2.4. Воспитание и школа в древнем риме. Школы древнего рима
2.4. Воспитание и школа в древнем риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома
и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".
Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.
Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.
Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были
обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки
физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.
В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
studfiles.net
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание – «каждому был учителем его собственный отец», «вся наука из родного дома». Семья отвечала за нравственное и гражданское становление своих детей.
С проникновением в Рим эллинистической культуры в III – II в.в. до н.э. происходит становление школьной системы образования свободных граждан.
Еёцель– подготовка активного и дисциплинированного члена общества, патриота, политика с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, храброго, выносливого воина, расчетливого и независимого рабовладельца.
Обучение дети получали в зависимости от достатка родителей. Школы низшей ступени находились, как правило, в неприспособленных помещениях. Обычно в школе была всего одна комната, в которой находилось 12-15 человек детей разного возраста. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко практиковались физические наказания.
Навык чтения в школе отрабатывался по «Законам 12 табличек» под руководством наставника (magister ludi или literator). Многие тексты греческих и римских авторов (Вергилия, Овидия, Саллюстия, Цицерона) заучивались наизусть. На занятиях арифметикой систематически пользовались абакой.
Главным при отборе содержания обучения был принцип «пользы» (прагматизма) для обеспечения ученику в будущем успешной жизни и карьеры.
Система древнеримского образования имела следующие ступени.
Образовательное учреждение
Условия обучения
Содержание образования
Тривиальная (элементарная) школа
Начальное, платное обучение с 7-ми лет.
Срок обучения 2 года.
Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Лудус
Начальное, платное обучение с 7-ми лет (для более состоятельных граждан)
Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Грамматическая школа
Средняя ступень образования
Высокая плата за обучение
Латинская литература, основы римского права, основы философии, греческий язык, греческая литература, география история, математика с основами астрономии
Школа ритора
Повышенный уровень образования = с 14-19 лет
Срок обучения 4 года
Римская и греческая литература, право и философия, математика, астрономия, ораторское искусство
Легионы
Воинские формирования для военной подготовки юношей с 16 лет
Срок подготовки 3-4 года
Физические тренировки, военное искусство
К V в. оформилась программа семи свободных искусств
У римлян не привились важные части греческого воспитания – гимнастика, обучение пению и танцам.
В I – II в.в. в Риме появляются первые школы профессионального обучения – медицинские и юридические.
Педагогические идеи Древнего Рима нашли отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, Квинтилиана.
В I в. с возникновением первых христианских общин в Антиохии начинается появление христианских школ – школ катехуменов, школ катехизиса, кафедральных и епископальных школ.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным, религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Главным источником воспитательных идей служила Библия. Христианская школа считала своим долгом воспитывать у детей смирение, аскетизм, потребность во взаимопомощи.
Большинство же христиан вплоть до V в. получали образование в учебных заведения античного типа.
Христианские взгляды на сущность человека и его воспитание раскрыты в философских и педагогических трактатах Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.
GОсобенности древнеримской системы образования:
ü высокая роль домашнего/семейного воспитания;
ü классовый характер;
ü практическая направленность, прагматичность;
ü недооценка таких предметов, как: музыка, пение, гимнастика;
ü афинская идея гармоничного развития не получила развития.
infopedia.su
Воспитание и школа в Древнем Риме
Поиск Лекций
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
poisk-ru.ru
Школы в древнем Риме
В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для
совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э.
Как в Греции, до 7 лет
дети воспитывались дома под присмотром рабов,
нередко ими были греки,
учившие их греческому языку. Затем они
отправлялись в школы, где обучались
сыновья и дочери свободных римлян и
вольноотпущенников, то есть бывших
рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего
были греческие рабы,
получившие свободу.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети
проходили под руководством
литератора, который учил их (как в Греции
грамматист) чтению, письму и
счету. Иногда арифметикой занимался особый
учитель, именуемый знакомым нам
словом калькулятор. Счетным материалом, как и в
Греции, служили камешки, а
также пальцы на руках. На левой руке были единицы
и десятки, на правой —
сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны
были зазубрить. Заучивая на
память, ученики повторяли хором за учителем. В
школе царила жесточайшая
дисциплина. Применялись и телесные наказания,
против которых выступали
милосердные учителя и прогрессивные философы.
Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы
дни назывались в Риме
"фериями" (feriae), то есть праздничными днями.
Религиозных и государственных праздников было
много, так что дети успевали
отдохнуть от уроков. Летом занятий не было:
приблизительно с конца июля,
когда всходил Сириус, самая яркая звезда в
созвездии Большого Пса (Canis
Major), наступали каникулярные дни — каникулярии
(caniculares), иначе, "дни
собачек", самые знойные в году. Дети прекращали
занятия и возобновляли их
только к середине октября, когда спадала жара.
Зато учились римские мальчики
и девочки целый день, от зари до вечера, делая
перерыв лишь для обеда.
Специальных школьных зданий, подобных
современным, не было, обычно снимали
помещение в частном доме. Столов тоже не было,
учитель восседал на катедре
(кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети
располагались на стульях или
табуретах, держа в руках и на коленях школьные
предметы. Писали, как и
греки, на навощенных табличках. Иногда
использовали папирусные свитки и даже
пергамен, который после употребления продавался
торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели разной
величины таблицы и картины с
изображением мифологических и исторических
сцен.
Дети из малообеспеченных семей в начальной школе
завершали свое образование.
Девочки под руководством частного учителя —
грамматика — продолжали обучение
дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и
образованию женщин. Девушки
должны были знать литературу, грамматику,
риторику, уметь петь, танцевать,
понимать музыку, некоторые из них специально
занимались географией,
геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим
комплиментом молодой
римлянке были слова "puella docta". Мальчики 12 лет
приступали к среднему
школьному образованию. На этом этапе их учителем
был грамматик, с которым
они читали греческих и римских поэтов, писателей,
философов, драматургов. От
него они получали знания о литературе, ее жанрах,
о музыке. Необходимым
считалось изучение астрономии, грамматики и
геометрии.
Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и
третья высшая ступень
образования: школа ритора (риторика значит
"красноречие"). Здесь учились
ораторскому искусству, искусству спора,
упражнялись в составлении речей на
исторические, литературные и политические темы,
овладевали декламацией.
Жители провинций отправляли подростков и юношей
учиться в большие города.
www.piccola-italia.narod.ru
Воспитание и школа в Древнем Риме
Педагогика Воспитание и школа в Древнем Риме
просмотров - 104
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.
Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му ᴦ. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.
Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578-534 гᴦ. до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".
Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.
Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.
В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, оформилась программа семи свободных искусств сдвухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота͵ общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.
Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.
Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.
В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, к примеру, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
Читайте также
- Воспитание и школа в древнем Риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял... [читать подробенее]
- Воспитание и школа в Древнем Риме.
1. Семейное воспитание.
2. Древнеримская школа.
1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространялось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного... [читать подробенее]
- Воспитание и школа в Древнем Риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.
Дети получали религиозное воспитание, при этом отец... [читать подробенее]
- ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял... [читать подробенее]