Как люди учились писать – история письмености. Часть первая. Чем древние люди писали
На чем писали люди.
«В начале было Слово…» - цитата из Библии, а я хотел бы, чтобы мы вспомнили материалы, на которых были начертаны первые слова, первые зачатки информации.
В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра.
Камень неолита: камень Шумера, Египта, Мексики, Англии, Норвегии, Китая, Азербайджана…
Рисунки на камнях. Образы. Стремление передать факт жизни. Желание – интерес – поиски все новых форм (или техники) в передаче главного – информации. Более сложная ступень: попытка обозначить звук, то есть то, что нельзя было увидеть, а только дано было слышать! Пиктографическое письмо: вырезанные, выбитые, выскобленные на твердых и не очень породах камня образы – символы, значки, обозначающие нечто, появляются позже. А вначале гениально просто: птица – это рисунок, довольно условный, но все-таки быстро читаемый контурный рисунок птицы, а позже рисунок трансформируется в значок: «птица». Но до этого надо еще дожить, пережив не одну сотню лет и поколений.
Затем появляется глина с ее великолепной способностью хранить на себе следы воздействия. Сырая глина используется для повседневных нужд, а обожженная идет в архив, для потомков, как документ, как память.
С металлом также связаны функции носителя информации.
Воск, утрамбованный влажный песок, листья растений, кора деревьев, шелк, шкуры зверей и самые разные материалы, которые используются для одного: передать слово, донести информацию, и, наконец, бумага.
Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты. Аристотель и Плутарх сообщают, что законы Драконта (621 год до н.э.) и Солона (594 год до н.э.) в Афинах были записаны на деревянных и каменных призмах. Тит Ливий указывает, что договор, заключенный консулом Слурием Кассием в 493 году до н.э., был зафиксирован на бронзовой колонне, а Дионисий Галикарнасский упоминает о бронзовой стеле в храме Дианы на Авентине с записью договора царя Сервия Тулия, заключенного с латинскими городами. «Законы 12 таблиц» были выгравированы на бронзовых досках.
А в Древнем Риме ветеранам войска за 25-летнюю службу выдавались две бронзовые таблички как свидетельство их заслуг перед государством.
Во времена античности были придуманы специальные таблички, которые готовились из дерева или слоновой кости. Их называли вощеными или восковыми (CERAE, CERACULI, TABULAE, TABULLAE). Размеры этих дощечек в основном придерживались стандарта: 12х14, 9х11 см. От края дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см. затем по всему периметру заполняли это углубление воском. Две таблички клали друг на друга лицевой стороной, по одному краю просверливали отверстия и пропустив через них шнурки, соединяли дощечки между собой. Это был прототип книги, которая появится много позже…
Прекрасный материал для письма умели готовить уже в III веке до н.э. из папируса. Сейчас в Египте также готовятся по этой же технологии предшественники бумаги. Папируса очень много в дельте Нила. Теофраст в «Естественной истории» составил очень подробное описание растения и способа, как из него готовить писчий материал, также носящий имя этого материала – папирус. Срезается стебель растения. Затем стебель расщепляется по всей длине на длинные тонкие полоски. Внутренняя часть стебля, более эластичная, нарезалась тонкими слоями, а ближе к внешней оболочке – более толстыми. Затем полоски сортировали по толщине и ширине. После этого полоски подгонялись одна к другой. Сверху выкладывался второй слой полосок, но только перпендикулярно по отношению к первому слою. После этого слои прессовали. При этом из полосок выделялся сок, который в то же время был великолепным связующим. После просушки на солнце лист папируса пропитывали особым составом. Плиний приводит рецепт изготовления клея из хлебного мякиша, прокипяченного в воде. Им пропитывали лист папируса на следующий день. Заполненный текстом папирус называли томом (от греческого TOMOS - часть). Хотя папирус и относится к хрупким материалам, все-таки до нас дошло значительное количество античных папирусов. Среди них сочинения Аристотеля, письма Гиперида (IV до н.э.).
Во II веке до н.э. появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Царь Египта Птолемей V запрещает экспорт папируса из страны. В это время в Пергаме была задумана большая библиотека. Для нее были заказаны папирусные листы, но обострение отношений между Египтом и Пергамом, ставят организацию библиотеки под угрозу срыва. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергама лихорадочно ищут замену папирусу. Поиски нового материала приводят изобретателей к коже.
Сказано же: «Лень толкала человечество к открытиям», а я добавил бы, что и нужда. Пергамцы стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон, стремясь получить прочный, пластичный материал для письма. И они этого добились! Вновь созданный материал был назван «пергамен» (по-гречески), а римляне называли его «мембрана». Новый материал был лучше папируса.
Его отличали:
1. Высокая прочность.
2. Бело-желтый цвет.
3. Способность сгибаться и не ломаться.
4. Возможность нового формата, складирования и хранения.
Пергаментные листы обрезались по формату и укладывались друг на друга. Кипа пергамента защищалась сверху и снизу аналогичными по размерам дощечками. Новый материал и новые методы объединения информации в единый блок стали фундаментом для рождения книги. Такая форма первых «книг», скрепленных к тому же, как восковые таблички, стала называться «кодексом». Дощечки, которые защищали кодекс сверху и снизу, стали обтягивать кожей – так появился переплет. Выражение «прочесть книгу от доски до доски» - идет как раз с этих времен.
Наряду с пергаментом широко используются и восковые таблички – они очень удобны для многоразового пользования. Король Карл Великий учился писать именно на таких табличках.
Массовая потребность в табличках вызвала много сопутствующих профессий. Появились целые отрасли кожевенников – они шили своего рода кожаный пенал на ремне, плотников, которые обрабатывали дощечки, лесорубов, поставщиков специальной древесины для тонких дощечек, пчеловодов, продающих в огромном количестве воск.
Издаются специальные указы, положения, нормы о качественной восковой табличке. Вот что было написано в 1268 году в «Книге ремесел», в статуте LXVIII: «…о тех, кто делает в Париже таблички для письма. Никто из изготовителей табличек не может делать таблички, из которых одна была бы из самшита, а другая из бука, и не может употреблять вместе с самшитом другие сорта дерева, если они драгоценней, чем самшит, т.е., хороший орех, бразильское дерево и кипарис. Никто из изготовителей табличек не может употреблять сало с воском, и каждый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачественно». Со II века до н.э. и по XIII век – 1500 лет качество вещи сохраняет свое значение!
