Коляда — бог молодого солнца, и посвященный ему праздник зимнего солнцестояния. Коляда у древних славян
Коляда — бог начала нового года и посвященный ему праздник
Коляда — бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.
В статье:
Коляда — бог славянского календаря
О том, что Коляда — бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках. Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.
Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста — Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в Чертоге Ворона. До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.
Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.
Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.
Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда — молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.
Коляда — праздник у славян
Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.
Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь — самая длинная в году, а день — самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок, которые длятся от Рождества до Крещения.
Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда — сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.
Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году — новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.
Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.
Как отмечали Коляду юноши и девочки — колядки, старинная народная традиция
Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.
Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.
За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами — в наказание за жадность.
Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных — шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.
Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, хорошего здоровья и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать — чтобы куры лучше неслись целый год.
Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных — это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше — человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.
Тексты колядок — «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие
Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:
Пришла колядаНакануне Рождества.Дайте коровку,Масляну головку!А дай бог тому,Кто в этом дому!Ему рожь густа,Рожь ужимиста!Ему с колоса — осьмина,Из зерна ему — коврига,Из полузерна — пирог!Наделил бы вас ГосподьИ житьём, и бытьём,И богатством,И создай вам ГосподьЕщё лучше того!
Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в святочный период — гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:
Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке — семейного счастья, если в доме были молодые девушки — желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало. Таких обычно проклинали, причем тоже колядками:
На Новый годОсиновый гроб,Кол да могилу,Ободрану кобылу!
Однако до такого доходило редко, ведь общее настроение было праздничным. В современном мире процессии колядующей молодежи — большая редкость. Семьи людей, которые привыкли жить в соответствии с заветами предков, колядуют друг для друга, не афишируя этого.
В целом, Коляда — это не только персонифицированный образ праздника, но и славянский бог календаря, земледелия и мира между людьми. Ему посвящен праздник зимнего солнцестояния — день, в который рождается новое дневное светило. Песни-колядки, посвященные божеству и славлению хозяев дома, а также содержащие пожелания на грядущий год, имеют сакральный смысл и приносят дому благоденствие.
Вконтакте
Одноклассники
Facebook
Мой мир
Google+
grimuar.ru
Лекция "Праздник Коляда у славян"
Гадания на Коляду
Коляда, как и Купала, является одним из главных праздников славян-язычников. В эти праздники традиционными считались гадания. Про сам праздник Коляда можно почитать в этой статье выше.А мы рассмотрим несколько гаданий-колядок, которые можете совершить и вы, как только наступит время. Перед началом хочу сказать, что если следовать всем правилам, не насмехаться над происходящим, не произносить оскорбления, то и сам процесс гадания, который связан с миром мёртвых — Навью, не принесёт никаких нежелательных последствий. Гадание на будущее откроет свои секреты только тому, кто искренне желает получить ответ. Если вы делаете это, нисколько не веря в происходящее, то и силы Нави вряд ли захотят отвечать вам. Стоит сказать, что в статье о Гаданиях на Купалу уже были описаны некоторые гадания, которые применимы и к этому празднику (те, которые не связаны с летом, цветами, листьями, корнями, травами и т.д.). Гадание на воске, на сгоревшей бумаге и т.д. могут быть использованы и в этот день. Коляда и Купала в каком-то смысле два родственных праздника. Они делят год или кологод на две равные половины и являются двумя днями солнцеворота. Поэтому и гадательные элементы здесь схожи. Только что Купала происходит летом и здесь есть некоторые сезонные ритуалы, связанные с природой, растениями, а Коляда — зимний праздник. На Руси гаданий было превеликое множество, и здесь рассмотреть все мы просто не в силах. Опишем самые, на мой взгляд, популярные и интересные. Итак, начнём с гадания по обуви. Этот вид гадания на Коляду, (ныне на Святки, Святочные гадания), очень популярен и сегодня. Даже в наше время многие девушки в эти дни пытаются угадать свою судьбу. Для этого необходимо выйти на улицу, во двор дома. Девушка берёт в руки валенок, сапог или туфлю, встаёт спиной к забору и кидает обувь через забор, что бы он вылетел на улицу. После этого смотрят, как располагается валенок или сапог — если носом к дому, то в этом году девушке не удастся выйти замуж, если в противоположную сторону, тогда смотрят, куда указывает носок — оттуда и будет будущий жених.
