У этого термина существуют и другие значения, см. Сет.
Сет, Сутех
Stẖ
Первоначально: защитник солнца-Ра от Апопа, владыка воинской доблести и смелости. После эпохи Нармера и особенно Птоломеев демонизирован: покровитель далёких от Нила стран и чужеземцев, мирового зла, пустыни, сближён с Апопом, антагонист в дуализме Сета и Осириса-Хора.
Мифология
египетская
Местность
покровитель Верхнего Египта, северо-восточная Дельта Нила
Сфера влияния
гнев, пыльная буря, хаос и война
Толкование имени
Покровитель царской власти, его имя в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь») и в именах фараонов XIX династии. Позже иероглиф «зверь Сета»
был детерминативом к словам «дикий, злой, свирепый»[1]
Греческое написание
Σηθ
Латинское написание
Seth
Пол
мужской
Отец
Геб
Мать
Нут
Брат
Осирис
Сестра
Исида, Нефтида
Супруга
несколько включая: Нефтида, Таурт, угарито-финикийские Анат и Ашторет
с головой похожей на осла[2], трубкозуба; крокодил[прим. 1], гиппопотам[прим. 2], змея[прим. 3], гиппопотам в шкуре крокодила[прим. 4], чёрная свинья[прим. 5]
Связанные события
День его рождения — третий предновогодний — считался в Египте несчастливым
Атрибуты
скипетр Уас и анх; стихия — пустыня, песчаные бури.
В иных культурах
отождествлялся с финикийским Баалом
Иллюстрации на Викискладе
Сет также Сетх, Сутех, Сута, Сети (егип. Stẖ) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далёких стран и чужеземцев.
ru-wiki.ru
Боги Древнего Египта. Сет.
Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье. Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего он выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран». По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок - Нефтида - по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения Сет мог претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего брата. Жажда власти подвигла Сета на преступление - убийство Осириса. По одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета к Осирису. Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее замечательных легенд Древнего Египта - «О двух братьях» действие разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои имеют имена богов: Анупу (Анубис) и Бата - пастух, в последствии принимающий облик быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и выносливости). Коварная жена Анупу после неудачной попытки соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат в порыве ревности едва не убивает младшего брата... Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они могут переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так называемые бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в страну. Один из них связан с той борьбой за трон, которая образует центральное ядр истории Сета и Осириса. Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и брос» вызов убийце отца, занимавшего египетский трон не по праву, яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око. Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном случг Око написано с заглавной буквы, потому что оно не просто глг природный, но и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком - Луну). Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Ег носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек приобретал благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего силу, бодрость, здоровье, безопасность. По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к головному платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим фараона и обеспечиваюшим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой стороны, возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила. Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное, предельно логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом... А впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не связаны между собой единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и характеров. Это - не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются - порой в причудливой поэтической или фантастической форме - текущие события тех далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа, вводит порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в совокупности не обладают такими качествами. Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении, их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал, что многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных сочинений. «Наиболее изощренный и пространный образец такого рода литературы, - писал он, - история борьбы Гора и Сета за право царствования в Египте. Она значительно расширяет наши знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории - божественные существа, как этого и следует ожидать в египетском тексте, но все они совершенно подобны людям, включая волшебницу Исиду. Центром повествования является судебный процесс между неуклюжим, мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется, разумеется, из-за наследия Осириса - царской власти, которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет - по праву сильного... Рассказ начинается с решения суда, и оно же в конце концов счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки - появление Сета, примирившегося со своей судьбой... Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра... чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье». Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные судебные процессы и волокиту. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, но тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование - на ладьях - с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора. По мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только известное явление природы - борьба злых сил пустыни с плодородием долины, - но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное начало против родового)». Как видим, эти версии не столько отрицают, сколько дополняют то объяснение, которое было предложено Антесом. Ведь даже если данный миф - преимущественно литературное, а отчасти сатирическое произведение, в нем могли проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства. Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где преобладают пустыни), а Гор - Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не был воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет поражал гарпуном этого врага. Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф. При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его порой отождествляли с Апопом! Подобные «перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры. Считается, что и те животные, которые первоначально почитались как священные (отголоски тотемических верований) и мясо которых по этой причине запрещалось к употреблению, впоследствии превращались в «грязных», «нечистых», не угодных богам (возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками). Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов богов от людей (а также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить своей особенной жизнью, а противоречивые предания о них потребовали определенной упорядоченности. В результате образ Сета, в частности, превратился в олицетворение зла, приближаясь к образу библейского Сатаны. В этом смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего - выжиганием и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно творил и образ злого и жестокого божества, которое воплощало не столько природные, сколько человеческие черты.
