Древние киргизы. Откуда произошли киргизы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Киргизии. Древние киргизы


История Киргизии — WiKi

До появления на территории современного Кыргызстана человека разумного её населяли архантропы (пещеры Сельункур (Сель-Унгур) и Обишир 1-5 в Баткенском районе близ Оша)[1] и неандертальцы, следы пребывания которых обнаружены на горе Боз-Бармак (в районе озера Иссык-Куль)[2]. Примерно 5-10 тыс. лет назад на берегах Иссык-Куля появились мезолитические охотники, которые разрисовали стены пещеры Ак-Чункур красной охрой, изображая сцены охоты и танцев[3].

Древние времена

Многие артефакты раннего этапа среднего палеолита в Киргизии не только по форме, но и по технологии изготовления идентичны предметам с синхронных памятников Израиле[4].

Найденные советскими археологами в 1980-х годах в пещере Сель-Унгур (Ферганская долина, недалеко от Хайдаркана) антропологические материалы (череп[5], зубы и плечевая кость человека) были предположительно интерпретированы, как принадлежащие человеку одной из архаичных эректоидных форм. Предложенная тогда же достаточно спорная датировка комплекса возрастом более 1 млн лет назад, в свете последних данных не подтверждается[6]. Российскими исследователями зубы и плечевая кость датируются возрастом 126 тыс. лет назад[5].

Самый древний мезолитический слой на археологическом памятнике Обишир-5 датируется возрастом около 20 тыс. л. н.[7] Кроме большого количества каменных орудий археологи нашли в Обишир-5 молочный зуб ребёнка возрастом 8—10 тыс. лет. В Германии проводится генетическая экспертиза зуба[8].

Исторически на территории современной Киргизии с древнейших времен проживали индоевропейские племена — скифы, именуемые так же саки. В начале нашей эры (примерно в 5 веке) на территорию современной Киргизии с востока (Синьцзян) мигрировали усуни, которых сменили эфталиты («белые гунны»), а затем сасаниды.

В раннем Средневековье территорию современной Киргизии, по видимому уничтожив коренное население, оккупировали пришедшие из Монголии тюрки. В VII веке территория современной Киргизии вошла в Западно-тюркский каганат, а в VIII веке — в тюркский Карлукский каганат. В XII веке города Узген (старейший город на территории современной Киргизии) и Баласагун становятся центрами государства Караханидов, на смену которому приходит Каракитайское ханство.

В XIII веке земли современной Киргизии были завоёваны Монгольской империей и вошли в её Чагатайский улус, из которого в 1347 году выделился полукочевой Моголистан, где гегемония принадлежала дулатам.

Формирование киргизских родо-племенных союзов

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.На странице обсуждения могут быть пояснения.

Нынешние киргизы — этнос, консолидировался из енисейских киргизов, которые мигрировали в места своего современного обитания смешавшись с местными тюркскими племенами, кочевавшими из регионов Китая, а также — с центральной Азии (Алтай и Саяны), называвшиеся по родам, впоследствии — обобщив своё самоназвание «кыргызы». Современные генетические исследования выявили три основные гаплогруппы… Академик Алмаз Алдашев, директор Института молекулярной биологии и медицины КР, считает, надо серьезно все исследовать и суммировать археологические, лингвистические, антропологические и генетические данные. Наш институт давно занимается вопросами генеалогии центральноазиатских народов. Была проделана интересная работа. В целом получили 40 процентов распространения R1a у киргизов — гаплотипа, который определялся по маркеру М17. Однако проблема заключается в том, что сейчас генетики пришли к выводу: нельзя рассматривать цепочку родства только по одному маркеру одной гаплогруппы. Такой подход ныне критикуется ученым миром, так как искажается реальная история за счет сильного эффекта основателя. Если взять 46 маркеров в разных комбинациях, то это будет сложный статистический анализ и более достоверная картина.

Анализ, сделанный в институте, выявил, что киргизы являются довольно гетерогенным (неоднородным) народом. Когда сравнили северных киргизов с южными, оказалось: генетически между ними имеется сильное различие. Арийские гены присутствуют на уровне 40 процентов как у северных, так и у южных киргизов. А гаплотип С, характерный для восточноазиатского кластера, в котором находятся монголы, китайцы, казахи, имеет другую статистику: у северных — 50 процентов, а у выходцев с юга — максимум 25. — Как мы проследим, кто же из нас является потомком тех киргизов? К тому же у нас имеется вековое деление на правое крыло — оґ, левое —сол и ичкиликов. Неоднородность на уровне генетики среди киргизов прослеживается и на языковом уровне. Киргизы составляют сложный генетический субстрат, включая племена Золотой орды, принявшие название киргизов.

Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во втором веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. В IV—III вв. до нашей эры предки киргизов входили в мощные племенные союзы центральноазиатских кочевников — должны рассматриваться как гипотеза, которые весьма серьёзно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В II—I вв. до нашей эры часть киргизских племён ушла из-под власти гуннов (хунну) на Енисей. Именно здесь они образовали первое своё государство Киргизский каганат. Он явился центром консолидации енисейских киргизов, формирования их культуры. Здесь возникло первое древнетюркское руническое письмо. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к утрате письменности. Беспрецедентный по объёму эпос «Манас» — сохранившаяся в устной передаче энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте киргизов.

Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш, которые относятся к периоду до прихода предков киргизов на Тянь-Шань[9]. Башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих и строителей среднеазиатской державы Караханидов[10].

С середины IX до начала X века Киргизский каганат охватил Южную Сибирь, Монголию, верховья Иртыша, часть Кашгарии.

Период расцвета государства енисейских киргизов(?) был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период предки современных киргизов, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью енисейских киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В XI—XII вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история стран Центральной и Внутренней Азии.

Со времён монгольских завоеваний появились несколько этнических очагов киргизов во Внутренней и Центральной Азии и Южной Сибири.

В течение XIV—XV веков отдельные группы киргизов переселились на территорию современного Кыргызстана[11]. Однако основная часть народа оставалась проживать в Минусинской котловине.[11] В XV—XVIII вв. в Минусине существовал киргизский племенной союз Хонгорай .[11]

В 1510—1685 годах киргизские племена были в составе Казахского ханство[12]. В конце XVII века были захвачены джунгарами.

В 1703 г. джунгарский хан Цэван-Рабдан опасаясь захвата своих подданных киргизов династией Цинь и Россией, решил переселить киргизов из Минусина на юг.[11][13] При помощи киргизских князей в Абаканской долине было собрано 15—20 тысяч киргизов — большая часть населения Хонгорая.[11] По трём дорогам енисейские киргизы под охраной джунгарских воинов были переселены во владения Цэван-Рабдана.[11] Киргизские переселенцы в Джунгарском ханстве занимались в основном военной службой и охраной границ ханства[11]. Они не пребывали на территории современной Киргизии и нет оснований утверждать о каком-то переселении на Тянь-Шань в начале XVIII в.[14]

Значительная часть кыргызов осела среди алтайцев, телеутов и казахов.[11] Остальные кыргызы формировали сегодняшний хакасский народ.

В 1756—1757 годах Джунгарское ханство было разгромлено Цинской империей, и при этом погибла значительная часть мужского киргизского населения.[11]

Российское правление

Сопротивляясь власти кокандских ханов, отдельные киргизские племена принимали российское подданство и становились проводниками российской экспансии в Средней Азии. В 1855—1863 территория современной северной Киргизии была отвоёвана у Кокандского ханства отрядами полковника Черняева и вошла в состав Российской империи. Ряд киргизских вождей сопротивлялись русскому завоеванию. Одним из мощных восстаний против кокандского хана Худояра, капитулировавшего перед Российской империей и увеличившего налоги и подати, было движение кыргызского муллы (восстание Пулат-хана) в Фергане в 1873—76 гг.

На кыргызских землях был основан форпост Пржевальск.

Южная Киргизия (вместе с Ферганой и севером Таджикистана) после разгрома Кокандского ханства в 1876 году была включена в состав Российской империи как Ферганская область(административный центр — город Новый Маргелан).Северная Киргизия вошла в состав Семиреченской области с центром в г. Верный (совр. Алма-Ата).

