Серп в древнем египте. Земледелие в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Магические символы. Серп в древнем египте


Появление боевого топора и меча в Древнем Египте - Сергей Алданов

Крупное металлическое оружие появилось, конечно же, позже маленьких медных  кинжалов и ножей.Этот момент особенно интересен не только  потому,  что это определенное достижение ранней металлургии, но это начало  создания все более эргономичных и эффективных типов боевых топоров и мечей, исходная точка нового этапа милитаризации. То, что было  создано в это время, работало очень долго, тысячелетие с более, пережив обновление только с появлением железа.

Египет, ввиду своей изолированности, долгое время не очень нуждался в развитии своего оружия, хотя обладал развитым металлургическим производством для производства медного и бронзового инструмента.Он тут, скорей, отвечал на вызовы соседей.В силу такой особенности, надо рассматривать появление оружия в контексте развития аналогов в Средиземноморье.

Ранние боевые топоры в Египте  - это, вероятно, 4-6 династии.

Egypt, Old Kingdom, c. 2500 – 2100 BC. A choice bronze scalloped battle-axe blade. Intact with some green encrustation. 5 5/8" x 4 1/8".See Petrie, Tools and Weapons, pl. VI, 160. Very rare. Ex Leighton Wilkie collection.

Выглядит, как оригинальный вариант.

Для сравнения - ровесник вышеуказанного топора - топор  из Древнего Шумера

German authorities have returned a 4,500-year-old Mesopotamian battle axe to Iraq. Although nobody is sure where exactly it was stolen from and what path it took out of the country, it was probably looted from an Iraqi museum or archaeological site in the chaos in the wake of the 2003 US invasion.Аккадский боевой топорAn Old Akkadian Bronze Axe - c. 2340-2200. | "After the fall of the Akkadian Empire, the Akkadian people of Mesopotamia eventually coalesced into two major Akkadian speaking nations: Assyria in the north, and, a few centuries later, Babylonia in the south." @Wikipedia.org

Очень похож на жтот тип топора хорватский топор, около 2000 г. до н.э.

Above: a European battle-axe, c.2000 BC found in Croatia. Image Source p.262, Prehistoric Europe, edited by Barry Cunliffe  ISBN: 0192880632

Хеттский воин (божество) с топором того же типа - это 9 в. до н.э.

Above: the trident wielding gods that appeared in the aftermath of the collapse of Bronze Age civilizations all wield the European Battle-Axe. The above example is neo-Hittite and dates to the 9th century BC.The neo-Hittites replace the chief god of the Hittites,Hattusas & chief god of the Hurrians, Tessub (Teshub), with TARHUNDA-of-the-sky.

Примерно такой же  тип топора мы видим намного позже, во времена основателя 18-ой династии Ахмоса 1

Copper axe blade inscribed with the titulary of pharaoh Ahmose I. Ashmolean museum

Так выглядело крепление топора:: кожаной тесьмой  - топор времен Тутмоса III  (из книги "История Египта" Г. Масперо)

Volume I., Part A., Chapter I.

  • Medium: Bronze, wood, leather
  • Reportedly From: Thebes, Egypt
  • Dates: ca. 1539-1292 B.C.E.
  • Dynasty: XVIII Dynasty
  • Period: New Kingdom
  • Dimensions: 3 13/16 x 5/16 x 5 1/4 in. (9.7 x 0.8 x 13.4 cm)
  • Caption: Battle Ax with Handle, ca. 1539-1292 B.C.E. Bronze, wood, leather, 3 13/16 x 5/16 x 5 1/4 in. (9.7 x 0.8 x 13.4 cm). Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 37.282E. Creative Commons-BY

Момент развития полукруглого лезвия, которое мы видели у раннего египетского топора - следующий топор из Меспотамии, сделанный из мышьяковистой бронзы.

A MESOPOTAMIAN ARSENICAL COPPER AXE HEAD CIRCA 2100 B.C. The crescent-shaped blade with a sharp curving edge, the shaft surmounted by a raised protrusion, four lozenges along the top of the cylindrical shaft, with a straight and a triangular edge framing the shaft hole, with a Sumerian cuneiform inscription on the blade, reading: "Su-Batir, Son of Igi, governor of Batir pre[sented (this)]" 4¼ in. (10.7 cm.) wide

Его аналог - может, даже более раннийNorthern Iran Crescentic Axehead of Anchor Shape, circa 2350-2000 B.C. Weapon; Tool; Arms/armor; Metalwork, Bronze, cast.

