Древний рим 12 таблиц. 3. Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

21. Основные черты римского права древнейшего периода. Законы 12 Таблиц. Древний рим 12 таблиц


«Законы XII таблиц». История Рима (с иллюстрациями)

«Законы XII таблиц»

Кодификация — первое документально засвидетельствованное событие внутренней истории Рима. Запись права в античном мире всегда была од­ним из самых первых лозунгов демократического движения в период паде­ния аристократической республики. Таким лозунгом она стала и для рим­ского плебса. Произвол патрицианских магистратов, в частности в области суда, вызвал требование записи обычного права. Традиция передает, что в 462 г. трибун Гай Терентилий Арса (Harsa) внес предложение о создании комиссии из 5 человек для выработки законов об ограничении власти прето­ров в духе придания ей коллегиального характера (de imperio consulari). Патриции оказали этому предложению самое решительное сопротивление. Завязалась ожесточенная борьба, тянувшаяся несколько лет. В нее, быть может, оказались втянутыми даже рабы и эмигранты (восстание Аппия Гердония). Обострился аграрный вопрос (закон Ицилия о заселении плебеями Авентина). Дело осложнилось борьбой с вольсками, сабинами и эквами.

Постепенно в процессе борьбы первоначальный проект о законодатель­ном ограничении власти высших магистратов перерос в план записи права вообще. Решено было отправить в Грецию комиссию из трех лиц для озна­комления с греческим законодательством вообще и законами Солона в частности. Комиссия выехала в 454 г. и через два года вернулась обратно. В 452 г. была избрана коллегия из 10 человек (децемвиры) на 451 г. Ей была дана вся полнота власти, так как других должностных лиц на этот год не выбирали. На действия децемвиров нельзя было апеллировать к народному собранию, и все их решения должны были приниматься едино­гласно: каждый член коллегии имел право протеста (ius intercessionis) про­тив действий других. Таким образом, власть децемвиров была строго кол­легиальной. В состав комиссии вошли и три посла в Грецию. Согласно преданию, все децемвиры принадлежали к патрициям. Главой их был Аппий Клавдий.

В результате годовой работы были составлены 10 таблиц законов. Со­гласно Ливию (III, 34), таблицы были выставлены на форуме для ознаком­ления и затем утверждены центуриатным собранием. Но этим дело не кон­чилось. Еще не все законы были собраны, и на 450 г. выбрали новых де­цемвиров. Руководящая роль на выборах принадлежала Аппию Клавдию, который явно заигрывал с плебеями. На этот раз избраны были не только патриции, но и плебеи, по-видимому, те и другие в равном количестве, как показывает анализ их имен. По Дионисию (X, 58), плебеев было трое. Аппий Клавдий попал и во вторую комиссию.

Однако вторые децемвиры вели себя далеко не так, как подобало бы законодателям. Были составлены еще только две таблицы, куда, между прочим, было внесено запрещение браков между патрициями и плебеями. Народное собрание для их утверждения не созывали. Децемвиры посту­пали, как тираны, особенно Аппий Клавдий. Они прибегали к насилиям, убийствам и к конфискациям имущества у плебеев.

Наступил 449 г. Срок полномочий децемвиров истек, но они и не соби­рались слагать с себя власть. Назревало народное восстание. Поводом к нему традиция изображает убийство плебея Л. Сикция[58], страстного про­тивника децемвиров, и гибель плебейской девушки Вергинии. Последнюю хотел захватить Аппий Клавдий, но ее отец, не желая отдавать дочь на позор, убил ее собственной рукой[59]. Вспыхнуло восстание плебеев. Они заняли Авентин, а оттуда с женами и детьми удалились на Священную гору. Децемвиры были вынуждены сложить с себя власть. Снова избрали двух преторов и десять народных трибунов. Аппий Клавдий был аресто­ван и в темнице покончил с собой.

В этих событиях, связанных с кодификацией, далеко не все можно при­знать достоверным. Маловероятна отправка посольства в Грецию[60]. Явно «бродячим сюжетом» является эпизод с Вергинией, выдуманы многие де­тали. Но самый факт кодификации и его дата, а также общая обстановка острой революционной борьбы не вызывают сомнения у подавляющего большинства исследователей.