гадания на святки
Кольца. Берётся решето, засыпается крупой или зерном и вместе с ним перемешиваются кольца — медное, серебряное, с камушком и золотое. Всё это смешивается, и каждая девушка зачерпывает горсть содержимого из решета. Если кольцо попалось медное — выйдешь замуж за бедняка, серебряное — за простого парня, с камушком — за боярина, золотое — за купца. Если девушке попадётся её собственное кольцо, то это сулит большую удачу — она может загадывать желание и оно исполнится.
Немного похожее гадание называется — Гадание на чувства суженого. Берётся миска, в неё насыпается крупа. Возьмите несколько листочков и на одном напишите имя суженого. После этого листочки скатываются в комочки и перемешиваются с крупой. Далее вам нужно брать горсти и смотреть с какого раза попадётся заветный листочек. Если с первого — скорое предложение, со второго — на пути ожидают трудности, с третьего — суженый вас обманывает о своих чувствах, с четвёртого — он к вам абсолютно равнодушен.
Несколько гаданий на ночь: 1. На 12 листочках бумаги напишите желание и положите их под подушку на ночь. Исполнятся 3 из них, которые вы достанете первыми утром, после пробуждения. 2. На ночь под подушку положите несколько листочков с написанными на них именами мужчин или несколько предметов разных мужчин. Чьё имя или вещь достанете утром, тот у будет вашим суженым. 3. На ночь под подушку положите 4 игральные карты с королями. С утра достаньте одну из них не глядя. Король пик — старый и ревнивый муж, треф — вдовец, червовый — молодой и богатый, бубновый — желанный. 4. На ночь под подушку кладётся гребень и говорится: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать!». Суженый должен присниться в эту же ночь. 5. Из окошка вывешивается белое полотенце и на ночь зазывается: «Суженый-ряженый, приди и утрись!». Если утром полотенце оказывается мокрое, то свадьба не за горами, если сухое — в этом году на свадьбу рассчитывать не приходится. 6. Под постель матери кладётся сковородка и сковородник (что бы та не знала) и говорится при этом: «Суженый-ряженый, приходи к теще блины есть!». На утро расспрашиваете, что ей снилось, в надежде узнать — не явился ли ей будущий зять. Естественно, что на Коляду существовали и гадания, которые были связаны со снегом и зимней стихией. Девушки выходили на улицу, набирали в подол снежок и кружились так, что бы снег рассеивался в стороны, при этом приговаривая-напевая: Сею-вею снежок, Ожидаю, дружок! Приходи, дружок, Сюда на снежок! Сею-вею красу На девичью косу. Снежок, рассыпайся, Коса, заплетайся! Косу заплету, Надвое заплету, Круг головки обовью! Затем приговаривали: суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный — лаптем! На следующий день рассматривали следы, по которым и судили о будущем женихе.
#Гадание на зеркале Одним из самых известных, и популярных гаданий является гадание по зеркалу. Это гадание является наиболее мистическим и даже жутковатым, так что поодиночке такой ритуал проводить могут только самые смелые девушки. Существует несколько вариантов гадания на зеркалах: 1. Гадать на зеркалах девушки садятся вместе, с распущенными волосами, без поясов, снимают обереги, амулеты, талисманы и, естественно, крестики. Делается это на чердаке либо в бане. В помещении не должно быть животных. Два зеркала устанавливают друг напротив друга и освещают с двух сторон свечами (две свечи по бокам зеркала). Девушка смотрит поверх одного зеркала в другое и видит длинный коридор, который уходит в бесконечность. Говорится: «Суженый-ряженый! Приди ко мне ужинать!». При этом подруги не должны разговаривать и смотреть в зеркало вместе с гадающей. После недолгого всматривания в зеркале должен был появиться образ суженого. После этого необходимо сказать защитное: «Чур меня!». Если этого не сказать, то тот, кто появился в зеркале, может выйти из него и тогда произойдёт несчастье. 2. На стол ставится зеркало, перед ним горящая свеча. Девушка садится за стол и зовёт: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать!». После всматривания в зеркало вы увидите, как свеча начинает коптить, а зеркало темнеть. Сразу как это началось, необходимо быстро протереть зеркало и вновь посмотреть в него. Суженый в зеркале должен смотреть из-за плеча девушки. После уже знакомого: «Чур меня!», видение проходит. 