В России с трудом различали казахов (киргиз-кайсаков) от собственно киргизов (кара-киргизов), многие племена которых продолжали заниматься кочевым скотоводством в отличие от ферганских кыргызов, таджиков и сартов.

В 1910 году на территории современного Кыргызстана были открыты первые шахты и началась промышленная добыча каменного угля (Кёк-Жангак)[15]. Шахтёрами становились переселенцы из России, которые очень рано попали под влияние революционных социал-демократических кружков.

В конце царского периода появляются первые печатные средства массовой информации. Первым стал видимо, выходивший на русском языке в 1914 году, "Пишпекский бюллетень"[16]. В 1916 году открылось издательство "Прогресс", которое стало выпускать на русском языке газету "Окраина"[16].

До поры до времени царское правительство не вмешивалось в жизнь киргизов, однако Первая мировая война привела к необходимости мобилизации населения на окопные работы.

В результате 10 августа 1916 году вспыхнуло восстание, охватившее Российский Туркестан, в том числе и кочевья киргизов и казахов. Гнев восставших прежде всего обрушился на русских поселенцев, которых было убито до 2000 человек.

Восстание было жестоко подавлено. Часть киргизов бежала в Китай, где впоследствии в приграничной провинции Синьцзян был даже образован Кызылсу-Киргизский автономный округ.

Советская Киргизия

  Флаг Киргизской ССР

Революции в Петрограде в 1917 году были неоднозначно встречены на территории современной Киргизии (южное Семиречье). Известно, что не только русские шахтёры, но «феодальная верхушка» киргизских племён поддержала революцию. Тогда как русские поселенцы-крестьяне проходили по номинации «кулаков» и они восстали против политики продразвёрстки (Беловодский мятеж (1918)). Восстание было подавлено, а территория современной Киргизии была включена в состав Советского Туркестана, административным центром которого стал Ташкент. В 1924 году железная дорога Турксиб (строительство которой было начато ещё в царское время) связала Бишкек с Алма-Атой и Новосибирском[17].

На заре становления новой государственности - в формировании Киргизской автономной области и Киргизской АССР активную роль сыграли Рахмонберди Мадазимов, Балтыходжа Султанов, Насрулло Султанов, Журахон Зайнобиддинов, Санжар Касымбеков, Иномжон Саидий, Журахон Шамсуддинов.

По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 — Киргизская) автономная область в составе РСФСР (возглавляли Каменский и Айдарбеков), 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую АССР (одним из первых председателей совнаркома республики стал Ж. Абдракманов). 5 декабря 1936 республика была выделена из состава РСФСР и названа Киргизской ССР. В советские годы появляется радиовещание (1931), получает развитие альпинизм[18].

В 1936 Киргизия получила статус союзной республики (ССР), столицей которой стал город Фрунзе (бывший Пишпек). В 1937 году руководителем НКВД Киргизской ССР назначается полковник Лоцманов, который осуществляет террористическую кампанию по борьбе с «врагами народа», среди который особенно выделялись «пантюркисты», «панисламисты», «вражеские шпионы». Примечательно, что многие партийные руководители из числа местных кадров были уличены в принадлежности к «эксплуататорскому классу», то есть манапам. Важной чертой советизации Киргизии была аграрная реформа, в ходе которой кочевые киргизы приучались к оседлому образу жизни в рамках колхозов, также проводилась кампания по строительству оросительных каналов. Проводилась и индустриализация: строились электростанции и цементные заводы. Республика считалась отсталой, потому с 1932 года над ней взял шефство Ленинград[19]. Хотя поощрялся переход киргизов на промышленные предприятия, в республику организованно осуществляли переселение рабочих кадров (только в 1930 - 1931 годах прибыло около 6 тыс. вербованных из центральных районов РСФСР, а также донецкие шахтеры)[19]. В результате, рабочий класс Киргизии в 1939 году насчитывал 125 тыс. человек, из которых 42,9 % были русскими, 14,9 % украинцами[20]. Доля киргизов среди рабочих республики в ходе индустриализации даже снизилась - с 27 % в 1926 году до 18 % в 1939 году[20]. Немалый отпечаток на культурную жизнь киргизов оказала и борьба с безграмотностью, в ходе которой было введено обязательное среднее образование. В рамках советизации были постепенно ликвидированы традиционные низовые суды биев (аксакальские)[21]. Первое время советская власть пыталась интегрировать суды казиев, рассматривающие дела по шариату, в судебную систему. Так в 1921 году было утверждено ЦИК Туркестанской АССР "Положение о суде казиев", которое подчинило казиев советским органам[22]. В 1927 году суд казиев был фактически ликвидирован[22]. За короткий срок киргизы (как и многие другие тюркские народы СССР) трижды сменили алфавит: с арабского на латиницу, а с латиницы на кириллицу. Для подготовки учителей были открыты педагогические вузы (Киргизский институт просвещения, 1925). В советский период формируется наука Киргизии: в 1924 году начала работать Киргизская научная комиссия (она занималась записью местного фольклора), а после её ликвидации в 1927 году созданы Академический центр и Центральный музей[23]. В 1920-е годы в республике были проведены первые археологические раскопки[23]. С 1927 года (открытие первой сейсмической станции во Фрунзе) начались регулярные инструментальные сейсмологические наблюдения[24]. Новая веха в развитии науки в Киргизии приходится на 1954 год, когда была создана республиканская Академия наук[24]. В 1938 году открылся первый ботанический сад[24]. Появились театры. В 1939 году на сцене поставлена первая киргизская классическая лирико-эпическая опера "Айчурек", в 1940 году - первая балетная постановка на киргизском языке - "Анар"[25]. Для подготовки работников культуры в 1939 году были открыты музыкальное и художественное училища, а в 1940 году хореографическая студия[25]. Самые первые декреты советской власти декларировали равноправие женщинам, запрещали многожёнство. В 1920 - 1921 годах был запрещен калым (норма повторена в 1923 году)[26].

В 1939 году территория советской Киргизии была разделена на пять областей: Ошская, Иссык-Кульская, Тянь-Шаньская, Джалал-Абадская и Фрунзенская. С 1958 во Фрунзе работает телецентр.

В Перестройку в Киргизии возникли как и в целом по СССР общественные организации. В мае 1990 года в республике эти движения ("Ашар", "Асаба", "Атуулук демилге" ("Гражданская инициатива), "Акыйкат" ("Справедливость"), "Ак кеме" ("Белый пароход"), "Эне тил" ("Родной язык"), "Кыргыз эл" ("Киргизский народ") и другие) объединились в Демократическое движение Кыргызстана[27]. В Киргизской ССР были отмечены киргизско-узбекские столкновения, кульминацией которых стала Ошская резня 1990 года. В октябре 1990 года представители Демократического движения Кыргызстана во время заседания Верховного совета Киргизской ССР объявили политическую голодовку с требованиями отставки руководства республики, ослабления власти Москвы, принятия декларации о суверенитете, свободы печати, избрания президента республики тайно и на альтернативной основе и т.д.[27]. Для урегулирования ситуации на пост первого президента республики был выдвинут академик Аскар Акаев, который утром 28 октября 1990 года встретился с протестующими и обещал выполнить их требования[27]. 15 декабря 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан[27].

Современная история

На волне кризисных явлений в СССР, кульминацией которых стало поражение ГКЧП, Верховный Совет Киргизии провозгласил 31 августа 1991 независимость республики.

6 марта 1992 года Верховный Совет Киргизии ратифицировал алма-атинский протокол к беловежскому соглашению о прекращении существования СССР и об образовании СНГ[28].