Росдественники такого топора - небольшие секирки  с  тремя точками соединения с рукоятью: это тип лёгкого оружия.. Главное тут - специальное лезвие. Время создания этого типа - конец 3 тыс. до н.э, местом создания считается Сирия, хотя возможны варианты - Египет, Месопотамия.

Насчет этого типа топора есть сомнения, а был ли он реальным или ритуальным оружием - слишком легок.Но, вероятно, был.

Copper battle axe with wooden shaft (Dynasty 12), which would have been found in a soldier's tomb on display at the Rosicrucian Egyptian Museum in San Jose, California. RC 1938

TWO EGYPTIAN BRONZE OR COPPER ALLOY AXE BLADESMIDDLE KINGDOM, 12TH DYNASTY, CIRCA 1985-1773 B.C.Comprising one of elongated crescentic form with three attachment tangs, each pierced for bindings; and one of crescentic form with three attachment tangs, each with single piercing12 5/8 in. (32 cm.) long and 7 ½ in. (19 cm.) long respectivelyВыставлены на аукцион Кристи - http://www.christies.com/lotfinder/ancient-art-antiquities/two-egyptian-bronze-or-copper-alloy-axe-5882129-details.aspx

Предполагается также, что хепеш, меч ме сопотамского и египетского  типа (меч-серп), возникший в конце 3 тыс. до н.э. эволюционировал из такой секирки.

Ранний вариант хепеша из Месопотамии:

Khopesh from Lagash, Mesopotamie, 2150-2000BCE

Меч хепеш, с вставками из эектрума,18 век до н.э., принадлежал явно высокопоставленному военному.

Egyptian khopesh, 18th century BCE, found in Shechem, West Bank. The blade is decorated with electrum inlays.Courtesy & currently located at the Berlin State Museums.

Более поздний и менее парадный вариант --

Dans la base de donnée du Louvre : Cette oeuvre n'est pas visible actuellement dans les salles du Musée

Arme au nom de Ramsès II (1279-1212BC)bronzeL. : 4,80 cm. ; l. : 57,50 cm.Département des Antiquités égyptiennes E 25689

