Религия древнего. Основы древней религии Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.2. Религия Древнего Египта. Религия древнего


архимандрит Хрисансф Религии древнего мира в их отношении к христианству

Религии древнего мира в их отношении к христианству, Часть 1

Все племена и народы, чуждые иудейству и его религии, в библии называются общим именем народов – языки, а их религии – религиями языков, – название, ближайшим образом указывающее на особенное положение и значение еврейского народа в истории религии среди всех других народов древнего мира, т. е. на то, что он один – народ избранный и что только он обладал истиною. Но оно характеристично для нас, как справедливо и глубокомысленно заметил один из новейших немецких богословов2, и по отношению к самой религиозной жизни этих, чуждых иудейству, народов древнего мира.

Основная, характеристическая черта всего духовного развития древнего мира и всей его истории есть народная обособленность и исключительность – в противоположность всеобщему, всенародному, общечеловеческому. Христианский мир, напротив, в своей жизни и истории представляет собой стремление ко всеобщему нравственному объединению. В христианстве народное, не уничтожаясь и не утрачивая своего характера, в то же время возводится к общечеловеческому. Древний мир, наоборот, жил разрозненной народной жизнью и не знал подобных стремлений, как не признавал и самого единства в происхождении людей и народов; он не делал даже никаких попыток на то, что ныне зовут космополитизмом. Открытие царства благодати, явление Духа Утешителя, обновившего собою жизнь человечества, призвало всех к единству, после того разделения, в каком находился древний языческий мир, как глубоко-знаменательно выражается это в одной из наших церковных песней: «Егда, снишед, языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва».

Что было во всей жизни древнего мира, то было по преимуществу и в его религии, как основной и первоначальной форме его духовной жизни. Язычество, в своем целом, есть система более или менее разобщенных народных религий. Каждая религия, особенно в начальный период своей истории, есть представительница по преимуществу народных интересов в их исключительности, по крайней мере она тесно связана с ними. Боги язычества живут отдельно один от другого; они ведут войны и брани, точно также, как сами народы воюют один с другим, отстаивая свои частные выгоды без всякой мысли о так называемых общечеловеческих интересах. Почти каждая религия существует только для известного племени и народа; каждый бог есть бог национальный и вне страны, где поклоняются ему, он теряет свое божественное достоинство, перестает быть богом, – он обязан защищать только Рим, или Грецию, и вести для этого войну с богами Египта или Финикии. Каждый народ, в соответствие с этим, есть автохтон своей страны, перворожденный и древнейший из народов мира, и ведет свою родословную непременно от богов и богинь; история национальной жизни есть для него история целого мира и человечества; о жизни других народов он не хочет знать и не признает в них ничего достойного себя, ничего великого и славного. Частные свойства богов и богинь носят на себе отпечаток местной природы, стоят в связи с историей и судьбами своего народа и его страны, и вне сферы жизни этого народа не нужны, не пригодны, не понятны, лишены смысла и значения. Обоготворение Нила с его крокодилами или быка Аписа, этих символов земледелия и плодородия, не могло иметь смысла для индийца, или грека, точно также, как наоборот, греческая Аврора или другая богиня, служившая символом или олицетворением силы света, не могла быть понята египтянином уже потому, что последний не видал такого чудного преломления лучей солнца на горизонте в момент его восхода или заката, какое видел грек на островах своего архипелага, где солнце, по словам легенд, купалось в волнах моря, чтоб на утро явиться еще краше и светлее. Таким образом боги язычества живут в тесной сфере, местной жизни и не могут выйти из неё, как из заколдованного круга, без того чтобы не умереть, не уничтожиться. Религия язычества, от начала до конца своего существования, есть не что иное, как бесплодное стремление выйти из этих узких и тесных пределов разрозненной народной жизни. Она развивается и процветает, пока живет в этой сфере, но вместе с тем, как являются попытки на её обобщение, она гибнет безвозвратно и ее место заступает религия общечеловеческой истины. Вместе с тем, как, к концу истории древнего мира. национальности начинают стягиваться к Риму, вместе с тем, как образуется всесветная монархия, религия языческая падает без всякой надежды на восстановление. Она убита в самой основе. Патронатство богов теряет смысл. Рим, заключив в себе национальности древнего мира, принял и их разнообразные религии. Но его пантеон самым бытием своим всего более говорил о падении язычества, о том неестественном положении, в какое поставлены были боги, в нем заключенные. Для религиозного чувства язычника это были мертвые символы, ничего ему не говорящие, – своего рода мумии, у которых остался один призрак жизни и которые готовы разрушиться при первом к ним прикосновении. Они напоминали ему предания, теперь потерявшие смысл и значение, – историю, которая уже кончилась, которою перестали жить народы, подчиненные Риму; они были теперь только олицетворением политической смерти народов. Всесветными они не могли сделаться потому, что носили колорит своей страны, привязаны были к её истории, а этой последней не могли уже покровительствовать, потому что её не было, потому что она прекратила свое существование.

