Пруссы древние. Гуревич Ф.Д. К истории древних пруссов в I тысячелетии н. э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Начало языческой веры в Пруссии и Литве. Пруссы древние


Ромова. Священный Дух древней Пруссии. » Перуница

'Ромова.Изображение Ромовы в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684 г.Прусское языческое святилище в Ромове, основанное легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном (когда неизвестно, по крайней мере в 8 веке оно уже существовало) по свидетельству немецких хроник («Прусская хроника») было общебалтским культовым центром и очень почиталось в том числе и у язычников- литовцев.

Много столетий назад в местечке Рикойто, или Ромова, рос огромный дуб. Название поселения произошло предположительно после того, как пруссы вернулись из похода на Рим (Rom) и в память об этом событии основали город, назвав его Римом (Rom или Romahoon). В Ромове рос огромный дуб. Этот дуб - святилище был шириной в шесть локтей, крона была столь густой, что не пропускала ни дождя, ни снега. Листья не опадали даже зимой. В стволе было 3 ниши, в которых находились изображения 3-х главных богов. Вероятно, было три ветви, которые срастались выше в одну. Предполагается, например, что название Ромове происходит от слова “ruomot”, что в переводе со старо-прусского обозначает “срастаться”.

'Ромова.Прусский прапор. Полотнище состоит из чёрной, красной горизонтальных полос. В центре изображена стилизованная налобная конская подвеска с изображением ворона, найденная в могильнике Ирзекапинис. Цвета флага символизируют полуночное небо над Балтикой, цвет красной полосы - цвет крови жертвенного животного на его чёрной шкуре.По легенде святилище в Ромове было основано легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном . Когда это произошло точно не известно. Но одно можно сказать точно, в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных балто-славянских племён, как следует, например, из “Прусской хроники”. Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики - прежде всего, балто-славянское население - воспринимало Ромову как главное свое святилище ( И на самом деле, связь Ромовы , к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными литвинскими-белорусскими топонимами - названия типа “Ромава”, “Раманава” и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами; к тому же, если прусск. Ramawa значило "Ромова", то ramawan - священный лес вообще, - ред.), что ставит ее, как минимум, на уровень великих святилищ Европы - таких, как Аркона, Уппсала, или Ретра. Однако, Ромову отличает от других великих святилищ местонахождение: Ромува - святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но - “главное” капище Европы…

'Ромова.Криве-Кривайтис и вейделоткиИсторически достоверные сведения о начале Ромовы весьма скудны. Мы знаем, что, также, как в Арконе, с этим святилищем была связана мощная жреческо-воинская организация. Как пишет В.И.Кулаков, руководитель Балтийской археологической экспедиции: “вся мощь, проявленная прусской дружиной в битве с аварами, стала, видимо, приписываться покровительству богов, жертвы им заменили дань, которую дружина получала от окружающих побежденных племен”.

Во главе этой сакральной организации стоял верховный жрец, Криве-Кривайтис, фактически бывший главой государства, т.е. языческая древняя Пруссия являлась теократическим гоударством, до прихода в Пруссию Тевтонского Ордена. Любопытно, что титул (или, скорее, сакральное имя) верховных жрецов Ромовы - Криве - совпадает с самоназванием ближайших славянских соседей балтов - кривичей (т.е. “потомков Криве”). Более того, это слово - krive - до сих пор означает “русьский” в балтских языках. (В частности по латышски Россия будет Кривия)

'Ромова.Пиколс, Перкунс, Потримпс.Итак, по описаниям хронистов, в первой нише священного Дуба Ромовы находилось изображение бога смерти Пиколса (Патолс) - он глядел исподлобья, бледный лик бога обрамляла длинная седая борода, голову его короновал скрученный белый плат. В жертву ему приносили головы скота или в исключительных случаях людей, а во время больших праздников в сосудах плавили сало. По поверьям Пиколс приходил по ночам в дома богатых, если те, после смерти одного из членов семьи, скупились на жертвенные приношения. Если он являлся в третий раз, приходилось жертвовать человеческую кровь. Тогда вайделот (волхв) рассекал себе руку. Если после обряда из дуба доносилось ворчание, оно воспринималось как знак того, что бог удовлетворён жертвой.

'Ромова.Капище в современной Литве. Слева на право - Потримпс, Перкунс, Пиколс. Возможно так выглядели резные изображения Богов в Ромове. 'Ромова.ДиевасИзображение Перкунса, бога грома, находилось во второй нише. Его вид вызывал священный ужас – чёрная кучерявая борода, красное, как огонь, лицо, вместо волос на голове - языки пламени. Грозный взгляд его был направлен в сторону бога Потримпса. Перед изображением Перкунса необходимо было постоянно поддерживать сухими дубовыми ветками огонь, в котором сжигали жертвенные приношения. Если огонь гас, вайделот, поддерживавший его, должен был умереть на костре.

В третьей нише дуба стояло изображение бога Потримпса. На вид это был молодой безбородый мужчина, который радостно улыбался. На голове его был венок из колосьев. Перед изображением Потримпс стоял большой горшок со змеёй, которую вайделоты поили молоком. Горшок был накрыт снопом пшеницы. В жертву богу приносили воск и ладан.

В трёх шагах от дуба, между шестами, высотой в семь локтей, были растянуты красивые полотнища. Никто, кроме жрецов, не имел права подходить к дубу. Если кто-то приходил с жертвенными дарами, Криве-Кривайтис (верховный жрец) провожал его до полотнищ. Занавесь чуть-чуть приподнималась, так, чтобы можно было только заглянуть за неё. Жилища Криве-Кривайтиса и вайделотов располагались рядом с дубом, вокруг него.

'Ромова.Современный литовский жертвенник.Ромова - это последнее европейское великое святилище. Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра - в середине XII века, Ромова же держалась до конца XIII века, причем жречество Ромовы функционировало - пусть и на новом месте, в Вильно, в течение еще двух столетий после захвата Пруссии крестоносцами. По некоторым преданиям, именно на капище Ромовы был перенесен священный огонь из Арконского храма после разграбления Рюгена королем Вольдемаром и крестоносцами.

Ромова была долгое время столицей древней Пруссии. В 1015 году Болеслав Храбрый, король Польши, вступил с войском на территорию Пруссии и разорил Ромову. Он предал огню изображения богов и святынь, но после отступления поляков пруссы всё восстановили заново.

Дуб оставался ещё долгое время на этом месте. Даже после того как язычники пруссы были обращены крестоносцами в христианство, они тайком молились у дуба. Люди верили – если человеку или животному надеть на шею кусочек коры или лист дуба, то никакая напасть ему не страшна. Чтобы положить конец столь нехристианским обычаям, епископ Эрмланда приказал магистру Винриху Книпроде срубить священный дуб. На его месте Петрус фон Зор построил монастырь Св. Троицы.

Несмотря на то, что дуб был уничтожен, место, на котором он некогда рос, в течение долгого времени считалось проклятым, вероятно потому, что здесь была пролита кровь многих человеческих жертв. Иногда люди слышали шелест листьев и свист рассекающих воздух ветвей, словно дуб всё ещё был здесь. На этом месте часто разражались сильные грозы. Помимо прочего здесь видели разных страшных существ, показывавшихся то в облике леших, то драконов, змей или огненных шаров. По легендам в монастыре временами неистовствовал, пугая монахов, сам Сатана. Из Германии был приглашён экзорцист. Он изготовил крест из чистого золота, в палец длиной, и треугольное кольцо, на котором написал таинственные слова. Обе эти вещи он закопал под угловым камнем церкви. С тех пор "сатана" покинул местность и оставил монастырь в покое.

Позднее монастырь был разрушен. В 1708 году владельцем этих земель был барон фон Килитц, по приказу которого были удалены остатки стены. Под руинами-то и были найдены крест и кольцо. Дворянин подарил оба предмета городу Кёнигсберг. Письмена же, начертанные на кольце, никто так и не смог расшифровать. На этом история сего места заканчивается...

Однако память о святилище в Ромове сохранилась до наших дней. В 1929 г. литовец Домас Щидлаускас основал новое святилище Ромува на северо-западе Литвы, а сейчас словом «Ромува» обозначается союз приверженцев старой балтийской веры, действующий в Литве.

'Ромова.Обряд Ромувы.

'Ромова.

Литовская фолк-группа Кульгринда. Ромува.

'Ромова.Глава Ромувы Йонас Тринкунас ведёт Обряд.

В материале использованы статьи: "Ромува - святилище в центре Европы" А.Платов, и "Священный дуб в Ромове"

www.perunica.ru

Задание №2.  Выполнить до 1 февраля!

