Культура древней греции. Культура Древней Греции (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античная культура Древней Греции. Культура древней греции


Античная культура Древней Греции

12

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

- космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г

омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых, признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

studfiles.net

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Культура Древней Греции

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

gidvgreece.com

Древняя Греция | Культура Древней Греции

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейский период (2800-1100 до н.э.) - крито-микенская культура.
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) - распад родоплеменного общества.
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) - становление рабовладельческих государств - полисов.
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.) - расцвет полисов.
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры - дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!  Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий - величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

Главная задача искусства V в. до н.э. его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо - как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Принято считать, что греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция

www.mysterylife.ru

Культура древней Греции - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Общие положения о культуре древней Греции.

 

Культура древней Греции, иначе именуемая, как античная, многообразна. Сложно найти такой вид искусства, в котором не оставили бы свой след эллины, то есть греческий народ. И след этот весьма заметный, ни одному другому народу пока не удалось достичь таких огромных успехов в различных сферах культуры, каких когда-то достигли греки.

Многое было унаследовано эллинами от соседних восточных народов. Влияние Египта и Вавилона на культуру древней Греции достаточно заметно, однако, греки не копировали образцы искусства, они лишь брали их за основу, которую доводили до классического идеала. Этот идеал актуален до сих пор, античная культура все так же служит образцом для подражания, кажется, время над ней совсем невластно. И разве может быть иначе, ведь создавая скульптуры, поэмы, здания, и даже философские трактаты, древние греки исходили из общих понятий, таких как «красота» и «добро». В таких работах в культ возводилось человеческое тело, атлетичная фигура воспринималось, как нечто почти божественное, то, что не может ни заслуживать внимания, потому что красиво само по себе.

 

Эгейский период культуры древней Греции

Всю культуру древней Греции принято условно разделять на несколько этапов.  Первый эгейский, иногда именуемый крито-микенским или же минойским. Наиболее широкое развитие здесь получили архитектура и скульптура. Самые яркие памятники этого этапа – Микенский и Кносский дворец, недошедшие до наших дней в первозданном виде. Однако от этого их значимость для понимания общих закономерностей строительства того времени не уменьшается. Второй замок, кроме всего прочего, свидетельствует современникам и о правдивости одного из мифов древней Греции – о Тезее и Минотавре. Произведя раскопки, археологи убедились в том, что описанные события не вымысел, и действительно имели место быть. Масштаб дворца поражает, сохранившийся первый этаж строения насчитывает более 300 комнат. Ни мало удивляет и наличие системы водоснабжения и канализации.

В минойский период активно развивались многочисленные ремесла, переплавлялась бронза, особое внимание уделялось искусству керамики. Дошедшие до нас скульптуры, статуэтки и причудливо украшенные вазы, относящиеся к этому этапу развития древней Греции, свидетельствуют о филигранном мастерстве эллинов. Искусно вылепленные детали создают впечатление, что перед нами не статуя вовсе, а настоящая девушка. Многообразия сюжетов свидетельствует о развитости Эллады, несмотря на то что в это время она только начинала зарождаться.

Отличилась эта эпоха и живописью. Множество безымянных росписей, нанесенных на стены разных дворцов, отлично подтверждают это. Помимо них, можно выделить и вполне конкретные работы с названиями, например, «Игра с быком».

 

Гомеровский период культуры древней Греции.

Крито-микенская культура очень сложна и многогранна. К сожалению, с XI по IX века до нашей эры она полностью перестала существовать, так же как и вся минойская цивилизации. Когда все старое было разрушено, без промедлений был начат процесс создания нового устройства жизни, складывания общества. Столь переломный момент находит отражения в письменных памятниках культуры, работах Гомера. Главным описываемым событием являлась Троянская война. Так как никаких других источников информации об этой эпохи не сохранилось, этот небольшой период многие ученые выделяют, как «Гомеровский».После того как все страшные события остались позади, процессы в обществе стали протекать весьма стремительно, вновь начала активное развитие. В VIII -VI века до нашей эры происходит множество общественно значимых событий, главным из которых является становление городов-государств, или же полисов. Именно в это время происходит формирование культуры древней Греции в том виде, в котором ее представляют многие сегодня.

