Древние астрономы. Как древние астрономы представляли себе вселенную?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Астроном - это... Великие астрономы в истории. Древние астрономы


Астрономы древних веков

 

Сергей Житомирский

Аристарх — Коперник античного мира

Аристарх (около 310–250 гг. — III в. до н. э.) родился на острове Самос. Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем. Он был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона -главного научного центра поздней античности. По-видимому, здесь, среди первого поколения учёных Александрии, учился и работал Аристарх.

Всё это, однако, не объясняет личности Аристарха, которая кажется совершенно выпадающей из своей эпохи. До него теории неба строились чисто умозрительно, на основе философских аргументов. Иначе и быть не могло, поскольку небо рассматривалось как мир идеального, вечного, божественного. Аристарх же попытался определить расстояния до небесных тел с помощью наблюдений. Когда у него это получилось, он сделал второй шаг, к которому не были готовы ни его современники, ни учёные много веков позднее.

Как Аристарх решил первую задачу, известно точно. Единственная сохранившаяся его книга «О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них» как раз посвящена этой проблеме. Сначала Аристарх определил, во сколько раз Солнце дальше Луны. Для этого он измерил угол между Луной, находившейся в фазе четверти, и Солнцем (это можно сделать при заходе или восходе Солнца, когда Луна иногда видна одновременно с ним). Если, по словам Аристарха, «Луна кажется нам рассечённой пополам», угол, имеющий Луну своей вершиной, прямой. Аристарх измерил угол между Луной и Солнцем, в вершине которого находилась Земля. Он получился у него равным 87° (в действительности 89° 5 2′). В прямоугольном треугольнике с таким углом гипотенуза (расстояние от Земли до Солнца) в 19 раз длиннее катета (расстояния до Луны). Для знающих тригонометрию отметим, что 1/19 к cos 87°. На этом выводе — Солнце в 19 раз дальше Луны — Аристарх и остановился. На самом деле Солнце дальше в 400 раз, однако с инструментами того времени найти верное значение было невозможно.

Аристарх знал, что видимые диски Солнца и Луны примерно одинаковы. Он сам наблюдал солнечное затмение, когда диск Луны полностью закрыл диск Солнца. Но если видимые диски равны, а расстояние до Солнца в 19 раз больше, чем расстояние до Луны, то диаметр Солнца в 19 раз больше диаметра Луны. Теперь осталось главное: сравнить Солнце и Луну с самой Землёй. Вершиной научной смелости тогда была идея, что Солнце очень велико, возможно даже почти так же велико, как вся Греция.

Наблюдая лунные затмения, когда Луна проходит через тень Земли, Аристарх установил, что диаметр Луны в два раза меньше земной тени. С помощью довольно хитроумных рассуждений он доказал, что Луна меньше Земли в 3 раза. Но Солнце больше Луны в 19 раз, а значит, её диаметр в 6 с лишним раз больше земного (в действительности в 109 раз). Главным в работе Аристарха был не результат, а сам факт выполнения, доказавший, что недостижимый мир небесных тел может быть познан с помощью измерений и расчётов.

По-видимому, всё это и подтолкнуло Аристарха к его великому открытию. Его идея дошла до нас только в пересказе Архимеда. Аристарх догадался, что большое Солнце не может обращаться вокруг маленькой Земли. Вокруг Земли вращается только Луна. Солнце есть центр Вселенной. Вокруг него обращаются и планеты. Эта теория получила название гелиоцентрической. Смену дня и ночи на Земле Аристарх объяснял тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Его гелиоцентрическая модель объясняла многое, например заметное изменение блеска Марса. Судя по некоторым данным, Аристарх догадался и о том, что его теория естественно объясняет и петлеобразное движение планет, вызванное обращением Земли вокруг Солнца.

Свои теории Аристарх продумал хорошо. Он учёл, в частности, тот факт, что наблюдатель на движущейся Земле должен заметить изменение положений звёзд — параллактическое смещение. Аристарх объяснял кажущуюся неподвижность звёзд тем, что они очень далеки от Земли, и её орбита бесконечно мала по сравнению с этим расстоянием. Теория Аристарха не могла быть принята его современниками. Слишком многое нужно было менять. Невозможно было поверить, что наша опора не покоится, а вращается и движется и осознать все последствия того факта, что Земля тоже небесное тело, подобное Венере или Марсу. Ведь в этом случае рухнула бы тысячелетняя идея Неба, величественно взирающего на земной мир. Современники Аристарха отвергли гелиоцентризм. Его обвинили в богохульстве и изгнали из Александрии. Через несколько веков Клавдий Птолемей найдёт и убедительные теоретические доводы, опровергающие движение Земли. Потребуется смена эпох, чтобы гелиоцентризм смог войти в сознание людей.

Платон утверждал, что Солнце ровно вдвое дальше от Земли, чем Луна. «Посмотрим, так ли это», — подумал Аристарх и начертил треугольник. Наблюдатель смотрит с Земли на Солнце и Луну. Луна в фазе первой четверти. Это бывает, когда угол ∟TLS прямой. По Платону, TS = 2TL, значит, угол ∟TLS = 60°. Но такого не может быть, ведь во время фазы первой четверти Луна отделена от Солнца примерно на 90°. А если померить? Точно Аристархпомерил ∟TLS в момент первой четверти и получил угол в 87°.

Гиппарх

 «Этот Гиппарх, который не может не заслужить достаточной похвалы, более чем кто-либо доказал родство человека со звёздами и то, что наши души являются частью неба. Он решился на дело, смелое даже для богов, — переписать для потомства звёзды и пересчитать светила. Он определил места и яркость многих звёзд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли в яркости. Он оставил потомкам небо в наследство, если найдётся тот, кто примет это наследство» — так писал римский историк и естествоиспытатель Плиний Старший о величайшем астрономе Древней Греции. Годы рождения и смерти Гиппарха неизвестны. Известно только, что он родился в городе Никее, в Малой Азии. Большую часть жизни (1бО— 125 гг. до н. э.) Гиппарх провёл на острове Родос в Эгейском море. Там он построил обсерваторию.

