепиано, все произведения Виотти написаны для струнных инструментов, наиболее важными из которых являются 29 концертов для скрипки.
XIX век
Никколо Паганини (1782—1840) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
Анри Вьетан (1820—1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Вьётан — автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.
Леопольд Ауэр (1845—1930) — венгерский, российский скрипач, педагог, дирижёр и композитор. Является основателем так называемой русской скрипичной школы.
Эжен Изаи (1858—1931) — бельгийский скрипач, дирижер и композитор. Написал 6 скрипичных концертов, вариации на тему Паганини и другие.
XX век
Яша Хейфец (1901—1987) — американский скрипач еврейского происхождения. Считается одним из величайших скрипачей XX века.
Давид Ойстрах (1908—1974) — советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
Иегуди Мену́хин (1916—1999) — американский скрипач и дирижёр. Оставил также след в филателии, в его честь названа одна из филателистических премий.
XXI век
Ванесса Мэй (27 октября 1978) — всемирно известная скрипачка, композитор. Известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «техно-акустический сплав»
Известные скрипичные произведения.
А. Вивальди. Времена года для скрипки с оркестром
Й. С. Бах. 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло
Дж. Тартини. Соната «Дьявольские трели» для скрипки с фортепиано
В. А. Моцарт. 5 концертов для скрипки с оркестром
Л. Бетховен. Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром
Л. Бетховен. 10 сонат для скрипки и фортепиано
И. Брамс. Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром
И. Брамс. 3 сонаты для скрипки и фортепиано
Ф. Мендельсон. Концерт ми-минор для скрипки с оркестром.
Э. Григ. 3 сонаты для скрипки и фортепиано
Н. Паганини. 24 каприса для скрипки соло.
Каприс No 1, 3 стр., 411КбКаприс No 2, 3 стр., 328КбКаприс No 3, 2 стр., 142КбКаприс No 4, 4 стр., 260КбКаприс No 5, 3 стр., 230КбКаприс No 6, 3 стр., 230КбКаприс No 7, 3 стр., 198КбКаприс No 8, 3 стр., 188КбКаприс No 9, 3 стр., 185КбКаприс No 10, 3 стр., 183КбКаприс No 11, 3 стр., 217КбКаприс No 12, 3 стр., 237КбКаприс No 13, 1 стр., 75КбКаприс No 14, 1 стр., 63КбКаприс No 15, 2 стр., 125КбКаприс No 16, 2 стр., 127КбКаприс No 17, 2 стр., 147КбКаприс No 18, 2 стр., 122КбКаприс No 19, 3 стр., 159КбКаприс No 20, 2 стр., 121КбКаприс No 21, 3 стр., 201КбКаприс No 22, 2 стр., 95КбКаприс No 23, 2 стр., 146КбКаприс No 24, 4 стр., 257Мб
Н. Паганини. Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром.
С. Франк. Соната для скрипки и фортепиано.
К. Сен-Санс. «Интродукция и Рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром.
Г. Венявский. 2 полонеза для скрипки с оркестром.
П. Сарасате. Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен».
Я. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром.
П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром.
Концерт для скрипки с оркестром, партитура.
Концерт для скрипки и оркестра No1, (соч. 77, 1948 г.), клавир