Древняя русь урок. Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествие
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока истории на тему "Древняя Русь" (6 класс). Древняя русь урок


Русь Древняя. Какая она?

Открытый урок по истории Отечества в 6 «А» классе

с применением информационных технологий, интерактивной доски

«Русь Древняя. Какая она?»

Урок разработала: Тидва Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания I категории

МОУ « ТСШ №2 Им. А. С. Пушкина»

Г. Тирасполь

2015 г.

Тема урока: «Русь Древняя. Какая она?»

Автор урока: учитель истории Тидва Ольга Ивановна

Класс: 6 «А»

Место урока: 9 урок в теме «Русь Древняя».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Используемые технологии: информационные, ИКТ, интерактивная доска.

Цель урока: Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал; проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Задачи

образовательные:

  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

  • Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

  • Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями и ис­торическими документами, картой, логически мыслить, делать выводы, вы­сказывать свою точку зрения;

воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

  • Создать условия для творческой самореализации личности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, портреты князей, раздаточный материал, интерактивные карты.

Основные термины и понятия: восточные славяне, род, племя, родовая и соседская общины, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество, христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись.

Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Руcь. Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные.

Эпиграф.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

Ход урока.

Постановка темы, целей урока

Учитель:

ребята, мы с вами закончили изучение Древней Руси. За это время вы познакомились с истоками русского народа, с тем как жили славяне, чем они занимались, с великой славянской культурой, традициями и обычаями. Тема нашего урока «Русь Древняя. Какая она?» Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на главный вопрос «Русь Древняя. Какая она?». Но чтобы правильно ответить на вопрос мы должны с вами вспомнить все, что изучали с самого начала этой четверти.

Учитель: ребята, у каждого из Вас уже есть заготовка таблицы по теме «Русь Древняя». Я предлагаю вам самостоятельно дополнить недостающие темы. Только одно условие: постараться темы расположить в таблице в той последовательности, в которой мы их изучали.

Древняя Русь

Владимир Святославович. Принятие христианства

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Культура Древней Руси

Первые Киевские князья

Формирование Древнерусского государства

Соседи восточных славян

Быт и нравы Древней Руси

Восточные славяне славян

Учитель: ребята, давайте сейчас проверим ваши таблицы.

Учитель: мы вместе составили таблицу, т.е. графически изобразили все то, что изучали ранее. Давайте вместе посчитаем, сколько тем мы изучили?

Дети подсчитывают и выясняют, что было изучено 8 тем.

Учитель: каждая тема – это станция, на которую будет отправляться наша машина времени. На каждой станции вы будете встречаться с испытаниями, которые вам необходимо будет преодолеть. Итак, мы отправляемся в путь. Учитель: мы с вами мысленно перенеслись во времена Древней Руси.

1 станция. «Восточные славяне».

Задание 1. С помощью карты, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов.

Примерный ответ учащихся.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Таким образом, примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. В V веке нашей эры славяне устремились на земли от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.

Учитель: ребята, назовите мне, пожалуйста, народы, относящиеся к каждой из названных ветвей.

Задание на интерактивной доске.

Западные славяне – чехи, поляки, словаки

Южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы

Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Учитель: назовите основные занятия восточных славян:

Примерный ответ учащихся.

Подсечно-огневое земледелие, бортничество, охота и рыболовство.

Учитель: Почему верования древних славян называют язычеством?

Язычество – это религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

Учитель: мы успешно справились с вами с первым испытанием и переходим к следующему.

2 станция. «Соседи восточных славян»

Задание 2. Назовите и покажите на карте основных соседей восточных славян.

Задание на интерактивной доске.

Тюркский и Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария и Византия

Учитель: почему отношения с Византийской империей играли важную роль в жизни восточных славян?

Примерный ответ учащихся.

Византийская империя в то время было наиболее культурным, сильным и экономически развитым европейским государством. Константинополь, который славянские народы называли Царьградом, был многолюдным, богатым, цветущим ремесленным и торговым центром.

Учитель: успешно справившись со вторым испытанием, мы переходим к следующему.

3 станция. «Формирование Древнерусского государства»

Задание 3. Составить логическую цепочку по формированию Древнерусского государства

862 г. – приглашение Рюрика в Новгород для военной защиты

879 год - смерть Рюрика и начало правления Олега

882 г. – поход Олега на Киев и так далее по Киевской Руси.

Объединение под властью Олега севера во главе с Новгородом и юга во главе с Киевом

Формирование Древнерусского государства.

1. Рюрик и его братья были призваны на княжение в … году.

2. Рюрик основал город …

3. Варяги Аскольд и Дир княжили в …

4. В IX веке двумя центрами образования государства стали … и …

5. В 879 г. править в Новгороде стал князь …

Он совершил поход на Киев в … г.

6. Древнерусское государство называлось …

Учитель: дайте определение слову «государство»

Примерный ответ учащихся.

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ: регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Учитель: с помощью схемы охарактеризуйте Управление Киевской Русью.

Примерный ответ учащихся.

Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на свое войско-дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, если с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах.. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье). Племена были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение, которым руководил воевода. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного ополчения – тысяцких.

Учитель: и на этом этапе мы успешно справились с заданием. Переходим к четвертому испытанию «Первые киевские князья».

4 станция «Первые киевские князья»

Задание 4. Отгадайте загадки

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,Да только сам тому не рад.Сожжен был «греческим огнем»,Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,Он покорил и вятичей и меря.«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.Большую дань взять отказалась.Потребовав с древлян лишь голубей,Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,И покорил Царьград потом.Вез из полюдья в Киев он товары,И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской.Сей князь, делами неприметный,Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Итак, делаем вывод. Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси внесли киевские князья?

Проверяем себя

О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?

1. «Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков». (Олег)

2. «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». (Игорь)

3. «Любил он книги, читая их часто ночью и днем». (Ярослав Мудрый)

Кому принадлежат слова?

«Это будет мать городам русским» (Олегу)

«Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». (Святославу)

Перед нами еще раз предстали первые русские князья - борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

Учитель: у меня на доске представлены портреты некоторых киевских князей, но, к сожалению, я забыла время их правления. Поэтому у меня на доске не совпадение имен и времени правления князей. Помогите мне это исправить

Задание на интерактивной доске.

Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-957), Святослав (957-972). и т. д.

Учитель: я очень рада сообщить, что мы с вами успешно прошли половину пути и вышли на финишную прямую. Впереди следующая станция.

5 станция. «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Физминутка на интерактивной доске.

Задание 5. Двухвариантные тесты.

Учитель: ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы на ответ «да» должны встать, а на ответ «нет» - поднять руки вверх. Итак, начали.