Из трудов Гиппарха почти ничего не сохранилось. До нас дошло лишь одно его сочинение — «Комментарии к Арату и Евдоксу». Другие погибли вместе с Александрийской библиотекой. Она просуществовала более трёх столетий — с конца IV в. до н. э. и до 47 г. до н. э., когда войска Юлия Цезаря взяли Александрию и разграбили библиотеку. В 391 г. н. э. толпа христианских фанатиков сожгла большинство рукописей, чудом уцелевших во время нашествия римлян. Полное уничтожение довершили арабы. Когда в 641 г. войска халифа Омара взяли Александрию, он приказал сжечь все рукописи. Лишь случайно спрятанные или ранее переписанные манускрипты сохранились и позднее попали в Багдад.

Гиппарх занимался систематическими наблюдениями небесных светил. Он первым ввёл географическую сетку координат из меридианов и параллелей, позволявшую определить широту и долготу места на Земле так же, как до того астрономы определяли звёздные координаты (склонение и прямое восхождение) на воображаемой небесной сфере.

Многолетние наблюдения за движением дневного светила позволили Гиппарху проверить утверждения Ев-ктемона (V в. до н. э.) и Каллиппа (IV в. до н. э.) о том, что астрономические времена года имеют неодинаковую продолжительность. Они начинаются в день и даже в момент наступления равноденствия или солнцестояния: весна — с весеннего равноденствия, лето — с летнего солнцестояния и т. д. Гиппарх обнаружил, что весна длится примерно 94,5 суток, лето −92,5 суток, осень — 88 суток и, наконец, зима продолжается приблизительно 90 суток. Отсюда следовало, что Солнце движется по эклиптике неравномерно — летом медленнее, а зимой быстрее. Это нужно было как-то согласовать с античными представлениями о совершенстве небесных движений: Солнце должно двигаться равномерно и по окружности.

Гиппарх предположил, что Солнце обращается вокруг Земли равномерно и по окружности, но Земля смещена относительно её центра. Такую орбиту Гиппарх назвал эксцентриком, а величину смещения центров (в отношении к радиусу) — эксцентриситетом. Он нашёл, что для объяснения разной продолжительности времён года надо принять эксцентриситет равным 1/24. Точку орбиты, в которой Солнце находится ближе всего к Земле, Гиппарх назвал перигеем, а наиболее удалённую точку — апогеем. Линия, соединяющая перигей и апогей, была названа линией апсид (от греч. «апсидос» -«свод», «арка»).

В 133 г. до н. э. в созвездии Скорпиона вспыхнула новая звезда. По сообщению Плиния, это событие побудило Гиппарха составить звёздный каталог, чтобы зафиксировать изменения в сфере «неизменных звёзд». Он определил координаты 850 звёзд относительно эклиптики — эклиптические широту и долготу. Одновременно Гиппарх оценивал и блеск звёзд с помощью введённого им понятия звёздной величины. Самым ярким звёздам он приписал 1-ю звёздную величину, а самым слабым, едва видным, — 6-ю.

Сравнив свои результаты с координатами некоторых звёзд, измеренными Аристилом и Тимохарисом (современниками Аристарха Самосского), Гиппарх обнаружил, что эклиптические долготы увеличились одинаково, а широты не изменились. Из этого он сделал вывод, что дело не в движении самих звёзд, а в медленном смещении небесного экватора.

Так Гиппарх открыл, что небесная сфера кроме суточного движения ещё очень медленно поворачивается вокруг полюса эклиптики относительно экватора (точный период 26 тыс. лет). Это явление он назвал прецессией (предварением равноденствий).

Гиппарх установил, что плоскость лунной орбиты вокруг Земли наклонена к плоскости эклиптики под углом 5°. Поэтому у Луны изменяется не только эклиптическая широта, но и долгота. Лунная орбита пересекается с плоскостью эклиптики в двух точках — узлах. Затмения могут происходить, только если Луна находится в этих точках своей орбиты. Пронаблюдав в течение своей жизни несколько лунных затмений (они происходят в полнолуние), Гиппарх определил, что синодический месяц (время между двумя полнолуниями) длится 29 суток 12 ч 44 мин 2,5 с. Это значение всего на 0,5 с меньше истинного.

Гигшарх впервые начал широко использовать древние наблюдения вавилонских астрономов. Это позволило ему очень точно определить длину года. В результате своих изысканий он научился предсказывать лунные и солнечные затмения с точностью до одного часа. Попутно он составил первую в истории тригонометрическую таблицу, в которой приводились значения хорд, соответствующие современным синусам.

Гиппарх вторым после Аристарха сумел найти расстояние до Луны, оценив также расстояние до Солнца. Он знал, что во время солнечного затмения 129 г. до н. э. оно было полным в районе Геллеспонта (современные Дарданеллы). В Александрии Луна закрыла лишь 4/5 солнечного диаметра. Иначе говоря, видимое место Луны не совпадало в этих городах на 0,1°. Зная расстояние между городами, Гиппарх легко нашёл расстояние до Луны, используя метод, введённый ещё Фалесом. Он вычислил, что расстояние Земля — Луна составляет около 60 радиусов Земли (результат, очень близкий к действительному). Расстояние Земля — Солнце, по Гиппарху, равно 2 тыс. радиусов Земли.

Гиппарх обнаружил, что наблюдаемые движения планет очень сложны и не описываются простыми геометрическими моделями. Здесь он впервые столкнулся с задачей, разрешить которую был не в силах. Только спустя три века «небесное наследство» великого астронома было принято Птолемеем, который смог построить систему мира, согласующуюся с наблюдателями.

Клавдий Птоломей — создатель теории неба

«Пусть никто, глядя на несовершенство наших человеческих изобретений, не считает предложенные здесь гипотезы слишком искусственными. Мы не должны сравнивать человеческое с божественным. Небесные явления нельзя рассматривать с точки зрения того, что мы называем простым и сложным. Ведь у нас всё произвольно и переменно, а у небесных существ всё строго и неизменно». Этими словами последний из выдающихся греческих учёных Клавдий Птолемей завершает свой астрономический трактат. Они как бы подводят итог античной науки. В них слышны отзвуки её достижений и разочарований. Полтора тысячелетия до Коперника — они будут звучать в стенах средневековых университетов и повторяться в трудах учёных.