5 мая 1993 года была принята первая Конституция Киргизской Республики, которая закрепляла президентскую форму правления. Подобно России Киргизия пережила этап конфронтации между президентом и прокоммунистическим парламентом. В 1993 страну потряс первый коррупционный скандал, связанный с именем премьер-министра Турсунбека Чынгышева, в результате чего новым главой правительства стал представитель старой партноменклатуры Апас Джумагулов (в 1993—1998). 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта — сом. Очередной правительственный кризис спровоцировал реформу 1994 году, в результате которого парламент стал двухпалатным. Тем временем, страна превращалась в крупную перевалочную базу экспорта афганских наркотиков. Ключевым центром киргизской наркоторговли стал город Ош[29], где проживало значительное узбекское меньшинство. В стране в начале 1990-х годов была очень высокая инфляция - 360 % в 1992 году, 470,0 % в 1993 году, 90,0 % в 1994 году[30]. В дальнейшем рост цен несколько замедлился и в 1995 - 1998 годах годовая инфляция снизилась с 31,9 % до 18,4 %[30]. В 1999 году опять инфляция достигла 39,9 %, но в дальнейшем снизилась (9,6 % в 2000 году), а в 2001 - 2006 годах не превышала 10,0 %[30].

На рубеже тысячелетий республика невольно была вовлечена в борьбу против терроризма, которая была предвосхищена геополитической нестабильностью у южных рубежей. В 1999 году Киргизию всколыхнули Баткенские события, когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться из Таджикистана через территорию Киргизии в Узбекистан. В 2001 году в Киргизии была размещена американская авиабаза Манас. Первым симптомом кризиса стали Аксыйские события 2002 года. Затем произошла Тюльпановая революция 24 марта 2005, завершившая 15-летнее правление Аскара Акаева (1990—2005). Новым президентом стал Курманбек Бакиев (2005—2010), которому не удалось стабилизировать положение в стране.

Бакиев был свергнут во время очередной революции 7 апреля 2010 года. Власть перешла временному правительству во главе с лидером прошлой революции Розой Отунбаевой. Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну.

27 июня 2010 в Киргизии прошёл референдум, на котором были подтверждены полномочия Розы Отунбаевой в качестве главы государства на переходный период до 2011 года, а также была принята новая конституция, утверждающая в стране парламентскую форму правления[31].

30 октября 2011 года прошли выборы президента, из 16 кандидатов победу одержал А.Атамбаев с 63,24 % голосов. Всего проголосовало около 1858596 (61,28 %) граждан.

См.также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

История Киргизии с древних времен и до наших дней

История Киргизии с древних времен и до наших дней

История КыргызстанаТерритория Киргизии, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века. Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, донесли сквозь века до наших дней свое самоназвание.

Первые государственные образования на территории современного Киргизии возникли во втором веке до н.э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. В 4-3 вв. до нашей эры древние киргизы входили в мощные племенные союзы кочевников, которые весьма серьезно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В 2-1 вв. до нашей эры часть киргизских племен ушла из-под власти гуннов (Хунну) на Енисей ("Эне-сай" по-киргизски означает "Мать-река") и Байкал ("Бай кел" по-киргизски - "Богатое озеро"). Именно здесь они образовали первое свое государство и Киргизский Каганат. Он явился центром консолидации киргизского народа, формирования его культуры. Здесь возникла первая письменность киргизов. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к потере письменности, но не народной памяти. Беспрецедентный по объему эпос "Манас" - подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте.

В V веке начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северную Киргизию. К Х веку относятся первые свидетельства письменных источников о населяющих Тянь-Шань киргизских племенах. Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш. Эти уникальные росписи говорят о высоком уровне цивилизации киргизов того времени. До сих пор поражают воображение башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс, свидетельствующие о высоком мастерстве зодчих и строителей. С середины до начала 10 века великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период истории киргизы, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в 10 в. под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 11-12 вв. их владения сократились до Алтая и Саян.

Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмацким), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Во второй половине XV века на территории Киргизии в результате объединения киргизских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени киргизской народности. Большое значение Киргизия имела на Великом Шелковом Пути. Города Ош - главный города юга современной Киргизии в течение многих тысячелетий из-за географически удобного расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового Пути. Местные жители обслуживали путешественников и торговцев караванов.

Ош как удобное место для торговли и обмена товаров привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев. В 1863 году Северная Киргизия был присоединен к Российской империи , а в 1876 году - Южный. После победы Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами бывшей царской России вошли в состав Советской республики. В 1918 году Киргизия - часть Туркестанской АССР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 года преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР. Национальную независимость и национальный суверенитет киргизский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан.

15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декларацию о независимости Киргизии. 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Киргизской,Республики как независимого суверенного государства. 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта - сом. В данный момент Киргизия - суверенное, президентское государство, стоящее на пути демократического развития.

История

www.issykkul.com

История Кыргызстана | История и традиции

Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в I тысячелетии до нашей эры, донесший сквозь века до наших дней свое самоназвание. Есть несколько этимологий слова «киргиз». Самые распространенные из них: кыргыз - «кырк кыз» - «сорок девушек» и кыргыз - «кырылгыс» - «неистребимые». Вторая версия считается более правдоподобной: в древности количество киргизов, совершающих постоянные набеги на другие народы, было столь велико и неистребимо, что так и могло закрепиться название этноса. Предки киргизов представляли собой экспрессивный и воинствующий народ, в период достижений обладавший большим запасом земель, развитой рунической письменностью, многочисленным населением, самостоятельной политической структурой.

Время от времени они входили в мощный племенной союз центральноазиатских кочевников, в IV-III веках до нашей эры серьезно тревоживший Китай, что послужило основной причиной строительства Великой Китайской стены. Около 15 веков Кыргызстан был местом, соединяющим Запад и Восток: три ветки Великого Шелкового пути пролегали через территорию Кыргызстана. Богатство, колорит и разнообразие истории Кыргызстана тем самым наложили свой неповторимый отпечаток на образ жизни, характер, внешность, обычаи, традиции и культуру древнего народа.

Этнотип

 Существуют различные мнения о формирования кыргызской народности, при этом три главных компонента, определяющие происхождение киргизов, считаются неоспоримыми:

- местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня;

- монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири;

- часть монголоязычных племен Центральной Азии.

По расовому типу киргизы относятся к южносибирской монголоидной подрасе.  Современный тип киргиза сложился не ранее XIII века. Основные физические предки - выходцы из Южной Сибири. Язык киргизов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов, но существует версия, что он имеет отношение и к новейшим языкам: алтайским, казахским, нагайским, каракалпакским. По структуре известны три главных объединения киргизской народности, сложившейся в древности: сол канат (левое крыло), он канат (правое крыло) и группа ичкилик.

Верования киргизов

Религиозные воззрения киргизов, под стать своей древней, сложной и многостадийной этнической истории, имеют своеобразную, многослойную историю формирования и становления. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённой ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего, объясняется его синкретизмом - в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама, органически переплетаясь, сосуществуют отдельные элементы таких до мусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.

До мусульманские верования киргизов проявляются и в настоящее время, хотя постепенно оттесняются  на задний план, испытывая постоянное влияние и воздействие ислама и прогресса.

Культ природы также являлся обязательным элементом религиозных представлений древних киргизов. Среди них был широко распространён культ Земли и Воды. Почитание Земли и Воды, вероятно, основывались на том, что они выступали как носители жизненного начала.

Религиозные верования древних киргизов были бы неполными без указания их поклонения горам, скалам, водным источникам, рощам, отдельным деревьям и их духам-покровителям. Необходимо отметить, что у киргизов существовало представление о том, что у каждого элемента природы имеются свои духи-покровители (хозяева). Например, дух-покровитель священного места, дух-покровитель родника, дух-покровитель целебного источника и т.д. У человека тоже есть дух-покровитель, например, когда человек умирает говорят: его взял дух-покровитель. В данном случае необходимо иметь ввиду одно из значений слова «ээ» («хозяин») - бог, дух-покровитель. Среди «хозяев», которые имелись у различных элементов природы, были особенно сильные и могущественные. К ним относились духи горных вершин и перевалов. В честь таких духов святых мест киргизы на перевалах, на горных тропах и горных урочищах сооружали обоо, т.е. холм из камней или груду камней - жертву духу горы. На перевалах нередко приносили жертвы их «хозяевам». Эти почитаемые места теперь называются не обоо, а мазар. Они превратились в один из элементов культа мусульманских святых  и считаются местами паломничества и в наши дни.