Восковые таблички использовались и позже: в Ирландии, в торфяных болотах найдены десятки таких образцов XIV века. В Любеке, у церкви св. Якова, обнаружили таблички XV века. В Риге, в Домском соборе хранятся три таблички XIV века, одна табличка XVI века имеется в собрании библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Какое долгожительство!
С V века для письма стали употреблять и папирус и пергамент. С того времени до нас дошло около трехсот документов на папирусе. В Национальной библиотеке в Париже имеются «книги», написанные на папирусе в VI и VII веках, в Вене хранится кодекс VI века. После завоевание Египта арабами экспорт папируса в Европу ограничивается.
В XI веке арабы заменили папирус и пергамент бумагой, а до этого времени пергамент окончательно вытесняет папирус в Западной Европе. Сначала пергамент изготовляли монахи. Монастыри обладали достаточной базой для его полного производства. Кроме того, монахи, помимо своего основного занятия, были искусными мастерами во многих ремеслах. К тому же монастыри часто выполняли своего рода роль учебных заведений. Там обучались многим ремеслам не один десяток юных послушников, которые после прохождения курса учебы могли не принимать обет монаха, а отработав год-два в пользу монастыря подмастерьем, выходили из стен монастыря искусными ремесленниками.
К XII веку города в Западной Европе начинают развиваться. Растет необходимость в пергаменте – основного писчего материала. С этим напрямую связаны цеховые ремесленники – заниматься изготовлением пергамента становится выгодным делом.
По реестру Парижской тальи 1292 года в городе насчитывалось 19 пергаментщиков. До историков дошли сведения о городах, где широко развилось ремесло изготовления пергамента: Генуя, Милан, Флоренция, Рим, Равенна, Орлеан, Безансон, Трир, Льеж, Кельн, Краков, Прага.
Если до XII века пергамент изготовляли в городах и монастырях, то с появлением университетов (Болонья, 1154 г., Париж, 1200 г., Оксфорд, 1214 г., Неаполь, 1224 г.) монополия на этот материал перешла к университетам.
Процесс изготовления пергамента очень трудоемкий. Пергамент обычно делали из шкур барана, козлов, телят, волов. (Шкура ослов не годилась по многим причинам). Сначала шкуру барана помещали в чан с известью на несколько дней – на 2-3 дня на Востоке, до 10 дней на Западе (при повышении температуры раствора процесс идет быстрее). Затем шкуру доставали и очищали от волос и мяса, потом снова погружали в новый чан с известью на короткое время, после чего натягивали на раму. Для очистных работ применяли самые различные ножи – скребки. Самые разные по форме, по углу заточки ножи – скребки помогали начисто обработать поверхность шкуры. После чего пемзой заканчивали механическую обработку, доводя поверхность шкуры до гладкого состояния. Затем в кожу с двух сторон втирали мел или свинцовые белила. Они поглощали жир и отбеливали кожу. Остатки отбеливателя снимались, кожа протиралась и получалась гладкой с обеих сторон.
Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят. Пергамент из кожи таких ягнят назывался «девичья кожа» и предназначался для книг высокопоставленным особам.
Кроме этого, пергамент делили на «южный» и «северный». «Южный» делали на юге Италии и Испании. Обработка велась только с одной стороны. Южный пергамент не очень ценился. «Северный» пергамент обрабатывался с обеих сторон. Позже, Италия и Испания также стали обрабатывать кожу с обеих сторон и лучше отбеливать пергамент.
Потребность в пергаменте все возрастала, а резко увеличить его производство не представлялось возможным, так как процесс изготовления пергамента был очень сложным по технологии. Ввиду этого шли на определенные «варварские», с нашей точки зрения, действия: первоначальный текст, рисунки смывали, выскабливали, отбеливали пергамент, чтобы его использовать вторично. Однако чернила очень впитывались в пергамент, так что ни пемза, ни нож и никакие смеси не могли полностью (добела) уничтожить то, что было написано до этого. Видимо, с тех времен, дошла до нас пословица: «что написано пером, того не вырубишь топором».
Найдены были древние рецепты смесей, растворов для смывания чернил. Например, в Англии делали смесь из молока, сыра и необожженной извести, и этим составом травили старую рукопись. Но все-таки, какие-то следы от предыдущей надписи оставались. В 1756 году был обнаружен текст, из-под которого выглядывали какие то черточки, точки. В 1761 году, спустя пять лет, наконец, были изготовлены реактивы, при помощи которых удавалось прочесть старый текст. Это был перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Ульфилой в XIV веке. С конца XVIII века было обнаружено большое число таких рукописей. Их назвали «палимпсестами».
Успехи алхимиков позволили в XVIII– XIX веке прочесть многие палимпсесты, но только на короткое время. Реактив, как это не печально признавать, спустя некоторое время уничтожал оба текста.
В настоящее время науке известны 130 палимпсестов V-XVI веков. Наибольшее их количество приходится на VII-IX века.
Однако смывание текстов не спасало положения. Потребность в материале для письма в Европе существовала вплоть до появления бумаги. Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во II веке н.э. и постепенно проникла на Запад.
В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги.
Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редкостью. В III веке она полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма. В начале XIX века впервые в мире в Китае появляются бумажные деньги. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги. В 751 году в бою под Самаркандом между арабами и китайцами в плен к арабам попало несколько мастеров бумажного дела. Благодаря этому Восток узнал тайну бумаги. «Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…» - писал Оноре де Бальзак.
Во II веке новой эры бумага достигла Кореи. В III веке бумага «двинулась» к берегам Японии. Но настоящее развитие она получила только к 610 году, и со временем ученики превзошли китайцев – авторов изготовления бумаги. В III веке бумага проникла в Центральную Азию. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке – в Западной Азии. В Х веке бумага «дошла» до Африки, в XII – вступила в Европу, в XVI – ее уже знали в Америке (Мексика 1580 г.). Кустарное производство возникло позже, в XVII веке на территории США.