Но это только внешняя сторона явления, – она важна для нас потому только, что указывает нам на внутренний характер и содержание языческих верований. Эта разобщенность языческих религий необходимо связана с языческим воззрением на само божество и им обусловлена. Здесь видим мы, что язычество в своем целом есть религия натурализма в широком значении этого слова. Оно есть обожание природы и бытия конечного, ограниченного. Религиозные представления все и всецело привязаны к потоку явлений природы и человеческой жизни и не возвышаются над миром видимым; божества ищет древний человек среди того же мира, в котором живет. С психической точки зрения, это – состояние духовной пассивности, зависимости от природы, которая подавляет собою мысль, чувство, разум; это есть отсутствие сознания о могуществе внутри человека скрытых сил разума и свободы: природа, а не человек, является здесь действующею силою; она дает ему законы и повеления; человек её раб. Для язычника всюду и везде жизнь и движение; всюду духи с влиянием то благодетельным, то враждебным, весь внешний мир полон жизни и таинственности, силы и значения; земля и вода, воздух и небо – все скрывает в себе силы, влияющие на человека, надзирающие за его жизнью, решающие его судьбу: только внутри его собственного существа – пустота и бессилие. О силе самосознания он не знает. Его собственные представления, его внутренние, психические состояния, – его скорбь и радость, его восторги и неудовольствия иногда кажутся ему не его самодеятельностью, а внешними, посторонними силами, – богами радости и плача, гнева и любви. На низших ступенях язычества человек не только не возвышает себя над потоком явлений, но и смешивает свое внутреннее с внешним, так что вся жизнь его превращается в мечту и сновидение. Отсюда мифы, – эти «сония» древнего мира, из которых слагается содержание его религиозных верований. Словом, это хаотическое состояние духовной жизни. Но и сознание своего могущества не ведет его далее – к бесконечному идеалу разумной жизни; он останавливается на этом сознании своего могущества и боготворит человеческую природу. – Таков общий характер язычества. Вся история его от начала до конца есть стремление освободиться от оков природы, подняться сознанием над миром видимым и вообще бытием конечным, но – стремление, бесплодное. За черту этого мира оно не переступило.

Итак язычество в своем целом есть религия натурализма. Древний человек ищет божества в мире природы и бытии конечном. Но в области природы и конечного мира бытие не одинаково и носит разнообразный характер. На этом основано и разнообразие политеистических верований, их различные формы и виды, и их сравнительное достоинство. Исчерпывая собою область явлений природы и вообще бытия конечного, язычество принимало различные формы, меняло их, а вместе с тем проходило различные фазисы религиозного сознания, представляло собой различные ступени в развитии религиозного сознания.

В каждой из языческих религий человек боготворит сначала природу в её непосредственных явлениях, ту сферу, среди которой живет; за тем, – сообразно с этой природой, роскошной или бедной, выдающейся с той или другой стороны, усыпляющей или возбуждающей его деятельность, направляющей эту деятельность на те или другие цели, – стремится к более сложным и отвлеченным представлениям о жизни природы, об основе и началах этой жизни. Различие в том только, что один народ заходит далее в этом стремлении, другой менее, один достигает до представлений о силе духа, другой останавливается на переходе от явлений природы к явлениям разумности, третий остается исключительно в области явлений бездушной природы, выбирая из неё особенно выдающийся круг явлений.