Для выполнения задания внимательно прочитай текст и коротко (1-3 предложения) ответь на вопросы после текста.

 

Древняя история нашего края.

       Для изу­чения период древней истории уче­ные используют не только археологические находки, но и письменные источники. Об истории края упоминают в своих трудах  Пифей, Эратосфен Киренский, Плиний Стар­ший, Клавдий Птолемей и др. Весьма точную географическую картину юго-вос­точной Прибалтики с бытовыми подробностями уда­лось представить на рубеже I-II вв. н. э. Корнелию Та­циту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на «правом» берегу Свевского моря, он упо­мянул эстиев, создавших культуру, ставшую предше­ственницей культуры пруссов на территории нашего края. Племена эстиев занимали эту территорию до середины I тысячелетия н. э. Наиболее развернутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже ХIII-XIV  вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.

        Во время Великого переселения народов эстии ушли, а на территории нашего края появились пруссы. Ученые допускают, что через не­которое время часть эстиев могла вернуться домой. На занятой территории произошла ассимиляция эстиев пруссами.

       Впервые о «пруссах» сообщил географ из Баварии, имя которого в истории осталось неизвестным. Баварский географ указывал, что этот народ проживает вос­точнее реки Висла.

       Действительно, первоначально (до IX в.) «пруссами» называлось одно из западных племен в междуречье Вислы и Немана. Но позднее это название стало обоб­щающим и для других племен. «Пруссия» как назва­ние страны пруссов в X в. появляется в переписке папы римского. Например, указывалась земля Пруссия, за которой была расположена Руссия. В дальнейшем тер­мин «пруссы» будет фигурировать в европейских и вос­точных средневековых источниках, обозначая населе­ние, проживавшее между реками Висла и Неман.

       Происхождение термина «пруссы» не имеет одно­значного толкования. Есть версия о его литовских кор­нях, от  protas — разум. Высказывается мнение, что это название могло быть получено пруссами от готов: готск. prus — конь (на старославянском языке, кстати говоря, прус — кобыла). Немецкие ученые утвержда­ют, что пруссы — это люди, жившие по Руссу (так до 1945 г. называлось нижнее течение реки Неман) или люди, жившие перед руссами. Последняя точка зрения широко распространена в средневековых источниках, где значения Руссии и Пруссии употребляются в связ­ке: Россия — Боруссия, Русь — Прусь и др.

Племенная структура юго-восточной Прибалтики в X веке.

 

 

Древние пруссы.

       Общественное устройство. Осно­ву прусского общества составляла община. По своей форме это была земледельческая (соседская, тер­риториальная) община. Она состо­яла из одного или нескольких по­селений (деревень). В общине мог­ло быть до 12 дворов, или домохозяев. Во главе общины стоял староста или старейшина.

      Группа общин составляла волость. Волостным ад­министративным центром могло служить укреплен­ное поселение (городище), в котором проживал пред­ставитель местной знати, управлявший округой, и ко­торое использовалось как укрытие для населения в случае опасности.

      Волости объединялись в территориальные едини­цы — земли. Каждая прусская земля управлялась сове­том знати. Военные вожди, кото­рых хронисты Тевтонского ордена выделяют в составе знати, не успели выдвинуться на первые позиции в прусском обществе вследствие раздробленности земель к началу завоеваний крестоносцев.

       Власть советов знати и военных вождей в значи­тельной мере ограничивалась властью жрецов. Жрецы руководили религиозной и общественной жизнью пруссов, выступали в роли судей в делах о наследстве, о границах владений, судили преступников, рассмат­ривали семейные споры.

       На территории Пруссии шел активный процесс диф­ференциации общества. К XIII в. выделялись три со­циальные группы: знать, свободные пруссы и рабы. Знать составляли богатые пруссы, пруссы знатного происхождения и кунинги (князья). Свободные прус­сы, объединенные в общины, как правило, были весь­ма бедными людьми.

       К XIII в. общинники расслаиваются на свободных и зависимых. Изменения происходят и в среде знати, которая в не­мецкой традиции получает название «нобилитет». Здесь выделяются представители служилой знати — дружинники.

       Религия. Древние пруссы были язычниками. Ле­тописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга сооб­щал, что пруссы «всю природу почитали вместо Бо­га, а именно: солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».

       Местами отправления культа являлись священные рощи. У пруссов были хорошо развиты представления о загробной жизни. Загробный мир представлялся пруссам зеркальным отражением живого. Путь в этот мир лежал через погребальный костер. Одновременно с умершим в огне сгорали хозяйственный инвентарь и специально подготовленные жертвы.

       Отправлением погребально­го культа ведали специальные жрецы, которые якобы наблю­дали невидимую простому смертному картину перехода в загробный мир. Главную роль среди жрецов играл Криве. Он проживал в святилище Ромове. Здесь же находился священный дуб, возле которо­го постоянно горел костер.

       Главным среди прусских богов был Окопирмс — бог и оба и земли, вседержитель. За ним идут бог света Звайгстикс и бог моря Аутримпс. На следующей сту­пени размещались еще три бога: Перкунас, Патолс и Потримпс. Перкунас — бог грома, молнии, дождя, су­ровый мужчина средних лет с вьющейся черной боро­дой. Патолс — бог подземного мира и смерти, старец с большой бородой, покрытый платком. Бог рек, источников и плодородия Потримпс — напро­тив, юноша в венке из колосьев. Триада богов (Потримпс, Пер­кунас и Патолс) в представле­нии древних пруссов символи­зировала пространственную модель мира (небо — земля — подземный мир, или преиспод­няя) в единстве со временем на различных этапах жизненного цикла (юность, зре­лость, старость). Вечнозеленый дуб в святилище Ромове был разделен на три части, в каждой из которых бы­ло устроено оконце с кумирами Перкунаса, Патолса и Потримпса. Перед кумиром Перкунаса как раз и горел священный костер.

Нижний уровень пантеона занимали духи и демоны. Наиболее известным из них является Курке, демон плодородия, изображение которого пруссы изготовля­ли раз в год при сборе урожая и поклонялись ему.

       Ведение хозяйства. Основу хозяйства пруссов к началу XIII в. составляло земледелие. У них по­явился практически полный набор земледельче­ских орудий (железный лемех, серп, коса-горбуша и т. д.), новая упряжь, ведущей культурой в земле­делии стала озимая рожь. Подобные изменения бы­ли типичными для Прибалтики в эпоху викингов. Кроме того, пруссы сеяли овес, ячмень и пшеницу, выращивали лен, занимались ого­родничеством, бортничеством, осо­бенно в восточных районах, где су­ществовали огромные лесные мас­сивы, рыбной ловлей, а также, возможно, морской охотой на тюле­ней.

      Ученые утверждают, что прус­сы в большом количестве разводи­ли лошадей, чье мясо шло им в пищу, а также крупный рогатый скот и свиней. В то же время, по данным археологии, в лесных районах пруссы охотились, преж­де всего, на лосей, а также на пуш­ного зверя, особенно черную куни­цу и бобра.

       Одновременно с развитием земледелия и скотовод­ства на рубеже I-II тысячелетий активно развиваются ремесла: железоплавильное, бронзолитейное, керами­ческое, ткацкое, обработка дерева и кости и др. Одна­ко полного отделения ремесла от земледелия не про­изошло.

       Торговля. Торговые отношения получили особое развитие в середине I тысячелетия нашей эры. Большие торговые центры появились в Прус­сии около 600-х гг. Одним из таких центров был Трусо, недалеко от сегодняшнего г. Эльблонга (Польша).

       После падения Рима торговля хотя и сократилась, но не прекратилась. И в V, и в VI вв. продолжали ис­пользоваться «янтарные пути», по которым товары из юго-восточной Прибалтики попадали в страны Цент­ральной и Южной Европы. Свидетельством этому ста­ли многочисленные римско-византийские монеты, найденные археологами на территории нашего края.

Но поощрявшаяся в VI в. торговля янтарем вскоре была нарушена после вторжения в Богемию и Мора­вию восточных славян и перемещения германских племен на восток и на юг.

В Х-XII вв. викинги (у пруссов еще не сложилось свое купечество) вели активную торговлю прусскими товарами с жителями восточной части Европы, шведа­ми, русскими княжествами. Наряду с янтарем все большее значение приобретали меха.

       Жилища пруссов. Жилища древних пруссов возво­дились в основном из дерева, иногда с использованием камня (в качестве фундамента). Естественно, сами эти постройки не сохранились. Однако в процессе архео­логических раскопок обнаруживаются остатки фунда­ментов и даже части стен, которые позволяют рекон­струировать все сооружение.