Хороший источник по хепешу

http://www.myarmoury.com/talk/viewtopic.php?t=9497

aldanov.livejournal.com

Земледелие в Древнем Египте | Kursak.NET

Земледелие в Древнем Египте        План    1. Предпосылки расцвета сельского хозяйства Древнего Египта.    2. Земледелие додинастического периода и раннего царства.    3. Земледелие Древнего царства.    4. Социально-экономические отношения.    5. Технология сельского хозяйства.    5.1. Посев.    5.2. Уборка урожая.        1.    Ранним царством называют период, охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства.    Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство.    Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием.    Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.    при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков.    Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий – мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово "область" (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.    Как и в последующие времена, Верхний Египет – узкая долина реки в южной части страны – и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково.    Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет – страна болотных зарослей – обозначался кустом папируса.    2.    В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры – ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода.    Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Дикорастущие злаки могли произрастать в Северной Африке. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.    Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров) , что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) , которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка.    Покрытая болотами и озерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга Верхнего Египта.    Их поля были расположены главным образом на островах. Ранняя оседлость населения позволяет предположить, что ирригационные работы могли быть начаты здесь.    В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь, и образуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка не только орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом – минеральных частиц. На высоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельеф долины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовал самотечному затоплению естественно орошаемых полей.    Долина Нила между берегом реки и возвышенностями пустыни была разделена поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, первоначально естественные (позднее для лучшего удержания воды на полях их стали искусственно повышать насыпями) , прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенные перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям.    Ко времени раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила – ее плодородные земли стали использовать под пашни. Продолжался процесс освоения и осушения в значительной степени еще более заболоченной дельты, покрытой богатыми луговыми пастбищами для скота; в ее западных и восточных областях были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях начали сеять зерновые культуры. Сохранилась легенда о том, что царь I династии Мена, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее русло. Здесь был построен город "Белые стены" – будущая столица Египта Древнего царства, известная под греческим названием Мемфис.    Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена в двуединое государство "Нижнего и Верхнего Египта" лишь в конце II династии. Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всей страны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельского хозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозное строительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основой древнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимо для поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствования огромного ирригационного хозяйства страны.    Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей.    Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.    На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.    Разведение льна в период раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна – очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.    Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства.    Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.    3.    В период Древнего царства особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнению с периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать, что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.    Большинство хлебных растений времени Древнего царства, если только не все, были уже известны египтянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе, финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т.д.) .    Льноводство было широко развито и до Древнего царства.    Основные виды скота были теми же, что и прежде. Возможно, что еще в период Раннего царства пытались приручать диких животных для откормки – в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства, бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями (на одном изображении есть и лебеди) держали стаи журавлей и тоже откармливали их.    Таким образом, различия в сельском хозяйстве Раннего и Древнего царств, в основном, были количественного порядка.    Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам.    Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила.    С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса) , который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре месяца каждый: "половодье" ("ахет") , "выхождение" ("пернит") и "сухость" ("шему") . Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня) , поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса) . Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Например, согласно календарю одни земледельческие работы должны были выполняться во время спаривания тех или иных животных, другие – во время их приплода и т.п.    Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один вблизи Мемфиса, другой – на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней – вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды.    Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране.    Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку.    Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться не орошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод.    С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе Египта". Геродот пишет: "Когда же Нил покрывает страну, только отдельные города виднеются над поверхностью, совершенно подобно островам на Эгейском море".    В ирригационных работах принимали участие не только земледельцы, но и все подневольное население страны, отбывающее государственные повинности – "царские работы", работы "на дом царя" и "всякие работы нома". Но если отбывающие повинности были заняты на ирригационных работах временно и периодически, то земледельцы были обязаны постоянно поддерживать в порядке ирригационную сеть участков, на которых они работали.    4.    Крупные вельможеские хозяйства наряду с царскими и храмовыми хозяйствами были ведущими в Древнем царстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений) , разбросанных Во многих гробницах на восточной стене культовой комнаты и в некоторых при пирамидальных храмах Древнего царства сохранились своеобразные изображения дворов и селений вельможеских и царских хозяйств в символическом персонифицированном виде как процессии их "представителей" – мужчин и женщин в праздничной крестьянской одежде с корзинами на головах, наполненными различными съедобными приношениями; в более поздних гробницах они ведут за собой на веревках крупный и мелкий скот, прирученных и откормленных диких животных, несут на руках, в сетях и в корзинах птицу и рыбу. Ученые установили, что рядом с символически изображенными дворами и селениями написаны их названия с указанием местонахождения в Нижнем или Верхнем Египте, реже наименования областей, в которых они были расположены. Если дворы и селения составляли царское хозяйство, в состав их наименований входило имя царя – их собственника или его предков. Вельможеские дворы и селения тоже могли называться царскими именами, если они были пожалованы царем вельможе. В надписях около изображений вельможеских дворов и селений всегда указано, в чей "дом собственный" они входили. Среди вельможеских и царских дворов и селений изображены также "дворы двойника" владения, специально посвященные заупокойному культу владельца гробницы.    Землевладельцы могли распоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить. У одного вельможи могло быть более одного "домоправителя". Домоправитель был главным, ответственным управляющим "дома", иначе – хозяйства вельможи.    Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; им были подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всеми провинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможи мы видим повсюду писцов "личного дома" вельможи: при полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год.    Владения вельможи распадались на отдельные населенные пункты "дворы", "селения". Во главе отдельных дворов и селений стояло по "властелину" (хека) . Мы находим "властелина" при севе и жатве, на гумне и скотном дворе. Соответственно и отчитывался "властелин" как в собранном хлебе, так и в поголовье скота.    Нередко такие отчеты кончались избиением "властелинов".    Поля и гумна вельмож были распределены по отдельным селениям.    На поле при севе и жатве работали рабочие "отряды". Судя по изображениям, в них состояли одни мужчины. Женской работой было веяние. Если в страдную пору не хватало жнецов, а вельможа был номархом, то он мог в помощь отрядам своего "личного дома" привлечь "царских" людей, т.е. земледельцев- общинников. Поля также обрабатывали рабы.    Посевное зерно выдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому" вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не землепашцам.    Основная особенность гробничных рельефов Древнего царства заключается в художественном изображении на них многочисленных сцен трудовой деятельности работников вельможеских хозяйств, за которой наблюдает сам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и служащих. Работникам часто помогают их непосредственные начальники – надсмотрщики. Мало того: к работникам присоединяются и выполняют эту же работу жрецы заупокойного культа.    Как показывают пояснительные надписи, сопровождающие изображения, работники хозяйств вельмож были их "собственными" людьми, в состав которых входили подневольная "челядь" ("мерет") и домашние рабы ("баку") .    То что известно о царском и храмовом хозяйствах позволяет считать их по существу своему похожими на хозяйства вельмож.    В Египте преобладала государственная собственность на землю.    Раздачу земель производил фараон. В его руках была сосредоточена неограниченная власть.    Основными непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции были феллахи, составлявшие большинство населения страны. Они жили деревнями – общинами, возделывали свои земли и земли крупных землевладельцев. К сожалению, о положении свободных производителей, не вовлеченных в хозяйство вельмож и царя, до нас дошло очень мало сведений.    5.1.    Перед паводком ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по которым проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой деревьев и кустарников, каналы очищали и углубляли. Предполагают, что найденные археологами каменные и кремневые наконечники мотыг периодов неолита и энеолита предназначались именно для копки, а не для земледельческих работ.    Во время паводка земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех-четырех локтей, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой. Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам.    К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год) , при котором земля отдыхала под паром около пяти-шести месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить свое плодородие насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре, в период "выхождения", начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем Египте, затем в Нижнем.    Хозяйственные особенности Нижнего и Верхнего Египта, объясняемые различным характером их природных условий, развивались во времена Древнего царства в направлении специализации сельского хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти занятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял как преимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевы ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены земледельцами Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер) , несмотря на то что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером.    Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура не получила большого распространения в Египте до греко-римского периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы, употреблявшийся для приготовления пива. Из технических и масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен, как ради его волокон для пряжи, так и с целью получения семян, из которых приготовляли льняное масло.    Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот: "Теперь они (т.е. египтяне, проживающие "ниже Мемфиса") действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под водой во время паводка, и покрывались значительным слоем ила.    Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех – десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов – вожака, идущего во главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли работу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта. За стадом бежали погонщики – от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе над головами.    Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае соха имела особое назначение – она не рыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву.    Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.    В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась, и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой, и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу, и все бьют в одно место. Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.    Другим способом производили посев технической культуры льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, – так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.    Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.    5.2.    Уборка урожая была для египетских земледельцев большим событием радостным завершением тяжелых земледельческих работ.    На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления – выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь – десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и семена выпадали.    Жатва злаковых культур – ячменя и эммера – на рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя – в апреле, эммера – в мае. Злаки, показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер – в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года "сухости", сохранилось на одном рельефе XI династии.    Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны.    Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца – одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я должен петь) ". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами.    В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру – пшеницу – эммер, посеянный в ноябре – декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера, последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах.    Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных большей частью сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на ослах.    На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи – площадки для молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.    На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи "веяние ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной – "сут", не эммера) .    На гумне рядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой) для защиты от летающей вокруг пыли и мякины – на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки, представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины – они заметают метлами очищенное.    Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет) . В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.    Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и труда населению всей страны.    Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

