Религиозные учения древнего востока. 2)Основные религиозно-философские учения Востока.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философско-религиозные учения древнего востока. Религиозные учения древнего востока


2)Основные религиозно-философские учения Востока.

1. Мифология - колыбель философии

Живущий на земле человек, в силу самого факта своего существования не может не познавать окружающий мир, не философствовать о нем. Поэтому элементы философии появились, наверное, вместе с появлением человека. Человек же современного типа или человек разумный (Homo Sapiens) появился примерно 40 тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно 5 тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на первобытные времена. Мы знаем, что пещерные жители охотились и собирали дары природы, хранили огонь и боролись за жизнь. Они не писали книг, не совершали кругосветных путешествий и не делали научно-технических открытий. Науки и искусства появились в полном смысле только в эпоху цивилизации. Но видя перед собой окружающий мир, древнейший человек не мог не задумываться о нем, если был существом разумным, не мог не пытаться объяснить его себе, хотя бы в самых общих чертах. Первобытный человек объяснял себе окружающее с помощью мифов, совокупность которых – мифология - была тем “корнем”, из которого впоследствии выросли различные формы духовной культуры: наука, религия, искусство и философия. (Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжала существовать наряду с другими – религиозными и философскими представлениями). Человек видел движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы. Ему было необходимо объяснить себе все это, понять происходящее вокруг. Но у него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, так как он первым шел по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашел бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его. Было бы неправильно полагать, что мифологическое сознание - явление давно ушедшей эпохи. В сегодняшней жизни мы вполне можем наблюдать его. Ребенок от рождения примерно до трех лет находится полностью в мифологическом пространстве. Присмотритесь к нему внимательно: он не выделяет себя из мира, а все окружающее для него - такое же, как он сам. Если младенец ударился, например, о стол, он стучит по нему, наказывая предмет, причинивший ему боль, пусть столу тоже будет больно, чтобы он больше никогда не обижал маленького. в первобытности человек един с миром и поэтому все (на своем уровне) о нем знает, но не осознает этого (незнание знания), в эпоху же цивилизации человек существует как бы вне мира, по ту его сторону, являясь познающим субъектом и поэтому ничего о нем не знает, но осознает этот факт (знание незнания). Перед нами вечный сюжет: “когда мы там, не знаем; когда же знаем, то уже не там”, который наблюдается на самых различных уровнях и в самых разнообразных сферах.

2. Идеи о брахмане и атмане в индийской философии

Первые цивилизации появились приблизительно 5 тысяч лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии, последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае. Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает “ведение” или “знание” - это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются “Упанишады”, в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В “Упанишадах” мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем. Все мироздание – это Брахман, то есть идеальное, духовное или разумное мировое начало. По смыслу – это Бог. Но представления о Боге у разных народов и в разные эпохи сильно отличаются друг от друга. Если считается, что Бог – это идеальное существо в виде какой-либо личности, которое стоит вне мира или над миром и мир сотворило, то такое воззрение называется теизмом (от греческого “теос” – Бог). В теизме Бог – это личное начало (потому что существует в виде личности) и поэтому часто называется личным Богом. Но теизм появился только на рубеже античности и средневековья, а в древности представление о Боге было иным. Считалось, что все окружающее нас - это и есть Бог или, что мир равен Богу, а Бог - миру, что они тождественны. Бог растворен во всем мироздании, он везде и поэтому нигде конкретно, он не вне мира, но внутри него, так как он и есть мир. Такой Бог называется безличным, потому что он в данном случае не в виде личности и вообще не может быть ни в каком определенном виде, ибо он и Вселенная – одно и то же. Так вот индийский Брахман и есть то самое безличное начало, пантеистическое божество. Брахман – это весь мир. Индивидуальная человеческая душа – это Атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа не находится в единстве с Брахманом, потому что постоянно отпадает от него и существует в каком-нибудь теле в физическом, материальном мире. Вернее, Атман единожды отпадает от Брахмана, то есть частица целого отпадает от него и становится чем-то конкретным, индивидуальным, становится Атманом и в то же самое время появляется в виде какого-либо материального предмета: растения или животного, или человека. Пока живет это физическое тело, живет в нем и душа – атман, когда тело умирает, атману следовало бы вернуться к Брахману и раствориться в нем, стать им и перестать быть атманом, но этого не происходит, и душа (атман) вселяется в другое тело, когда погибает и оно, атман начинает жить в новом и так постоянно. Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родиться очередной раз решается законом кармы (воздаяния): если одна жизнь была плохой, следующая будет лучше и наоборот, хотя любая физическая, телесная жизнь плоха. Тело ведь рождается и умирает, а при жизни подвержено разным страданиям, будь это тело растения, животного или человека. Поэтому лучше всего после очередной смерти соединиться с Брахманом и больше не рождаться вновь, в физическом мире, не появляться на земле, не претерпевать отныне ни рождения, ни смерти, ни телесных страданий.