secretworlds.ru
Сэтх — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия
Статуя Сета. У этого термина есть и другое значение: Seth Iova — фуррь, также известый как Leosaeta.
Сэтх, также Сетх, Сутэх, Сэт или Сет — древнеегипетский бог смерти, войны, пустынь, гроз, хаоса и беспорядка. Покровитель чужих стран и иностранцев (не египтян). Часто изображался с красными глазами, красными волосами или красным лицом, что в зависимости от контекста могло означать как триумф, так и насилие[1]. Сета также называют богом зла, но это не верно, так как зло олицетворял змей Апоп, а Сэтх был просто жесток.
Имя Сэтха в иероглифах.
Точное значение имени Сета неизвестно. Две самые вероятные версии: «Слепящий Светом» или «Столп Постоянства». Первая версия связывает Сета с пустынями, вторая — с правителем. По употреблению иероглифов, составляющих его имя, и записи его на копском («Сэт») археологи предположили оригинальное звучание имени: *Sūtaḫ (близко к «Сутах»). Окончание -ах означало «великий, царственный» и употреблялось только в именах Сета и Ра. Вероятно, впоследствии оно было опущено, когда культ Сета потерял силу. Так как гласные в древнеегипетской письменности не обозначались, то в современной записи древнеегипетского латиницей имя выглядит так: Stẖ.
Похожие имена[править]
Имя «Сутах» считается возможной основой еврейского «Сатана» и арабского «Шайтан».[2]
Некоторые люди носят имя Сэт (в английском — Seth или Set). Например, таково имя создателя «Гриффинов» — Сэта Макфарлейнаi. Также Сэт (Seth, Шэт) — это сын Адама и Евы, из библейских историй, в православии известен как Сиф. В Коране этот персонаж имеет имя Шит или Шис (в английском записывается Shith или Shiyth). В Индии Seth — это фамилия. Также есть похожая индийская фамилия Sheth. Возможно, индийская фамилия основана на исламском пророке Шите, который похоронен в Индии.
Сэтх и Гор.
В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом-покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). Сет и Ра изображались на равных поддерживающими Око Ра (солнечный диск), то есть власть фараона. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт. В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
Поклонение Сэтху было особо распространено в Верхнем Египте, поэтому Сэтх считался также его покровителем. В Нижнем Египте культ Гора был более распространён. Из-за борьбы политических партий Сэтх стал противопоставляться Гору. Жители Верхнего Египта активно возражали против объединения с Нижним Египтом. Когда объединение всё-таки произошло и новый правитель Нармер принял поклонение Гора (включив его имя в свой титул), образ Сэтха стал приобретать негативные черты. Образ Сета-врага окончательно оформился, когда Египет стал страдать от нападений других народов, так как покровитель пустынь также отвечал и за чужестранцев. Сета стали изображать в облике гиппопотама и крокодила — животных, которых в Египте традиционно опасались. Только в некоторых коммунах продолжали поклоняться Сэтху как героическому богу-властителю.
Животное Сэтха[править]
Ша, на основе иллюстрации E.A. Wallis Budge (1934) в «The Gods of the Egyptians».