Так, на рубеже I и II тысячелетий на территории между Вислой и Неманом были распространены кар­касные деревянные постройки, прямоугольные в плане, размерами от 3,5x3 м до 5,6x4,4 м. Каркас ста­вился на кладки из камней, которые образовывали своеоб­разный фундамент. В дере­вянный каркас вплетался хво­рост или тонкие жерди, кото­рые затем промазывались глиной. Потолок жилища был горизонтальный и также об­мазывался глиной. Внутри жилища находился округлый в плане очаг, представлявший собой кольцо или овал из бу­лыжников диаметром до 1 м. Пол в помещении был земляной. Для сна оборудовались деревянные нары, покрытые шкурами животных. В помещении устраивались ямы для хранения пищи и предметов обихода. Вблизи дома оборудовались вспо­могательные помещения для хранения зерна, чаще всего это также были ямы с перекрытиями из веток деревьев. Скот содержали в загонах или простейших конюшнях.

      Быт и нравы пруссов. Предания донесли до нас, что древние пруссы были «высокого роста, с голубыми глазами и с ярким румянцем на щеках».

Мужчины не стригли волос, носили бороды, одева­лись в кафтаны белого цвета, доходившие до колен, но не закрывавшие ни шеи, ни груди. Пояса украшались металлическими бляшками, кружками из янтаря и медными подвесками, застегивались металлическими пряжками.

       Богатые пруссы носили ожерелья и другие украше­ния из золота и серебра. Обувь изготавливалась из ко­жи или древесной коры. Костюм довершала меховая или суконная островерхая шапка.

       Женщины носили длинные льняные платья разных цветов, плечи накрывали накидкой типа мантии. Ши­роко использовались металлические ожерелья, раз­личные браслеты, бусы из янтаря, а также всевозмож­ные цепочки, кольца и т. д.

       Алфавита пруссы не знали. Не имели понятия о летосчислении, не владели письменностью. Время праздников определяли по зарубкам на дереве и по другим условным, но понятным для них самих зна­кам.

       Прусское общество было патриархальным. Мужчи­на-прусс пользовался в семье неограниченной властью. Он распоряжался жизнью членов своей семьи, мог убить сына или дочь, если считал, что они оказываются в семье лишними. Наследование имущества шло толь­ко по мужской линии. Женщина была совершенно бес­правной. Ее покупали, она не могла делить трапезу с мужчиной за одним столом. Пруссу разрешалось иметь трех жен. Выкуп за невесту был большим. Поэтому пруссы предпочитали брать в жены женщин, захвачен­ных в воинских набегах.

       Территориальное деление. К началу XIII в. в Прус­сии существовало одиннадцать земель: Скаловия, Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Барта, Помезания, Погезания, Галиндия, Судавия (Ятвягия) и Сассовия (Любавия). Часть из этих земель располага­лась на территории нынешних Польши и Литвы, дру­гая часть — на территории современной Калининград­ской области. Границы расположения этих земель и

проживавших в них племен, на карте определяются условно.

Наиболее многочисленными были самбийцы. Они занимали весь Самбийский полуостров до реки Прегеля на юге, соседствуя с натангами, до реки Деймы и нынешнего пос. Знаменска на востоке.

       В районе сегодняшнего г. Черняховска в XIII в. про­живали надровы. Территория Надровии занимала бас­сейн реки Прегель, простираясь на западе до владений самбийцев, на востоке — до рек Писса и Анграпа, на юге — примерно до границы с Польшей.

       Значительную территорию занимали скаловы. Скаловия находилась на востоке Пруссии, лежала по обо­им берегам реки Неман в ее нижнем течении до Куршского залива. Центром Скаловии было поселение в районе нынешнего г. Неман.

       Наконец, одно из наиболее известных прусских племен — судавы (в древнерусских летописях — ятвяги) являлось самым восточным племенем Пруссии. Судавия располагалась на территории от Больших Мазурских озер (Польша) до реки Неман.

      Также возможно, что на территории нашего края в районе реки Лавы при ее пересечении польско-россий­ской границы когда-то проживали барты.

 

 

Прусские земли в 13 веке.

       

       Соседи Пруссии. К XIII в. у пруссов, как и у дру­гих балтских племен, не было своего государства. В результате территория юго-восточной Прибалти­ки подверглась воздействию соседей, в обществен­ном отношении стоявших на более высокой ступени развития.

      Основную опасность для прусских племен пред­ставляли их соседи с юго-запада — поляки. Со времени образования в X в. Поль­ское государство не прекраща­ло попыток распространить свое влияние на пруссов. А по­скольку поляки были христи­анами, то они считали своим долгом обратить соседей-язычников в свою веру. За по­мощью поляки обращались к своим западным соседям, и те откликались. Так, в 997 г. на прусском побережье высадился прибывший из Польши пражский пропо­ведник Адальберт. Однако миссия его оказалась не­удачной, он был убит язычниками. По некоторым данным, место смерти Адальберта находится на тер­ритории нашего края, недалеко от г. Балтийска.

       Через несколько лет миссию Адальберта попытался повторить римский монах Бруно. Но и его постигла та же участь. Желающих приобщить пруссов к христи­анству после мученической гибели двух миссионеров не оказалось.

       В течение последующих двух веков Польша пыта­лась покорить Пруссию. Поляки совершили ряд похо­дов в страну соседей, захватывали богатую добычу, но и пруссы не оставались в долгу. Их конные дружины постоянно грабили владения польских князей в рай­оне Вислы.

Когда князья поняли, что не могут защитить себя от набегов языческих отрядов, то обратились за по­мощью к рыцарям Тевтонского ордена. Орден охотно откликнулся на предложение поляков, пришел в Пруссию, покорил местное население и остался здесь надолго.

       Восточными соседями пруссов были родственные им литовские племена аукштайтпов и жемайтпов. Находясь на одной ступени развития с прусса­ми, литовские племена сумели объ­единиться и создать свое государст­во, успешно противостоявшее не­мецкой агрессии. Но помочь своим сородичам в Пруссии литовцы не смогли.

На западе и северо-западе Пруссия не имела сухопутной границы. Через море ее соседями были жители Скан­динавии. С 736 по 1066 г. скандина­вы вели активную завоевательную политику. В Европе скандинавов называли норманна­ми, в Древней Руси — варягами. Сами себя они назы­вали викингами. В X в. викинги образовали на самбийском побережье торгово-ремесленное поселение Кауп (пос. Моховое Зеленоградского района).

      На рубеже Х-ХI вв. начались столкновения ятвягов с жителями древнерусских земель. Русские кня­зья, так же как и поляки, пытались установить контроль над ближайшими к ним прусскими племенами. Первое летописное известие о военном походе киев­ского князя Владимира на ятвягов относится к 988 г. Это вызвало активное сопротивление язычников и их набеги на русские княжества. При Ярославе Мудром в верховьях Немана был построен ряд крепостей, предназначенных для защиты от ятвягов. Но, судя по летописям, ятвяжские набеги вплоть до середины XIII в. постоянно беспокоили западные границы Древней Руси.

 

 

 

Вопросы к тексту:

1. Какие племена населяли территорию нашего края до пруссов? Что с ними произошло?

 

2. Какие есть версии происхождения термина «Пруссия»?

 

3. Впиши в схему территориальное устройство прусских земель.

 

 

 

4. Какую роль у пруссов играли жрецы?

 

5. Сравните веру пруссов и славян. К каким выводам вы пришли?

 

6. Почему древние пруссы сжигали умерших людей и зачем в захоронения клали различные вещи?

 

7. На территории области были найдены остатки злаковых культур, ножницы для стрижки шерсти, относящиеся к I веку до н.э. О чем свидетельствуют эти находки?

 

8. В 1985 году около города Пионерский обнаружен клад янтаря (I век нашей эры). Какой вывод следует из этой находки?

 

9. Почему не сохранился прусский язык?

 

10. Какие из одиннадцати прусских земель  располагались на территории нашей области? Кто соседствовал с племенами пруссов?

 

moul49.narod.ru

Начало языческой веры в Пруссии и Литве

Литовцы же и древние пруссы, жмудины, курляндцы, латыши, ятвяги, происходившие из одного народа, как мы это достаточно пространно убедительными (pevnimi) доводами доказали выше, придерживались и одинаковых обычаев, как гражданских, так и военных, и одних и тех же церемоний поклонения их языческим богам или идолопоклоннических обрядов. Эта идолопоклонническая вера (nabozenstwo) в Пруссии и в Литве впервые началась так.К[нязья] Брутен и Вейдевут. Когда в 503 году от спасительного рождения господа Христа над древними пруссами, побратимами литовскими, царствовал упомянутый король или князь Брутен (от которого, как считают некоторые, и была названа Прусская земля), он, будучи уже в преклонных летах, задумал уйти на покой, а королевство оставил брату Вейдевуту, который был из литовского или из аланского (Alanskiego) рода, как пишет Эразм Стелла, хотя и немного иначе, как я уже подробнее рассказывал из него прежде.