3. Буддизм о преодолении желаний Одним из наиболее известных и значительных направлений в индийской философии является буддизм. Создание этого учения связано с легендой о принце по имени Сиддхартха Гаутама, который жил в Индии приблизительно в VI веке до нашей эры.

Ядро буддизма – это “четыре благородных канона”, то есть четыре основных положения, которые состоят в следующем. Во-первых, жизнь это страдание и потому зло. Какой человек скажет, что жизнь его счастлива и что у него все точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно найти счастливца, зато каждый из нас чем-то недоволен, расстроен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радости, а если последние и случаются, то печалей, неустроенности, неудовлетворенности все равно больше. Во-вторых, надо ответить на вопрос, в чем причина человеческого страдания и несчастной жизни. Причина эта заключается в постоянном стремлении человека к чему-либо, которое понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и жаждет их реализовать. Третьим пунктом учения является положение о том, что преодолеть страдание возможно через устранение жажды, то есть – постоянного человеческого стремления к чему-либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая при этом круг возможностей, то не лучше ли сузить круг желаний до круга возможностей. Ведь возможности меньше не станут, а желания, ограниченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гармония человека с самим собой, прекращение борьбы и напряжения, прекращение страданий. Кроме того, наше вечное стремление к большему и к лучшему, погоня за желаниями приковывает нас к колесу сансары и заставляет рождаться вновь – для новой жизни, новых стремлений и страданий. Отказываясь от своих желаний, мы тем самым отказываемся от самих себя, теряем индивидуальное “я” и погружаемся в нирвану, то есть умираем насовсем для того, чтобы жить вечно.

Четвертый его пункт раскрывает этот путь или поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване – это правильное суждение (т.е. понимание жизни как страдания), правильное решение (решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхитростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками). Как ни удивительно, но для того, чтобы достичь счастья, надо отказаться от постоянных стремлений к нему. Мы оттого и несчастны, что гонимся за ним, полагая, что оно – в реализации наших желаний. Налицо парадокс: отказаться, чтобы получить.