Бесспорно, «Законы XII таблиц» не создались сразу: они продукт длин­ного исторического развития. В частности, кое-что было в них внесено, уже после V в. Однако их основное ядро отражает эпоху Ранней респуб­лики и было выражено в письменной форме около середины V в. Об этом говорит архаизм их языка, общих условий, жизни, отразившихся в них. В основном законы являются записью обычного права. Но, по-видимому, законодатели вынуждены были внести туда и кое-что новое. Однако это новое не было согласовано со старым, в результате чего получилась пест­рая смесь законодательных норм, иногда противоречащих друг другу. Так, например, архаический принцип тальона[61] мирно уживался со штрафом, являвшимся более развитой и прогрессивной формой наказания. Ст. 2 таб­лицы VIII гласит: «Если кто сломает кому-нибудь часть тела и не поми­рится, да будет равное возмездие».

Однако в следующей статье мы читаем: «Если кто рукой или палкой переломит кость свободному, пусть уплатит штраф в 300 ассов, если рабу — в 150 ассов».

Оба принципа совершенно не согласованы. Пережитки родовой соб­ственности отражены в ст. 4 и 5 таблицы V: «Если кто умирает без завеща­ния и у него нет прямого наследника, пусть его семью[62] возьмет себе бли­жайший агнат.[63]

Если агната нет, пусть возьмут семью члены рода».

Однако ст. 3 той же таблицы уже допускает свободу завещания: «Как завещает относительно денег или опеки над своим имуществом, так и да будет».

Остатки примитивных воззрений сказываются в статьях, карающих во­рожбу. Об этом говорят, например, фрагменты ст. 8 таблицы VIII: «Кто заворожит урожай... Пусть не переводит к себе чужого посева».

Как во всех древних кодексах, так и в «Законах XII таблиц», покуше­ния на частную собственность караются чрезвычайно сурово: «Коли со­вершивший ночью кражу убит на месте, то убийство его будет считаться законным» (табл. VIII, ст. 12).

По свидетельству Авла Геллия[64], «Децемвиры предписали свободных людей, пойманных с поличным, подвергать телесному наказанию и выда­вать (головой) тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы».

Римский юрист Гай пишет, что «Законы XII таблиц» «повелевали зак­лючить в оковы и после бичевания казнить огнем того, кто поджигал стро­ения или сложенные около дома скирды хлеба, если (виновный) совершил это преднамеренно».

В «Законах XII таблиц» мы находим разработанную систему долгового права в очень суровой форме. Этому посвящена вся таблица III. После того как должник признавал свой долг или после судебного решения, ему дава­лось 30 льготных дней, чтобы он мог собрать деньги для погашения долга. После истечения этого срока истец «налагал руку» на должника и вел его в суд для исполнения решения. Если должник не выполнял судебного реше­ния и никто не брал его на поруки, кредитор уводил его к себе в дом и заклю­чал в оковы или колодки «весом не менее, а если пожелает, то и более 15 фунтов». Во время пребывания в заключении должник мог кормиться за свой счет. В противном случае кредитор должен был давать ему не меньше, чем по фунту полбы в день. Должник оставался в таком положении 60 дней. В течение этого срока его три раза подряд в базарные дни (нундины) приво­дили на площадь к претору, и при этом объявлялась присужденная с него сумма денег. После этого должника можно было предать смерти или про­дать «за Тибр», т. е. за границу. В том случае, если кредиторов было не­сколько, закон допускал совершенно варварскую меру: «В третьи нундины пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, за это пусть не отвечают» (табл. III, ст. 6).

В науке было сделано много попыток истолковать эту бесчеловечную статью закона не в прямом смысле, а как-нибудь иначе. Но все эти попыт­ки неудовлетворительны, и приходится понимать ее в буквальном смысле. Впрочем, древние комментаторы «Законов XII таблиц» утверждали, что на деле эта статья никогда не применялась.

