Урок повторения по теме "Древняя Русь". Древняя русь уроки
Культура Древней Руси
Люди Древней Руси не только
выращивали хлеб, торговали, воевали. Они создавали и культурные ценности.
Строили храмы, украшали их росписями,
изготавливали ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы,
собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире.
Основной древнерусской культуры
стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции,
искусство. Об особенностях культуры Древне Руси, влиянии, которое оказали
на неё соседние народе, её достижениях мы поговорим на сегодняшнем занятии.
Древнерусская культура впитала в себя
достижения других народов – финно-угров, балтов, хазар, печенегов, половцев,
западных и южных славян.
Большое влияние оказала Византия.
Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон,
привозились книги. Благодаря Византии Русь познакомилась с христианской
культурой.
Мастера Руси в своих произведениях
отражали думы и чаяния народа. Главным их мотивом был патриотизм, призыв
к объединению народных сил против внешних врагов.
На Руси развивалось устное
народное творчество. Былѝны – сказания о прошлом, в которых
прославлялись подвиги русских богатырей.
Любимыми народными героями были Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Письменность у восточных славян
зародилась до принятия христианства. Её создали Кирилл и Мефо̀дий.
Славянская письменность проникла на Русь во второй половине 9 – 10 веке.
Кирилл и Мефодий
Крещение Руси дало толчок развитию
письменности и грамотности.
На Русь стали приезжать церковные
грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Были открыты церковные школы.
Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам
христианского вероучения и счёту.
Появились переводы греческих
и болгарских книг. Переводились византийские церковные книги, жизнеописания
христианских святых, исторические сочинения.
«…Велика бывает польза от книжного
учения. Книги нас наставляют и учат идти путём накопления. Мы находим мудрость
и воздержание в словах книжных... это источники мудрости, ибо у книг
неизмеримая глубина...».
Первые русские книги были рукописными
и очень дорогими. Листы книг изготавливались из выделанной телячьей кожи – перга̀мента.
Каждая буква в них была тщательно
выписана по правилам – уста̀ву. Книги украшались картинками – миниатю̀рами.
Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.
На Руси было много грамотных людей,
особенно среди городского населения. С 11 века, после основания женского
монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.
Люди обменивались деловой
информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой
корой – бересто̀й.
«Поклон от Марины к сыну моему
Григорию. Купи ми зендянцу добру. А куны яз дала Давиду Прибыше. И ты, чадо,
издей при себе да привези семо».
«Поклон к Юрию и к Максиму от всех
крестьян. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продаёт, и мы им
ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам
отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам нет сил.
Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем».
«Поклон от Якова куму и другу
Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него
грамоту да пришли мне хорошего чтения...».
В 11 веке на Руси появились
письменные познавательные произведения. Первыми литературными произведениями
были летописи.
Древнейшая летопись, дошедшая
до нас, «Повесть временных лет» была создана около 1113 года
монахом Киево-Печерского монастыря Нѐстором.
Используя летописи, написанные ранее,
и различные документы, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий.
«Вот повести минувших лет, откуда
есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как возникла
русская земля. Так начнём повесть сию…».
Летопись повествует о становлении
Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его
князей, об отношениях с другими народами.
Нестор был одним из первых создателей
житѝй – литературных описаний людей, причисленных к лику святых.
До Нестора жил другой литератор
древней Руси – Илларио̀н – первый киевский митрополит.
Он создал ряд произведений в жанре сло̀ва – торжественного и
поучающего обращения.
Наиболее известным является его
«Слово о Законе и Благодати». Через все произведение проходит идея
величия Руси, её особой роли в христианском мире.
На Руси было развито деревянное
зо̀дчество – искусство постройки зданий из дерева. Оно имело свои
традиции.
Для него была характерна многоярусность
строений, увенчание их башенками и теремами, наличие пристроек – клѐтей,
переходов, сенѐй.