Клавдий Птолемей жил и работал в Александрии, расположенной в устье Нила. Город был основан Александром Македонским. В течение трёх веков здесь была столица государства, в котором правили цари из династии Птолемеев — преемников Александра. В 30 г. до н. э. Египет был завоёван Римом и стал частью Римской империи.

В Александрии жили и работали многие выдающиеся учёные древности: математики Евклид, Эратосфен, Аполлоний Пергский, астрономы Аристилл и Тимохарис. В III в. до н. э. в городе была основана знаменитая Александрийская библиотека, где были собраны все основные научные и литературные сочинения той эпохи — около 700 тыс. папирусных свитков. Этой библиотекой постоянно пользовался и Клавдий Птолемей.

Он жил в пригороде Александрии Канопе, целиком посвятив себя занятиям наукой. Астроном Птолемей не имеет никакого отношения к династии Птолемеев, он просто их тёзка. Точные годы его жизни неизвестны, но по косвенным данным можно установить, что он родился, вероятно, около 100 г. н. э. и умер около 165 г. Зато точно известны даты (и даже часы) его астрономических наблюдений, которые он вёл в течение 15 лет: со 127 по 141 год.

Птолемей поставил перед собой трудную задачу: построить теорию видимого движения по небосводу Солнца, Луны и пяти известных тогда планет. Точность теории должна была позволить вычислять положения этих небесных светил относительно звёзд на много лет вперёд, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Для этого нужно было составить основу для отсчёта положений планет — каталог положений неподвижных звёзд. В распоряжении Птолемея был такой каталог, составленный за два с половиной века до него его выдающимся предшественником -древнегреческим астрономом Гиппархом. В этом каталоге было около 850 звёзд. Птолемей соорудил специальные угломерные инструменты для наблюдений положений звёзд и планет: астролябию, армиллярную сферу, трикветр и некоторые другие. С их помощью он выполнил множество наблюдений и дополнил звёздный каталог Гиппарха, доведя число звёзд до 1022.

Используя наблюдения своих предшественников (от астрономов Древнего Вавилона до Гиппарха), а также собственные наблюдения, Птолемей построил теорию движения Солнца, Луны и планет. В этой теории предполагалось, что все светила движутся вокруг Земли, которая является центром мироздания и имеет шарообразную форму. Чтобы объяснить сложный характер движения планет, Птолемею пришлось ввести комбинацию двух и более круговых движений. В его системе мира вокруг Земли по большой окружности — деференту (от лат. deferens — «несущий») — движется не сама планета, а центр некоей другой окружности, называемой эпициклом (от греч. «эпи» — «над», «киклос» -«круг»), а уже по нему обращается планета. В действительности движение по эпициклу является отражением реального движения Земли вокруг Солнца.

Для более точного воспроизведения неравномерности движения планет на эпицикл насаживались ещё меньшие эпициклы. Птолемею удалось подобрать такие размеры и скорости вращения всех «колёс» своей Вселенной, что описание планетных движений достигло высокой точности. Эта работа потребовала огромной математической интуиции и громадного объёма вычислений. Он был не вполне удовлетворён своей теорией. Расстояние от Земли до Луны у него сильно (почти вдвое) менялось, что должно было привести к бросающимся в глаза изменениям угловых размеров светила; не были понятны и сильные колебания яркости Марса и т. п. Но лучшего ни он, ни тем более его последователи предложить не могли. Все эти проблемы представлялись Птолемею меньшим злом, чем «нелепое» допущение движения Земли.

Все астрономические исследования Птолемея были им подытожены в капитальном труде, который он назвал «Мегалесинтаксис» (Большое математическое построение). Но переписчики этого труда заменили слово «большое» на «величайшее» (мэгисте), и арабские учёные стали называть его «Аль-Мэгисте», откуда и произошло его позднейшее название «Альмагест». Этот труд был написан около 150 г. н. э. В течение 1500 лет это сочинение Клавдия Птолемея служило основным учебником астрономии для всего научного мира. Оно было переведено с греческого языка на сирийский, среднеперсидский, арабский, санскрит, латынь, а в Новое время -почти на все европейские языки, включая русский.

После создания «Альмагеста» Птолемей написал небольшое руководство по астрологии — «Тетрабиблос» (Четверокнижие), а затем второе по значению своё произведение — «Географию». В нём он дал описания всех известных тогда стран и координаты (широты и долготы) многих городов. «География» Птолемея также была переведена на многие языки и уже в эпоху книгопечатания выдержала более 40 изданий. Клавдий Птолемей написал также монографию по оптике и книгу по теории музыки («Гармония»). Ясно, что он был весьма разносторонним учёным. «Альмагест» и «Географию» относят к числу важнейших книг, созданных за всю историю науки.

Армиллярная сфера.

Через 500 лет после Аристотеля Клавдий Птолемей писал: «Существуют люди, которые утверждают, будто бы ничто не мешает допустить, что Земля вращается вокруг своей оси, с запада на восток, делая один оборот в сутки. И правда, ничто не мешает для большей простоты, хоть этого и нет, допустить это, если принять в расчёт только видимые явления. Но эти люди не сознают, что Земля из-за своего вращения имела бы скорость, значительно большую тех, какие мы можем наблюдать. В результате все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их в обратном направлении». Выбирая между подвижной и неподвижной Землёй, Птолемей, исходя из физики Аристотеля, выбрал неподвижную. По этой же причине он, вероятно, принял и геоцентрическую систему мира.

«Знаю, что я смертен, знаю, что дни мои сочтены; но, когда я в мыслях неустанно и жадно прослеживаю пути светил, тогда я не касаюсь ногами Земли: на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией, пишей богов.»—Клавдий Птолемей. «Альмагест».

Список литературы

«Энциклопедия для детей Аванта+, Астрономия» под ред. М.Д. Аксёнова

znakka4estva.ru

это... Великие астрономы в истории

Астроном – это человек, интересующийся космическими процессами и явлениями. Что означает - быть астрономом? Кто первый задался вопросами о загадках неба? О первых и великих астрономах узнайте в нашей статье.

