Древний рим скульптура. Скульптурный портрет Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний рим скульптура


Скульптурный портрет Древнего Рима

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (490 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: История искусства.

Тип, вид: Изучение нового материала. Беседа.

Цель урока: Ознакомить учащихся со скульптурой Древнего Рима.

Задачи:

  1. Выявить характерные черты скульптуры Древнего Рима.
  2. Способствовать развитию речи и творческого воображения.
  3. Стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
  4. Тренировать наблюдательность: научить не только смотреть, но и видеть.
  5. Воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.

Знания: Знания основных художественных свойств скульптуры Древнего Рима.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Методы беседы и рассказа.

Зрительный ряд:

  • Статуя римлянина с бюстами предков.
  • Октавиан Август в образе Зевса Олимпийского. Мрамор. I в. н. э.
  • Император Август. Мраморная статуя из Прима-Порты.
  • Статуя римлянки. Мрамор.
  • Геммы и монеты Древнего Рима.
  • Скульптура Рахотепа и его жены Нофрет. (2600 до н. э.)
  • Мирон. Дискобол. Мрамор. V в. до н. э.
  • Женский портрет. Мрамор. 69-96 гг.
  • Император Каракалла. Мрамор.
  • Филипп Аравитянин. Мрамор.
  • Конная статуя Марка Аврелия. Мрамор. 166-180.
  • Император Константин. Мрамор. 315.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Новая тема. Беседа.
  4. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о скульптуре Древнего Рима. Римляне были большие любители богатой и роскошной жизни. Их государство было огромно и воинственно, а сами знатные богачи были люди изнеженные и тщеславные, они любили покрасоваться на портретах. В период господства Древнего Рима (конец VI в. до н. э. – IV в. н. э.) в истории скульптуры наступила эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека, римляне создавали совсем иные образы – жестокие, порой беспощадные в своей правдивости.

Когда в музее проходишь мимо рядов мраморных римских портретов, перед глазами словно оживает история Римской империи. Волевые патриции, безмятежные римлянки, мужественные и грозные, жестокие и властолюбивые императоры… Все они жили во времена беспрерывных воин, междоусобных распрей, восстаний рабов, борьбы за власть…

Завоевав Грецию, римляне были покорены ее искусством. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. С них делали копии. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.

3. Новая тема. Беседа.

Учитель: Скульптурный римский портрет произошел от очень древнего патриархального обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, которая затем хранилась в особом шкафу, - своего рода семейном алтаре. Маски предков хранились в каждом знатном римском доме. Эти маски предков несли во время похоронной процессии и ими же пользовались скульпторы, работая над портретом.

Статуя римлянина с бюстами предков.

Эта статуя изображает неизвестного римлянина, держащего два бюста предков, предположительно отца и деда. Эту скульптуру в целом нельзя назвать выдающейся, однако, в ней присутствует своеобразный, присущий «образу предка» дух, которого, разумеется, не было в первоначальных восковых масках.

Запомним: скульптурный римский портрет произошел из обычая снимать посмертную восковую маску.

Октавиан Август в образе Зевса Олимпийского.

Посмотрите на эту скульптуру. Она хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурге. Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. Эта скульптура выполнена из светлого мрамора.

- Кого вам эта скульптура напоминает? Почему?

Учащееся: Эта скульптура напоминает Зевса Олимпийского. Он сидит в той же позе и у него в одной руке фигурка Ники - богини победа.

Учитель: Среди лучших образцов – мраморная портретная статуя императора Октавиана Августа, изображение официального характера, тяготеющее к идеализированной трактовке образа при создании портретного сходства. От древнеримского историка Светония мы знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Император, тем не менее, изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского.

Император Август, мраморная статуя из Прима-Порты.

А вот еще одна скульптура императора Августа из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.

- Кого напоминает эта статуя Августа?

Учащиеся: Бога войны – Марса. На нем доспехи, величественная поза.

Учитель: Август-оратор обращается к народу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой - поддерживает императорскую тогу. Так же, как и в первом портрете, скульптор, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.

Рядом с изображением Октавиана Августа смело можно поставить еще несколько портретов, как бы входящих с ним в одну серию, один тип. Например, статуя римланки. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Это люди-победители. Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Портреты, изготовленные для парада! И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Поэтому такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Тип парадного портрета, зародившись в Египте и Риме, закрепился и существует в искусстве всех стран и народов, во все времена.

