Ностальгический клуб любителей кино . Школы древней руси
Школы на Руси: этапы развития
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Не вдаваясь в долгие споры о наличие или отсутствие письменности у славян до появления кириллицы, начну сразу с неё, как с материала, хорошо знакомого читателю.
Как для любого первоклассника знакомство с миром наук и знаний начинается с постижения азбуки, так и для всей нашей страны, дорога к познанию лежала с обретения уникальной письменности. Уникальность её состояла в том, что имея в своём составе буквы общие с греческим и латынью, она делала книги, писанные на этих языках, более доступными для славянского читателя. Буквы кириллицы, латыни и греческого во многом похожи, потому и постижение новых языков и знаний шло быстрее. А ведь Византия была одной из самых развитых стран того времени. Второй аспект уникальности кириллицы — для каждого звука славянских языков существовала своя буква. Значит, любое славянское слово можно записать без использования сложных дифтонгов и трифтонгов, значит меньше разночтений похожих слов, а значит и процесс обучения чтению и письму мог идти быстрее, и быть доступнее. Быть грамотным стало легче.
При первом новгородском архиепископе Иоакиме Корсунянине, при тринадцатиглавом деревянном Софийском соборе, предшественнике нынешнего, была открыта школа, где некто Ефрем обучал детей Закону Божиему и греческому языку. А где же ещё? Ведь по христианской традиции София — Премудрость Божия.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый открыл в Новгороде свою школу. Велел он принимать туда детей попов и старост, и учить их там книгам. Кстати, в современном Софийском соборе, построенном в 1054 году, работает библиотека, основанная этим новгородским князем. Датой её основания можно считать дату начала богослужения в соборе. Ведь без книг этот процесс невозможен. Выходит, что библиотека Софийского собора в Новгороде старейшая на Руси. Многие князья передавали в дар библиотеке книги. На сегодняшний день все ценнейшие древние рукописи из библиотеки Софии Новгородской находятся в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. И это 1575 рукописных книг.
С тех пор образование на новгородской земле было неотъемлемой чертой большинства жителей. Опираясь на археологические находки последнего времени, можно утверждать, что читать и писать умели все слои населения, от князя до ремесленника. Грамоте учили с малолетства, и знакомы с нею были не только мужчины, но и женщины. Этого требовала жизнь в торговом городе с международными связями.
Многих страниц новгородской истории, как и истории Руси, мы не узнали бы, если б не записи, оставленные писцами при соборах и монастырях. О жизни простого народа нам рассказывают берестяные грамоты, а о событиях большого масштаба хроники и летописи. Армия писцов день за днём вручную переписывала книги. Дело это было таким трудоёмким, что книги ценились очень высоко. Их переплёты украшали драгоценными камнями и благородными металлами, их давали в приданое и дарили князьям и монархам. Первые школы на Руси организовывались и финансировались князьями.
Первая школа для женщин на Руси появилась в 1086 году при Андреевском монастыре в Киеве. Открыла её Анка, дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Обучала она молодых девиц письму и ремёслам, и руководила учебным заведением 26 лет. Об уровне образования самой княжны Анки говорит тот факт, что через три года после открытия своей школы, она возглавила дипломатическую миссию в Византию.
Началом государственной системы образования Нового времени можно считать открытие Славяно-греко-латинской академии братьями Лихудами в Москве. В 1685 году браться Софрон и Иоанникий Лихуды приехали в Москву из Константинополя по приглашению царя Фёдора Алексеевича.
Правда академия была распущена и закрыта царицей Софьей, а братья сосланы. Но уже в 1706 году стараниями новгородского и великолуцкого митрополита Иова Софрон и Иоанникий открывают новую школу в стенах Новгородского кремля. До сих пор помещение, где в начале XVIII века расположилась это учебное заведение называют «Лихудов корпус». Это стало возможно благодаря тому, что правящий в то время Пётр Алексеевич благоволил к наукам и всячески поддерживал развитие образования в России. До открытия Михаилом Ломоносовым университета в Москве оставалось ещё полвека.
okultureno.ru
Школы древней Руси | История
В IX веке образовалось отдельное государство — Киевская Русь. Население Киевской Руси называлось русичами и было, в основном, язычниками. Письменность в IX веке уже существовала, но образования ещё не было. Обучение велось индивидуально, позже появилось групповое обучение. Появление группового обучения связывают с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Групповое обучение стало прообразом школ в Древней Руси.
Школы появились позже и были двух типов: языческие (обучались представители языческой верхушки) и христианские (обучались дети мелких княжичей). Появление христианских школ древней Руси связано с Византией, с которой были тесные торговые отношения и откуда пришло христианство. Но по многочисленным записям в летописях креститься на Руси стали намного раньше, хотя христианство было принято на Руси в 988 г. князем Владимиром Красное Солнышко.