Если мы сопоставим вместе все, что известно о верованиях язычества и разнообразие их приведем в систему; то увидим, что язычество, действительно, исчерпывало собой весь круг явлений природы и конечного бытия – от бездушного камня до человеческой личности, от явлений, принадлежащих к области минералогии, до явлений психических. Вместе с этим, или параллельно этому, увидим и различные ступени или градации в развитии религиозного сознания.

Все разнообразие языческих верований, все содержание древнего религиозного натурализма может быть разделено на два отдела или подведено под два главные вида. Все оно сводится или к обожанию природы – мира внешнего, или к обожанию самого человека. Говоря школьным языком, язычество есть натурализм или а) объективный – обращенный на мир внешний, или б) субъективный – направленный на внутреннее, психическое состояние самого человека. Первый, т. е. объективный, натурализм более выдается в истории язычества и более развит. Он обнимает собою большинство древних языческих верований и имеет гораздо более широкое значение в истории, древних религий, чем последний.

А. Преимущественным предметом обожания в язычестве была, как мы сказали, внешняя природа. Этот самый широкий и много-объемлющий вид религии может быть в свою очередь разделен на несколько частнейших видов или моментов в состоянии религиозного сознания.

1) Божества ищет древний человек прежде всего в телесно-чувственных и дробных явлениях природы. Природа является его религиозному сознанию не как целое, а в форме единичных предметов, поражающих его чувство. Первый, грубейший, вид обожания природы есть обожание отдельных предметов природы в их непосредственности, как они даны чувству, – скала, гора, как она представляется в её непосредственном явлении. Это, так называемый, фетишизм, в широком значении этого слова3. Здесь нет представления о каких либо силах, скрытых в явлении: божество есть отдельный предмет внешних чувств; оно не населяет только собою леса и горы, реки и моря, но есть этот самый лес, эта самая гора, по которой ходит человек, эта самая пища, которой он питается. Человеческое сознание на этом моменте совершенно пассивно, бездеятельно и мертво: человек только глаз, только ухо, душа его только зеркало, пассивно отражающее явления; природа совершенно подавляет мысль и сознание. На этом моменте вся область явлений природы может быть и бывает предметом обоготворения, начиная с неподвижных элементов природы и кончая явлениями звездного неба. Горы и утесы, камни и скалы, вода и воздух, огонь и молния, растения и животные, наконец солнце и звезды – обычный предмет обожания в древнем мире, как и у нынешних диких4.

Несколько выше этого стоит Фетишизм в собственном и строгом смысле этого слова, когда из предметов природы искусственно создаются кумиры для поклонения. Здесь, также как и в предыдущем моменте, предмет природы обожается в его непосредственном виде, но он воспроизводится уже самим человеком. Здесь заметна уже некоторая самодеятельность со стороны человека, тогда как там он совершенно пассивно подчиняется явлению. Там природа говорила человеку: «я твой Бог»; здесь сам человек говорит ей: «ты мой Бог», или: «я хочу, чтобы ты была моим Богом»5. При искусственном созидании фетиша, ему дается известная сигнатура, известный знак того, что данный предмет избран для поклонения: на камне дикарь делает углубления для обозначения глаза или проводит черту для обозначения носа, и камень делается кумиром. Таким образом предмет обожания выделяется из среды других подобных предметов. Человек здесь становится ближе к своему божеству: он обладает им. Он может иметь его всегда при себе, переносить с собою с места на место. Вследствие этого такие искусственно созданные кумиры или фетиши обыкновенно обращаются в домашних богов и защитников рода, племени, общества и каждого отдельного человека6. Сигнатурой искусственного фетиша служат или человеческий вид, или одежда и различные привески7.