###

Древность

  Наиболее древние следы обитания человека на территории Кыргызстана, обнаруженные в Центральном Тянь-Шане (близ озера Иссык -Куль) и в Ферганской долине, восходят к палеолиту. Палеолитические орудия были найдены также на юге, в районе Капчигая. В окрестностях Бишкека и Нарына были обнаружены неолитические поселения. В пещерах в долине реки Сары-Джаз найдены наскальные изображения животных. Племена, жившие здесь в V-III тысячелетиях до нашей эры, изготавливали каменные орудия, глиняную посуду, пользовались луком и стрелами. К этому времени относится начало скотоводства и земледелия. Позднее, в бронзовый век, все чаще использовались орудия из бронзы, а затем из меди. В разных районах Кыргызстана обитали обособленные группы земледельцев и скотоводов. Хозяйственный уклад и социальная структура населения претерпели существенные изменения в VII-VI веках до нашей эры. Широко распространяется использование железных орудий и оружия, кочевники объединяются и образуют племенные союзы, земледельческие общины используют рабский труд. Первое из известных объединений племен (саки) образовалось на севере рассматриваемой территории и существовало с VII по III век до нашей эры. Позднее, во II веке до нашей эры, часть сакских и массагетских племен вошла в племенной союз во главе с племенем усуней, просуществовавший до V века нашей эры. Во II веке до нашей эры южные области вошли в состав государства Паркан, а с I по IV век  нашей эры они находились под властью Кушанского царства.

В начале VIII века нашей эры политическая власть находилась в руках тюргешской конфедерации тюркских племен, а в середине века эти земли захватил племенной союз карлуков. В этот период увеличилось количество городов и других поселений в долинах рек Чу и Талас. Земледельцы стали вести активную торговлю не только с кочевыми племенами, но и с большими караванами, следовавшими через долину реки Чу по Шелковому пути из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию.

  Великий Шелковый путь

 Особую роль в древности Кыргызстан сыграл  и в формировании величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызстан стал тем мостиком, который соединял Запад и Восток. По территории Кыргызстана проходило три ветки древнего караванного пути: памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. На протяжении 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через эту красивую горную страну, всегда оставались неизменными, то есть Кыргызстан являлся своеобразным хранителем горных ворот этой древней караванной дороги. Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями между кыргызским народом и народами других стран.

 

Эпоха кыргызского великодержавия

В V веке до нашей эры вынужденно переселившиеся на новые земли Енисея киргизы очень быстро оформляются здесь в самостоятельное политическое объединение. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже к середине VI века киргизы создают свою собственную независимую кочевую державу. К 552-му году этого периода в Центральной Азии набирает силу Великий Тюркский каганат, который становится серьезной угрозой для независимости киргизского каганата. Известно также, что в последующие годы посол киргизского каганата был участником траурной церемонии по умершему Бумыну-кагану, основателю Великого Тюркского каганата. Однако союзнические взаимоотношения между двумя крупнейшими кочевыми патриархально-родовыми державами были очень кратковременны, и уже в 555 году новый каган тюрков Мухан совершает грабительский набег, закончившийся подавлением киргизов. Тем не менее киргизы не признавали полностью над собой власти Тюркского каганата и выжидали удобного случая для возвращения своей самостоятельности. В начале VII века, после распада Великого Тюркского каганата на два самостоятельных кочевых государства, киргизы незамедлительно воспользовались сложившейся для них благоприятной обстановкой, чтобы восстановить и утвердить собственную самостоятельность. К концу VII-началу VIII века д н.э. киргизы становятся влиятельной силой, заставившей считаться с собой могущественные державы Центральной Азии.

###

Алп-Сол, Табу Хэцзу, Тапу - один из основателей кыргызского великодержавия IX в., военачальник и посол киргизов. Во время похода кагана киргизов на государство уйгуров в 840г. возглавлял левое крыло войска. Внес большой вклад в дело образования Великого киргизского каганата на Енисее. В марте I 843 г. ездил послом к императору Китая из династии I Тан. В китайских летописях повествуется, что взошедший на трон в 841 г. император Вуцзун был очень доволен прибывшим от далекого кыргызского кагана послом, которого посадил выше посланника из Бо-Хай, на почетное место. Военный предводитель киргизского кагана и доверенный посол был в Китае не только с политической миссией, чтобы узнать о судьбе побежденных уйгуров, но и с целью оживить торгово-экономические отношения. В ответ китайский император несколько раз посылал к кыргызам своих представителей. Посвященная Алп-Солу эпитафия была обнаружена в Монголии.

Барсбек, Ынанчу Алп Бильге - правитель киргизского государства на Енисее конец VII - начало VIII вв.). Он был выходцем из древней киргизской правящей династии, рано остался без отца, всего их было четыре брата.  У него были старшие и младшие братья. Он смог возглавить киргизское государство в сложных внешнеполитических условиях только благодаря своим личным незаурядным качествам. Чтобы привлечь на свою сторону союзников для борьбы против захватнической политики второго Восточно-Тюркского каганата, отправил во главе с Эрен-Улуком посольство в Тибет. В 711 г. совместно с предводителем тюргешей каганом Сакалом активно готовился к походу на Восточно-Тюркским каганат. Однако каган восточных тюрок Капаган опередил действия своих противников: преодолев хребет Когмен, он напал на ставку киргизов. В 711 г. Барсбек погиб в бою.

С VIII века политическое господство в Центральной Азии переходит в руки уйгурского кагана и киргизы становятся подданными властителей Уйгурской державы. В дальнейшем, по прошествии почти ста лет, киргизы вновь набирают силы, разбивают Уйгурскую державу к 40-м годам IX века и основывают невиданную по военной мощи крупную кочевую державу. Восточное пространство Центральной Азии, начиная от Манчжурии и доходя до Восточного Туркестана, до 20-х годов Х века полностью находится под политической властью киргизов. Именно этот период истории древних киргизов академик В. В. Бартольд назвал «эпохой кыргызского великодержавия». В эту эпоху слава и могущество Кыргызского каганата распространились далеко за пределы Центральной Азии. Система правления армии Кыргызского каганата в 840 году по иерархии описывается следующим образом :

каган - высший титул суверена; совет военного управления (главнокомандующий) - три правителя, семь министров, 10 полководцев во главе тюменов-десятитысячников, 30 тысяч конников, семь тюменов-«кыштымов» (армия из покоренных народов в количестве 70 000 человек).

Внутри каганата стали развиваться хозяйство и культура, различные ремесла и искусства, усложнилась система государственного управления, увеличилось количество воинов и государственных чиновников, в целом способствовавших укреплению власти верховного кагана. Такое состояние могущества и расцвета киргизской державы длилось 80 лет. С середины до начала X века Великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был периодом не только завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период киргизы впервые после победы над Уйгурским каганатом вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X веке под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 20-30-е годы Х века на политическую арену Центральной Азии выходят кидани. К этому времени внутреннее единство киргизов начинает ослабевать, и их держава все больше распадается на мелкие раздробленные владения. Постоянные набеги киданей привели к окончательному ослаблению киргизов и разрушению Кыргызской державы.  Надпись Бегре в Енисее гласит о верховном властителе (метиг) киргизов по имени Тёр-Апа, отправленного в пятнадцатилетнем возрасте на воспитание в страну табгачского (китайского) хана. Образованные киргизы из аристократических родов регулярно отправлялись послами в Тюргёшскую, Карлукскую, Тибетскую и Китайскую страны.

 Арабский географ Абу Дулаф отмечает, что «у киргизов есть ручки для писания», в китайском труде «СиньТаншу» - «Новая история Таньской династии» (11 в.) говорится о схожести языка и письменности киргизов с уйгурскими. В связи с тем, что с конца 8 в. уйгуры приняли религию манихеизма, перешли на новую тюркскую письменность («уйгурскую письменность»), а киргизы в течение трёх следующих веков - в 9-12 вв. продолжали пользоваться руноподобной  письменностью. Эта письменность является совершенной алфавитной системой, способной передать все гласные и согласные звуки и буквы. Общее применение этого алфавита в Енисейской долине привело к ускорению интеграции тюркских родов в Южной Сибири и граничащих с ней регионах, возникновению культурно-этнических прочных отношений.