Жилища бояр и князей – хоромы –
состояли из нескольких соединённых между собой строений. В центре находился тѐрем
– башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба и го̀рницы-клети.
Рядом находились летние помещения. Их соединяли переходы – сени.
Зажиточные горожане жили в сру̀бах.
Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких
комнат.
Ремесленники обитали на городских
окраинах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домов.
Крестьяне жили в домах-полуземлянках.
Пол был ниже уровня почвы, крыша была покрыта слоем земли. Окна закрывали
досками или соломой. В углу находилась печь. Печь топилась «по-чёрному»,
дым выходил через дверь или отверстие в потолке.
На Руси стали расти города. Они
становились торговыми ремесленными и религиозными центрами.
В городах развивалось каменное
строительство. На Руси оно появилось в конце 10 века после принятия
христианства. Первые сооружения были построены византийскими мастерами.
В 989 году князь
Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь.
Первые русские храмы были выстроены в
соответствии с византийскими традициями.
Построенный в Киеве при Ярославе
Мудром Софийский собор уже сочетал в себе славянские и византийские
традиции.
Внутреннее убранство Софии отличалось
изысканностью и богатством. Стены были покрыты фрѐсками –
картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол
переливался разноцветной моза̀икой – картинами из вдавленных в
сырую штукатурку стекловидных камешков.
Мозаики и фрески
«Внутреннее убранство собора это
неистощаемый кладезь произведений искусства византийской и древнерусской
архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в
молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаики, на которых
изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью.
Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны
фресками. Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство.
Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды; среди изысканной и
яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В
отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до
наших времён, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а
мирские»
На них, помимо церковных сюжетов,
были изображены картины повседневной жизни людей.
В 11 – 12 веках были построены
каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде.
В храме всегда можно было увидеть ико̀ны
– живописные изображения бога и святых. Первые иконы пришли на Русь из
Византии.
Русь славилась своими оружейниками.
Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими
мастерами. Им пользовались и княжеские дружинники. Вооружены они были: копьями,
мечами, саблями. Головы воинов защищали шишакѝ – остроконечные
шлемы. Защитой были щит, броня или кольчуга.
Участники народного ополчения вооружались
проще: лук, колчан со стрелами, нож, копье либо тяжёлый боевой топор.
Высоким уровнем отличалось
искусство русских ювелиров, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную
посуду.
Особенной была и повседневная жизнь в
Древней Руси.
Славяне жили большими семьями.
Старший из семьи являлся её главой. Глава распоряжался имуществом, участвовал в
городском вече, отвечал за выполнение повинностей.
Воспитание детей было трудовым. Мальчиков брали работать в поле,
начинали приучать к делу, учить грамоте. Девочки присматривали за младшими,
помогали матери по хозяйству.
В знатных семьях до года дети
находились на руках кормилицы. Мальчиков начинали учить грамоте с 5 лет.
Воспитанием князя руководил его дядя.
Развлечением знати были охота
(соколиная, ястребиная, псовая) и пиры. Гостей на пирах развлекали скоморо̀хи
и гусляры̀. Для простого люда устраивались скачки, турниры,
различные игрища.
Главным элементом древнерусской
мужской одежды были рубаха и порты̀ – штаны.
Простолюдин носил холщовую рубаху до
колен и шерстяные домотканые порты. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались,
украшались узорными нашивками. Украшал такое одеяние узкий пояс с
металлическими бляшками. На ногах носили лапти.
Верхней одеждой были зипуны̀
– кафтаны. Зимой носили шубы – кожухи и войлочные шапки.
Богатые люди носили такую же одежду,
только лучшего качества. Они могли позволить себе епанчѝ – широкие
плащи без рукавов, украшенные мехом, золотом и серебром, кожаные сапоги.
У женщин главной частью костюма была
длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась – понёва – юбка. На
голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Зимой носили
шубы.
Костюм знатной женщины отличался
богатством материала.