2. Фетишизм последнего рода есть уже переход к дальнейшей ступени, когда обожается предмет природы не сам в себе, а по своему внутреннему значению. Это ступень так называемого шаманства или символизма – обожание таинственных сил, которые скрыты в явлении, или на которые оно указывает, для которых служит чувственным знаком. Здесь уже различается внешнее от внутреннего, материя от силы, в ней живущей. Предмет природы – только носитель божества невидимого, неуловимого, только символ, только знак присутствия этого божества; явление – только внешний орган для действий божества, только представитель иной, невидимой, таинственной силы, ему присущей, только вместилище этой силы, её сосуд. Это та ступень обожания природы, когда является, так называемый, демонический культ, т. е. обожание предполагаемых в явлении таинственных сил, под формою духов. Все делается теперь вместилищем этих демонов, этих могучих сил, то враждебных, то благодетельных для человека. Земля и вода, небо и воздух наполнены этими демонами, этими духами. Культ демонический есть явление в истории религии общее всем известным народам древности. Но эти духи – в шаманстве – не духовные существа; они всецело принадлежат той же природе и материи. Это даже не столько живые существа, сколько призраки, тени предметов и явлений, их бледные облики; это сущность того же чувственного предмета и явления, утонченная в представлении, – простое олицетворение понятия о силе, скрывающейся от глаза, от чувства, и представляющейся могущественной. Они большей частью слиты с предметом или явлением, которое воплощает их, или которому они присущи8. Только в последствии, при дальнейшем развитии религиозных представлений, духи шаманства из этих призрачных теней становятся или отвлеченными типами явлений, лежащими в основе их силами, или принимают характер живого, разумного существа9. «Человеческий дух, справедливо замечает по этому поводу Вуттке, в шаманстве, по-видимому, начинает возвышаться над землею и явлением, доходя до идеи силы, но только затем, чтобы снова упасть на землю». В символизме идея силы или божества становится уже несколько отрешенной от предмета, который служит её представителем. Таинственная сила может только на время воплощаться в явлении, или только сообщать ему часть своих свойств, но она может быть и удалена от него по своей природе, – земное явление может быть органом силы, живущей в самой себе, или вдали от него – в звездном мире.

Таким образом на этой ступени религиозного сознания те же предметы природы, что и в фетишизме, служат предметом обожания и поклонения, но уже в иной форме и с иным значением. Фетиш превращается в идола в собственном смысле слова, т. е. в вид, в орган, в символ божественной силы. Там, в фетишизме, идолы сами по себе божественны и служат источниками божественного могущества; здесь, в шаманстве и символизме, предмет внешний – только более или менее случайная оболочка божества и его силы, обычное явление приобретает особенное значение только чрез воплощение в нем демонической силы. Таковы у всех древних народов священные горы, леса и реки; таковы у древних греков, так называемые Λίθοι ὲμψυχοι, одушевленные священные камни; таков у них же черней камень (голыш) Цибелы в Пессине, считавшийся θειἀγαλμα, священным таинством; – lapis ceraunius, посвященный Арею, lapis informis atque rudis, изображавший самого Юпитера у римлян. Таковы же священные дерева у древних народов и нынешних диких, служившие, обиталищем богов или вместилищем божественных сил: лотос в древней Индии, боабаб у негров. Таковы священные животные у древних народов и особенно в Египте. Священные животные у египтян были любимыми символами богов. Обожание звездного неба на этом моменте принимает, по преимуществу, таинственный характер. Это – в так называемом сабеизме (от еврейского Zaba – сила), когда звездный мир представляется носителем таинственных сил, направляющих судьбы земли и человека, надзирающих за его рождением и смертью, как это было у халдеев и вавилонян. Это – высший род обожания природы на этом моменте. Здесь действие уже переносится с земли на небо, жизнь божества представляется недосягаемой и неприкосновенной для человека; судьбы мира и человека полуоткрыты только в таинственных движениях планетного мира, который служит символом божества, носителем его силы, посредником между неведомой, таинственной силой и обитателями земли10.