4. Конфуцианство о небесном порядке вещей Одной из основных систем китайской философии было конфуцианство. Его создатель – философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций) жил примерно в VI-V в.в. до н.э. и излагал свое учение устно. Оно было впоследствии записано его учениками в книге “Беседы и суждения” (Лунь юй). Тема земного зла волновала всех без исключения философов. Но если в буддизме речь идет о страданиях отдельного человека и способе их преодоления, то в конфуцианстве говорится о социальном зле или о несчастиях, которые претерпевает общество. Ведь если оно бедствует, значит страдает и каждый отдельный его представитель и, напротив, если общество процветает, то благополучен и каждый человек, входящий в него. Каковы же причины социальных несчастий? Почему государи обижают свои народы, а народы поднимаются против своих государей? Почему в мире процветает жестокость, ложь и вражда? И, главное, как избавиться от этих напастей и сделать человеческое общежитие гармоничным и счастливым? Зло не имеет самостоятельной причины в мироздании, говорит Конфуций. Наш мир сам по себе не зол и не может быть таковым, потому что он создан и контролируется абсолютно добрым и высшим, безличным, пантеистическим началом – Небом (Тянь), которое само будучи добром, назначило и мирозданию быть добрым. Небо установило порядок (Ли), наполненный добродетелью, то есть имеющий своим смыслом добро. Оно, таким образом, изначально заложено в программу мироздания. Зло не было создано добрым Небом в качестве самостоятельного элемента мира. Откуда же оно берется? Оно проистекает от нарушения порядка, который был создан добрым, то есть от нарушения добра. И это нарушение производим мы – люди, оттого, что не понимаем вполне этот небесный порядок, не видим его, не можем или не хотим ему следовать, выполнять его. Мы вносим в мир беспорядочность, разрушая изначальную гармонию, мы создаем в нем хаос, тем самым нарушая и уничтожая первоначальный порядок. Так появляются несчастья и беды, так появляется зло. Таким образом, оно есть результат нарушения мирового баланса или упорядоченности. Зло - это разбалансированность мироздания. Представим себе механизм, прекрасно работающий, все части которого правильно соединены друг с другом и потому нормально функционируют. Теперь представим себе, что этот механизм разобрали и соединили его части не в той последовательности, неправильно. Будет ли этот разбалансированный механизм, как и раньше, работать? Скорее всего он вообще не сможет действовать. Так же и в нашем мире, изначально гармоничном и упорядоченном, искажение гармонии, нарушение порядка превращают его в дисбаланс и хаос, в котором все не так, как должно быть: людям следует помогать друг другу, а они враждуют, им следует соблюдать справедливость, а они творят всяческие бесчинства, им надлежит поступать добродетельно, они же совершают злодейства. Для того, чтобы этого не происходило, чтобы упорядочить и гармонизировать человеческую жизнь, сделать ее благополучной, нам следует понять небесную волю и тот добрый порядок вещей, который оно установило. Мы должны увидеть этот порядок, осознать его до конца, а далее – следовать ему постоянно, выполнять его неукоснительно. Нам не следует искать общественное счастье где-либо, так как оно всегда рядом с нами, им нужно только воспользоваться. От нас требуется всего лишь соблюдать добрый порядок, назначенный нам Небом, жить по нему, в соответствии с ним, выполнять все его принципы и правила, никогда не нарушать их, и тогда наша жизнь, построенная на исполнении этого порядка и руководимая им, будет безупречно правильной и оттого счастливой. Основными ее принципами или главными добродетелями, установленными Небом, являются великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (и), преданность государю (чжун) и другие. Конфуцианское учение как нельзя лучше соответствовало историческим процессам экономической, политической и культурной консервации и изоляции Китая и на долгое время стало официальной доктриной, способствуя внутренней целостности, неизменности и национальной самобытности китайской цивилизации, которая для европейцев всегда была непостижимой и загадочной.

5. Даосизм о всеобщей предопределенности Другой известной системой китайской философии был даосизм. Его основатель, современник Конфуция, философ Лао-цзы (старый учитель) написал сочинение “Дао дэ цзин” (Книга о пути и добродетели). Одной из проблем философии всегда был и остается по сей день вопрос о свободе человеческой воли. Что определяет жизнь каждого из нас, а вернее, что главным образом на нее влияет: мы сами или же что-то вне нас? То ли все в наших руках и мы сами творим свою жизнь, то ли она подчиняется неким иным силам, которые от нас не зависят. Два всем известных положения прекрасно иллюстрируют существование проблемы. Первое о том, что “каждый – кузнец своего счастья”, второе же говорит – “от судьбы не уйдешь”. Воззрение, по которому мы сами формируем свой жизненный путь, может быть названо волюнтаризмом (все зависит от нашей собственной воли), противоположный ему взгляд – это фатализм (от латинского слова “фатум” – судьба или рок, господствующий над людьми). В первом случае говорится о наличии свободы или свободной человеческой воли ( что хочу, то и делаю, и все зависит только от меня), во втором же – об отсутствии оной и о наличии зависимости (что ни делай, все равно все будет так, как предрешено). Стало быть, если есть какая-то сила или сущность, или начало, которая выше нас и намного сильнее, в подчинении у которой мы находимся, тогда нет смысла надеяться и рассчитывать на себя, ибо этой высшей силой за нас все продумано и просчитано, и жизнь наша сложится так, как угодно чьей-то безграничной воле, ведущей нас в неведомом направлении. Если же эта сила не существует, а есть только мы со своими замыслами и расчетами, то все будет так, как мы хотим и предполагаем, ведь нет ничего над нами, стало быть мы сами ведем себя в избранную нами же сторону. Получается, что фатализм обязательно предполагает тяготеющий над нами рок, отсутствие которого неизбежно ведет к волюнтаризму. Даосизм говорит о том, что человеческая воля в любом случае несвободна и что возможна только фаталистическая модель мироздания. Если рок существует, то фатализм сверхъестественный (так как этот рок – сила высшая и непостижимая), а если его нет, то получается не волюнтаризм, а тоже фатализм, но только естественный. Даосизм и представляет собой учение естественного фатализма. Сущность его в следующем. Человек, говорят даосские философы – это полет стрелы: она движется туда, куда послала ее рука стрелка и зависит ее движение от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути. Понятно, что направление ее полета может измениться: подул сильный ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь врезалась, но весь вопрос в том, может ли стрела сама изменить направление своего движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или же не лететь вовсе? Путь жизни, заданный всей суммой внешних сил, называется дао. Этот путь есть у любой вещи, потому что каждый предмет мира и его существование, как и человек, тоже результат всех возможных факторов. И у всего мироздания есть свое дао. Жизнь, исполненная такого взгляда, ни к чему не стремящаяся, тихая и спокойная, погружена в созерцание своего дао и в безмятежное следование ему. Невозмутимо и мирно течет она неспешным потоком в обозначенном ей русле, не подверженная страстям, беспокойству и напряжению. Просто и умиротворенно внемлет она окружающему миру, как вечно внемлет небу цветущая и увядающая, всегда прекрасная и безмолвная природа. Истина даосизма – это жизнь, не противостоящая мирозданию, но спокойно в нем растворяющаяся, и тем самым достигающая мудрого счастья.

