Предпосылки философии древней греции. 3. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии (на примере Древней Греции).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии (на примере Древней Греции). Предпосылки философии древней греции


6. Место философии в античной культуре. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции

Первым народом, который в VI в. до н.э. ответил на эти вопросы(что, вообще говоря, происходит на свете?Зачем всё вокруг?) в философском духе, были греки. Они использовали разумное наблюдение, не замутнённое никакими метафизическими западно-африканскими племенными фетишистскими представлениями, связанными с суевериями. До сих пор остаётся тайной, каким образом на забытых богом берегах Эгейского моря был сделан этот крупнейший шаг в развитии человечества.

До греков любые возникающие в умах людей вопросы о мироустройстве всегда находили свои ответы в религии, в результате чего метафизика и суеверия с неизбежностью проникали в сам процесс размышления и наблюдения. Когда же древние греки начали задавать умные вопросы, их культура не была отягощена подобным наследием.

Возможно, именно вследствие этого древнегреческая культура и начала развиваться с поистине чудесной быстротой. То же можно сказать и о философии: зародившись в середине VI в. до н.э., она уже к концу следующего столетия произвела на свет Платона, которого многие и поныне рассматривают как наиболее выдающегося представителя философии. В этом плане достижения древнегреческой философии V в. до н.э. до сих пор остаются непревзойдёнными. И только философия ХХ в. демонстрирует новое качество и большое разнообразие.

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса Милетского. Нам известно, что в 585 г. до н.э. он прославился тем, что предсказал солнечное затмение, которое произошло в тот год. Фалес считается первым настоящим философом, потому что он первым попытался объяснить мир в терминах реально наблюдаемой природы, а не в образах мифологии. Главное положение философии Фалеса таково: всё в мире состоит из воды. Таким образом, Фалес задал тон всей философии тем, что. Фактически допустив ошибку, сделал неверное умозаключение.

7. Космоцентрический характер античной натурфилософии. Диалектика Гераклита Эфесского.

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих городах-государствах демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира. Греческая философия устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

Космоцентризм – одна из особенностей античной философии. Представления об окружающем мире, как об огромном космосе. Космос – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно-организованного и упорядоченного целого. Человек рассматривается как органичная часть космоса – микрокосмос с богатым духовным содержанием. В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа. ((((необязательноПервый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический.появляются стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии.)))))

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

— первая филос. школа в Др. Греции (малоазийская греч. Иония, город-государство Милет) и в европейской филос. традиции. Милетские философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен подытожили мифологическое, предфилософское мировоззрение в Др. Греции (Гомер, Гесиод, орфики и др.), заимствовав у него установку на большие проблемы, и через свои интеллектуальные занятия науками создали качественно новое интеллектуальное мировоззрение — философию. В центре их внимания проблемы первоначала и первоосновы всего сущего, единства мироздания и его генезис из единого первоначала, понимаемого милетскими философами по-разному. Роль сверхъестественных сил исключалась. Боги — модификации первоначального вещества, обладающего таким свойством, как разумность. Допуская лишь одно первоначало, милетские философы были монистами, а считая его вещественным — наивными материалистами. Процесс возникновения многообразия мира мыслился ими диалектически как выделение противоположностей и их борьба.

Гераклит Эфесский, древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов.

Г. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь "мерами вспыхивает и потухает", причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.

Диалектика у Г. — концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе. В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, который истолковывался как "бог", "судьба", "необходимость", "вечность", "мудрость", "общее", "закон" и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. — наилучшие свидетели, причём "глаза — более точные свидетели, чем уши". Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем.

studfiles.net

Тема 3. Античная философия

3.1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Древней Греции

Возникновение философии в Древней Греции традиционно относят к VII – VI вв. до н. э. Исследователи до сих пор спорят о причинах возникновения философской мысли в Греции. Стоит признать, что именно в Древней Греции сложились уникальные культурно-исторические условия для возникновения философского знания, философского способа постижения мира. Эти предпосылки можно условно разделить на четыре больших группы.