  1. После смерти князя Святослава киевский престол по наследству достался Владимиру. (Нет)

  2. Первая на Руси княжеская усобица началась после смерти князя Святослава. (Да)

  3. Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в Константинополе. (Нет)

  4. Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии. (Нет)

  5. Первую религиозную реформу Владимир пытался провести в 986 году, включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав главным Перуна. (Да)

  6. Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения христианства. (Нет)

  7. Чтобы стать великим князем, Владимиру пришлось выдержать борьбу со старшим братом Ярополком. (Да)

  8. Для защиты южных рубежей Руси Владимир построил оборонительную линию из городов-крепостей. (Да)

  9. Согласно летописи, Владимир был сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. (Да)

  10. В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное солнышко (Да).

  11. Крещение Руси произошло в 998 году (нет)

  12. В христианстве верят во множество богов (нет).

Учитель: благодаря двухвариантным тестам мы с вами смогли немножечко отдохнуть, набраться сил, чтобы перейти к следующему испытанию.

6 станция «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Задание 6. Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.

Какие деяния

Расцвет Древнерусского государства

Ярослава

Мудрого

способствовали расцвету

Древнерусского гос-ва?

В голове рыбы ставится «толстый вопрос».

Верхние плавники – вопрос по теме.

Нижние плавники – ответы на вопросы.

В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».

В нашем «чертеже» ставится следующий вопрос: «Какие деяния Ярослава Мудрого способствовали расцвету Древнерусского государства?»

Учитель проверяет работы учащихся по домашнему заданию в парах, один задаёт вопрос, а другой отвечает, ребята поочередно раскрывают результат своей работы.

1. Какая была внутренняя политика Ярослава Мудрого?

При княжении Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Ярослав написал письменный свод законов « Русская правда» Этот документ имел большое значение для объединения и укрепления «Древнерусского государства».

2.Какое управление государством было при Ярославе Мудром?

Высшая власть принадлежала киевскому князю, после его смерти власть переходила к старшему в роду князей. Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в крупные княжества наместниками, они обладали большой властью, но не имели права передавать свою власть по наследству. В главных городах было вече, где решались вопросы войны, мира, денежные, земельные проблемы. Бояре могли пригласить самостоятельно на княжения другого князя. Князь и местная знать считались с решениями вече, так как в его распоряжении находилось народное ополчение.

3.Какова внешняя политика была Ярослава Мудрого?

В 1036 году Ярослав разбил печенегов, больше они на Русь набеги не совершали. В 1030 году построил город Юрьев на западном берегу Чудского озера. В 1041 году заключил союзный договор с польским королём. В 1043 году произошло военное столкновение с Византией, но неудачное, помешал шторм, часть русских кораблей потопил, но в 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, скрепив его династическим браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха.

4.Как формировалась древнерусская народность?

В X веке было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Все племена подчинялись киевскому князя платили дань и участвовали в общегосударственных делах. В военных походах, в мирной жизни их объединяли общие дела. В процессе общения возникал и развивался единый древнерусский язык. После принятия христианства, народ ещё больше сплотился и не считали себя полянами, древлянами, радимичами, а единым древнерусским народом.

5.Как складывались земельные отношения?

Земля на Руси была собственностью общины и делилась между всеми семьями. Земледельцы за пользование землёй должны были платить дань в пользу государства. Государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.

6.Какие были слои древнерусского населения?

Киевский князь, дружина старшая ( бояре), младшая, люди выборные в местном управлении, богатые купцы, верхи духовенства – составляли высший слой древнерусского общества. Основная масса населения были свободные земледельцы, которые объединялись в общины. Но в это время на Руси появилось зависимое население. Смерды, которые несли повинность в пользу князя, закупы, разорившиеся общинники, рядовичи, заключавшие договор с господином на определённых условиях. Бесправными на Руси были рабы, их называли холопами или челядью. Ряды холопов пополняли пленные и не выполнившие свои обязательства закупы и рядовичи.

Учитель: молодцы ребята. Но у нас не так много времени, чтобы завершить свое путешествие. Поэтому мы с вами объединим две станции, т.к. они расположены совсем близко друг к другу. И впереди у нас следующая станция.

7 станция «Культура и быт Древней Руси».

Задание 7. Ответить на вопросы, которые даны на экране.

Учитель запускает презентацию на доске с интерактивными заданиями

По « Культуре и быту Древней Руси». Презентация и интерактивные задания прилагаются.

Учитель: очень рада вашим ответам. На данном этапе мы с вами вспомнили все, что изучали по истории древней Руси.

Стадия размышления (рефлексия).

Учитель: посмотрите, ребята, мы успешно справились со всеми испытаниями. Мы вспомнили все, что изучали по истории Древней Руси. Давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос «Русь Древняя. Какая она?» Свои ответы вы должны отразить в своих синквейнах.

Примерный ответ учащихся.

Русь

Древняя, загадочная.

Изучать, исследовать, гордиться

Нужно знать историю Древней Руси.

Родина.

Учитель проверяет синквейны и вместе с классом они составляют общий синквейн.

Выводы:

1. Славяне - коренные жители Европы.

2. Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.

3. Принятие христианства сблизило Русь с Европой.

4. Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.

Киевская Русь в XI веке - одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах. О Руси IX — X веков уже знали в Багдаде, в Германии и Италии.

Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.

Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения Отечеству.

Учитель: Казалось, мы с вами изучили все, что касается истории Древней Руси. Но я думаю, что у вас есть вопросы, на которые вы хотели вы найти ответы, ведь Русь Древняя – загадочная. Чтобы вы хотели еще изучить, узнать?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: домашнее задание творческое. Найти самый интересный, на ваш взгляд, момент из истории Древней Руси, то, о чем мы не говорили, и подготовить небольшое сообщение по данному материалу.

Если на уроке остается время, учитель может подвести итоги следующим образом.

13

multiurok.ru

Открытый урок по теме "Древняя Русь"

Урок повторения и закрепления с использованием презентации

Просмотр содержимого документа «Открытый урок по теме "Древняя Русь"»

Открытый урок – игра по истории «Древняя Русь» (6 класс)

с использованием компьютерной презентации

- Ребята, сегодня мы проведём наш урок в игровой форме. Сначала постараемся вместе выяснить тему нашей игры.

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Древняя Русь».

Посмотрите на слайд 1 и ответьте на следующие вопросы «Как называется тема нашей игры? С каким периодом истории она связана? Посмотрите на картину и обратите внимание на то, как одеты люди, изображённые на ней. Что вы ещё увидели?»

Учащиеся называют тему урока – «Древняя Русь».

- Если пройдены несколько тем, как вы думаете, какую цель и задачи можно поставить? После пройденной темы что обычно мы с вами проводим? – Повторение. Это значит мы повторять и обобщать пройденные темы.( учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

Игра проходит в три этапа:

1 этап – Викторина (тестовая часть)

2 этап – Знаешь ли ты даты?

3 этап – Работа с картами.

Формируются две команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Действует правило «первой поднятой руки».