Астроном – это…

Людей всегда интересовало, что скрывается высоко за облаками и как же все устроено там, в межзвездном пространстве. Астроном – это человек, который призван не только задавать эти вопросы, но и отвечать на них. Это специалист в астрономии – науке о Вселенной, всех процессах и взаимосвязях, которые в ней происходят. А для этого необходимо обладать терпением, наблюдательностью, а главное - значительными знаниями в различных областях наук. Поэтому астроном – это прежде всего ученый.

астроном это

Профессиональные астрономы должны обладать знаниями по физике, математике, а иногда и химии. Они работают в исследовательских центрах и обсерваториях, анализируя информацию о космических телах, их движениях и других явлениях, которую получают из собственных наблюдений, данных спутников, используя при этом различные приборы. Профессия эта включает в себя более узкие специализации, например, планетолог, астрофизик, астрохимик, космолог.

Первые астрономы

Наблюдая за ночным небосводом, люди заметили, что рисунок на нем меняется в зависимости от сезонов. Тогда они поняли, что земные и небесные процессы взаимосвязаны, и начали разгадывать их секрет. Первыми известными астрономами были шумеры и вавилоняне. Они научились предсказывать лунные затмения и измерять траектории движения планет, записывая наблюдения на глиняных табличках.

Египтяне ещё в IV веке до н. э. начали делить небо на созвездия и гадать по небесным светилам. В Древнем Китае прилежно отмечали все удивительные явления, такие как кометы, затмения, метеоры, новые звезды. Впервые комета упоминается в 631 году до нашей эры. В Древней Индии успехов было немного, хотя в V веке индийский астроном установил, что планеты вращаются вокруг своей оси.

Наблюдениями за звездами и планетами занимались инки, майя, кельтские друиды, древние греки. Последние сыпали как правильными, так и смешными теориями и предположениями. Например, Полюс Земли был далеко от Полярной звезды, а утренняя и вечерняя Венера считались разными звездами. Хотя некоторые были вполне точны, например, Аристарх Самосский полагал, что Солнце больше Земли, и верил в гелиоцентризм. Эратосфен измерил земную окружность и наклон эклиптики к экватору.

Революция Коперника

Николай Коперник – ученый-астроном, который считается одним из зачинателей научной революции. До него, в эпоху средневековья, астрономы в основном подстраивали свои наблюдения под принятую церковью и обществом геоцентрическую систему Птолемея. Хотя отдельные личности, как Николай Кузанский или Георг Пурбах, все же выдвигали достойные гипотезы и расчеты, научные рассуждения носили достаточно отвлеченный характер.

 ученый астроном

В труде «О вращении небесных сфер», опубликованном в 1543 году, Коперник предлагает гелиоцентрическую модель. Согласно этому, Солнце является звездой, вокруг которой движется Земля и остальные планеты. Данную гипотезу поддерживали ещё в Древней Греции, но все это были лишь предположения.

Коперник в своем труде предоставил четкие аргументы и логические заключения. Его идею продолжили развивать многие великие астрономы, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Кеплер, Ньютон. Не все его мысли были верны. Так, Коперник считал, что орбиты планет круговые, Вселенная ограничивается Солнечной системой, однако его труд перевернул прежнее научное представления мира.

Галилео Галилей

Неоценимый вклад в астрономическую науку внес Галилео Галилей – итальянский астроном, физик, математик и философ. Одной из самых известных его заслуг является изобретение телескопа. Ученый создал первый в мире оптический прибор с линзами, чтобы наблюдать за небом.

Благодаря телескопу физик-астроном определил, что поверхность Луны не гладкая, как считали раньше. Обнаружил, что на Солнце есть пятна, облака Млечного Пути являются многочисленными тусклыми звездами, а вокруг Юпитера вращается несколько планет.

физик астроном

Галилей был ярым сторонником теорий Коперника. Он был убежден, что Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси, чем вызывает приливы и отливы океана. Это стало причиной многолетней борьбы с церковью.

Телескоп признали неисправным, а богохульнические идеи неверными. Перед инквизицией Галилео вынужден был отречься от своих доводов. Именно ему приписывают знаменитую фразу, которую он якобы произнес позже: «И все-таки она вертится!»

Иоганн Кеплер

Ученый-астроном Иоганн Кеплер считал, что астрономия является ответом на загадки тайной связи между космосом и человеком. Своими знаниями он пользовался, чтобы предсказывать погоду и урожайность. Он также поддерживал идеи Коперника, благодаря которым смог продвинуться ещё дальше в научных достижениях.

Кеплеру удалось объяснить видимую неравномерность движения планет, на основе трех выведенных им законов. Он ввел понятие орбит, форму которых определил как эллипс. Ученый также вывел уравнение, которое позволяет рассчитать положение небесных тел.

великие астрономы

Все научные взгляды Кеплера совмещались с мистицизмом. Подобно пифагорейцам, он придерживался мнения о существовании особой гармонии в движении космических тел и пытался найти её числовое значение. Увлеченный тайным смыслом, он несколько компрометировал свои научные достижения, которые в конечном итоге были весьма точны.

fb.ru

Как древние астрономы представляли себе вселенную?. Все обо всем. Том 3

Как древние астрономы представляли себе вселенную?

Как ни странно это звучит, но чем больше мы узнаем о вселенной, тем труднее нам становится представить ее. Сегодня мы знаем, что это не только Земля и другие планеты солнечной системы, но и галактика, в которую входит и наша Солнечная система — «Млечный Путь», — а также и другие галактики. Только в нашей галактике существуют около 200 000 000 000 звезд, а сколько их еще в других. Человеческий разум просто не способен охватить нечто столь необъятное!

Однако в древние времена существовало очень примитивное представление о вселенной. Люди полагали, будто солнце, луна, звезды и планеты — всего лишь маленькие тела, вращающиеся вокруг Земли. Они думали, что вселенная такова, какой хотелось ее видеть им, то есть в центре ее находится огромная, плоская, неподвижная Земля, а над ней простирается купол неба, усыпанный тысячами маленьких огоньков.