На этой ступени религиозного воззрения, под влиянием идеи о таинственных силах, живущих в природе, развивается и то, что зовут обыкновенно чародейством , волшебством , магией , теургией; – возникают оракулы и прорицалища. Является желание оградить себя от этих могучих сил, привлечь их к себе, приблизить, овладеть ими; рождается стремление вызвать ответ со стороны природы относительно недоумений, неизвестного будущего. Измышляются средства для этой цели, изобретаются орудия для воздействия на нее – также таинственные. Разнообразные формы этого чародейства, общего всему древнему, как и современному язычеству, сводятся к двум родам: или таинственные демонические силы сами служат целью чародейства, или они мыслятся только, как средства для других целей вне их (посредственное и непосредственное чародейство). В первом случае чародей вызывает саму демоническую силу для содействия себе, привлекая ее каким-либо таинственным действием, словом, заклинательной формулой; или вызывает ее на ответ себе, приходя в известное состояние, поселяя ее в себе; – во втором случае её сила сообщается другому предмету, который начинает иметь таинственное значение амулета, талисмана11. Вместе с этим осложняется и развивается и культ, т. е. круг известного рода священных церемоний и действий, под влиянием развития представлений об отношении человека к невидимым силам; являются особые лица, на то посвященные, особые места, как обиталища таинственных сил. Наконец, в это же время и в связи с тем же воззрением, развивается и так называемая мифология – легендарные сказания о духах или таинственных существах, их жизни и действиях.

3. Доселе природа являлась, как носительница таинственных сил; но эти силы представлялись разъединенными, расчлененными, привязанными к отдельным, единичным явлениям. Это обожание природы под формой отдельных явлений и отдельных сил достигает высшего развития, когда все отдельные силы природы объединяются под формой единой общей силы или сущности, всюду разлитой, все проникающей собою, – когда божество делается мировою душою, все оживляющей собой и все подчиняющей себе. Силы и явления природы при этом идеализируются более или менее и само божество носит более или менее отвлеченный, идеальный характер. Мировая душа представляется или под формой простейшей, неуловимой материальной сущности, или под формой чисто отвлеченного понятия о жизни и силах природы. До такого воззрения доходят языческие религии уже в позднейшую эпоху своей истории, вместе с развитием философии. Таковы религии Востока, особенно браминство и буддизм. Но вместе с тем, как божество принимает такой всеобщий и отвлеченный характер, отдельные силы природы, отдельные духи не перестают быть предметом поклонения, не утрачивают окончательно своего значения, а переходят в разряд низших божеств. Обожание природы в её целом, под формой общей сущности или единой силы, идет в связи или соединяется обыкновенно с шаманством и символизмом в религии. Таким образом поклонение природе здесь достигает высшего своего фазиса, а вместе с тем кончается и сфера объективного натурализма в религии. Отдельные предметы и отдельные силы природы объединены в высшем, все обнимающим, все поглощающим представлении о душе мира или общей неуловимой сущности мировых явлений.

В. Этим, однако же, не завершается цикл религиозных воззрений древнего мира. Есть вид религии, возвышающийся и над этим философским представлением о единой, всеобщей божественной силе, живущей в природе. Это то, что мы назвали субъективным натурализмом в религии.. Мир греко-римский представляет нам в своей религии обращение от внешнего мира природы к внутреннему миру самого человека, обожание не физических сил, действующих в природе, а сил собственно человеческих, психических внутренних свойств и проявлений. Это, так называемый, антропоморфизм, в котором божеством становится сущность самого человека, его собственное сознание, его разум. Здесь божество представляется однородным с сущностью человека и в этом состоит характерность этого греческого антропоморфизма. И боги других народов язычества имели фигуру человека, олицетворялись под образом человека, но, как заметил еще. Геродот, боги других народов были только ’ανθρωποειδέιες, а боги греков ’ανθρωποφυσέιες, т. е. боги других народов имели только вид человека, а эти, по своей природе, были единосущны человеку. Таким образом здесь божество достигло до степени личного разумного бытия, но бытия ограниченного, человеческого. Этим завершается язычество. За черту мира конечного оно, как уже замечено было, не переступило и до идеи существа премирного оно не дошло.

В параллель с указанными фазисами в развитии понятия о божестве развивались, усложняясь и утончаясь, и другие религиозные воззрения на отношения божества к человеку и на человеческое достоинство. Видоизменялся и получал особый характер и социальный и семейный быт племен и народов и вообще их умственное и нравственное состояние. Влияние божества на человека из чисто физического, каким представляется оно в фетишизме и других низших формах религии, превращается в более или менее нравственное. Почти совершенное отсутствие чувства человеческого достоинства у фетишиста12 заменяется большим или меньшим сознанием человеческих прав; на место безразличия в деятельности и отсутствия понятий о различии между добром и злом являются идеалы добра и нравственной жизни, более или менее отрешенные от грубой действительности. Религии исторические, принадлежащие образованным народам язычества, все, впрочем, относятся уже к высшим фазисам в развитии религиозного сознания в язычестве и представляют собой обожание природы в её сущности в соединении с шаманством и символизмом13.