На первом этапе учащиеся отвечают на заданные вопросы:

  1. Скажите, как называлась община в Древней Руси (Вервь)

  2. Как называется выплата определённой части доходов и продуктов? (Дань)

  3. Как назывались языческие славянские жрецы? (Волхвы)

  4. Кто является основателем династии правителей Древней Руси? (Рюрик)

  5. Какой город называли «матерью городов русских»? (Киев)

  6. Какого князя называли Вещим? (Олег)

  7. В какой город был призван на княженье варяг Рюрик? (Новгород)

  8. Назовите имя языческого бога – громовержца- покровителя дружинников и князей (Перун)

  9. Его боевым кличем были слова «Иду на вы». Кто это? (Князь Святослав)

  10. Русская княгиня, отомстившая за смерть мужа и подавившая восстание древлян (Княгиня Ольга)

Второй этап «Знаешь ли ты даты?» проводится с помощью карточек. Команды получают готовые карточки с датами, куда они должны вписать то или иное событие, которое соответствует данной дате.

862г – (призвание варягов на Русь)

882г – (образование Древнерусского государства)

860г – (первый русский поход Руси на Константинополь)

907г – поход князя Олега на Царьград

945г – гибель князя Игоря

978(980) – 1015гг – правление князя Владимира

988г – принятие христианства на Руси

1016 – встреча князей в Любече

1019 – 1054гг – правление князя Ярослава Мудрого

На третьем этапе учащиеся выполняют работу с картами. Командам раздаются контурные карты, на которых учащиеся должны отметить названия древнерусских городов. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество городов.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше путешествие в мир Древней Руси. Я надеюсь, вы получили от него удовольствие. Вы узнали, что в истории Древней Руси много интересного и познавательного, но есть много не до конца выясненного, неизведанного, связанного с князем Олегом, Рюриком.

- Как вы думаете, история – интересный предмет? (ответы учащихся)

- Есть ли то новое, что вы узнали сегодня? (ответы учащихся)

Выставление оценок. Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

kopilkaurokov.ru

Урок на тему: "Древняя Русь"

Тема: Быт и нравы Древней Руси.

Цель урока:

Образовательная: повторить и обобщить представления о жизни народов Руси, показать особенности развития их культуры;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа;

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, продолжать формировать умения определять цели и задачи урока, систематизировать материал при выполнении творческого задания.

Форма урока: творческая мастерская.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оформление: название урока, пословицы о быте и нравах.

Учебное пособие: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учереждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2010

План урока.

1.Жилище и повседневная жизнь крестьян и горожан.

2.Одежда.

3. Ремесло.

Проблема: Чем отличалась жизнь сельских жителей от жизни горожан? Что повлияло на развитие славян?

Ход урок

    1. Организационный момент.

    2. Прослушивание и просмотр презентации.

Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?

Ну чтобы нам совсем было понятно о чём пойдёт речь

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за наших предков. Русь-матушка! Так называли нашу Родину далекие предки. История Древней Руси сказочно интересна и сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомним далекие легендарные времена из истории нашего отечества.

Тема урока «Быт и нравы Древней Руси»

Давайте вспомним понятие быт и нравы.

Быт - повседневная жизнь людей.

Нравы - повседневные отношения между людьми.

( Цель: Правильно, мы будем говорить о жизни народов Руси, рассмотрим и вспомним особенности развития их культуры; я думаю, что наш урок поможет воспитанию гордости за историческое прошлое нашей родины.

Итак ,сегодня мы отправимся в гости к Русичам.

Но прежде, давайте вспомним некоторые факты и попытаемся правильно ответить на вопросы.

Столицей русского государства в 9-10 веках была:

А) МоскваБ) Киев В) ЧерниговГ) Новгород

2.Крестьян на Руси называли:А) шеломБ) житоВ) смердГ) воевода

3. Религия у древних славян была:А) языческаяБ) исламВ) буддизм

4. Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян в 1 тыс. н. э.:А) торговлейБ) сбором меда

В) земледелиемГ) охотой

5. На Руси гостем называли:А) родственникаБ) соседаВ) купца

6. Славяне питались:А) картофелемБ) кукурузойВ) помидорамиГ) рыбой

7.Основным занятием славян было:А) ремеслоБ) торговляВ) земледелиеГ) строительство городов

Продолжаем и сейчас задание называется «Попробуй, назови».

- Вам нужно по ключевым словам, которые я буде сейчас называть, определить и назвать занятия славян.

  • лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр. (охота)

  • сом, осетр, судак, щука, налим, бредень, сети, невод, верша. (рыболовство)

  • горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы. (кузнечное дело)

  • конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок. (ткачество)

  • малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, зверобой, подорожник, орехи. (собирательство)

  • соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона – поле, овес, пшеница, ток, гумно, амбар, сусек. (земледелие)

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы ребята приготовили индивидуальные сообщения о наших предках. Сейчас вы будете делится выполненным заданием, а все остальные внимательно слушать.

Жилище крестьян и горожан. (сообщение)

Учитель. Что касается повседневной жизни людей Древней Руси, расскажет …(сообщение)

(Сравнить слои населения.)

Задание. В сценке будут отражены особенности русского костюма.

Древнерусская изба и семья.

Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь.

Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная?

Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально.

Продолжает наматывать на ноги онучи.

Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете?

Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.

Дочь. – Ой, батя, а сапоги-то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные.

Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально!

Мать. – Ты чего к отцу-то привязалась? Что да как?!

Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро.

Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.

- Надо рукава распустить, а то случай-то торжественный и поневу поправить.

Надевает на голову полотенце и приговаривает:

- Голову-то надо покрыть, а ты как не замужем можешь идти без повоя, «простоволосой».

Дочь. – А вы повой-то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.

Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!

Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо!

Уходят.

Каковы Особенности древнерусского костюма? Назовите какие слова вы запомнили ?

Кушак – пояс. Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги перед тем, как надеть обувь.

Повой – это женский праздничный головной убор. «Простоволосая» – непокрытая голова.

Понева - шерстяная юбка

Задание. Угадай историю.

Ребята здесь разложены предметы, которые существовали в Древней Руси. Посмотрите так ли это? Подойдите и выберите.

А здесь лежат продукты, которыми питались на Руси. Давайте посмотрим и выберем.

До наших дней дошли многие выражения с Древней Руси ,которые мы используем в нашей речи. Давайте вспомним , как они появились и что означают.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Зарубить себе на носу.

Мотать на ус.

Не из робкого десятка.

Точить лясы.

Язык до Киева доведёт.

пословицы«Проще пареной репы» Что она означает сегодня?

задание. Русская загадка.

И копали меня, и крутили меня,

На пожаре я был, на базаре я был,

А как молод был – все людей кормил.

Упаду-кости вокруг разлетаются,

Но собаки к костям не кидаются.

Ответ – глиняный горшок

Отгадайте, что это…

- это может быть в рыболовной сети,

- это нужно грибнику и ягоднику,

- это используют турист и охотник, сельские домохозяйки,

- это немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода.

Ответ – береста: из нее делают поплавки для рыболовной сети, туристы и охотники используют для костра, грибники и ягодники плетут корзины, домохозяйки разжигают печи, в Новгороде находят берестяные грамоты.