Первая бумажная мастерская построена в Самарканде арабами с помощью пленных китайцев в VII-VIII вв. Ее стали изготавливать из тряпья, хлопка. Арабы первыми применили метод растирания бумажной массы, вместо того чтобы толочь ее в ступе. Арабы пять веков сохраняли монополию на изготовление бумаги, тщательно оберегая секрет ее производства. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в этом случае. Сейчас нет свидетельств, каким образом тщательно охраняемый секрет стал известен в Западной Европе, но факт, что тайны больше не было.
В VIII веке (751г.) когда арабы захватили Самарканд, секрет производства бумаги попал в Месопотамию, Сирию, Египет. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию. Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику». У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент. Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.… Но все это из области человеческой фантазии. Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке. Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании – на север Франции, в Англию и Скандинавию.
Таким же путем шло и распространение производства бумаги.
Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.
В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.
Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.
Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.
Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.
Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.
В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени ( обязательно под навесом) для воздушной сушки.
Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.
Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Вот основные операции по изготовлению бумаги, не считая дополнительных, технологически также довольно сложных манипуляций с бумажной массой. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти.
В истории бумаги интерес представляет как приготовление бумаги из необработанных волокон, так и изобретение тряпичной бумаги. В 1877 году около города Фаюма (Египет) был найден архив многих тысяч документов. Архив был куплен эрцгерцогом Райнером (Австрия) и для изучения этих документов был передан профессору университета г. Вены доктору Карабачеку. К исследованию был подключен и профессор Визнер. Он исследовал под микроскопом строение бумаги и пришел к выводу, что сделана она в VII веке на основе льна или пеньковой тряпки. К этому же выводу пришел и доктор Карабачек в своих исследованиях.
Если вновь обратимся к истории, то станет ясно, как бумага попала к арабам. В 851 году нависла угроза потерять Самарканд, так как к городу двигалась армия из Китая. Наместник халифа в Хорасане Абу-Муслим посылает доверенного человека – своего заместителя Саида-ибн-Сали в Самарканд для отражения нападения. В битве при городе Атлах на Тараз армия Халифа побеждает, и китайцы отброшены за китайские пределы. Было захвачено много пленников, и среди них многочисленные представители разных ремесел. Большой удачей оказалось то, что в плен попали мастера бумажного дела. Сырого льна, который рос в Китае на огромных территориях, в Самарканде не было. Мастера были поставлены в тупиковое положение. Срочно надо было найти выход. И он нашелся: полно было тканей, еще больше было тряпок. Выход нашелся, и довольно остроумный: если нет основного сырья (лен - сырец), то будем дробить тряпки в кашицу.
Во времена правления Гаруна-аль-Рашида в Багдаде в 794 году была построена бумажная фабрика. Применение бумаги необходимо было еще и потому, что написанное на пергаменте можно было стереть, соскоблить, вывести. На бумаге написанное тревожить было нельзя, тем самым истинность документа сохранялась как можно дольше. К этому выводу пришел вновь назначенный визирь Джафар-ибн-Джайя, ведавший государственной канцелярией; с тех пор бумага и удержалась в обращении.
Так что в 851 году китайцы проиграли главное: битву и секрет бумаги изо льна. Построенная в 794 году фабрика в Багдаде занималась выделкой пергамента и папируса вплоть до халифа Гаруна-аль-Рашида. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что волокнистая бумага изобретена в Китае, а тряпичная – арабами при помощи пленных ремесленников – мастеров своего дела.
Технология бумаги за короткое время достигла значительных успехов. Уже к XII веку в Фесе вместо ступок применялись жернова, проклеивалась бумага крахмальным клейстером на основе пшеничной муки, сетки были обтянуты тонкой проволокой. Окраска бумаги в синий, красный и желтый цвета присутствует в архиве, найденном у Фаюма. Сорта бумаги также были разнообразны и отличались местом, где производились. Была изготовлена бумага для голубиной почты, т.н. «птичья». Голубиные станции имелись через каждые три обыкновенные почтовые станции, а голубь летел только от одной станции к другой. Кроме египетской бумаги, имела также значение багдадская и сирийская (дамасская) бумага.
В XI веке бумага применялась уже повсеместно. Ее стали применять даже как упаковочный материал. Назир Хосрой, приехавший из Персии и много путешествовавший по Египту, в 1035-1042 годах описывает нечто знаменательное: на старом базаре в Каире видел, как покупки заворачивают в пакеты, даже бутылки с купленным маслом упаковывают в бумагу! Это было настолько шокирующим фактом для него, что он в нескольких письмах отмечает сию роскошь и расточительство.
Врач Абдель Лятиф, тоже много путешествовавший по Египту, описывает случаи, когда феллахи и бедуины вскрывали древние могилы в поисках полотна, в которые обычно были завернуты мумии, для дальнейшей продажи ворованного материала как сырья на бумажные фабрики. Это описывалось в 1200 году.
Западная Европа к XIII-XIV веку также стала вырабатывать и употреблять много бумаги. В Голландии только к 1670 году (XVII век) изобрели роллер – измельчение бумаги при помощи валов. В Англии первую мельницу построил немец Шпильманн в 1588 году в г. Даршферд. А Франция имела бумажную мельницу в 1189 году, переняв многое от Испании.
Для технологии бумаги были сделаны важные открытия в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги. Келлер в XIX веке пришел к мысли делать бумагу из щепок, наблюдая за работой ос при строительстве своих гнезд. После многих опытов Келлер в 1845 году все-таки изготовил свою бумагу из древесных отходов. Дальнейшие разработки позволили получить бумагу из соломы, травы «альфа», и т.д.
Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.
s30556663155.mirtesen.ru
Урок русского языка на тему "История письменности. На чём писали в древности?" (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе по истории письменности
Тема: «На чём писали в древности» .
Цели: 1) Проследить путь создания письма; узнать, на чём писали люди в древности.
2) Развивать навык самостоятельной работы со словарями и справочной литературой.
3) Воспитывать интерес к истории возникновения письма
I. Лекция учителя:
По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?
Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что когда-то ее не было совсем, не говоря уже о том разнообразии видов, цветов и размеров, какое выпускает современная бумажная промышленность. Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал». Изготовление специального материала для письма сравнительно позднее явление, первоначально люди применяли природный материал, например, камень. Использовали не только каменные плиты или куски камня, но и высекались надписи прямо на скалах. На камне писали практически все древние народы. Правители государств приказывали выбивать на камне законы и свои жизнеописания, дабы увековечить память о себе для потомков. В Древнем Риме на каменных стелах делались почетные надписи, перечни консулов и триумвираторов. Чтобы сделать надпись, мастер сначала углем или краской наносил рисунок (буквы), а затем по этому рисунку с помощью резца и молотка высекал линии.
Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым материалам относятся, кроме камня, кость, металл, керамика и дерево. Надписи на твердых материалах изучает специальная наука ЭПИГРАФИКА.
II. Выступления учащихся с сообщениями:
1 учащийся:
Вспомним древних египтян. Они оставили многочисленные памятники письменности на камне (стенах гробниц и храмов, стелах и скульптурах). Но они также изобрели один из первых специально изготовляемых мягких материалов папирус. В Египте папирус считался царским растением, с начала III тысячелетия до н. э. на него была введена царская монополия. По толщине папирус приблизительно был равен бумаге. Вновь изготовленный он имел белый или почти белый цвет, но со временем желтел. Отдельные листы папируса склеивались в свитки. Длинные свитки встречаются крайне редко. Самыми длинными из известных сегодня папирусов следующие: папирус Вильбура
10 метров, папирус Эберса 20 метров, папирус Харриса (Гарриса) 45 метров. (Названия им были даны по именам тех, кто их нашел и исследовал).
"Все автографы, — пишет Ф. Ф. Брюс, — давно утрачены. Иначе и не могло быть, если они записаны на папирусе, который, как мы знаем, способен долго сохраняться лишь в исключительных условиях."
Кирсоп Лейк указывает, что "трудно удержаться от вывода, что переписчики священных книг обычно уничтожали оригинал".
Чаще всего древние рукописи создавались на папирусе, изготовлявшемся из тростника того же названия. Этот тростник рос в мелких озёрах и реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло греческое слово "библос" — книги. Английское слово " paper " — бумага — происходит от греческого слова "папирус".
Добавление учителя:
Использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Древние римляне научились делать даже инкрустированные надписи: отлитые из металла буквы вставлялись в углубления на камне или металле. При этом употреблялись разные материалы: золотые буквы на серебре, серебряные на меди, медные на камне. Такие надписи были очень эффектными и носили торжественный характер.
Любой твердый материал не только прочный, но и тяжелый. Да и писать на нем не так просто. Каждый штрих, сделанный при помощи резца и молотка, требовал больших усилий и времени. Конечно, люди стремились найти другие материалы. В повседневной жизни они пользовались мягкими материалами для письма, изучая с этой целью окружающий мир. Письмена на мягком материале принято называть рукописями. Изучением рукописей занимается наука ПАЛЕОГРАФИЯ.
Во многих странах в повседневном употреблении были восковые таблички. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей. На них писали костяной или металлической палочкой — стилем, один конец которой был острым, а другой — тупым. Острым концом делали запись, тупой же служил для затирания написанного. Восковые таблички соединяли между собой по две (диптих), три (триптих) и более (полиптих). Древние римляне, большие ценители изящного и сильного слога, любили говорить: «Почаще поворачивай стиль!». Говорили они это тем, кто плохо владел литературным слогом или делал ошибки при письме. Звучало это как совет: учись грамоте, исправляй написанное, совершенствуй литературное мастерство.
2 учащийся:
Среди древних специально изготовляемых мягких материалов для письма одним из самых распространенных был пергамен (или пергамент). Его стали изготовлять во II веке до н.э., а название этот материал получил по месту первоначального производства — Пергамского царства. С его изобретением связана легенда. Древний историк Плиний рассказывает, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что египетский царь Птолемей, боясь конкуренции библиотеки города Пергама со своей Александрийской библиотекой, специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус. До этого момента папирус был самым распространенным писчем материалом на всем Средиземноморье.
Тогда в Пергаме и был изобретен пергамен для создания библиотеки.
Производство пергамена явилось очень трудоемким процессом. Его вырабатывали из кож телят, ягнят и козлят. Кожи натягивали на специальные рамки и тщательно очищали от остатков шерсти и мяса. Затем кожи вымачивались в извести или золе, натирались пемзой и мелом для гладкости, просушивались и еще раз натирались и разглаживались деревянными брусками. Несмотря на дорогое производство, в отличие от папируса пергамент имел многие преимущества: он более гибкий и не ломкий на сгибах, на нем можно было писать с двух сторон.
Первоначально из пергамена создавались книги в виде свитков, но благодаря его свойствам в дальнейшем перешли к другой форме книг — КОДЕКСУ. Само слово «кодекс» весьма любопытно, и чтобы понять его значение нужно вспомнить, что помимо папируса и кожи греки и римляне использовали для записей деревянные дощечки с воском, на которых писали заостренными палочками. Так вот в переводе с латыни слово «кодекс» означает ствол дерева, бревно, чурбан и более того, когда римляне ругались и желали показать тугодумие собеседника, они применяли данное слово в оскорбительном смысле, что соответствует русскому слову «дубина». Но так как при складывании пергамена он напоминал прямоугольную дощечку для письма, данная форма получила название кодекса. Эта форма книг существует до настоящего времени.
Пергамен хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамен окрашивали в пурпур и писали на нем серебром и золотом.
Пергамен всегда был дорогим материалом для письма. В Средние века в монастырях, когда не хватало пергамена для новых книг, монахи смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется ПАЛИМПСЕСТОМ.
3 учащийся:
Бумагу изобрели в Китае более 2 тысяч лет назад. Китайцы очень долго держали в секрете от всего мира способ ее изготовления. Но книги у людей были уже тогда, когда бумаги еще не было.
Китайский способ изготовления бумаги удалось в конце концов узнать. Но каким сложным путем, как медленно он добирался до Европы! Сначала он попал в страны Малой Азии. Это путешествие продолжалось около пятисот лет. За следующие триста лет он дополз до Европы. Еще через двести лет способ изготовления бумаги узнали в Испании и Италии. Это было в начале XI века, а за следующие двести лет научились делать бумагу во Франции, в немецких государствах и у нас, в России.