1. Социально-экономические предпосылки. Начало I тыс. до н. э. характеризуется появлением железных орудий труда, отличающихся более высокой эффективностью использования. Следствием этого является рост общей производительности труда и появлении излишков продукции для обмена на рынке. Происходит, по выражению К. Маркса, становление товарного производства, которое получает мощный импульс с появлением в это время денежного обращения. Это приводит к разложению родового строя, основывающегося на родоплеменных связях и постепенному складыванию новых типов социальных структур, фундаментом которых являются принципы разделения труда и профессиональная организация общества. Теперь нет необходимости для обеспечения себя всем необходимым заниматься материальным производством; появляются люди, занимающиеся исключительно интеллектуальной деятельностью, и общество готово обеспечивать таких людей всем необходимым в обмен на их услуги.

2. Политические предпосылки. Если мы посмотрим на политическую организацию древних цивилизации, то увидим, что цивилизации в Египте и Месопотамии обязаны своим ранним развитием Нилу, Тигру и Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным занятием. Обожествляемый царь имел деспотическую власть; в Египте он владел всей землей. Таким образом, цивилизации того времени можно охарактеризовать как деспотические. В Греции все происходило несколько иначе. Разложение родового строя, описанного в поэмах Гомера, сначала осуществлялось в направлении от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. Цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилонии; они правили с участием совета старейшин и не могли безнаказанно нарушать обычаи. «Тирания» не означала непременно плохого управления, это было правление человека, чье притязание на власть не основывалось на принципе наследования. Так или иначе, в VII – VI вв. до н. э. большое количество греческих городов-полисов освобождается от тиранов и устанавливает у себя тип политического управления, который получил название «рабовладельческая демократия». В Афинах эти преобразования были связаны с именами Солона и Перикла. Греческая демократия предполагала наличие выборных органов управления, публичное обсуждение текущих проблем и принятие решений путем голосования граждан, а также соревновательный суд.

Одной из особенностей философии является критичность, предполагающая постоянную полемику между учеными. Представляется, что философия могла зародиться только в условиях плюрализма и свободы слова, в противном случае развитие философии затруднительно, так как рано или поздно философия начинает оспаривать незыблемые ценности и принципы, лежащие в основе тиранического или деспотического типа правления.

3. Культурные предпосылки. Было бы наивным полагать, что философия как тип мировоззрения и способ познания мира появилась на «пустом месте». Возникновению философии предшествовал ряд этапов культурного развития греческой цивилизации. На территории Греции происходит уникальное смешение различных религий, мифологий, складывается своеобразное мультикультурное пространство, представлявшее собой пеструю смесь культуры древней критской цивилизации и культур ахейских и дорических племен. Кроме того, греки активно заимствуют достижения египтян, вавилонян и персов. Свидетельствами этому выступает культ богини плодородия Деметры, заимствованный как традиционный культ богини-матери. Более или менее систематическое изложение греческого мировоззрения относится к периоду XII – VIII вв до н.э. и связано прежде всего с именами Гомера и Гесиода. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» достаточно полно описывают социальную структуру и религию греческого общества периода разложения родового строя.

Другими важными культурными явлениями, оказавшими влияние на формирование философии, являются орфический и дионисийский культы. В основе дионисийской религии лежит поклонение богу Дионису, впоследствии ставшему богом вина. Поклонение Дионису проходило в форме употребления вина, неистовых плясок, что стало называться вакханалиями по другому имени Диониса – Вакх. Служителями бога Вакха, или Диониса, были вакханки. Во время вакханалий люди, участвовавшие в них, оказывались в состоянии экстаза и обнаруживали, что кроме тела у человека существует и душа и что душа может существовать независимо от тела. Таким образом, появляется концепция, согласно которой существование в земном теле объявляется неистинным и что тело есть могила души. Развил и систематизировал религию Диониса Орфей – легендарный греческий герой. Характерно отличие религий Зевса и Диониса: у Гомера мы читаем, что земная жизнь лучше и ценнее жизни загробной, что в Аиде обитают не души, а лишь тени; Орфей же утверждает обратное, что тело есть могила души и загробная жизнь является истинной и лучшей долей для человека. Целью жизни орфики считали освобождение души от тела, разделяя при этом точку зрения, что душа после смерти вновь воплощается в тело – человека или животного – согласно той жизни, которую человек вел до своей смерти. Посвящение в таинства Диониса имело целью избавление человека от бесконечного возвращения в тело, достижение вечной блаженной жизни в царстве мертвых.