studfiles.net

Философско-религиозные учения древнего востока

Древняя Индия:

Буддизм

Джайнизм

Локаята (чарвака)

Древний Китай:

Конфуцианство

Даосизм

Легизм

ТЕСТЫ:

  1. Основателем даосизма считается

а) Конфуций

б) Лао Цзы

в) Мо Цзы

г) Мэн Цзы

  1. Как звали Будду до того, как он стал «пробуждённым»?

а) Махавира Вардхамана Джина

б) Тит Лукреций Кар

в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни

г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд

  1. Принцип «не-деяния» в даосизме основан на том, что

а) человек – малая частица Вселенной; он не способен познать великую связь вещей; любое его действие, стремление что-либо изменить не имеет смысла, так как всё возвращается в свою противоположность

б) «жажда жизни» мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препятствует достижению нирваны

в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершенствовать

г) всё существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено волей Бога-Творца

  1. В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения Древнего Китая?

а) даосизм, джайнизм, легизм

б) буддизм, конфуцианство, легизм

в) конфуцианство, легизм, даосизм

г) даосизм, локаята, йога

  1. Какое из перечисленных учений не является древнеиндийским?

а) буддизм

б) локаята

в) джайнизм

г) даосизм

  1. Общественный идеал Конфуция

а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети

б) общественная собственность и демократическое управление

в) возврат к «золотому веку» предков, к натуральному хозяйству и отсутствию государства

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы

  1. Буддизм возник в

а) 6 в. н. э.

б) 6 в. до н. э.

в) 17 в. н. э.

г) 3 в. до н. э.

  1. Какое из приведённых положений разрабатывалось в джайнизме?

а) жизнь – это страдание, преодолеть которое невозможно

б) идеальный человек – «благородный муж»

в) принцип ахимсы (ненасилия)

г) принцип «не-деяния»

  1. В «четырёх благородных истинах» буддизма речь идёт о

а) препятствиях на пути истинного познания материального мира

б) способах преодоления жажды жизни

в) методах совершенствования общественной жизни

г) структуре идеального государства

  1. Какое из перечисленных учений является материалистическим?

а) локаята

б) буддизм

в) конфуцианство

г) легизм

  1. Какое из приведённых положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание

б) причина страданий – жажда жизни

в) путь избавления от страданий – жажда жизни

г) у страдания есть причина

  1. Какие учения наиболее близки между собой?

а) буддизм и конфуцианство

б) даосизм и джайнизм

в) буддизм и джайнизм

г) даосизм и конфуцианство

  1. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы

а) происхождения и структуры бытия

б) отношения к традициям предков

в) добродетели, долга, чести, благородства

г) надлежащего управления государством

  1. Из «арсенала» какого учения взяты следующие термины: карма, дхарма, сансара, нирвана?