Именно князь Владимир Красное Солнышко стал основателем первых школ в Древней Руси. Русичи были язычниками и всячески противились появлению христианства на Руси. Обучение грамоте способствовало принятию христианства и сглаживало волнения в обществе. Школы появлялись при церквях, обучение вели священники. Первыми учебниками были Псалтырь и Часослов — церковные книги. Активно переводились учебники по обучению грамоте с греческого языка. Детей из высших сословий отправляли учиться в школы «книжного научения» (дошло из летописи). Первая такая школа была основана в 1028 г. в Великом Новгороде. Ярослав Мудрый отобрал самолично около 300 детей мелких князей и дружинников и отправил их учиться.
В XI веке на Руси была развита сеть монастырских школ. В них обучали счету, письму, хоровому пению. Существовали «книжного научения», в них готовили людей для государственной службы. Была известна и за пределами государства и Дворцовая школа при Софийском Соборе, в ней дополнительно обучали иностранным языкам и готовили писцов и переводчиков. Существовали несколько женских школ, где обучали девочек из богатых семей.
Стоит отметить, что все школы существовали в городах, в селах обучение не велось.
vladhistory.com
Какие были школы на Руси в старину - Статьи - Дети старше 7 лет
Фото: lori.ru
В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).
X век
В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Источник: Изображение: Wikimedia Commons
Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.
XI век
Реконструкция старинных счетов и азбуки | Источник: Фото: lori.ru
Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.
Фото: lori.ru
Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.
XVI век
Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.
В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.
Первый русский букварь
Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Источник: Фото: lori.ru
XVII век
До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.
В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Источник: Фото: lori.ru
Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.
О том, как развивалось образование на территории России после XVIII века, читайте в скором времени во второй части этой статьи.
Также читайте о том, как воспитывали дворянских детей.
deti.mail.ru
Школы на Руси
С Крещением Руси появились первые книги и первые грамотные люди, и конечно, одну из главных ролей в просвещении играли первые школы на Руси.
Согласно повествованию древних летописей, основателем школ на Руси являлся князь Владимир Ясное Солнышко. Для того, чтобы упрочить позиции христианства, в городах и селах начали строить церкви, а для них были нужны грамотные и обученные священники.
Князь Владимир дал приказ отбирать ребят из семей «лучших людей» и брать их в «книжное научение». Однако для древних русичей такое новшество было диким, новая вера – чужой, а школьная грамота была непонятной и страшной. В результате, учеников на Руси вербовали в школы насильно. Матери приводили в школу детей, рыдая и причитая, словно провожали покойников в последний путь.
Самое первое большое училище возникло в 1028 году, когда сын князя Владимира – князь Ярослав Мудрый смог собрать в Новгороде триста человек детей и отдал повеление «учить их книгам».
Так постепенно на Руси росло число школ, они стали открываться при церквях и монастырях (эти школы назывались - церковно-приходские).
В те времена на Руси было переведено огромное количество книг с греческого языка, и это означало, что на Руси стали появляться первые читатели и любители просвещения. В древней Руси книга была в большом почете. Если случался пожар, книги начинали спасать в первую очередь.
В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
Князья древней Руси были образованными людьми и уделяли обучению большое внимание. Князь Святослав, сын Ярослава Мудрого, все кладовые своего дворца заполнил книгами. Отец Владимира Мономаха, Всеволод, отлично владел пятью языками, а сам Владимир Мономах был писателем.
Развитие школ и просвещения на Руси было приостановлено из-за вторжения в XIII веке монголо-татарских завоевателей. И только начиная с XVI века школы на Руси стали возрождаться.
www.vseznayka.kiev.ua
Архитектурные школы Древней Руси
Предлагаю всем любителям древнерусской архитектуры небольшой опрос на тему: "Какой архитектурной школе Древней Руси вы отдали бы предпочтение и почему?".
Чтобы не было лишних псевдоисторических дискуссий, сразу оговорюсь, что под Древней Русью в данном случае я имею в виду не только домонгольский период нашей истории, но и русское средневековье, вплоть до конца XVII века, а территориально - не только Древнерусское государство IX - XIII веков или Московскую Русь, но и те русские земли, которые входили в состав ВКЛ или Австрийской монархии (к примеру, Галицко-Волыские или Полоцкие земли, Киевщину), ну и конечно же, относительно самостоятельные до конца XV - начала XVI веков Рязанское княжество, Новгородскую и Псковскую республики.
1. Владимирская школа
2. Галицко-Волынская школа
3. Киевская школа
4. Московская школа
5. Муромо-Рязанская школа
6. Новгородская школа
7. Полоцкая школа
8. Псковская школа
9. Черниговская школа
Ответ пишите в комментариях.