А на Руси развлекались? Развлечение знати и простого люда. Какие игры дошли до наших дней.

И последние задание (для гостей)Вы должны будите угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.

- Этот напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с солодом, а также их ягод, фруктов. (квас)

Подведение итогов.

Итак. Мы много повторили по сегодняшней теме. И можем сделать вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.Ну, а мне осталось поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.

-выставляются оценки ( Учитель читает финальное стихотворение)Времена теперь другие,Как и мысли, и дела.Далеко ушла РоссияОт страны, какой была.Умный, сильный наш народСвою землю бережёт.А преданья стариныЗабывать мы не должны.Слава русской старине!Слава нашей стороне!

kopilkaurokov.ru

Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествие

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Тема: «Древняя (Киевская) Русь

в IX-XI веках»Урок – путешествие

Подготовила учитель ДОШ № 144

Резниченко Т. Е.

г. Донецк

Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI векахУрок – путешествие

Цель: - Ознакомить учащихся с процессом становления Древней (Киевской Руси) при первых князьях в IX - первой половине X века; укрепления Руси в середине X века, во время княжения Ольги, князя Святослава; ознакомить с реформами, проводимыми князьями Владимиром Великим и Ярославом Мудрым; - Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности;

- Воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности исторических деятелей; активизировать познавательный интерес к изучению истории.

Задачи:

- Ознакомить с хронологической последовательностью и деятельностью князей на Руси;

- Научить использовать новые исторические понятия и термины;

- Развивать навыки работы с историческими документами, картой

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, урок – путешествие

Оборудование: карта «Русь в IX-XI вв.»; дополнительная литература для работы в группах; портретная галерея князей Руси; выдержки из «Повести временных лет», «Русской правды», эпиграф; схемы; эмблема с изображением князей; изображение чемодана и корзины, рисунок «Полюдья», «В славянском поселке»; мультимедийная доска, проектор, презентация «Древняя Русь», видеоролик «Сказание о Крещении Руси»

Понятия и термины: Русь, «Повесть временных лет», варяги, христианство, «Русская Правда», Золотые ворота, Софийский собор.

Дата: 988 год – принятие христианства на Руси

Ход урока:

I.Организационный момент:1) Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места.

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся:Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать появление и развитие Древнерусского государства - Киевской Руси (слайд № 1 презентации «Древняя Русь»)

С этой целью я хочу предложить вам совершить путешествие в далекую Древнюю Русь. Но перед тем, как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Это поможет сделать наше путешествие интересным, полезным и запоминающимся.

1)Фронтальная беседа и использование слайдов презентации «Древняя Русь»:

- Какой древний народ, населявший Восточную Европу и наш край, является нашим давним предком? (славяне)- Как жили славяне? (семьями, племенами) (слайд № 2 «Древнее поселение у славян»)

- Кто правил славянскими племенами? (князья, старейшины)- Каковы были основные занятия древних славян? (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля)

2) Работа с картой (показать территории расселения славянских племен)Вывод: Каждый народ, живший на территории нашего края, оставил след в его истории, но нашими непосредственными предками являются славяне, именно на землях славянских племен образовалось в IX веке первое государство у славян – Русь.

3) Работа с понятием (слайд презентации № 4)

Русь – первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Согласно летописи «Повести временных лет» (ученики вспоминают, кто автор этого исторического источника) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Учитель: – Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашому уроку:

Гордиться славой предков

Не только можно, но и должно

А.С. Пушкин

- Как вы понимаете значение этих слов?

Проблемные вопросы:1. Кто такой Рюрик?2. Почему князь Владимир - Великий?3. Почему Ярослав - Мудрый?

ІV. Объявление темы, плана, целей и задач урока:

Учитель: – Записываем тему, план урока в тетрадь

План:

  1. Русь в IX - первой половине Х века.

  2. Князь - Владимир Великий: крещение Руси.

  3. Киевская Русь при Ярославе Мудром.

Учитель знакомит учащихся с задачами урока и ожидаемыми результатами на конец урока: «После этого урока ученики смогут...»

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учеников:

1) Слово учителя: Русь – это объединение нескольких славянских племен в единое целое. - Дети, как вы думаете, с какой целью славяне объединялись? (противостоять внешним врагам)

Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», первоначально связывал основание государства у славян с личностью князя Кия. « Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трех горах…Кий начальствовал в роде своём… Потомки его княжили среди полян»

(детям предлагается самостоятельно прочитать легенду о Кие, Щеке, Хориве)

Кий- легендарный князь полян, основавший столицу Киевской Руси – город Киев - «Мать городов русских» (слайд презентации «Древняя Русь» № 3 )

Далее Нестор рассказывает о призвании варягов (работа с понятием устно) в Новгород (слайд № 5 - 8 )

- Кто такой Рюрик? Легендарный основатель древнерусского государства.

- Что означало выражение - «призвать варягов»? Метод «микрофон»

Учитель: - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Древней Руси (Один из учеников выполняет роль «Нестора – Летописца» и зачитывает отрывок из «Повести временных лет» о приходе к власти Рюриковичей)

«В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варягу Рюрику (слайд № 9) Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, (работа с картой) установил границы своих владений, обложил все население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих земель от вражеских нападений»

2)Работа с предложенной схемой; ознакомление учащихся с хронологической последовательностью правления князей на Руси:

Схема на доске:

Кий (серединаVII ст.)

Дир (середина IXст.)

Аскольд (середина IXст.)

Олег (882–912)

Игорь (912–945)

Ольга (945–957)

Святослав (957–972)

Владимир (980–1015)

Ярослав (1015–1054)

3)Слово учителя, «Нестора – Летописца»: Повествование о княжении Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Использование слайдов презентации «Древняя Русь» № 10 – 16

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам…»

«Олег воевал с племенами северян и радимичей. Победил их и обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907г. совершил успешный поход на Византию».

«…Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь»

«Нестор-летописец» рассказывает отрывки о походе Игоря против древлян и мести Ольги. Использование слайдов презентации «Древняя Русь»

«Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже дань все-таки соберу. Она не велика: 3 голубя, да 3 воробья с каждого двора». «Ольга - мудрейшая среди мужчин, имела дипломатический талант» ,- говорит «летописец».

«Легко и неслышно ходил он в походах как барс, не вез за собой обозов с котлами. Не возил он и шатров расписных, спал как простой воин, подложив седло под голову. Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника: «Иду на Вы» (слайд презентации № 16 с описанием походов Святослава)

«Нестор-летописец» зачитывает отрывок, характеризующий простоту, храбрость, военный талант, честность князя. 

4) Учитель:

Во времена княжения Ольги и Святослава произошло укрепление Древней Руси

(на доске эмблема с изображением имен князей Руси)

Русь

Русь

Святослав

Аскольд

Кий

Київська

Русь

Київська

Русь

ий

Ольга

Игорь

Олег

5)Учащиеся заполняют таблицу «Потомки Рюрика, первые князья на Руси» в тетрадях на основании материала презентации «Древняя Русь»; оценивается работа через взаимопроверку учениками.

