История древней россии. История дореволюционной России на сайте Игоря Гаршина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История государства Российского. История древней россии


Великая история России, история государства российского онлайн

Великая история России

Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!

Столыпин Петр Аркадьевич

Мы рады предоставить вашему вниманию сайт, посвященный великой истории России, как государства, с древнейших времен и до наших дней. Мы собрали воедино и систематизировали информацию, имеющуюся в различных литературных источниках, и изложили ее, основываясь только на фактах, которые доподлинно известны.

История России берет свое начало в 862 году. Этот год ознаменовался приходом к правлению Рюрика. Сей князь стал править Новгородом и всеми северными районами. В 864 г. Русь была разделена на два центра: северные земли, под управлением Рюрика из Новгорода, и южные, под управлением Аскольда и Дира из Киева. В 882 г. Вещий Олег захватил Киев, тем самым объединив южные и северные районы. Столицей был выбран Киев. В результате новое государство получило название Киевская Русь. Много славных князей правило государством в те времена. Вечной славой они покрыли русское оружие, храбро сражаясь за интересы Родины. Однако, уже к середине 12 века, Киевская Русь была раздроблена на мелкие княжества. Произошло это из-за огромного количества князей, каждый из которых хотел только одного – власти. Как итог, образовались отдельные уделы, которыми правили отдельные князья, самостоятельно принимая все решения. Киев формально сохранял свое господствующие положение над городами вплоть до 1240 г., когда монголо-татары сравняли город с землей. Так, образовалась новая форма государственности – Русь Удельная. Этот период историки часто называют периодом феодальной раздробленности.

Преобразование форм власти

Раздробленность русских земель просуществовала до середины 16 века. Положение дел в это время было крайне тяжелым, поскольку длительное монголо-татарское иго, а также междоусобные войны, которые практически не прекращались, поставили страну на грань исчезновения. Внутри страны порядка не было, жители были недовольны. Грозные соседи, видя слабость и обособленность русских правителей, стремились отвоевать у слабого врага территорию. Великая история России до этого не знавала такого бедственного положения дел. Понимая необходимость централизованного управления русскими землями, Иван 4 Грозный в 1547 г. официально провозгласил свои владения царством, а себя царем, которому принадлежат все земли. Этот шаг способствовал стабилизации ситуации. В дальнейшем, благодаря единовластию, стране удалось отвоевать утраченные исконно русские владения, а также присвоить новые.

Просуществовало русское царство вплоть до 2 ноября 1721 года. Именно в этот день Петр 1 объявил себя первым императором, а страну назвал Империей. Так началась новая Великая история. Много славных страниц было в истории Империи, много было и печальных. Суть данной формы заключается в сохранении власти сильным правителем, который жестко может отстаивать интересы и целостность страны. Как только к управлению пришел Николай 2 в Империи начались революционные движения. Император не сумел должным образом обуздать мятежников, в результате 7 ноября 1917 Российская Империя рухнула, и образовался союз советских социалистических республик, который в свою очередь просуществовал до декабря 1991 года.

Значимые события

История России продолжалась и в советскую эпоху, имея много важных исторических моментов, главным из которых, без всякого преувеличения, можно назвать победу советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.. СССР просуществовало в общей сложности меньше века, но при этом успело прочно встать на ноги, развалившись только из-за горстки людей, лоббировавших свои интересы. В результате падении СССР образовалась новая форма государственности, под названием Российская Федерация. Развитие этого государства происходит прямо на наших глазах.

Среди ключевых дат можно выделить следующие:

  • 862 г. – начало правления Рюрика
  • 988 г. – крещение Руси князем Владимиром Красно Солнышко
  • 1480 г. – стояние на реке Угре
  • 1547 г. – Иван Грозный принимает титул царя
  • 1721 г. – провозглашение России Империей
  • 1783 г. – присоединение Крыма
  • 1799 г. – заграничные походы А.В. Суворова
  • 1812 г. – Отечественная война против Франции
  • 1917 г. – Октябрьская революция и победа власти Советов
  • 1941-1945 гг. – Участие СССР во второй мировой войне.
  • 1991 г. – Распад СССР и образование Российской Федерации
история государства российского

istoriarusi.ru

Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова История России с древнейших времен до начала XХ века