Впервые зачатки истинного учения о вселенной появились в Древней Греции. Большинство греческих астрономов по-прежнему считали, что Земля неподвижна и находится в центре вселенной. Однако известный ученый Пифагор уже в VI веке до н. э. высказал предположение, что Земля имеет форму шара. Аристарх, живший в III веке до н. э., полагал, что Земля вертится вокруг своей оси, вращаясь при этом вокруг неподвижного Солнца. Сто лет спустя другой древнегреческий астроном — Птолемей — написал книгу под названием «Альмагест».

Возвращаясь к ошибочному утверждению, будто в центре вселенной находится Земля, он попытался изобразить орбиту Солнца и пути других планет как якобы находящиеся в непрерывном движении вокруг Земли. Созданная им картина вселенной господствовала в европейской науке в течение многих столетий.

Только 1543 году Коперник вновь выдвинул идею, состоявшую в том, что центром вселенной является Солнце. Затем последовало изобретение телескопа, и развитие астрономии резко ускорилось. Постепенно, по мере того как человечество узнавало все больше и больше об окружающей нас вселенной, сложились современные представления о ней.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Первые астрономы

Люди самых далеких от нас по времени цивилизаций считали, что Солнце и Луна — боги. Землю они считали плоской, а небо в их понимании было огромным шатром, который опирается на горы или прочные столбы.

Первые астрономы — древние греки, начиная с 600 года до н. э. по 200 год сумели отойти от таких причудливых представлений. Они смогли доказать, что Земля имеет форму шара, а живший в III веке до н. э. математик Эратосфен с большой точностью рассчитал размер её окружности. Эратосфен установил, что когда в Сиене (S) Солнце находится прямо над головой наблюдателя, в Александрии (А) оно расположено на расстоянии 7,2 градуса от зенита. Угол между А и S должен быть равен 7,2 градуса. Взяв известное ему расстояние между А и S, Эратосфен вычислил размер Земли. Греки считали, что Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, звезды же, как им казалось, закреплены неподвижно на громадной сфере, совершающей за день один оборот. Обо всем этом можно узнать в главном труде Птолемея «Альмагест».

В 1543 году польский астроном и священник Николай Коперник рассудил иначе, предположив, что Земля вместе с остальными планетами обращается вокруг Солнца. Хотя эта мысль постепенно приобретала все больше сторонников, все же она встретила серьезное сопротивление со стороны церковных властей. Для большинства верующих католиков Земля обладала особой значимостью, что подтверждалось ее положением в центре, вокруг которого обращались все остальные небесные тела.

Тем не менее, поиски в указанном Коперником направлении продолжались. Датский астроном Тихо Браге сделал множество точных измерений меняющихся положений планет. Его результатами воспользовался немецкий ученый Иоганн Кеплер, доказавший, что все планеты обращаются вокруг Солнца, причем движутся они не по правильным круговым орбитам, а по вытянутым, в форме эллипса. Кеплер открыл свои законы движения планет в период с 1609 по 1619 год.

Первые телескопы

Вначале первые астрономы использовали только телескопы-рефракторы, то есть такие оптические инструменты, в которых одна линза (объектив) собирает лучи, а другая, называемая окуляром, служит для увеличения объекта. Недостатки, присущие линзам, очень скоро привели к тому, что астрономы стали строить огромные телескопы без трубы. В отличие от рефракторов, в телескопах-рефлекторах лучи собираются с помощью зеркала, что обеспечивает ряд преимуществ. Стоунхендж (Англия) древнее сооружение из поставленных по кругу камней, использовался для наблюдения за звездным небом.

Следующий важный шаг был сделан, когда астрономы стали применять телескоп. Его изобрел в 1608 году голландский мастер Ганс Липпершей, занимавшийся изготовлением очков. Но для наблюдения неба телескоп впервые использовал итальянский астроном Галилео Галилей. В 1609 году он построил несколько телескопов, с помощью которых ему удалось открыть многое из того, о чем раньше никто не догадывался. Ученый увидел кратеры на Луне, пятна на Солнце, наблюдал фазы Венеры и обнаружил, что вокруг Юпитера обращаются четыре спутника.

Английский ученый Исаак Ньютон, в свою очередь, доказал, что все тела притягиваются друг к другу и что сила их взаимного тяготения, гравитации, зависит от массы и расстояния. Благодаря своему открытию Ньютон объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты в соответствии с законами Кеплера движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Имя Ньютона связывают также с изобретением нового типа телескопа — рефлектора.

Астролябия

С помощью астролябии, изобретенной древними греками, можно определить, где находится та или иная звезда, узнать время восхода и захода звезд, а также в какой точке неба следует искать звезду в определенный момент. Прибор состоял из неподвижного диска и вращающейся рамки, на которой были отмечены самые яркие звезды. Поворотом рамки воспроизводилось движение звезд. Направив визир на звезду, определяли ее высоту.

Исторические вехи астрономии:

1543 год. Коперник обнародует свою гелиоцентрическую теорию.

1576-1596 годы Тихо Браге наблюдает движение планет.

1608 год Липперсгей изобретает телескоп.

1609 год Кеплер формулирует свои первый закон, согласно которому планеты движутся по эллиптическим орбитам.

1609-1610 годы Галилей наблюдает небо с помощью телескопа.

1668 год Ньютон создает первый телескоп-рефлектор.

1687 год Ньютон формулирует свои законы тяготения и механического движения.

В древности первые астрономы считали, что все звезды закреплены на огромной сфере, которая за сутки совершает полный оборот вокруг Земли. Теперь всем известно, что небесные светила по-разному удалены от нас и их кажущееся движение вокруг Земли объясняется вращением нашей планеты вокруг своей оси. Тем не менее, для простоты описания положения звезд, их восходов и заходов, удобно считать их находящимися на внутренней поверхности шара, которая называется небесной сферой. Земля вращается в направлении с запада на восток, но нам кажется, что вращается -в противоположную сторону — небесная сфера, поэтому Солнце, Луна, звезды и планеты восходят на востоке и заходят на западе. Солнце, Луна и планеты к тому же медленно перемещаются на фоне звезд.