Геммы и монеты Древнего Рима.

Римляне были искусными портретистами. Они высекали статуи-портреты из камня, отливали из бронзы. Делали статуи в полный рост или только по грудь – бюст портретируемого. Умели римские художники исполнять и очень трудную мелкую работу, создавая портреты-миниатюры. Их вырезали из драгоценных камней или отливали из металла. Популярными в Риме были и портреты-медальки.

Манера изображать человека в Риме была очень строгая, четкая. Правители отличались строгостью, суровостью облика. Они величавые, гордые. В образе каждого из них художник хотел подчеркнуть его силу и мудрость.

Римляне чрезвычайно интересовались портретами, относились к ним с особым почтением. Можно сказать, что ни в одной стране мира ни до, ни после Древнего Рима не было столь трепетного и столь серьезного отношения к портрету, никогда искусство портрета не играло столь важной государственной роли.

В Древнем Риме, где почти все стороны общественной жизни базировались на личных отношениях между массой клиентов и их патроном, между солдатами и их вождем, традиции придавали совершенно особые свойства портретным изображениям. Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев. Но если прежде искусство портрета носило в основном погребальный, замкнутый характер, то в бурную эпоху гражданских войн I в. до н. э. оно становится одним из самых действенных орудий политической борьбы. «Война картин и статуй» - так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. По-видимому, именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий.

Наряду с живописным и скульптурным портретом действенным средством пропаганды становятся монеты, имевшие преимущество портативности и широкого обращения. Можно утверждать, что портретные геммы становятся в эти года своеобразным оружием политической борьбы.

Гемма – это резной камень с изображением. Такой камень мог служить печатью, а мог быть амулетом или просто украшением. В наших музеях, особенно в Эрмитаже, собраны огромные коллекции гемм разного времени.

Камея Гонзага.

Самой знаменито камеей Эрмитажа является, конечно же, «Камея Гонзага» работы неизвестного мастера.

(Сообщение подготовлено учащимся самостоятельно и заранее.)

Учащийся: Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы – супруги Людовико Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».

Разные люди в разные эпохи в персонажах камеи видели разных лиц. Например, итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на резном камне изображен император Август. Наиболее вероятными персонажами камеи считались дерзкий правитель мира Александр македонский и его мать. Сейчас уже установлено, что на камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя, а вот имя создателя знаменитого шедевра скрыто от нас временем.

За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После смерти королевы камея попала к кардиналу Д. Аццолино, а в 1798 году хранилась в Ватикане – библиотеке папы Пия VI. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо, и началась оккупация города. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».

Гладко отполированная поверхность прекрасно передает блеск металлических деталей шлема Птолемея. Тонкий слой камня, слегка просвечивающий голубизной, придает лицу властной Арсинои утонченную нежность. В то же время, волосы и листья венка на голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо оттеняют бледность царицы.

Блеклой, желтовато-розовой линией проходит полосочка ожерелья на шее обоих супругов, у Птолемея она дополнена странным коричневым завитком: это след позднейших реставраций, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.

Редкая красота камеи, торжественная манера исполнения, героическая трактовка образов – все делает «Камею Конзага» одним их самых выдающихся памятников античного искусства. Она вдохновляла поэтов и художников, привлекала пытливое внимание антикваров, восторженные похвалы ей исходят от самых разных ценителей.

Учитель: Как мы видим, портрет в Древнем Риме был частью политической борьбы. Роль, которую он выполнял, была сродни нашим современным плакатам.

Но портрет был не только частью политической жизни Рима, кипевших в нем общественных страстей и противоречий. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. Заказать свое изображение художнику – это было единственное средство сохранить свой образ для детей и внуков, запечатлеть себя сильным, здоровым и молодым или, наоборот, грустным и задумчивым. Римляне очень любили позировать художнику. Всякий у кого было хоть немного денег, спешил потратить их на то, чтобы заказать мастеру свой портрет. Это считалось престижно, достойно. В то же время житель Рима мечтал хоть чем-то отличиться от своих соседей или родственников.