Ша в иероглифах.
Основная статья: Ша
Сэтх изображался с головой животного, которое называют «ша». Пока не удалось установить, какому из известных видов оно соответствует. У ша поджарое собачье сложение, длинная узкая морда, загнутая вниз, длинные торчащие уши прямоугольной или треугольной формы (широкие на концах). В зооморфных изображениях у ша прямой хвост, заканчивающийся кисточкой или вилкой. Ша изображали чёрного цвета, но также иногда красной. Ша называют одним из первых химерических животных в человеческой культуре.
Ша появляется в египетском искусстве ещё с додинастичской эры. Её голова украшала церемониальные скипетры того времени. Для обозначения этого животного существовало три разных иероглифа, один из которых изображал непосредственно Сэтха, а остальные также могли означать его. Все три иероглифа использовались в словах, имеющих отношение к хаосу: буря, насилие, волнения…[3][4]
В 1960-х, затем 1990-х и 2000-х с юга Египта начали поступать сообщения о нападениях странного животного, которого назвали салавой. Свидетельства очевидцев и фотографии убитых особей описывали элегантного чёрного волчьего и заставили предположить, что этот неизвестный вид мог быть животным Сета. Исследование 2009 года показало, что это могла быть лиса фенек. Если так, то возможно, что ша является стилизованным гибридом водящегося в пустынях фенека и живущей южнее, однако более опасной гиеновидной собаки.
Спас Ра от Апопа, пронзив змея гарпуном.
Убил своего брата Осириса
Плюнул в глаз Гору, приняв облик свиньи.
Восемьдесят лет дрался с Гором, сыном Осириса.
Основная статья: Сэтх в популярной культуре Сет в «Тутенштейне».
Образ врага[править]
Многие произведения следуют поздним запечатлениям Сета и помещают его на роль могущественного врага.
Мультсериал «Тутенштейн»: В мультсериале про мумию в нашем времени был неоднакратно показан Сэтх.
Аниме «Hellsing» — Сет демон.
Мультсериал «Приключения Папируса» — Сет главный антагонист.
Видеоигра «Phantasy Star IV» — Сетх (Seth) присоединяется к партии, когда они прибывают на остров к востоку от Krup на Motavia, который утверждал, что он археолог. Когда участник достигает храма, он превращается обратно в демоническую форму и нападает на участников.
Видеоигра «Egypt 3: The Egyptian Prophecy» — в игре Сэтх бог, который мешает игроку.
В мультсериале «Mummies Alive!» Сет показывается комическим антагонистом, одним из стаи Анубиса.
Сет по версии Marvel Comics.
Змеиный образ[править]
Змеиный образ Сета впервые появился в рассказах о Конане-варваре. Другие произведения про Конана, такие как мультсериал «Conan the Adventurer» и серия комиксов Marvel, раскрывают образ Сета как змеиного бога.
Равное божество[править]
В «Звёздных вратах SG-1».
В некоторых произведениях Сет не выделяется негативностью среди других древнеегипетских богов.
Примеры:
Видеоигра «Age of Empires: Mythologies» — Сет (Set) является одним из трех главных богов, которые могут быть поклонялись египетских игроков.
Видеоигра «Age of Mythology» — Сет (Set) является одним из трех основных богов египтян.
Сериал «Звёздные врага SG-1»: Сет такой же злодей, как и остальные древнеегипетские боги-инопланетяне. В третьем сезоне ему посвящёна вторая серия. Сэтх в образе человека организовал храм имени себя.
Расы и персонажи[править]
Слуга Сэта в мультсериале «Samurai Jack»
В эпизоде «Jack in Egypt» Аку освобождает слуг Сета, чтобы они убили самурая Джека. Трое слуг, выглядящие как чёрные тени в золотых масках, сражаются с Джеком. Они легко восстанавливают повреждения. Они сильнее всех его предыдущих соперников. Чтобы победить их, самурай собирал металлического скарабея (как в мультфильме «Аладдин», только из трёх частей). После этого с неба спустился бог-птица, который уничтожил слуг Сэта.