Семейное право, отраженное в «Законах XII таблиц», носит резко вы­раженный патриархальный характер. Отец обладает безграничной влас­тью над детьми вплоть до того, что три раза может продавать сына в раб­ство.[65] Только после этого сын выходит из-под власти отца:«Если отец триж­ды продаст сына, сын да будет свободен от отца» (табл. IV, ст. 2).

Женщина находилась в бесправном положении: сначала она была под властью отца, затем поступала «под руку» мужа, а в случае смерти пос­леднего находилась под опекой кого-нибудь из агнатов: сына, брата мужа и т. п.: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя бы они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, нахо­дились под опекой... за исключением только дев-весталок, которых при­знали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено "Законом XII таблиц"»[66].

Отношения клиентелы, как было указано выше, также нашли свое от­ражение в кодексе: «Патрон, обманувший своего клиента, да будет про­клят» (табл. VIII, ст. 21).

Характерно, что децемвиры, по словам Цицерона, фиксировали запре­щение браков между патрициями и плебеями: «После того как децемвиры составили десять таблиц с величайшей справедливостью в законах и бла­горазумием, на следующий год они предложили избрать новых децемви­ров... Последние прибавили еще две таблицы несправедливых законов... и самым бесчеловечным законом наложили запрет на браки между патрици­ями и плебеями»[67].

Внесение в кодекс этой нормы обычного права говорит, что в этом пунк­те плебеи потерпели поражение (правда, только временно, как увидим ниже).

Зато в другом вопросе плебеи, по-видимому, добились существенных уступок. Речь идет о конституционных гарантиях. Цицерон неоднократно писал о том, что «Законы XII таблиц» запрещали всякие привилегии, т. е. отступления от закона в пользу отдельных лиц. Кроме этого, запрещалось выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях ^r maximum comitiatum). Может быть, такой же уступкой в пользу плебеев нужно считать исправление календаря, про­изведенное вторыми децемвирами, о чем кратко и не вполне ясно замечает Макробий:

«Децемвиры, прибавившие к десяти таблицам две новых, внесли в на­родное собрание законопроект о добавочном месяце»[68].

Исправление календаря, находившееся целиком в руках патрициан­ских жрецов, в первую очередь было в интересах широких народных масс.

«Можно или нельзя вести дело в законном порядке, — говорит Цице­рон, — это знали в былое время немногие, так как календарь обнародо­ван не был. Большой властью пользовались те, к кому обращались за этими вопросами: у них допытывались относительно дней, словно у халдеев»[69].

Противоречивость «Законов XII таблиц» (тальон и штраф, родовое наследование и свобода завещания, суровое долговое право и конститу­ционные гарантии и т. п.) говорит не только о примитивности правовых воззрений, но и о том, что кодификация середины V в. была продуктом сословной борьбы[70]. Патриции по ряду существенных вопросов вынуж­дены были уступить, но продолжали сохранять за собой еще много ко­мандных высот. Естественно поэтому, что с изданием законов борьба не прекратилась.

Но как бы там ни было, кодификация имела огромное значение не только в истории сословной борьбы, но и в развитии римского права вообще. «За­коны XII таблиц» легли в основу того богатого юридического творчества, которое шло на всем протяжении римской истории и оказало огромное влияние на развитие правовых представлений Европы в Средние века и Новое время.

Вполне вероятно, что закон о запрещении браков между патриция­ми и плебеями был нововведением децемвиров, а не просто запи­сью давно существовавшего закона. Именно так и понимает этот запрет Цицерон: «Ибо децемвиры, прибавив две таблицы неспра­ведливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки меж­ду плебеями и «отцами» (О государстве, II, 63, пер. В. О. Горенштейна). Ливий в рассказе о законодательстве децемвиров прямо не указывает на характер этого закона, но затем в уста народного три­буна Гая Канулея вкладывает слова, показывающие закон таким образом, что запрещение браков явилось новшеством, причем ос­корбившим правовое чувство общества: «И не децемвиры ли всего каких-нибудь 3—4 года назад предложили это самое запрещение браков между патрициями и плебеями, нанеся великий вред госу­дарству и поправ права плебеев. Возможно ли большее и столь от­кровенное глумление над согражданами, которые, точно запятнан­ные, сочтены недостойными законного брака... Запрет и отмена за­конных браков между патрициями и плебеями преследует лишь одну цель — унизить плебеев. То, что везде и всюду было частным де­лом каждого... вы забиваете в колодки надменнейшего закона, гро­зя расколоть граждан и сделать из одного гражданства — два» (Ливий, IV, 4, пер. Г. Ч. Гусейнова).