Архаичный период  культуры древней ГрецииВ период архаичной культуры появилось алфавитное письмо. Возникновение системы образования приводит к развитию философии и различных наук, в том числе и математики.  Активное развитие ремесел стало причиной развития широких торговых связей, которые, в свою очередь, послужили толчком для чеканки монет, и активации денежного оборота. В общем, в это время равномерно развивались все институты общества. Если говорить о культуре, то наиболее ярко представляет эту эпоху архитектура и скульптура. На смену дворцов пришли храмы. Малые формы скульптуры отходят на второй план, распространяется монументальная, сперва деревянная а затем и каменная. В массовое сознание уверенно входит идеал человека, у которого душа в полной гармонии с телом, и развиты обе составляющие личности. В связи с этим культ тела становится еще более всеобъемлющим, и все чаще встречается два варианта скульптуры: курос, воспевавшая атлетичную фигуру юноши, и женская фигура в драпировках, к примеру, кора.

Помимо скульптуры и архитектуры в архаичный период развивается и поэзия. Если до этого, в гомеровский период основными литературными произведениями считались «Илиада» и «Одиссея», то теперь к ним прибавились и поэмы Геосиода. Ярчайшим образцом греческой поэзии можно назвать работы единственной женщины-поэтессы того времени Сапфо, дошедшие до современного человека в неполном варианте. Известным становится и Анакреонт, которого восхищала жизнь. Он один из тех, кто в своих произведениях призывал к получению от жизни наслаждения, жить лишь для ублажения собственных желаний.

Классический период культуры древней Греции.Однако все это лишь подготовительные этапы. Крито-микенский, гомеровский и архаичный периоды подготовили отличную почву для развития. К V веку до нашей эры были созданы все необходимые условия для становления истиной культуры древней Греции. Всего лишь за один век эллины сумели достичь того, что до сих пор еще не удалось ни одному из когда-либо существовавших народов – они создали образцы и идеалы для всех видов искусства. Этот благодатный период ученые окрестили классическим.Промежуток с V по IV век до нашей эры известен, в первую очередь такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Эти гении философской мысли зародили не только основы философии, но и прочих смежных наук, а также литературы.

Так как в классический период окончательно утверждается система городов-полисов, а успешные военный действия постоянно приводят к увеличению территорий, в это время небывалых высот достигает архитектура, увеличивается строительство городов. Появляется некий образец устройства городских улиц – акрополь. Его главным преимуществом является четкое разделения всех зданий на зоны: жилая, общественная, торговая, производственная и портовая. Каждый такой город имеет парадные ворота, несколько храмов. Таким образом, любой греческий населенный пункт того времени был точно таким же, как и все прочие, что не позволяло случайному путнику заблудиться. Самым известным Акрополем является Афинский, он по праву входит в список выдающихся архитектурных шедевров.

Самые известные памятники классического периода.Помимо Акрополя есть еще немало любопытных сооружений того времени. Так, храм Артемиды в Эфесе был отнесен к семи чудесам света. В нем располагались не менее известные статуи Праксителя и Скопаса, а, кроме того, великолепные росписи на стенах, это и придавало строению неповторимый колорит.Второй памятник этого периода, также относящийся к чудесам света была граница Мавсола, правителя Карий. Высота сооружения 40 м  была разделена на два равных этажа. Помимо гробницы самого правителя там же было расположено  и погребение его жены. Сверху у памятника была крыша, наподобие пирамиды. Она была украшена колесницей, в которой стояли Мавсол и его жена. С боковых сторон оно было увенчано двумя типами скульптур – большими львами и всадники.

Скульптура классического периода.Скульптуры классического периода, это в основном фигуры богов, такие памятники изготавливались специально для храмов. Известны многочисленные статуи богини Афины различной высоты, или Зевса, особенно тот, что располагается в храме города Олимпия и уходит вверх над уровнем земли на 14 м. Боги непременно изображались с присущими им бытовыми атрибутами, нельзя было представить себе Апполона без кифары, так же как и Афину без копья и шлема.