В торжественных случаях женскую
голову украшал коко̀шник.
Его делали из твёрдого материала,
обтягивали дорогой тканью, украшали жемчугом. Богатые русские женщины украшали
себя золотыми и серебряными цепочками ожерельями из бисера, серьгами,
браслетами и другими ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще –
из меди, бронзы, недорогих камней.
videouroki.net
«Древняя Русь» Форма урока : урок-игра Класс : 6 Цель : Образовательная
скачать План урока по истории России
Тема: «Древняя Русь»
Форма урока: урок-игра
Класс: 6
Цель:
Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов, способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;
Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;
Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Учебное оборудование:
1. Раздаточный материал для конкурсов;
2. Жетоны;
3. Записи на доске.
Продолжительность: 45 минут
Ход урока
I. Организационный этап.
Класс делится на четыре команды, выбирают капитанов, придумывают название и девиз, выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.
II. Основная часть.
План проведения игры
Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
Знакомство команд. Представление членов жюри.
Командные конкурсы.
Подведение итогов.
Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.
Урок-игра состоит из восьми конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает жетоны. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов. По окончанию конкурсной игры капитаны команд по мере активности участников озвучивают оценки за урок.
Знакомство команд. Команды объявляют свои названия и девиз, определяют капитанов. Представление членов жюри. Жюри предлагаются ответы к конкурсным заданиям.
Урок-игра «Древняя Русь»
1. «Лингвистический конструктор»
2. «Тест»
3. «Найдите соответствие букв и цифр»
4. «Допиши словечко»
5. «Разгадай путаницу»
6. «Отгадай загадки»
Конкурс № 1 «Лингвистический конструктор» Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды
(богов, природы, вера, силы, во множество, олицетворяющих)
Конкурс № 2 «Тест»
Выберите правильный ответ
1. Первое русское государство называлось:
А. Ладожская Русь
Б. Киевская Русь
В. Новгородская Русь
Г. Варяжская Русь
2. Согласно летописи, варяги были приглашены для управления славянскими племенами в:
А. 860 году
Б. 862 году
В. 879 году
Г. 882 году
3. Двумя центрами Древнерусского государства были:
А. Владимир и Киев
Б. Киев и Новгород
В. Псков и Ладога
Г. Рязань и Чернигов
4. Славяне называли варягами:
А. скандинавов
Б. кельтов
В. германцев
Г. франков
5. Родоначальник первой русской княжеской династии:
А. Рюрик
Б. Синеус
В. Трувор
Г. Олег
6. От рук печенегов погиб киевский князь:
А. Игорь
Б. Аскольд
В.Святослав
Г. Олег
7. Знаменитая летопись монаха Нестора называлась:
А. «Повесть временных лет»
Б. «Русская правда»
В. «Происхождение славян»
Г. «Откуда есть пошла русская земля»
8. Первая административно-налоговая реформа: изменение системы сбора дани – введение «уроков», «погостов», вместо «полюдья» - было результатом деятельности:
А. князя Святослава
Б. княгини Ольги
В. князя Олега
Г. князя Игоря
9. В каком веке Русь приняла христианство?
А. VIII веке
Б. IX веке
В. X веке
Г. XI веке
10. «Руссой правдой» называется:
А. древнейший договор Руси с Византией
Б. первая русская летопись
В. древнейший свод законов Руси
Г. литературное произведение Древней Руси
Конкурс № 3 «Найдите соответствие букв и цифр» 1. Соотнесите предметы импорта-зкспорта Руси и Византии
А) экспорт в Византию
Б) импорт из Византии
1) меха
2) драгоценности
3) вина
4) мед
5) воск
6) ткани
2. Соотнесите имена князей и их прозвища
А) Олег
1) Мудрый
Б) Ярослав
2) Окаянный
В) Владимир
3) Вещий
Г) Святополк
4) Святой
3. Соотнесите понятия и определения:
А) Договор
1) Фиксированный размер дани
Б) Уроки
2) Соглашение двух или более лиц, устанавливающее права и обязанности
В) Погост
3) Преобразование, изменение каких-либо сторон общественной жизни
Г) Дань
4) Центр сельской общины, платившей дань; введен княгиней Ольгой в середине X века
Д) Реформа
5) Натуральная или денежная форма налога, взимаемая с населения
Конкурс № 4 «Допиши словечко»
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия.