«Первые князья на Руси, их деятельность»:

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

6) Учитель: Продолжаем путешествие по Древней Руси и сейчас мы встретимся со следующим князем, Владимиром Великим – Красное Солнышко

«Нестор-летописец»: в правление Владимира Святославовича произошло одно из самых важных событий - в 988 г. Русь приняла христианство (работа с понятием)

Историческое значение Крещения Руси:- Способствовало укреплению Руси.- Способствовало развитию письменности, зодчества, иконописи. - Повысило международный авторитет Киевской Руси

7) Детям предлагается просмотреть видеоролик «Сказание о Крещении Руси»

http://www.openclass.ru/sites/default/files/lesson/2013/01/__11448.3gp

8) Составление схемы-портрета по окончании просмотра видеоролика:

Владимира называли Святым

Владимир

Нарисуем вокруг него нимб:

Владимира называли «Солнышком»

Владимир

Нарисуем лучики солнца

Владимира называли Великим

Владимир

Покажем это!

9) Работа в малых группах:

Составление схемы на основе презентации (слайд № 17 – 18):

Укрепил ? Воевал ?

Почему

Владимир

Построил? Великий? Создал ?

10) Учитель: Преемником Владимира Великого стал.......

«В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета» (слайд презентации № 19)

Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси (слайд № 20) Мы продолжаем путешествие по Руси XI века. Но наше время пребывания в древнем Киеве ограниченно - всего 10 минут. «Нестор» проведет нас по самым важным достопримечательным местам древнего города. Чтобы как можно больше узнать, разделимся на группы, а потом поделимся своими впечатлениями.1-я группа выяснит, в каких отношениях был князь Ярослав с соседями Руси.2-я группа познакомится со сводом Ярославовых законов - «Русской правдой».3-я группа «осуществит» экскурсию по Софийскому собору.4-я группа «осуществит» экскурсию по городу Киеву и поделится впечатлениями. (Одновременно учитель демонстрирует слайды «Золотые ворота», «Софийский Собор» слайды № 21 - 22)

11) Учитель предлагает ученикам составить схему на основе полученных знаний:

Укрепил Международный

Русь авторитет

Ярослав Мудрый

Создал Построил

законы Софийський собор

Открыл школу, библиотеку

12) Метод «Пресс»: почему Ярослава называют Мудрым?

VІ. Осмысление новых знаний и умений:Учитель: Дети, а сейчас у нас есть возможность, благодаря «Нестору – Летописцу», который сегодня помог нам узнать много нового и интересного о жизни наших предков, древних славян и их правителей, «встретиться» с героями «Повести временных лет» (Использование слайда № 23 «Гости из прошлого»)

«Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе варягов. Назовите мое имя: (Рюрик)

«Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня» (Олег)

«Вы не князья и не княжеского рода. А вот- сын Рюрика» (Игорь)

«Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья» (Ольга)

«Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» (Святослав)

«Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг» (Владимир)

«В Софийском соборе: его портрет. Этому князю собор обязан своим появлением» ( Ярослав Мудрый)

Подведение итогов «встречи».

Таким образом, наше путешествие по Древней Руси подошло к завершению. Давайте поразмышляем, что можно позаимствовать из жизни славян в Древней Руси, от князей Руси, а что стоит оставить в IX - XI веках. Свои размышления запишите на листиках. То, что вы взяли бы с собой, в ХХІ век, прикрепите на этот дорожный чемодан, а то, что остается в прошлом - вот на эту старую корзину. (Учитель прикрепляет на доске рисунки чемодана и корзины)

VІІ. Подведение итогов урока:1) Заключительное слово учителя:Дети в течение урока мы с вами совершили увлекательное путешествие по Древней Руси :

- Что нового вы узнали?- Что запомнилось? Метод «Микрофон»2) Оценивание учебных достижений учащихся:(определяются самые активные ученики)

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданиюПроработать записи в тетради; понятия и термины;Написать сочинение – эссе:1. «Святослав Храбрый - выдающийся полководец Руси».2. Вы - русский летописец. Составьте «Слово - похвалу князю Владимиру».VII.Рефлексия

«Я» доволен своей работой на уроке на уроке

«Мы»: насколько мне помогли одноклассники?

«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

infourok.ru

Конспект урока с презентацией на тему "Древняя Русь"

Повторительно-обобщающий урок-турнир по теме

«Древняя Русь»

Цели: актуализация и закрепление знаний по истории Древней Руси, контроль уровня знаний обучающихся.

Задачи:

Образовательные: систематизировать исторический материал о Древней Руси; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие: продолжить развитие умений работать в группах, систематизировать и анализировать материал, делать выводы, умение правильно строить рассказ.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к истории и традициям Отечества.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (тексты с историческими ошибками, конверты с датами, событиями, именами), фишки, оценочный лист.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Виды деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие. Объявления темы урока-игры, условий и порядка проведения конкурсов.

  1. Мотивационный этап.

Учитель: на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали каким было первое русское государство Киевская Русь. Сегодняшний урок поможет нам подвести итоги и проверить ваши знания. Мы проведём жеребьёвку для выявления очерёдности выступления команд в первом конкурсе «Приветствие». (капитаны команд вытягивают из коробочки жетон с цифрой)

  1. Конкурсный этап.

  1. Конкурс «Приветствие»

Примечание: класс заранее делится на команды, выбирается капитан, подготавливают название и девиз команды.

Условия конкурса: команды поочереди представляют свои название и девиз. Жюри оценивает оригинальность, соответствие теме урока, наилучшая форма представления. Максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Конкурс «Разминка»

Условия: учитель задаёт вопросы, а команды дают короткий ответ. Поднятая рука – готовность ответить. За правильный ответ – 1 балл, тому ученику, который ответил (получает фишку). Т.о. каждый участник вносит свой вклад в общий рейтинг команды, а количество заработанных фишек в индивидуальный зачёт ученику.

Вопросы:

  1. Назовите имя варяжского князя, приглашённого на княжение в Новгород. (Рюрик)

  2. Первый киевский князь? (Олег)

  3. Какой год считается годом образования Древнерусского государства Киевская Русь? (882)

  4. В каком году произошло крещение Руси? (988)

  5. Кто установил точный размер дани – уроки? (Ольга)

  6. Какой князь прибил щит на ворота Царьграда? (Олег)

  7. Назовите имя князя, за смерть которого, отомстила древлянам Ольга? (Игорь)

  8. Кто объединил Киев и Новгород? (Олег)

  9. Какого князя в народе прозвали «Красное Солнышко»? (Владимир Святославович)

  10. Кто составил первый письменный свод законов? (Ярослав Мудрый)

  11. Как он назывался? («Русская Правда» или «Правда Ярослава»)

  12. Назовите имена славянских братьев, первых на Руси причисленных к лику святых? (Борис и Глеб)

  13. Славянский бог грома и молний? (Перун)

  14. Религиозное верование славян, основанное на многобожии? (язычество)

  15. Как на Руси называлось народное собрание (вече)

  16. Славянский бог солнца? (Ярило)

  17. Как называлось восточнославянское племя, живущее в лесах и виновное в смерти князя Игоря? (Древляне)

  18. Какой город стал центром племенного союза полян? (Киев)

  19. На какой реке он Расположен? (Днепр)

  20. Как назывался торговый путь, проходивший по территории Киевской Руси? («Из варяг в греки»)

  21. При каком киевском князе были построены Софийские Соборы в Киеве и Новгороде? (Я. Мудрый)

  22. Какому князю, по легенде, волхвами была предсказана смерть от своего коня? (Олегу)

  1. Конкурс «Ошибка»

Условия: командам выдаются тексты с историческими ошибками. Найти ошибки, выписать их и рядом написать правильную информацию. Команды получают столько баллов, сколько найдут и исправят ошибок.