В 1975 году Майкл Акино уйдя из «Церкви Сатаны» из-за идеологических разногласий с положениями сатанинской философии, основал Храм Сета (англ. Temple of Set). Организация зарегистрирована в Калифорнии (США), но принимает членов и из других континентов. Новопоступившие проходят испытательный срок в два года. Члены храма платят членские взносы. Храм так же спонсирует ордены, в частности орден Гора, орден Вельзевула, орден вампиров и другие. Официальный сайт — Xeper.org
Бог Сет, Сетх - бог хаоса и беспорядка, убивший Осириса за любовную связь с женой
Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.712
Сет (Сетх, Сутех, Сута) — в мифологии древних египтян бог пустыни, убийца Осириса, в позднеегипетских представлениях — олицетворение зла. Изображался в виде человека с головой «зверя Сета» (осел, шакал или др.). Сет — сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Нефтиды.
Сет (Сетх) — египетский бог пустыни и песчаных бурь, бог чужеземных стран, бог землетрясений, сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса. Был побеждён богом Хором. Египтяне изображали бога Сета мифическим животным или человеком с головой демонического животного, идущим в сопровождении рыжей собаки, олицетворяющей собой звезду Сириус, появление которой на небосклоне предвещало разлив Нила. Животные — осёл, свинья и гиппопотам. Муж богини Нефтиды. Храм — Пер-Рамсес.
В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно, в позднеегипетском понимании, некого существа, не принадлежащего этому миру. Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама.
Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000 — 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сета также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 до н. э.).
Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с ассиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности — Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут. Город, посвященный Сету, в Египте называется Омбос.
Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное). Его изображают в виде крокодила (Рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендера), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (Рельеф в храме Рамсеса 2 в Асуане), а так же в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа 3), стилизованного животного похожего на осла (ГМИИ им. Пушкина), так же как известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами). Однако с концом Древнего царства его культ постепенно превратился из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»).
Согласно Гелиопольской космогонии Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта. В продолжении сего надо отметить, что даже после такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Являясь, с одной стороны, повелителем хаоса и олицетворением зла, он, с другой стороны, выступал в качестве необходимого дополнения к божественному порядку. Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости.
Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.
svr.su
Персональный сайт - Сет
Пожалуй, самая загадочная личность из всего пантеона древнеегипетских богов. До сих пор точно не установлено, с каким животным он ассоциировался. Если боги Гор и Ра имели соколиное обличье, Анубис – голову собаки или шакала, то внешний вид Сета остается загадкой. Подобно большинству богов Древнего Египта, он имел облик человека с головой какого-то животного.
Сет
Но вот в чем парадокс: несмотря на большое количество изображений, сохранившихся до нашего времени, историкам так и не удалось точно определить, с головой какого животного рисовали Сета. Высказываются предположения, что это мог быть муравьед, крокодил, или даже осел. Возможно, это было млекопитающее, не так давно вымершее. Кому-то он может показаться похожим на чупакабру.
Чупакабра Южной Америки
В иероглифическом письме Сет изображался так:можете сами попробовать угадать, что за животное имели в виду древнеегипетские писцы.