1. В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. 2. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. 3. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. 4. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. 5. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и собирали _____________. 6. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда решили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени. 7. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. 8. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. 9. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________ 10. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. 11. Погиб Олег от укуса ____________12. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________12. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________13. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.
Конкурс № 5 «Разгадайте путаницу» Переставьте буквы, и у вас получится слово 1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ» 2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД» 3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ» 4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД» 5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР» 6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС» 7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ» 8. Единая политическая организация общества, распространяющая власть на территорию страны и ее население; издает законы – «САВУТДОРСАГ»
Конкурс № 6 «Отгадай загадки»
Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
Год принятия христианства на Руси. (988 год)
Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
6. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
7. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
8. Основатель Киева. (Кий)
9. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
10. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)
Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
Бог ветра у восточных славян (Стрибог)
Сбор мёда диких пчел. (Бортничество)
Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)
Дух – покровитель леса. (Леший)
Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)
Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)
Основная денежная единица в древней Руси. (Гривна)
Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)
Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)
Этот центр Руси был первым разорён Батыем. (Рязань)
В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)
Этот князь получил своё прозвище потому, что имел много сыновей. (Всеволод Большое гнездо)
Кто из монгольских правителей потерпел поражение на поле Куликовом? (Мамай)
В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)
Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)
Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)
Сборщики дани Золотой Орды. (Баскаки)
Когда произошла Невская битва? (15 июля 1242 года)
Описание событий по годам. (Летопись)
скачать
nenuda.ru
Урок повторения по теме "Древняя Русь"
Разделы: История и обществознание
Цели:
Повторить и обобщить знания о становлении
древнерусского государства, проверить уровень
усвоения изученного материала.
Формировать умения соотносить даты, события,
личности, находить причинно-следственные связи,
умение работать с картой, сравнивать,
сопоставлять.
Воспитывать любовь к родине, уважение к
богатому наследию русской истории, пробуждать
интерес к истории русского народа.
Оборудование: карта «Киевская Русь
IX–XII веков», ребусы, предметы для аукциона.
ХОД УРОКА
– Ребята, сегодня мы вспомним то, что узнали о
древнем прошлом нашей родины.
1. Работа с картой.
Назвать племена восточных славян и показать их
на карте.
2. Перечислите занятия восточных славян.
3. Одним из занятий восточных славян было
рыболовство. Давайте и мы порыбачим.
(Ученики вылавливают «рыбок», на которых
написаны даты: 862, 988, IX в., 907, 945, 1072, 882, 911, 1097 и
называют соответствующие им события.)
4. В древности варяги называли Русь Гардарикой
– страной городов. Вспомним названия русских
городов.
(Ученик заполняет «цепочку», начерченную на
доске.)
Ч
В
Р
В
К
К
В
5. В это время проводится игра с классом «Узнай,
чьи слова».
«Князь, ты ищешь чужих земель, а своей родной
пренебрегаешь». (Киевляне – Святославу)
«Хочу мстить за обиду мужа». (Ольга)
«Не хочу разувать сына рабыни». (Рогнеда)
«Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу
ещё». (Игорь)
«Когда повадится волк к овцам, то перетаскает
всё стадо, если не убить его». (Мал)
«Земля наша обильна, а порядка в ней нет. Да
приходите княжить и владеть нами». (Славяне –
Рюрику)
«Слышал, что имеете сестру девицу. Если не
отдадите её за меня, то сделаю вашей столице то
же, что сему городу сделал». (Владимир – грекам)
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в
Переяславце на Дунае – там середина земли моей,
туда стекаются все блага». (Святослав)
«Если не придёт кто завтра на реку – будь то
богатый или бедный, или нищий, или раб- да будет
мне враг». (Владимир Святой)
«Любезна мне речь ваша, – мужа моего уже не
воскресишь, но хочу воздать вам завтра честь
перед людьми своими». (Ольга)
6. Один ученик пишет на доске имена русских
князей по порядку их правления.