Поэтому наряду с официальным, парадным портретом, или портретом политическим, в Риме стал бурно развиваться портрет частный, домашний, семейный.

- Как называют такие портреты?

Учащиеся: Камерными.

Учитель: Да, камерный – значит, сделанный для небольшого помещения, для узкого круга зрителей. Такой портрет не выставляют в парадных залах дворцов. Его задача не потрясти воображение величием государственного деятеля, вовсе нет. Художник зорко всматривается в лицо и фигуру реального человека и спешит показать нам его личную неповторимость, соединение лишь ему присущих черт и черточек, - стремится показать его достоверно.

Сейчас я вам покажу уже знакомую работу.

(Скульптура Рахотепа и Нофрет из Египетского музея в Каире).

- Что вы скажете об их позах и лицах?

Учащиеся: Они не живые, холодные, неподвижные.

Учитель: То есть, в их позах и лицах нет никакого движения. Сидят они давно, прочно, удобно, и, как вы верно заметили, - как неживые. А вот еще одна знакомая вам скульптура.

(«Дискобол» Мирона).

- Что вы скажете о ней?

Учащиеся: Это «Дискобол». Он замер только на мгновенье. Еще секунда – и он бросит диск.

Учитель: Действительно, движение древние греки – в отличие от египетских скульпторов попытались передать. А характер? Что вы можете сказать об этом человеке: добрый он или злой, умный или глупый, хитрый или добродушный?

Учащиеся: Про него ничего нельзя сказать.

Учитель: Мирона не интересовал характер этого человека. Его интересовало тело, тренированное, красивое, замершее в движении. А лицо спортсмена не выражает ничего. Теперь посмотрите на эту скульптуру. Этот бюст сделан в Древнем Риме из мрамора неизвестным скульптором.

Бюст императора Каракалы.

Учитель: Мы можем что-нибудь сказать об изображенном человеке?

Учащиеся: Он злой, суровый, строгий.

Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности… Это портрет одного из римских императоров. Его звали Каракала. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Каракала, заняв трон отца, убил брата. И после этого все шесть лет, что он был у власти, боялся, что и его убьют, был злым, трусливым, подозрительным, жестоким. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Но ему это не помогло. Слишком много крови пролил он за время своего правления. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.

Скульптор очень точно передал характер императора. Поэтому мы можем говорить, что это портрет. Римские скульпторы, воспитанные на работах великих греческих мастеров, сделали то, что греки не успели: они научились передавать характер человека. Вот как давно умер император Каракала, а мы все понимаем про него, глядя на его портрет.

Женский портрет. Мрамор 69-96 гг.

Учитель: Что вы можете рассказать об этой женщине?

Учащиеся: Она красивая, своенравная, гордая, высокомерная.

Учитель: В III в. н. э. в основном выполняли портретные бюсты. Посмотрите на следующую работу.

Бюст Филиппа Аравитянина.

В его чертах отразилась вся жестокость своего времени, но каким-то странным образом, он вызывает у нас жалость: перед нами предстает существо жалкое, загнанное в угол. Прежде всего, поражают эти выразительные глаза. Вырезанные очертания радужной оболочки глаз и обозначенные углублениями зрачки – приемы, не применяемые в более ранних портретах, позволяют показать направление взгляда.

Конная статуя Марка Аврелия.

Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия.

- Что вы можете рассказать об этом императоре?

Учащиеся: Он усталый, равнодушный, не грозный и не гордый.

Учитель: Могучий конь словно шагает гордой поступью, всадник поднял руку в приветствии… Но лицо Марка Аврелия отрешенно, самоуглубленное, усталое.

Эта скульптура была отлита из бронзы около 170 года. Этот памятник избежал уничтожения переплавки в средние века лишь потому, что Марка приняли за узаконившего новую религию Константина. В эпоху Возрождения Микеланджело сделал постамент на оформленной им площади Капитолия в Риме. Благодаря художественному расчету Микеланджело, нынешний вид скульптуры кажется безупречным.

Весьма примечателен образ Марка Авоелия в этом произведении. Он представлен без оружия и не в латах, на голове нет шлема. Величавая поступь коня воспринимается не как утверждение власти, завоеванной силой. Облаченный в гражданскую одежду, император кажется здесь не воином, а философом, посаженным по странной прихоти скульптора на могучего и прекрасного коня. В своей книге «Наедине с собой Марк Аврелий писал: «…Все относящееся к телу подобно потоку, к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по пустыне».

