Учебное занятие . Тема- жители древнего египта. Занятие населения древнего египта
Природа Египта и занятия жителей Египет –
Природа Египта и занятия жителей
Египет – страна, расположенная на северовостоке Африки в долине реки Нил.
Карта дельты Нила • Нил берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю • Впадая в Средиземное море, река разделяется на несколько рукавов. Они образуют огромный треугольник – дельту
• Долина Нила узкая: 12 -15 км • Вокруг каменистые бесплодные пустыни • Дождей почти не бывает • Среднегодовая температура +25 -30˚ (летом + 52 ˚)
Вдали от Нила среди песков пустыни встречаются островки зелени – оазисы
Течение Нила встречает на своем пути пороги – опасные каменистые преграды
Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации, высокий тростник
Финиковые пальмы Папирус
В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов
Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога В июне начинается разлив Нила. Река становилась мутнозеленого цвета, а затем красного. Вода прибывает с каждым днем, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной.
Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля".
Египтяне считали, что далеко на юге, за нильскими порогами, есть пещера, в которой сидит бог реки Хапи. У него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов. Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Поэтому и начинаются разливы Нила.
Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны: Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле. Распевая торжественные песни, египтяне шли по берегу реки, неся впереди статую самого бога Нила - Хапи. Статуэтка бога Хапи. Лувр. Париж.
1. Жители египта. Фараон Вельможи Писцы Воины Земледельцы и ремесленники ФАРАОН-властитель страны. ВЕЛЬМОЖИ- знатные люди, царские советники, военачальники. ПИСЦЫ-сборщики налогов, делопроизводители. ВОИНЫ- охрана фараона и страны. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ- простые жители Египта, налогоплательщики.
3. Как жили простые египтяне. Простые египтяне жили в глиняных домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг, на полу лежали циновки. Их пища была скромной-хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах. Одежды на людях малов Египте очень жарко
4. Ремесло и торговля в Древнем Египте. Как вы думаете, люди каких профессий работали над изготовлением этих предметов? Самыми распространенными профессиями в Древнем Египте были: -камнерезчики, столяры, плотники, кораблестроители, ювелиры, ткачи, гончары.
5. Сбор налогов. Рисунок в гробнице вельможи. Роль сборщика налогов в Древнем Египте играли писцы Если кто-то налоги не платил, то он подвергался телесным наказаниям
Земледелие и скотоводство «+» Свет n Тепло n Вода (река и ее разливы) n Плодородная почва (ил) n «-» n Болота n Заросли тростника n Неравномерность орошения
Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей Оросительная (ирригационная) система – система каналов и водохранилищ, обеспечивающая поля водой.
Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду А чтобы она не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные “воротца” в насыпях
Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.
Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску Так тяжелым трудом превратили египтяне болота Нила в цветущие поля и сады
Природа Египта и занятия жителей Средиземное море «-» «+» 1. Свет 2. Тепло 3. Вода (река и ее разливы) 1. Болота каналы 2. Заросли тростника а тростника 3. Неравномерность 4. Плодородная орошения почва (ил) дамбы воротца шадуфы «Дар Нила» + труд людей
Решите задачу, которую задавали египетским школьникам: Каждый из 7 человек имеет семь кошек. Каждая кошка съедает по семь мышек, каждая мышка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков, а из зерен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам?
present5.com
Учебное занятие . Тема- жители древнего египта
Разработка учебного занятия по теме « Жители Древнего Египта»Цели:Познакомить с отдельными классами древнего Египта, изучить их род занятий.Развивать умения самостоятельно работать с документами, логическое мышление, память.Воспитывать интерес к истории. Структура занятия :Выбор учащимися перед началом занятия цветной ткани.Беседа учителя о путешествии.Выполнение заданий для определения страны.Рассказ учителя о Египте, о роли цвета.Самостоятельная работа учащихся с документами.Выступление учащихся.Формулировка темы урока.Игра « перевертыши» для определения других классов Египта.Выступление Клеопатры.
Ход занятия:1.Здравствуйте, я рада вас видеть и прошу выбрать из предложенных цветов тот, который вам больше нравится.2. Появление учителя. -Почему некоторые из вас заулыбались?- Я что, плохо выгляжу?- Вас интересует мой вид? Я так оделась неспроста, я хочу отправиться в путешествие в одну из жарких стран, хотите со мной?- Мне будет очень приятно, если вы составите мне компании. Поверьте, вам понравится , это одна из загадочных и древних стран! Ну что, уговорила?Тогда вперед!- Вы готовы, я готова, но, вам надо отгадать, куда мы отправляемся? Сможете? Справитесь? Отлично!3. Задания:Самая длинная река в мире? ( Нил – слайд)Правитель этой страны назывался так – ребус (фараон)Забальзамированное мертвое тело человека или животного ( мумия)- Название, какой страны могло бы объединить все ваши ответы. Верно, мы отправляемся в Древний Египет. Готовы?Раз, дав, три,Пыль времен в Египет нас перенеси.4. В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни (карта). По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. В ее долине и возникло одно из первых государств – Египет (слайд) В этом государстве, проживает огромное количество человек, и каждый из них занят своей работой. Об этих жителях мы сегодня и поговорим.А познакомится с ними, я попрошу участников нашей встречи, которые выбрали ленты поправившего им цвета. Пожалуйста, присядьте за столы, в зависимости от выбранного вами цвета.Цвет играет большую роль в жизни человека. Психологи, проводя исследования, говорят о том, что по любимому цвету человека можно рассказать о нем многое.И сегодня на уроке цвет нам расскажет о занятости населения Египта. - Как вы думаете, чем вы могли заниматься, если бы жили в Египте, исходя из того цвета, который вы выбрали? - А сейчас и проверим, верна ли ваша догадка. Для этого вы должны поработать с документом, составить небольшой рассказ и выбрать соответствующие атрибуты. Затем, рассказать о себе, о своем занятии, а мы должны определить - кто вы такие.5. Самостоятельная работа.6. И, так, какие жи
educontest.net
План урока по истории в 5-м классе по теме "Природа и население Древнего Египта"
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2» г. Борисова
Разработка урока по истории в 5 классе .