Кризис каганата.  Киргизы в подчинении у монголов

 В XI-XII веках владения киргизов сократились до Алтая и Саян. Между тем рассеянные по огромному пространству части кыргызских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмакским), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Борьба монгольских племен и их нойонов за единство и централизованную верховную власть завершается победой Темучина  и созданием монгольского государства. В 1207-1211 годах Чингисхан организовывает набеги на народы, проживающие в Южной Сибири, в том числе на киргизов. Киргизы посчитали наиболее целесообразным вступить в добровольное подданство к монголам, нежели подвергать себя уничтожению со стороны отлично вооруженных монгольских войск. С этим намерением они отправляют послов из видных представителей своего народа к Чингисхану. Таким образом, киргизы попадают в подчинение к монголам.

###

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) (год рождения неизвестен - 1533) - первый предводитель киргизов, объединивший два племенных объединения - племена "правого" и "левого" крыла киргизов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее киргизов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением киргизов, Мухаммед проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 г. объявлен ханом киргизов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и южно-восточные области Казахстана, он заключил с казахскими султанами союзные договора, предусматривающие совместные действия в случае внешней угрозы. В 1517 г. войска моголов вторглись в их владения. Ставка Мухаммеда располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля. Киргизы потерпели поражение, а сам Мухаммед попал в плен и был увезен в Кашгар. Но уже через год, в 1518 г., Султан Сайд освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда. В 1522 г. Султан Сайд отправил Мухаммеда вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Но возвратившийся в Ала-Тоо Мухаммед вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 г. в ставке киргизов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Узнав об этом, Султан Сайд приказывает тайно схватить Мухаммеда. В 1525 г. его отправили в Кашгар, где мятежный хан находился под надзором  до самой своей смерти (1533 г.). По преданию Тагай бий считается родоначальником основных родов «правого» крыла киргизов, как солто, сарыбагыш, бугу, жедигер, карачоро, багыш, баарынь, саяк, черик, азык, конурат, чертики и т. д.

Кыргызы и Кокандское ханство

Во второй половине XVIII века образуется Кокандское ханство, которое расположилось в Ферганской долине. Расположившись на территории современного Кыргызстана, Южного Казахстана, Таджикистана, Синцзяне-Уйгурского автономного округа, это азиатское государство  стремилось расширить свои владения за счет территорий, в том числе населяемых киргизами. Поначалу кокандцы осуществляют грабительские набеги на Ош и Узген, а уже к первым годам XIX века полностью подчиняют себе южную часть Кыргызстана. В 20-30-е годы в зависимое положение от Кокандского ханства попадает и  Северная часть Кыргызстана.  Местное население облагается налогами и податями, что приводит к мятежам.     Нестабильная политическая обстановка в ханстве порождала частые мятежи в орде, что в конечном итоге способствовало ослаблению Кокандского ханства. Усугубляли критическую обстановку в ханстве и непрекращающиеся выступления кыргызских племен. Постепенно в результате внутренней борьбы за власть, а также частых народных волнений Кокандское ханство пришло в упадок и перешло в подчинение Российской империи к 70-м годам XIX века, которая  упразднила это азиатское государство.  Но российским властям потребовалось около 40 лет чтобы завоевать киргизов и киргизскую землю, ведя беспрерывные военные и политические действия,

Господство Российской империи в Кыргызстане. После завоевания всей территории Кыргызстана Российская империя ввела здесь свою систему управления. Территория Кыргызстана оказалась разделённой между областями Жети-Суу (Семиречье), Сырдарья и Фергана Туркестанского генерал-губернаторства. Кыргызы проживали в Пишпекском, Пржевальском уездах Жети-суйской области, в Олуя-Атинском уезде Сыр-дарьинской области, в Наманганском, Чустском, Андижанском, Ошском, Маргеланском, Чимионском, Кокандском и Исфанийском уездах Ферганской области. В начале 1880 уезды Ферганской области были укрупнены и преобразованы в пять новых уездов - Кокандский, Маргеланский, Наманганский, Андижанский и Ошский. Такое административное деление полностью соответствовало царскому колониальному принципу: «разделяй и властвуй». Для управления новыми колониями Российская империя разработала отдельный свод законов (Положение). Если северная часть Кыргызстана, вошедшая в состав империи раньше, управлялась до 1886 на основании «Временного положения», принятого 11 июля 1867, то южная часть управлялась в течение 10 лет на основании «Положения», разработанного в 1873 Кауфманом. В 1886 для управления колониальными народами Туркестанского генерал-губернаторства было разработано новое «Положение», согласно которому управление приняло военно-колониальный характер.

Против принятия российского подданства киргизами выступал ряд феодалов. Однако стало очевидным, что кочевой народ не способен был оказать действенное сопротивление хорошо вооруженной и обученной армии русского царя. На приобретенных новых землях царское самодержавие  проводило колониальную политику.  В соответствии с планами царского правительства земля коренного народа была объявлена частной собственностью русского государства. Усиливающийся колониальный гнет  вызывал недовольство коренных народов и подталкивал их к освободительной борьбе. Наиболее мощными народными волнениями считаются Андижанское восстание 1898 года, а также восстание 1916 года.

###

Советский период

После Октябрьской революции 1917 г. в Кыргызстане за национальную независимость боролись некоторые политические организации. Среди них группа «Шура-и-ислам» и националистическая партия «Алашорда». Однако в 1918 году центральное правительство большевиков, эмиссары которого вели агитационную работу среди киргизского населения, объявило о вхождении Кыргызстана в состав Туркестанской АССР. Отряды вооруженных басмачей оказывали вооруженное сопротивление советской власти, но не сумели добиться значительных успехов. Окончательное подавление сопротивления произошло в конце 1920 года.  

Советская власть внесла значительные изменения в жизнь киргизов. В 1917 году было провозглашено равноправие мужчин и женщин, в 1921-м запрещено многоженство и калым (выкуп за невесту). В 1924 году Кыргызстан был переименован в Кара-Киргизскую автономную область. В мае область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926-го получила статус Киргизской АССР.

С 1920 годов промышленность Кыргызстана получила широкое развитие: около 88% каменного угля, использовавшегося в Средней Азии, добывалось в киргизских шахтах. Развивалась цветная металлургия, производство ртути и сурьмы, пищевая и легкая промышленность.  С 1929 года в республике началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Противников жестоко преследовали, предавали казни и отнимали у них имущество.

В результате сталинских репрессий (пик - 1936-1938 годы) были почти полностью уничтожены научная и творческая интеллигенция и мусульманские священнослужители, а вместе с ними и рукописи, и книги-активы, которые были очень ценны и значимы для киргизской общественности.

При этом к 1939 году около 82% населения киргизов от 9 до 49 лет было признано грамотным в контексте советской системы образования.

Раззаков Исхак Раззакович  (1910-1979)- советский, государственный и партийный деятель.  Работал Первым секретарем ЦК Компартии Кыргызстана (1950-1961).  Опираясь на союзные директивы, И. Раззаков проводил большую целенаправленную работу по определению путей самостоятельного развития Кыргызстана, расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической и политической сферах. В результате, расположенные на территории республики 225 крупных промышленных предприятий, высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения из союзного управления были переведены в ведомство Киргизской  ССР.

Великая отечественная война

В период Великой Отечественной войны из Киргизской ССР ушло на войну более 360 тыс. человек.  316-я стрелковая дивизия, сформированная в республике, насмерть стоявшая в обороне Москвы, вошла в историю как «панфиловская» и состояла из 28 человек. Под Москвой на прорыв обороны у разъезда Дубосеково гитлеровцы бросили 50 танков. Панфиловцы погибли, но врага не пропустили.

Киргизстанцы воевали не жалея себя, бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов), горели в штурмовиках (Талгат Бегельдинов).