Брутен, верховный жрец и языческий епископ. Этот Брутен был потом избран верховным жрецом и епископом, [исполнявшим]обряды или церемонии для языческих богов.

Кирие Кириейто (Kirie Kiriejto). И, сменив ему имя согласно этому назначению, назвали его Кирие Кириейто (на греческом языке страны Вифинии (Bitiniej), откуда были изгнаны и пришли в ту страну эти пруссы с князем Брусом, как думает, хотя и неправильно, Меховский в книге 2, глава 8). Потом с течением времени простые люди стали называть этих верховных епископов Криве Кривейто (Kriwe Kriwejto), что означает: дорогой наш господин (bliski nasz pan). И этому Кириейто, верховному епископу своих идолов, под дубом, на удивление широко раскинувшим [свою крону], пруссы на большие средства построили храм. И там на первейшем месте, по правую руку, поставили идол, прозванный Перкунос (Perkunos) или Перун. И там же (где ныне город Хайлигенбайль или Священный Топор) эти язычники, древние пруссы, заложили на этом месте главный город, который назвали Романова или Ромнове от Рима, как бы говоря: новый Рим. Там в жертву богу Перуну как пруссы, так и жмудь и литва днем и ночью жгли вечный огонь из дубовых дров (z debiny), и если бы огонь когда-либо угас по недосмотру приставов, что случалось редко, те карались смертью.

Эти моления или восхваления вечного огня означают, что древние пруссы и литовцы переняли это от древних римлян, которые тоже, по установлению Нумы с великим усердием жгли вечный огонь богине Весте. О чем читай Ливия (кн. 38), Флора (кн. 1, гл. 2), Овидия в Календаре (Fastis) и Стадия в его комментариях к Флору. С левой же стороны стоял другой идол из меди, в виде извивающегося вдоль ужа (weza), которого они звали Патримпос (Patrimpos) 275, то есть родня богам (у латинян Dii Penates), которого почитали так, что каждый жмудин, литвин и прусак держал в доме ужа или змею (zmije), которую кормил молоком.

Почитание змей тоже взяли у римлян, о чем во многих местах свидетельствуют Вергилий в Энеиде и Овидий в Метаморфозах. Доктор Палеолог, грек, показывал мне какого-то удивительного извивающегося змея из меди, которого, говорит, купил у крестьянина из Трок, выпаханного из земли, и утверждал, что это был древний литовский идол. В третьем углу стоял третий идол, называемый дьявольский Патело (Patelo), в честь которого каждый хранил у себя в доме голову умершего человека. Четвертый их бог был Виршайтос (Wirschajtos), которого тоже почитали с большим уважением, считали домашним богом и верили, что в его ведении было все движимое и недвижимое имущество, скот и любые доходы. Пятого идола звали Снейбрат (Snejbrato), в чьем ведении были все воздушные (powietrzne) и домашние птицы: гуси, куры, утки, голуби, павы и прочие. Шестой бог назывался Гурк (Gurcho), обладавший, как они верили, властью над всеми стихиями, хлебом и людской пищей. А тот прусский город Ромове, где были эти их идолы и этот епископ Кривейто, польский король Болеслав Храбрый сжег и разрушил в 1017 году, как это мы уже описывали выше из Длугоша и из Кромера (кн. 2), однако на том месте эти язычники и потом производили молебствия. Ныне этот город по-немецки зовется Хайлигенбайль, то есть Святой Топорик (Swieta Siekierka), потому что крестоносцы, выбив язычников пруссов, изрубили этих их идолов священными топорами.

Литовцы же и жмудины вскоре размножились в великий народ и выбрали себе особого епископа, которого они чтили так, как ныне у нас папу. И основали в Жмуди новый Рим над рекой Невежисом (Niewiaza), может быть, еще при Палемоне или Публиусе Либоне, и этот город они звали Ромове или Ромнове. А может быть, итальянцы, как об этом рассказывалось выше, приплыв в ту страну, заложили этот город Ромнове или Ромове в память Рима, своей отчизны.

Петр из Дусбурга. Об этом и крестоносец Петр из Дусбурга, который для магистра Вернера фон Орселна написал хронику о литовских войнах с прусскими и лифляндскими крестоносцами при литовском князе Витене в 1326 году, когда еще не было книгопечатания, рассказывал так: Condiderant civitatem Romnove trahentem nomen suum a Roma. (Густо населенный город Ромове, ведущий свое название от Рима). Выше же попросту пишет о разрушении этого литовского Рима на старомодной (staroswiecka) латыни так: Eodem tempore Ludovicus de Libentelle Commendator Ragnetae cum suo exercitu multa bella gessit contra Letovinos. Navale bellummultiplex habuit, unum versus Austechiam Terram Regis Letoviae, in qua villam dictam Romove vel Romene, quae secundum ritus eorum sacra fuit, coimbussit, captivis omnibus occisis, ubi etiam frater Conradus Tuchefelt occubuit. 

Собственные слова Петра из Дусбурга. В 1295 году комтур Рагнеты Людвиг Либенцель со своим войском вел великие войны против Литвы. Заводил с ними различные битвы и на воде, а одну в Аукштайтской земле литовского короля (так его называли по старинным известиям), где сжег город Ромове или Ромоне, названный от Рима, который по их идолопоклонническим понятиям считался священным, хотя там и погиб благородный рыцарь ордена Конрад Тушефельт.

ХРОНИКАпольская, литовская, жмудская и всей Руси,соч. М. Стрыйковского

inosmi.by

Куда исчезли пруссы? | Древние народы, цивилизации и племена

Слова «Пруссия», «пруссаки», «прусский» на слуху у любителей истории. Сразу вспоминаются и король-солдат Фридрих Великий, и вымуштрованная армия, по мнению Александра Суворова, больше годная для парада, чем для сражения, и «железный» канцлер Отто фон Бисмарк, и Восточно-прусская операция. В тени этих исторических лиц и событий остаются незаметными сами пруссы.

Журнал: История «Русская Семёрка» №4, июнь 2016 годаРубрика: НародыТекст: Григорий Борисов

Кто такие пруссы?

Народ пруссовНароды, жившие на южном берегу Балтийского моря и добывавшие ценный янтарь, были хорошо известны историкам и географам Древней Греции и Рима. Их называли эстиями. Так же называли эти племена и германцы. Но эстии и современные эстонцы имеют мало общего. Археологи доказали, что в античности янтарь добывали только в небольшом районе, окружавшем полуостров Самбия, современную Калининградскую область.В самой же Эстонии находки янтаря случайны. Именем эстиев античные авторы называли много разных племён, в том числе и предков пруссов. Тацит и Плиний Старший знали о них только понаслышке, от купцов, и считали Янтарный край границей населённой земли. Происхождение имени пруссов окутано тайной. Первый раз оно встречается только в IX веке в форме Brusi в черновике анонимного купца и позднее встречается в польских и немецких хрониках.Лингвисты находят ему аналогии во многих индоевропейских языках и считают, что оно восходит к санскритскому purusa («человек»).

Быт и нравы

Со времени Карла Великого племена пруссов и балтийских славян обретают на границе нового соседа — христианское королевство. Оттуда в их земли потянулись монахи-миссионеры, которые не только пытались обратить местных жителей в свою веру, но и оставили нам свои этнографические наблюдения о жизни пруссов.Пруссия для своего времени была довольно густо заселена и богата рыбой, мёдом, пушниной, янтарём. В землях пруссов не было больших городов, но часто встречались небольшие поселения, укреплённые валом, рвом и частоколом. Их жители занимались промыслами — рыбной ловлей, охотой (особенно зимой, на кабанов, оленей, туров и пушного зверя), скотоводством.Все средневековые хронисты отмечали гостеприимность пруссов и готовность оказать помощь потерпевшим кораблекрушение. Важной статьёй дохода была торговля, благодаря которой в Пруссию попадали полотняные ткани, роскошное оружие, украшения. Прусские дружинники, возглавляемые вождями, ходили в походы на Польшу, в литовские земли. В эпоху расцвета, в XII-XIII веках, территория союза прусских племён простиралась от устья Вислы до устья Немана. Более загадочно отношение пруссов к мореходству и пиратству на Балтике, однако можно предположить, что наиболее храбрые воины искали службы в дружинах викингов и балтийских славян.