Голова римского император Константина I.

С конца III - начале IV в. римские портреты сильно изменились. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Внешность начинаю передавать упрощенно: огромные глаза, условно-декоративная шапка волос, нередко искаженные пропорции тела. Это было связано с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Внешняя красота стала считаться неглавной, все внимание уделялось духовному началу в человеке. Яркий памятник того времени – огромная голова Константина I. В портрете его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи.

4. Заключительное слово учителя.

Прекрасный мир, созданный художниками и скульпторами, творцами античного мира, навсегда стал образцом, эталоном высокого творчества. В нем любовь к жизни, к красоте земли, природе была сплавлена с любовью к человеку, к его неповторимой красоте. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Это дело художника. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Он не просто смотрит со стороны, но как бы погружается душой в его жизнь, судьбу, его мысли, чувства, заботы. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Художник – это исследователь людей. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми, и то, что его выделяет, отличает ото всех. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер.

Поэтому мы говорим, что задача художника-портретиста не просто изобразить человека внешне похожим, но раскрыть его внутренний мир.

А это дело не очень простое. Разные художники идут к нему разными путями. Каждый знаменитый портрет в мировом искусстве – художественное открытие, изобретение. И еще – это жизненная история. А иногда и целое приключение. Только происходит такое приключение не в пространстве и времени, а в душе человека. Это путь одного человека к другому. Ведь искусство – это есть путешествие духа.    

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Архитектура и скульптура древнего Рима

Архитектура и скульптура древнего Рима Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют «вечным». Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя. В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город, ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талантливые полководцы, верные граждане — все служило залогом благополучия государства. Победоносные римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства. На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность — пороком, роскошь преследовалась законом. Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Но потом все изменилось. Рим стал столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным, — говорит современник, — если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы, не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела... Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».

Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские. Сами римляне называли свой город с заглавной буквы — Город. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Форум располагался у подножия Капитолия — главного из семи холмов, на котором уже в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный архитектурный ансамбль.

Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые рим­ляне считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера. В центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус выступил на помощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам. Богов в Риме было великое множество: боги общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги, которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки. Одни боги — «уроженцы самого» Рима, другие заимствованы у греков, третьи — у египтян или жителей Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и религиозная нетерпимость им были чужды.

Римский форум, строители неизвестны, VIв. до н.э.реконстр. в Iв.до н.э. Италия, Рим

Римский форум, строители неизвестны, VIв. - Iв. до н.э. Италия, Рим

Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но затем, когда город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры — цепь новых форумов, называемых императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.

Юлий Цезарь еще в I веке до н.э. первый построил новую площадь в виде прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глу­бине храмом — форум Цезаря. Вслед за ним в начале I века новый форум построил Август, после него в конце I века — Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян. Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Траяна говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. А сами римляне в восхищении о нем говорили так: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не может больше создать».

Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены (высота ее не меньше семиэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три ее пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. Путешественники, проходившие под ее мраморным сводом, останавливались просто как вкопанные: перед ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке, направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что середина выше, чем края.

В первом веке нашей эры полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов: Целия, Оппия и Палатина. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «...римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн». Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами, пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера потолка с нарисованными звездами.

После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий разрушил дворец, расплавил статую, а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 000 человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах, и поэтому постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.

Колизей, зодчий Гавденций, 75-80 годы н.э. Италия, Рим

Свое название Колизей получил от латинского слова «colossus», что означает «великан». Императоры Веспасиан и Тит, бывавшие на Востоке и находившиеся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.

Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи — места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.

Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в амфитеатр толпу. В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождей и палящего солнца.

В первом ярусе стояли полуколонны дорические (отдаленно напоминающие Парфенон), во втором ярусе — ионические (немного похожие на Эрехтейон), на третьем ярусе — коринфские с кудрявыми, украшенными листвой капителями. В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью исполнения, а также величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проемах вдоль бесконечного эллиптического фасада. Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведенного к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями. В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, травли зверей, охоты — устраивались в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с наградами, а побежденных, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников. Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.

Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани. Арену ограждала от зрителей 4-метровая стена, и в нижних рядах ее, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались ложи и высших правителей города.

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как феодальный замок, а однажды даже был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в XIV—XV веках — 6 церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров Колизея строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием. Вернемся к великим изобретениям римлян. Последнее из них - это купол. Хотя купольные постройки существовали в эгейской и этрусской архитектуре, настоящий купол смогли создать только римляне. В совершенстве овладев искусством кладки арок и возведения сводов, римляне создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку - замок купола, - во всей своей красе предстает перед нами в великом римском сооружении эпохи императора Адриана - Пантеоне, построенном в 117-138 годах и посвященном всем главным римским богам. Император Адриан решил перестроить старый, еще времен Октавиана, храм Юпитера-Мстителя, построенный в честь победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой в 35 году нашей эры. Храм сильно обветшал в результате многочисленных пожаров, часто случавшихся в густонаселенном Риме. Адриан посвятил его 7 главным богам римского пантеона.

Пантеон, зодчий Дамасский Аполлодор, 118-128, Италия, Рим Большой интеллектуал и знаток греческого искусства, император пригласил возглавить работы прославленного архитектора и инженера Аполлодора из Дамаска, известного к тому времени многочисленными замечательными постройками, среди которых: форум и триумфальная колонна Траяна, высотой 40 метров, мост через Дунай и др. Даже если бы Аполлодор не построил ничего, кроме Пантеона, одним этим гениальным сооружением он бы себя обессмертил. Снаружи Пантеон выглядит довольно мрачно и сурово, непохоже на приветливые греческие храмы. Глубокий портик с тремя рядами колонн скрывает главное здание ротонды. Ничто не предвещает, того, что, пройдя под сенью портика с 16 колоннами, вы окажетесь в совершенно удивительном внутреннем пространстве. Оно напоминает огромный шар из света и воздуха. Шар - потому что высота храма и его диаметр одинаковы и составляют 43,2 метра, а огромный купол представляет собой полушарие. Свет в храм льется из круглого окна , расположенного в вершине купола, диаметр его около 9 метров. Говорят, что когда оно не было застеклено, дождевая вода в него не попадала по каким-то необъяснимым причинам. Купол построен из бетона, в который вместо камней добавлены кирпичи - в нижней части, и пемза - в верхней.

Таким образом, современный пенобетон, оказывается, имел своего далекого предка, старше его на 19 веков. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Стены как будто нет вовсе. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. Поверхность самого купола красиво ритмически расчленена пятью кольцами перспективно сокращающихся кессонов, что зрительно снимает ощущение тяжести купола и толщины стен.

Чисто оптическими приемами архитектор достиг огромной выразительности внутреннего пространства, а хитроумной конструкцией - истинной прочности этого великого сооружения, простоявшего без малого 19 веков, неподвластного стихиям. В начале 7 века Пантеон превратили в христианскую церковь, а в 1520 году в одной из ниш этого храма похоронили гения итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Вплоть до второй половины 19 века купол Пантеона оставался непревзойденным по величине во всем мире.

Римская империя, простиравшаяся от Британии и Галлии на севере до Африки на юге, и от Сирии на востоке до Испании на западе, сыграла огромную положительную роль для дальнейшего развития этих стран в эпохи, последовавшие за падением Рима. Именно формы римской архитектуры, такие как купол и базилика, были подхвачены архитектурой христианского мира и не миновали исламских стран. Базилики - огромные общественные здания, разделенные на 3 или 5 коридоров - нефов - колоннами, поддерживающими аркады, римляне обязательно ставили на форумах.

Базилика Максенция Константина, строители неизвестны, 307-312, Италия, Рим

В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Самая большая из известных построек подобного типа - базилика Максценция - единственное столь грандиозное сооружение, которое этот император успел построить за время своего недолгого правления. Это огромное трехнефное здание, почти квадратное в плане. Главное, что в нем поражает - это гигантские арки и своды. В то же время, "соединив базилику Максценция с куполом Пантеона", был рожден другой шедевр мировой архитектуры - храм Святой Софии в Константинополе.