Обращались и к другой, более приземленной тематике. Об этом свидетельствуют работы скульптора Пифагора Регийского с говорящими названиями «Мальчик, вынимающий занозу», или же творение Поликлета «Раненая амазонка». Активное обращение к изображению человека послужило причиной возникновения первого труда о пропорциях человеческого тела. «Канон» стал отличным теоретическим подспорьем для многих мастеров, впрочем, актуален и в наши дни.

Фигуры позднего классического периода были особенно подвижны, им были присущи множественные движения, каждая поза была живой, оттого, так часто при взгляде на подобные скульптуры возникает ощущение, что перед нами вовсе не камень, а живой, настоящий человек.

Литература классического периода.Но не одной архитектурой и скульптурой известна классическая эпоха развития древнегреческой культуры. В это время набирает обороты и литературы. Ярчайшим представителем поэзии является Пиндар. Этот период характеризуется и возникновением театра, а, значит, расцветам трагедий. Здесь ключевыми именами становятся Эсхил, со своим произведением «Прикованный Прометей», Софокл со  знаменитым «Эдил-царем», а также Еврипид и его версия «Медеи». Вообще существовал ряд общепринятых сюжетов, которые были общими для нескольких авторов, при этом все творцы по-своему изображали душевные метания героя, его переживания. Пытались не просто показать ситуацию, но и сказать о предпосылках, приоткрыть сущность характеров.Помимо трагедии активно развивается и комедия. Здесь наиболее ярко себя проявил Аристофан, прибегая к разговорному стилю, легкости и доступности речи. Любовь публики была безграничной, потому что все творения Аристофана были просты и понятны простым обывателям. Автор предлагал для зрительского размышления злободневные темы, центральной же была тема мира.

Эллионизм.Заключительным периодом греческой культуры условно называют эллионизмом. По сути, это не чисто греческая культура, а результат ее синтеза, симбиоза с культурой восточной. Рим возможно и захватывает территорию Греции, но вместе с тем перенимает у некогда могущественной державы культуры, традиции и даже богов.Философия в это время уже не развивается так активно, как раньше. Современная царица наук – математика, наоборот развивалась очень активно. Появление на научной Арене Евклида и Архимеда этому немало поспособствовало. Двое ученых разработали теорию для нынешней геометрии, физики и  алгебры. Было совершено множество научных открытий, появились различные технические изобретения, и все это ни мало способствовало возникновению различных изобретений.Рассматривая искусство стоит отметить, что наиболее заметно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Только теперь на смену храма приходят общественные строения, к примеру, театры, библиотеки, здания гимнасий, но не только. Также развивается в это время и частное, дворцовое строительство. Из интереснейших объектов можно выделить, к примеру, Александрийский маяк, высотой около 120 м.

Скульптура эллионизмаСкульптура этого этапа в целом мало чем отличается от классической, правда есть все же специфические особенности. Внутренний драматизм поз и мимики изображаемых людей относится к таковым. И все строение теперь приобретают совсем другой масштаб, представляя собой действительно высокие статуи. К примеру, широко известна статуя бога Гелиоса, иначе Колосс Родосский, высотой 36 метров. Ввиду своих габаритов и местонахождения это творения просуществовало недолго, полностью разрушившись по вине землетрясения.

Многогранность древнегреческой культуры.Древняя Греция прекратила свое существование в 146 году до нашей эры, однако, ее неповторимая культура жива и поныне. В каждой науке, и в каждом виде современного искусства можно встретить отголоски того периода, когда Эллада была могущественной развитой и передовой страной, а эллины одним из самых грамотных и высокоорганизованных народов. Любой образованный человек просто обязан знать античную культуру. Да и разве может быть по-другому, если культура эта изучается с детства. Начиная с книжки с картинками «Мифы древней Греции» Куна.

Став взрослыми и завершив образования в школе а затем в институте, влияние эллинской культуры на человека не ослабевает, ведь сюжеты всех литературных произведений и фильмов, так или иначе взяты именно из античной мифологии, греки прописали все возможные варианты развития событий. И, бесспорно, каждый знает культовые скульптуры древней Греции, для этого вовсе не обязательно побывать в этой стране, достаточно время от времени пользоваться интернетом или просматривать телевизор. Однако вполне понятно, что как бы кто ни пытался, просто невозможно охватить древнегреческую культуру целиком, объем материала слишком велик. И при этом все же не может скрыться от глаз тот факт, что практически не зная ни одного ученого Вавилона, древнего Египта, любой современный человек сможет назвать немало имен греческих ученых, не прибегая при этом к помощи дополнительных средств информации.

Что сделали древние греки для современного человека?Безусловно, есть множество того, за что человечество могло бы отблагодарить древних греков. Это философия, астрономия, медицина, разнообразные политические термины, театр, литература – всего на самом деле не перечесть.  Если же говорить об отличительных особенностях культуры древней Греции в целом, можно выделить вазопись, как вид искусства, различные статую древнегреческих богов, многие из которых дошли сквозь века и до наших дней. Также на общем фоне выделяются и различные архитектурные строения, от замков до храмов. Культура древней Греции немыслима и без литературы, причем весьма разнообразной. Помимо того что эллины сами творили в самых разных стилях и жанрах, они еще описали каждый из ныне существующих. «Поэтика» Аристотеля представляет собой кладезь мысли, в ней описаны все особенности трех литературных родов: лирики, эпоса и драмы.

 

А кроме того, в этом же теоретическом труде обосновываются  такие термины, как хронотоп, форма, композиция. Все это в немалой степени повлияло на все последующие попытки создать художественный текст. Проще говоря, становится вполне понятно, что культура древней Греции для современного человека важна также, как она была важна когда-то для самих эллинов. Без нее может состояться личность, не может протекать ни один творческий процесс.

antiquehistory.ru

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции

Введение

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

История Эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков – дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая, богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлился несколько десятков лет, пока греческие племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории.

Изрезанные бухты Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые сады и хлебные поля, которые приносили главные продукты питания: вино, оливковое масло и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали прекрасные, похожие на людей боги.

Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались на достигнутом. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою.

Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном.

До сих пор современные историки и ученые проявляют очень большой интерес к истории этого государства.

Основными целями данной работы являются:

1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой.

2. Рассмотреть деятельность выдающихся личностей Греции и показать их влияние на культурно-исторические процессы государства.

1. Мифология и религия

Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять мировоззренческие основы эллинов.

Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека.

Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам.

Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон.

Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него.

На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов.

Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности.

Греческие боги:

ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.

Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага.

ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС – вестник богов.

ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА – богиня юности.

АМФИТРИТА – богиня моря.

ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых.

2. Литература

Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы, и в первую очередь в рождении эпической поэзии.

Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт – крестьянин Геопсид и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов.

ГЕСИОД жил в конце VIII– начале VIIвека до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки разучиваемых по записи текстов.

В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода.

Гениальный древнегреческий поэт ГОМЕР родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIIIвеке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах.

Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XIX века Гомера считали вымышленным лицом и поверили в реальность его существование лишь после открытий Шлимана и Эванса. Но в античные времена, судя по высказываниям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений.

Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям.

О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Гомера считают автором этих двух шедевров эпической поэзии. Записаны они были в IX–VIII вв. до н.э., а до этого, видимо, существовали в виде отдельных устных сказаний.

Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный жанр. Басня – это короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму – разуму.

Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах.

О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга о Ксанфе-философе, его рабе, или Похождения Эзопа» – одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки.

3. Архитектура

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА.

Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V– начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй – главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

mirznanii.com

Культура Древней Греции - это... Что такое Культура Древней Греции?

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.

Мифология

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в 5-м столетии до н. э.

Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Мифология — это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.

Философия

Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.

Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.

Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.

Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.

Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.

Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.

Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.

В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

Искусство

Литература

Архитектура

См. также

Литература

med.academic.ru

Культура Древней Греции — WiKi

Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.

Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разреживаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.

Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.

Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.

Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.

Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.

Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет суть человеческого существа.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.

В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

ru-wiki.org


Смотрите также