Прусский язык

В 1970 году в библиотеке Базельского университета, на одной из страниц средневекового кодекса была найдена небольшая запись, в которой, как оказалось, сохранился самый древний известный нам текст на прусском языке. Запись эта была сделана студентом-пруссом Карловского университета в Праге около 1369 года. Её текст был далёк от учёных штудий и гласил: «Kails rekyse Thoneaw labonache thewelyse Eg koyte poyte Nykoyte pennega doyte», что в переводе означает: «Привет, сударь! Ты нехороший товарищ, если хочешь пить, а денег давать не хочешь». Видимо, уставший от занятий прусский школяр написал её на странице книги своему другу, шутливо намекая на какую-то недавнюю попойку.К сожалению, небольшой словарь прусского языка и несколько книг на нём были созданы уже позднее, только в XV-XVI веках и поэтому имена их вождей и история, известны только в поздних легендах и пересказах собирателей прусской старины. К этому времени прусский язык под воздействием немецкого и польского уже сильно изменился и начал исчезать. Последний знавший его старик в 1677 году, а чума 1709-1711 годов истребила последних пруссов и в самой Пруссии.

Религия и культы

Пруссы в средневековой Европе были известны как одни из самых ярых народов — язычников. Их религия основывалась на почитании пантеона богов, наиболее значительными из которых были Перкуно (бог грома и молнии), Патримпо (бог молодости, цветения, источников и рек), Аутримпо (бог моря) и Патолло (бог старости, подземного мира).Связь Перкуно со славянским Перуном и литовским Перкунасом подчёркивает индоевропейскую общность славян и балтов. Участие в культовых действиях и обрядах приобщало человека к сакральному миру. Главную роль в них играли жрецы, наиболее почётным из которых был верховный жрец Криво-Кривайтис, у которого в подчинении стояли жрецы-вайдслоты (прусское «знающие»).Местами совершения обрядов служили святилища, располагавшиеся в священных рощах и на холмах. Важное значение в обрядах играли жертвоприношения, в том числе человеческие. В качестве жертвенных животных использовались козёл (его кровью окроплялись жители деревни и скот для повышения плодородия) и конь, сопровождавший своего хозяина в могилу. Культ белого коня связан с легендой о братьях Брутене (верховном жреце пруссов) и Видевуте (князе), заключившими мир со славянами и принесшими в жертву богам белую кобылицу.С того времени (по легенде 550 год н.э.) белые лошади у пруссов почитались как священные. Самым значительным и известным был культовый центр в Ромове, основанный Брутеном и Видевутом (современный посёлок Бочаги Черняховского района Калининградской области). В нём прусские жрецы приносили в жертву захваченных рыцарей-крестоносцев, возводя их на костёр верхом на лошади в полном снаряжении. В 997 году в жертву был принесён и один из главных польских святых миссионер Адальберт (Войцех) за то, что осмелился нарушить границы священной рощи.В 1981 году археологам вблизи от леса Кунтер, в урочище Охсендреш удалось обнаружить округлое святилище с жертвенником, сооружённое для разового жертвоприношения. Это святилище однозначно связывается с последними часами жизни миссионера. В земле пруссов погиб и проповедник Бруно, известный своим путешествием на Русь в 1007 году. Военные успехи пруссов в XII веке способствовали почитанию власти Криво-Кривейтиса другими балтскими народами.

Исчезновение пруссов

Богатство и плодородие земли привлекали её соседей: немцев, поляков и литовцев. Агрессивность прусских дружин вызывала стремление обезопасить себя. Однако главным двигателем завоевания Пруссии стал Тевтонский орден, четвёртый магистр которого Герман фон Зальца получил в 1230 году от Римского Папы Григория IX благословение на крещение прусских язычников.К 1283 году завоевание Пруссии было завершено. С потоком католических священников-проповедников и колонистов-земледельцев из Германии, Польши, Литвы Нидерландов и Франции пруссам справиться было ещё тяжелее, чем с военным завоеванием. Постепенно местное население теряет свою идентичность, забывает язык. В XVII веке брандендургско-прусские короли (немцы по происхождению) запрещают местным жителям под страхом тюрьмы или смерти собирать на побережье моря янтарь. По-немецки Bоernstein, «горящий камень», он ценился ими не меньше, чем аристократами Древнего Рима. Вместо прусской истории начинается история «пруссачества» и королевства Пруссия, местное население которого имело мало общего с балтским именем пруссов.

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

Гуревич Ф.Д. К истории древних пруссов в I тысячелетии н. э.

К содержанию 70-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Письменные источники IX—XIV вв. довольно четко определяют территории, занимаемые отдельными племенами юго-восточной Прибалтики (бывш. Восточной Пруссии). Наиболее полную картину этнического состава населения сохранили хроники крестоносцев XIII—XIV вв.

Согласно хронике П. Дусбургского (1326 г.), современная Калининградская область и часть мазовецких земель Польши были заняты большой группой балтийских племен — пруссами. Древний пруссов под именем «брусы» знает еще в X в. (965 г.) испанский еврей Ибн Якуб, помещающий их на Балтийском побережье. Часть пруссов, концентрирующихся вблизи Янтарного берега, П. Дусбургский, так же как некоторые более ранние источники (Саксон Грамматик — 1204 г., Адам Бременский — 1075 г.), называет самбами. Соседями пруссов с юга были галинды и судины, с востока — курши.

В более раннее время пруссы упоминаются под собирательным именем эстии, под которым они известны Тациту в I в. (98 г.), Кассидору в VI в. (551 г.) и Вульфстану в IX в. (890 г.) . В настоящей работе делаются попытки наметить некоторые вехи в истории древних пруссов в I тысячелетии н. э., на основании критического пересмотра многочисленной, но в общем, крайне тенденциозной буржуазной археологической литературы, а также пользуясь итогами небольших работ по исследованию поселений, проведенных автором в 1949—1951 гг.

Археологические памятники, в частности могильники, свидетельствующие о неизменности этнического состава населения, позволяют отнести расселение балтийских племен, зафиксированное письменными памятниками, к первым векам н. э.

В первой половине I тысячелетия н. э. для юго-восточной Прибалтики характерен большой расцвет культуры. Население ее по сравнению с предшествующим периодом возрастает.

Наиболее передовым населением были племена пруссов, сконцентрированные близ Янтарного берега.

Их поселения (еще очень мало изученные) размещались на высоких берегах первых надпойменных террас. Это обычные мысовые или расположенные на изолированных холмах городища с сравнительно небольшими площадками (Грачевка, Русское I, Заозерье и др. ). Наряду с укрепленными, существовали открытые поселения, занимающие большую площадь; селище в Кострово (Блюдау) занимало пространство свыше 1 га, селище в Янтарном (Пальмникен) — 1,5 га .

Собранные для реконструкции жилищ материалы еще незначительны, и мы можем представить жилище пруссов лишь в общих очертаниях. Это наземные постройки; в Грачевке сохранились следы каменных завалинок и очаги, диаметром до 1 м, сложенные из булыжников, а также куски обожженной глиняной обмазки стен. На городище Янтарный обнаружены остатки столбов и следы большого, возможно, общественного помещения .

По археологическим данным бесспорно устанавливается, что основным занятием пруссов с первых веков н. э. было земледелие. В Грачевке на площади не менее 30 кв. м обнаружен слой обожженной мягкой пшеницы. Там же в сосудах найдено обгорелое метельчатое просо. С повсеместным распространением земледелия у пруссов связаны зернотерки, известные по находкам в Регенен и Гребитен , слабо изогнутые серпы и косы, встречающиеся в мужских погребениях . Уже в конце I в. н. э. Тацит подчеркивал земледельческий характер культуры древних обитателей Янтарного берега. Он пишет: «Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев» .

Скотоводство, охота, рыболовство и др., существуя как подсобные отрасли, играют еще большую роль в хозяйственной жизни пруссов. В Грачевке найдено много обломков сосудов, служивших для изготовления сыра. Они слабо обожжены, с биконическим туловом, с проткнутыми дырочками.

Захоронения коней, а особенно предметы конского убора, часто встречающиеся в богатых погребениях, дают возможность судить о широком развитии коневодства. Нередко среди могильного инвентаря попадались ножницы для стрижки овец . В Тенкиттен найдено интересное орудие для ловли крупных рыб — большая острога из пяти железных гарпунов, соединенных втулкой .

Изделия, обнаруженные на поселениях и в погребениях, характеризуют пруссов первой половины I тысячелетия н. э. как население с развитым домашним производством. Это относится, в первую очередь, к выделке разнообразной керамики. В Грачевке большую группу составили крупные сосуды, предназначенные для хранения запасов и выделанные из грубого глиняного теста с обильной примесью дресвы. Среди этой керамики — обломок сосуда для хранения жидкости, внутренняя поверхность его глянцевитая, наружная — обмазанная глиной. Группа кухонной посуды (со следами нагара) включает миски, горшки и банки. Весьма разнообразна столовая посуда, две трети которой составляет лощеная керамика (рис. 11). Это черные и желтые, хорошо выделанные тонкостенные горшочки, миски небольших размеров. Встречаются одноручные лощеные сосуды.