а) конфуцианство

б) локаяты

в) даосизма

г) буддизма

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Основные черты

Фалес

Гераклит

Анаксимен

Анаксимандр

Парменид

Демокрит

Пифагор

Платон

Аристотель

Сократ

Софисты

ТЕСТЫ:

  1. Гераклит первоосновой бытия считал

а) огонь в) апейрон

б) воду г) число

  1. Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема происхождения и структуры бытия, был

а) Платон в) Фалес

б) Аристотель г) Сократ

  1. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляет

а) атом в) число

б) воздух г) монада

  1. Какой античный философ предложил в качестве сущности и первоосновы всего сущего беспредельное (апейрон)?

а) Аристотель в) Анаксимандр

б) Анаксимен г) Августин

  1. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия)

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы

в) атомы делимы до бесконечности

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре

  1. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) иеоцентризм в) пантеизм

б) космологизм г) эмпиризм

  1. Поиском первоосновы бытия, «праматерии», из которой произошло всё сущее, в античной философии занимались

а) Парменид, Платон, Аристотель

б) Сократ, Протагор, Горгий

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен

  1. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид

  1. Какое вещество предложил Фалес в качестве первоматерии?

а) воду в) воздух

б) апейрон г) огонь

  1. По мнению Платона, душа человека после смерти тела

а) переселяется в рай или ад

б) распадается на атомы

в) переселяется в другое тело или возвращается в «мир идей»

г) переселяется в другое тело или достигает нирваны

  1. Сократ отождествлял знание с

а) пользой в) силой

б) мудростью г) «припоминанием»

  1. видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей – предмет исследования

а) Гераклита в) Платона

б) Аристотеля г) Фалеса

  1. Кто из античных философов полагал, что огонь, вечно воспламеняющийся и угасающий, является первоматерией?

а) Фалес в) Гераклит

б) Анаксимен г) Парменид

  1. Аристотель утверждал, что

а) форма превращает материю из возможности в действительность

б) человек – мера всех вещей

в) бытие есть, а небытия нет

г) первичным является мир вечных сущностей – идей, а производным от них – многообразие чувственно воспринимаемого мира

  1. Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида в) Платона и Аристотеля

б) Демокрита и Левкиппа г) Фалеса и Протагора

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

studfiles.net

Религиозно-философские учения Древнего Востока - путеводитель

Список используемой литературы

… Для того чтобы понять

современное состояние мысли,

вернейший путь вспомнить,

как человечество дошло до него…

А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, пред­посылки которого можно найти уже на ранних ступе­нях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о про­исхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на срав­нительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зави­симой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, ока­зывающих влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека.

Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предви­дения, основанной на наблюдении определенной по­следовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений.

К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка и прежде всего появле­ние абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и скла­дывания предпосылок для возникновения общих умо­заключений, а тем самым и для философии.

Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла но­вые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышле­ния складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Развитие философского мышления в странах Востока не составля­ло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона – Ближний Восток, Индия и Китай – представляют самостоятельные, культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы, и развитие социально-экономических отношений происходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала и накопленная сумма знаний и опыта.

Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индии постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Философия Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахманов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд – варны шудры. Происхождение термина «шудра» неясно. Слово «кшатрий» производят от глагола «кши» – «владеть, обладать; иметь власть, править; уничтожать, истреблять, убивать». «Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны были арийскими, они резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит».

Рекомендуем ознакомится: http://www.newreferat.com

worldunique.ru

Философско-религиозные учения древнего востока

Древняя Индия:

Буддизм

Джайнизм

Локаята (чарвака)

Древний Китай:

Конфуцианство

Даосизм

Легизм

ТЕСТЫ:

  1. Основателем даосизма считается

а) Конфуций

б) Лао Цзы

в) Мо Цзы

г) Мэн Цзы

  1. Как звали Будду до того, как он стал «пробуждённым»?

а) Махавира Вардхамана Джина

б) Тит Лукреций Кар

в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни

г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд

  1. Принцип «не-деяния» в даосизме основан на том, что

а) человек – малая частица Вселенной; он не способен познать великую связь вещей; любое его действие, стремление что-либо изменить не имеет смысла, так как всё возвращается в свою противоположность

б) «жажда жизни» мешает человеку освободиться от привязанности к земным вещам и препятствует достижению нирваны

в) человек уже достиг совершенства и ему уже нечего в этом мире ни познавать, ни совершенствовать

г) всё существующее в настоящем, все, что возникнет в будущем, абсолютно предопределено волей Бога-Творца

  1. В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения Древнего Китая?