###

Во время одного из сражений, 6 августа 1942 г., бессмертный подвиг совершил киргизский юноша из Таласской долины Чолпонбай Тулебердиев. Он скрытно подобрался к дзоту, который вел шквальный пулеметный огонь, не давая возможности советским войскам переправиться через реку Дон. Чолпонбай бросил несколько гранат, но пулемет не умолкал. Тогда уже раненный, собрав последние силы, поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дота. Пулемет захлебнулся, а товарищи Чолпонбая поднялись в атаку и выполнили приказ. Такой же подвиг через год 27 февраля 1943 года совершил Александр Матросов.  Не вернулись полей битвы десятки тысячи киргизстанцев. 73 из них удостоены высшей  награды за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами,  - Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. 21 стал кавалером ордена Славы трех степеней, более тысяч награждены орденами и медалями. В эти годы вся экономика Кыргызстана работала на нужды фронта - была увеличена сдача продовольствия - зерна, овощей, мяса, также шерсти. Люди работали молча- веря, что приближают этим разгром врага, а значит вернутся с войны братья, мужья  и отцы. Было совершено множество  подвигов за пределами боевых полей - республика была  глубоким тыловым  местом, куда переводилось множество госпиталей. Здесь пройдя лечение тысячи раненых,  вновь возвращались в строй. Выхаживать защитников помогала вся республика, отдавая им из своего минимума лекарства, продовольствие и главное - человеческое тепло и заботу.

В целом республика советского периода отличилась высоким уровнем индустриализации, активным участием во всех процессах жизнедеятельности всего СССР.

В октябре 1990 года демократической коалиции удалось проведение выборов, на которых был избран первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. 31 августа 1991-го, менее чем через две недели после путча в Москве, правительство провозгласило независимость Кыргызской Республики.

Аскар Акаев  возглавлял республику на протяжении пятнадцати лет, (1990-2005) пока в 2005-м его не свергли в результате «тюльпановой революции».   Он придал русскому языку статус официального в республике. Благодаря ему Кыргызстан первым из всех стран СНГ вступил во Всемирную Торговую Организацию. Главной заслугой Акаева в стране стало сохранение межнационального согласия. Одним из отягощающей сил в реализации  экономических реформ, стало наличие групп влияния в окружении Акаева, в том числе его семьи. Страна занимала высокий уровень по коррумпированности в структурах власти, программы преодоления уровня бедности не были признаны эффективными, в результате чего оппозиция свергла власть.

Второй президент республики Курманбек Бакиев пришел к власти   первой «тюльпановой» революции и (2005-2010 гг.) и свергнут благодаря второй.   Не менее авторитарный режим Бакиева запомнился кыргызстанцам  усиливающейся трудовой миграцией в ближнее и дальнее зарубежье, энергетическим кризисом, второй народной революцией и конфликтом на юге Кыргызстана.   

Президентом переходного периода стала Роза Отунбаева, передавшая  власть Алмазбеку Атамбаеву в результате выборов в октябре 2011 года.

 Кыргызстан - одно из первых в СНГ государств, провозгласивших свою национальную валюту - сом. Население современного Кыргызстана - около 6 млн человек. Государственный язык - кыргызский, официальный - русский. Является унитарным государством, состоит из семи областей (Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской, Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской), 22 городов  и 40 административных районов. Столица - Бишкек.

ВВП на душу населения 1000 долларов США, 30% ВВП составляют переводы трудовых мигрантов из за рубежа.

 Экспорт - золото, сурьма, хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак, уран, швейные изделия, обувь.

Основные покупатели экспорта - Швейцария 27,2 %, Россия 19,2 %, Узбекистан 14,3 %, Казахстан 11,4 %, Франция 6,7 %.

Импорт - 3,71 млрд долларов: нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие.

Основные поставщики импорта - Россия 36,6 %, Китай 17,9 %, Казахстан 9,2 %, Германия 8,2 %.

krg.rus4all.ru

Государство енисейских кыргызов » Информационный портал о Кыргызстане, новости Кыргызстана и туризма

Ростелеком — услуги, тарифы, настройки, оборудование, Ростелеком личный кабинет lk.rt.ru
  • Главная
  • О Кыргызстане
    • Государственное устройство
      • Символика
      • Управление
      • Вооруженные силы
      • Национальная валюта
        • Банкноты
        • Циркуляционные монеты
        • Коллекционные монеты
    • Политическая организация
      • Внутренняя политика
      • Внешняя политика
    • История
      • Кыргызы в древности
      • Кыргызы в VI-XII веках
      • Борьба кыргызов за независимость
      • Кыргызстан в составе России
      • Кыргызстан в Советский период
      • Кыргызстан — суверенное государство
      • Исторические хроники
    • Территория, география и административное деление
      • Чуйская область
        • Достопримечательности Чуйской области
      • Иссык-Кульская область
        • Достопримечательности Иссык-Кульской области
      • Нарынская область
        • Достопримечательности Нарынской области
      • Таласская область
        • Достопримечательности Таласской области
      • Ошская область
        • Достопримечательности Ошской области
      • Баткенская область
        • Достопримечательности Баткенской области
      • Джалал-Абадская область
        • Достопримечательности Джалал-Абадской области
    • Города
      • Бишкек
      • Ош
      • Нарын
      • Джалал-Абад
      • Баткен
      • Талас
      • Каракол
      • Токмок
      • Чолпон-Ата
      • Узген
      • Кочкор
      • Кемин
      • Балыкчы
      • Кызыл-Кия
      • Майлуу-Суу
      • Сулюкта
      • Таш-Кумыр

www.open.kg

Откуда произошли киргизы | Контур

 

В Международном университете Кыргызстана (МУК) прошел круглый стол "Происхождение и история кыргызов" (полтора года тому назад – Ред.), который явился продолжением первого, состоявшегося в ноябре прошлого года. Во время встречи были представлены результаты генетических исследований по генеалогии этноса с точки зрения молекулярной генетики.

 

Как шло формирование этноса, насколько древним он является, что представляют собой кыргызы с точки зрения генетики – эти и другие вопросы сегодня интересуют не только ученых. Тем более что интерес этот подогревается то и дело появляющимися сообщениями об арийском происхождении кыргызов, родстве со славянами и так далее. К уже имеющимся предположениям и данным историков, археологов, лингвистов, музыковедов и других ученых, указывающих на древность происхождения кыргызов, результаты своих исследований предложили генетики.

 

Свой взгляд на этногенез и генеалогию кыргызов с точки зрения молекулярной генетики изложил директор Научно-исследовательского института молекулярной биологии и медицины (НИИ МБМ) Национальной академии наук (НАН), доктор биологических наук, лауреат Государственной премии Алмаз Алдашев.

 

Институт в рамках совместного проекта с Парижским музеем антропологии и биологии человека провел анализ Y-хромосом по 12 маркерам, локусу митохондриальной ДНК, 9 маркерам Х-хромосомы и 27 аутосомным маркерам. Были обследованы 6 субпопуляций кыргызов Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской областей и Андижанской области Узбекистана. Проводилось также сравнение с 20 популяциями казахов, узбеков, каракалпаков, туркмен и таджиков.

 

"У кыргызов встречаются генетические маркеры R1a1, которые характерны для европейских популяций, особенно – восточноевропейских славян (русских, чехов, поляков). Возникает вопрос – есть ли родство между кыргызами и русскими? Если смотреть только по одному генетическому маркеру, это родство есть, на что указывает R1a1. Но если взять другие маркеры, например, специфический маркер М458, то он встречается у всех представителей восточноевропейских народов, но не встречается в Азии. Маркер этот возник где-то 15-20 тысяч лет назад. Это означает, что ветвь, которая шла в Европу, то есть носители этого гена – гаплотипа R1a1 – разделились: одна ушла в Европу, другая в Азию – через Иран, Среднюю Азию и Сибирь.

 

Вот оттуда появляются динлины, которые, в принципе, являются предками кыргызов, потому что кыргызы произошли от смешения динлинов и гуннов. "По генетике получается, что 45 процентов генов у кыргызов от динлинов – это R1a1, а 45 процентов – от гуннских племен. Однако не было одного общего так называемого ‘Кыргыз-ата’, а был, скорее всего, военный союз племен – орда, в которую входили разные племена – динлинские, тюрко-гунские", - пояснил Алдашев.