Своеобразна погребальная керамика: урны и так называемые сосуды-«приставки». Во II—III вв. н. э. урны были в форме горшков с цилиндрической или слегка выгнутой шейкой и с округлым, нередко шероховатым туловом. Сосуды-«приставки» — одноручные или без ручек, иногда на поддоне. Начиная с III в. урны характеризуются короткой цилиндрической шейкой и удлиненным, нередко ребристым, туловом. Широко распространяются урны типа найденных в могильнике Гребитен, с широкими и высокими плечиками. Сосуды-«приставки» разнообразны по форме и встречаются в виде горшочков, мисок, банок и т. д. Некоторые из них снабжены ручкой.

[adsense]

Рис. 11. Лощеная керамика из Грачевки.

Рис. 11. Лощеная керамика из Грачевки.

Орнаментированы сосуды защипами, валиками, геометрическим узором, На сосудах первых веков н. э. воспроизводится орнамент металлических латенских форм .

Среди различных отраслей домашнего производства немалую роль играла обработка железа. Уже в относящихся к последним векам до н. э. могильных памятниках железные изделия принадлежат к числу частых находок (Сальское) .

С первых веков н. э. численность железных изделий значительно возрастает. Из железа сделаны основные орудия — ножи, ножницы, долота, струги, рыболовные крючки и др.; в мужских погребениях, для которых характерно оружие, встречаются втульчатые и обушные топоры, наконечники копий и стрел, умбоны щитов, шпоры и удила. С III в. начинают широко распространяться железные фибулы, выделанные в подражание фибулам из благородных и цветных металлов.

Массовость железных изделий, преемственность их основных форм (ножи, топоры, наконечники копий) и форм соответствующих изделий последних веков до н. э., находка шлаков на поселениях — все это дает основание считать железоделательное и железообрабатывающее производство пруссов одним из ведущих домашних производств.

Новые формы и разнообразные технические приемы характерны для обработки бронзовых вещей, которыми так богаты могильники пруссов. Судя по кладу близ бывш. с. Литаусдорф и другим находкам на Калининградском полуострове — заготовкам и полуфабрикатам из бронзы, — местное население занималось литьем и обработкой этого металла еще в конце II — начале I тысячелетия до н. э.

Трудно даже вкратце перечислить основные виды украшений и других изделий из бронзы, реже из серебра, которые сохранила культура пруссов в первой половине I тысячелетия н. э. Для II—III вв. н. э. характерны: глазчатые и профилированные фибулы, гривны с трубовидными концами, браслеты с фигурными окончаниями, большие ажурные пряжки, овальные накладки от поясов, профилированные ременные язычки и многое другое.

Рис. 12. Заготовки и бусы из янтаря (1—6) и стеклянные бусы (7—10). Поселение Грачевка.

Рис. 12. Заготовки и бусы из янтаря (1—6) и стеклянные бусы (7—10). Поселение Грачевка.

С III в. появляются арбалетные фибулы, первоначально имеющие подогнутую ножку, которая в дальнейшем приобретает звездообразную, треугольную, трапециевидную и другие формы. Фибулы становятся излюбленным украшением пруссов на протяжении всего I тысячелетия н. э. В III в. появляются также гривны с обмотанными проволокой концами, овальные пряжки с пластиной и т. д.

Украшения из бронзы орнаментируются тиснением, гравировкой, накладкой серебряных и золотых пластинок и рубчатой зернью .

Немалую часть бронзовых вещей следует рассматривать как изделия местного производства; об этом свидетельствуют массовость находок, их серийность, одинаковые приемы обработки и орнаментации. На основе привозных образцов, особенно фибул, разрабатываются свои местные формы украшений.

Важнейшее значение для широкого развития внешних связей имел янтарь, который пруссы собирали на Балтийском побережье. В Грачевке, расположенной в 5 км от моря, обнаружено свыше 500 кусков янтаря, очень малое количество из них несет следы обработки, еще меньше готовых изделий — бус, довольно грубого изготовления (рис. 12—7—б).

Найденные куски янтаря, по-видимому, предназначались для обмена. Тацит сообщает, что обитатели Прибалтики, собирающие янтарь, обменивают его в необработанном виде. «Собирается он (янтарь. — Ф. Г.) в грубом виде, приносится (на рынок) без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением» .

В обмен на янтарь поступало сырье для изготовления изделий из цветных металлов, лощеная керамика, стеклянные бусы, стеклянные и металлические изделия из Причерноморья, Западной и Центральной Европы, Скандинавии и т. д. Интересно, что отдельные формы украшений переходят при посредстве пруссов к галиндам, куршам и другим балтийским племенам.

О широких внешних связях свидетельствует также большое количество римских бронзовых монет, появившихся на территории пруссов в III—V вв., причем монеты использовались местным населением в качестве украшений. В них часто проделывались дырочки или прикреплялись ушки для подвешивания .

Существенные изменения намечаются в погребальном обряде пруссов с I—II вв., особенно со II в. н. э. Курганы с коллективными трупосожжениями в урнах, характерные для последних веков до н. э. и рубежа н. э., сменяются грунтовыми могильниками, которые закладываются в непосредственном соседстве с курганами. В Лунино, Приморском, Кеймкален, Зортенен и др. грунтовые могильники примыкают к курганам предшествующей поры; в могильнике Пердолен многослойные камецные венцы и камеры воспроизводили соответствующие сооружения курганов . Сохранение обряда трупосожжения с помещением останков в урну и некоторые из находок (керамика, оружие, отдельные виды украшений) бесспорно убеждают в том, что курганы и грунтовые могильники принадлежат одному и тому же населению.

К новым чертам погребального обряда принадлежат: появление индивидуальных захоронений и частичное проникновение обряда трупоположения (II—III в. н. э.)

В мужских погребениях заметно возрастает количество оружия и появляются захоронения коней. Женские погребения характеризуются разнообразными украшениями.

Краткий обзор археологических памятников юго-восточной Прибалтики первой половины I тысячелетия н. э. дает основание утверждать, что в культуре пруссов, преемственно связанной с культурой предшествующей эпохи, происходят большие изменения. Превращение земледелия в основное занятие приводит к значительному увеличению населения. Развиваются многие отрасли домашних производств, среди которых особенно важна обработка железа. Чрезвычайно расширяются внешние связи.

Резкие изменения в экономике пруссов не могли не сказаться на их социальном строе. Заметный рост производительных сил расшатывал старую патриархально-родовую общину. Одним из примеров перехода родовой общины в общину соседскую может служить смена коллективных захоронений индивидуальными.

В свое время выборочная публикация буржуазными немецкими археологами лишь богатых погребений, известных на этой территории, создавала ложное впечатление богатства всех погребений.

Между тем, по могильным памятникам можно проследить имущественную дифференциацию населения уже во II—III вв. Например, в погребении 8 могильника Хрустальное (Викау) найдены: меч, семь наконечников копий, два боевых топора, нож, умбон щита, предметы конского убора, римская фибула, в то время как ряд синхронных погребений почти не имеет инвентаря . О далеко зашедшем имущественном расслоении свидетельствуют материалы могильника Гребитен, где из числа вскрытых 472 погребений и 132 никакого инвентаря кроме единичных сосудов нет, свыше 40 погребений снабжены незначительным количеством вещей и 20 погребений выделяются богатством оружия и личного убора и в ряде случаев сопровождаются захоронением коня . Имущественное неравенство проявляется в парных захоронениях, одно из которых обычно либо вовсе лишено инвентаря, либо сопровождается единичными вещами. Безынвентарные захоронения в парных погребениях, по-видимому, можно считать принадлежащими рабам.

Начиная с VI в. картина жизни населения юго-восточной Прибалтики резко меняется. Заселение территории пруссов сокращается, материальная культура становится значительно беднее. Оскудение ее особенно заметно по тем могильным памятникам, которые расположены на тех же местах, где совершались погребения в первой половине I тысячелетия н. э. В Коврове (Долькейм), где вскрыты богатые захоронения II—V вв., в могилах, относящихся ко времени, начиная с VI в., количество находок заметно уменьшается. Большая часть погребений теперь сопровождается лишь 1—2 сосудами и единичными предметами. Реже встречается оружие. По-прежнему господствует обряд трупосожжения, но кальцинированные кости лежат в земле (иногда в ямке).

Для керамики характерны длинногорлые, реже биконические сосуды и миски.