Таков цикл языческих воззрений. Все язычество в своем целом, от начала до конца своей истории, есть не что иное, как пантеизм сознательный, материалистический или идеалистический.

Начинается оно обожанием отдельных явлений природы, при смутном чувстве о присутствии божества во всей природе14, и кончается обоготворением природы в её целом. Антропоморфизм не составляет исключения из этого общепантеистического начала, свойственного всему язычеству; он имеет под собою тот же пантеистический базис. Обожается человек, его психические свойства и стремления; но это только преимущественная форма проявлений божества. Основа этих проявлений не выделяется из общей сферы жизни в природе; человек – в малом виде мир. Мира же другого, выше космоса, язычество не знало.

Таким образом язычество, взятое в целом, исчерпало собой весь круг явлений природы и вообще ограниченного бытия. По мере того, как от явлений неразумных оно переходило к явлениям с характером разумным, образ божества становился светлее и возвышеннее. Но, чем дальше шла история язычества, тем все более и более чувствовал и сознавал древний человек, что его мечтательное божество исчезает, теряет значение, что божества нет в мире природы и бытия ограниченного, – мир с небом, дружба с богами превращалась в разочарование, в грусть. Золотой век в представлении древнего человека сменялся серебряным, медным, железным. Древний мир остановился, наконец, на самом себе, да обожании человека, но не надолго, и затем только, чтобы придти к новому и более тяжелому разочарованию, чтобы впасть в полное отчаяние. – Таков ход этой истории язычества, подробности которой раскроются при дальнейшем рассмотрении частных религиозных систем древнего мира.

azbyka.ru

Религия Древнего Египта - это... Что такое Религия Древнего Египта?

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.

За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.

Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Основы древней религии Египта

Древний Египет — могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали роковой смысл, и расценивали их как важные знаки, посланные свыше. Храм считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам.

мифы египта картинкиОсобенности религии Древнего Египта

Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. Фараоны могли с самого раннего возраста скрупулезно готовиться к жизни после смерти. Это подтверждают грандиозные захоронения, в которых умершему оставляли множество необходимых и драгоценных предметов. Главным священным писанием в Древнем Египте была Книга Мертвых, описывающая загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти.

Рисунки с изображением культа ОсирисаРелигиозные представления Древнего Египта

Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного культа Ра. Солнце для египтян было символом бессмертия и возрождения. Как солнечный диск, дарящий жизнь, заходил за горизонт вечером и затем заново рождался утром, так и цари обеспечивали гарантию благополучия, света и процветания для всей страны. По древнеегипетским верованиям человек состоял из духовной и материальной оболочки. Сохранность тела обеспечивала бессмертное существование. Именно поэтому было важно сохранить не только душу, но и телесную оболочку после смерти. Отсюда и произошла традиция мумифицирования и строительства пирамид.

тайны древнего египта фотоИстория религии Древнего Египта

Начало формирования древнеегипетской религии относят к VI-IV веку до н.э. В тот период Египет был неоднороден и состоял из отдельных племен, у каждого из которых был свой пантеон религиозных культов. С течением времени разрозненные области египетской земли объединялись, поэтому предпринимались попытки соединить культы богов. У каждой династии был свой главный культ. Так в период третьей династии, когда столица Египта была в Мемфисе, главным божеством признавали Гора. А в эпоху Среднего и Нового царства верховным богом считали фиванского Амона.

Древний Египет фотоИзображение звездного Неба и культа Нут

Религия и мифология Древнего Египта

Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных: головой, туловищем, хвостом. Наиболее почитались бык, баран, змея, крокодил, кошка, лев, шакал и ибис. Именно с этими священными животными ассоциировались великие боги. Древнеегипетская мифология включает в себя множество легенд о создании мира, о рождении и деяниях божеств. Самыми любимыми богами египтян были покровителями земледелия, солнца, воды, домашнего очага и благополучия — Осирис, Ра, Исида, Бастет, Гор, Хапи.