Закон, запретивший патрицианско-плебейские браки, был отменен в 445 г., то есть спустя всего 5 лет после деятельности децемвиров. Более того, это вообще единственный из всех «Законов XII таб­лиц», который был формально отменен, устранен законодательным путем. При римском консерватизме вообще, а особенно при том громадном авторитете, каким пользовались XII таблиц, совершен­

но непонятно такое быстрое и легкое устранение одного из зако­нов, если не считать, что он воспринимался как противоречивший установившимся воззрениям и нормам жизни. Плебс сумел добиться победы в этом вопросе еще и потому, что, во-первых, очевидно, что данный закон был регрессом сравнительно с более древним обычным правом (Ливий, IV, 5—9), письменно фиксировать кото­рое и надлежало децемвирам; во-вторых, закон противоречил духу и назначению законодательства децемвиров, а именно: установле­нию общеобязательных норм и равенства всех граждан перед зако­ном.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ (лат. Leges XII Tabularum)

Кодекс древнейших римских законов, записанных в 451-450 гг. до н.э.

Они были созданы коллегией децемвиров для того, чтобы ограничить монополию патрициев и жрецов на толкование законов. Децемвиры в 449 г. попытались узурпировать власть, попытка не удалась, но все законы, принятые ими и одобренные сенатом и центуриатными комициями, сохранили свое действие.

Эти законы были записаны на металлических таблицах и были выставлены на Форуме у здания сената; в 387 г. до н.э. они были уничтожены во время нашествия галлов. Оригинальный текст Законов XII Таблиц до нашего времени не сохранился, мы располагаем лишь их фрагментами из сочинений более поздних авторов.

Судя по имеющемуся у нас материалу, в Таблицах еще не разделены гражданское, уголовное и процессуальное право, в центре внимания оказываются семейное, наследственное и соседское право. В Законах соседствует архаический принцип талиона и денежные штрафы.

В настоящее время активно обсуждаются три аспекта истории Законов: 1) расположение фрагментов и классификация законов; 2) какая часть текста сохранилась до нашего временм; 3) в какой степени они содержали положения того, что позже станет публичным правом. Некоторые ученые полагают, что нам неизвестны целые области, которые должны были покрывать Законы XII Таблиц, в частности, отношения между индивидуумом и обществом. Эти Законы стали отправной точкой для создания систематического римского права.

Смежные статьи Литература
  • Bourne F. C., Coleman-Norton P. R., Johnson A. C. Ancient Roman statutes, Austin, 1961
  • Agnati U. Leges Duodecim Tabularum: Tabulae I-VI. Cagliari, 2002
  • Flach D., Flach A. Das Zwölftafelgesetz. Leges XII Tabularum. Darmstadt, 2004
  • Flach A. Fortgeltung des Zwölftafelrechts. Frankfurt am Main, 2004
  • Le Dodici Tavole. Dai decemviri agli Umanisti / Ed. M. Humbert. Pavia, 2005
  • Никольский Б. В. Система и текст XII таблиц. СПб., 1897
  • Покровский И. А. История римского права. СПб., 1999
Статью разместил(а)

Пантелеев Алексей Дмитриевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета

w.histrf.ru

Билет 11 Законы 12 таблиц в Древнем Риме. Общая характеристика.

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название≪Законов XII таблиц≫. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права -публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади.

Законы XII таблиц были записью обычного права. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов - Цицерона, Ульпиана, Гай и др.

Было четко проведено разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манципация.

Определялась так называемая античная собственность. Это≪совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации≫.

В статьях римского права имела место и государственная собственность, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Долговое рабство, узаконенное Таблицами, отмечалось крайней суровостью.

Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Существовало две формы брака: в форме манципации и брак, устанавливаемый фактом сожительства.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.

Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий.

Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц также отличаются суровостью. В Законах XII таблиц не упоминали об умышленных убийствах, возможно, это объясняется тем, что меры наказания, следуемые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь).Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным.

В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Ответчик вызывался самим истцом. Если ответчик не являлся, то он попадал во власть истца, который мог≪наложить на него руки≫, т. е. поступить с ним, как с неоплатным должником≫. Рассматриваемое дело состояло изнескольких стадий. На первой стадии истец в официальной форме заявлял свои претензии к ответчику. На второй стадии допускались к участию в процессе представители сторон и защитники (адвокаты). Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало. В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В спорах между иностранцами нормы Законов XII таблиц были неприменимы.

studfiles.net

14.Законы 12 таблиц. Общая характеристика.

Законы XII таблиц – основной источник римского правана раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев. До нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия). В сер. V в. до н. э. за два года специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 человек) создала текст Законов XII таблиц. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. Надо сказать, что некоторые исследователи, опираясь на ряд разночтений в Законах XII таблиц, оспаривают датировку этого важнейшего древнеримского законодательного акта и даже ставят под сомнение само его существование. Однако эти разночтения (например, штрафы исчисляются в монете, которая еще не использовалась в Древнем Риме в V в. до н. э.) вполне можно объяснить тем, что в текст Законов XII таблиц были внесены более поздние вставки. Отраслевое деление в Законах XII таблиц уже присутствует, но не развито. I–II таблицы посвящены процессуальному праву. III таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV–VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII–IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI–XII таблицы содержат элементы государственного публичного права. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало право южноиталийских греческих полисов. Но были включены также и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Правовые нормы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, Законы XII таблиц достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

15.Особенности средневекового гос. И права.

Средние века явились основой для постепенного формирования национальных правовых систем, которые окончательно сложатся в Новое время. В целом, правовая система стран Западной Европы в этот период отличалась следующими чертами. Во-первых, партикуляризм (разобщенность), когда каждое государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало несколько правовых подсистем (королевское право, местное право, городское право). Отсюда противоречивость в нормах права. Во-вторых, средневековое право тесно связано с религиозными нормами. В этой связи важное место играло каноническое право. Оно в значительной мере носило наднациональный характер и с XI века выделилось в самостоятельную отрасль права. В XII веке канонические тексты сведены воедино в Кодекс Грациана. Процесс систематизации канонического права продолжался и в дальнейшем. Так, в XVI веке главную роль в качестве важнейшего источника права римско-католической церкви играл Свод канонического права. В-третьих, особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. Профессор О. А. Жидков справедливо отмечает, что его положения по своему содержанию разрабатывали принципы не феодального, а буржуазного права. В-четвёртых, значительным явлением в правовой жизни Западной Европы была рецепция (усвоение, заимствование) римского права. Второе рождение римского права начинается в XI-XII веках, что связано прежде всего с оживлением экономической жизни, торговлей. Однако рецепция римского права была обусловлена не только экономическим фактором, но и социальными, духовными и политическими причинами. Исключительно важную роль в изучении и развитии римского права сыграли университеты Северной Италии. Особую роль в Средние века сыграл юридический факультет Болонского университета (ок. 10 тыс. студентов). Его основателем был знаток римского права Ирнерий (1055-1130 гг.).Созданная им школа римского права получила название школы глоссаторов (запись, комментарии). Со временем возникает правило: “То, что не признаёт глосса, не признаёт суд”. Вершина деятельности глоссаторов – публикация сборника, который получил название “Большая глосса” и считался наиболее авторитетным руководством по римскому праву. В XII-XIV вв. появляется новое поколение юристов – постглоссаторы. Для них была характерна системная обработка римского права, согласование его с нормами средневекового права, судебной практикой. В-пятых, основным принципом средневекового права была сословность, которая проявлялась в юридическом неравенстве социальных групп. Так, право собственности на землю было привилегией дворянского сословия (“нет земли без сеньора”). Купля-продажа земли была очень затруднена. Таковы особенности средневекового права в Западной Европе.

studfiles.net

21. Основные черты римского права древнейшего периода. Законы 12 Таблиц.