В числе украшений — некоторые типы арбалетных фибул, в частности, с крестовидной ножкой и с перекладинами в верхней и нижней частях. По¬являются отдельные типы пальчатых фибул .

При общем оскудении инвентаря особенно бросаются в глаза отдельные погребения с конем и с богатым инвентарем; таково например погребение VI в. у бывш. селения Варникам.

Причины обеднения культуры пруссов до сих пор неясны. Резкий упадок уровня жизни населения, возможно, объясняется усилившейся внешней опасностью. В северных хрониках сохранилось упоминание о том, что в конце VIII в. датский король завоевал страну самбов , т. е. пруссов Янтарного берега. Возможно, что набеги эти имели место и в более раннее время.

Начиная с IX в. территория пруссов вновь заселяется. Для этого времени характерны хорошо укрепленные поселения. Большая часть их возникает на городища первой половины I тысячелетия н. э. (Грачевка, Заозерье и др.), наряду с этим появляются поселения, основанные на новых местах.

Городища мысового типа и расположенные на холмах характеризуются развитой оборонительной системой. Простые укрепленные поселения защищены с напольной стороны одним валом (Пионерск, Куликово Русское ) и в отдельных случаях дополнительным валом (Дружное (Медникен), городище на р. Дайме).

На некоторых городищах можно отметить усложненную систему сооружений, таковы Логиново I, Заозерье, Романово II, Окунево и др. Здесь отмечаются 2—3 напольных вала. Наиболее сложная система валов известна в Грачевке и Великолукском, где городище (мысовое) разделено надвое и каждая площадка обнесена валами и рвами. Исключительная по сложности система валов сохранилась на городищах Кумачево (Куменен) и Русское II, занимающих высокие горы. Здесь валы окружали и площадку городища и подступы к ней .

Несмотря на внушительную высоту валов (до 7—8 м), устройство их,судя по разрезам в Куликово, Грачевке, Дружном, Богатом (Покальштейн)и др., довольно примитивно. Внутренняя конструкция их состоит из нескольких рядов булыжных камней, присыпанных песком. Иногда встречаются следы деревянных конструкции .

Жилища пруссов представляли собой в то время прямоугольные в плане, наземные, ориентированные по странамсвета постройки, площадью от 9 до 30 м2, с каменными «завалинками».

В центре жилища находился очаг.

В Грачевке эти очаги полностью воспроизводили очаги древнего горизонта.

Стены, по-видимому, были, промазаны глиной, о чем свидетельствуют куски обмазки.

Существенно важным в культуре пруссов X в. было внедрение гончарного круга. Керамика Логиново I представлена горшками гончарной работы, многие из которых лишь частично обработаны на круге . Гончарная керамика появляется и в могильном инвентаре.

Однако и в формах и в орнаменте лепной керамики наблюдается стремление изготовлять ее в подражание гончарной (Грачевка). Горшки с линейно-волнистым орнаментом на территории пруссов являются типично славянскими, это дает основание полагать, что гончарный круг и формы гончарной керамики заимствованы пруссаки у славян, вероятнее всего у славян Польши.

Рис. 13. Лемех из поселения у Грачевки.

Рис. 13. Лемех из поселения у Грачевки.

На поздних поселениях и в могильном инвентаре встречается очень много изделий из железа: орудия труда — лемех (рис. 13), серпы, пилы, топор; оружие — мечи, наконечники копий, боевые ножи; предметы конского убора — удила, бубенчики и колокольчики; предметы облачения всадника — шпоры, а также стремена, распространившиеся с VII—IX вв.

Погребальные памятники (как и в предшествующее время) располагались на месте более ранних. Таковы могильники: Коврово, Кострово, Экритен, Корнитен и многие другие. Единственным обрядом погребения по-прежнему остается трупосожжение, однако в этот период почти исчезают каменные кладки в грунтовых могильниках, увеличивается число погребений с конем, исчезают сосуды из погребений, вместо этого встречаются обломки керамики.

Яркую картину разлагающегося родового строя пруссов рисует Вульфстан, посетивший в 890 г. территорию современного Эльблонга. Он упоминает «королей» (cunning), «богатых людей» (pa ricostan men) и «людей высокого звания» (heahdungene men), а также неимущих (pa unspedigan) и рабов (pa peowan) .

Из числа имущих выделяются военачальники, занимающие укрепленные поселения и называемые Вульфстаном королями, и дружина, владеющая значительным имуществом. Этой группе населения следует приписывать многочисленные погребения с конями, которые распространяются с конца I тысячелетия.

Погребения, лишенные инвентаря, принадлежали, по-видимому, рабам. К названным «неимущими», вероятно, следует отнести часть погребений с оружием; Вульфстан пишет, что среди пруссов часты войны; воинственность пруссов подчеркивает также Ибн Якуб.

«…И славятся они храбростью; когда приходит к ним войско, то никто не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ… а рубит своим мечем пока не умрет» . В этих условиях, очевидно, часть населения оставалась вооруженной.

Таким образом; время с IX по XI вв., по данным не только археологических, но и письменных памятников, характеризуется как период изживания родового строя. Общество пруссов, в котором отчетливо наметились различные социальные слои, характеризуется постоянными военными столкновениями, столь типичными для последнего этапа существования родового строя.

В X—XI вв. в экономической жизни общества появляется феодальный уклад, что проявляется в возведении замков, выделении гончарства, а возможно, и обработки железа в отрасль ремесла.

Распространению феодализма у пруссов, по-видимому, немало способствовала соседняя Польша, в которой уже в X в. существовала государственность.

В заключение следует подчеркнуть, что археологические памятники юго-восточной Прибалтики I тысячелетия н. э. характеризуют самобытную культуру балтийских племен, тесно связанную с местной культурой предыдущего времени. Они помогают воссоздать картину жизни пруссов, культура которых достигает выдающегося расцвета в первой половине I ты¬сячелетия н. э.

Прогресс в обработке земли, плавка и обработка металла, интенсивные внешние связи способствуют тому, что уже в первых веках н. э. наиболее передовые слои населения юго-восточной Прибалтики вступают в последний период родоврго общества — период «военной демократии». Это проявляется в значительной имущественной дифференциации, в резком росте вооружений, что находит свое отражение в археологическом материале.

Этот процесс продолжается в течение почти всего I тысячелетия. В памятниках X—XI вв. отчетливо выступает уже феодальный уклад, проявляющийся в сооружении замков, выделении отдельных отраслей домашних производств, в частности гончарного ремесла и т. д.

Стремление показать население юго-восточной Прибалтики до появления здесь Ордена более примитивным и отсталым, чем оно было в действительности, культивировалось в историографии со времени первых хроник крестоносцев. Это идеологически оправдывало завоевание страны, якобы приобщавшее балтийское население к более высокой культуре.

Впоследствии теория отсталости экономического и социального строя балтийских племен становится одним из основных утверждений немецкой и прибалтийской буржуазной археологии.

Все сколько-либо выдающиеся явления материальной культуры связывались исключительно с тем или иным внешним влиянием, главным образом германских племен (бургунды, готы, мазурско-германские племена норманны и т. д.). Между тем, археологические памятники, обнаруженньи на этой территории, дают возможность воссоздать картину последователь ного развития культуры родового общества пруссов, постепенно переходя щего в конце I тысячелетия к обществу классовому.

К содержанию 70-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Константин Иванович Гревингк — российский геолог, минералог и археолог, исследователь Онежских петроглифов.
  • 1916 Умер Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • 1924 Умерла Прасковья Сергеевна Уварова ― русская учёная, историк, археолог, председатель Московского археологического общества, организатор Археологических съездов.
Свежие записи

arheologija.ru

Пруссы – древние жители Янтарного края

Я живу в Калининградской области, но она появилась на карте мира только после Второй мировой войны, в 1946 году. До того времени это была часть Восточной Пруссии, которую населяли немцы. Но немцы тоже не были первыми жителями нашего края, до них здесь жило племя пруссов, по имени которых и была названа эта земля.

Первые упоминания о жителях этой территории, занимающихся сбором янтаря, но не понимающих его ценности, появляются у римских историков в первом веке нашей эры. Тогда живущих здесь людей называли эстиями, что значило «восточные люди» или «жители востока».

Вообще местные жители никогда сами себя пруссами не называли. Впервые такое название появляется в 9 веке в записях человека, имя которого не сохранилось, и потому его называют просто Баварский Географ. На самом деле пруссы – это около 10 родственных племен, называвших себя по названиям земель, на которых они жили. В Самбии, например, где сейчас находится Калининградская область, жили сембы.

В раннее средневековье пруссы сеяли овес, ячмень, пшеницу и рожь, выращивали лен, занимались огородничеством, рыбной ловлей, добывали мед, выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей (на них не только ездили, но и ели их мясо, пили молоко). Леса тогда занимали три четверти территории Пруссии, и пруссы много охотились.