kursak.net

мне очень надо составить рассказ древнеегипетской семьи земледельцев или ремесленников! плиз прошу помогите

<i>Как жили земледельцы. Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожжённого на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино. Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Имелись в хозяйстве и домашние животные — коровы, свиньи, козы, овцы. Они давали молоко, шерсть, мясо. Кроме того, животных использовали на сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц — голубей, уток, гусей, даже журавлей. Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из белёного полотна, а женщины — прямые узкие платья. Ремесленники Древнего Египта. В Древнем Египте существовало множество различных ремёсел. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники. Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран. Поэтому ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро. Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая своё время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время ещё не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счёт налогов они отдавали часть своих изделий. </i>

В государствах древнего мира, например в Древнем Египте, жизнь человека сильно зависла от его сословной принадлежности и статуса. Например, ремесленники вели образ жизни, принципиально отличающийся от жизни чиновника или военного. 1 Ремесленники, как и крестьяне, относились к непривилегированным слоям населения Древнего Египта. Они должны были платить достаточно высокие налоги за свою деятельность. Наиболее распространенными ремеслами было ткачество, деревообработка, гончарное искусство. Также Египту были известны мастера-стеклодувы и специалисты, работающие с металлом. 2 Наиболее престижной работой считалась металлообработка. Золотых дел мастера нередко передавали свое ремесло по наследству, лучшие из них могли быть приняты при дворе у фараона, а также выполнять заказы для храмов. Их работа хорошо оплачивалась, а сами ремесленники этой категории имели доступ к сферам религиозной жизни, закрытой для непосвященных. Например, они могли изготавливать изображения богов, которые по правилам культа должны были оставаться в секрете.