Китайцы изготовляли бумагу главным образом из бамбука. Арабы, первыми узнавшие китайский способ изготовления бумаги, вместо бамбука нашли другое сырье. Для приготовления бумаги нужны мягкие растительные волокна, поэтому арабы догадались варить бумажную массу из льняных тряпок, из старых канатов. Арабский способ перешел в Европу, и несколько столетий бумагу всюду, кроме Китая, делали из тряпок. Только в XVIII в. научились изготовлять ее из любой размягченной древесины.
Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов.
В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.
В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению.
В торжетсвенных случаях художественно оформленные листы "серебряной" и "золотой" бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения.
Прозрачную бумагу использовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные платки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах.
В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги.
В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года - вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фонарики, красивые бумажные поделки путем сгибания и
складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, праздничное настроение.
Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд таким образом заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.
Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиотеки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце Х века насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.
В Европе бумага стала производиться с XII века сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.
Этимология
Происходит слово «бумага» от неустановленной формы, предположительно *бубага, из итал. bombagino (отсюда можно объяснить др.-русск. бумажный, бумажникъ «вид матраца»), из лат. bombacium «хлопок|хло́пок»; откуда франц. bombasin «бумазея», нем. Bombasin «лёгкая хлопчатобумажная ткань». Первоисточником всех этих слов считается иранский. Впервые русск. бумага — в Сборн. 1414 г.; также Домостр. — бумага, хлопчатая 1551 г. Бумага была ввезена в Россию в XIV в. из Византии и Италии и в основной своей массе была итальянского происхождения. С середины XVI в. можно констатировать отечественное производство бумаги. По-видимому, слово бума́га произошло вследствие диссимиляции из *бубага, а не из *бѫбага, потому что носовые гласные были заменены уже в X в. звуками у, 'а. Поскольку ни греч. βόμβυξ, ни греч. πάμβαξ и др. не могут объяснить русское слово, представляется наиболее вероятным заимствование из итальянского. Из бумажный могло быть образовано бумага, аналогично тому, как образовано фляга из фляжка. В высшей степени невероятно, чтобы тюркские народы сыграли роль распространителей бумаги на Руси.
4 учащийся:
Книги у людей появились давно, но далеко не сразу приобрели они привычный для нас вид. Если бы вы жили пять тысяч лет назад в городе Вавилоне, то и тогда могли бы составить себе библиотеку. Рядами стояли бы у вас небольшие глиняные плитки с углублениями в форме клиньев - черточек, утолщенных с одного конца и постепенно суживающихся к другому. Каждая буква состояла из нескольких клиньев, а какой звук означает эту буква, вы узнавали б по числу и расположению клиньев. Выдавливались клинья на сырой глине заостренными деревянными или тростниковыми палочками.Каждая, даже небольшая книга занимала сотни плиток. Чтобы перенести клинописную книгу, нужно несколько носильщиков.
Еще пятьсот лет тому назад книги печатать не умели. Их переписывали от руки. Поэтому они и стоили очень дорого. Ведь для того, чтобы переписать большую книгу красивым почерком, раскрасить заглавные буквы, сделать рисунки, писцу нужно было работать несколько месяцев. Такие книги могли покупать только самые богатые люди. Но грамотных людей становилось все больше, и потребность в книгах стала расти.
Немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел способ печатать книги. Это было около 1450 г. Первые же книги, напечатанные Гуттенбергом, начали вытеснять книги, переписанные от руки.
За двести лет до рождения Гуттенберга в Германии и Голландии уже можно было найти печатные книги. Они отличались от современных книг тем, что печатались не с набора, составленного из отдельных металлических букв, а с больших деревянных досок, на которых вырезались текст и рисунки. Доски покрывались краской и делали оттиск на бумаге. Но это не было новым изобретением, так как в Древней Греции с деревянных досок печатали географические карты, а в Древнем Китае и книги.
Первая книга, отпечатанная в Германии с деревянных досок, называлась «Библия для бедных». Но среди бедных было тогда грамотных мало, а потому и печатных книг было немного. Когда грамотных стало больше и книги понадобились многим, то оказалось, что печатание с досок - все же неудобный и недостаточно дешевый способ. Вырезать текст на досках очень долго: каждая страница - новая доска.
Гуттенберг стал изготовлять отдельные буквы, а не целые доски с текстом. Из этих букв можно было сложить любые слова, а когда книга отпечатана, использовать набор букв для другой книги.
Но некоторые ученые считают, что первую книгу с набора напечатал голландец Лаврентий Костер лет за 20 до Гуттенберга. Голландцы поставили Костеру памятник как первому печатнику.
В бельгийском городе Брюгге Иоанн Брито напечатал небольшую книжку тоже с набора, вероятно, раньше Гуттенберга.
В Италии соорудили памятник поэту Тамфилио Кастальди за то, что он будто бы первым в Европе напечатал книги с набора.
Почему же все-таки весь мир признал изобретателем книгопечатания не Брито или Кастальди, а Иогнанна Гуттенберга? Потому что он изобрел самый лучший способ печатания книг, такой удобный, что его принял весь мир. Лишь спустя четыре века после Гуттен-берга сумели этот способ усовершенствовать, а основа его сохранилась и теперь.
III. Проверка усвоения материала:
1) Беседа:
- Как вы думаете, когда появились у людей книги? Какими они были?
- Где и когда была изобретена бумага?
- На чем писали до изобретения бумаги?
- Каково происхождение слова «бумага»?
- Кто знает, как изготовляли книги до того, как изобрели книгопечатание?
2) Викторина «Материалы и орудия письма»
Викторина «Материалы и орудия письма».
Вопросы:
1. Самый дальний предок бумаги.
А) камень;
Б) глина;
В) дерево.
2. Настоящий дедушка бумаги.
А) пальмовые листья;
Б) восковые таблички;
В) папирус.
3. Папирус – это…
А) растение;
Б) телячья шкура;
В) берёзовая кора;
4. Прообразы первых книг.
А) Церы;Б) папирусные свитки;
В) малабарские книги.
5. На чём писали русские люди?
А) на пергаменте;
Б) на папирусе;
В) на бересте.
