Религия древнего египта. Всё, что нужно знать о религии Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия Египта: древнего и современного. Религия древнего египта


Религия Древнего Египта

Древний Египет является одной из наидревнейших цивилизаций, которая не только возводила необыкновенные пирамиды-гробницы, но и имела свои письмена и культуру. Религия в развитии Древнего Египта имела одну из главнейших ролей.

Древний Египет хоть и был одной из наиболее развитых цивилизаций мира, но не являлся единственной. Так, упоминания о нем были в давних письменах греческих писателей, которые ведали о событиях, как в середине государства, так и за его пределами. Греческие авторы, которые наиболее известны даже в наши дни, это Гекатей, Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский. Но то, что они все-таки были писателями и владели не всей информацией о Древнем Египте, то и их «труды» не принято считать достоверными.

Написанная на греческом языке история Египта жрецом Манефоном (египетского происхождения) была направлена описание событий, которые происходили после завоевания его Македонией. Сам автор разделяет всю историю Египта на три периода – Древнее, Среднее, Новое царство.

В Библейских рассказах Египет упоминается довольно часто, но не описывает полной истории, так как все события связаны лишь с еврейской историей. Полагаться на такие источники не разумно.

Наибольшее количество информации содержат труды именно египтян. Они позаботились о том, чтобы оставить после себя как можно больше напоминаний – предметы, письмена, документы, надписи. Хоть и иероглифы не сразу после находок были расшифрованы, но все-таки принесли много информации о религии Древнего Египта в наше время.

Религия в Древнем Египте

Многие народы имели своих божеств, которые так или иначе имели прямую связь с силами природы. Египтяне не стали исключением и так возникали боги, которые в дальнейшем стали основой развития всего царства. Фараонов считали также богами, которые по мнению жителей, были сыновьями самого верховного бога Солнца – Ра (рис. 2).

Религия Древнего Египта

Рис. 1 – Религия Древнего Египта

Возникновение мира. Хоть народ один, но взгляды на то, как же произошел мир во все времена были разными. Начиналось все с того, что до возникновения мира был Хаос – Нун. Но из него создался Атум, который и создал Землю и богов для нее – Шу и Тефнут (воздух и влагу), позже – Геб и Нут (земля и небо). Эти боги давали потомство и так появились следующие – Исида, Нефтида, Сет, Озирис. Далее есть различные версии того, откуда появились люди. Различием является именно участие того или иного бога в их создании.

Жители отдельных территорий имели версию, что первоприходцем был Пта, который создал восемь богов, одним из них и был Атум. Есть вариант того, что четыре бога и богини создали в океане яйцо, откуда появился Атум (он же Ра), выйдя из океана, началась эра создания мира.

Существует еще множество версий, которые объясняли бы возникновение как верховного бога, так и всей вселенной.

Боги в Древнем Египте

Египтяне всячески поклонялись силам природы, поэтому и обоготворяли луну, солнце, реку Нил, животных, пустыню. Повелителем всех природных явлений считали фараона, который владел всеми силами, управлял земледелием и людьми.

Религиозная система Древнего Египта прошла большой процесс формирования и коррекции. Так как Египет находился в определенной изоляции к другим континентам, то и все религиозные процессы формировались там уникально без влияния других религиозных систем.

Среди существующих богов Древнего Египта было выделено около тысячи. Они делились на те, которые были признанными во всем царстве, но были и такие, что почитались в отдельно взятом номе и даже селении.

Бог Древнего Египта: Ра

Рис. 2 – Бог Древнего Египта: Ра

Почитаемыми богами, которые были признаны на всей территории Древнего Египта, были такие представители:

  1. Ра (рис. 2) – главнейший представитель, который по мнению египтян, стал основоположником мира, позже стал называться Амон-Ра из-за отношения жителей Фив к похожему на их взгляд богу, в итоге стал он называться двойным именем; считался покровителем военной мощи и царской власти; изображался как холм, который выступает из водного хаоса.
  2. Осирис или Озирис (владелец царства мертвых, олицетворяет умирающую и воскресающую природу, покровитель умерших душ).
  3. Исида (богиня материнства и супружеской любви, возродительница всего живого, супруга Озириса).
  4. Хор (бог неба и света, сын Исиды и Озириса, считался защитником фараона и его земным олицетворением).
  5. Тот (воплощал мудрость и знания).
  6. Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  7. Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  8. Хапи (покровитель реки Нил).
  9. Маат (богиня правосудия, справедливости).
  10. Сиа (олицетворитель познания, прозрения).

Позже были замечены появления и новых божеств, которые имели иностранное происхождения. Это произошло из-за тесных политических и торговых отношений Египта с Нубией, Сирией и Палестиной. Это такие божества, как Астарта, Анат, Дедун, Решеф. Процветал тотемизм и фетишизм, от этого богов представляли в виде различных животных. Далее происходили преображения в образах. Богов стали изображать как отдельные предметы или символы.

Богов было так много, что были попытки их упорядочить, систематизировать и распределить по иерархиям (семействам, видам). Но до конца эта попытка не удалась. Также не вышло согласовать и теорию возникновения мира.

Реформа Эхнатона. Многочисленные попытки создать единое божество, которое могло олицетворять все процессы на земле, не увенчались успехом. Будучи правителем, Эхнатон выдвинул более конкретную концепцию единого божества. Он решил, что Атон – единый бог, который создал мир. Он был далек от представления его в статуях, животных, также не было у него жены или детей. Другие боги отбрасывались как возможно существующие. Атон изображался абстрактное божество, имеющее вид солнца и его лучей, которые дарят всем людям жизнь и свет.

Еще одним аспектом реформы Эхнатона был отказ от жертвоприношений. Принятое решение фараона было обязательным до тех пор, пока он не умер. После смерти Реформа была отменена и осталась не принятой в Египте.

Организация культа

Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.

Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.

Заупокойный культ в Древнем Египте

Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций – тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Для бессмертия необходимо существование всех этих субстанций, так как только благодаря им возможна вечная жизнь. Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Верили в продолжение прежней земной жизни, где обеспеченный человек таким и оставался после смерти, а обычный селянин – просто селянином. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги.

Заупокойный культ Древнего Египта

Рис. 3 – Заупокойный культ Древнего Египта

При наступлении периода Нового царства развивалась идея о том, что после смерти каждый воздаст по заслугам то, что сделал при жизни. В «Книге мертвых» есть подробное описание суда, который совершается над покойным. В итоге он определяется в дальнейшее пребывание в благодати или на пожирание чудовища. Все зависело от праведности жизни. Но этот культ не получил дальнейшего развития и был забыт.

Зато ритуал захоронения всех богатых вельмож и фараонов долго был популярным. Так строились гробницы в скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств – золотые изделия, ценные произведения искусства. Это подвигло к дальнейшему развитию скульптуры, архитектуры в Египте, а также другим художественным проявлениям.

Выводы. Хоть и существовали в Египте верования в многочисленных богов, но были и такие люди, которые отрицали их существование и не поклонялись им. Истинность учений ставилась под сомнение. Но благодаря активной религиозной позиции остальных жителей, египетские божества были главными в жизни всего народа.

vse-lekcii.ru

Религия Древнего Египта – кратко

Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны, так и религия Древнего Египта состояла в теснейшей связи с природою. В Нильской долине, где так близко соприкасались жизнь и смерть, важнейшею потребностью человека естественно было ослабить влияние смерти, подкрепить и возвеличить силы природы, дарующие жизнь.

Оттого египетская религия исключительно обращалась к той естественной силе, которая в круговом своем течении давала стране жизнь и плодородие, – к солнцу. Как ни разнообразно сложились формы божеств и религиозные обряды в Древнем Египте, где почти каждый город имел своих особенных богов и только немногим божествам поклонялся народ повсеместно, все показывает, что поклонение солнцу было первоначальным зерном и самым общим началом египетских верований, национальным культом египтян. Не только множество божеств, имеющих особенные имена, обряды и святилища, состоят, по существу своему, в родственной связи с солнцем, его разнообразными действиями и явлениями, или относительно своего происхождения, или относительно соединенных с ними символических представлений; но даже большинству чисто местных и родовых божеств в религии Древнего Египта, для возвеличения их могущества, приписывалась связь с солнцем. Эти божества или признавались тождественными с ним, или же имена их дополнялись придаточным именем Ра, которое считалось древнейшим обозначением бога солнца.