леньтяи короч

го ктото а ппплллиииззз

Как жили небогатые люди Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из глины обмазанной илом и глиной и покрытых пальмовыми листьями. Почти перед каждым домом был внутренний двор окружённый стеной. Было мало или вообще небыло окон. Питались они: хлебом, ели рыбу и овощи также пили пиво. Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из белёного полотна, а женщины —прямые узкие платья. Ешё мужчины и женщины любили носить украшения. Семья знатного человека Знатный человек в древнем Египте жил в доме из кирпича, у него тоже как и у бедного человека был двор окружённый стеной. Во внутреннем дворе, чаще всего у богатого человека сооружался небольшой водоём. Дом состоял из нескольких комнат: приёмная, помещение для гостей и жилые комнаты для членов семьи. Мебели в доме было мало. Ели знатные люди блюда приготовленные из говядины, уток, гусей, а также сладкое: финики и виноград .Пищу брали руками. Одевались в одежду из белого полотна, в особых случаях надевали парики. Также любили носить украшения: брошь, ожерелье, по убеждению Египтян они владели магической силой. Были в древнем Египте праздники и развелечения: гонки на колесницах, борьба, театральные представления, пиры и охота. Любимый праздник у Египтян был Новый год. В разные праздничные дни надевали новую одежду.

Знатный человек в древнем Египте жил в доме из кирпича, у него тоже как и у бедного человека был двор окружённый стеной. Во внутреннем дворе, чаще всего у богатого человека сооружался небольшой водоём. Дом состоял из нескольких комнат: приёмная, помещение для гостей и жилые комнаты для членов семьи. Мебели в доме было мало. Ели знатные люди блюда приготовленные из говядины, уток, гусей, а также сладкое: финики и виноград .Пищу брали руками. Одевались в одежду из белого полотна, в особых случаях надевали парики. Также любили носить украшения: брошь, ожерелье, по убеждению Египтян они владели магической силой. Были в древнем Египте праздники и развелечения: гонки на колесницах, борьба, театральные представления, пиры и охота. Любимый праздник у Египтян был Новый год. В разные праздничные дни надевали новую одежд