6. Чем писали русские люди?
А) стилем;
Б) каламом;
В) писалом.
7. Родина бумаги.
А) Китай;
Б) Египет;
В) Италия.
Комментарии к вопросам:
Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» - камень и «glyphe» – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.
Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».
Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец, установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.
Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.
Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.
Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.
Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.
IV. Представление учащимся необходимой для работы на занятиях литературы:
1. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.
2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, «Азъ» Ltd., 1992 год.
3 .Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва, «Эксмо», 2009 год.
4. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа / Под общей ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 752 с.
5. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.
Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург, «У-Фактория», 2007 год.
Вартаньян Э.А. Из жизни слов. М.: Просвещение, 2008 год.
V. Коллективная работа над лингвистическими задачами по исследованию истории происхождения слов с использованием представленной учебной литературы:
1) Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?
2) Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.
Лингвистические задачи и ответы к ним:
1. Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?
Ответ: рожа - 1. (болезнь) (XVII в.) Польское roza - «болезнь» < «роза» - из латинского rosa - «роза». Болезнь названа по цвету кожи, который появляется у заболевшего, поскольку лицо при этой болезни покрывается красными пятнами, сейчас в медицине такие пятна называются «розеолами». 2. (морда) Пренебрежительное, отрицательно окрашенное название лица.
2.Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.
Ответ: пышка – исконно-суффиксальное производное от той же основы, что и пыхтеть, пышный.
опыт – исконно-производное от опытать - «испытать», префиксное образования от пытать. См. попытка, испытание.
пустой – общеславянское, того же корня, что древне-прусское paust - «дикое место». Пустой: буквально - «необитаемый, незанятый».
пыхтеть - исконно-суффиксальное производное от пых.
пухнуть - общеславянское суффиксальное производное от пух.
пускать - обратное образование от пущати, формы многократного значения от пустить.
пух - общеславянское. Того же корня, что пыхтеть, пухнуть. Вероятно, суффиксальное производное от звукоподражательного пу. Первоначально пух - «дуновение» (ср. сербо-хорватское пухати - «дуть», чешское puchat - «дышать» и т. д.).
пышный - общеславянское суффиксальное производное от пыхъ - «дыхание, пыхтение». См. пыхать. Пышный буквально - «надутый, надменный».
опушка - исконно-суффиксальное производное от опушить - «оторочить», префиксальное образования совершенного вида от пушить, суффиксальное деривата от пух.
пушка - обычно толкуется как древне-русское заимствованное из польского языка, в котором puszka - результат переоформления древне-немецкого buhsa - «ружьё, трубка». Не исключено, однако, что это слово является исконным суффиксальным производным от пускати. Пушка отмечается в виде «пуска» с XIV в.
пустыня - происходит от старо-славянского поустыни (др.-греч. ἐρημία). От *pustъ (пустой). Отсюда пустынь, пустыня, пусты́рь.
испытание - происходит от глагола испытать (испытывать), из ис- и пытать, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: древне-русского, старо-славянского пытати (др.-греч. ἐξετάζειν), русского пытать, украинского питати «спрашивать», белорусского пытаць — то же, болгарского пи́там «спрашиваю», сербохорватского пи́тати, пи̑та̑м, словенск. pítati, pȋtam, чешского ptát sе «спрашивать о чем-либо», словацкого руtаť «просить, умолять», польского pytać «спрашивать».
infourok.ru
На чем писали люди в древности?
Великое разнообразие письменного материала изобрел за время своего существования человек. Причем, исходил он и из своих творческих способностей, и из условий той местности, в которой проживал. Так, русский мужик освоил берестяную грамоту. Как видно из названия, писать ему приходилось на бересте, благо этого материала русские красавицы-березки давали с избытком. В Месопотамии, стране, где глины было в изобилии, грамотеи использовали этот природный материал – писали прямо на глиняных лепешках, а потом их сушили и обжигали в печи. Но это далеко не все, на чем писали люди в древности. Римляне, к примеру, оставляли свои письмена на цере – это такая деревянная прямоугольная дощечка, на которую нанесен слой воска, вот по нему-то и выводили буквы и цифры. Такие дощечки, как и берестяные грамоты были дешевым, а потому весьма распространенным материалом. Однако, цивилизация шла своим путем и предлагала новые принадлежности для письма.
О папирусе
Древнейшая цивилизация, проживающая на берегу Нила нашла свой способ производства письменного материала.. Они начали использовать для письма произрастающее в болотистой дельте этой благословенной реки растение. Это были 5-метровые трехгранные стебли, полые внутри, имеющие толщину почти как рука человека. Похожее на камыш растение называлось папирус – этот универсальный представитель флоры использовался везде:
Его корнями отапливали жилище;
Из стеблей строили легкие суда и лодки;
Из сердцевины плели ткань для одежды, паруса и канаты;
В сыром, вареном и печеном виде его использовали в пищу;
Его соком утоляли жажду.
И, наконец, его стали использовать, как письменный материал.
Технология изготовления папируса
Трудно сказать, кому пришла в голову идея использовать пористую сердцевину растения для изготовления «бумаги», но, если говорить объективно, то из всего, на чем писали люди в древности, это самый лучший материал. Как была освоена технология его производства, история также умалчивает. Однако, известно, что человек:
Очищал стволы папируса от листьев и разрезал их на одинаковые куски;
Снимал кору, а пористую сердцевину раскладывал на наклонном столе. Таким образом получался первый слой.
Точно так же готовился следующий слой и раскладывался перпендикулярно первому.
И все это промазывалось специальным клеем.
Ученые подтверждают, что древние люди умели готовить отличный клей, а состоял он из:
Уксуса;
Муки;
Илистой воды все из того же Нила.
Понятно, что пропитанные клеем «листы» сушили, а друг с другом они соединяли посредством того же клея. Так получался свиток. Говорят, что длина его могла достигать 40 м. Таким образом создавались первые книги.
На папирусных свитках писали указы, баллады и эпосы не только древние греки, но и
Римляне,
Русичи,
Арабы.