История России с древнейших времен до начала XХ века, Тема 1

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи – между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане – в бассейне р. Полоты;

6) кривичи – в верховьях Волги и Днепра;

7–8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже( приток Днепра) и Вятко – на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты – в Прикарпатье;

12–13) уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2–3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. «Военная демократия». Сложнее «реставрируются» общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княженье». Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части – это христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную – небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – богу неба и его сыновьям – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь – богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

5.3. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные «волхвы», боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах (от старославянского «капь» – изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

6. ВЫВОДЫ

6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

6.5. Итак, славяне VI-сер. IХ вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа?

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи «военной демократии» и назовите ранние политические образования восточных славян.

5. Что известно о языческих верованиях славян?

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 1–3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 г. « Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1–2. М., 1994, 1995.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Энциклопедия для детей. т.5.ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. М.,1995.

Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХVII века. М.,1994.

azbyka.ru

История дореволюционной России на сайте Игоря Гаршина

Разделы страницы по истории России в средние века и в новое время (до образования СССР):

  • История Киевской Руси (от Рюрика)
  • Русь после монгольского завоевания
  • Возникновение и развитие Московского царства (от Грозного до Петра)
  • Построение и расширение Российской империи (Петр I - Николай I)
  • Российская империя без крепостного права (Александр III - Николай II

Смотрите также страницу по истории Украины (Малороссии и Новороссии).

История Киевской Руси (Русского каганата)

Родина Родина

Ресурсы сети об истории Древней Руси

Название "Киевская Русь", по-видимому, придумано поздними историками государства Российского. В летописях это государство изначально называлось Русский каганат, который был таким же "осколком" Хазарского каганата, как и позже Московское царство было осколком Золотой орды (хотя, конечно, и имела собственные корни государственности). Видимо, руссы и были тем народом, который и добился относительного суверенитета от Хазарии.

Возможно, руссы - предки казаков. А предки руссов - жители степей или гор - аланские (аорсы) или булгаро-хазарские племена, в чей состав регулярно вливались также варяжские (или восточно-германские - руги) и славянские народы.

У Русского каганата изначально были 2 центра - Старая Русса и Киев. Есть мнение, что последний был основан тюрками. Следует заметить, что в Польше было славянское племя куявы - возможно, славянизированные тюрки, пришедшие с востока.

Происхождение руссов и Русского каганата

Как ныне установлено, «славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в 8-м веке, заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень [на Ильмень проникли и западные славяне - предки вятичей и будущих новгородцев]. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы, - этнос отнюдь не славянский. Еще в Х в. Лиутпранд Кремонский писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - по месту жительства" - и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси [место запорожских и донских казаков?]. Скудные остатки языка россов - имена и топонимы - указывают на их германоязычие. Название днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены как "по-русски": Ессупы, Ульворен, Геландра, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Струвун - так и по-славянски: Островунипрах [Островной праг (звучит по-чешски), т.е. порог - отсюда Струвун?], Неясить [ненасытный?], Вулнипрах [Вольный или Волновой порог], Веруци [Верчий - вертящий?], Напрези [Напряжный?].

Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу [как викинги - из бочки], а славяне - под струей [поливали из кувшина]. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени [арийский "оселедец"], славяне стригли волосы "в кружок". Русы жили в военных поселках и "кормились" военной добычей, часть которой продавали хазарским иудеям [не от того ли возникла Хазария?], а славяне занимались земледелием и скотоводством.

Авторы Х в. никогда не путали славян с русами [и даже Святослав велел варягам, русам и славянам идти под 3 типами парусов]. Но при этом нельзя считать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы известны как самостоятельный этнос авторам VI в. [!] Иордану и Захарии Ритору

Единственной непротиворечивой версией является заявление епископа Адальберта, назвавшего княгиню Ольгу царицей ругов, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в V в., а восточная удержалась в Восточной Европе до Х в., оставив в наследство славянам династию и название державы. Этот факт наводит на размышления». (Л.Н.Гумилев. «Древняя Русь и Великая Степь» - взято с форума Kavkasweb.net).