Текст с ошибками:

«На территории Восточно-Европейской равнины в 6 – 8 веках проживало несколько восточнославянских племенных союзов: поляне – обитавшие в лесах, дреговичи, жившие возле болот, ильменские словене, живущие возле реки Полота. Главным центром полян был город Новгород, а ильменских словен – Киев. У них главный бог – Ярило – бог грома и молний. А ещё они верили в русалок и леших.

На смену соседской общине пришла родовая. Все важнейшие дела в племени (войны и мира, суд) решал князь. У древних славян было постоянное, обученное войско.

В 882 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. Он был славянского происхождения. А в 988 году – князь Олег объединил Новгород и Киев в единое государство - Киевская Русь. После смерти Олега последовательно правили: Ольга, Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый и Владимир.

Князь Владимир вошёл в историю как создатель первого письменного свода законов «Русская правда».

В 1019 году произошло великое событие – крещение Руси. Киевляне крестились в реке Волхов. После крещения Руси, начались строиться церкви, соборы. Первые школы открывались в домах богатых бояр. Азбука, появившаяся в Киевской Руси, называлась «глаголица», созданная братьями-монахами Борисом и Глебом.»

  1. Конкурс «Картинная галерея» (презентация)

Условия: описать иллюстрацию: кто или что изображено, назвать дату события и другие факты, связанные с событием и или исторической личностью. За каждый факт – 1 балл.

Иллюстративный ряд:

  1. Убийство Олегом Аскольда и Дира.

  2. Софийский собор в Новгороде.

  3. Князь Святослав.

  4. Нестор-Летописец.

  5. Крещение Руси.

  6. Борис и Глеб.

  7. Ярослав Мудрый.

  8. Берестяная грамота.

  9. Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве.

  10. Софийский собор в Киеве.

  1. Конкурс «Соответствия»

Условия: команды получают конверты с набором дат, названиями событий, именами исторических деятелей. Установить соответствие между ними. Количество правильных совпадений – заработанные баллы.

В конвертах карточки: Рюрик, Новгород, 862 г., князь Олег, 882-912 гг., 907 г., поход на Царьград, княгиня Ольга, 957 – 972 гг., уроки и погосты, месть древлянам, князь Святослав, 957 – 972 гг., убит печенегами, Владимир, 980 – 1015 гг., крещение Руси, Десятинная церковь, 1019 г., Ярослав Мудрый, «Русская правда», Борис и Глеб, законы, Софийский собор в Киеве.

VI. Подведение итогов. Определение победителя. Выставление отметок.

kopilkaurokov.ru

Древняя Русь. Игра. - История

Тема: Древняя Русь (урок повторения и углубления изученного материала)

Цели:

1. В активной игровой форме повторить важнейшие страницы истории Древнерусского государства;

2. Развивать коммуникативные навыки обучающихся через командную игру, навыки выразительной устной речи;

3. Воспитывать интерес к истории Отечества, к чтению

Оборудование: и другие средства урока.

  1. Компьютер – желательно вывести правильные ответы на экран.

  2. Карточки (раздаточный материал)

  3. Доска для записи результатов лотов.

Пояснения к игре:

Игра командная: класс делится на две команды. Есл и класс большой, можно создать по желанию и команды болельщиков, снабдив их заданиями, которые пойду т в зачёт команде , за к отору ю они болеют.

Задания есть как для всей команды, так и для отдельных учеников (сильных и слабых). Они мог ут ввыполнять задания, когда вся команда работает над другими заданиями (это экономит время).

Если в классе есть очень сильные ученики, то ж елательно их пригласить в жюри, в таком случае педагогу легче, а в командах активнее будут работать остальные.

Эта игра может быть проведена и во внеурочное время, например, в рамках недели истории, а также отдельными лотами на уроках при повторениии домашнего задания.

Такие модульные игры легко у меньшить по размерам урока, можно также дополнять новыми молдулями.

Ход урока.

-Организационный момент.

Приветствие команд Проверка домашнего задания: название команды, представление «Поучения сов ременны м школьникам» в «древнерусском стиле» .

-Игра:

- Команды получают раздаточный материал «Лот № 1» (удобно раздавать и складывать карточки в к оробках из-под конфет»: Сейчас мы у знаем, какая команда лучше знает древнерусских князей. Лот останавливается, когда когда одна из команд заканчивает раскладывать карточки. Одновременно за отд ельный стол приглашаются знатоки географии (лот 2)

1. ЛОТ «Историческое полотно» (карточки разрезаются)

Рюрик

«пришёл и сел в Ладоге…»

основатель княжеской династии

Был приглашён на княжение

Игорь

Дважды ходил на Византию: в 941 и 944 годах, один раз неудачно

Убит древлянами

Ольга

Проведение первой государственной реформы – введение повоза.

Принятие крещения в 957 году

Ввела уроки и погосты

Святослав

«Иду на вы» - говорил он врагам

Окончательно разгромил хазар

Создал русское Тмутараканское ханство на Таманском полуострове.

Владимир

Покорил Полоцкое княжество

Построил 4 оборонительных рубежа для защиты от печенегов

Женился на сестре византийского императора Анне

Крестил Русь

Олег

Объединил северную и южную Русь в единое государство

Заключил торговые отношения с Византией

Умер от укуса змеи

  1. ЛОТ «Города и реки»

Соотнесите реки и древнерусские города, которые на них стоят:

РЕКИ

Волхов

Днепр

Полота

ГОРОДА: Ладога, Любеч, Киев, Новгород, Полоцк.

- Пока жюри проверяет правильность работы, начинаем лот № 3. А за отдельный стол приглашаем знатоков дат (лот 4)

  1. «Терминологическое лото» (карточки разрезаются)

Усобицы

Княжеские раздоры на Руси

Вотчина

Земля, полученная за службу в наследственное держание

Рядовичи

Люди, работающие по договору на господина

Митрополит

Глава, высшее духовное лицо в православной церкви Древней Руси

Погост

Место сбора дани

Повоз

Способ сбора дани через погосты и уроки, введённый княгиней Ольгой.