О пергаменте
Говорят, что древние люди столь трепетно относились к книге, что города горячо спорили и даже соперничали, когда речь заходила о том, чья библиотека богаче и интересней. Так, жители Александрии, имея возможность производить папирус в больших количествах перестали поставлять жителям города Пергам «бумагу», потому что книг у последних стало уже больше. И тогда пергамцы изобрели, как вы уже догадываетесь, свой материал для письма – дорогой, но и долговечный пергамент. Изначально его также сворачивали в свитки, но вскоре человек понял, что гораздо удобней та форма книги, что мы используем и по сей день.
Технология изготовления пергамента
Чтобы получить хороший лист пергамента, повозиться древним приходилось немало. Ведь делали его из кожи – тонко выделанной кожи детенышей овец, коров, коз. Из шкуры одного теленочка получалось всего 7-8 страниц. Сколько же приходилось обработать шкур, чтобы написать книгу… А процесс выделки очень трудоемкий:
Сначала кожу очищали от остатков волос и шерсти, вымачивали;
Затем удаляли из нее жир, для чего втирали мел;
Наконец, перед сушкой тщательно выглаживали пемзой.
Причем
У европейцев пергамент был черный или белый,
У славян – только белый,
У греков голубой и даже пурпурный.
Секрет производства первой бумаги долгие века хранили ее изобретатели – китайцы. Лишь в VIII веке про нее узнали арабы, чуть позже – византийцы, в XII веке и остальные европейцы, а россияне занялись ее производством только в XVI веке.
Раздел: Разное
ladyjour.ru
100 к 1. На чем писали древние люди? — koshkinsad.ru
100 к 1. На чем писали древние люди?
На стенах пещер или на скалах — самое популярное представление о древней письменности
На бересте — как вариант вполне популярный
На папирусе — египетские свитки вон какие древние
На глиняных дощечках — тому свидетельства дошедшие до нас в ходе археологических раскопок
на пергаменте — древнейшие библиотеки хранят их как реликвии древности
На дереве — охотники заметки и зарубки делали на деревьях, кстати такой вид сообщений до сих пор остался
Сначала люди все же рисовали, ибо письменность появилась не сразу.
Рисовали на земле, позже, убедившись, что рисунок страдает от погодных условий, на скалах (стенах пещер). Позже на глиняных дощечках — так называемая клинопись, затем, скорее всего, на коже животных. Еще позже — коре деревьев и папирусах. Пергамент и бумага — уже ближе к нашему времени.
Камень.
Папирус.
Береста.
Кожа.
Пергамент.
Глина / глиняные таблички.
Менее распространенные ответы на этот увлекательный вопрос, возвращающий нас к истокам:
Дерево.
Скалы.
Кора.
Листья.
Шлк.
Кости животных.
Восковая табличка.
Стена.
Пальмовые листья.
на камне
на шкуре убитых зверей
на папирусах
на песке
на земле
на пальмовых листьях
на тканях из льна
на липовом лубе
на деревянных табличках, которые покрывались воском
на свинцовых свитках
на глиняных табличках
1 ПАПИРУС
2 БЕРЕСТА
3 КОЖА
4 КАМЕНЬ
5 ПЕРГАМЕНТ
6 ГЛИНА
На чем писали древние люди?
Древние люди писали на бересте
Древние люди писали на папирусе
Древние люди писали на стенах
Древние люди писали на камнях
Древние люди писали на шкуре
Древние люди писали на листьях
Древние люди писали на земле
Древние люди писали на ткани
Древние люди писали на дощечках
Древние люди писали на камнях, на бересте, на коже. Вот ответы к игре которые стали самыми популярными:
Камень
Папирус
Береста
Кожа
Пергамент
Глина
Нужно ответить также, чтобы быстро запонить строчки на табло и набрать в игре максимальное количество очков,
Древние люди чаще всего писали на:
Стенах пещеры;
Камнях;
Бересте, коре;
Листьях пальмы и других растений;
Шкурах (коже) убитых животных;
Глиняных, свинцовых, восковых табличках;
На ткани.
Вопрос требует познаний в истории, и видимо, отвечающие ими обладают, потому что ответили таким образом:
древние люди писали на камне
на папирусе
на бересте
на коже
на пергаменте
на глине
Это самые популярные ответы на вопрос, на чем писали древние люди. Хотя они могли писать еще на раковинах, да и пишут до сих пор в некоторых племенах, которые живут на удаленных от цивилизации островах.
Древние люди нередко использовали КАМЕНЬ для письма.
Могли также ПАПИРУС использовать, очень даже часто.
Потом брали БЕРЕСТА.
Встречаются надписи на КОЖА.
Дошли книги, написанные на ПЕРГАМЕНТ.
И еще один из предложенных ответов — ГЛИНА.
Удачной хочется пожелать игры.
Древние люди использовали для письма все подручные материалы, способные сохранять нанеснные на них изображения. Иногда процесс нанесения надписей был довольно трудомким, требующим приложения физических усилий. Наиболее часто людям приходилось применять такие материалы, как:
1 — Камень;
2 — Папирус;
3 — Береста;
4 — Кожа;
5 — Пергамент;
6 — Глина.
Древние люди писали на камнях
Древние люди писали на папирусе.
Древние люди писали на бересте.
Древние люди писали на коже.
Древние люди писали на пергаменте.
Глина — на ней тоже писали древние люди.
Таким вот образом расположились верные ответы к вопросу о том, на чм писали древние люди в игре quot;100 к 1quot;, эти варианты ответов собрали наибольшее количество голосов опрашиваемых. Удачной вам игры!!!
koshkinsad.ru
На чем писали люди в древности: nati_flame
Нет более привычного для нас с детства предмета, чем лист бумаги. На нем, родимом, рождались наши детские художественные шедевры. А чуть повзрослев, мы учились писать, и тоже старательно исписывали буковками лист за листом. Далее - больше. Признаюсь - я в юности писала стихи предмету своей первой любви, доверяла свои сердечные тайны бумаге. А знаем ли мы, на чем писали люди в древности? Мне кажется романтичным написать слова Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ на простом глиняном черепке.
Вот такой интересный материал я нашла по истории письменности. Мне будет приятно, если данная тема вам интересна.
Папирус изготовливали из тростника, который рос на мелководье в озерах и реках Египта и Сирии. Крупные партии папируса отправлялись через сирийский порт Библос. Считается, что греческое слово, означающее книги, происходит от названия этого порта. Английское слово «бумага» происходит от греческого слова «папирус».