 

"Данные генетических исследований свидетельствуют о том, что, по крайней мере, ветвь кыргызов ‘Онг канат’ уже сформировалась в V-VI веках на Саяно-Алтае и по линии праотцов несет характерные генетические признаки южно-сибирского и центрально-азиатского происхождения. Высокий уровень распространенности палеоевропеоидного гаплотипа R1а1 в современных кыргызских популяциях свидетельствует об участии в этногенезе мужчин из динлинских племен Саяно-Алтая. Кстати, это говорит и о том, что древние кыргызы не были полностью ассимилированы по отцовской линии более многочисленными тюрко-монгольскими племенами, носителями восточно-азиатской гаплогруппы С3", - отметил ученый.

 

Рассказывая о результатах исследований генов популяции памирских и тяньшанских кыргызов, Алдашев отметил, что у тяншаньских кыргызов преимущественно два типа маркеров – это R1a1 (динлинский) и С3 – восточноазиатский (тюркомонгольский). А у памирских кыргызов в 23 процентах случаев встречается маркер М1С1, который характерен для угрофинских народов (мордва, удмурты, финны, карелы, ханты, манси).

 

Генетики провели также сравнение ДНК двух кыргызских племен – Адыгине и Тагай. Как сообщил Алдашев, обычно считается, что разделение этих двух племен произошло 500 лет назад и связано с двумя братьями-праотцами. Однако генетический анализ (по определенным генетическим маркерам можно узнать, когда возникла мутация, сколько поколений прошло, сколько времени назад разделились биопопуляции) определил и убедительно доказал, что "ветви Адыгине и Тагай разделились примерно 1600 лет назад. Это означает, что эти племена уже существовали в 5-6 веках на регионе Енисея, когда формировался Кыргызский каганат, и они входили в состав объединения кыргызских племен".

 

На основании проведенных исследований Алдашев делает следующие выводы: "Современные кыргызы имеют гетерогенный генотип, свидетельствующий об их этногенезе из разноплеменного военно-политического союза, сложившегося, как минимум, 1400-1600 лет тому назад. В формировании кыргызого этноса участвовали племена, населявшие Саяно-Алтай, остатки палео-европеоидных динлиней и монголоидных хунно-тюркских племен. В ряде кыргызских племен явно прослеживается генетическая связь с угро-финскими народами Сибири, которые в эпоху Пазырыкской и Афанасьевской культур частично составляли население Алтая, Саян и Забайкалья.

 

Еще один существенный компонент, принявший участие в этногенезе кыргызов, - это тюрко-монгольские племена, которые, скорее всего, влились в состав кыргызов уже на Тянь-Шане. Эти же племена участвовали в этногенезе казахов, узбеков, каракалпаков и определили генетическую близость кыргызов с этими народами", - считает генетик.

 

После выступления Алдашева возникла оживленная дискуссия. Немало вопросов у участников вызвали также доклад директора Института этнологии Международного университета Кыргызстана Табылды Акерова "К вопросу об азиатском происхождении америндов" и доклад общественного деятеля Дастана Сарыгулова "О происхождении кыргызского календаря".

 

Подводя итоги, участники круглого стола отметили, что генетические исследования дают мощный инструмент для реконструкции этногенеза народов. В то же время они призвали всех, кто занимается вопросом происхождения кыргызов и его освещением, осторожно и взвешенно подходить к этой теме и не торопиться с выводами. Нужны научно обоснованные доказательства, которые должна признать научная среда. Как сказал Сарыгулов, полученные результаты генетического исследования кыргызов предстоит изучать с учетом этногенеза, а также сопоставлять с данными лингвистов, археологов, антропологов, музыковедов и других специалистов, чтобы представлять миру неоспоримые и научно обоснованные данные.

 

Советник торага Жогорку Кенеша, кандидат исторических наук Айдарбек Кочкунов отметил, что сейчас появляются новые технологии, которые позволяют исследователям на исторические проблемы взглянуть с новой точки зрения: "Речь идет о восстановлении исторического прошлого и формировании исторического сознания у народа, и надо подходить очень серьезно к интерпретации исторического материала. Нельзя просто отказываться от предыдущих исторических исследований, нужен профессиональный подход, надо опираться на проверенные факты, принятые в методологии истории".

 

Ученые также призвали воздерживаться от утверждений о том, что кыргызы происходят от ариев, так как этот вопрос находится только на стадии изучения, поэтому преждевременно вообще говорить об этом. А специалист по сравнительной лингвистике Эмиль Асанов негативно воспринимает само слово "арии", о чем он специально отметил в интервью Агентству КАБАР: "Если говорить о группе народов, которых объединяют под общим наименованием ‘арийцы’, то тут можно говорить всякие разные вещи. Поэтому я хочу уйти от такого однозначного толкования и призываю не делать однозначных выводов и не вырывать чьи-либо выступления из контекста. Надо все рассматривать в целом".

 

"Если говорить об арийстве как источнике нашего генотипа, у нас М17 или R1а1 мифически совмещают с народом, который называют протоариями или ариями. Конечно, в генетическом плане - большая преемственность и тут ничего не надо доказывать, это легко доказывается при помощи генетических анализов, слава богу, сейчас это стало реальностью. А что касается других вещей, то отчетливо известно, что арийцы говорили на индоевропейских языках. Но если мы являемся прямыми потомками арийцев и говорим не на индоевропейском языке, то что такое тогда арийцы?", - говорит Асанов.

 

Данные, полученные в результате исследований генетиков, заставляют ученых по-новому взглянуть на известные исторические факты. Сегодня они не сомневается в том, что назрела необходимость объединения усилий и действий историков, этнографов, лингвистов и генетиков в изучении реальной истории этногенеза кыргызов. Но исследования должны быть основаны "на научных фактах и методологии, с использованием возможностей современных молекулярно-генетических технологий, а не на мифических слухах и компиляциях, менявшихся слишком часто в угоду политической конъюнктуры и родовых амбиций", предупреждают историки.

 

Жылдыз ТУРУСБЕКОВА

 

 

 

 

www.contur.kz

Чем казахи отличаются от киргизов?

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

russian7.ru

Киргизы. Эдуард Паркер. Татары. История возникновения великого народа. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