Небесная сфера

У небесной сферы есть северный, южный полюс и экватор. Половина небесной сферы в любое время суток скрыта от наблюдателя за горизонтом. В результате видимого вращения неба звезды описывают круги различных размеров вокруг полюсов.

Звезды, находящиеся вблизи полюса, называют околополярными, они никогда не уходят за горизонт. Ответить на вопрос, какие из наблюдаемых звезд являются околополярными, можно, зная широту, на которой находится наблюдатель. Звезды, расположенные рядом с другим полюсом, никогда не восходят. Остальные, из средней части сферы, в определенный час появляются над горизонтом и через некоторое время заходят. Солнце медленно перемещается на небесной сфере по большому кругу, который называется эклиптикой.

Если объектив фотоаппарата направить на полюс и сделать большую выдержку, то на снимке получатся круги, очерченные звездами полюса благодаря вращению Земли.

Восходы и заходы

Земля вращается с запада на восток: против часовой стрелки, если смотреть со стороны Северного полюса. На пяти рисунках видно, как по мере вращения Земли меняется положение телескопа. Стрелки компаса показывают направления на север, восток, юг и запад из точки, где находится телескоп. (1) Телескоп направлен на восток, и звезда только начинает подниматься над восточной частью горизонта. (3) Теперь звезда достигла своей высшей точки. (5) Телескоп направлен на запад, и звезда уже заходит в западной части горизонта. На диаграмме внизу показан видимый путь звезды на небе.

Определение расстояний

По мере движения Земли вокруг Солнца положение близкой к нам звезды на небесной сфере меняется. Более отдаленная от нас звезда тоже перемещается, но менее заметно. Такое видимое смещение называется параллаксом. Измеряя параллаксы, астрономы могут, зная расстояние между Землей и Солнцем, вычислить, насколько та или иная звезда удалена от Солнца.

Большой Ковш изменяет форму

Каждая звезда передвигается в космическом пространстве, но звезды так настолько от нас, что невооруженным глазом невозможно увидеть эти изменения даже в течение жизни человека. На верхней части рисунка видно знакомую нам современную форму Большого Ковша, а на нижней части рисунка показано, каким он будет примерно через 100 тыс. лет. Такое изменение расположения звезд в пространстве называют собственным движением. Слабая красная звезда Барнарда в 6 световых годах от нас имеет самое большое собственное движение из известных звезд. За 180 лет она проходит на небе расстояние, равное размеру Луны.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Как развивалась наука о вселенной » Детская энциклопедия (первое издание)

Астрономия — древнейшая наука. Она возникла, как указывал один из великих основоположников научного коммунизма Фридрих Энгельс, в связи с практическими потребностями людей еще в глубокой древности.

Основным занятием древнейших народов было скотоводство и земледелие. Поэтому им нужно было иметь представление о явлениях природы, об их связи с временами года. Людям было известно, что смена дня и ночи обусловлена явлениями восхода и захода Солнца. Уже в древнейших государствах: Древнем Египте, Вавилонии, Китае, Индии и др. — земледелие и скотоводство регулировались такими сезонными (т. е. повторяющимися в одни и те же времена года) явлениями природы, как разливы больших рек, наступление дождей, смена теплой и холодной погоды и т. д. Давние наблюдения неба привели к открытию связи между сменой времен года и такими небесными явлениями, как изменение полуденной высоты Солнца в течение года, появление на небе с наступлением вечерней темноты легко заметных ярких звезд.

Старинная индийская обсерватория в городе Дели. Справа — гигантские солнечные часы. Сзади виден так называемый «Мисра Янтра» — комбинация из пяти астрономических инструментов

Старинная индийская обсерватория в городе Дели. Справа — гигантские солнечные часы. Сзади виден так называемый «Мисра Янтра» — комбинация из пяти астрономических инструментов

Таким образом, еще в глубокой древности были заложены основы календаря, в котором основной мерой для счета времени стали сутки (смена дня и ночи), месяц (промежуток между двумя новолуниями) и год (время кажущегося полного оборота Солнца по небу среди звезд). Календарь был необходим в первую очередь для того, чтобы с известной точностью рассчитывать время начала полевых работ. Еще в седой древности была установлена приблизительная продолжительность года—365 ¼ суток. На самом деле продолжительность года (т.е. периода обращения Земли вокруг Солнца) составляет 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд — на 11 минут 14 секунд меньше, чем 365 ¼ суток. Эта «приблизительность» давала себя знать — с течением времени календарь «расходился» с природой, ожидаемые сезонные явления наступали несколько раньше, чем это должно было быть по календарю. С каждым годом расхождение увеличивалось.

Нужны были наблюдения неба и земных явлений, чтобы постоянно уточнять календарь, «сближать» его с природой. Такие наблюдения велись уже в некоторых странах Древнего Востока.

С течением времени было также обнаружено, что, кроме Солнца и Луны, есть еще пять светил, которые постоянно перемещаются по небу среди звезд. Эти «блуждающие» светила стали называться планетами и впоследствии получили хорошо знакомые нам названия — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Древние наблюдения позволили подметить на небе очертания наиболее характерных созвездий и установить периодичность наступления таких явлений, как солнечные и лунные затмения.

Наблюдая небесные явления, люди еще не знали вызывающих их причин. Звезды и планеты они видели как светящиеся точки на небе, но об их действительной природе, так же как и о природе Солнца и Луны, ничего не было известно. Не понимая природы небесных светил, не зная законов развития человеческого общества и истинной причины войн и болезней, люди обожествляли светила, приписывая им влияние на судьбы людей и народов. Так возникла лженаука — астрология, пытавшаяся предсказывать судьбы людей по движениям небесных светил.

Подлинная наука давно уже опровергла выдумки астрологии. Тем не менее в капиталистических странах и теперь имеется большое количество астрологов, обманывающих доверчивых людей.