Ареал блуждания ругов (именно блуждания, а не расселения) в момент фиксации историческими источниками (6-8 века) - Среднее Поднепровье - Дон - Крым. Широкое рассеяние этого этноса привело к неустойчивости этнонима: руги, рози, русы, рутены, лугии, луи. Их основное занятие - военные походы.

По А.Г. Кузьмину руги упоминаются уже в 307 году, как федераты Римской империи, а по Иордану они прежде готов покинули Скандинавию и были вытеснены затем готами из южной Прибалтики, переселившись на юг и юго-запад.

Получается, что именно руги, а не готы, положили начало Великому Переселению Народов].

Видимо, руги жили и на острове Рюген / Руян - и, возможно, ругии / руяны могут быть германизированными западными славянами, чересполосно заселившими с восточными славянами будущую Русь.

Возможно также, руги - скифоязычная или сарматоязычная трансформация славянского этнонима лугии - жители лугов, что синонимично будущим племенам полян и поляков. А их походный образ жизни (как у будущих казаков) наводит на мысль, что они (до переселения в Северную Европу) были славянизированными сарматами и впоследствии назывались бродниками.

Лес и Степь

Половецкая степь (Дикое поле)

Взаимоотношение земледельческих и кочевых народов Северного Причерноморья от скифских до тюркских времён всегда начиналось как война и всегда заканчивалось как союз. Часто в межславянских племенных разборках принимали участие кочевники, которые потом тоже делились на враждующие лагери, и это затем приводило к их культурной и языковой славянизации. Так возникли бродники и, вероятно, волгари-булгары.

Кочевые народы шли через степи Северного Причерноморья (Дикое поле) чередой потоков: киммерийцы - скифы - сарматы - гунны - мадьяры (V век?) - авары (с VI века?) - булгары (до 660-х гг.) - хазары (с 660-х гг.?) - печенеги (до 1036 г) - торки (с 1036 г.) - половцы (с 1055 г.) - монголы. И со временн, наверное, киммерийцев, эти земли населяли также славянские, а затем восточнославянские племена. Здесь будет рассказано о каждом таком нашествии.

Миграция угров (мадьяр - древних венгоров)
>Миграция угров

Происхождение, значение и история Киева

Во времена пути из Варяг в Греки Киев был важным торговым и промышленным центром. Там останавливались купцы от западных славян и Новгорода, Хазар и Константинополя и перепродавали свои товары друг другу. Там по Днепру плыли суда и вверх, и вниз по течению. И их нужно было ремонтировать, да и строить новые суда. Там нужна была и воинская сила, которая гарантирует мир и стабильность. Там были люди денежные и им можно было продавать и одежду, и оружие и украшения. И все хотели есть. Потому в Киеве благоденствовали и кузнецы, и плотники, и ювелиры, и корабелы, и хлебопёки и т.п.

Однако, перед Батыевым нашествием Киев потерял своё былое значение. Западные славяне становятся немцами. Возникает Ганзейский союз и товары уже идут напрямую с северной Европы в Южную и обратно. Гамбург - Рейн - Дунай - Адриатика - Венеция. Через Францию в Марсель. Вокруг Европы в Испанию и Португалию и дальше в Геную. А оттуда в Египет, в Левант, в Сирию. А оттуда и в Китай, и в Индию. Крестовые походы открыли пути между Западом и Востоком. Константинополь захвачен крестоносцами. Хазария разрушена. Иссяк поток товаров, идущих через Киев. А с ним и деньги. А с ним начали исчезать и ремесленники. Вот потому уходит сила из Киева (со страницы А.М.Григоренко http://www.grigam.narod.ru/letop/index.htm#kiev).

Возможно, основатель Киева Кый был хазарским, во всяком случае, тюркским вождём. Есть брянский город Куява, ж/д станция Куява в Людиновском р-не Калужской обл. Куявия (польск. Kujawy) — историческая область на севере Польши, в междуречье рек Висла и Нотеч, к западу от Мазовии и северу от Великой Польши. Куявия вошла в состав Польского государства еще в 960-х гг. при князе Мешко I. И было древнепольское племя куявы.

