Топор. Рязанское княжество, XIII век. Мечи. Владимирская область. Русь, XII—XIII века Древнерусский навесной замок.
Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела. Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов[5].
Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи. Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха[2]. Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой»[5], она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали — сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали[6]:
цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
сварочная сталь неоднородного строения
сырновая, слабо и неравномерно науглероженная
Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских[2][7].
Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства[8]. Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки[8].
Обработка дереваПравить
Н. К. Рерих, «Город строят» (1902)
Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технических условий изделия и физико-механических свойств породы[9].
В обработке наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб, берёза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках[10].
Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит. Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша. Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита)[10].
О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени[10].
Обработка цветных металловПравить
Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции — ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой нелитой вещи[11].
Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами[12]. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии[12]. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке[11].
Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей[12].
Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам[8]. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород[13].
Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.[14]
Прядение и ткачествоПравить
Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли[15]. Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным[16]. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные — шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов[14].
В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли[15]. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т. д.[14] Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый[14].
Обработка кожиПравить
Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства[17].
В IX—XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение — кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий[18].
Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна[19].
Обработка костиПравить
Ассортимент изделий из кости в IX—XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий — например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове[20].
Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.[21]
Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы[21].
Гончарное делоПравить
Горшок (муляж), Крапивенского городища. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея Горшок. Рязанское княжество, XIII—XIV века.
Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях[22]. Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов[22]. Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия[23][24]. На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков[24].
Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX—X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, то есть круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками — горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна[25]. Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C[24].
До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам[26]. Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног[24].
СтеклоделиеПравить
Фрагменты стеклянных браслетов, Крапивенское городище. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея
Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII—XIII векам достигло значительного развития. В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка[25].
В IX — начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже — стеклянные браслеты. В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом — по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской[27].
Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета[25].
ru.mobile.bywiki.com
История древней Руси - » Ремесленники-холопы в княжеском хозяйстве
Специализация городского ремесла
Сведения о ремесленниках-холопах имеются с XI в. Один источник XI в. говорит о рабе-оружейнике, которого владельцы несколько раз перепродавали. В описаниях разгрома провинциальных княжеских дворов поражает огромное количество запасов, образовавшихся как из натурального оброка крестьян, так и из продукции княжеских ремесленников (например, известное Игорево сельцо в рассказе Ипатьевской летописи под 1146 г.). Это скопление в руках феодала больших запасов кузнечных изделий, получаемых от своих, княжеских кузнецов, позволяло князю прочнее связывать подвластное ему крестьянство путем ссуды инвентарем.
Доказательством того, что на «красных дворах» князей жили и работали ремесленники, являются приведенные выше ремесленные изделия и инструменты, помеченные княжескими знаками собственности. Киевские, черниговские и некоторые владимирские князья широко пользовались княжескими знаками в своем хозяйстве. Они ставились на монетах, на печатях, на особых верительных табличках, даваемых княжеским тиунам, на княжеском оружии, на знаменах, на пломбах княжеских товаров, шедших за границу, и т. д. Древнейшие знаки связываются с Владимиром Святославичем и его сыновьями, Мстиславом и Ярославом Мудрым. Наиболее поздние знаки относятся к Андрею Боголюбскому и его брату — Всеволоду Большое Гнездо. В основе все они имеют двузубец или трезубец с отростком внизу. Знаки отдельных князей отличались различными дополнительными черточками, «отпятнышами», в виде маленьких завитков, крестиков, перекладин.
Эти знаки встречаются нам решительно во всех областях княжеского хозяйства, в том числе и в области ремесла. Княжеские знаки встречены среди клейм гончаров на глиняной посуде из Киева, Канева, Изяславля, Белгорода, Остерского Городца и Вышгорода. Княжеские знаки имеются на кирпичах, из которых построены княжеские церкви: Десятинная в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церкви в Смоленске, Остерском Городце, Киеве. Возможно, что дальнейшие исследования строительных материалов X—XII вв. дадут еще ряд новых знаков. Мы уже упоминали о недавно открытых княжеских знаках на камнях построек Андрея Боголюбского во Владимире и Боголюбове.
Места распределения ремесленных изделий, помеченных княжескими знаками, географически совершенно закономерны, все это старинные княжеские с X—XI вв. города, где корни вотчинного ремесла уходят очень глубоко. Не случайно и то, что в деревнях среди многих сотен и тысяч сосудов нет ни одного, на котором стояло бы клеймо княжеского гончара. Не случайно и то, что в северных городах (Псков, Новгород, Полоцк), где власть южных князей была слабее и где здания строились вольными артелями, нет ни одного кирпича со знаком княжеской мастерской. Район распределения княжеских знаков совпадает с районом наибольшего окняжения городов.