Мой дядя, самых честных правил…
Сет приходился ближайшим родственником таким почитаемым в Древнем Египте богам, как Осирис и Исида – он был их родным братом. И он же стал злейшим врагом и брату с сестрой, и позднее появившемуся на свет племяннику Гору. Причиной всему, говорят, послужила зависть Сета – Осирис унаследовал от отца Геба всю полноту власти над Древним Египтом, не оставив родне даже малой толики. Обиженный Сет решил погубить брата – тогда следующим преемником становился он. Легенда гласит, что коварный Сет устроил праздник сразу после возвращения Осириса из тяжелого похода на Нубию. Он подготовил богато украшенный саркофаг и объявил, что подарит его тому, кому он придется впору. Надо ли говорить, что Осирису он подошел идеально…
И не успел Осирис обрадоваться такому везению, как заговорщики захлопнули крышку, запечатали саркофаг и отправили по Нилу. В мифе прямо не указывается, но из логики повествования следует, что внутри этого плавучего гроба Осирис и скончался. Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Легенда говорит, что к тому времени гроб выбросило на берег, где вокруг него выросло дерево, полностью заключив саркофаг внутрь ствола. Затем дерево спилили и использовали для постройки дворца какого-то местного царька. Прикинувшись обычной смертной, Исида пробралась во дворец, но для того, чтоб забрать тело, ей пришлось открыться.
Одно из изображений Сета на каменном барельефе
Получив труп мужа, Исида с помощью волшебства воскрешает его. Однако Сет узнает об этом, разыскивает прячущуюся пару и опять убивает брата. На этот раз он разрубает тело на множество кусков и разбрасывает по территории всей страны. В ответ Исида зовет на помощь Анубиса и собирает все кусочки. Обратившись в птицу, она зачинает от мертвого Осириса сына, который вскоре получит имя Гор. Через некоторое время Осирис воскресает вновь. Воспитанный в условиях строгой конспирации Гор, повзрослев, узнает историю своего рождения и выносит дело на суд богов, требуя признать именно его законным наследником Осириса. Сет, само собой, категорически возражает. Суд тянется 80 лет и, вроде бы, признает правоту Гора, однако Сет отказывается принять решение суда. Дядя и племянник собирают армии, начинается война.
Война и мир
Сражения длятся в течение десяти лет (ровно столько же в древнегреческой мифологии заняла борьба Зевса с Титанами). Ни одна сторона не может добиться решающего преимущества, но войскам Гора удается вытеснить Сета из плодородных районов Древнего Египта.
Гор, поражающий Сета (в образе крокодила) копьем - барельеф из более позднего исторического периода
Боги опять собираются на совет. В этот раз собранием руководит уже сам «отец богов» Нун, по некоторым сведениям, стоящий в иерархии даже выше Ра. Принятое решение гласит, что Сет и Гор должны прекратить сражения и оставляет за каждым из них те территории, которые они фактически контролируют. Впоследствии Сет будет объявлен проигравшим в этой войне и получит статус бога пустыни и смерти. На этот раз противники не спорят с судом. Установившаяся ситуация обретает легитимность и война заканчивается.
Вопросы без ответов
Мифы говорят, что Сет смог убить Осириса только обманом, заманив его в саркофаг. При этом утверждается, что на празднике присутствовали несколько десятков заговорщиков. И даже в такой ситуации они не смогли просто лишить Осириса жизни каким-нибудь обычным способом, а просто закрыли крышку и утопили гроб. Почему же после первого воскрешения брата Сет легко расправляется с ним?
Создается впечатление, что Сет не делал особой тайны из уже свершившегося убийства, почему только Исида стала предпринимать какие-то действия, а прочие боги дружно проигнорировали этот факт?
Почему суд за наследство Осириса длился 80 лет, ведь все вроде бы было ясно: Сет – убийца, Гор – сын убитого?
Согласно легенде, суд вынес решение в пользу Гора. Отчего же боги не оказали ему силовую поддержку, когда Сет отказался принять решение суда?
Почему окончательно воскрешенный Осирис отказался от трона Египта и занял место Анубиса в мире мертвых? И, кстати, насколько велика роль Анубиса в этой истории? Ведь он был сыном Осириса и Нефтиды – жены Сета. Родился он раньше Гора и вполне мог претендовать на наследство Осириса. Его-то происхождение не скрывалось. Вот кто в результате всей этой истории оказался ущемленным – мало того, что про него не вспомнили при дележке, так Осирис еще и сместил его с должности главного бога подземного царства на вторые роли.