Таким образом, у греков постепенно складывается систематизированный взгляд на мир и происходящие в нем процессы. Конечно, этот взгляд характеризуется мифологичностью, образностью, ему присуще обожествление явлений и предметов окружающего мира. Другими словами, явления природы антропоморфизируются, т.е. особенности человека и общества переносятся на природный мир. Возникает мифология, в которой явления природы описываются при помощи отношений различных богов, управляющих миром. Любая мифология есть уже определенная абстракция и обобщение. Люди видят не просто явления природы, но понимают, что у них есть некая причина, и находят ее в неком боге. Впоследствии из этого обобщения и начинает возникать философия.

4. Географические предпосылки. Материковая часть Греции является гористой страной, которая в значительной своей части бесплодна. Но зато там много плодородных долин, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных горами от удобных сухопутных коммуникаций между собой. В этих долинах и возникли небольшие самостоятельные общества, живущие земледелием, концентрирующиеся вокруг города и обычно расположенные вблизи моря. В таких условиях было естественным, что коль скоро население того или иного общества становилось слишком большим по сравнению с его внутренними ресурсами, то те, кто не имел возможности жить на земле, вынуждены были заняться мореходством. Это приводило к тому, что основой греческой экономики стали торговля и ремесло.

Как следствие, греки начинают активно расселяться по берегам Средиземного моря, основывая города-колонии. Колонии не теряли связь с материнским городом и поддерживали с материковой Грецией постоянные торговые отношения. На новых землях колонисты активно вступают в контакты с местным населением, заимствуют множество культурных достижений.

Одним из главных приобретений греков стало заимствование у финикийцев письменности. Греки изменили алфавит так, чтобы он мог обслуживать их язык. При этом они сделали важные нововведения, добавив гласные, тогда как финикийский алфавит состоял из знаков, обозначающих одни согласные. Не может быть сомнения, что приобретение этого удобного способа письма значительно ускорило прогресс греческой цивилизации.

Развитие торговых отношений по всему Средиземному морю, культурные заимствования не могли не оказать влияния на греческое мировоззрение. Если раньше вселенная для грека простиралась до горизонта, видимого со стен родного города, то теперь греки обнаружили, что мир вокруг них богат и разнообразен, его населяют различные народы с различными верованиями. Осознание и осмысление этого факта требовало выхода за пределы традиционного мифологического мировоззрения и побуждало к попыткам объяснения мира на иных основаниях.

Основным отличием философии от мифологии является то, что философия исходит в своем объяснении мира из рациональных оснований. Философия, рождаясь из мифологии, постепенно стремится освободиться от образных представлений о действительности, заменяя их логическими категориями. Кроме того, философское мировоззрение строится на принципах системности окружающего мира и его объяснения, стремясь избавиться от внутренних противоречий, присущих мифологии.

studfiles.net

3. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии (на примере Древней Греции).

Древняя Греция состояла из городов-государств (полисов), расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова, западном побережье Малой Азии.

Общественно-экономическая жизнь городов-государств (полисов) характеризовалась развитыми формами общественных отношений, развитием демократии, обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур Средиземноморья.

Все это во многом способствовало расцвету искусства и культуры Древней Греции.

Духовный мир представлен развитыми системами мифологических представлений и религиозных верований, которые в классической форме выступают в поэмах "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

Создается величественная картина рождения мира.

В качестве первоначала выступает Хаос - изначальное, бесформенное состояние Вселенной.