В древнее время обычаи предков еще не были отделены от религиозных воззрений римлян. Поэтому изначально римское право существовало в двух своих формах: fas и ius. К области fas относились нормы рели­гиозного характера, которые регулировали брачно-семейные от­ношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, т.е. уголовное пре­ступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательст­венных отношений, вещное право все это находилось под властью богов и fas. Основная форма fas – ауспиции - особый вид гадания при совершении жертвоприноше­ния, чтобы узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав перед этим мнения своих бо­гов. Исключительное право толкования ауспиций – у авгуров, которые вследствие этого могли оказать громадное влия­ние на жизнь всего Рима.

Следующей формой fas можно назвать присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия, а когда нельзя. За календарем следили пон­тифики и через свое право регулировать календарь оказывали влияние на развитие божественного права. Непочитание богов влекло за собой высшее уго­ловное наказание sacer esto - объявление человека лишенным за­щиты богов, таким образом, преступник становился вне закона. Римляне различают fas - как право божественного установления, нарушитель которого навлекает на себя гнев божий, и ius - право светского происхождения, за которое карает светская власть.

Ius humanum (ius), в отличие от fas, в царский период не был столь сильно развит, как, например, в эпоху республики. Например, Законы XII таблиц - результат законодатель­ства республики, а от периода царей до нас дошли только весьма смутные слухи о ius Papirianum - сборнике законов, записанных понтификом Папирием во время царя Тарквиния Гордого, но происходящих, якобы, от еще времен более древних. Наиболее часто встречающейся формой ius в это время был usus - обычай и обычное право. Нам usus известен в двух формах: decreta gentilica - обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta (принимались на общих собраниях рода) и commentarii regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magi stratum - записи норм обычно­го права, различающиеся по той инстанции, которая производила запись.

Издание законов XII таблиц – результат полит. борьбы пле­беев и патрициев из-за привилеги­рованного положения патрициев по сравнению с плебеями. Патриции имели в своей власти управление сакральным строем и политическими магистратами, они замещали все магистратуры. При этом в Риме фактиче­ски не было письменных источников права, а теми, что были, находились исключительно в ведении магистратов, занятых патрициями. Это требовало издания общегородс­кого корпуса права. Поэтому в 451 г. до Р.Х. была образована особая комиссия из 10 магистратов (Decemviri), взявших всю власть в свои руки. Трех членов комиссии из своего состава децемвиры отправили в Афины, для ознакомления с законами Солона. Вскоре законы были кодифицированы, по­мещены на 10 досках и выставлены для всеобщего обозрения. Всем гражданам было предложено прочитать выставленные законы для блага, счастья и благоденствия государства, их самих, их детей. Когда сообразно с мнением народа, высказанном о каждом отдельном параграфе законов, в закон были внесены исправления, законы X таблиц были проведе­ны на центуриатных комициях.

Хотя содержание законов нам не известно, известна их систематика: Таблицы с I по III - общее процессуальное право квиритов, таб­лицы с IV по VIII - гражданское право с вкраплением уголовных постановлений, таблица IX - уголовное право, таблица X - са­кральное право (погребение умерших), таблицы XI и XII - пуб­личное право древнего Рима.

Знание этих законов было важно для приобретения политических прав и было обязательно для магистратов, особенно преторов, т.к. формулы исковой защиты, которую они давали, должны бы­ли содержать выражения законов XII таблиц.

studfiles.net

ТЕМА V. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

Страница 1 из 4

ТЕМА V. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц§ 5.2. Правовое положение населения Древнего Рима§ 5.3. Обязательственное право Древнего Рима§ 5.4. Семейное право Древнего РимаСписок рекомендуемой литературы

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 45150 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства». Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать. Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами. Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право римской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства. В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков. Памятник права закрепил принцип талиона - равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина. Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями. Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты - мужчины-патриции, способные носить оружие.Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.Все объекты собственности делились на две категории: ман- ципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений. Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась. Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенка-урода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.Умысел считался отягчающим обстоятельством.В целом, законы XII таблиц - один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

 

ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

uristinfo.net

3. Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц

По текстам Законов XII таблиц студенту необходимо проследить сословную, социальную и экономическую дифференциацию римского архаического общества. Осо­бенно важно рассмотреть нормы, указывающие на ос­новное деление римского общества: на свободных и ра­бов. Следует охарактеризовать положение рабов (VII. 12; VIII. 3; 14; XII. 2), особо выделив категорию долговых рабов— «nexi» (III. 4—5; VI. 1), остановиться на основ­ных источниках рабства. При характеристике рабства в Законах XII таблиц следует учитывать, что в V в. до н. э. оно носило довольно патриархальный характер и поло­жение раба еще не столь сильно отличалось от положе­ния свободного, как это было в период классического Рабства во II—I вв. до н. э. С одной стороны, увечье раба наказывалось штрафом в два раза меньшим, чем сво­бодного (VIII. 3), за воровство раб также наказывался гораздо более сурово (VIII. 14). Это указывает на прини­женное положение рабов в обществе. С другой стороны, правонарушения рабов приравнивались к правонаруше­ниям подвластных сыновей (XII. 2Ь), да и в имуществен­ном отношении положение их мало чем отличалось. Как пишет греческий историк II в. н. э. Плутарх (Марций, 24), «к рабам тогда относились с большой снисходительнос­тью». Вообще переход от рабства к свободе и наоборот еще не был столь затруднителен, как в позднереспубли-канском Риме, после того как Закон Петелия 313 г. до н. э. запретил обращать гражданина в рабство, а рабу стало труднее стать гражданином даже при освобожде­нии из рабства.

Далее Законы XII таблиц фиксируют деление рим­лян на сословия патрициев и плебеев, запретив заклю­чение браков между ними (XI. 1). Эта несправедливая норма уже через год после ее принятия была отменена плебсом, что лишний раз указывает на антагонизм этих сословий. Пристальное внимание следует обратить на социальные категории патронов, клиентов (VIII. 21) и вольноотпущенников (V. 8). Отношения патронов и кли­ентов очень древнего происхождения, и Законы XII таб­лиц указывают на то, что не только клиент обязан был помогать своему патрону в военных операциях, на вы­борах и в политической борьбе своего клана, но и пат­рон нес ответственность перед клиентом, защищая его интересы, в частности, в суде. Неисполнение обязанно­стей по отношению к своему клиенту сурово каралось Законами XII таблиц. Положение вольноотпущенника внешне уподоблялось положению клиента, однако со­циально и экономически вольноотпущенник гораздо больше зависел от своего патрона. Об этой зависимости свидетельствует, в частности, ст. 8 V таблицы, согласно которой имущество вольноотпущенника, умершего без завещания и не имевшего прямого наследника, возвра­щалось его патрону.

Следует также обратить внимание на норму, фикси­рующую деление римских граждан на адсидуев и проле­тариев (I. 4). Адсидуи — это состоятельные римляне, от­носившиеся к первым четырем богатым имущественным разрядам. Пролетариями называли лиц, входящих в пя­тый, один из беднейших имущественных разрядов по реформе Сервия Туллия, не способных предложить го­сударству почти ничего, кроме своих детей {proles), от­сюда и их название — «пролетарии» (дословно — «про­изводители детей»). Чаще всего это были мелкие аренда­торы чужой земли. Были еще так называемые capite censi (дословно «оцененные головой») — бобыли, не имев­шие не только имущества, но и семьи. Они обычно ра­ботали поденщиками (см.: Авл Геллий. Аттические ночи. XVI. 10. 10).

Особо следует выделить категорию латинских союз­ников римлян — форктов и санатов (I. 5; VI. 4). Форкты и салаты — это ближайшие соседи римлян (прежде всего латины), имеющие с римским государством договорные отношения. Статья 5 I таблицы соответственно узакони­вает право союзников заключать любые сделки, в том числе приобретать собственность на римской земле. В ст. 4 VI таблицы речь идет о признании нерушимости правовых соглашений с hostis, т. е. с иностранцами, и о том, что иностранец не мог приобрести вещь в Риме в собственность по давности владения.

studfiles.net