Бог Ра

Ра - бог солнца в религии Древнего Египта

 

Таким образом, не только фиванское местное божество Амон превратилось в сильнейшего национального бога, под именем Амон-Ра, но и большинство других местных богов Древнего Египта: Монту, Атум, Тот и др., с присоединением слова «ра», перешли в область бога солнца. Этому Ра или Фра (отсюда фараон), отцу и царю богов, восседающему в солнечном круге и правящему всем небесным пространством, особенно поклонялись в Мемфисе и в «Солнечном городе» (Гелиополисе). Здесь находилось высокочтимое святилище, куда, по сказанию египтян, каждые 500 лет прилетала с востока птица Феникс и сгорала в благовонном фимиаме, чтобы потом выйти юною из пепла и на третий день возвратиться на восток, в свою родину: то было символическое выражение солнечного течения в определенные, вечно неизменные промежутки времени. Сильным стражем неба был Сфинкс, которого изображали львом с головою бога солнца.

Сфинкс и пирамида Хафры

Статуя Сфинкса у пирамиды фараона Хафры

 

Вместе с Ра самыми почитаемыми богам религии Древнего Египта были Пта и Осирис. Подле храма Пта, «отца света», в Мемфисе, содержался на великолепном дворе священный бык Апис, который, как символ производительной силы солнца, пользовался таким почитанием в египетском народе, что по смерти его вся страна погружалась в печаль, пока жрецы не находили нового быка с известными внешними приметами. Тогда наступало семидневное празднество, возвещавшее об этом счастливом событии процессиями и пиршествами. Бык Апис был черный с белым пятном на лбу, двойною шерстью на хвосте и наростом под языком; нарост должен был иметь форму священного жука.

 

 

Собственно национальным божеством египтян был бог солнца Осирис со своею супругой и сестрою Исидой и сыном Гором. О нем одном жрецы религии Древнего Египта сложили сказания, аллегорическим содержанием которых служат круговое течение солнца и сопровождающие ход его явления природы. Осирис, благодетель страны, убит своим завистливым братом Сетом и 72-мя его сообщниками; труп его положен в ящик и погружен в реку. Сокрушаясь и сетуя ищет Исида утраченного мужа, и нашедши труп, приказывает похоронить его на священном речном острове Филе. Из царства мертвых, где с того времени властвует Осирис, является он сыну своему Гору, возбуждая его к отмщению. Сын собирает своих приверженцев, побеждает Сета и прогоняет его с черными сообщниками в пустыню. Затем Гор вступает на престол отца и властвует над Египтом.

Бог Сет

Древнеегипетский бог Сет

 

В этом знаменательном древнеегипетском мифе представлена символически вся естественная жизнь Нильской долины. Сет и его сообщники означают 72 дня томительного зноя и засухи. Исида, земля египетская, сетует о благословенной влаге и призывает ее; Осирис, та плодотворная сила природы, которая обнаруживается в разлитии Нила, удален или покоится в теснине каменных скал у водопадов Филе и Элефантины, во все время владычества своего враждебного брата. Но сын его Гор, свежая весна, прогоняет, в избытке юношеских сил, «темно-красного, огненного» Сета и возвращает стране закон и плодородие. Смерть Осириса только кажущаяся; он живет и действует, как на земле через сына своего Гора, мстителя за отца (давшего об отце «откровение»), так и в подземном царстве, где он судит души умерших и пробуждает их к новой жизни.

Богиня Исида

Древнеегипетская богиня Исида

 

К числу солнечных божеств религии Древнего Египта принадлежал также, по существу своему, греко-египетский местный бог позднейшей столицы Александрии, Серапис, обожанию которого так благоприятствовали Птолемеи, что в III м столетии до Р. X. он имел в Египте 42 храма. Рядом с этими божествами стояла Нейт – таинственное олицетворение начала зачатия и рождения в природе, покровительница («занавешенный образ») Саиса в Нижнем Египте. В честь её совершался ежегодно особенный праздник светильников, подобный бегу с факелами, установленному в Афинах в честь девственной Паллады Афины, с которою ее не раз сравнивали.

Египетские жертвоприношения

Египетские жертвоприношения

 

Религия Древнего Египта чтила также священных животных, и это обожание до того преобладало в народной вере, что еще в древности возбудило усиленное внимание и некоторые указания на причины и смысл такого явления. Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. Тот, кто умышленно убивал священное животное, подвергался смерти. Во время пожара, говорит Геродот, Египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями. Между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и почитая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека. Или животным поклонялись как символам тех божеств, которым они были посвящены, поскольку эти божества считались в религии Древнего Египта представителями преобладающих природных сил или тел небесных.

Суд бога Осириса

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

 

В религии Древнего Египта существовала вера в загробную жизнь, в наказание злых и награждение добрых. Суд происходит в преддверии преисподней, в храмине «двойной справедливости», пред престолом Осириса, где сердце умершего взвешивается на весах правосудия. Души праведных, украшенные страусовым пером, переходят в обитель бога солнца, души грешников в царство мрака. Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ. Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца.

 

rushist.com

Религия Египта: древнего и современного

Религия Египта имеет 4000-летнюю историю. За это время цивилизация прошла путь от язычества и многобожества к монистическим верованиям. Какая религия сегодня исповедуется в Египте и какие нормы поведения приняты в связи с этим во время пребывания в стране.

История древнего Египта

В древности в Египте было принято многобожество. Поклонение осуществлялось ряду культов, центральными из которых были Ра, Исида, Осирис. Древние египтяне верили в потусторонний мир и страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце: добрые и плохие дела, совершенные во время проживания на земле. В зависимости от назначенной участи зависел размер земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой было строго воспрещено. Тексты молитв наносились на папирусы и стены гробниц царственных особ. Позже они были соединены египтологами в сборник — «Книгу Мертвых». После открытия французского ученого Шампольона значения иероглифов удалось прочесть древние писания.

История древнего ЕгиптаИстория древнего Египта

Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступающий за отмену многочисленных культов и поклонение единому Богу — Солнца Ра. Во времена его правления разрушались храмы со святилищами для жертвоприношения и проведения церемоний языческих праздников. В северной части страны в Дельте Нила был создан город Амарна, запустевший после окончания правления Эхнатона.

История религии Египта: период правления Эхнатона

Иудаизм, как и другие монистические религии от Авраама, зародились на берегах Нила. Моисей служил при дворе фараона, а затем он совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей через пустыню 40 лет. Должно было зародиться новое поколение свободных людей.

История религии ЕгиптаИстория религии Египта

451 год до н.э. считается официальной датой принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелие Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранены древние святыни. Одна из них «Висячая церковь» в столице, знаменитая тем, что в ней укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований Ирода. Церковь сохранила старинное обличие, но претерпела несколько реконструкций. Название храма произошло от конструктивных особенностей — все здание держиться на двух центральных балках.

Религия Египта краткоРелигия Египта кратко

В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашенный позже официальной государственной религией. В Каире расположен ключевой университет по изучению ислама на Востоке — Эль-Азхар. В центре столице доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети Эль-Хоссейн, Мухамеда Али, Аль-Хакима, Голубая мечеть.

По теме: Основы древней религии Египта

В Египте представители разных религий на протяжении многих веков существуют мирно. В прошлом году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты относятся к православным христианам, Крещение, Пасха и другие знаменательные дни по календарю совпадают с русской церковью.