Трости разрезали вдоль на узкие тонкие полоски, которые в два слоя клали под пресс, располагая их под прямым углом друг к другу. После просушки желтоватую поверхность полировали с помощью камня или другого приспособления. Историк Плиний называет несколько разновидностей папируса - разной толщины и разного вида с тонкими до прозрачности листами. Древнейшие рукописи писались на папирусах, и поэтому они не сохранились нигде, кроме очень засушливых регионов, как, например, в песках Египта или в пещерах Кумрана.
Другим материалом, на котором писали в старину, был пергамент. Пергаментом называли обработанную кожу овец, козлов, антилоп и других животных. Слово «пергамент» пришло от названия города Пергам в Малой Азии, поскольку производство этого писчего материала, в одно время особым образом связано с этим городом. Одной из разновидностей пергамента был материал из молодой телячьей кожи.
Еще один материал, использовавшийся в старину для письма, называли велум. Как правило, этот вид кожи красили в фиолетовый цвет. Многие рукописей, сохранившихся до наших дней, действительно выполнены на телячьей коже фиолетового цвета. На велумовой коже писали обычно золотом или серебром. По сравнению с папирусом, пергамент хранился гораздо дольше. Копии, изготовленные на пергаменте были значительно лучше, но и значительно дороже, чем папирусные манускрипты.
Кроме того, использовались в древнем мире остраконы. Так называли необработанные глиняные черепки, которые использовались, как писчий материал. В Египте и Палестине глиняных черепков было обнаружено множество.
Еще одним письменным материалом были камни или скалы. Археологи находят обычные камни, на которых острым металлическим предметом вырезали письмена.
Надписи находят и на глиняных табличках, которые после написания высушивали, чтобы сохранить написанное на длительный срок. Каменные таблицы Моисея были написаны на одной из разновидностей, рассмотренных выше.
Использовали также восковые таблички. Кусок дерева покрывали тонким слоем воска, на котором потом писали металлическим пером.
Друзья, а на каком материале из вышеперечисленного вы бы хотели попробовать написать несколько строк, а возможно даже письмо, рассказ или просто любовное признание близкому человеку? Исключая бумагу конечно.
nati-flame.livejournal.com
100 к 1. На чем писали древние люди?
1
Авто и мото
Автоспорт
Автострахование
Автомобили
Сервис, Обслуживание, Тюнинг
Сервис, уход и ремонт
Выбор автомобиля, мотоцикла
ГИБДД, Обучение, Права
Оформление авто-мото сделок
Прочие Авто-темы
ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Искусство и развлечения
Концерты, Выставки, Спектакли
Кино, Театр
Живопись, Графика
Прочие искусства
Новости и общество
Светская жизнь и Шоубизнес
Политика
Общество
Общество, Политика, СМИ
Комнатные растения
Досуг, Развлечения
Игры без компьютера
Магия
Мистика, Эзотерика
Гадания
Сны
Гороскопы
Прочие предсказания
Прочие развлечения
Обработка видеозаписей
Обработка и печать фото
Прочее фото-видео
Фотография, Видеосъемка
Хобби
Юмор
Другое
Военная служба
Золотой фонд
Клубы, Дискотеки
Недвижимость, Ипотека
Прочее непознанное
Религия, Вера
Советы, Идеи
Идеи для подарков
товары и услуги
Прочие промтовары
Прочие услуги
Без рубрики
Бизнес
Финансы
здоровье и медицина
Здоровье
Беременность, Роды
Болезни, Лекарства
Врачи, Клиники, Страхование
Детское здоровье
Здоровый образ жизни
Красота и Здоровье
Eда и кулинария
Первые блюда
Вторые блюда
Готовим в …
Готовим детям
Десерты, Сладости, Выпечка
Закуски и Салаты
Консервирование
На скорую руку
Напитки
Покупка и выбор продуктов
Прочее кулинарное
Торжество, Праздник
Знакомства, любовь, отношения
Дружба
Знакомства
Любовь
Отношения
Прочие взаимоотношения
Прочие социальные темы
Расставания
Свадьба, Венчание, Брак
Компьютеры и интернет
Компьютеры
Веб-дизайн
Железо
Интернет
Реклама
Закуски и Салаты
Прочие проекты
Компьютеры, Связь
Билайн
Мобильная связь
Мобильные устройства
Покупки в Интернете
Программное обеспечение
Java
Готовим в …
Готовим детям
Десерты, Сладости, Выпечка
Закуски и Салаты
Консервирование
образование
Домашние задания
Школы
Архитектура, Скульптура
бизнес и финансы
Макроэкономика
Бухгалтерия, Аудит, Налоги
ВУЗы, Колледжи
Образование за рубежом
Гуманитарные науки
Естественные науки
Литература
Публикации и написание статей
Психология
Философия, непознанное
Философия
Лингвистика
Дополнительное образование
Самосовершенствование
Музыка
наука и техника
Технологии
Выбор, покупка аппаратуры
Техника
Прочее образование
Наука, Техника, Языки
Административное право
Уголовное право
Гражданское право
Финансовое право
Жилищное право
Конституционное право
Право социального обеспечения
Трудовое право
Прочие юридические вопросы
путешествия и туризм
Самостоятельный отдых
Путешествия
Вокруг света
ПМЖ, Недвижимость
Прочее о городах и странах
Дикая природа
Карты, Транспорт, GPS
Климат, Погода, Часовые пояса
Рестораны, Кафе, Бары
Отдых за рубежом
Охота и Рыбалка
Документы
Прочее туристическое
Работа и карьера
Обстановка на работе
Написание резюме
Кадровые агентства
Остальные сферы бизнеса
Отдел кадров, HR
Подработка, временная работа
Производственные предприятия
Профессиональный рост
woprosi.ru
История письмености | Путешествия во времени
Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.
Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали — мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.
УЗОРЫ — ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ
И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой первобытного художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.
Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.
Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.
Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь — это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.
ИСТОРИЯ БУКВ.
Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, — причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.
А вот другая наша буква — У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:
Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки — это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка — ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.
Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.
Продолжение читайте в нашей следующей части.
Автор: Л. И. Жирков.
P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.