стория так и оставалась бы набором сухих фактов, если бы мы не знали самых разных бытовых подробностей. Ведь все, что мы изучаем, касается живших когда-то людей, которые веселились и грустили, строили дома и украшали их, возделывали поля и готовили пищу. На уроке вы узнаете о том, как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта. Как жили зем­ле­дель­цы и ре­мес­лен­ни­ки в Егип­те Боль­шин­ство на­се­ле­ния Егип­та со­став­ля­ли зем­ле­дель­цы и ре­мес­лен­ни­ки. Зем­ле­дель­цы Труд зем­ле­дель­цев кор­мил все на­се­ле­ние Егип­та. Сеяли пре­иму­ще­ствен­но пше­ни­цу и яч­мень. Из ин­стру­мен­тов ис­поль­зо­ва­ли сле­ду­ю­щие виды ору­дия. Для рых­ле­ния земли мо­тыгу, позд­нее – де­ре­вян­ный плуг с мед­ным на­ко­неч­ни­ком. При жатве де­ре­вян­ный серп с вкла­ды­шем из крем­ния, позже – ме­тал­ли­че­ский серп. Чтобы вы­рас­тить зерно, из ко­то­ро­го пекли хлеб, осу­ществ­ля­ли много работ. • Про­ка­пы­ва­ли ка­на­лы (чтобы вода во время раз­ли­ва Нила до­сти­га­ла да­ле­ких участ­ков). • Стро­и­ли пло­ти­ны (они за­дер­жи­ва­ли воду), чтобы земля была влаж­ной и удоб­рен­ной. • Па­ха­ли землю – взрых­ля­ли землю с по­мо­щью плуга. • Сеяли зерно. • Жали – сре­за­ли зерно сер­па­ми. • Мо­ло­ти­ли – от­де­ля­ли зерно от ко­ло­сьев. Для этого по зерну про­го­ня­ли скот. • Веяли – от­де­ля­ли круп­ные зерна от мя­ки­ны, семян сор­ных трав, пес­ча­ных ча­стиц, пыли и т. п. (см. Ве­я­ние) Для этого в Древ­ней Егип­те под­бра­сы­ва­ли зерно вверх, чтобы ветер унес мя­ки­ну. Ре­мес­лен­ни­ки В Древ­нем Егип­те су­ще­ство­ва­ло мно­же­ство ре­ме­сел. Куз­не­цы из­го­тав­ли­ва­ли из меди ору­дия труда и ору­жие. Ткачи ткали и пряли льня­ное по­лот­но. Гон­ча­ры из­го­тав­ли­ва­ли гли­ня­ную по­су­ду. Ка­ме­но­те­сы за­ни­ма­лись об­ра­бот­кой камня. Ка­мень ис­поль­зо­ва­ли для стро­и­тель­ства хра­мов и гроб­ниц. Плиты под­го­ня­лись друг к другу с по­ра­зи­тель­ной точ­но­стью, ко­то­рая удив­ля­ет даже со­вре­мен­ных ар­хи­тек­то­ров. Юве­ли­ры де­ла­ли укра­ше­ния из зо­ло­та, се­реб­ра и есте­ствен­но­го спла­ва зо­ло­та с се­реб­ром. О вы­со­те юве­лир­но­го ис­кус­ства пред­став­ле­ние дают юве­лир­ные из­де­лия, най­ден­ные в гроб­ни­цах (см. Под­вес­ка из гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на. Ка­ир­ский музей, Кулон в форме яст­ре­ба. Гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на. Ка­ир­ский музей). В Древ­нем Егип­те су­ще­ство­ва­ли также стро­и­те­ли, плот­ни­ки, ко­жев­ни­ки, ко­ра­бель­щи­ки. Жи­ли­ща Дома небо­га­тых егип­тян были сде­ла­ны из трост­ни­ка, об­ма­зан­но­го илом, или из сыр­цо­во­го кир­пи­ча, по­это­му дома про­стых егип­тян не со­хра­ни­лись до наших дней. Кир­пи­чи де­ла­ли из глины, сме­шан­ной с на­во­зом и ка­мы­шом (см. Сыр­цо­вый кир­пич). Пища Ле­пеш­ки из яч­ме­ня, кор­не­ви­ще па­пи­ру­са, овощи (осо­бен­но лук). Ино­гда слад­кие фрук­ты (фи­ни­ки, инжир, ви­но­град). Мясо ели толь­ко по празд­ни­кам. Ос­нов­ной на­пи­ток – пиво. Пили также ви­но­град­ное вино (о пище древ­них егип­тян). Одеж­да Небо­га­тые егип­тяне но­си­ли одеж­ду из гру­бо­го льня­но­го по­лот­на. Это были на­бед­рен­ные по­вяз­ки, а также юбки до колен. (Об одеж­де). Кон­спект Ис­то­рия так и оста­ва­лась бы на­бо­ром сухих фак­тов, если бы мы не знали самых раз­ных бы­то­вых по­дроб­но­стей. Ведь все, что мы изу­ча­ем, ка­са­ет­ся жив­ших ко­гда-то людей, ко­то­рые ве­се­ли­лись и гру­сти­ли, стро­и­ли дома и укра­ша­ли их, воз­де­лы­ва­ли поля и го­то­ви­ли пищу. На уроке вы узна­е­те о том, как жили зем­ле­дель­цы и ре­мес­лен­ни­ки Древ­не­го Егип­та. Все­силь­ным вла­ды­кой Егип­та был фа­ра­он. Ему под­чи­ня­лись вель­мо­жи — цар­ские со­вет­ни­ки и во­е­на­чаль­ни­ки. На служ­бе у фа­ра­о­на и вель­мож со­сто­я­ли мно­го­чис­лен­ные писцы. Мо­гу­ще­ство фа­ра­о­на обес­пе­чи­ва­ло боль­шое, хо­ро­шо обу­чен­н

пппппппппппппппппп

touch.otvet.mail.ru

Серп (коса) :: Предметы :: Магические символы

Эти сельскохозяйственные орудия состоят в ближайшем родстве, хотя серп намного древнее косы. Серп, повторяющий форму полумесяца, — лунный знак, символ плодородия и изобилия, но вместе с тем и эмблема смерти. Парадоксальную символику своего старшего собрата переняла и коса, с той лишь разницей, что ее смертоносная функция заметна более отчетливо. Сильнейшее влияние на массовое сознание суеверных людей оказала аллегорическая фигура Старухи с косой. Этот мрачный средневековый стереотип сложился не вдруг: персонифицированная Смерть располагала немалым арсеналом устрашающих орудий (мечом, копьем, трезубцем, стрелами, песочными часами и др.), но коса постепенно оттеснила их в тень, превратившись в главный атрибут Костлявой.