Затем из Хаоса рождаются Земля - Гея, Небо - Уран, вечный мрак - Эреб, темная ночь - Нюкта, вечный свет - Эфир, радостный светлый День - Гемера, мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д.

Основной тенденцией в развитии мифологии в пред философское время становится утрата богами антропоморфных (человекоподобных) черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс - в огонь, Хронос - во всеобъемлющее время.

Подобная переработка мифа свидетельствовала о сложных процессах мыслительной деятельности, в результате которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного мировоззрения - философского.

В возникновении философского мышления определённая роль принадлежала и качествам национального характера греков:

  • активная любознательность,

  • восприимчивость к культурам других народов;

  • интерес к природным и социальным явлениям, вызываемый потребностями все более расширяющейся практики;

  • физические, астрономические, математические знания, накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а творчески преобразовывались.

В Египте и Вавилоне положительные знания возникали на базе практики и не имели должного логического и теоретического обоснования, существовали в виде тезисов.

Тезис - 1. Положение, требующее доказательства (в логике). 2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею

В Греции же эти элементарные знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые теоремы.

Так, например, египтяне владели системой математических расчетов, которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5, квадраты катетов имеют общую площадь, равную квадрату гипотенузы. Эти знания были получены в результате практики, в результате многократного повторения схожих ситуаций.

Но греки это частное правило превратили в теорему и доказали, что это положение верно для любого прямоугольного треугольника - "Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы".

Древние греки впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической деятельности, являются естественными законами. Теоретическое преобразование знаний приводило к появлению философского мышления (теоретических приемов и методов).

Греческое философское мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено эксперимента(практики) как критерия истины.

Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам.

Этот подход был следствием и проявлением особого характера общественного разделения труда:

  • физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью - удел рабов,

  • умственный труд - признак свободного человека, его право и привилегия.

Минусы теоретического мышления др. греков:

  • в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза (теоретические предположения). Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений.

Гипо́теза (др.-греч.— предположение) — предположение или догадка, которую необходимо доказать.

  • отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ, где проявляются различные направления развития теоретического знания.

Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философии становится космоцентризм.

Космос (греч. Kosmos - строй, порядок, Вселенная) - огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живое одушевленное тело. Космос – предельное обобщение всего видимого и мыслимого, объединяющего в единое целое природу, богов, человека.

Космическая гармония выступает как закон (nomos), обязательно-необходимый для всех сфер мира.

Первый человек, называвший себя философом - Пифагор.

Пифагор (580 — 490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Первая философская школа здесь была основана Пифагором. В основе ее лежали религиозно- нравственные принципы и названа она была по имени основателя - "пифагорейским союзом".

Главной особенностью учения пифагорейцев было распространение математических знаний на Космос, общественные отношения, искусство, медицину и другие области человеческой деятельности.

С помощью цифр можно было оформить и представить различные явления природы, общества и мышления.

В количественных соотношениях различных явлений пифагорейцы усмотрели всеобщую, необходимую причину сущего, "начало божественной, небесной и человеческой жизни..."

В связи с этим пифагорейцы подчеркивали универсальность математического знания, называя его "языком богов".

Исследуя количественную основу различных явлений прибегали к мистическому истолкованию цифр, наделяя их различными ценностно-смысловыми характеристиками. Например, квадрат истолковывался как образ "божественной природы", треугольник как "первоисточник сотворения различных приходящих вещей".

В основе мира, полагал Пифагор и его последователи, лежит единица как математическая точка, совокупность которых и образует многообразие мира, его гармонию.

В основу теории человеческого бытия Пифагором было положено соотношение тела и души.

Тело являлось темницей для души и поэтому смерть - высшее благо. Душа бессмертна и перевоплощается в различные тела.

Счастье человека заключается в " катарсисе " (очищении) - высшей этической цели, достигаемой для тела через вегетарианство и воздержание, для души - через познание музыкально-числовой структуры космоса.

Занятие физическими упражнениями рассматривается не как самоцель, но, прежде всего как путь к достижению гармонии с природой, Космосом.