Коллажи взяты отсюда: Архитектура Средневековья
historicaldis.ru
Исследовательская работа "Школа древней Руси"
ШКОЛА ДРЕВНЕЙ РУСИ X- XII ВЕКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В чём я вижу актуальность моей темы?
Сегодня, когда современное российское образование выходит на путь реформ и обновления, стоит ли говорить о древнерусской школе, образовании и воспитании наших предков: когда пришла школа к нашим предкам? какой она была? чему учили в древнерусской школе? есть ли связь между древнерусской и современными школами? Несомненно, да, стоит. Надо понимать и чувствовать школу как единое историческое целое со своими традициями и новациями. Тысячелетие школы позади нас, а это значит, что и целое тысячелетие – впереди нас. Необходимо перенять всё лучшее из этой тысячелетней истории школы и на этом фундаменте строить школу будущего.
Цель моей работы – выявить особенности древнерусской школы 10-12 веков.
Задачи:
1) изучить литературу и источники по данной теме;
2) выяснить, когда появилась школа на Руси;
3) выявить особенности обучения в Древней Руси;
4) провести анкетирование среди сверстников и восполнить пробелы в их знаниях на эту тему.
Гипотеза: я считаю, что на Руси 10-12 веков не было доступного образования для всех слоёв населения; обучаться грамоте могли не все, а только избранные, дети знатных родителей; школы для всех не существовали.
Для подтверждения моей версии, я предложила своим сверстникам ответить на несколько вопросов:
1. Когда, по вашему мнению, появились первые школы на Руси?
2. Учились ли дети-подростки 10-12 веков?
3. Если учились, то каким предметам? Чему обучали в Древней Руси? Было ли образование доступным?
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Многие люди обитали «во тьме незнания».
Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Разберёмся в этом подробнее.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитание и обучение у древних славян X века
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочинениях Прокопия Кссарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации.
Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матёрый», т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы: «дитя», т. е. ребенок, который вскармливается грудью; «молодой» – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, начавший обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.
Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.
Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо. Это было примитивное письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.
Настоящее распространение письменности и организация систематического обучения начались, безусловно, с момента крещения Руси. Факт совпадения по времени данных исторических событий (распространения письменности и христианства)явился чрезвычайно важным.
Воспитание и обучение в Киевской Руси 10-12 веков
В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним.
Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и понятно.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности, уже упоминавшимися ранее Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам.
На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Первым источником, дошедшим до нас и сообщающим о возникновении первых школ – «Повесть временных лет» Нестора. Там мы находим следующие строки цитирую: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам, послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное. Матери же чад сих плакаху по ним, ещё бо бяху утвердили верою, но аки по мертвеци плакахся». Ещё и далее 988г. в лето 6496… послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. А вот строки Вологодско-Пермской летописи: 988г. князь Владимир, собрав детей 300, вдал учите грамоте.
988г. В ЛЕТО 6496… ПОСЛАЛ ОН (князь Владимир) СОБИРАТЬ У ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ ДЕТЕЙ И ОТДАВАТЬ ИХ В ОБУЧЕНИЕ КНИЖНОЕ.
988г. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ВОЛОДИМЕР, СОБРАВ ДЕТЕЙ 300, ВДАЛ УЧИТЕ ГРАМОТЕ.
Вывод на основании этих летописей:
1-ый вывод: школа древнерусская возникла с принятием христианства.
2-ой вывод: «плакуся» не означает отрицательное отношение к школе, неуважительного. Не боялись на Руси ни грамоты, ни книги. И с тем и с другими, как свидетельствует археологические, фольклорные и письменные источники, были знакомы. Слёзы матерей, отдавших детей в обучение можно объяснить тем, что во дворцовой школе им предстояло принять священнический сан, изменить семейной традиции наследования сыном профессии отца.
3-ий вывод: школа, учение дело было государственным, т.е. дворцовым (в этом я и нахожу преемственность древнерусской школы с нашей современной).
В каких же условиях идёт развитие древнерусской школы:
а) в условиях уже существования славянской азбуки (славянская азбука возникла в XI-Xв.- кириллица)
б) взаимодействие двух сил - языческой культуры восточных славян и христианской культуры, в условиях двоеверия. На протяжении 150 лет после принятия христианства люди продолжали верить в языческих богов, сохранялись праздники, песни, божества.
в) и третьим условием развития Древнерусской школы было появление городов, образование государства.
Где и кто открывал школы, кто её содержал
Итак, создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного». Существование этих школ зависело от князя, поддерживалось только его личной приверженностью.