  • Легенды о возникновениии Киева

Русь в период феодальной раздробленности (домонгольские княжества)

Русские княжества до монгольского нашествия

Русь после монгольского завоевания

Распад Золотой Орды на улусы

Чингисхан как один из основателей России

Чингиcхан - завоеватель Азии Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?(Чингис-хан)

Именно так: не только Рюрик, Олег, Святослав, Владимир, Ярослав! Почту (систему "ям" для оперативного управления огромным государством) основал Чингис-хан. Границы будущей России обрисовал тоже он. На этой территории он внедрил заимствованную у Китая форму деспотическо-бюрократического правления, которая впоследствии была взята на вооружение московскими царями и существует поныне. А в военное время все его войско жила по законам разработанной им Ясы.

Что интересно, род рыжеволосого голубоглазого бородатого Темучи (Чингиз-хана) происходил из небольшого рода Чесме переселенного в начале нашей эры из восточного Ирана в Забайкалье. [Чингиз - афганец? Кем и зачем был переселен этот род?]

Кстати, до Чингиз-хана еще и гунны подсуетились. А после него все "мягкое подбрюшье СССР" было объединено Тимуром и ойратами (джунгарами / калмыками).

А  вот обычаи калмыков - потомков тех монголов: Калмыки жили кочевьем. И каждый аймак состоял из нескольких хотонов (поселений), имел своего зайсанга (предводителя) и был, по сути, боевой единицей всего войска калмыков. Перед битвой всегда происходил определенный ритуал. Приносили сундук, из которого доставали боевой бюшмюд (верхняя одежда) зайсанга. Сам он сидел на кошме впереди своего рода, с него снимали повседневный бюшмюд, одевали для боя. Он, как правило, был спереди бурый от засохшей и застарелой крови врага, его никогда не чистили, а сзади белый.

- В бою каждый калмык должен был видеть, где находится его зайсанг - впереди, он ориентируется на его белый со спины бюшмюд, - говорил отец Церену Санджеевичу. - А для врага бюшмюд зайсанга не сильно отличался из-за своего бурого цвета. Если ты, зайсанг, хочешь жить долго, ты должен биться так, чтобы как можно больше окропить свою одежду кровью врага. Так ты станешь для него не такой явной мишенью. В свою очередь у калмыков этого рода задача - не допустить гибели зайсанга или его захвата." Редко, но такое случалось, когда род терял своего зайсанга в бою. Каким образом? Чтобы определить это, собирался калмыкий суд Зарго, состоявший из представителей знати и духовенства. Если суд выносил вердикт, что род виноват в том, что не уберег своего зайсанга, или же сам зайсанг допустил малодушие - весь род объявлялся виновным. Он расформировывался, и каждый калмык мог взять из этого рода людей для грязных работ [общественные рабы]. Мужчинам этого рода следовало заплетать косу в знак принадлежности к женскому полу.

Такими проклятыми они жили до тех пор, пока на коня не вставал сын зайсанга. Что значит "встать на коня" для калмыка? Отец сажал на коня ребенка с 4 лет, он вырастал на нём. "Встать на коня" - значит стать мужем, быть готовым к бою. Когда эта весть облетала калмыцкую степь, новые хозяева калмыков этого рода обязаны были отпустить их. Они собирались возле своего родового хурула, проводили специальные обряды, сжигали свои одежды, состригали косы. В бой их вел молодой зайсанг. Им ставили самую сложную задачу. "Как правило, в бою сильнее и свирепее их никого не было, - говорил отец Церену Санджеевичу. - Более того, впоследствии никто никогда не имел права напомнить такому калмыку о нехорошем моменте в истории рода. Если такое происходило, он имел право убить, что и делал, того, кто его оскорбил.