В X в., когда князья создавали или укрепляли эти города, они были их безраздельными хозяевами. Естественно, что княжеские дворы пользовались трудом своих собственных ремесленников, входивших в состав княжеской челяди. В XI—XII вв. города разрослись, значительно развилось и свободное городское ремесло, но наряду с ним продолжали существовать на княжеских дворах ремесленники, настолько зависящие от князя, что вместо личного клейма ставили знак своего князя. Напомним интереснейшую находку матрицы (штампа) для изготовления серебряных колтов, помеченной мастером знаком своего князя Всеволода Ярославича.
Топография древних городов полностью подтверждает высказанное предположение: в центральной части города, в непосредственном соседстве с княжеским дворцом, внутри детинца находят множество различных мастерских, имевших, очевидно, такой же вотчинный характер. В полном согласии с этим находится и известная статья Русской Правды: в перечне штрафов за убийство, установленных во второй половине XI в., ремесленники стоят первыми в списке охраняемого законом феодально зависимого населения. Их, очевидно, ценили, так как штраф за их убийство был равен штрафу за убийство представителя сельской княжеской администрации — сельского тиуна. В условиях загородной княжеской или боярской усадьбы ремесленнику было значительно труднее освободиться от тяжелых форм феодальной зависимости, так как феодал был заинтересован в удержании на своем дворе мастера, пополняющего его запасы «тяжкого товара». В условиях города переход придворного ремесленника в более свободное состояние облегчался двумя обстоятельствами. С одной стороны, мы знаем об участии холопов в народных восстаниях еще в XI в. (например, убийство холопами епископа Стефана в Киеве в 1068 г.), а с другой стороны, здесь имели известное значение рынок и широкий контингент заказчиков у городского ремесленника. Княжеские ремесленники, наряду с исполнением дорогих изделий для своего князя, могли готовить изделия и на рынок.
Возможно, что эта связь части городских княжеских ремесленников с рынком, повышавшая благосостояние самого ремесленника, расшатывала старую форму феодальной зависимости и подготовляла переход к новой.
istoiarusi.ru
История древней Руси - » Ремесленники Древней Руси
Если ремесло в целом как крупная отрасль народного хозяйства редко попадало в сферу внимания прежних историков, то ремесленники, их положение в обществе, их роль в истории древней Руси обычно вовсе забывались и совершенно ускользали из поля зрения. В этой рубрике мы попытаемся обрисовать не техническую, но общественную сторону ремесла X—XIII вв. Естественно, что многие проблемы, за недостатком данных, не могли быть решены здесь полностью и даются лишь в виде постановки вопроса или предварительного решения его.
(далее...)
Хотя точной статистики древних кузниц у нас нет, но степень густоты их распространения можно определить, пользуясь косвенными данными. Для некоторых районов, где были произведены сплошные обследования городищ, установлено, что остатки домниц (шлаки, глиняная обмазка, крицы) имеются не на каждом городище; в условиях повсеместного распространения болотной руды и малой производительности домниц трудно допустить, чтобы где-нибудь варили железо на продажу. Более вероятно, что там, где обрабатывали руду, там же ковали и железо,— другими словами, наличие или отсутствие шлака на городище говорит о наличии или отсутствии не только домницы, но и кузницы. Домницы же были далеко не на каждом городище. Отсюда можно сделать вывод, что одна производственная единица (домница и кузница) обслуживала несколько окрестных поселков радиусом от 5 до 15 км.
(далее...)
Роль сельского хозяйства, и в частности земледелия, в формировании первобытного славянского мировоззрения общеизвестна: большая часть языческих обрядов, праздников и несен связана именно с земледелием. Роль ремесла в создании языческой религии менее заметна, но все же имеет право на самостоятельное изучение. Целый ряд специальных обрядов связан, например, с работами по прядению и ткачеству, которые в это время хотя и не вышли за пределы домашнего производства, но все же являлись крупной отраслью производственной жизни. Прядение и ткачество находились, по представлениям древних славянских женщин, под покровительством специальной богини Мокоши, идол которой был поставлен Владимиром в Киеве рядом с другими богами — Перуном, Велесом, Дажьбогом.