Уклад жизни у пруссов был патриархальным, то есть главными были мужчины, а жен себе они покупали, поэтому те были полностью под их властью. Мужчина имел право продать в рабство или даже убить любого члена семьи. Общественная организация у них была очень примитивной, больших городов и даже просто каменных домов не было, а классов было четыре: жрецы, знать, свободные люди и рабы. Правда, на территории пруссов были торговые поселения, в которых встречались торговцы разных народов – в 8-9 веках таким поселением было Трусо, которое находилось в районе нынешнего польского города Эльблонг, а в 9-начале 11 века - Кауп, которое находилось недалеко от нынешнего Зеленоградска. Правили пруссами жрецы и князья-воины. У пруссов существовала легенда о двух братьях, двух правителях. Брутен был верховным жрецом, а Видевут князем, они долго правили Пруссией, а когда им было больше 100 лет, разделили Пруссию между пятнадцатью сыновьями и дочерьми, и добровольно взошли на костер, чтобы отправиться к богам. Богов у пруссов было много – они были язычниками. Священные обряды пруссы совершали в специальных священных рощах. Самой большой из них была священная роща Ромове с огромным священным дубом, где поклонялись трем самым почитаемым богам пруссов – Потримпсу (богу света, магии, войны и всех вод), Перкунсу (богу молнии и дождя) и Патолсу (богу смерти и подземного мира). К 10 веку европейские страны уже стали христианскими, поэтому предпринималось много попыток склонить пруссов к христианству. Самой известной попыткой была миссия священника Адальберта в 997 году, который случайно попал в священную рощу пруссов и был убит.

В начале 13 века начинаются крестовые походы на Пруссию, и Тевтонский орден завоевывает земли пруссов. Покоренных пруссов насильно обращали в христианство, а несогласных просто истребляли, язычество преследовалось, хотя в течение всего века периодически поднимались восстания. Рыцари основывали замки, а земли вокруг них заселяли немецкие колонисты. В 1254 году поход на Самбию возглавляет чешский король Оттокар II, и по его совету на месте прусского поселения Твангсте строится замок Кенигсберг, вокруг которого вырос город, превратившийся теперь в мой родной город Калининград.

В 14 веке прусская знать переходит на немецкий язык, но сельское население еще долго сохраняет язык и обычаи, в том числе языческие обряды. В 15-16 веках к немецким поселенцам добавляются литовские на северо-востоке территории пруссов и польские на юге, и пруссы смешиваются с ними, теряя свой язык, традиции и индивидуальность. Временем окончательного исчезновения пруссов можно условно считать 1709-1711гг., когда от эпидемии чумы и голода умерло около половины населения прусских земель, в том числе и последние носители прусского языка.

www.microarticles.ru

Древние городища прусской земли - Россия - Клуб самостоятельных путешественников

Путешествие во времени. Островное Царство. Возникает большое желание окунуться ни много, ни мало, в бесконечно далекий 1255 год. Место путешествия – средневековая Пруссия, а точнее, Ульмеригия (Островное Царство), как называли свою страну люди того времени. Современный Калининградский полуостров, окруженный Балтийским морем, заливами и реками, древние пруссы считали островом.

Сегодня же вступим на одну из троп древней земли. Цель нашего путешествия – замок Нойхаузен.Доезжаем до города Гурьевска. Для начала решаем сходить в городской краеведческий музей.n1.jpg Но музей, к сожалению, закрыт. Тогда мы направляем свои стопы к улице Заречной – выходим из городка, который словно разрезан шоссе на две части, и движемся на восток. Дорога проходит над небольшой, но шумной из-за весенних паводков речкой – Гурьевкой. Вскоре нашему взору предстает белоснежный памятник воинам-победителям. Это тоже история, но уже другая. Мы же поворачиваем направо и идем по совершенно пустынной Заречной улице. Через пару минут справа вырисовывается замок Нойхаузен. n4.jpg От того, что находишься на одном из священных мест древних пруссов, среди которых были и наши предки славяне, захватывает дух. Ведь самбийский полуостров были населены самыми различными племенами небалтского происхождения, в том числе и славянами, что подтверждают археологические и языковые материалы.n7.jpg Старая прусская крепость Вургвал. Время ее создания таит время. Сами пруссы считали, что первые городища построили когда-то легендарные белые великаны. Теперь же о том, что изначально крепость Нойхаузен и десятки подобных ей - места прусских поселений - вспоминают немногие. Прусские городища и крепости, разрушенные и стертые с лица земли немецкими рыцарями, оказались в полном забвении.

Какой же была крепость Вургвал? Включите воображение и перенеситесь в далекий двенадцатый век. Овальная площадка поселения вытянута с севера на юг и окружена мощными валами. Городище-крепость, скорее всего, подобно другим древним городищам Калининградского полуострова, состояло из жилищ - углубленных в грунт жилых срубов с печами-каменками, возводившимися пруссами вплоть до XIII века и всевозможных хозяйственных построек. Добраться до крепости было не просто: с востока – широкая река, с юга – болото, с востока – быстрый ручей. Самая уязвимая часть крепости – северная – защищена мощными валами и рвом с водой. Два - три высоких вала, достигающих в высоту трех метров, в плане расположенными спирально, и глубокие рвы с водой были серьезной препоной. Для строительства пруссы свозили камни и складывали из них высокий вал. Вал обмазывали глиной и возводили на нем частокол в два ряда. Между бревнами частокола насыпался слой мелких камней и земли. С частокола охранявшие городище могли видеть все, что происходит за крепостью. Особое «спиралевидное» расположение валов относительно крепости было не случайным и играло дополнительную защитную роль. Из-за изогнутости сооружений неприятели, даже преодолев ров, поднимались на валы правым боком, невольно подставляя под удар плечо, не защищенное щитом. Глина, связывающая камни вала, тоже имела дополнительное защитное значение: во время штурма крепости, осажденные поливали валы водой, и она становилась скользкой как масло.Городище окружали уже незащищенные укреплениями селища простых людей, доходящие до леса, где в изобилии водились тарпаны, олени, косули, туры, кабаны и прочая дичь.

В городищах собирались жрецы, выполняющие свои непосредственные обязанности. На валах, в специальных ямах совершали жертвоприношения, моля богов помочь в земледелии, охоте и рыбалке, прося совет в трудной ситуации.n13.jpg Пруссы крепости Вургвал мирно существовали в своем городище, занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей, рожали и обучали детей, поклонялись своим богам, обожествляли таинственную силу природы, землю, солнце, гром, пока в 1255 году не послышался тяжелый стук копыт рыцарских коней, и день не окрасился в кровью. Перун отвернулся от своего народа.

В начале XIII века католическая церковь под видом борьбы с язычеством предоставила рыцарству широкие права на завоевание земель балтов. Одна из самых трагических страниц в истории прусского народа связана с нашествием на их землю Тевтонского ордена. Войска Альбрехта Медведя, основателя бранденбургско-прусского государства, и саксонского герцога Генриха Льва, вторгшись в Пруссию, страшно опустошили эти территории, уничтожив и поработив население, стерев с лица земли городища и крепости.

Тогда, в далеком 1255 году немецкие рыцари одержали победу. Те пруссы, кто выжил после жестокой битвы, лишенные родного дома, близких, скрылись в лесу. В крепости теперь были новые хозяева, вскоре принявшиеся перестраивать фортификационное сооружение, которое они называли теперь «Альте Вугвалл», на свой лад.

В качестве строительного материала тевтонцы использовали валуны старого городища, землю и древесину. Валуны и сейчас можно видеть в кладке. n12.jpg Нойхаузен еще в пору пребывания в виде деревянно-земляного укрепления неоднократно подвергся атаке восставших пруссов, пытающихся отвоевать свое законное городище по праву. Но крепость, полная рыцарей, устояла перед натиском прежних хозяев, которые обосновались совсем неподалеку на юге. Врагов разделял лишь замковый пруд. n26.jpg Пруссы серьезно доставали своими неутомимыми вылазками рыцарей, регулярно поджигая деревянные блокгаузы для гарнизона и прочие постройки крепости.

Поняв, что пруссы легко не сдадутся, тевтонцы принялись капитально перестраивать крепость, используя теперь уже только камень и кирпич.Замок представлял собой замкнутое прямоугольное сооружение с круглой башней в юго-восточном крыле. Сейчас башня, к великому сожалению слабо напоминает прежнюю. n15.jpg Сильно разрушенная во время войны, сейчас она имеет вид застекленной веранды.

www.bpclub.ru


Смотрите также