7. В это время читается рассказ с ошибками,
составленный учениками. Ребята исправляют
ошибки.
«Рюрик умер в 862 году (879), а через три года его
родственник Трувор (Олег) с дружинниками и
малолетним Святославом (Игорем), сыном Рюрика,
двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву.
Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь (Олег)
захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году
(882) под властью одного князя объединились Киев и
Чернигов (Новгород). При Игоре (Владимире)
произошло одно из величайших событий
многовековой русской истории – Русь приняла
христианство. В 1097 году по инициативе Ярослава
Мудрого (Владимира Мономаха) князья собрались на
съезд в Киеве (Любече). Испуганные греки послали
Святославу (Владимиру) послов со словами: «Не
губи града, дадим тебе дань, какую хочешь». Кирилл
и Мефодий (Борис и Глеб) как безвинные кроткие
мученики были причислены к лику святых».
8. Ученик определяет, какие события происходили
при Ярославе Мудром, а какие – при Владимире
Мономахе. Прикрепляют карточки с написанными на
них событиями под именами князей.
События:
организация 83 походов,
создание «Поучения детям»,
Любечский съезд князей,
решительные победы над половцами,
положил начало «Русской Правде»,
строительство Софийского собора в Киеве,
строительство города Юрьева,
назначение митрополита из русских,
разгром печенегов.
9. В это время проводится аукцион. Предлагаются
предметы: щит (щит Олега), чаша (из черепа
Святослава), овощи (распространившиеся после
крещения Руси), чучела голубя и воробья
(посланные древлянами Ольге), идол (идол Перуна).
Ребята рассказывают всё, что связано с этими
предметами в истории Руси.
10. «Что было раньше?» Учитель по два называет
события, учащиеся определяют, какое из них было
раньше.
Восстание древлян. – Образование
Древнерусского государства.
Поход Олега на Византию. – Введение
христианства на Руси.
Создание «Русской Правды». – Разгром
Хазарского царства.
Строительство города Ярославля. – Введение
уроков и погостов.
Захват Олегом власти в Киеве. – Написание
«Повести временных лет».
Появление вотчин на Руси.– Любечский съезд
князей.
12. В это время ученик на доске устанавливает
соответствие между именем князя, годами
правления и его прозвищем.
Олег
1053 – 1125
г.
Мудрый
Владимир
879 – 913
г.
Вещий
Ярослав
980 – 1015
г.
Мономах
Владимир
1019 – 1054 г.
Красное
Солнышко
13. Ребятам предлагается решить тестовые
задания.
А. В IX в. восточные славяне исповедовали:
а) язычество,
б) мусульманство,
в) христианство.
Б. Что относится к жанру героического эпоса:
а) сказки,
б) летописи,
в) былины.
В. Как называлась славянская азбука:
а) буквица,
б) кириллица,
в) латиница.
Г. Восточнославянское племя, жившее вокруг
озера Ильмень:
а) словене,
б) радимичи,
в) вятичи.
Д. Какое имя получил Ярослав при крещении:
а) Василий,
б) Юрий,
в) Иван.
Е. В правление какого князя была написана
«Повесть временных лет»:
а) Владимира Мономаха,
б) Ярослава Мудрого,
в) Владимира Святого.
Ж.. Титул хазарских владык, применявшийся к
русским князьям в X–XI веках:
а) царь,
б) султан,
в) каган.
З. В чём особенность христианства по сравнению
с язычеством:
а) многобожие.
б) трёхбожие,
в) единобожие.