Главный принцип достижения гармонии в нахождении и соблюдении меры во всех жизненных проявлениях и потребностях. В этом и заключается "здоровье тела и ясность ума"

Пифагор цитаты:

  • Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

  • Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

  • Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

  • Делай великое не обещая великого.

  • Чтобы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

  • Наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

  • Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

  • Дружба есть равенство.

  • У друзей все общее, и дружба есть равенство.

  • Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

  • В отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

  • Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

  • Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

  • Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

  • Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

  • Не давай полной воли своему воображению. Оно произведет чудовищ.

  • У хвастунов так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

  • Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

  • Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

  • Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

  • Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

  • Начало - половина целого.

  • Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.

  • Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать? ". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал? ".

  • Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

  • Пьянство есть упражнение в безумстве.

  • Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

  • Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.

  • Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

  • Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

  • Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

  • Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

В качестве особой науки философия выделена Платоном.

Философия сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Древнегреческая философия:

studfiles.net

3. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии (на примере Древней Греции).

Древняя Греция состояла из городов-государств (полисов), расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова, западном побережье Малой Азии.

Общественно-экономическая жизнь городов-государств (полисов) характеризовалась развитыми формами общественных отношений, развитием демократии, обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур Средиземноморья.

Все это во многом способствовало расцвету искусства и культуры Древней Греции.

Духовный мир представлен развитыми системами мифологических представлений и религиозных верований, которые в классической форме выступают в поэмах "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

Создается величественная картина рождения мира.

В качестве первоначала выступает Хаос - изначальное, бесформенное состояние Вселенной.

Затем из Хаоса рождаются Земля - Гея, Небо - Уран, вечный мрак - Эреб, темная ночь - Нюкта, вечный свет - Эфир, мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы, Афродита и прекрасный Эрос и т.д.

Основной тенденцией в развитии мифологии в пред философское время становится утрата богами антропоморфных (человекоподобных) черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс - в огонь, Хронос - во всеобъемлющее время.

Подобная переработка мифа свидетельствовала о сложных процессах мыслительной деятельности, в результате которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного мировоззрения - философского.

В возникновении философского мышления определённая роль принадлежала и качествам национального характера греков:

  • активная любознательность,

  • восприимчивость к культурам других народов;

  • интерес к природным и социальным явлениям, вызываемый потребностями все более расширяющейся практики;

  • физические, астрономические, математические знания, накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а творчески преобразовывались.

В Египте и Вавилоне положительные знания возникали на базе практики и не имели должного логического и теоретического обоснования, существовали в виде тезисов.

Тезис - 1. Положение, требующее доказательства (в логике). 2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею

В Греции же эти элементарные знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые теоремы.

Так, например, египтяне владели системой математических расчетов, которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5, квадраты катетов имеют общую площадь, равную квадрату гипотенузы.

Эти знания были получены в результате практики, в результате многократного повторения схожих ситуаций.

Но греки это частное правило превратили в теорему и доказали, что это положение верно для любого прямоугольного треугольника ("Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы").

Древние греки впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической деятельности, являются естественными законами.

Теоретическое преобразование знаний приводило к появлению философского мышления (теоретических приемов и методов).

Греческое философское мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено эксперимента(практики) как критерия истины.

Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам.

Этот подход был следствием и проявлением особого характера общественного разделения труда:

  • физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью - удел рабов,

  • умственный труд - признак свободного человека, его право и привилегия.

Минусы теоретического мышления др. греков:

  • в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза (теоретические предположения). Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений.

Гипо́теза (др.-греч.— предположение) — предположение или догадка, которую необходимо доказать.

  • отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ, где проявляются различные направления развития теоретического знания.

Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философии становится космоцентризм.

Космос (греч. Kosmos - строй, порядок, Вселенная) - огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живое одушевленное тело.Космос– предельное обобщение всего видимого и мыслимого, объединяющего в единое целое природу, богов, человека.

Космическая гармония выступает как закон (nomos), обязательно-необходимый для всех сфер мира.

Первый человек, называвший себя философом - Пифагор.