3. Девушка становится перед зеркалом так, что бы в нём был виден месяц на небе и пристально смотрит на него. Через некоторое время покажется, что месяцев несколько. Их нужно сосчитать — именно столько родственников будет в доме мужа. В предыдущей части гаданий на Коляду мы рассмотрели несколько наиболее популярных способов гаданий: по обуви, по кольцам, гадания на ночь, гадание по зеркалу и т.д. В этой статье мы продолжим начатую тему и рассмотрим ещё несколько популярных и не очень способов гадания, которые совершали наши предки в древней Руси и оставили эти замечательные и красивые традиции своим потомкам. На Коляду девушки и парни подкрадывались к чужому дому и подслушивали, что происходит внутри. В зависимости от того, кто говорил, каким тоном, идёт мирный разговор, поют песни или ругаются, делали вывод о своей судьбе на будущий год. Кроме того, что подслушивали, ещё и подглядывали в чужие окна. Если домочадцы спокойно сидят за столом — семья мужа будет хорошая; смеются — весёлая; громко и с добром разговаривают — счастливая; ругаются — злая. Если стол богатый, то и муж будет обеспечен; на столе ничего нет — муж будет бедный. Если в это время мужчина в чужом доме что-то пьёт, значит, избранник будет пьяница; если солит пищу — значит, муж станет хорошим хозяином. Хорошая примета, когда видны лица домочадцев, если же лиц не видно — это плохая примета, предвещающая болезни и даже смерть. Самое страшное — если подглядывающий заставал самый конец ужина, когда все наелись и начинают расходиться — это предвещало скорую смерть самому подглядывающему. Стоит сказать, что в наше время этой приметой пользоваться практически не имеет смысла, так как редко какие семьи сегодня собираются ужинать за столом вместе — в основном все разбредаются по своим комнатам, кто к телевизору, кто на кухню и т.д., единственным праздником, когда вся семья собирается вместе за одним столом, остался, наверное, только Новый Год. #суженый #Коляда
#гадания на суженого Гадание на суженого происходили ещё и таким образом: девушки выходили на улицу и спрашивали первого встречного мужчину, как его зовут. Точно такое же имя будет и у жениха. Если спросить имя у первой попавшейся женщины, то можно узнать имя будущей свекрови. О том, в какой стороне живёт жених, гадали по лаю собаки. Для этого девушки (или девушка) выходят на улицу и гадающая зазывает: Снежок, снежок, Укажи, где женишок! Знать, в какой сторонке собака залает — Там мой суженый ожидает! После этого слушают, в какой стороне залает собака — в той стороне и жених. Чем дальше лай, тем дальше и жених живёт. Если лай злобный и отрывистый — муж будет строгий и злой, если лай собаки добрый, заливистый — значит и избранник будет весёлым. Самым страшным предзнаменованием является, если вместо собаки завоет волк — брак будет недолгим и гадающая в скорости овдовеет.
гадания на мужа Довольно жутким способом гадания было подглядывание в тёмный чулан. Ночью, в полной темноте, девушки идут к тёмному, желательно заброшенному, чулану, амбару, кладовой и смотрят в замочную скважину внутрь, приговаривая: «Черти, черти, не утаите, мне милого покажите!». Хорошим результатом считается, если суженый выглянул из темноты чулана. Ещё одним гаданием, которое может навести страх даже на очень смелую девушку, является помощь банника. Для этого на Коляду девушка входит в тёмную баню и оголяет участок тела — руку или ногу, и предлагает баннику дотронуться до неё. Если она почувствует прикосновение голой руки — суженый будет бедный, мохнатой — богатый, гладкая рука — мягкий и покладистый характер, шершавая — жёсткий и принципиальный нрав.
Коляда с 25 до 6 января.
www.chertovologovo.com
Праздник коляда у славян - СветлояР
В конце декабря древние славяне проводили праздник Коляда. Это древний славянский праздник, связанный с зимним солнцестоянием. На это же время в Христианстве выпадает рождение Иисуса Христа. Именно поэтому для христианизации славянских народов был выбран праздник Сочельник, как замена родной Коляде. И именно Сочельник перенял многое из Коляды, а никак не наоборот!
Что же означает слово "Коляда"? Коляда от уменьшительно-ласкательного "коло", т.е. дитя солнца. И праздник символизирует ничто иное, как рождение нового солнца. Это новорожденное солнце и является символов нового года. Солнце рождается и начинается новый год, рождение новой жизни.
Коляда празднуется в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5 — 6 января. К слову, католическая церковь отмечают рождество 25 декабря. Так вот, 25 декабря начинался поворот солнца на весну.
Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Как проходит праздник Коляда
К счастью, заменить родной языческий праздник Коляда на христианский вариант полностью не удалось, и в настоящее время они сочетаются вместе. Например, у восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов) Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Обход дворов с «солнышком», пение аграрных колядок, «кормление Мороза» — все это было неотъемлемой частью празднества. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый человек. Коза была главным действующим лицом. Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись!».
Если статья Вам понравилась, оставьте комментарий, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!
xn----ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai
«У древних славян Рождеством считалось рождение Коляды»
В рождественские дни на Алтае будет много красивейших представлений. Алтайский ансамбль «Ярманка», к примеру, приготовил необычный рождественский концерт. Артисты обещают показать феерические действо. А создатель ансамбля, фольклористка, первый заместитель министра культуры Республики Алтай Марина Вялкова рассказала «Комсомолке» о сокральном смысле праздника.
- Сегодня мы привыкли воспринимать Рождество как православный праздник. А вообще-то есть и другое Рождество, пришедшее от древних славян, - рассказывает она. - Рождеством тогда считалось рождение Коляды.
Как объясняет Вялкова, Коляда - это маленькое новорожденное солнце. Крестьяне на Руси жили по космическим законам: по солнцу, которое имело четыре ипостаси - зимнее солнцестояние, летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Так вот, Рождество как зимнее солнцестояние праздновалось, начиная с 22 декабря. Католическое Рождество - это астрономическое рождение Коляды на самом деле. Считалось, что солнце три дня как бы стоит, как бы умерло, и чтобы помочь ему родиться, люди выходили на улицу, жгли костры, прыгали через них, катали колеса.
- Даже на советских новогодних открытках Новый год изображался маленьким мальчиком, - продолжает Вялкова. - Дед Мороз это, по сути, древнеславянский Бог Вилис - старое мудрое солнце, Бог мудрости. А маленьким мальчиком как раз изображался Новый год, Коляда, новое солнце.
В эти дни ходили с кругом, сделанным из пшеничных колосьев, внутри было семь спиц. Они символизировали семь дней недели, семь цветов радуги и т.д. В эти праздники также ходили по дворам, посыпали хозяев зерном и пели песнопения, прозванные колядками. Добрый хозяин должен был одарить колядующих, а если не проявлял гостеприимства, то гости хулиганили, снимали калитки с плетей, поленницы разбрасывали. Бесчинствовали, одним словом.
- Мне нравится в этом празднике все. Мудрость, заложенная в славянских обрядах и традициях, велика, - восхищается Марина Вялкова. - Можно только поражаться, насколько народ был мудрый, что сохранил праздники до сих пор. Несмотря на то, что сейчас царит век высоких технологий, эта глубинная мудрость живет в народе.
Фольклористка особо отметила: самое главное, что в это время всегда вспоминались предки, род. Потому что энергетика рода всегда помогает. В эти дни устраивали вечерю - поминальный обед или ужин для рода и ушедших родственников. Варили кашу поминальную, стряпали обрядовое печенье, украшали избу. А еще приносили сноп сена или пшеницы. Наши предки были уверены, что в эти дни души родственников спускаются к этому снопу и живут в доме. Это был обряд поминовения рода .
Напоследок первый заместитель культуры Республики Алтай пожелала всем читателям «Комсомолки» счастливых и значимых рождественских дней.
www.alt.kp.ru
Русская Сила | Коляда.
Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.
Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).
Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) — Бог Коляда — Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло- древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый . От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок.
Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра ( Мини –минимальное , т- то , Ра – сияние).
Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений :
«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды — рождение юного бога света и тепла.
Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.
Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.
Вот одна из колядок, которые поют под окнами :
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек,
Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:
Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок
.
По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.
Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» – в Рязанской; «козули» – во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.
Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима — это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки — собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.
Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.
В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу — потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
И ныне церковь старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией
КОЛЯДА
«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: – Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!»
Всем известно, что «колядовать» – петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.
Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды – рождение юного бога света и тепла.
Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок – «щедровки>?
Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь – пук соломы, свеча или факел.
Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.
……Значение слова Коляды у разных народов различно: У одних Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.
У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.
Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год…. . Наконец от слова колядование произошло слово “колдование”.Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…
В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник “коледою” и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас — не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках
После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.
Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой.
Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.
Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.
И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!
Источник
rusila.su
Коляда - Славянская Традиция
Коляда 25 стуженя/декабрь— один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая» новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют, поют Колядные песни и т.д. Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота.
Коляда: общие сведения Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».