На самом деле, какую-то пользу от войны получил только Сет, изначально не имевший ничего, кроме статуса младшего брата Осириса, а получивший в итоге пусть и не самые плодородные, но весьма обширные территории. И вот именно его-то потом и объявили проигравшим.
И наконец, почему все-таки Сет не понес никакого наказания за убийство?
Проигравший бог
Как считают современные историки, во времена становления государственности древнего Египта Сет считался главным сподвижником и защитником Ра, его помощником в ежедневной борьбе со змеем Апопом. Уже впоследствии его образ был демонизирован и он стал олицетворением зла. Часто Сет изображался с красными глазами и красной гривой волос. Ученые считают, что таким образом древние египтяне подчеркивали принадлежность Сета к злым силам. Но красный – не только цвет песка или крови, но и цвет короны Нижнего Египта (в отличие от белой короны Верхнего). Возможно, война богов – это отражение борьбы Верхнего и Нижнего Египта? Согласно археологическим изысканиям, Верхний Египет одержал победу в этой борьбе.
Нельзя утверждать, что древние египтяне относились к Сету так же, как современные христиане к дьяволу. В его честь строились многочисленные храмы, фараоны брали себе его имя, сам титул фараонов в некоторый период истории звучал как «Гор и Сет». Все это свидетельствует о весьма большом уважении к Сету в Древнем Египте.
Изображение фараона Сети-I (фактически, взявшего себе имя Сета) на стене храма в Абидосе, воздвигнутого им в честь Осириса
В древнегреческой традиции ассоциировался с Тифоном.
Примечание: до объединения Египта под одной властью он делился на два независимых государства, которые сейчас мы называем «Верхний Египет» - область верховьев Нила, и «Нижний Египет» - нижнее течение и дельта Нила при его впадении в Средиземное море.
bogi-drevnie.narod.ru
СЕТ — Язычество
Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье.
Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего он выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран».
По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок – Не фтида – по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения Сет мог претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего брата. Жажда власти подвигла Сета на преступление – убийство Осириса. По одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета к Осирису.
Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее замечательных легенд Древнего Египта – «О двух братьях» действие разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои имеют имена богов: Анупу (Анубис) и Бата – пастух, в последствии принимающий облик быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и выносливости). Коварная жена Анупу после неудачной попытки соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат в порыве ревности едва не убивает младшего брата…
Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они могут переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так называемые бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в страну. Один из них и связан с той борьбой за трон, которая образует центральное ядро истории Сета и Осириса.
Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего египетский трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око.
Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном случае Око написано с заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный, но и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком – Луну). Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Его носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек приобретал благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего силу, бодрость, здоровье, безопасность.
По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к головному платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой стороны, возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное, предельно логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом… А впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не связаны между собой единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и характеров. Это – не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются – порой в причудливой поэтической или фантастической форме – текущие события тех далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа, вводит порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в совокупности не обладают такими качествами.
Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении, их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал, что многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных сочинений. «Наиболее изощренный и пространный образец такого рода литературы, – писал он, – история борьбы Гора и Сета за право царствования в Египте. Она значительно расширяет наши знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории – божественные существа, как этого и следует ожидать в египетском тексте, но все они совершенно подобны людям, включая волшебницу Исиду.
Центром повествования является судебный процесс между неуклюжим, мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется, разумеется, из за наследия Осириса – царской власти, которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет – по праву сильного… Рассказ начинается с решения суда, и оно же в конце концов счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки – появление Сета, примирившегося со своей судьбой… Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра… чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье».
Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные судебные процессы и волокиту. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, но тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование – на ладьях – с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора.
По мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только известное явление природы – борьба злых сил пустыни с плодородием долины, – но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное начало против родового)». Как видим, эти версии не столько отрицают, сколько дополняют то объяснение, которое было предложено Антесом. Ведь даже если данный миф – преимущественно литературное, а отчасти сатирическое произведение, в нем могли проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.
Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где преобладают пустыни), а Гор – Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не был воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет поражал гарпуном этого врага.
Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф.
При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его порой отождествляли с Апопом!
Подобные «перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры. Считается, что и те животные, которые первоначально почитались как священные (отголоски тотемических верований) и мясо которых по этой причине запрещалось к употреблению, впоследствии превращались в «грязных», «нечистых», не угодных богам (возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками).
Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов богов от людей (а также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить своей особенной жизнью, а противоречивые предания о них потребовали определенной упорядоченности. В результате образ Сета, в частности, превратился в олицетворение зла, приближаясь к образу библейского Сатаны.
В этом смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего – выжиганием и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно творил и образ злого и жестокого божества, которое воплощало не столько природные, сколько человеческие черты.
pagandom.ru
Бог СЕТ (Древний Египет) - Денис Балин
В египетской мифологии Сет (также Sutekh , Setesh , Seteh ) являлся древним богом, который был первоначально богом пустыни , одним из двух главных биомов , которые составляли Египет , другой являлся маленькой плодородной областью с обеих сторон Нила . Точный перевод слова Сет неизвестен наверняка, но, как обычно полагают, что это слово значит (тот кто) ослеплен или столб стабильности , один связанный с пустыней, а другой с учреждением монархии .
Поскольку он был богом пустыни, Сет был связан с песчаными бурями , и верблюжими караванами пустыни. Из-за чрезвычайной враждебности окружающей среды пустыни, Сет рассматривался как очень сильный, и следовательно он был главным богом. Один из более общих эпитетов был то, что он был велик в своей силе , и в одном из Текстов Пирамид заявляется, что сила фараона – это сила Сета. Как главный бог, он был патроном Нижнего Египта , где ему поклонялись, наиболее особенно в Омбос ( Ombos ). Дополнительная форма его имени, записанная как Setesh, а позже Sutekh ( swt ), показывает это превосходство, дополнительные sh и kh имеют значения « величество » .
Сет являлся частью Эннид Гелиополя , как сын земли (Геба ) и неба (Нут ), муж плодородной земли вокруг Нила (Небт-хет/Нефтис), и брат до смерти Осириса ( Ausare / Osiris ), и жизни Исиды ( Aset / Isis ).
Слово для пустыни, в египетском языке , было Тешерит ( Tesherit ) , который очень подобен слову означающему красный цвет, Тешер ( Tesher ). Следовательно, Сет стал связанным с вещами, которые были красными, включая людей с красными волосами , которые не являются типичными для египтян, и таким образом он стал богом иностранцев .
Признаки Сета, как бога пустыни, привязывают к газелям, и ослам, оба существа, живущие на краю пустыни. Так как песчаные бури, как говорили, находились под его контролем как под богом пустыни, и были главной формой ураганов в сухом климате Египта.
В искусстве Сет был главным образом изображен как таинственное и неизвестное существо, упомянутое египтологами как животное Сета , или Вихревое животное , с кривым лицом, квадратными ушами, хвостом в форме вилки, и собачьим телом, или иногда как человек только с головой животного Сета . У этого животного нет никакого полного подобия любому известному существу сегодня, хотя это животное напоминает соединение муравьеда и шакала , оба из которых являются существами пустыни, и главными разновидностями в древнем Египте.
Когда, во время Второго Промежуточного Периода таинственные иностранцы Гиксосы ( Hyksos ) получил управление Египта, и управляли Нильской Дельтой , они выбрали Сета, главным богом первоначально Нижнего Египта, и он стал их патроном. Однако, после этого вторжения, египетские отношения к иностранцам могли быть лучше всего описаны как ксенофобские , и, в конечном счете, Сет (ранее герой), как патрон Гиксосов, стал воплощать все, что египтяне не любили в иностранных правителях, и таким образом он постепенно поглощал личности всех предыдущих злых богов, особенно A пепа .