История киргизов ясно прослеживается с самого своего начала. По-видимому, они постоянно, на протяжении 2000 лет, занимали туже территорию, когда шаньюй Чжичжи покорил их и сделал их орду одной из своих столиц. Киргизы в значительной степени смешались с канкали. И киргизы, и «высокие телеги», которые также известны под названием канкали, или, скорее, их правящие касты, считаются потомками доисторических северных племен, которых мы считали канкали. Они никогда не поддерживали взаимоотношений с Китаем до тех пор, пока не стали известны под названием «киргизы». До этого они носили различные названия, более или менее схожие с этим и, возможно, отражавшие различные диалекты. Наконец, в орхонеких надписях мы встречаем упоминание народа телес. К востоку от них находилось тюркское племя куркан, занимавшее северный и южный берега озера Байкал. Китайцы заметили, что на этой широте необычайно длинные летние вечера: «солнце здесь заходит на время, достаточное, чтобы поджарить одну баранью ногу». Не зная физической географии, они вообразили, что это и есть та часть мира, «где заходит солнце». К юго-востоку жили карлуки, а озеро Балхаш было киргизской вотчиной. Слово «киргиз»—это искаженное уйгурское слово, означающее «загорелые лица». Первоначально этот народ называли «керкур». Китайские географические описания так скудны и туманны, что нам сейчас трудно установить истинное местоположение киргизских владений. Судя по всему, северными соседями киргизов были орочи, тупо и другие тунгусские племена. Различные детали их образа жизни, как то: строительство домов из березовой коры, сани с шестами, охота на соболей при помощи снегоступов, употребление в пищу луковиц по причине нехватки зерна, помещение тел покойных в ящики и развешивание их на деревьях — все это указывает на тунгусский уклад. Описание, данное самими киргизами, достаточно полное. Когда о киргизах впервые стало известно через тюрков, их армия насчитывала 80 ООО хороших воинов. Их земли заболачивались летом и исчезали под снежными сугробами зимой. Киргизы отличались высоким ростом, они были очень энергичны, имели рыжеватый оттенок волос, светлые лица (трудно сказать, как это соотносится с «загорелыми лицами») и зеленые глаза. (Следует отметить, что кочевники Кульджи, исчезнувшие из китайской истории прежде, чем о них услышали тюрки, также привлекали внимание своими рыжеватыми волосами и зелеными или голубыми глазами. Унгры, или венгры, пришедшие в Венгрию в IX веке после гуннов, готов, гепидов, ломбардов, аваров и др., тоже бывали в этом регионе, но этот факт остался незамеченным. В 1910 году мы с венгром Кальманом Немати провели некоторое время вместе с целью выявить азиатское происхождение его народа. Возможно, это были усунь или «кочевники Кульджи» из времен хунну. Усунь вполне могли оказаться киргизами, поскольку история древних киргизов нам известна, кроме того, из источников явствует, что они никогда не были в дружбе с кочевниками Кульджи.) Они считают черные волосы плохой приметой, а своих черноглазых соплеменников относят к потомкам китайского военачальника, сдавшегося хунну в 100 году до н. э. и получившего в жены татарку царской крови. Женщин в племени больше, чем мужчин, они носят в ушах кольца. Самые храбрые из мужчин украшают свои руки татуировками. Когда девушка выходит замуж, она наносит татуировку на шею. Киргизы славятся беспорядочностью связей и похотью. (Здесь следует краткое описание способов, при помощи которых они определяли время, но текст неразборчив.) Год они исчисляют при помощи двенадцати существ (знаков животных, или двенадцатеричного цикла, разработанного китайцами). Например, то, что китаец называет «годом инь», у киргизов «год Тигра». (Шаванн и другие опубликовали немало научных трудов, посвященных спорам татар и китайцев относительно того, кто первым разработал этот цикл.) Климат здесь в основном холодный, и даже крупные реки наполовину покрыты льдом. Из зерновых киргизы выращивают рис, просо, пшеницу, ячмень и овес, которые растирают в муку при помощи ножной машины. Сеют они в апреле—мае, а урожай собирают в октябре—ноябре. Из вареного риса они делают спирт, но у них нет ни фруктов, ни овощей. (Рис, выращиваемый так далеко на севере, кажется аномалией.) Они заботятся о своих лошадях, у них есть как прирученные, так и дикие. Есть верблюды и овцы. У богатого человека может быть до нескольких тысяч голов скота. Здесь водятся зобастые антилопы, архары и олень, напоминающий сибирскую косулю, но крупнее, темнее и с черным хвостом. Из рыбы водится мир, или мит, 2,5 метра в длину и бескостная рыба моген. Из птиц перечислены дикий гусь, дикая утка, вороны, сороки, ястребы, коршуны. Из деревьев произрастают березы, вязы, ивы и клены. Особенно много было берез, а некоторые из елей были так высоки, что даже выпущенная стрела не долетала до их верхушек. В этой земле много золота, железа и цинка. После дождей всегда добывали очень твердое железо, называемое «каса» или «гаша», пригодное для производства оружия. Обычно его отправляли тюркам в качестве дани. (Китайские источники упоминают, что в 960 году путешествующему императору западные ху преподнесли превосходное железо и кинжалы.) В сражениях использовали луки, стрелы, штандарты. Всадники вырезали из дерева щитки, чтобы прикрыть ноги, а также применяли круглые щитки для защиты плеч от стрел и дротиков. Вождя называют «Аджир» или «Айет», это также и клановое имя. У каждого клана свой штандарт, причем предпочитается красный цвет. В одежде более всего ценится мех соболя или бобра. Зимой аджир носит соболью шапку, а летом островерхий металлический шлем. Соплеменники, ниже его по статусу, носят войлочные шапки, а на поясах — оселки. Самые бедные одеваются в шкуры и не имеют головных уборов. Женская одежда шьется из грубой шерстяной ткани или вышитого шелка из Юго-Западного Китая — предмета бартерных сделок с арабами в Куче или Урумчи. (В 800 году Аббасиды отправили войска в помощь тибетцам, воевавшим с сиамцами; китайские историки называют их «одетыми в черное данзы».) Резиденция аджира окружена не стеной, а частоколом. Из сшитых вместе кусков войлока делаются юрты, называемые «митичида». Все подати выплачиваются собольим, куньим или горностаевым мехом. Административный аппарат разделен на шесть категорий: министры, проконсулы, комиссары, резиденты, генералы1 и дакан (это тюркский титул). Всего семь министров, три проконсула и десять комиссаров — все военачальники, кроме того, пятнадцать резидентов и неизвестное количество генералов и тарханов. Основная пища — мясо и кумыс, лишь аджир может позволить себе хлеб. Из музыкальных инструментов — флейта, барабан, свирель, рожок и колокольчики. Из развлечений предпочитаются представления с верблюдами и львами, конные состязания и пляски на канате. Киргизы поклоняются незримым силам, а когда трава на пастбище сохнет, зовут колдуна. В качестве свадебных подарков преподносят овец, лошадей, при этом состоятельные люди могут подарить до тысячи голов скота. На похоронах не режут себе лица, но трижды с плачем обходят вокруг покойного, затем сжигают его, собирают прах и через год сооружают могилу. К зиме укрывают крыши домов корой. Письменность и речь похожи на уйгурские (этот факт служит подтверждением гипотезы о том, что канкали и киргизы произошли от одного народа). Законы у них очень суровы. За дезертирство с поля боя, провал дипломатической миссии или кражу отрубают голову. Если сын совершил кражу, его голову привязывают на шею отца, и тот носит ее до самой своей смерти. Уйгурское племя располагалось в 960 километрах к северо-западу от излучины Желтой реки, а киргизская орда еще дальше — в 40 днях пути на верблюдах. (То есть уйгуры жили где-то близ Каракорума, а киргизы — между Кобдо и Черным Иртышом.) Тюрки охотно выдавали своих дочерей замуж за киргизских вождей, которых делили на три категории: «кизик», «кушапо» и «амей». Когда в Китае впервые услышали о киргизах, те находились под властью сеяньто. Однако, когда в 648 году некоторые племена канкали перешли под покровительство Китая, киргизы решили последовать их примеру. Киргизский вождь явился ко двору императора и получил должность китайского префекта под контролем наместника. Так продолжалось в течение столетия, но в 759 году уйгуры нанесли киргизам поражение и прервали их сношения с Китаем. Спасаясь от уйгуров, киргизы присоединялись к караванам арабов, карлуков и тибетцев. Когда власть уйгуров пала, аджир принял титул кагана, в 841 году в сражении убил уйгурского правителя и сжег его резиденцию, оставив в живых его жену — китайскую принцессу. Затем вместе со своей ордой он двинулся на юг в место, находившееся в пятнадцати днях конного пути от уйгурской резиденции. Он собирался отправить принцессу в Китай, когда ее захватили уйгуры. Послы аджира, направленные им к императору для разъяснения ситуации, добрались до столицы нескоро, и император Уцзун (840—846) был рад принять у себя гостей из столь далеких земель. Он обращался с ними так же, как с Бохай (маньчжурское высокоцивилизованное государство, в период с 700 по 900 год добившееся полунезависимости, а затем поглощенное катаями). Бохайцы были самыми цивилизованными из охотников, они стали прародителями династии Цзинь (нюйчжэньских татар), а позднее лишили власти маньчжурскую династию (1644—1912). Сначала император решил пожаловать аджиру титул кагана, как тюркам и уйгурам. Однако вскоре император скончался, а его преемник решил, что киргизы и Китай общаться на равных не могут. Более того, уйгуры долгое время верно служили Китаю, и титулы им жаловались в период их расцвета, поэтому киргизы так и не получили желаемого. После этого они еще несколько раз присылали дань императору, а потом практически исчезли из политической истории. Во времена маньчжурской династии они были известны как буруты и кайсаки, говорили на одном языке, но друг другу не доверяли. Часть кайсаков жила в России, это киргиз-кайсаки. 1 Сохранена терминология автора.

historylib.org


Смотрите также