Древний Египет: фотоГробницы Древнего Египта. Культ Нут

Искусство и религия Древнего Египта

К искусству в Древнем Египте было особое отношение, оно отражало веру и религиозные традиции египтян. Они считали, что искусство — это продление жизни на земле, бессмертие. Поэтому работу художника, архитектора или скульптора почитали как священное действо. Деятели древнеегипетского искусства были уважаемыми и знаменитыми людьми в обществе, их работа хорошо оплачивалась.

drevniy-egipet.ru

2.2. Религия Древнего Египта. История религии : конспект лекций

Религия Древнего Египта представляет собой крайне интересное для исследователей явление. Истоки его своеобразия заключаются в особенностях мировоззренческих взглядов различных народов, из которых складывался на протяжении столетий египетский этнос. Большое влияние на формирование архаичных древнеегипетских мифов оказали экологические параметры существования египетского государства: разливы Нила, служившие источником плодородия и процветания, и периоды засухи нашли свое отражение в сюжете борьбы Сета с Гором, сыном Осириса. Особенности становления древнеегипетского государства способствовали тому, что единой системы религиозных воззрений в Египте не существовало, а в каждом номе (отдельном районе) существовали свои верования и космогонические системы, основными из которых были гелиопольская и мемфисская.

Согласно гелиопольской версии источником возникновения явился Хаос (Нун) – Первозданный Океан, в котором однажды вдруг появился Атум – первоначальное божество. Устав от пребывания в одиночестве, Атум проглотил собственное семя и породил новое божество – Шу (бога воздуха), выплюнув его изо рта. Таким же образом он впоследствии создал Тефнут – богиню влаги и мирового порядка. Шуи Тефнут стали родителями Геба (бога земли) и Нут (богини неба), с возникновением которых произошло разделение первоначально единого мира на две составляющие половины. Чтобы прекратить постоянные ссоры между Гебом и Нут, остальные боги отделили твердь земную от тверди небесной, установив четкую иерархию между различными ступенями мироздания. В образовавшемся между землей и небом пространстве появилось место для людей, но периодически Геб и Нут все-таки сходились, результатом чего стало появление на свет еще четырех богов – Осириса, Исиды, Нефтиды и Сета, а также Нила, плодородных почв, дождя и других природных явлений, без которых нормальная жизнь людей была бы невозможна. Все перечисленные божества (за исключением Хаоса, который не персонифицирован) образуют Великую гелиопольскую Девятку богов, которая считалась официальным пантеоном Египта во время существования Древнего и Среднего Царства.

Мемфисская версия космогонических верований имеет некоторые отличия от гелиопольской. Так, создателем мира в ней предстает Птах, представляющий собой холм, возвышающийся посреди первозданного Хаоса, который по собственному желанию сначала делает самого себя богом, а потом задумывает сотворение мира, которое осуществляет путем произнесения имени создаваемого существа. Именно так (через произнесение имени) произошло рождение Атума, который становится помощником Птаха, принимая на себя часть его обязанностей – он создает остальных богов (тоже Девятку), а Птах с помощью слова вдыхает в них душу.

Самым важным элементом древнеегипетской религии, оказавшим большое влияние на все культуры, так или иначе соприкасавшиеся с Египтом, явился погребальный культ. Большую часть своей жизни египтянин должен был посвятить подготовке к переходу в иной мир, чему служило постоянное штудирование «Книги мертвых» – своего рода «путеводителя» души в мире мертвых – и строительство гробницы – безопасного хранилища для своего тела. Согласно верованиям древних египтян душа после смерти проходит через несколько ворот, попутно избегая различных опасностей – огненных водоемов, холмов, опасных чудовищ. Результатом этого путешествия становится попадание души умершего на судилище, которое осуществляет Великая Девятка богов. Представ перед ними, умерший должен произнести исповедь и перечислить весь список грехов, которые он не совершал в своей земной жизни (полный список состоял из 42 грехов). Знание о том, как избежать опасностей, что и кому из божеств говорить после попадания на посмертный суд, египтянин также получал из «Книги мертвых», представляющей собой набор священных текстов, окончательный вариант которых сложился в эпоху Нового Царства (XVI–XV вв. до н. э.).[22]