И. Автор «Повести временных лет»:
а) Нестор,
б) Илларион,
в) Феодосий.
К. Штраф, судебная пошлина за убийство или
увечье:
а) куна,
б) вира,
в) гривна.
Л. Бог скота в языческой мифологии восточных
славян:
а) Ярило,
б) Родомысл,
в) Велес.
В конце урока учитель подводит итоги,
выставляет оценки и благодарит ребят за
плодотворную работу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок истории по теме "Культура Древней Руси". 6-й класс
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (828,1 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
ЦЕЛИ УРОКА:
Познакомить учащихся с культурой Древней Руси;
выявить признаки византийского влияния;
выяснить роль принятия христианства в процессе
развития культуры.
Формировать навыки самостоятельной работы с
текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и
описывать архитектурные памятники, соотносить
тексты исторических источников с событиями,
делать выводы.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей
страны.
ОБОРУДОВАНИЕ И УМК: учебник “История
России с древнейших времён до конца XVI века”
А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая
тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной,
проектор, компьютер, презентация “Культура
Древней Руси”.
Изучение нового материала начинается с анализа
темы урока (тему записать в тетради).
- Что такое культура? (учащиеся дают ответы,
учитель подводит итог – клик, слайд 1. Культура
– это достижения людей в духовной и материальной
жизни. Духовная культура – это наука,
искусство, просвещение. Материальная культура –
это орудия труда, жилища, одежда).
- Какой период охватывает история Древней Руси?
(учащиеся дают свои ответы, учитель подводит
итог – клик, слайд 1. Древняя Русь – VIII –
первая треть XII в.).
- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа
темы (Цель урока – познакомиться с
достижениями Древней Руси в духовной и
материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).
Для этого мы рассмотрим устное народное
творчество, письменность, литературу, зодчество,
изобразительное искусство этого периода (слайд
2).
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Культура тесно связана с развитием общества:
она формируется под влиянием общественных
условий и отражает действительность. Поэтому на
каждом этапе исторического развития государства
и общества культура характеризуется особенными
чертами. Определите самостоятельно, в чём
особенности древнерусской культуры? Задание для
самостоятельной работы – слайд 3: задание 1 в
рабочей тетради. После выполнения задания –
проверка (слайд 3, клики).
Какой вывод можно сделать после выполнения
этого задания? (Древнерусская культура
формировалась на основе наследия восточных
славян. Кроме того, она испытала серьёзное
влияние византийских культурных традиций). Учитель
добавляет, что влияние оказали и другие соседи -
хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при
этом наша культура сохраняла самобытность,
неповторимость. В этом и заключаются особенности
древнерусской культуры.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
Рассмотрим устное народное творчество наших
предков (клик по гиперссылке “Устное народное
творчество”). На уроках литературы вы уже
знакомились с ним. Что относится к этому виду
творчества? (Ответы учащихся, после них
–клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки,
песни, былины.
(Клик) Назовите былинных героев (ответы
учащихся, после них –клик) Учитель поясняет,
что у восточных славян самыми сильными
богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык .
Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея
русских былин, смысл богатырского служения
(клик):
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.
(Ответы учащихся, после них – клик):
Своеобразие русских былин
Основная идея былин – защита русской земли от
врагов.
Освобождение своей земли.
Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать
в тетрадь)
Сравните с идеями западноевропейского
рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса
характерны идеи завоевания, обогащения, крещения
иноверцев).
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ
(Клик по гиперссылке “Письменность,
образование”).
Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали
приезжать церковные деятели и переводчики, на
Русь пришла письменность. Славянская
письменность имела две азбуки: глаголицу и
кириллицу. Название глаголица происходит от
слова глаголати - говорить. Вторая азбука была
названа кириллицей по имени одного из братьев
Кирилла и Мефодия- славянских просветителей,
живших в IX веке на территории нынешней Болгарии,
составителей первого славянского алфавита (рассмотреть
рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия).