Наука и религия глубоко враждебны друг другу. Наука открывает законы природы и помогает людям использовать природу в своих интересах. Религия, наоборот, всегда внушала людям чувство беспомощности и страха перед природой. Во все времена религия, опираясь на недостаточность знаний, на суеверия и предрассудки, мешала развитию науки. В древности, когда люди не знали законов природы, влияние религии и ее служителей—жрецов было особенно сильно. Жрецы играли большую роль в хозяйственной и политической жизни древневосточных государств. Они были заинтересованы в астрономических наблюдениях, потому что календарь был им необходим для установления дат различных религиозных праздников.

Аристотель. (Рисунок В. И. Таубера.)

Аристотель. (Рисунок В. И. Таубера.)

Хозяйственный уклад древних государств с их примитивным земледелием, скотоводством и ремеслом, основанный на ручном труде рабов, не требовал еще сколько-нибудь высокого развития науки и техники. Поэтому астрономические наблюдения, проводившиеся в государствах Древнего Востока на протяжении многовековой истории, не могли привести к созданию астрономии как науки, способной объяснить устройство Вселенной.

В числе других государств Древнего Востока значительных успехов достигли астрономические наблюдения в Китае, где, кроме жрецов, издавна были астрономы, специально занимавшиеся наблюдениями неба. Китайские астрономы не только научились предсказывать наступление затмений, но и впервые наблюдали солнечные пятна. И позднее астрономия в Китае продолжала развиваться. В IV в. до н. э. китайские астрономы впервые составили так называемый звездный каталог — список 800 наиболее ярких звезд с указанием их положения на небе.

Астрономические познания, накопленные в Древнем Египте и Вавилонии, были заимствованы древними греками. В Древней Греции были более благоприятные условия для развития науки, чем в Китае, Египте и Вавилонии. К VI в. до н. э. греки установили постоянные связи со многими странами.

Уже первые греческие ученые в это время пытались доказать, что Вселенная существует без участия божественных сил. Греческий философ Фалес учил, что вез существующее в природе — и Земля и небо — возникло из одного «первоначального» элемента — воды. Другие ученые считали таким «первоначальным» элементом огонь или воздух. В том же VI в. дон. э. греческий философ Гераклит высказал гениальную мысль, что Вселенная никогда никем не была создана, она всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного — все движется, изменяется, развивается. Эта замечательная мысль, высказанная Гераклитом, впоследствии легла в основу современной науки, задачей которой является изучение законов развития природы и человеческого общества.

Древняя китайская обсерватория. Наблюдения над звездами астрономы вели при помощи угломерных инструментов. (Рисунок В. И. Таубера.)

Древняя китайская обсерватория. Наблюдения над звездами астрономы вели при помощи угломерных инструментов. (Рисунок В. И. Таубера.)

Многие греческие ученые, однако, наивно считали, что Земля является самым крупным телом во Вселенной п находится в ее центре. При этом они думали, что Земля — неподвижное плоское тело, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты. Только позднее, систематически наблюдая природу, ученые могли прийти к выводу, что устройство Вселенной и Земли, на которой мы живем, гораздо сложнее, чем оно представляется неискушенному наблюдателю. В начале VI в. до н. э. Пифагор впервые высказал предположение, что Земля не плоское тело, а имеет шарообразную форму.

Крупным достижением науки было учение греческих философов Левкиппа и Демокрита, утверждавших, что все существующее состоит из мельчайших частиц материи — атомов и что все явления природы совершаются без всякого участия богов и других сверхъестественных сил.

Позднее, в IV в. до н. э., с изложением своих взглядов на устройство Вселенной выступил философ Аристотель. При помощи остроумных соображений он доказал шарообразность Земли. Аристотель утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму. Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.

Аристотель считал, что Земля — центр Вселенной, вокруг которого обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конечные размеры — ее как бы замыкает сфера звезд. Своим учением Аристотель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля — неподвижный центр Вселенной. Это мнение, соответствующее учению греческой религии, разделяли и позднейшие греческие ученые. В дальнейшем его приняла как непреложную истину христианская церковь.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов, всю жизнь страстно боровшийся за торжество науки над суеверием, писал, что в течение многих веков «идолопоклонническое суеверие держало астрономическую Землю в своих челюстях, не давая ей двигаться».

Однако и в Греции после Аристотеля некоторые передовые ученые высказывали смелые и правильные догадки об устройстве Вселенной.

Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский считал, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли. На самом деле это расстояние в 20 раз меньше действительного, но по тому времени и оно казалось невообразимо огромным. Однако это расстояние Аристарх считал ничтожным по сравнению с расстоянием от Земли до звезд. Эти гениальные мысли Аристарха, через много веков подтвержденные открытием Коперника, не были поняты современниками. Сам Аристарх был обвинен в безбожии и осужден на изгнание, а его пророческие догадки были забыты.

В конце IV в. до н. э. после походов и завоеваний Александра Македонского греческая культура проникла во все страны Ближнего Востока. Возникший в Египте город Александрия стал крупнейшим культурным центром (в самой Греции в это время начался упадок культуры). В Александрийской академии, объединявшей ученых того времени, в течение нескольких веков велись астрономические наблюдения уже при помощи угломерных инструментов. Александрийские астрономы достигли большой точности в своих наблюдениях и внесли много нового в астрономию.

В III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые определил размеры земного шара.

Система мира по Птолемею

Система мира по Птолемею

Во II в. до н. э. великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накопленные наблюдения, составил каталог свыше 1000 звезд с довольно точным определением их положения на небе. Гиппарх разделил звезды на группы и к каждой из них отнес звезды примерно одинакового блеска. Звезды с наибольшим блеском он назвал звездами первой величины, звезды с несколько меньшим блеском— звездами второй величины и т. д. Гиппарх ошибочно думал, что все звезды находятся от нас на одинаковом расстоянии и что поэтому разница в их блеске зависит только от их размеров. В действительности дело обстоит иначе: звезды находятся на различных расстояниях от нас. Поэтому звезда огромных размеров, но находящаяся на очень большом расстоянии от нас будет по своему блеску казаться звездой далеко не первой величины. Наоборот, звезда первой величины может быть по своим размерам весьма скромной, но находиться сравнительно близко от нас. Однако Гиппарховы «величины» как обозначение видимого блеска звезд сохранились до нашего времени.