Религиозные праздники представляли собой официально утвержденные церемонии и являлись важнейшей сферой жизни древнеегипетского общества. Принять участие в религиозном торжестве, воплощающем тот или иной мифологический сюжет, считал своим долгом любой египтянин, о чем сохранились соответствующие наблюдения Геродота. Историк, принадлежавший к совершенно иной культурной традиции, с удивлением и непониманием воспринимал сцены религиозных праздников, во время которых многочисленные толпы простых египтян поглощали огромные объемы мяса, участвовали в коллективных избиениях и оргиях, уподобляя себя героям соответствующих мифов.[23] Однако официальные празднества скрывали за собой другую, тщательно охраняемую от посторонних сторону древнеегипетской религии – тайные мистерии, к которым допускались лишь посвященные жрецы. Участвуя в театрализованных постановках, воплощающих мифы о Горе и Исиде, о гибели Осириса и др., жрецы тем самым совершали обряд инициации, позволяющий получить сокровенные знания об устройстве мироздания. Постепенно, начиная от эпохи персидского владычества и династии Птолемеев, элементы мистериальных культов стали открываться массовой публике, получив популярность в Малой Азии, Греции и Риме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Культура и религия Древнего мира

Количество просмотров публикации Культура и религия Древнего мира - 4860

Падение Западной Римской империи.

В395 ᴦ. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом поло­жении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восста­ния, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 ᴦ. варвар Одоакр низложил последнего западно-рим­ского императора Ромула Августула, отослав царские регалии во­сточному императору.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и всœе созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие ʼʼкультураʼʼ входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. При этом культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Οʜᴎ имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Большое влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На базе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкнду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм ʼʼМахаихиратаʼʼ и "Рамаянаʼʼ. Со временем сорвались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ' Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всœего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определœенным канонам. К примеру, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи -- в фас (спереди). Фигуры богов И фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всœех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнужнона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Οʜᴎ неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. К примеру, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого нужно уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Οʜᴎ открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определœения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помо­щью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией.

во всœех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых ʼʼотвечалʼʼ за определœенное при­родное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный боᴦ. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всœем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. При этом утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. При этом иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гᴦ. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателœем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

Древние греки оставили глубочайший след во всœех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в базе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всœех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, к примеру высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­рам— ʼʼпорядкомʼʼ. Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Пар­фенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса ; храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Нриксителœей. Одному из Пракситедей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился . До сих пор на сиенах всœего мира плуг трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях )ни поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелœетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера ʼʼИлиадаʼʼ и ʼʼОдиссеяʼʼ, философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Размещено на реф.рфДревняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелœем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют ʼʼотцом историиʼʼ, поскольку в его сочинœения впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древпего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы ʼʼО природе вещейʼʼ, и Катулл , крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона ʼʼо сельском хозяйствеʼʼ. Наиболее выдающимся писателœем I в. до н.э. был Варрон. ʼʼЗаписки о галльской войнеʼʼ и ʼʼЗаписки о гражданской войнеʼʼ Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых постов своего времени. Как раз в тот самый момент творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму ʼʼЭнеидаʼʼ, которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В данный же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателœей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принœес роман ʼʼМетаморфозы, иди Золо­той осœелʼʼ.

Величайшего мастерства достигли римляне всœе знания скульп­турных портретов. Οʜᴎ стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителœей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм ʼʼвсœем богамʼʼ — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в т.ч. в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые ʼʼПараллельные жизнеописанияʼʼ грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Οʜᴎ поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, в связи с этим их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, в связи с этим они могли поклоняться и богам других народов, в случае если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделœен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделœения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всœем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. При этом их ряды росли. Οʜᴎ объединялись в общины во главе с епископами. Объединœение всœех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половинœе III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого

Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры ~ краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселœенском соборе в городе Никея в 325 ᴦ. При этом борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

Вопросы и задания

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику базовых городов-государств Древней Греции

11 Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было

организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистиче­ской религии.

referatwork.ru


Смотрите также