Со временем стали открываться школы при
монастырях и храмах, была создана первая на Руси
библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе
Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил
на хранение книги. Так была основана первая
государственная библиотека.
Первые книги были рукописными (клик, слайд 6).
Рукописные книги – это произведения искусства,
так красиво, мастерски они оформлены: яркие
разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале
абзаца), коричневые столбцы текста на
розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица
украшалась, её начертание передавало
определенный смысл. В буквицах можно увидеть
изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней,
извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик):
Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший
порошок растирались изумруды и рубины, из них
приготовлялись краски, которые до сих пор не
смываются и не тускнеют.
Такие книги были очень дорогими, их владельцами
были только богатые люди. Но грамотных людей на
Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: пункт
3 “Письменность и грамотность”. Ответы
учащихся: грамоте обучали и девочек после
основания женского монастыря в Киеве и школы при
нём, для письма использовали дешёвый материал –
бересту, кору берёзы.
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
ЛИТЕРАТУРА
Вместе с крещением на Русь пришла письменность,
и наряду с устными произведениями стали
создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик
по гиперссылке “Литература”)
Учитель читает отрывок из стихотворения
Н.Кончаловской:
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся
уже знают о Несторе, поэтому называют его имя,
клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря,
летописец. В работе над главным трудом своей
жизни – “Повестью временных лет” – Нестор
использовал официальные византийские хроники,
народные предания, тексты актов великих князей.
“Повесть временных (т.е. прошедших) лет”
охватывает период правления семи великих князей,
почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).
События из истории Древней Руси, которые мы
изучали, были записаны и переданы нам монахом
Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести
временных лет” и вспомним сами эти события и их
даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом
летописи – таких слайда три – и по клику
появляется название события и дата).
“Поляне же жили в те времена отдельно и
управлялись своими родами... И были три брата:
один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а
сестра их была Лыбедь... И построили городок во
имя старшего своего брата...” (Основание Киева. V
век)
“Изгнали варяг за море и не дали им дани, и
начали сами собой владеть. И не было среди них
правды, и встал род на род, и была у них усобица и
стали воевать сами с собой. И сказали они себе:
“Поищем себе князя, который бы владел нами и
судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси...
Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь:
“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
Приходите княжить и владеть нами”. И избрались
трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к
славянам...” (Призвание варягов. 862 г.)
“Выступил в поход Олег, взяв с собою много
воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей...
И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что
правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних
воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам
подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. ...и послал к
Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём
к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к
родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли,
все спрятанные воины выскочили из ладей... И убили
Аскольда и Дира...” (Объединение Киева и
Новгорода Олегом. в 882 г. Образование
Древнерусского государства)
“Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь
умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да
увижу кости его”. И приехал на то место, где
лежали его голые кости и череп голый, слез с коня,
посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть
мне принять?” И ступил он ногою на череп, и
выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от
этого разболелся и умер он... И было всех лет
княжения его тридцать три”. (Смерть Олега Вещего.
912 г.)
“Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру,
оплакивали его неверные... И, притащив, кинули его
в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со
словами: “Если не придёт кто завтра на реку –
будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб –
да будет мне враг”. На следующий же день вышел
Владимир с попами царицыными и корсунскими на
Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду
и стояли там одни до шеи, другие по грудь...”
(Крещение киевлян. 988 г.)
“Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл
он назад, поразмыслив, сказал своей дружине:
“Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю
ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой
частью дружины вернулся, желая большего
богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова,
держали совет с князем своим Малом: “Если
повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока
не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас
всех погубит”... И древляне, выйдя из города
Искоростеня против [ ...] , убили [ ...] и дружину его...”
(Убийство князя Игоря во время полюдья
древлянами. 945 г.)