Пифагор (580 — 490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Первая философская школа здесь была основана Пифагором ("пифагорейским союз") . В основе ее лежали религиозно- нравственные принципы.

Главной особенностью учения пифагорейцев было распространение математических знаний на Космос, общественные отношения, искусство, медицину и другие области человеческой деятельности.

В количественных соотношениях различных явлений пифагорейцы усмотрели всеобщую, необходимую причину сущего, "начало божественной, небесной и человеческой жизни..."

С помощью цифр можно было оформить и представить различные явления природы, общества и мышления.

В связи с этим пифагорейцы подчеркивали универсальность математического знания, называя его "языком богов".

Исследуя количественную основу различных явлений "пифагорейцы" прибегали к мистическому истолкованию цифр, наделяя их различными ценностно-смысловыми характеристиками. Например, квадрат истолковывался как образ "божественной природы", треугольник как "первоисточник сотворения различных приходящих вещей".

В основе мира, полагал Пифагор и его последователи, лежит единица как математическая точка, совокупность которых и образует многообразие мира, его гармонию.

В основу теории человеческого бытия Пифагором было положено соотношение тела и души.

Душа бессмертна и перевоплощается в различные тела. Тело являлось темницей для души и поэтому смерть – высшее благо.

Счастье человека заключается в " катарсисе " (очищении) - высшей этической цели, достигаемой для тела через вегетарианство и воздержание, для души - через познание музыкально-числовой структуры космоса.

Занятие физическими упражнениями рассматривается не как самоцель, но, прежде всего как путь к достижению гармонии с природой, Космосом.

Главный принцип достижения гармонии в нахождении и соблюдении меры во всех жизненных проявлениях и потребностях. В этом и заключается "здоровье тела и ясность ума"

Пифагор цитаты:

  • Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

  • Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

  • Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

  • Делай великое не обещая великого.

  • Чтобы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

  • Наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

  • Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

  • Дружба есть равенство.

  • У друзей все общее, и дружба есть равенство.

  • Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

  • В отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

  • Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

  • Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

  • Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

  • Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

  • Не давай полной воли своему воображению. Оно произведет чудовищ.

  • У хвастунов так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

  • Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

  • Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

  • Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

  • Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

  • Начало - половина целого.

  • Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.

  • Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать? ". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал? ".

  • Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

  • Пьянство есть упражнение в безумстве.

  • Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

  • Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.

  • Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

  • Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

  • Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

  • Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

В качестве особой науки философия выделена Платоном.

Философиясначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия– это то, что отличает человека от животного.Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное.

Древнегреческая философия:

studfiles.net

Предпосылки возникновения философии в Древней Греции

Обратная связь

 

Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества.

Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в.до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э. [1, стр.67]

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города.

В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы. Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы.Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий. К социально-культурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии – персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.

Греки не имели священных книг. У них не было догматики. Не было касты жрецов. Это обстоятельство, крайне важное для зарождения духа свободной философии, не имеет исторических параллелей.

Политические и экономические обстоятельства также благоприятствовали возникновению философии. Культура греков есть результат и условие свободы. Принцип социально-государственной организации - полис - греческий город-государство представлял этический горизонт гражданина. Государственные цели воспринимались как личные, свобода государства как гарант собственной свободы гражданина. Именно поэтому, философия возникла не в метрополии, а в колонии - в Милете, на востоке Малой Азии, затем - в южной Италии, и только после этого - в самой Греции. Поскольку степень свободы в колонии была выше. Эта свобода поддерживалась, отчасти, и пафосом независимости, который, как можно думать, наполняет жизнь колонии, пребывающей даже в самых дружественных отношениях с метрополией.

Наряду с уже упомянутыми предпосылками, не менее важным условием зарождения философии было отделение умственного труда от физического, которое, в свою очередь, явилось следствием разделения общества на классы. Таким образом, философия, не будучи порожденной только классовым делением, с самого начала приобрела классовый характер, ибо по времени ее возникновение совпало с расслоением общества на классы. Однако эти положения характеризуют условия и предпосылки становления философии лишь в самых общих чертах.