Хронология нашествия Чингисхана и Батыя на Поволжье, Кавказ и Русь

Европейские завоевания Чингисхана

Основатель Монгольской империи Чингиз-хан Нажать создал самое большое государство в истории. Даже Британская и Российская империи впоследствии уступали ему в размерах. Он придавал сакральное значение достижению "закатного последнего моря" - Атлантики, сделав его, выражаясь по-современному, национальной идеей, но решил сперва покорить южный Китай и Индию, и в 1227 году умер на обратном пути из похода к предгорьям Тибета.

Завоеватель разделил империю на четыре "улуса" между сыновьями. Старший, Джучи, получил современный Казахстан и Заволжье [Улус Джучи-хана - будущая Золотая Орда], Джагатай - Среднюю Азию [будущая Белая Орда, затем государство Тамерлана], Тули - Персию. Второго сына, Угедэя, Чингиз-хан оставил при себе, чтобы сделать преемником, и дал ему в управление Монголию и Китай.

Джучи отличался строптивым нравом и мог перечить отцу, который, скорее всего, и не был его отцом, т.к. жена Чингис-хана была похищена враждебным племенем меркитов и прожила в плену как жена его хана. Чингиз отдал Джучи самые бедные западные земли, предложив почетную роль окончить миссию завоевания Европы. Еще при жизни Чингиз-хана Джучи погиб, упав с коня во время соколиной охоты, и улус унаследовал его сын Батый. В то время Монгольская империя еще оставалась единым государством, и потомки Чингиз-хана ощущали себя семьей. Решение о походе на запад было принято в 1235 году на курултае в Каракоруме под председательством великого хана Угедэя. С Батыем отправились до десятка принцев-чингизидов. Фактически командовал лучший полководец Чингиз-хана - многоопытный Субудай. Сам Батый любил комфорт и не был легок на подъём. Несмотря на его свирепость при завоевании русских городов, монголы называли его Саин-ханом (Добродушным).

Нашествие хана Батыя на Русь

Орда Бату-хана, известного в России как Батый, 15 декабря 1237 года осадила первый русский город - Рязань, и через шесть дней захватила его.

А  через полтора месяца - 20 января, - после пятидневного сопротивления пала Москва, которую защищали младший сын великого князя Юрия Всеволодовича Владимир и воевода Филипп Нянка "с малым войском".

Столица Северо-Восточной Руси, Владимир, была взята в начале февраля после восьмидневной осады. За ней последовали Суздаль, Ростов Великий, Тверь, Кострома, Ярославль и ряд других городов.

Завершением захватнической войны стало сражение 4 марта на реке Сить, в котором захватчики разгромили объединенные русские силы. Погибли многие князья, в том числе великий князь Юрий (его голова была доставлена Батыю).

После этого "блицкрига" орда вернулась в приволжские степи. Следующий поход состоялся в 1240-1242 годах. Монголо-татары сожгли Киев и Краков, прокатились по Венгрии, разгромили чешских и немецких рыцарей при Легнице, вышли на Адриатическое побережье в районе Триеста и с удивлением узнали, что это еще не "последнее море", до которого они намеревались дойти.

Русские княжества во время татаро-монгольского ига

Возникновение и развитие Московского царства (от Ивана III до Петра I)

Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения. (Николай II)

Шапка Мономаха - корона русских царей и символ самодержавия России

Царь Иван III - собиратель Московского царства

Этот период характеризовался борьбой с другими русскими князьями и завоеванием русских земель.

Царь Иван IV Грозный - основатель единого Московского государства

Иван Васильевич Грозный (царь Иван IV)

Иван Грозный - не только потомок Рюрика (и Одина), не только потомок римских императоров. Иван Грозный - потомок знаменитого участника Куликовской битвы мурзы Мамая, а также половецкого хана Аепы.

Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Борьба с боярством за централизацию власти (опричнина).

Царь Борис Годунов

Усилиями Бориса Годунова были построены города Воронеж, Саратов, Царицын, Самара, Тюмень, Тобольск и Белгород [!]. Помимо этого, Борис Годунов послал своего воеводу Мансурова во второй Сибирский поход, в результате которого была вторично завоевана Сибирь, утраченная после гибели Ермака.