Гиппарх и другие астрономы той эпохи уделяли много внимания наблюдениям движений планет. Эти движения представлялись крайне запутанными. В самом деле, направление движения планет по небу как будто периодически меняется — планеты как бы описывают петли по небу. Эта кажущаяся сложность в движении планет в действительности вызывается движением Земли вокруг Солнца. Но древние астрономы, считавшие Землю неподвижной, думали, что планеты действительно совершают такие сложные движения вокруг Земли.Гиппарх впервые определил размеры Луны и ее расстояние от нас и, сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений своих предшественников, вывел продолжительность солнечного года с очень малой ошибкой (только на 6 минут). Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрономы участвовали в реформе календаря, предпринятой римским диктатором Юлием Цезарем. Эта реформа привела к введению календаря, действовавшего в Западной Европе до XVI—XVIII вв., а в нашей стране — до Великой Октябрьской социалистической революции. Об этом читатель подробнее узнает из статьи «Счет времени, часы и календарь» (см. стр. 435).

Во II в. н. э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою «систему мира». Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.

Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными в сравнении с расстоянием до планет и тем более до звезд, Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля — неподвижный центр Вселенной.

Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.

Вокруг Земли, по мнению Птолемея, движутся (в порядке возрастания расстояний) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды.

Но если движение Луны, Солнца, звезд правильное круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта, в свою очередь, движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, — деферентом.

Бируна — выдающийся ученый из Хорезма. (Рисунок В. И. Таубера.)

Бируна — выдающийся ученый из Хорезма. (Рисунок В. И. Таубера.)

Трудно представить себе, чтобы в природе могли совершаться такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею, чтобы объяснить видимую сложность движения планет, исходя из ложного представления о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной.

Система мира Аристотеля — Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время — это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Однако это была ложная система. Она не отражала действительного устройства Вселенной, так как Земля в действительности не находится в центре Вселенной. Тем не менее систему мира Птолемея признавали почти полторы тысячи лет.

Геоцентрическая система мира Птолемея появилась в то время, когда и Египет и Греция давно уже были завоеваны Римом. Огромная Римская империя клонилась к упадку, к которому ее привели изживший себя рабовладельческий строй, длительные войны и нашествие отсталых народов. Наряду с разрушением старинных городов истреблялись памятники греческой науки.

На смену рабовладельческому строю пришел феодальный строй. Христианская религия, распространившаяся к этому времени в странах Европы, признала геоцентрическую систему мира согласной со своим учением.

В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира богом за шесть дней. Согласно легенде, Земля является «средоточием» Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля — Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, оказалась согласной с христианским вероучением. Впрочем, многие «отцы церкви» отказывались признавать именно те положения этой системы мира, которые были верными, например положение о шарообразности Земли. В христианских странах получило широкое распространение «учение» монаха Козьмы Индикоплова, считавшего Землю плоской, а небо как бы «крышкой» над ней. Это учение было возвращением к самым примитивным представлениям древнейших народов об устройстве Вселенной.

В эпоху средневековья восточные страны значительно обогнали Европу в развитии науки. В Индии, в Китае и в огромном государстве, основанном в VIII в. арабами, астрономия сделала большие успехи, превзойдя уровень, достигнутый в свое время греческой астрономией.

Но наибольшего развития в средние века астрономия достигла в странах Средней Азии и в Азербайджане. Великие среднеазиатские ученые Бируни, Омар Хайям и другие, а также азербайджанский г стропом Насярэддин Туей были самыми крупными астрономами средневековья. Их трудами в значительной степени был подготовлен революционный переворот в науке, совершенный в XVI в. великим польским ученым Коперником. Коперник доказал, что Земля и планеты движутся вокруг Солнца, и окончательно опроверг ложную систему мира Птолемея. Но об этом читатель узнает из других очерков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Введение в астрономию Что мы знаем о вселенной

.

de-ussr.ru

Астрономы древних миров | Иная реальность

В славянской легенде, повествующей о сотворении мира, историки обнаружили странную особенность: в тексте упоминаются события и факты, ставшие известными только в 20 веке.

Совсем недавно, ученые обнаружили древнюю славянскую легенду, в которой говорилось о сотворении мира. Переведя ее на современный язык, историки поняли, что стоят на пороге настоящей сенсации. В тексте древние авторы говорили о том, что для славянской цивилизации мир начался с вселенского взрыва, после которого появились звезды и планеты. На пустынной Земле образовались океаны и горы. И наконец, зародилась жизнь. Но откуда наши древние предки могли знать о фактах, которые официальная наука открыла только в прошлом веке.

Это открытие положило начало череде исторических сенсаций. Изучая древние славянские рукописи, исследователи заметили, что представление славян о мире, времени и космосе, более глубокие, чем даже знания современных ученых. Из древних источников до нас дошли сведения, которые до сих пор вызывают споры среди ученых. Так, согласно одной из древних славянских рукописей, сейчас наступил 604389 год, а это означает, что по верованиям наших предков, время появилось гораздо раньше, чем оно было создано Богом по Библии. Но как это объяснить?

В рукописном тексте сказано, что летосчисление славяне ведут с начала самого времени, которое возникло вместе с появлениям трех Солнц, т.е. с реального космического явления. Но когда это произошло и почему наши предки считали это началом времени?

Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи обратились к последним открытиям в области астрофизики. Они рассчитали, что наши предки могли наблюдать сразу три Солнца только в одном случае, если бы произошло сближение нашей галактики с соседней, в которой могло быть сразу две Солнечных системы. В результате этого, наше Солнце и два Солнца-гиганта из другой галактики могли быть видны на небосклоне. Сегодня подобный астрономический феномен кажется сюжетом фантастического фильма и многие ученые с этим утверждением соглашаются и относят это событие к мифическим, если бы не одно «но…» Совсем недавно исследователи обнаружили реальное подтверждение тому, что времяисчисление славян возникло в результате реальных астрономических наблюдений.

othereal.ru


Смотрите также