а) даосизм, джайнизм, легизм

б) буддизм, конфуцианство, легизм

в) конфуцианство, легизм, даосизм

г) даосизм, локаята, йога

  1. Какое из перечисленных учений не является древнеиндийским?

а) буддизм

б) локаята

в) джайнизм

г) даосизм

  1. Общественный идеал Конфуция

а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети

б) общественная собственность и демократическое управление

в) возврат к «золотому веку» предков, к натуральному хозяйству и отсутствию государства

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы

  1. Буддизм возник в

а) 6 в. н. э.

б) 6 в. до н. э.

в) 17 в. н. э.

г) 3 в. до н. э.

  1. Какое из приведённых положений разрабатывалось в джайнизме?

а) жизнь – это страдание, преодолеть которое невозможно

б) идеальный человек – «благородный муж»

в) принцип ахимсы (ненасилия)

г) принцип «не-деяния»

  1. В «четырёх благородных истинах» буддизма речь идёт о

а) препятствиях на пути истинного познания материального мира

б) способах преодоления жажды жизни

в) методах совершенствования общественной жизни

г) структуре идеального государства

  1. Какое из перечисленных учений является материалистическим?

а) локаята

б) буддизм

в) конфуцианство

г) легизм

  1. Какое из приведённых положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание

б) причина страданий – жажда жизни

в) путь избавления от страданий – жажда жизни

г) у страдания есть причина

  1. Какие учения наиболее близки между собой?

а) буддизм и конфуцианство

б) даосизм и джайнизм

в) буддизм и джайнизм

г) даосизм и конфуцианство

  1. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы

а) происхождения и структуры бытия

б) отношения к традициям предков

в) добродетели, долга, чести, благородства

г) надлежащего управления государством

  1. Из «арсенала» какого учения взяты следующие термины: карма, дхарма, сансара, нирвана?

а) конфуцианство

б) локаяты

в) даосизма

г) буддизма

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Основные черты

Фалес

Гераклит

Анаксимен

Анаксимандр

Парменид

Демокрит

Пифагор

Платон

Аристотель

Сократ

Софисты

ТЕСТЫ:

  1. Гераклит первоосновой бытия считал

а) огонь в) апейрон

б) воду г) число

  1. Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема происхождения и структуры бытия, был

а) Платон в) Фалес

б) Аристотель г) Сократ

  1. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляет

а) атом в) число

б) воздух г) монада

  1. Какой античный философ предложил в качестве сущности и первоосновы всего сущего беспредельное (апейрон)?

а) Аристотель в) Анаксимандр

б) Анаксимен г) Августин

  1. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия)

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы

в) атомы делимы до бесконечности

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре

  1. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) иеоцентризм в) пантеизм

б) космологизм г) эмпиризм

  1. Поиском первоосновы бытия, «праматерии», из которой произошло всё сущее, в античной философии занимались

а) Парменид, Платон, Аристотель

б) Сократ, Протагор, Горгий

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен

  1. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид

  1. Какое вещество предложил Фалес в качестве первоматерии?

а) воду в) воздух

б) апейрон г) огонь

  1. По мнению Платона, душа человека после смерти тела

а) переселяется в рай или ад

б) распадается на атомы

в) переселяется в другое тело или возвращается в «мир идей»

г) переселяется в другое тело или достигает нирваны

  1. Сократ отождествлял знание с

а) пользой в) силой

б) мудростью г) «припоминанием»

  1. видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей – предмет исследования

а) Гераклита в) Платона

б) Аристотеля г) Фалеса

  1. Кто из античных философов полагал, что огонь, вечно воспламеняющийся и угасающий, является первоматерией?

а) Фалес в) Гераклит

б) Анаксимен г) Парменид

  1. Аристотель утверждал, что

а) форма превращает материю из возможности в действительность

б) человек – мера всех вещей

в) бытие есть, а небытия нет

г) первичным является мир вечных сущностей – идей, а производным от них – многообразие чувственно воспринимаемого мира

  1. Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида в) Платона и Аристотеля

б) Демокрита и Левкиппа г) Фалеса и Протагора

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

studfiles.net