Великая Смута

День народного единства 4 ноября - праздник не надуманный. На Россию много раз вторгались, но именно полякам это удалось больше всех. Гитлер не взял Москву. Наполеон взял, но не победил армию. А поляки (с казаками) и Москву взяли, и армии у нас тогда единой не было. А все равно выстояли, создали армию и выбили захватчиков.

Построение и расширение Российской империи (Петр I - Николай I)

Петр Алексеевич Романов (царь Пётр I)

Ливонская война

Крепость Орешек (Шлиссельбург)

Российская империя без крепостного права (Александр III - Николай II)

Начало потери территорий (Аляска, Порт-Артур...). Россия капиталистическая и предреволюционная...

Отмена крепостного права в царской России

С середины XIX века Россию лихорадило. Только за два года, с 1856-го по 1857-й, в стране произошло более 270 крестьянских выступлений. В следующем, 1858 году бунты случились уже в 528 местах, в 1859 году – в 938. Становилось все очевиднее, что с крепостным правом пора кончать.

Но, вступив на путь реформ, правящая династия предпочитала не рубить сгоряча. Прогрессивные начинания слишком часто в истории России ограничивались полумерами или нивелировались последующими решениями. Не стала исключением и отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Долгожданная свобода была дарована крестьянам без собственности на землю, доступные для обработки наделы подверглись сокращению, сельское население было обложено выкупными платежами. Люди как бы «покупали» землю у помещиков, за «свои» наделы нужно было еще и выплатить немалую сумму, пусть и в рассрочку на десятки лет. Это была не та реформа, о которой мечтало крестьянство.

В 1861 году число крестьянских выступлений выросло до 1176. Народ будоражил слух, что царский указ – Положения 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости – подложный, что настоящий указ утаили помещики. Для усмирения восставших пришлось применять войска.

Рост населения Российской империи выявил ближе к концу XIX века новую проблему – безземелие. Выход находили в аренде, но помещик требовал взамен «натуральную» оплату – отработку на собственных землях. Так в новых условиях возрождалась барщина. Вновь начался рост крестьянских бунтов: с 1877-го по 1879 год в стране было зафиксировано 86 выступлений, в том числе весьма крупных, в которых принимали участие десятки тысяч человек. На подавление беспорядков опять были брошены войска. Волнения охватили и города – с 1877 по 1879 год было зафиксировано 114 рабочих выступлений на заводах и фабриках.

Последняя русско-турецкая война

Карс - бывший российский (армянский) город

Русско-японская война

В январе 1904 года генерал Алексей Куропаткин, полагавший Русско-японскую войну авантюрой, высказывал министру внутренних дел Вячеславу Плеве, что он, Плеве, был среди министров, которые этой войны желали, то есть примкнул к банде политических аферистов. На это Плеве с иронией отвечал: «Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

В этой войне Российская империя потерпела позорное поражение, потеряла территории, потратила 2 452 млн рублей (еще около 500 млн рублей было потеряно в виде отошедшего к Японии имущества), государственный долг вырос на треть. Все это не могло не сказаться как на моральном состоянии общества, так и на экономической ситуации.

Первая русская революция и появление Советской власти

Еще до формального завершения войны, 9 (22) января 1905 года возглавляемые священником Георгием Гапоном тысячи петербургских рабочих с женами, детьми, стариками, в нарядных одеждах, с иконами и портретами Николая II в руках отправились к Зимнему дворцу передать царю петицию о своих нуждах. Шествие было разогнано с применением огнестрельного оружия, были убиты, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч демонстрантов.

Страна всколыхнулась. Началась Первая русская революция. Города сотрясали стачки, забастовки, рабочие выступления. Бастовали 30 из 33 железных дорог России. Революция перекинулась на армию – вспыхнуло восстание на кораблях Черноморского флота, восстание солдат и матросов охватило Кронштадт. Далее – Владивостокское восстание, Свеаборгское, Ревельское восстание на крейсере «Память Азова» и т.д.