Особенности религии ЕгиптаОсобенности религии Египта

Особенности религии Египта: отличия коптской церкви

Мечети Египта. Экскурсия Каира фотоПри посещении церкви в Египте религиозные обряды осуществляются в следующем порядке:

  • вход в храмы осуществляется без покрытия женщинами головы;
  • волосы покрываются только при причастии;
  • женщины и мужчины садятся отдельно;
  • запрещена открытая одежда, женщины закрывают ноги, не допустимо глубокое декольте;
  • как и в русской церкви ставятся свечи;
  • убранство составляются картины и иконы религиозного назначения;
  • Евангелие написано на древнем коптском языке;
  • молитвы читаются на коптском языке, разрешено арабское наречье.
Особенности религии ЕгиптаОсобенности религии Египта

Египтяне всех религий убеждены в единстве Бога. Слова, используемые в повседневной жизни и при причастии христианами и мусульманами, звучат на арабском языке одинаково, в связи с особенностью перевода слова «Бог» — на арабском «Аллах».

Наиболее часто употребляемые выражения:

  • ЭльХамдулиле — Слава Богу.
  • ИншаАлла — Бог даст.
  • Ассалям Малейкум — Мир Вам.
  • Религия Египта и туризм

В туристических городах границы между менталитетом египтян и европейскими устоями стерты, чего нет в районах с местным населением. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах, Хургада, Шарм-эль-Шейх, так и в крупных городах — Каир и Александрия. Нормой поведения в Египте является проявление уважение к представителям других религиозных групп и национальностей, в меру закрытая форма одежды — покрытые плечи и ноги ниже колен для женщин. Данные нормы одинаково соблюдаются как египетскими христианами, так и мусульманами. В исламе женщины также покрывают голову.

drevniy-egipet.ru

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта.

Литература.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.,1983

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.М.,1956

Тураев Б.А. Бог Тот. СПб.,2002.

Название страны «Египет» греческое(происходит от видоизмененного греками египетского названия древнейшей столицы Египта Мемфиса – Хет-ка-Птах – или Хикупта (крепость души бога Птаха) ). Египтяне называли свою страну словом Кемет (Черная) по цвету вспаханной почвы нильской долины, противопоставляя ее «Красной стране»(раскаленным пескам и каменистым предгорьям ливийской и аравийской пустыни ).

В начале своей истории Египет оказался в некоторой географической изоляции(до освоения сухопутных и морских путей), что способствовало формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления.

Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян. Наносами была образована почва долины Нила и его дельта, Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Регулярные ежегодные разливы Нила (подъем воды начинался 19 июля – начало Нового года и продолжался до середины сентября).Сезон половодья, сезон всходов, сезон сухости.

Нильская долина имела богатый растительный и животный мир. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер(полба), пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила росли густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал), сикоморы, в Дельте – виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба(основной продукт питания), в зарослях – много птицы.

В соседних с Египтом областях (Эфиопия, Ливия, пустыня Сахара) бродили стада диких быков, коз, овец, которые были одомашнены и успешно разводились в Египте. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из которых почитались в качестве божеств.

Окружающие Египет области были довольно богаты полезными ископаемыми. Особенно много было камня: гранита, базальта, диорита, алебастра, известняка, песчаника, шифера. Залежи медных руд(на западе Синайского полуострова и в Аравийской пустыне к востоку от Фив). Золото поступало с приисков Аравийской пустыни и из Северной Нубии. Однако страна не располагала запасами олова, важнейшего компонента для получения бронзы, серебра – главного товарного эквивалента древности, и железа, отсутствие которого сдерживало развитие техники и ремесленного производства.

Этнический тип древние египтятне были среднего роста, плотного телосложения, брили бороду и коротко стригли волосы. Слегка скуластое лицо с толстыми губами и несколько продолговатым черепом имело некоторые «негритянские» черты, которые контрастировали с обликов азиатов, часто изображаемых на рельефах. Одежда египтян была простой : при работе надевали один небольшой передник, набедренную повязку или короткую юбку. Женщины носили плотно облегавшие тело длинные платья на одной или двух лямках.

Основой пищей древнего египтянина были ячменные лепешки, каша из эммера (этот злак из-за твердой оболочки зерна непригоден для приготовления лепешек ), свежая, но особенно сушеная рыба(в жарком климате свежая рыба быстро портилась), овощи(лук, салат-латук, чеснок, возможно огурцы ) . Излюбленным напитком было ячменное пиво. Мясо употребляли очень редко.

История древнеегипетской цивилизации начинается в IV тысячелетии до н.э. в долине и дельте полноводного Нила. Первые поселенцы пришли в долину Нила еще во второй половине V тысячелетия до н.э.

Процесс объединения отдельных племен и общин, занятых строительством ирригационных сооружений(оросительных каналов и дамб). В конце V тысячелетия в долине Нила насчитывалось около сорока небольших государственных образований , которые объединяли ряд общин и поселений. Впоследствии греки назвали их номами.

Объединение номов в единое централизованное государство. К середине IV тысячелетия до н.э. возникло два царства – на севере и на юге, в Нижнем и Верхнем Египте. Между ними началась борьба, которая растянулась на столетия. Около 3000г. до н.э. царь Южного Египта победил, в результате чего произошло объединение страны. Он считается основателем первой династии египетских фараонов. Резиденцией царей нового объединенного государства стал город Мемфис (его развалины сохранились недалеко от современного Каира). Новая столица находилась на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, что обеспечивало контроль над номами, которые всегда стремились к самостоятельности. С перенесением резиденции египетских царей в Мемфис начинается тот период в истории Египта, который получил название Раннего царства. В истории египетского государства насчитывают 30 правящих династий.

Додинастический период (4000-3000)

Раннее царство (3000-2800)

Древнее царство(2800-2250)

Промежуточный период, или первый распад(2250-2050)

Среднее царство(2050-1700)

Второй распад, или второй промежуточный период(1700-1580)

Новое царство(1580-1070)

Поздний период(XI-IVвв.)

Эллинистический период(332г. до н.э.-395г. н.э.)

Боги Древнего Египта.

Ранний этап – первобытные представления и культы (фетишизм, тотемизм, магия), которые сохраняли свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации.

Особенно сильным в религии древних египтян было влияние культа животных и тотемизма, что привело к зооморфизму (боги имели облик животных). В каждом номе существовали культы богов, в прошлом являвшихся духами данной местности или тотемами наиболее сильного из поселившихся здесь племен.

Первоначально египтяне придавали своим богам зооморфный облик и почитали их в виде животных или птиц. Наиболее почитаемым животным был бык, который у всех древних народов воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быка существовал в самых различных местах.

Мемфис – бог плодородия Апис в образе быка, который считался душой бога Птаха, а затем был соединен с Осирисом. Перед севом бык – Апис – совершал ритуальный пробег по полям с целью обеспечить почве плодородии. Когда начинал царствовать новый фараон, быка Аписа запрягали в ярмо и фараон вспахивал несколько борозд, освящая все поля Египта. Жрецы прорицали будущее по поведению быка, а его внезапная смерть или болезнь рассматривалась как знак несчастья для всей страны, из-за чего каждые двадцать пять лет жрецы на должность Аписа избирала новое животное.

Гелиополь черный бык Мневис, который считался оракулом бога Ра и его воплощением на земле.

Гермонт бык Бухис, который стал воплощением местного бога.

Сокол с распростертыми крыльями

У египтян был символом неба и считался божественным.

Он был воплощением разных богов : Хора(Гора), Монту и др.

Сокол был также олицетворением фараона. За убийство этой священной птицы виновный мог поплатиться жизнью.

Коршун почитался в основном в Верхнем Египте.

Богиня-коршун сперва являлась покровительницей Верхнего Египта, а затем стала неотъемлемым элементом титулатуры всех египетских фараонов.

Ибис- очень популярный культ в Египте. Священным считался белый ибис с черным хвостом. Ибис был воплощением бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого являлся Гермополь. Убийство ибиса также наказывалось смертью.

Кошка – одно из наиболее чтимых в Египте животных, олицетворение богини города Бубаст – Бастет.

По сообщению греческого историка и путешественника Геродота, смерть кошки в каком-либо доме отмечалось специальным трауром. Еще в эпоху римского владычества убийство кошки в Египте считалось тягчайшим преступлением: виновный наказывался смертью.

Лев – в ряде местностей процветал культ льва(в греко-римские времена было несколько мест, носивших название Леонтополис). В Египте поклонялись 32 богам и 33 богиням в облике льва.

Мемфиская богиня Сехмет(что означает буквально «могучая») и богиня Пахт в Спеос Артемидосе.

Сфинкс с человеческой головой (изображение царя)

Баран - на острове Элефантина баран был воплощением бога Хнума, в городе Гераклеополе – воплощением местного бога Харшефа, а в Фивах – воплощением местного бога Амона, которого изображали в виде барана с загнутыми рогами, тогда как у других обожествленных животных этой породы рога были разведены в стороны.

Собака

Анубис, бог мертых

Обезьяны, змеи, крокодилы, гиппопотамы, лягушки, скорпионы, рыбы, черепахи (всего в Египте было обожествлено более 100 животных)

Священных животных после смерти мумифицировали, помещали в гробы с изображением на крышке и хоронили со всеми подобающими почестями на кладбище. Быкам воздвигали храмы, при которых находились кладбища. С XIIв. до н.э. их мумии укладывали в каменные саркофаги, а в храмах устанавливали золотые статуи.

Растения – лотос, папирус, различные деревья(сикимора, финиковая пальма)

С культом деревьев было связано поклонение главным образом богиням.

Также лук, чеснок и другие растения.

Неодушевленные предметы

Деревянный предмет в виде задвижки – фетиш бога Мина – владыки пустынь и покровителя горда Коптоса.

Культ священного камня в Гелиополе.

С культом камня связано широкое применение обелиска в культовой архитектуре Египта (обелиск считался окаменевшим лучом самого бога Ра).

По мере развития египетской цивилизации следы и традиции времен первобытного прошлого все более и более забывались, все большую роль в жизни египтян играли земледелие и скотоводство.

На первый план стали выходить боги, которые олицетворяли стихии природы : воду, небо, землю.

Египетские боги становились антропоморфными богами или получали тело человека, а голову животного или птицы.

Хатхор (Нут)– ранее богиня неба в Нижнем Египте, изображавшаяся в виде коровы, стала объектом всеегипетского поклонения, изображалась в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними.

Бастет( олицетворением которой была кошка)- стала изображаться в виде женщины с головой кошки, с телом, облаченном в длинное полосатое платье, с корзиночкой в одной руке и музыкальным инструментом в другой, став богиней радости и веселья.

На первом месте среди обожествленных явлений природы были вода и солнце.

Культ Нила – бог Хапи.

Вселенная возникает из первозданной пучины вод – божества Нун.

В воде египтяне видели первородное начало, дарующее жизнь и пропитание человеку.

Культ космических стихий

Геб - антропоморфный образ Земли

Нут – антропоморфная богиня неба

Шу- бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю

Солярный (солнечный) культ

Ра, Атум, Хепри, Хор(Гор)

После слияния номов – Хепри – восходящее утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее

После осеннего равноденствия египтяне праздновали «Рождение солнечного посоха»(и светилу нужна опора и посох, так как свет и тепло в это время в Египте уходили на убыль).

Культ бога Ра в эпоху Древнего царства.

Первоначально в образе золотого теленка. Рожденного небесной коровой Нут.

Затем изображали Ра в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском. Регулярное исчезновение солнца с небосклона по вечерам и утренний его восход в Древнем Египте объяснялись как проглатывание и рождение его небом – коровой Нут. Согласно другим представлениям, Ра в течение дня плывет по небу в своей дневной ладье манджет до западных гор Египта, где находился подземный мир

месктет и на ней погружается в подземный мир. В подземном мире он борется с силами тьмы и зла и всегда выходит победителем. Благополучно завершив свое ночное плавание и победив всех своих врагов, Ра снова переходит в свою дневную ладью и через ход в восточных горах во всем своем великолепии вновь появляется на восточном небосклоне.

В роли противника Ра – первозданный хаос, водная стихия, мрак и связанные с ними существа – змеи, крокодилы, гиппопотамы и т.д. В большинстве египетских мифов в роли представителя сил тьмы и зла выступал великий змей Апопи( собирательный образ врагов солнца).

Предание о мятеже людей против богов и постигшем их наказании.

Разгневанный за непослушание людей Ра наслал на них свое око,богиню Сохмет в образе львицы, которая стала бесжалостно пожирать людей. Однако вскоре Ра сжалился над людьми. Чтобы спасти их от рассвирепевшей богини, упивавшейся человеческой кровью, он велел некоему мальчику размолоть ячмень для пива, подкрасить полученное пиво составом из красного минерала диди и полить ночью красным пивом египетские земли. Когда утром пришла кровожадная Сохмет, она приняла пиво за кровь и «пошла она пьяная и не узнавала людей». Так люди были спасены.

На протяжении всей истории Египта культ солнца являлся официальным государственным культом Любой другой бог, получавший общеегипетский статус, обязательно объединялся с главным солярным божеством Ра

Культ царя

Особое место в Древнем Египте всегда занимали культ правящего царя и официальное обожествление царской власти. Культ фараона – одна из отличительных черт египетской религии.

Египетский фараон(от сочетания двух египетских слов «пер-аа», что означает «дом великий»)- символ того, кто живет в «доме великом», т.е. во дворце.

Египтяне верили, что царь – это не простой смертный, а сам бог, воплощение бога Гора на земле. Особые знаки почитания фараона.

В торжественные дни египтяне праздновали обряд «появления царя Верхнего и Нижнего Египта», во время которого совершался ритуал «обхода вокруг стен» в знак воспоминания «объединения двух стран – Юга и Севера – в единый Египет». Египетские религиозные тексты уделяют большое место доказательству божественной природы фараона. Согласно этим текстам, весь мир, боги и люди были созданы верховным богом Ра, который был не только создателем, но и повелителем всего сущего, а значит, и царем богов и людей; он, следовательно, и был первым египетским фараоном. После того как Ра состарился(по другой версии, обидевшись на людей за мятеж), он не пожелал больше править людьми и покинул землю на божественной корове, которая, поднявшись очень высоко, обернулась небом . После него правили другие боги, пока наконец не появился на престоле мира (т.е. Египта, священной территории, управляемой богами) сын Осириса и Исиды – бог Хор(Гор). Последний – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – это его земное воплощение. Поэтому в Древнем Египте каждый фараон считался потомком и Ра, и Хора, что означало буквальную, физическую близость фараона с богами. Имена египетских солнечных богов входят в состав титулатуры фараонов, а само имя фараона окружали защитным кольцом. После того как Фивы стали столицей Древнего Египта и местное божество Амон получило общеегипетский статус, царя стали уподоблять этому богу и объявили его сыном. Чудесное его зачатие и последующее рождение – один из самых распространенных сюжетов религиозных текстов и храмовых росписей. Власть фараона распространялась не только на страну и подданных, но и на явления природы: целый ряд специальных обрядов в символической форме изображал фараона как распорядителя сил природы. Фараону принадлежала главная роль в общегосударственных земледельческих праздниках : он бросал в воду папирус указанием начинать разлив Нила (естественно, в тот момент, когда наступал по календарю день разлива реки), он вспахивал первую борозду на поле в начале земледельческих работ, он же срезал и первый сноп нового урожая, принося его в жертву египетским богам.

Культ Осириса и Гора.

Родителями Осириса были бог земли Геб и богиня неба Нут, у которых было пятеро детей, в том числе трое героев будущей трагедии(Осирис, Исида и Сет).

Достигнув зрелости, Осирис унаследовал царство отца, правил справедливо, поэтому его назыали Уи- Нефер – благой. Осирис приобщил свой народ к культуре, обучил людей земледелию и скотоводству, научил любить музыку. Однако Осирис заботился не только о египтянах. Он странствовал по всему миру. Во время его отсутствия его любимая жена и сестра Исида следила за тем, чтобы в Египте царили порядок и спокойствие. Однако она не усмотрела, как во вверенной ее заботе стране возник заговор против ее супруга. Во главе заговора стоял его младший брат Сет(Сетх), который желал править сам и мечтал о том, как избавиться от Осириса. Сет, заманив Осириса в ловушку, убил его и бросил труп в воды Нила. Исида нашла труп мужа в дельте Нила, прибитой к берегу, но не смогла его уберечь (злой Сет выкрал его и, разрубив на множество частей (их число соответствует числу номов в Египте), разбросал их по всей стране так, что в каждом номе оказалась одна из них. Исиде после долгих и трудных поисков удалось их все собрать и похоронить Осириса. К тому времени подрос тайно рожденный и вскормленный Исидой в болотах дельты Нила сын Осириса Гор. «Обутый в белые сандалии, идет он на поединок с погубителем своего отца, побеждает его и требует перед лицом богов осуждения злодея и признания его,Гора, законным наследником отца. После длительной тяжбы он добивается своего. Бог земли Геб выносит приговор: «Смотрите, дал я вещи мои все сыну Осириса Гору, сыну Исиды…Наследник это, сын наследника». Осирис же, оживленный Гором с помощью магических заклинаний, решает не возвращаться на землю,а становится царем загробного мира, предоставляя сыну править в царстве живых.

Первоначально Осирис – бог возрождающейся и умирающей природы, бог растительности. В религиозных текстах Египта его часто называют зерном, богом виноградной лозы. Не случаен и цвет кожи Осириса – зеленый; корона его – из стеблей папируса, его священная ладья сделана из того же растения. Впоследствии культ Осириса – Гора оказался связанным с культом умершего и живого фараона. Живой фараон – это земное воплощение бога Гора, а мертвый фараон уподобляется Осирису. Осирис до своей смерти – египетский царь, поэтому смерть Осириса и расчленение его тела в сознании египтян есть смерть Египта и его распадение на части(номы). Возрождение же Осириса есть символ возрождения и бессмертия Египта и фараона. Не случайно с конца Древнего царства все фараоны отождествляются с живым Гором, а мертвые – с Осирисом.

В период Среднего и Нового царств в Египте были широко распространены коронационные мистерии фараонов. Центральной фигурой этих мистерий являлся молодой фараон, который выступал в роли Гора. В противоположность Гору, Осирис не двигается и молчит на протяжении всей церемонии, роль мумии Осириса исполняет мумия умершего фараона. Центральным моментом этой мистерии является коронация молодого царя – Гора, а завершением ее – погребение Осириса.

Учение о посмертном существовании

Воскрешение после смерти и вечная жизнь в ином мире возможны.

Умерший продолжает жить после своей смерти в самом месте своего погребения при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых. Загробная жизнь как непосредственное продолжение земной, но только в могиле. Умерший рассматривался как погруженный в глубокий сон, но продолжающий жить и нуждающийся в пище и домашней утвари.

Человек обладает не только физическим телом. У него не менее девяти духовных субстанций (Ка- двойник человека, Ба – душа сердца, обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой. После магических обрядов она должна была соединиться с телом, чтобы умерший ожил. В то же время Ба могла оставлять гробницу, могла подниматься на небо, наслаждаясь вечным существованием во всем его великолепии.

Мастаба

Гробница

Изображения на стенах гробниц превращаются в реальность(барельефы с изображением умерших знатных людей в окружении семьи, в земной обстановке, во время отдых и развлечений).

Новое в учении о загробной жизни –представление о том, что бессмертие, возможность которого реальна для всех, зависит только от тебя(ответственность человека за свои дела во время его пребывания среди живых).

Книга мертвых – душа умершего, преодолев многочисленные опасности, подстерегавшие ее на пути к небу, в конце своего путешествия в потустороннем мире предстает перед загробным судом богов, который возглавляет сам великий бог Ра.

Здесь же молча присутствуют царь преисподней Осирис и 42 сверъестественных существа демонического характера, каждое из которых «ведает» тем или иным грехом, разоблачая подсудимого в случае, если он виновен.

Перед судом умерший, чтобы снискать расположение богов, произносит текст «Отрицательной исповеди».

«Я не совершал несправедливостей против людей; я не пытался узнать то, что еще не стало; я не был безразличен, видя зло…; я не отнимал ничего у бедняка; я не отравлял; я не заставлял никого рыдать; я не убивал; я не приказывал убивать…» Всего же перечислялось 42 преступления, совершение хотя бы одного из них влекло страшную кару грешника.

Впервые в истории человеческой культуры появляется представление о грехе, который заключается не в нарушении правил религиозного обряда, а в нарушении нравственных принципов, на которых покоится общество, что свидетельствует о формировании египетской этики.

После «Отрицательной исповеди» подсудимый обращается к каждому из присутствующих на Страшном суде 42 божеств-демонов, торжественно объявляя о том, что он не совершал того греха, которым данный демон «ведает». Кульминация судебного разбирательства – психостасия – взвешивание сердца покойного на веса, уравновешенных символом истины. На одну чашу весов помещалось сердце умершего, на другую – справедливость, символом которой была фигурка богини справедливости Маат или же ее атрибут – страусовое перо. От результатов взвешивания зависела судьба подсудимого, приговор суда.

Праведников, сердца которых не нарушали равновесия весов, ждал оправдательный приговор, и они отправлялись в египетский рай (прекрасные поля Иалу(Иару)). Если же сердце, отягощенное злом и грехами, нарушало равновесие, тогда подсудимому выносили страшный приговор: он должен был быть пожранным страшным чудовищем Аммой (Амамат, Амт)- пожирательница мертвых – чудовищная химера с туловищем гиппопотама, львиными лапами и гривой, а также пастью крокодила. Обвинительный приговор приводился в исполнение немедленно – и умерший умирал во второй раз, на этот раз окончательно.

Идея загробного суда, равной ответственности каждого перед богами за свою жизнь.

Космология

Хаос(бог Нун)

Из хаоса вышли боги-демиурги, создавшие небо, землю, людей, животных, растения.

Первым демиургом был бог солнца и света. Демиург возникал сам по себе и создавал других богов и богинь, весь мир. В разных номах были различные демиурги и свои версии творения.

Антропология

Созданию людей при этом уделяется не так уж значительное внимание

Люди появляются практически в самом начале творения(их появление предшествует появлению богов или совпадает с их появлением. Согласно одной версии, боги вышли из уст Ра, а люди возникли из его слез; по другой – их создал бог Хнум на своем гончарном круге.

Три наиболее крупных центра (Гелиополь, Мемфис, Гермополь)

Реформа Эхнатона .Культ бога Атона.

Аменхотеп IV. Перенес столицу из Фив в новую, построенную им столицу Ахет-Атон (Горизонт Атона) Переименовывает себя в Эхнатона( полезный для Атона)

Культ.

Древнеегипетский храм.

Становится произведением искусства. Обычно был окружен массивно стеной, к воротам которой вела широкая дорога, обставленная по обеим сторонам статуями сфинксов. Пройдя через узкие ворота, верующий попадал в открытый обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня

двора. За портиком были расположены огромный колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и обычно состояла из нескольких помещений: в центральном находилась статуя главного бога храма, в остальных- статуи богини-жены и бога-сына. Стены храмов изнутри и снаружи, колонны, все доступные пространства – были покрыты изображениями и иероглифами, представляя собой гигантскую каменную книгу. Вокруг основных помещений храма находились дополнительные залы, храмовая библиотека, где хранились религиозные тексты. В ограде многих храмов находились «дома жизни», где готовили рисовальщиков, резчиков, скульпторов, где жрецы сами занимались научными и богословскими изысканиями. Освещение в храме было разным. Пройдя через залитый солнцем двор, верующий попадал в полумрак основных залов: колонный зал освещался через окна под крышей, а помещения в глубине храма вообще не имели окон, там применялось искусственное освещение.

Ритуалы и праздники в Древнем Египте

Основная форма религиозного ритуала – жертвоприношение( животные, плоды и фрукты, цветы, напитки, кулинарные изделия)

Хоровое пение гимнов, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах(систрах и плетре). Во время богослужения большое внимание уделялось воскурению мирры с целью ритуального очищения статуй богов, помещений храма и жрецов. Ритуальному очищению жрецов перед службой в египетском культе уделялось первостепенное внимание, ибо физическая чистота служителя культа была обязательным требованием. В египетских храмах имелись специальные пруды, в которых жрецы проходили процедуру очищения перед службой. Согласно Геродоту, они должны были проходить очищение четыре раза в сутки, невзирая на погоду и время года.

Иерархия жрецов

Верховные жрецы

Им подчинялись «хем-нечер» - рабы божии

studfiles.net

Всё, что нужно знать о религии Древнего Египта / Научный хит

Древние египтяне были одними из самых религиозных народов, когда-либо живших на нашей планете. Их знания были лишь каплей в море того, что сегодня известно человечеству, поэтому они боялись многих вещей и верили в сверхъестественные силы. Эта вера и породила огромное множество древнеегипетских богов. Если и была какая-нибудь ситуация или место, которое могло иметь своего собственного бога, то, скорее всего, он был не один. В то время как большинство божеств были известны на территории ограниченной местности, такие боги, как Ра, Осирис и Тот, были широко известны повсеместно. В этом списке мы расскажем вам самые интересные факты про древнеегипетских богов и религиозные системы. Религия Древнего Египта не сильно отличалась от сегодняшней, призывая творить добро в этой жизни, чтобы заслужить себе место и в загробном мире. И хотя она может показаться сложной и пространственной, эта религия была достаточно легко приспосабливаемой и развивалась в зависимости от обычаев и установленных порядков правящего фараона. Египетские боги часто имели как человеческий облик, так и могли изображаться в виде животных, что делало их весьма запоминающимися и легко узнаваемыми. Если вам интересно узнать больше о древнеегипетских богах, то скорее прочитайте эти 25 любопытных фактов, которые вы могли не знать! 25. Как и многие ранние религиозные традиции, религия Египта в додинастический период была преимущественно анимистической: египтяне верили, что духи живут в животных, растениях и различных предметах.

24. Многие из широко известных сегодня египетских богов появились именно в те времена. К примеру, бог Анубис, покровитель некрополей и кладбищ и проводник мёртвых в загробный мир, изображался с телом человека и головой шакала, поскольку этих животных часто видели на краю пустыни — там, где египтяне хоронили мёртвых.

23. Хорошая новость для любителей крокодилов: у древних египтян был бог-крокодил! Себек был одним из самых могущественных и долго почитаемых божеств. Будучи богом воды и разлива Нила, Себек обожал мясо, как и большинство крокодилов. В знак почитания этого божества во многих древнеегипетских храмах держали живых крокодилов в специально созданных для них водоёмах.

22. У древних египтян было более 2000 божеств, однако большинство из них были местными — они были известны в местном масштабе в разных частях империи.

21. Как и у нас сегодня существует несколько направлений в христианстве — православие, католицизм, протестантизм, древние восточные церкви и т.д. — в Древнем Египте также было множество школ религиозных учений, и каждая из них претендовала на звание высшей.

20. Одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов — у бога солнца Ра. Каждую ночь его проглатывала богиня неба Нут, чтобы возродить к следующему восходу.

19. Культ древнеегипетских богов был одним из самых продолжительных в мире: эта религия просуществовала более 3000 лет. Например, буддизм существует всего только 2500 лет, христианство — 2000 лет, мормонизм — 200 лет.

18. Каждый новый фараон, приходивший к власти в Древнем Египте, популяризировал местного бога своей религии, способствуя тому, чтобы он стал общеегипетским. Например, когда при Среднем Царстве власть перешла к фиванским фараонам (2000-1700 г.г. до н.э.), Амон стал главным государственным богом, а после отождествления с древним солнечным богом Ра стал называться Амон-Ра.

17. Помимо своего анимистического происхождения, изображение животного, как часть божества, имело и другое важное значение: оно демонстрировало настроение бога. Если бог был разгневан, то вместо головы могли изобразить голову свирепствующего льва, а если он был спокоен и доброжелателен — голову кошки.

16. Древнеегипетские божества чаще всего изображались с человеческим телом и головой животного. Фараоны же, наоборот, изображались с телом животного и головой человека.

15. Боги Древнего Египта часто изображались с загадочным атрибутом Анх (или коптским крестом), который был у них в руках. Символизирующий собой вечную жизнь, этот крест, увенчанный кольцом сверху, был известен как «ключ жизни» и усиливал прочность и вечность их господства.

14. На первый взгляд может показаться сложным понять, божества какого пола изображены на древних рисунках, однако существует одна тонкость: боги изображались с тёмной кожей красновато-коричневого оттенка, в то время как богини имели жёлтую кожу, символизировавшую их закрытый образ жизни.

13. Бог Бес, изображавшийся в виде карлика, был одним из самых «деятельных» в Древнем Египте: он был покровителем младенцев, будущих матерей и домашнего очага, защитником от ночных кошмаров и укусов скорпионов, змей и крокодилов.

12. Религия в Древнем Египте была политеистической (вера в нескольких богов, многобожие) на большем протяжении своего существования, за исключением короткого периода, когда фараон Эхнатон из XVIII династии, придя к власти, установил в стране монотеистический культ (религиозное представление о единственности Бога). Всеобщее почитание во время его правления было сосредоточено вокруг Атона, бога солнца, роль которого древними египтянами приписывалась богу Ра.

11. Кроме божеств, в системе верований древних египтян важную роль играли также и демоны. И хотя они были более могущественны, чем люди, они всё же уступали богам, однако в большинстве случаев были бессмертны и могли появляться в нескольких местах одновременно.

10. Одним из самых известных и почитаемых символов Древнего Египта был жук-скарабей, олицетворявший собой возрождение и защиту. Египтяне часто носили амулеты в виде скарабеев для безопасности, соотнося это с Хепри, утренней ипостасью солнечного бога, который изображался с жуком-скоробеем вместо головы.

9. Древние греки провели немало параллелей между своими божествами и древнеегипетскими. Проходя со своим войском через Египет, Александр Македонский сделал остановку в оазисе Сивы, чтобы посоветоваться с оракулом Амона, который у древних греков считался богом Зевсом. Александр был настолько хорошо известен в Древнем Египте, что оракул Сивы даже назвал его сыном Амона.

8. Несоответствие, заключённое на небесах: бог сухого воздуха и солнечного света Шу был женат на богине влаги и покровительнице дождя Тефнут.

7. Фараон был посредником между богами и древними египтянами. Его роль заключалась в сохранении тонкого баланса и поддержания хороших отношений с божествами. Жители Древнего Египта верили, что после своей смерти фараон сам становится богом, если его сердце легче пера.

6. Богиня Бастет (или Баст) изображалась в виде женщины с головой кошки. Последователи её культа настолько почитали кошек, что мумифицировали животных после их смерти. Возле главного храма Бастет в городе Бубастис археологи даже обнаружили гигантское кладбище мумифицированных кошек.

5. Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Внутрь храмов разрешалось входить только жрецам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи. Обычные египтяне могли дойти лишь до ворот храма.

4. Несмотря на свою важность, древнеегипетский бог Земли Геб (внизу в центре) никогда не становился объектом культа, как, например, Осирис и Амон. Поскольку он был богом Земли, люди верили, что, когда он смеётся, происходят землетрясения.

3. Древние египтяне возвели бесчисленное количество статуй своих богов, омывая их водой с ароматом лотоса и смазывая маслами, прежде чем украсить ювелирными изделиями, надеть одежду и нанести макияж.

2. Одним из самых ненавистных богов у древних египтян был Сет (слева), бог хаоса, разрушения, войны и смерти. У него было человеческое тело и голова животного, которого египтологи не смогли идентифицировать ни с одним из известных животных. Сета особенно ненавидели за то, что он убил своего брата Осириса, чтобы вместо него занять трон.

1. В качестве защитного амулета египтяне носили один из самых особенных символов Древнего Египта — Глаз Гора. Он символизировал собой исцеление и восстановление и, как считалось, защищал своего владельца с помощью белой магии.

sci-hit.com

Религия древнего Египта | Top-Travel

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта привлекала к себе внимание цивилизованного мира во все времена. По сей день многие аспекты истории древнеегипетской религии остаются загадкой, поскольку сохранилось не так уж много источников древнего периода. Имеющиеся сведения зачастую противоречивы и являются результатом смешения верований различных местностей и времен.

Возникновение и эволюция религии древнего Египта

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, есть не что иное, как отражение в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, т.е. самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных).

Тотемизм в последующем переродился в культ животных. В династическом Египте происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества с частью тела животного.

Поскольку скотоводство занимало значимое место в жизни древних египтян, распространено было обожествление крупного домашнего рогатого скота. Во времена первой династии поклонялись быку Апису. О том насколько был развит этот культ, свидетельствуют раскопки некрополя в Мемфисе с подземным захоронением мумий 64 быков с памятными стелами. Апису поклонялись не только во всем древнем Египте, но и в Персии и Древнем Риме. Кроме Аписа были другие обожествляемые быки – Мневис, Бухис, поклонялись также коровам и баранам.

Очень распространен в долине Нила был культ крокодила – бога Себека. Любой египтянин в повседневной жизни мог стать жертвой крокодила, поэтому его остерегались и боялись. С другой стороны, крокодил служил амулетом, оберегающим от злых сил.

Большую популярность получил культ сокола, или иногда ястреба, олицетворявший бога Хора. За убийство священной плицы полагалась смертная казнь. Также в древнем Египте почитались другие птицы – коршун и ибис.

Широко распространен был культ кошки. Существовало поверье о вселении в кошек духов джиннов.

Лев также почитался и в Верхнем, и в Нижнем Египте. Поклонялись более 60 богам и богинь в образе льва. Храмы поклонения львам строились в пустыне, чтобы путники с караванами и охотники могли молиться и приносить жертвы хищникам, дабы умилостивить их. Нельзя не упомянуть и о сфинксах с туловищем льва и головой барана или сокола.

Большую роль в религии древних египтян играли змеи, так как считались самыми таинственными и опасными. Короны фараонов украшали изображением змеи для защиты от врагов. Олицетворением жизни и само возрождения являлся жук скоробей – Хепри. Культы других животных были менее популярны. В разных областях поклонялись гиппопотаму, лягушке, скорпиону и даже рыбам. Кроме того в воображении древних египтян жили и несуществующие фантастические животные. Они олицетворяли злых демонов пустыни.

Религия древнего Египта

Божественное объяснение происхождения мира в древнем Египте

Божества в древнем Египте были как общеизвестные, так и относящиеся к какой-либо определенной местности. Тем не мене, религия была одна. Жрецы нескольких крупных религиозных центров – Гелиополиса, Мемфиса, Фив, Гермополиса пытались упорядочить такое множество богов и взаимоотношения между ними.

Наиболее разработанной была гелиопольская система сотворения мира, объясняющая появление человека и всего, что его окружает. Согласно версии жрецов Гелиополиса. Изначально был бескрайний водный хаос в лице бога Нут. Из него сам по себе возник Атум, олицетворявший бога солнца Ра, и встал на созданный им холм Бен-Бен. Затем Атум создал первую пару богов – влагу Тефнут и воздух Шу. У них родились сын Геб – земля и дочь Нут – небо, которые изначально были слиты воедино. Затем Шу разъединил небо от земли, подняв Нут высоко вверх.

Нут произвела на свет Осириса (бога земледелия), Исиду (покровительницу семьи, верности и любви), Сета (злого божества) и Нефтиду (покровительницу мертвых). Эти девять первых древнейших богов составили Энеаду и явились создателями остальных богов и людей.

По версии происхождения вселенной жрецов из Гермополиса основополагающей была восьмерка богов, которые стали родителями бога солнца Ра. В Мемфисе главным богом и центром сотворения мира был бог Пта. Отличие мемфисской теологии от других было в том, что мир богов и людей Пта создал посредством воли и слова.

Появлению самого человека уделялось не так много внимания. По одной из версий человечество появилось из слез бога солнца Ра (Атума). Другая теория творцом людей объявила бога-гончара Хнум, который вылепил человека из глины.

Одним из важнейших пластов древнеегипетской религии были земледельческие мифы и обряды. Центральной фигурой в этих верованиях выступал бог Осирис. Каждый год египтяне отмечали смерть и воскресение Осириса, проводя ритуал пахоты, посева зерна и роста колосьев. Т.о. Осирис выступал олицетворением хлеба.

Согласно дошедшей до нас легенде, Осирис был правителем Египта. Его брат Сет предательски убил Осириса, разрубил его тело на куски и разбросал по всей стране. Жена Осириса богиня Исида нашла и собрала тело мужа и родила от него бога Гора. Когда Гор вырос, он отомстил за смерть своего отца, убив Сета, отвоевал трон и восстановил порядок в Египте. Гор воскресил Осириса и тот стал правителем в загробном мире.

Обожествление людей в древнем Египте

После Гора на земле стали править его преемники – фараоны, чья роль в египетском обществе неразрывно связана с религией. Египтяне свято верили в божественность своих царей. В мифах богов создавали по образу и подобию земных царей. Бог Тот дал наказ египтянам заботится о фараонах и во всем им подчиняться, ведь они поддерживают мир и порядок, определенный богиней Маат.

Боги даровали фараонам долголетие, процветание страны, благополучие, а цари, в свою очередь, должны были соблюдать культ, строить храмы и быть посредником между людьми и богами. Фараон единственный, кто имел доступ к богам, от его имени приносились жертвоприношения богам.

Фараон подобно Осирису был олицетворение плодородия земли. Перед началом разлива Нила фараоны совершали обряд, во время которого в реку бросался свиток с повелением реке разлиться, срезал первый колос во время жатвы и приносил жертву богине урожая Рененутет.

Все священные обряды усиливали веру египтян в божественное происхождение своих царей и побуждали безоговорочному повиновению и покорности. После смерти фараонов, их причисляли к богам.

Религия древнего Египта

Фараоны воздвигали великолепные храмы в честь богов, жречество которых имело большое значение в государственных делах. Масштабы и величие таких храмов как в Карнаке и Луксоре трудно передать словами. Немалую роль играли и обелиски – так называемые солнечные храмы. Для обеспечения вечной загробной жизни каждый фараон строил пирамиды, гробницы и мастабы.Погребальный культ в древнем Египте.

Согласно древнеегипетским религиозным верованиям любой египтянин после смерти продолжает жить в загробном мире. Благодаря такому мировоззрению широкое развитие получил погребальный культ.

По мнению древних жителей Египта после смерти человека, умирает только тело. При этом продолжают существовать его другие сущности: душа Ба, улетающая птицей на небо, имя Рен, необходимое для представления богам, и невидимая тень человека Ка – двойник, продолжающий жить и связанный с телом. Для обеспечения загробной жизни необходимо было сохранить тело, подвергнув его мумификации, снабдить покойника всем необходимым, построив гробницы и оставив в них дары и жертвы, а также провести определенные магические ритуалы. Забота живых об умерших – это и было заупокойным культом в древнем Египте.

По преданиям после смерти душа отправлялась в опасный путь по загробному царству Дуат, где правил бог Осирис. Подобный путь совершал в мифах бог солнца Ра на своей ладье, каждую ночь сходя в темную страну на западе. Осирис с помощью бога Тота и богини правосудия Маат вершил суд над умершими, взвешивая их сердца. Грешника бросали на съедение в пасть чудовища Амт. Те, кто вел праведную жизнь, попадал на поля Иалу, где продолжал счастливую беззаботную жизнь.

Заключение

Религиозное мышление жителей древнего Египта выражалось в многочисленных мифах и религиозных памятниках, правда в своем большинстве оно опиралось на взгляды жрецов и господствующего класса. Основополагающим моментом было убеждение о том, что все происходящее на земле является отражением жизни богов.

Начиная с объяснения непонятных первобытному египтянину вещей и явлений, религия древнего Египта, в конечном счете, стала служить мощным инструментом управления и безоговорочного подчинения правящим фараонам.Источник warps.ru

Религия древнего Египта

5 (100%)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

turisticheskiy-portal.ru

§ 3. Религия Древнего Египта. Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ]

Древний Египет образовался из нескольких царств, расположенных вдоль Нила. Это государство образовалось к концу IV тысячелетия до н. э. И просуществовало более 3500 лет. Религия Древнего Египта и само государство являются лидерами по долголетию. Целых 35 веков передавались из поколения в поколение религиозные верования и трон фараона.

Египет является уникальной исторической кладовой, где сохранилось огромное количество свидетельств доисторического существования. Тысячи ученых-археологов, этнографов и историков работают над египетскими археологическими находками, изучают древние рисунки и письмена.

Египетские мифы упоминают почти 1500 богов. Это огромное количество образовалось в результате объединения страны из нескольких десятков крошечных царств, в каждом из которых был свой пантеон богов. Превратившись в империю (к середине II тысячелетия до н. э.), Египет сохранил лишь несколько чужеземных (нубийских, азиатских) богов, оставив в неизменном виде всех своих объединенных богов.

Было несколько попыток иерархически упорядочить всю эту массу богов. Жрецы пытались сводить их в подобие «семей», главами которых становились местные боги. Таким образом, в каждой египетской области образовалось определенное «семейство» богов, главный из которых считался и творцом мира. Со временем сложились соперничавшие между собой системы религий. Главой гелиопольской системы был древний солнечный бог Атум (позднее слившийся с другим солнечным богом – Ра). Атум-Ра создал себя сам, а также первую землю и остальных богов (Шу – воздух; Тефнут – влажность; Нут – небо; Геба – земля; Осирис – плодородие и загробный мир; Сет – бог пустынь и хаоса; Исида – богиня – мать и символ трона; Нефтида – помощница Исиды).

Главой мемфисской – древнейшей столицы объединенного Египта – был бог – ремесленник Птах. Согласно мифам, он измыслил мир в своем сердце (вместилище ума, по египетским представлениям), а потом сотворил его, назвав все задуманное вслух. Кроме основных главных богов, было еще множество других, которые могли проявить себя в разных формах – облике животного, человека или человека и животного одновременно. Любой из божеств мог иметь множество имен или прозвищ. Солнечное божество Ра днем имело форму сокологолового человека, на рассвете – жука-скарабея, а на закате обретало человеческий облик бога Атума.

Согласно одному египетскому мифу, людей «наплакал» Ра, другой миф гласит, что людей вылепил из глины Хнум.

Боги и люди. Согласно египетским мифам, боги отличались от людей: их кожа была из золота, кости – из серебра, волосы – из лазурита. Боги были невидимы, но, как люди, болели, старели, ели и пили, плакали и шутили, испытывали жалость, гнев, зависть. Они нуждались в людях, потому что им нужны были слуги и жертвы, нужны были одежда и еда. В целом отношения богов и людей складывались вполне дружелюбные. Волю главных богов исполняли младшие боги – добрые и злые, которые окружали людей. Злые боги несли людям болезни, пожары, смерть, засуху и неурожай, и древние египтяне спасались от них амулетами, писали жалобы на тот свет своим умершим родственникам, прося о защите.

Со временем сформировались две основные религиозные ветви – «солнечная» вокруг Атум-Ра и «осирическая» вокруг его же потомка Осириса. Ра, согласно мифу, был первым царем египтян, но, состарившись и рассорившись с людьми, улетел (вознесся) на небо на спине коровы – Нут. Там, в небесах, он правит миром. В течение дня он плывет по небу в солнечной ладье вместе с девятью богами, а ночью пересаживается в ночную ладью и плывет по подземному царству, освещая его и противоборствуя силам зла.

Осирис, являясь правнуком и наследником Ра, тоже справедливо правил Египтом, но был убит своим завистливым братом Сетом, захватившим престол. Богиня Исида – жена Осириса похоронила истерзанное тело мужа, после чего он воскрес, став царем и главным судьей загробного мира. Осирис для египтян стал символом возрождения, надеждой на счастливую загробную жизнь. Позднее сын Осириса и Исиды – Хор 80 лет оспаривал с Сетом право на отцовский трон и вернул его. Оба этих мифа легли в основу представлений египтян о миропорядке, жизни и посмертной участи человека, а также культа правящего и умершего царя.

Культ царя. Царь (фараон) играл огромную роль в египетской религии. Фараон считался живым воплощением бога – сокола Хора, сына и наследника Ра, «младшим солнцем». Власть фараона была безгранична, тело его считалось золотым, как у солнца, и испускало невидимое сияние. Согласно мифам, его главной задачей было поддерживать земной «порядок», установленный богами. После смерти он соединялся с богами и пребывал в ладье.

Культ мертвых. В представлении египтян подземное царство Осириса было мрачной страной без воздуха, воды и пищи, которую охраняли разные чудища. В верованиях египтян центральное место в посмертной жизни занимали цари и его вельможи. Им же были уготованы и пышные похороны, и лучшая жизнь после смерти. В загробной жизни фараон оставался фараоном, раб – рабом. Необходимым условием считалось сохранение тела умершего. Поэтому в Египте получило развитие искусство мумификации. Однако мумификация была доступна только очень богатым людям, а со временем она стала исключительным правом фараона. Для всех остальных заместителем тела считалась скульптурная фигурка – более или менее удачное подобие умершего. Традиция обязательного сохранения тела была связана с представлениями египтян о душе. Они считали, что у человека несколько душ: душа тела, душа сердца, душа тени, душа имени и др.

Попасть в загробный мир египтяне могли только после суда Осириса, где на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другой находилась богиня истины Маат. Покойный должен был отвечать на вопросы о том, как он провел жизнь. Если неблагочестиво и неправедно, то чаша с сердцем опускалась вниз. Неправедного пожирало чудовище Амт.

Обычная гробница состояла из двух частей: подземного (саркофаг с телом и загробное «имущество»), надземного (статуя хозяина, которой приносились жертвы). Стена гробницы покрывалась изображениями земной жизни, считалось, что, «ожив» с помощью магии, они создадут мир усопшего. Такую же цель преследовали статуэтки слуг – оживая, они должны были трудиться вместо своего хозяина. Разрушение гробницы, как и мумии, означало окончательную смерть для ее владельца.

Царей тоже вначале хоронили в таких же гробницах. В XXVIII в. до н. э. для царя Джосера впервые была построена пирамида из камня. В последующем всех царей (фараонов) погребали в пирамидах, самая огромная из них – пирамида Хеопса высотой 146,5 м.

Культ животных. Египтяне поклонялись также почти всем живым существам. Больше всего почитались птицы (особенно соколы), корова, быки, бараны, кошки, змеи, львы, скорпионы, жуки. Некоторые из этих животных жили в храмах, после смерти их также мумифицировали.

Во II тысячелетии до н. э. в Египте процветало строительство храмов и храмовых комплексов. Луксор и Карпак – храмовые комплексы – города, построенные из камня в столице Египта – Фиве, имели при себе библиотеки, хозяйственные постройки, жилье и т. д. Храмы превратились в центры передовых технологий того времени. Но молились египтяне не в храме, а перед статуями храма. Простые же люди в основном молились дома перед глиняными статуями домашних богов. Обслуживали храмы жрецы. Главным жрецом считался фараон. В древности жрецы служили богам помесячно, затем возвращаясь к обычным занятиям, но с середины II тысячелетия до н. э. жречество стало профессиональным, наследственным и замкнутым сословием. Жрецы и жрица носили белые одежды и соблюдали чистоту – личную и ритуальную. Верховные жрецы были образованными людьми и имели огромное уважение и влияние.

В I в. до н. э. Египет вошел в состав Римской империи. С IV в. в Риме официальной религией стало Христианство, все языческие (нехристианские) храмы были закрыты или разрушены. Последний храм богини Исиды продержался до 550 г.

В 639 г. Египет завоевали арабы, они нашли там только христиан и никаких следов религии фараонов.

Древнеегипетская религия сыграла огромную роль для самого Египта и оказывала влияние на весь Древний мир.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru


Смотрите также