Полюдье

Объезд князем и дружиной своих владений с целью сбора дани

Варяги

Скандинавы, наёмные воины

Князь

Военачальник

Вече

Народное собрание у славян

Вервь

Община свободных земледельцев

Закуп

Подневольный человек, отрабатывающий долг

4. «Хронологическое лото» (карточки разрезаются)

882- 912

Правление князя Олега в Киеве

945 -957

Правление княгини Ольги в Киеве

988

Крещение Руси

1019- 1054

Правление Ярослава Мудрого

862

Призвание Рюрика

945

Восстание древлян

1097

Любеческий съезд

113-1125

Правление Владимира Мономаха в Киеве

907, 911

Походы князя Олега на Царь-град

972

Гибель князя Святослава у днепровских порогов

- Лоты 3 и 4 отправляются на проверку. А мы смотрим на экран, где выведены правильные ответы на лоты 1 и 2. А уважаемое жюри объявляет их результаты.

Переходим к 5 лоту и 6 лотам. 5 лот выполняют команды, а на № 6 -приглашаем к нашему столу добровольцев (только из тех, кто ещё не был!)

5. Лот «Географическая карта» Напишите рядом современное название

Царьград

Море Варяжское

Море Русское

Озеро Нево

Константинополь

Море Хвалынское

6. Лот «Исторический навигатор». Разложите по порядку важнейшие объекты пути «Из варяг в греки». Но учтите, что на этом пути есть пороги и мели… ( карточки разрезаются)

Балтийское море

Ладожское озеро

Река Волхов

Река Ловать

Река Волга

Река Нева

Онежское озеро

Ильмень озеро

Река Днепр

ВОЛОК

Чёрное море

- Ответы команд отправляются на проверку, а мы смотрим на экране правильные ответы на лоты 3 и 4. Жюри подводит прмежуточные итоги игры. Переходим к 7 лоту. Команды получают по 2 вопроса, на которые должны дать устные обстоятельные ответы. Одновременно на лот 8 приглашаются желающие.

7. Лот «Исторические трудности»

1. Почему, повествуя о расправе Ольги над древлянами, летописец не только не осуждает её за жестокость, но, напротив, воспевает её беспощадность и коварство?

2. Почему на Руси отважные мореходы варяги не могли чувствовать себя так же уверенно, как в Европе? Как это сказалось на их взаимоотношениях с Русью?

3. Святослав провёл свою жизнь в бесконечных походах. Некоторые историки обвиняют его в излишней воинственности, даже в драчливости и бесполезности дальних походов. Приведите аргументы в защиту князя-воина.

4. Почему наиболее активно сопротивлялось принятию христианства население северной Руси?

8. ЛОТ «Купеческий» Какие товары покупали, а какие продавали жители Руси?

Продавали

Покупали

Меха Воск Дорогое оружие Шёлковые ткани Золото Мёд Вина

-Заслушиваем ответы команд. Подвождим промежуточные итоги.

-Переходим к лоту 9. Я буду зачитывать начало эпизода из «Повести временных лет», задача команд – по очереди продолжить рассказ. Если команда не готова продолжать, это право отдаётся соперникам.

9. ЛОТ «ЗНАТОКИ ЛЕТОПИСЕЙ»

Продолжи рассказ:

  1. И повелел Олег своим воинам сделать колеса….

  2. И приехал Олег на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?»……..

  3. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его……

  4. Ольга же сказала: „Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья…

  5. Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава,…

  6. И послал Владимир к Рогволоду в Полоцк сказать: „Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: „Хочешь ли за Владимира?». Она ответила:

- Сегодня помощь командам оказывали и болельщики. Просьба сдать листы с ответами.

Задания для болельщиков.

1. «Кто такие?»

Кий, Щек и Хорив –

Аскольд и Дир –

Хазары, печенеги, половцы –

Поляне, древляне, кривичи , дреговичи –

Весь, корела, чудь –

Хорс, Стрибог, Перун, Мокошь -

2. Построй цепочку: «Кто за кем правил на Руси?». Запишите по порядку:

Рюрик, Игорь, Олег, Ольга, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк.

3. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и впишитепропущенное в тексте имя князя.

«Некоторые же, не зная, говорят, что был перевозчиком; был-де. тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы ____ перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он

10. супер – игра «ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА»

Пока жюри подводит итоги, у нас супер –игра. На экране вы увидите изображения древнеру сских городов. Попробуйте угадать их названия. Принимается только один вариант от команд по очереди.

*Также этот лот может применяться для развиития умений пользоваться сетью «Интернет» -тогда задание может быть таким: подпишите назван ия городов. Можете впользоваться рес урсами Интернет)

- Подедём итоги. Команды выбирают лучших 3 игроков и пи шут коллективный отзыв, что понравилось и не понравилось в игре, что бы вы хотели добавить в игру, как вы оцениваете свою готовность к контрольной работе.

Слово предоставляется жюри. (назыввается команда –победитель)

Награждение команд и лучших игроков. Пожелание успехов на контрольной работе.

multiurok.ru

Конспект урока истории на тему "Древняя Русь" (6 класс)

План- Конспект урока

Этапы урока

Используемое ИКТ и его альтернатива, раздаточный материал

1. Организационный момент;

Учитель встречает учащихся и организует на начало работы урока: наличие принадлежностей, посещаемость урока. Покажите свое настроение!!!!

2 внимание на экран Видео - запись вопроса.

Эти вопросы являются мотивацией вхождения в тему урока.

внимание на экран Видео - запись вопроса.

«Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгороде.«В памятнике запечатлены основные вехи истории России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы и флотоводцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие сыны России.…Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу- эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел». Автор этого памятника: М.О..Микешин,

Внимание вопрос -В каком веке был воздвигнут памятник? С именем какого князя это связано? Почему? А как наше государство называлось в древности?

Итак, тема нашего урока «Древняя Русь»

На экране появляется название темы урока «Древняя Русь»

Тему – в тетрадь.

- Современники называли это государство просто Русь. Историки предпочитают именовать его Киевская Русь или Русь Древняя.

Как называется первая глава в нашем учебнике? (посмотрите на стр.3).

Что мы должны сегодня сделать на уроке?

Какова цель нашего урока?

цель урока: Повторить и обобщить ранее полученные знания», как вы понимаете эти слова?

Учащиеся отвечают: вспомнить то, что изучали – понятия, даты, события, личности.

После чего учитель дополняет: «Не только вспомнить, но и применить знания в решении разных познавательных задач».

  1. Урок будет проходить поэтапно и на каждом этапе постарайтесь активно отвечать, за каждый ответ вы получаете баллы, индивидуально, в парах и через групповую работу

  2. В конце урока, мы суммируем баллы и вы получите оценку.

Даты на доске

1862

862

Картина» Памятник Тысячелетие Руси»

Слайд 2

hello_html_m34739e2c.png

Повторить

обобщить

применить

прикрепить магнитами слова.

Учет баллов-лист самооценки.