Учитель Сысой Надежда Федоровна
Тема. Природа и население Древнего Египта.
Цели урока.
Обучающая.
Сформировать яркое образное представление о величайшей цивилизации—Древнем Египте, изучить местоположение и природные условия, определить причины разливов Нила и особенности хозяйственной жизни.
Развивающая.
Продолжить формирование умения работать с исторической картой, текстом учебника, давать определение понятиям, делать логические выводы, составлять графические рисунки и схемы, содействовать развитию познавательного интереса
Воспитывающая.
Воспитывать уважительное отношение к прошлому других народов, способствовать расширению кругозора, активизировать развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока--- урок усвоения новых знаний
Средства обучения
Учебное пособие для 5-ого класса: Древний мир, часть 1/под ред. В.С. Кошелева, учебная настенная карта «Цивилизации Древнего мира», аппликации по истории Древнего мира.
Понятия и термины: дельта, ил, папирус, шадуф, орошаемое земледелие.
Содержательно-процессуальный компонент
Этапы урока.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
Учитель подчёркивает учащимся, что они уже изучили первобытное общество и теперь преступают к изучению нового раздела « Цивилизации Древнего мира» и первую тему, которую учащиеся будут изучать это «Природа и население Древнего Египта».
Учащимся предлагается вспомнить
-что такое цивилизация
-каковы её признаки
-когда появляются первые цивилизации и государства.
Учитель делает акцент на том, что учащиеся преступают к изучению новой темы, в которой, будут знакомиться с древними народами, которые внесли огромный вклад в развитие истории всего человечества, и достижениями их культуры пользуются и сейчас.
Операционно – познавательный этап.
Формирование новых понятий и способов деятельности.
План изучения нового материала
Природа и климат Древнего Египта.
Разливы Нила.
Орошаемое земледелие египтян.
Ремесло в Древнем Египте.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративная беседа, составление схемы (кластера)
Работа с картой
Внимание учащихся обращается на настенную карту «Цивилизации Древнего мира». Задача определить местоположение Древнего Египта. На основе первичных представлений об Африке сделать вывод о климатических условиях Египта.
Формирование хронологических и картографических навыков на основе локализации пространственно-временных представлений учащихся.
Учитель на доске, а учащиеся за ним в тетрадях чертят условно-графический рисунок «Древний Египет». По ходу рисунка учитель объясняет основные понятия темы ( дельта, папирус, долина, рукава). В своих тетрадях учащиеся на условно-графическом рисунке подписывают, где располагается дельта и рукава (рис. а)
Ученики читают пункт « Природа Древнего Египта» и после прочтения отвечают на вопрос, какие природные богатства были в Древнем Египте. По ходу ответа учащихся учитель дополняет графический рисунок цветными аппликациями (рис. б)
Рисунок а
Рисунок б
Учащиеся записывают новые понятия в тетради (для большей уверенности учеников, полученные знания записывают с помощью учебника стр. 31)
Учащимся предлагается прочитать пункт учебника «разливы Нила» и ответить на поставленные вопросы.
Какие климатические условия наблюдаются в Египте накануне разлива Нила. Каковы причины разливов Нила. Что приносят воды реки при разливе. Почему египтяне называли свою страну «Чёрной землёй».
Учащиеся слушают рассказ учителя о разливах Нила с точки представлениях древних египтян.
Но если бы вы были древним египтянином, то у вас было бы абсолютно другое объяснение разливов Нила. Учитель обращает внимание учащихся на условно-графический рисунок и добавляет к нему новую аппликацию – бога Нила Хапи (рисунок в). Далеко, далеко за первым порогом Нила (пороги - большие камни, которые мешают течению реки) есть пещера, которая охраняется священной змеёй. В этой пещере сидит бог Хапи. В его руках два священных сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льёт из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну. Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поём благодарственные песни доброму богу.
Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!
Если медлит он, гроза по всей стране.
А поднимается он – и ликует земля и всё живое от радости!
Рисунок в
. Учащиеся делают вывод о том, что Нил играл огромную роль в жизни египтян, так как от его разливов зависели посевы и урожай. Земледелие являлось основным занятием египтян.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию на странице 32 « Орошение с помощью шадуфа». Читают пункт Древние земледельцы в долине Нила. И дают определение этому подъёмному устройству, делают вывод о том, что в Древнем Египте земледелие было орошаемым. Орошение в жарких условиях является необходимым условием для выращивания сельскохозяйственных растений.
Египтяне занимались не только земледелием, но они были искусными ремесленниками. Прочитав пункт « Египтяне-ремесленники» составляем схему
Основные ремёсла египтян
Выплавка цветного стекла
Изготовление льняных тканей
Кожевенное
дело
Выплавка бронзы
и меди
Делаем вывод о Древнем Египте.
Выгодные природные условия позволили быть египтянам не только искусными земледельцами, но и умелыми ремесленниками. А орошаемое земледелие стало предпосылкой создания государства.
Рефлексивно – оценочный этап
А) Методы и формы рефлексии:
1) Где располагался Древний Египет
2) Какая река протекает в Древнем Египте
3) Как египтяне называли свою страну
4) Почему Египет получил такие названия
5) Что значит орошаемое земледелие
Б) Поставить отметки наиболее активным детям.
В) Постановка и осмысление домашнего задания
1) § 9
2)Подготовить ответ на вопрос «Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет « даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот»