Искусство древнего египта. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Iкурс, тема 6 Искусство Древнего Египта. Искусство древнего египта


Iкурс, тема 6 Искусство Древнего Египта

Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю древнего Египта делят на следующие периоды:

  1. Додинастический (4 тыс. до н.э.)

  2. Древнее царство (30-23 вв. до н.э.)

  3. Среднее царство (22-18 вв. до н.э.)

  4. Новое царство (16-11 вв. до н.э.)

  5. Позднее время (11в.-332г. до н.э.)

Египет – это страна, население которой всегда проживало в районе Сахары (Север Африки), по этому обнаруживает глубинные связи с породившей ее первобытной культурой. Продолжает в мифологии развиваться тотемизм, фетишизм, анимизм – поклонение звероподобным богам.

Еще одна из характерных особенностей Древнеегипетского искусства – связь с заупокойным культом. Смысл заупокойного (не погребального!) культа заключается в том, что когда настанет «золотой век» душа умершего найдет своего двойника, вселится в него и будет жить вечно. На этой основе развивается архитектура погребальных храмов, пирамид, мумифицирование (а значит медицина), скульптура портрет-двойник.

Во главе государства стоял фараон, который символизировал живого бога. Его безграничная, божественная власть поддерживалась религиозной идеологией, жречеством и принадлежащими к этой касте художниками, архитекторами, писцами, которые стали хранителями традиций, канона во всех видах искусства, которые сохраняются на протяжении тысячелетий.

Главным творением египетского искусства становится заупокойный храм. В эпоху древнего царства – это пирамида как символ горы.

Помимо скульптурных изваяний портретов-двойников, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах. Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта имела культовое значение. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим – иначе как же Ка (душа умершего) опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность. Все они выполнены в соответствии со строгими канонами:

  1. Строгая симметрия в построении.

  2. Фронтальность.

  3. Торжественная монументальность.

  4. Статичная неподвижность.

  5. Замкнутость в правильном геометрическом объеме.

Канонизированы и позы:

  1. Сидящие на полу скрестив ноги, руки на коленях.

  2. Сидячие на троне, руки на коленях, или одна прижата к груди. Примерами могут служить: статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н.э., Каир, Египетский музей).

  3. Стоящие прямо в набедренной повязке, в ритуальном платке (клафте) на голове, руки вытянуты вдоль тела.

  4. Стоящие с выдвинутой вперед ногой, руки – вдоль тела.

Главное условие скульптуры – портретность. Человек представлен в расцвете сил и своей земной красоты, особую выразительность придает раскраска, иногда инкрустация глаз.

Строгая канонизация, фронтальность, застылость не распространяется на мелкую пластику, изображающую слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов, животных, наполненных правдой жизненных характеров.

studfiles.net

Искусство Древнего Египта — WiKi

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры

Архитектура

  Пирамиды в Гизе

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция , которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе. Ещё одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна .

Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остаётся и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптуры

Скульптура Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы (или куска дерева), из которого они высечены.

Был очень строгий канон[2] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений[3].

Живопись

В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются[4]. Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. Что б в загробной жизни, усопшему были доступны все блага, которые он имел при жизни, в усыпальню клали многочисленные украшения и предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг, которые должные ему прислуживать в загробной жизни. На тот случай, если тело подвергалось негативному влиянию и разрушалось, создавалось еще потретное изваяние [5].

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Периоды искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Для искусства Среднего царства характерно развитие ювелирного дела.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему...

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал ) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Литература Древнего Египта

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действие. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актёрами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, её плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Примечания

Литература нашего времени

  • Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
  • Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970. — 197 с.
  • Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976. — 375 с.
  • Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.. — СПб, 2008. — 464 с.
  • Косидовский З. Когда Солнце было Богом.. — М., 1970.

Ссылки

ru-wiki.org

Искусство Древнего Египта. Древнее царство

Эпоха, стиль, направление - Древнее царство

Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к западу от Нила простиралась Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне.

Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила. Благодаря тропическим ливням, питавшим в летние месяцы ее истоки, река разливалась, выходила из берегов и заливала близлежащие земли. После половодья на земле оставался слой плодородных наносов, который использовался для земледелия. Этот ежегодно повторявшийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры, отразившись в древнеегипетских верованиях. Вообще образ Нила занимает важнейшее место в египетской культуре. Нил — это источник жизни, не имеющий ни начала, ни конца. Нил — это рубеж, отделяющий царство живых от царства мертвых (так исторически сложилось, что по одну сторону Нила строились города для живых, по другую, в выжженной солнцем пустыне, располагались многочисленные кладбища и некрополи, образовавшие целые «города мертвых»).

Корни египетской цивилизации, развивавшейся на протяжении трех тысячелетий, уходят вглубь веков, к середине IV тысячелетия до н.э. К этому времени враждующие египетские номы (области) объединились в два самостоятельных царства — Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство; с этого момента начинается так называемая династическая эпоха. Египетский жрец Манефон, живший в IV—III вв. до н.э. и написавший «Историю Египта», выделил в ней три периода: Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н.э.) и Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.). Всего до 341 г. до н.э. (второго завоевания Египта персами) страной правили 30 династий фараонов.

Фараон, стоявший во главе египетского царства, обладал неограниченной властью. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложному церемониалу, пышность которого возрастала, по мере того как государство расширяло свои границы. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иноземных послов, получал дары и раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, дающий влагу и урожай. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке бог Солнца Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы — считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Брат Осириса Сет, снедаемый завистью, убил Осириса и расчленил его тело. Исида после долгих поисков, с помощью магических заклинаний, возвратила Осириса к жизни. В результате непорочного зачатия у Осириса и Исиды родился сын Гор — человек с головой сокола. Осирис передал богу Гору царский престол, после чего удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.

Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове у Осириса высокая корона фараона, его ноги спеленуты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога плодородия Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека может продолжаться после его физической смерти, но при условии, что его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела покойных, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохранялись весьма длительное время. Для сохранения мумии египтяне строили усыпальницу — пирамиду, мастабу (род гробницы) или склеп. Египтяне считали, что при жизни человека в нем обитают две духовных составляющих — ка (душа, или духовный двойник) и ба (индивидуальность). Ка человека нуждалось в материальной оболочке; таковой после его смерти служила мумия усопшего. На случай если мумия все-таки разрушится, в гробницу помещались статуи умершего, имеющие черты портретного сходства с покойником и подписанные его именем. Для поддержания жизни ка нуждалось в пище; ее приносили в гробницу родственники усопшего. В гробницу помещалась разнообразная домашняя утварь, ибо в загробном мире душа должна была иметь все те блага, которыми человек пользовался при жизни. Для этой же цели стены гробницы украшались изображениями, рисующими сцены благополучной повседневной жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Все это являлось своего рода материальной основой царства мертвых, гарантируя ка усопшего полноценную загробную жизнь.

В эпоху Нового царства распространился обычай помещать в саркофаг покойника так называемую «Книгу мертвых» — сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул и гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на пути в загробное царство Осириса. 125-я глава «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой, творимому сорока двумя богами загробного царства во главе с Осирисом. Осирис вершит суд в Чертоге двух истин. Покойного сопровождают бог бальзамирования Анубис (Анубиса чаще всего изображают с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида, а также павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит «Исповедь отрицания»: не убивал, не чинил людям зла, не воровал и т. п. Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — душа, «статис» — неподвижный, стоящий) — сердце умершего взвешивают на весах. На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусиное перо богини мудрости и справедливости Маат. Справа от весов стоит бог мудрости Тот, он записывает результаты взвешивания. Если сердце покойного окажется тяжелее пера, значит, оно отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Праведники, сердца которых не нарушили равновесие весов, отправляются в райские поля вечного блаженства Иару.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное и сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мертвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности.

Искусство Древнего царства

Пирамиды и Большой сфинкс

В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.

В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.

Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.

mirznanii.com

Искусство Древнего Египта — Википедия РУ

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры

Архитектура

  Пирамиды в Гизе

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция , которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе. Ещё одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна .

Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остаётся и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптуры

Скульптура Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы (или куска дерева), из которого они высечены.

Был очень строгий канон[2] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений[3].

Живопись

В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, так называемая «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются[4]. Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. Что б в загробной жизни, усопшему были доступны все блага, которые он имел при жизни, в усыпальню клали многочисленные украшения и предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг, которые должные ему прислуживать в загробной жизни. На тот случай, если тело подвергалось негативному влиянию и разрушалось, создавалось еще потретное изваяние [5].

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Периоды искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Для искусства Среднего царства характерно развитие ювелирного дела.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются схему...

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал ) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемников — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Литература Древнего Египта

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действие. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актёрами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, её плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Примечания

Литература нашего времени

  • Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
  • Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970. — 197 с.
  • Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976. — 375 с.
  • Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство.. — СПб, 2008. — 464 с.
  • Косидовский З. Когда Солнце было Богом.. — М., 1970.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Искусство Древнего Египта - это... Что такое Искусство Древнего Египта?

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок.

5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Архитектура

Пирамиды в Гизе

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус.

Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Существовал очень строгий канон[2] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений[3].

Живопись

Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются[4]. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Периоды искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Литература Древнего Египта

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Примечания

См. также

dal.academic.ru

Искусство древнего Египта

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Экономический институт

Кафедра истории и политологии

Реферат

Искусство Древнего Египта

Выполнила:

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2007

Содержание

Введение

1. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.1 Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000 год до н.э.)

1.2 Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)

1.3. Архитектура Среднего Царства

VII—XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)

1.4.Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии (1555—1090 годы до н.э.)

2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.Скульптура Раннего Царства

2.2.Скульптура Древнего Царства

2.3. Скульптура Среднего Царства

2.4. Скульптура Нового Царства

3.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ

4.МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4.1 Основы Древнеегипетского музыкального искусства

4.2 Система записи Древнеегипетской музыки.

5.СЛОВЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

5.1.Письменность

5.2. Жанровое разнообразие Египетской литературы.

6.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО

7.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

7.1. Камень

7.2 Живопись

7.3.Керамика

7.4 Стекло

7.5. Ткани

7.6. Дерево

7.7. Мебель

7.8.Металл

Заключение

Список литературы

Введение

Древняя страна Египет была рас­положена на северо-востоке Аф­риканского континента. Название Египет происходит от древнегреческо­го названия страны «Айгоптус». Древ­ние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила бы­ла черного цвета. Река Нил играла ог­ромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия со­действовали раннему появлению че­ловека в долине реки Нила.

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доистори­ческого развития, египтяне обладали высокоразвитым уровнем культуры.

Искусство Древнего Египта возникло одно из первых. Оно существовало примерно с конца IV тыс.до н.э. до 322 г. до н.э.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тыс. до н. э.), в течении которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (III тыс. до н. э.), Средним (конец III – начало II тыс. до н.э.) и Новый (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем ( I тыс. до н. э.).

1. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.1Архитектура Раннего Царства I - II династии (3000 год до н.э.)

Годы создания единого государства в истории Древнего Египта называют Ранним Царством. В те времена в долине реки Нил уже сложилось примитивное рабовладельческое общество. Государством правил фараон.

В этот период строятся жилища, культовые сооружения и гробницы. Но до наших дней жилые строения, сделанные из дерева, тростника и глины, не дошли.

Египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, поэтому стремились сохранить тело умершего и обеспечить его всеми нужными предметами для продолжения жизни. Веря в загробную жизнь, египтяне считали гробницы вечным домом человека, поэтому они по форме напоминали жилье.

Первые гробницы были построены в виде холма из камня и гальки. Для того чтобы сохранить холм и придать ему правильную форму, его обмазывали илом и обкладывали кирпичом. По внешнему виду гробницы напоминали завалинку у дома. Арабы называли такую гробницу мастабой, что по- арабски означает «скамья».

Гробницы фараонов Раннего Царства достигали огромных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь 561 кв.метр. Гробница царя династии Джета была еще больших размеров – 672,5 кв. метра. Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами предыдущие.

1.2. Архитектура Древнего Царства III - IV династии (2900-2100 годы до н.э.)

Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение, причем в рабство попадали не только чужеземцы, но и свои соплеменники. Власть фараона была колоссальной. Огромное значение в египетской религии приобрел культ умершего фараона. Сохранение тела покойного фараона служило его возвеличению, при его жизни сооружались гигантские усыпальницы – пирамиды. Все грандиозные гробницы – пирамиды были возведены в период Древнего Царства.

Гробницы – пирамиды

Солдаты! Сорок веков смотрят на вас

с высоты этих пирамид.

Наполеон I

Во время археологических раскопок в местах захоронения членов семьи фараона Джосера был обнаружен оттиск печати, на котором археологи прочли имя и титул зодчего – Имхотеп, визирь, первый после царя хранитель печати, верховный жрец Гегиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта.

Имхотепу было поручено соорудить гробницу фараона III династии Джосера. Первоначально предполагал придать гробнице форму мастабы. Из блоков известняка была врздвигнута большая мастаба. Ее высота равнялась 8,2 метра, а длина каждой стороны – 62,9 метра.

Итак, гробница состояла из шести мастаб, поставленных одна на другую, и имела такие размеры: высоту 60 метров и основание – 109,2*121 метр. Сооружение зодчего Имхотепа явилось прообразом, первым шагом к созданию гробниц – пирамид.

Но Имхотеп не ограничился одной усыпальницей Джосера. Им был пост­роен целый ансамбль погребальных сооружений фараона.

Центром этого ансамбля служила пирамида, с севера и юга были построе­ны дворцы и поминальные храмы.

Весь ансамбль окружили двойными стенами, которые были украшены рисунками и орнаментами. Толщина стен достигала 15 метров, а высота — около 10 метров. Ансамбль имел форму прямоугольника с размерами 545 метров в длину и 276 метров в ширину (рис. II.6).

Гизе. Мемфисский некрополь

Пирамида Хеопса — самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59 метра, длина сторон основания — 233 метра (рис1).

Во время ежегодных разливов Нила 100 тысяч феллахов, свободных от сельскохозяйственных работ, в течение трех месяцев непрерывно работали над сооружением пирамиды. Известен и зодчий этой пирамиды — Хемиун. По словам древнегреческого историка Геродота, строительство пирамиды длилось 20 лет.

Вход в пирамиду находился на северной стороне; от входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10 метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса (рис 3).

Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.

1 — пирамида Хеопса;

2 — пирамида Хефрена;

3 — пирамида Микерина;

4 — сфинкс

Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторо­нами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собствен­ной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тща­тельно пригнаны друг другу, что рабо­та каменотесов вызывает восхище­ние.

Пирамида была облицована камнем правильной призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность

Рис. 3.

Пирамида фараона Хеопса. Разрез.

Три стадии строительства

Пирамида Хефрена, второго пре­емника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирами­ды Хеопса. Ее высота 143,3 метра, дли­на сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположе­на ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Не­далеко в скале были вырублены поме­щения для погребальных лодок. В ан­самбль пирамиды Хефрена входили два храма — верхний и нижний, объ­единенные проходом в единый комп­лекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса — лежачего льва с головой человека (рис. 2).

Статуя была высечена из выступав­шей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежаще­го льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похоже­го на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.

Третья пирамида называется пира­мидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фа­раонов.

Храмы Египта

Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор .

Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пре­бывания божества. Вход в эту часть хра­ма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоуголь­ную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пус­тым, но обычно в нем находился ка­кой-нибудь предмет или символ — ков­чег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высечен­ные из цельного гранита.

Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного поме­щения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали до­полнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

mirznanii.com

Искусство древнего Египта | Туристический портал

Статья “Искусство древнего Египта” познакомит читателя с культурой одной из самых загадочных и мистических стран в истории человечества.

Искусство XXXII — XXIV веков до нашей эры (Древнее царство)

В начале III тысячелетия до нашей эры в искусстве Египта складываются те фундаментальные каноны, которых придерживались следующие поколения творцов на протяжении многих столетий.

Особое место в искусстве Древнего царства занимала Архитектура и, в частности, возведение усыпальниц царских особ. На строительство последнего пристанища фараонов не жалели ни денег, ни человеческих сил, именно для такого рода строительства разрабатывались новые технологии, именно здесь воплощались самые передовые идеи.

Связанно такое усердие было с верой в то, что дух фараона, являвшего собой при жизни олицетворение божественных сил, при оказании ему должного почёта, будет и после смерти оберегать свой народ от бед.

Именно в период Древнего царства возникла идея возведения усыпальниц в форме пирамид. Автором этой идеи стал знаменитый египетский архитектор, врач и астроном – Имхотеп, который за свою великую идею был наречен величайшим из мудрецов, а позднее сыном самого бога Птаха. Покоился же в первой египетской пирамиде царь III династии Джосер.

Скульптура и живопись

В Отличие от Древней Греции, где скульптуры создавались с эстетическо-созерцательной целью, египетские скульптуры времен Древнего царства носили в основном сакральный характер.

Множество статуй времен Древнего царства, сохранившихся до наших дней, были найдены при раскопках храмов, в основном это статуи изображавшие фараонов и членов их семей. Подобные скульптуры помещались в храмы с целью обеспечить фараону благосклонность и покровительство высших сил.

Большая же часть скульптур извлекалась из царских усыпальниц. Культовое назначение многих из них до сих пор доподлинно неизвестно, так как немногие из них сохранили свой первозданный вид и местоположение в усыпальнице.

Материал, используемый для изготовления скульптур этого периода достаточно разнообразен. До нашего времени дошли прекрасные образцы из песчаника, красного и черного гранита, шифера, также довольно активно использовалось дерево.

Довольно распространённым видом искусства была живопись. Картинами, изображавшими фараонов, и сцены из жизни богов, обильно украшали колонны и стены гробниц и храмов. В период Древнего царства уже существовало три вида изобразительного искусства: барельеф, врезанный рельеф и роспись.

Барельеф использовался наиболее часто, менее распространенный врезанный рельеф отличался тем, что поверхность, служившая фоном картины, оставалась целой, а контуры изображения делались более глубокими.

Мастера росписи в своём искусстве применяли несколько техник. В классическом варианте роспись выполнялась по сухой основе, но известны и особые случаи, когда этот общепринятый способ успешно сочетали с техникой заполнения заранее изготовленных в картине углублений разноцветными пастами. Известным примером такой росписи стали гробницы в Медуме.

Для получения красок египтяне использовали минеральные вещества: сажа давала черный цвет, охра – желтый и красный; белый получали из известняка, зелёный из измельченного малахита; для получения оттенков синего цвета использовали кобальт, медь и измельченный лазурит.

В это время окончательно сложились основные правила создания картин. Согласно им фигура главного действующего лица сцены изображается крупнее, нежели все остальные; голова и ноги человека изображаются в профиль, в то время как торс и глаза написаны в фас; предметы, находящиеся дальше изображаются на картине выше ближних; изображения и надписи едины.

Искусство XXI – XVIII веков до нашей эры (Среднее царство)

Архитектура начала двадцать первого века представляла собой смесь из традиций строительства раннего и позднего периодов Древнего царства. Проще говоря, усыпальницы царей Среднего царства представляли собой сочетание классических скальных гробниц и пирамид. Наиболее известный пример этого жанра архитектуры - гробница Ментухотепа I.

Позднее, фараон Аменемхет I предпочтет вернуться к традиции постройки усыпальниц в форме пирамид, однако такие пирамиды будут уже гораздо меньше, да и грубые просчеты архитекторов не позволят им сохраниться в веках.

Скульптура и живопись

В начале существования Среднего царства скульпторы и художники еще безукоризненно придерживались древних традиций, однако уже на рубеже XX века мастера Среднего Египта стали модернизировать унаследованные каноны. В частности пропорциональное деление изображаемых в росписях фигур увеличивается в несколько раз и доходит до 15 – 18-ти делений, вместо прежних 5 – 6-ти. Так же в росписях и рельефах появляются новые сюжеты, а изображаемые сцены становятся более реалистичными.

Для получения мягких оттенков, в уже привычные краски добавляют белила. Всё чаще можно встретить, абсолютно новые, коричневый и пурпурный цвета.

Техника скульптуры также претерпевает изменения: на смену резкости очертаний приходят плавные мягкие линии, создающие впечатление подлинного человеческого тела. Лица людей становятся более живыми и при этом спокойными, они уже не несут в себе пафоса, свойственного скульптурам Древнего царства.

Искусство Нового царства

Период Нового царства – это время необратимых преобразований в египетском искусстве. На заре Нового царства фараон утрачивает свою былую значимость, теперь основная роль в жизни общества принадлежит богам и их жрецам.

Это обстоятельство очень быстро находит отражение в архитектуре: более не существует культа постройки гробниц, с тем же фанатичным усердием архитекторы теперь возводят величественные храмы.

Росписи и барельефы, найденные в гробницах того периода, повествуют уже не о величии и богоподобности фараона, а о том, как правитель и его семейство покорно служат великим богам.

Правление Эхнатона

Постепенно жрецы превращаются в самостоятельную, могущественную политическую силу. Так продолжается до прихода к власти фараона Эхнатона. В XIV веке до нашей эры Эхнатон издаёт указ, упраздняющий всех древних богов, а соответственно и отменяющий культ поклонения им.

Теперь единственным богом считается Атон (солнце), а единственным наместником Атона на земле называется фараон. Таким смелым поступком Эхнатон мгновенно лишает жрецов былой значимости, чем превращает их в своих злейших врагов.

Искусство времён Эхнатона всячески подчёркивает значение фараона и его единство с Атоном. Примером тому служат огромные, трехметровые статуи Эхнатона, возведенные во дворе храма Атона в Карнаке, и барельефы, на которых сам Атон вручает фараону знаки жизни.

Вместе с тем искусство, прославляющее фараона, утрачивает свои канонические черты. Изображения Эхнатона, относящиеся к позднему периоду его правления, лишены идеализированных черт, которыми ранее награждали фараонов.

Даже вышеупомянутые огромные статуи Эхнатона, изображают фараона обычным, не отличающимся особой статью человеком, с далеко некрасивым лицом, тонкой длинной шеей и фигурой, больше походящей на женскую. Портретное сходство становится отныне обязательным каноном изобразительного искусства.

Новые требования повергли в шок мастеров, вовсе не готовых к такому развитию событий. Привыкшие к постепенной модернизации правил, пришедших из древности, они совершенно не знали, в каком направлении мыслить теперь.

Именно по этой причине ранние скульптуры и рисунки того периода отличаются остротой и неровностью линий, диспропорциональностью фигур. Однако с течением времени линии становятся всё более плавными, а скульптуры и картины реалистичными, наделёнными жизнью.

Довольно интересные веяния возникли и в традиционном заупокойном культе египтян. Теперь они верили, что душа не покидает пределов этого мира, покойный просыпается в своей гробнице с первыми лучами великого Атона и проводит день среди живых. Таким образом, была утрачена вера в существование загробной реальности.

Вскоре после смерти Эхнатона все его новшества были искоренены, а сам фараон – посмертно проклят. Но, хотя официально общество вернулось к старому укладу жизни, указанный Эхнатоном путь развития уже не позволял египтянам жить и верить по-прежнему.

Заключение

Искусство Древнего Египта формировалось и эволюционировало вместе с тем, как менялись взгляды египтян на окружающую действительность, лишь одно оставалось неизменным всегда: искусство служило зеркалом, в котором отражались культовые верования нации.

warps.ru


Смотрите также