3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

2. «Древний документ» -1 В парах.

Прочитай документ и определи: Название документа, Кто автор? О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

(«Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки», В 1113 году монах Киево – Печерского монастыря завершил свой многолетний труд)

3) «Маршрут похода».

Изучите карты и выполните задания:

  1. Проложите карандашом путь «Из варяг в греки» IX-XI вв. (проверка анимации)

2.Какое событие показано на карте, когда оно было? (Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани - IX-X вв. до 945г.)

РАБОТА В ГРУППАХ.

На ноутбуках выполняют задания,

Заданий несколько, зависит от скорости выполнения и работы групп.

Пропуски - Образование древнерусского государства

Путаница - Киевская Русь при Ярославе Мудром.

3.Ролевая игра «Гости из прошлого». Первые Киевские князья. В группах.

- Задача групп –

1) подготовить Экспромт - инсценировки, вопросы другим группам..

2) ответить на вопрос, какую роль сыграл каждый из исторических деятелей в формировании государства? По дополнительному материалу.

3) Памятки работы в группах.

- Сейчас перед вами выступят герои. Все они прибыли к нам сегодня в гости. Они расскажут о себе. Готовьтесь, они зададут вам коварные вопросы, на которые вы должны будете ответить! Да, и ещё, вы должны будете угадать кто из них кто, и, обратите внимание, появляться перед вами они будут не в порядке княжения в Киеве.

«Рюрик»

Рюрик: Этот князь - бесстрашный и сильный воин. Он удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено о нем – предводителе викингов. Одна из легенд начинается так «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами»

Назовите имя и дату призвания?

(Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 862 году.).

«Княгиня Ольга»

Ольга: По словам русского историка Николая Михайловича Карамзина эту правительницу Древней Руси Предание нарекло Хитрою, Церковь- Святою, история - Мудрою.? Как вы думаете за что?

. (Месть за смерть мужа князя Игоря,

Создание единой системы налогооблажения, уроки, погосты) и почитают священники (принятие христианства)?

Ответьте на вопросы:

Кто её муж и кто сын? И почему её второе имя - Елена?

( Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию)

«Олег»

Олег: Волхвы предсказали мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня. Как мое имя и прозвание? (Олег Вещий)

Однажды Олег повесил на ворота одного города щит в знак одержанной победы. Что это за город и в каком году это произошло?

(Царьград (Константинополь), в 907 году. Был подписан мирный договор, по которому жители Руси могли без уплаты пошлин торговать на рынках Константинополя)

За какое важное событие уважают этого князя во все времена?

(В 882 году войско Олега захватило Киев, он объявил его столицей, принял титул «великого князя». Так, в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь)

« Святослав»

Святослав: Кто мог бы о себе сказать так

- «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи»

- « Я не нападал на врагов не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждение: «Иду на Вы».

.Как зовут князя и почему его упрекают, как защитника? Как в истории его прозвали за блестящие военные победы?

(Князь Святослав прославился своими многочисленными походами. В то время как он сражался с Византией, на Киев напали печенеги и разорили его,называют Александром Македонским Восточной Европы)

Владимир Святой

  1. В летописи сказано: «Князь очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, построил крепости на юге страны для защиты рубежей. от набегов кочевников.

  2. Возвратившись после крещения, повелел рубить и жечь всех идолов, а главного из них – Перуна с серебряной головой – бросить в реку. .

  3. После крещения, уже не думал о завоевании чужих государств, но все более старался о процветании своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы – хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках. .

  4. Красное Солнышко – так ___________________ называл народ. Назовите имя князя и дату принятия христианства на Руси.

  5. - Этого исторического деятеля нет нужды называть, думаю все его узнали.

Посмотрим видео

После просмотра видеоролика задание командам составить три предложения, раскрывающих значение принятия христианства для Руси (прием «три предложения)

Задание и Обсуждение результатов работы команд.

Ярослав Мудрый

По отдельным фактам – узнайте исторического деятеля.

  1. В это время отечество наше очень прославилось.

  2. Князь велел переводить священные книги с греческого языка на славянский, заводил училища в городах, уговаривал подданных переводить туда своих детей, вызывал из иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских.

  3. Благодаря князю, без посвящения из Константинополя, первым митрополитом из русских стал Иларион, который был избран на митрополию духовенством.

  4. При нем были воздвигнуты два замечательных храма во имя Святой Софии: один в Киеве с тринадцатью куполами, другой в Новгороде.

  5. Он собрал все законы, по которым предки его управляли землей Русской, и приказал написать их

Динамическая пауза (физкультминутка)

Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ по теме «Древняя Русь»

.Этап «Древнерусская Криминалистика». В парах. Протокол 1

Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.

Ответ: событие – убийство совершил князь Олег при взятии Киева в 882 году. Князья – Аскольд и Дир.

Итак, протокол 2 (

Ноябрь 945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.

Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

Но все эти преступления были совершены задолго до правления Ярослава Мудрого, который составил первый на Руси сборник законов. Кроме этого Ярослав Мудрый в 1036 году под стенами Киева нанёс сокрушительное поражение печенегам. Он установил порядок передачи власти – от старшего сына к младшему. При нем постоянно богатела княжеская казна, расцветала торговля. Осваивались далекие окраины страны. Киев превратился в один из самых больших городов мира. Были построены Золотые ворота и Софийский собор. Дружеские отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Он установил свод законов «Правда Ярослава», который после его смерти сыновья Ярослава дополнили и издали, как единый Свод законов для всей Руси – «Русская правда».

Таким образом, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и союз великого князя с православной церковью способствовали бурному развитию культуры, цивилизации на Руси. Это время расцвета государства Киевская Русь.

презентация.

hello_html_1e2ad49b.png

задание выполнить в презентации и печатном варианте.

Презентация

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Дополнительный материал о князьях.

Время 5 минут.

Презентация

Слайд 9

hello_html_35eb5900.png

Презентация

Слайд 10

Презентация

Слайд 11

Презентация

Слайд 12

Презентация

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентация

Слайд 16

Слайд 17

Презентация

Слайд 18,19

hello_html_m30306c50.png

Видео-ролик «Крещение Руси»

hello_html_m780d56f1.png

Презентация

Слайд 22

Презентация

Слайд №23

Резервные задания

Слайд №24

Русская Правда

№ 22 ролик

hello_html_m161eaf1a.png

Слайд №25

Резервные задания

Слайд № 26

5. Формулирование выводов по изученному материалу

6. Оценка результатов урока: Подсчет баллов за урок - индивидуальных и групповых. Сдача письменной работы.

7. Подведение итогов

Рефлексия Вопросы:

Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали? Были ли у Вас затруднения? Оцените работу класса на уроке

Слайд № 28

8. Задание на дом

Творческое задание на выбор:

1. написать сочинение «Путешествие из России сегодняшней в Русь прошлую»;

2. составить кроссворд «Русь Киевская»

Слайд № 27

infourok.ru


Смотрите также