Кроме летописей первыми литературными
произведениями стали жития – описания жизни
людей, причисленных к лику святых, а также слово
– “Слово о законе и благодати” первого
киевского митрополита Илариона. Подробнее о них
прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры
древнерусской литературы:
Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах
Нестор).
Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).
Слово (“Слово о законе и благодати”, митрополит
Иларион) .
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
ЗОДЧЕСТВО
- Что такое зодчество? (искусство строительства
и украшения зданий, сооружений)
- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости?
(из дерева)
Клик по гиперссылке “Зодчество”.
Задание. Рассмотрите рисунки и
определите особенности русского деревянного
зодчества (учащиеся называют особенности,
характерные черты, после ответов – клик)
Характерные черты русского деревянного
зодчества.
Многоярусность строений.
Наличие разнообразных пристроек.
Увенчание построек теремами и башенками.
Художественная резьба по дереву. (записать в
тетрадь)
После крещения на Русь приходит каменное
строительство. Самая ранняя из известных
построек Киева – церковь Богородицы или
Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике
(“Закладка Владимиром Десятинной церкви в
Киеве”. Художник В.Верещагин). На её сооружение
князь отдал десятую часть княжеских доходов,
отсюда и название. Построена церковь была
византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во
время осады Киева монголами.
На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель
показывает на рисунке слайда, объясняя такое
название).
Как вы знаете, большое внимание строительству
храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский
собор в Киеве – главный храм христиан Киевской
Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это
13-главый крестово-купольный храм из
кирпича-плинфы в соответствии с византийскими
архитектурными традициями. Построен на месте
разгрома печенегов.
(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в
1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне
Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного
камня. План Новгородской Софии схож с планом
Киевской, но Новгородская София отличается не
только количеством куполов.
Задание. Сравните изображённые храмы и
определите особенности новгородской
архитектуры. (Учащиеся отвечают, после этого
– клик). Для новгородской архитектуры характерны
скупость украшений, строгость и
величественность форм.
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учитель читает текст на слайде:
О чём идёт речь?
“Берется старая, заготовленная за год известь
и смешивается в воде с песком, очищенным от
всякого сора; этот цемент намазывают на стену
так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда
эта первая накладка цемента совершенно высохла,
ее поверхность скоблят для удаления твердой коры
и затем наносят на стену второй слой цемента
толщиною приблизительно в 2 см. После того, как
вода до известной степени испарилась из этого
слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На
него намазывают третий слой цемента, дают ему
толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают
доскою. Этот верхний слой можно накладывать не
один раз, но последний слой должен быть
изготовлен не раньше утра того дня, в который
надо писать на нем, последний слой необходимо
наводить на стену частями, каждый раз лишь на
такое ее пространство, какое художник в
состоянии расписать в один день. Приступить к
работе живописец может тогда, когда вода из
грунта испарилась настолько, что он не блестит от
мокроты, но остается сырым”. (Учащиеся отвечают)
Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска –
картина красками по сырой штукатурке (клик). В
Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи,
кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами
– групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.
Фрески Софии Киевской – единственный памятник
светской живописи. Конечно, в храмах фрески
изображали библейские сюжеты, святых.
В Софии Киевской были необыкновенной красоты
мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных
камешков, стекла.
(Клик) Икона – изображение Бога, святых,
ангелов или событий Священной истории. Иконопись
– искусство изображения святых по строго
определённым правилам – канонам.
Сделайте вывод, какие виды искусства были
сосредоточены в храме.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в
правом нижнем углу.
О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь
знаете?
Влияние каких народов испытала древнерусская
культура? А в большей степени?
В чём проявилось влияние византийских
культурных традиций?
Дать определение понятиям: былины, культура,
миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска,
икона, летопись, крестово-купольный храм,
глаголица, кириллица, буквица.
Клик по гиперссылке “Тест” (учащиеся
выполняют в тетрадях). Проверка – клик.
Домашнее задание: параграф 7, п.3-6.
Задания в рабочей тетради 2-5.