Изобретателями серпа в мифологии выступают боги или культурные герои. Библейский миф приписывает изготовление первого серпа старику Ною; согласно нартскому эпосу адыгов, серп создал Тлепш, искусный бог кузнечного ремесла; а греки полагали, что данный инструмент по заказу самого Кроноса выковали волшебники-тельхины с острова Родос. Этим-то первым серпом бог времени и кастрировал своего не в меру плодовитого небесного отца Урана, порождавшего сонмы чудовищ. Оскопление древнейшего божества в космогоническом мифе греков явилось одним из важнейших актов творения, символизирующим отделение земли (Геи) от неба (Урана).

Серп — атрибут многих древних богов луны и плодородия: аккадского Сина, малоазийского Приапа, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзуса и т.д.

В религии земледельческих народов орудию жатвы отводится почетная роль ритуального инструмента. В Египте, например, праздник жатвы открывал сам фараон, срезавший первый сноп золотым серпом, чтобы затем торжественно поднести жертвенные колосья нового урожая статуе, изображавшей бога плодородия Мина. Подобный ритуал существовал и у наших далеких предков, недаром в славянском календаре месяц жатвы (август) носил имя «серпень».

У кельтов символом плодовитости была омела, выросшая на священном дубе Беллина. В полнолуние облаченные в белоснежные одежды друиды проводили свой самый таинственный символический обряд, срезая ветви омелы золотыми серпами.

Многие европейские народы использовали орудие хлеборобов и в качестве оберега, защищавшего от злых духов леса. Почиталось за непреложную истину, что непрошеные ночные гости не смогут переступить порог дома, если в него воткнуть заговоренный серп.

В христианском изобразительном искусстве серп может рассматриваться и как символ изобилия, и как эмблема смерти. Например, в сцене из Апокалипсиса серпами вооружены ангелы, окружающие восседающего на престоле Христа. Столь же неоднозначна в аллегорической живописи и символика косы. В костлявых руках средневекового Безжалостного Жнеца, чей пугающий образ был порожден ужасом перед опустошительными эпидемиями чумы, коса является орудием массовой смерти, но как атрибут мирной ренессансной персонификации Лета коса символизирует плодородие и обильный урожай.

В военном деле оба орудия с легкостью превращались в оружие. Серповидными мечами сражались древние египетские и хеттские воины; средневековые пехотинцы добивали поверженных рыцарей, вскрывая серповидными ножами доспехи, словно консервные банки; восставшим крестьянам было достаточно закрепить лезвие косы вертикально, чтобы получить грозное’колющее и рубящее оружие.

В советской эмблематике косе не нашлось достойного применения, зато золотой серп стал символом социального класса крестьянства. Вместе с молотом он составил главную государственную эмблему СССР, читавшуюся как нерушимый союз рабочего класса и крестьянства.

Эмблема серпа была чрезвычайно популярна уже в дореволюционной российской геральдике. Ее можно встретить в городских гербах разных регионов страны: Центральной России, Украины, Белоруссии, Урала, Сибири, Закавказья, т.е. повсюду, где было развито хлебопашество. Так, в историческом гербе г. Серпейска Калужской области изображены два серебряных серпа с золотыми рукоятками, сложенные вместе, а в гербе г. Мамадыша (Татарстан) — те же серпы, разделенные золотым снопом. В гербах городов Щигры и Тим Курской области сельскохозяйственные орудия соседствуют с оружием: герб первого из них объединяет эмблемы ружья в красном поле и золотого серпа в зеленом поле, а в гербе второго рядом с ружьем изображена золотая коса. Оба герба свидетельствуют об одном: местные жители славятся как бывалые воины, занимающиеся в мирное время хлебопашеством.

Метки: ветвь, изобилие, копье, миф, орудие, союз, стрела

magicsym.ru