Есть упоминания о древнерусских школах в «Истории Российской» В.Татищева. Интересно то, что у Татищева есть сведения о том, что первые школы, учреждались князьями, содержались за счет их казны. Князь Роман Ростиславич «своею казною содержал» училища и учителей в Смоленске (1180, XII). Константин Всеволодович хотел открыть училище в Ростове (1214, XIII), а во Владимире на Клязьме он «немалые волости дал» на содержание школы. А также школы открывались во Владимире-Волынском.
Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище».
В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения: начальное (домашнее) образование и «учение книжное».
Из таких источников, как «жития святых», мы узнаем о том, что первоначальное обучение на Руси представляло собой непосредственное общение с учителем (домашнее образование), а не передача в училища. Обучение у учителя не выходило за рамки начального, а могло ограничиваться только обучением чтению элементарному. Следующий этап обучения – «учение книжное», повышенного уровня. Греков писал : «учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы. Традиционно на Руси знания приобретались через книги путём самообразования. При таком индивидуальном обучении надобность в книгах чисто учебного типа была невелика, они заменялись устными объяснениями учителя и работой над текстом.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой-азбуки. Без азбуки невозможно само обучение. В основе обучения чтению на протяжении всего средневековья лежал буквослагательный метод.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв, псалтырных текстов.
Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям.
Алфавит и слоги должна была включать любая азбука: а первым связным текстом, прочитанным учеником, становится обычно текст Псалтыря – распространенный учебник, но кроме него изучали Измарагды, Златоусты, Златоструи. Обучение чтению, письму не составляло в Древней Руси единого процесса: письму учили не только позже, чем чтению, но и не всех.
В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ: демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы.
В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской (старославянской). В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов.
При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает всё большее количество переводов, которые были сделаны в XIв с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, замечательный перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия.
А элитарные школы давали профессию «детям боярским».
Интересная страница развития древнерусской школы, что, свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования. И здесь я опять обращаюсь к страницам летописи, как к источнику моей темы.
6594 (1086). «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».
Анка… Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам… Анка (Янка) – дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть».
Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему.
В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания.
Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». А термин «мастер грамоты» или просто «мастер» применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.
Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя.
В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение.
Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам
Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов.
Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учиться и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные.
Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного». Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».
Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром. Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков готовились в школах, открытых со времени князя Владимира и Ярослава Мудрого при церквах.
При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику.
Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе.
Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяслав-ле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.
Одной из книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава». С педагогической точки зрения это был своеобразный вводный курс семи свободных искусств и христианской премудрости, предназначенный для запоминания и для нахождения готового ответа в целях введения новокрещеных христиан в круг идей и представлений, связанных с принятой ими верой. «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.
Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.
В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке – следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.
Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской правде».
Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной словесности тс родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми, достойными подражания.
В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты, датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения».
Выводы:
1)Я еще раз убеждаюсь в актуальности этой темы и в том, что на данном этапе очень нужно знать древние пласты культуры.
2)Я увидела связь, преемственность между древнерусской и современной школами в том, что:
а) и древнерусская, и современная школа являются государственными,
б) также сохранились этапы обучения.
3) Анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.
Список используемой литературы:
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.
3) Образование в Древней Руси - https://ru.wikipedia.org/wiki/
17
videouroki.net
Первые школы Древней Руси | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Первые русские школы в Древней Руси. Учебные книги. Первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: « Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Произошло это в 988 году. Школа Московской Руси Начало образования Памятный знак первой школе на Руси, Киев Берестяные грамоты Первые рукописные книги на Руси Обучение в Древней Руси начиналось с усвоения азбуки, вернее, старославянских названий букв. Азбука (кириллица) Прежде чем составлять из этих букв слова для прочтения или же написания, надо было не только выучить названия букв, но и запомнить их названия во всех возможных сочетаниях гласных с согласными, то есть в так называемых складах. Однако уже в XV столетии делаются попытки усовершенствовать слишком длительный и трудный процесс овладения азбукой, элементарными навыками чтения и письма. «Первый печатник на Руси» В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве на Никольской площади особый дом для типографии, но открыта она была в 1563 году, когда в ней начал работать Иван Фёдоров.В 1564 году вышла в свет первая книга Ивана Фёдорова – «Апостол».В 1565 году была напечатана вторая книга – «Часовник». Первый печатный станок Изданная в Москве в 1634 году «Азбука» Василия Бурцова продолжала традиции федоровских букварей Азбука, изданная в 1634 году Азбука, изданная в 1637 году Значительным событием в истории учебников русской грамоты конца XVII явились «Малый» и «Большой» буквари Кариона Истомина Более поздние древние буквари были построены по единому общему принципу, заимствованному у Ивана Федорова.