Ещё одна идея римлян нашла достойную оценку и развитие в эпоху Возрождения и послужила отправной точкой для создания особого вида архитектуры - садово-парковой.

Речь идет о римских виллах - частных загородных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они могли отдыхать от суеты большого города и важных государственных дел, наслаждаясь красотами природы, соединенными с совершенными творениями рук человеческих. Самой знаменитой Римской виллой является вилла императора Адриана в предместье Рима, Тиволи. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при богатых возможностях. Прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, водоемами и рукотворными уголками природы сделало эту виллу, даже в руинах, эталоном для многочисленных садово-парковых ансамблей Европы. Логика, разумность, рациональность римской архитектуры, высочайшее инженерное и строительное мастерство римских зодчих привели со временем к неожиданным результатам. В 476 году Рим пал под ударами варварских племен. Они сожгли "вечный город", надругались над его памятниками, причем неоднократно.

Но дикие варварские племена, баламутившие всю Европу в течение нескольких веков, отрекшиеся от язычества в пользу христианства, разрушившие Рим физически и низвергнувшие его за пороки как "проклятое царство" в умах людей, не имея своих традиций и навыков каменного строительства, вынуждены были обратиться за римским наследием, разрушенным и проклятым. Римская латынь на многие века оставалась языком богословия и науки. Германский император Карл Великий в 800 году провозгласил себя Императором Священной Римской Империи и поехал на коронацию в Рим. Жители восточной части Римской империи, ставшей Византией, с гордостью называли себя "ромеями", хотя и говорили на греческом языке. Они действительно оказались единственными прямыми наследниками Рима, сохранившими его высокую культуру, науку, ремесла, создавшими на ее основе свою неповторимую культуру. Римские архитектурные формы практически никогда не умирали, даже в архитектуре готики, казалось бы противоположной ей по духу. Античное наследие то тут, то там постоянно дает о себе знать в отдельных архитектурных элементах, формах, строительных приемах. Творческий потенциал римских зодчих оказался поистине неисчерпаемым источником для последующих поколений вплоть до 20 века. Арка Септимия Севера, строители неизвестны, 203 н.э. Италия, Рим

Форум Траяна с колонной Траяна, зодчий Дамасский Аполлодор, 113, Италия, Рим

Термы Каракаллы, строители неизвестны, нач.IIIв. н.э. Италия, Рим Храм на Бычьем рынке, строители неизвестны, середина I в. до н.э. Италия, Рим Арка Тита, строители неизвестны, 81 н.э. Италия, Рим

Игривый фавн ок. 200 до н. э. копия, Уффици, Флоренция

Танцующий фавн из Помпеи, копия Начало I в. н.э. Нац. музей, Неаполь

Богини Грации ок 200 до н.э. Нац. музей Неаполь, Италия

Бог Митра, убивающий быка II век н.э. Нац. музей, Рим

mognovse.ru

Скульптура Рима - Рефераты по Древнему Риму - Статьи по истории древнего Рима

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян.

Скульптурный портрет со временем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.

Римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Целью моего реферата является: описание скульптур - зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский).

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалистическим.

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.

В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил.63). Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Прославление "божественного Августа", воспевание римского мира, идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Величественный стиль Фидия, идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.

В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин - атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Лицо лишено признаков возраста. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании - повествовательный рельеф.

Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса во время строительства Августом своего форума.

А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н.э.) из золота и слоновой кости, исполненная Фидием. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.

Скульптурный портрет со временем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е - 170-е гг. н.э.).

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.

Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н.э., ил.64), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. На плечах у него львиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающие молодость.

Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну (ил.61). Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов римских войск на Дунай в 101-102 и 105-106 гг. против даков.

Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска - победителя. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу.

Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. В последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его "варваризации". Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.

Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н.э.). Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица Филиппа Аравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.

Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

скульптура римский статуя церера

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически.

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне. Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебное пособие по культурологи, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва, 1994.

2. Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. М., 1988.

3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузицин. М., 1982.

4. Кебе Г.С. Древний Рим -- история и современность. М., 1986.

5. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.

6. Трухит И.11. Политика и политики "золотого века" Римской республики. М., 1986.

7. Штаерман ЕМ. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

romans.at.ua


Смотрите также