В пору двоеверия на Руси 25 стуженя/декабря отмечали Рождество Христово, причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря — в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима — за морозы, мужик — за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная», «Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».
Так как об исторической дате рождения Иисуса Христа ничего не известно, христиане приурочили её к Зимнему Солнцевороту — Дню Рождения Солнца, отмечаемому всеми язычниками. В первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением, и только в IV в. эти праздники разделились двухнедельным промежутком.
Коляда: со-бытие Общинное Быти Громаде в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!
Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки-пращуры призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: 2 солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью). Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. И так происходит каждый год, постоянно, по безпрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли и нашу Вселенную.
Каждый славянский праздник - это особливое обрядовое действо, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или событиям происходящим в природе в разное время. Как правило, славянские праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни в славянском кологоде, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались злые духи и божества. На некоторых празднествах обязательными атрибутами являлись маски и личины (шкуры диких зверей), в которые рядились люди, чтобы нечисть не узнала.
Славянский Новый Год правильнее называть Новолетием, которое приходится на Коляду - 25 декабря (стуженя). У православных христиан на эту дату приходится Рождество Христово (по старому истинному стилю). Немногим известно ныне, что в старину наши предки отмечали Новый Год 1 марта, а затем 1 сентября, и лишь с 1700 года по указу императора Петра I было приказано отмечать Новый Год 1 января. Но ведь гораздо логичнее православным христианам праздновать Новый Год именно в день рождения Господа их - Иисуса Христа, а не в день его обрезания? Но, обратившись к древней иудейской ветхозаветной традиции нам становится ясно, почему Пётр I (по некоторым сведениям являющийся масоном) избрал датой празднества Нового Года именно этот день. Оказывается, что по древнему иудейскому закону и обычаям "необрезанный" младенец является никем иным, как язычником, обрезанный же почитается Божиим.
slavtradition.com
Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» (РОД ВЗВ)
«Празднование Коляды своим весельем
и оптимизмом выражало веру наших далёких предков
в неизбежность победы добрых начал над силами зла»
Праздник в честь Коляды приходится на день зимнего солнцеворота 21-22 декабря и справляется две недели, а то и больше. Имя Коляды и по сей день звучит в Колядках, маленьких песенках, славлениях, прославляющих Коляду, приносящего всем благо. При этом колядующие одевались так, чтобы их не узнали. Юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и ряженые ходили по дворам. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой.
С короткими песенками, которые проигрывались как сценки и пелись отдельно, а иногда были связаны действующими лицами, персонажами, дети проходили по дворам, навещая особо влюблённых и сосватанных. И когда набиралось достаточно лакомств, обойдены все дома, колядующие делили дары меж собою.
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю, Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.
Знаком Коляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре помещался огонёк – пук соломы или факел. Призывая Коляду, как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.
Празднование Коляды происходило в декабре-январе, именно в это время наблюдались самые сильные морозы. По древним поверьям – совпадающие с разгулом нечистых сил. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры (Кроды), пели и плясали вокруг них.
С приходом на Русь христианства древний, оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды был приурочен к празднованию Рождества Христова, и ритуальный обычай превратился в весёлую игру на Святки. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года (А. Стрижев, «Народный календарь»).
Но правду не так просто искоренить, и древний обычай просто перешёл в иную форму, к сожалению, утратив истинный смысл, которому был посвящён изначально…
Также известно, что в древние времена бог Коляда даровал многим славянским родам систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ – Коляды дар – КОЛ(а)енДАРь – Даарийский Круголет Числобога. Этот календарь бытовал на Руси до введения христианства и несёт за собой огромный пласт знаний наших древних и мудрых Предков. В Лето 7208 (1700 год н.э.) наш древний календарь был запрещён Петром Первым, издавшим указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, украв этим у народа 5508 лет Великого Наследия.
Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций.
Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси.
Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники!
Детский фольклорный ансамбль «Жемчужинка» отметил славный древний праздник «Коляда» 21.12.2012. Атмосфера праздника была очень жизнерадостной и доброй. Мы пели наши русские народные песни, играли в родные игры, веселились и танцевали. И заключили наш вечер праздничным чаепитием.
«КАК ВАЖНО ЗНАТЬ подлинную историю и традиции своего народа…
Знать, чтобы сохранить. И передать своим детям…»
Автор: педагог дополнительного образования,
руководитель детского фольклорного ансамбля «Жемчужинка»,
участница РОД «Возрождение. Золотой Век»
Попова А.В.