Почти все губернии охватили крестьянские волнения. На этот раз все было чрезвычайно серьезно: 31 октября 1905 года была создана «Марковская крестьянская республика» в селе Маркове Волоколамского уезда Московской губернии (просуществовала до 18 июля 1906 года). В ноябре возникла «Старо-Буянская республика», созданная восставшими крестьянами сел Царевщина и Старый Буян Самарского уезда Самарской губернии. Следом – «Читинская республика», власть в городе взял Совет солдатских и казачьих депутатов, и «Новороссийская республика». В Красноярске власть перешла к Совету рабочих и солдатских депутатов («Красноярская республика»). В начале 1906 года восставшие с оружием в руках взяли власть в Сочи. Повсеместно создавались органы самоуправления – Крестьянские комитеты, рабочие и солдатские Советы.

В таких вот обстоятельствах в октябре 1905 года увидел свет Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Он содержал всего три пункта:

  1. о гражданских свободах, неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
  2. о распространении избирательных прав на те категории населения, которые ранее их были лишены;
  3. о наделении законодательными функциями Государственной думы.

Саму Государственную думу Николай II под давлением революции учредил своим манифестом еще 6 августа 1905 года. Но лишь в качестве законосовещательного органа, предоставив избирательные права лишь крупным собственникам, крупным плательщикам налогов и лишь в особых случаях – крестьянам. Октябрьский же манифест наделял Государственную думу реальными законодательными полномочиями и существенно расширял избирательные права. Положения манифеста были включены в Основные законы Российской империи, что позволяет сегодня ряду исследователей говорить о возникновении в стране с этого момента Конституции.

  • Появлению парламентаризма предшествовал распад России на множество мелких республик.

История парламентаризма в Российской империи

Выборы в Первую Государственную думу были организованы так, чтобы обеспечить в ней преобладание «мужицкого элемента». Расчет был на богобоязненность, веру крестьян в царя, свойственный им консерватизм. Ожидалось, что произнесенный с трибуны голос деревни положит конец смуте развращенных горожан. Всерьез законодательные функции парламента никто не рассматривал. Для одобрения депутатам были подготовлены законы, например, «Об отпуске 40 029 руб. 49 коп. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение клинической прачечной при Юрьевском университете». Возмущенные избранники отказались от их рассмотрения и занялись куда более важными (с их точки зрения) вопросами – о политической амнистии, земельном вопросе, принудительном отчуждении земель у помещиков. 27 апреля 1906 года Первая Государственная дума начала свою работу, 8 июля император своим указом разогнал ее.

Выборы во Вторую Думу проходили под жестким прессингом чиновников. Партиям и объединениям отказывали в праве на собрания, от выборов под разными предлогами отстранялись крестьяне и рабочие. Были предприняты все силы, чтобы «мужицкого элемента» в Таврическом дворце было поменьше. Итогом этих манипуляций стало лишь то, что во 2-й Думе большинство получили социал-демократы. Она была избрана 20 февраля 1907 года, а разогнана 2 июня того же года. Одновременно с разгоном 2-й Думы Николай II безо всякого участия парламента изменил Положение о выборах. В парламенте существенно увеличивалась доля помещиков и буржуазии за счет уменьшения мест для рабочих и крестьян.

Третья Дума была единственной, проработавшей все пять положенных по закону лет. Полномочия четвертой Думы, которая отличалась от третьей лишь большим числом священнослужителей среди депутатов, пришлось приостановить в феврале 1917 года, на фоне разворачивающейся новой революции.

Октябрьский манифест Николая II, являясь смелой реформой по сути, теоретически способной учредить в стране конституционную монархию, по факту оказался очередным половинчатым действием царской власти. В числе мер, остановивших развитие Революции 1905 года, этот документ сыграл свою роль. Но одновременно его практическая реализация стала еще одной каплей в разгорающийся костер новой революции – Революции 1917 года.

Первая мировая война

  • Россия защищала результаты своей многовековой истории.

Ключевые слова для поиска сведений по истории Российского государства:

На русском языке: история России, прошлое российских народов, национальные культуры Евразии, Российская империя, Советский Союз, СССР, Киевская Русь, русские революции, малоизвестные факты, русские, славяне, казаки, татары, тюрки; На английском языке: Russia history.

www.garshin.ru


Смотрите также