Социально-классовая и духовная история Древней Греции развивалась иначе, чем история стран древнего Ближнего Востока. Более быстрые, чем в ближневосточном регионе, темпы овладения железными орудиями, значительно меньшая устойчивость сельских общин и определенная изолированность городов-полисов обусловили большую динамичность древнегреческого общества. Все эти факторы упрощали по сравнению с соседними регионами социально-классовую структуру общества и способствовали тому, что в жизни общества возрастало значение торговли и ремесла, которыми занимались свободные граждане полисов. В свою очередь, такое разделение труда снимало с древнегреческих жрецов функции ученых (которые в Древнем Египте всецело принадлежали служителям храмов), передавая эти функции торговцам, ремесленникам, политикам, что ослабляло религиозно-мифологические традиции в жизни общества и повышало роль рационалистического мышления.

В Древней Греции появились первые материалистические философские системы, в которых отвергалось мифологическое и религиозное мировоззрение. Выступив в форме натурфилософии, они были чрезвычайно наивными. Однако классовость философии проявилась и в этой форме общественного сознания – в ее содержании, функционировании, связи с практикой. Особенности греческих полисов: их демократический характер, отсутствие культа касты жрецов, наличие торгово-ремесленных слоев общины с их заинтересованностью в науке – все это создавало благоприятные условия для расцвета прежде всего материалистических тенденций в античной философии, сформировавшихся в дальнейшем в сциентистскую сторону философского знания. В то же время мировоззренческая сторона философии развивалась преимущественно из мифологически-художественного мировоззрения, и поэтому в античном материализме проявились элементы идеализма.

Если в доклассовом обществе господствовала экстравертность мировосприятия, то с появлением классов формируется все более интравертное мировосприятие, так как человек, осознавая с развитием орудий труда и разделением труда, с вызванной этим индивидуализацией труда свою роль в данном процессе, осознает и свою силу, силу своего “Я”, противопоставляя его миру. Мир становится понятнее человеку, его можно передать, воспроизвести более или менее точно, хотя и с помощью образов богов. Миф – это и попытка понять и объяснить мир, и попытка повлиять на него с помощью магических действий, вытекающих из мифологических ассоциаций. Религия освящает существующий социальный порядок и систему воздействий на природу через мифологические представления и предписания. Тем самым она выполняет и социальную, и познавательную, и практически-регулятивную функции.

С развитием производительных сил, с ростом населения и расширением осваиваемой территории возникает потребность, во-первых, в точных знаниях, и прежде всего астрономических и геометрических, во-вторых, в укреплении господства правящего класса рабовладельцев. И если первое привело в конечном итоге к становлению научного знания, то второе – к социализации мифа, его содержания для доказательства божественного происхождения власти. Возникает противоречие между знанием и религией, пока еще четко не оформившееся, неявное, но уже формирующее дуализм представлений. И выход знаний за пределы храмов, обусловленный необходимостью развития производства, способствовал появлению дуализма (материалистических тенденций в объяснении природы и идеалистических – в объяснении общества), а в конечном итоге разрушал мифологическую картину мира. Этот дуализм объясним: власть господствующего класса можно сохранить либо силой, либо обманом – религией, а совершенствование производства связано не с мистическими заклятиями, а с конкретным практическим опытом и пониманием простейших природных закономерностей.

Все эти причины и условия формирования и развития ранней древнегреческой философии определили ее сциентистскую сторону – изучение развития мира как такового, причины его возникновения – и мировоззренческую сторону – изучение соотношения мира и людей, макрокосма и микрокосма.

 

Заключение

 

Философские теории, созданные в античности, навсегда остались примерами и образцами для последующих эпох. Средние века использовали устоявшиеся античные идеи, и Новое время началось с возвращения к ним. Однако более поздние эпохи не были лишь наследницами греческих идей, поскольку греки не исчерпали всех философских возможностей.

Тем не менее, только в Греции после Сократа стали осмыслять природу идеи, идеала, идеального, в чем и состоит своеобразие классической философии.

Первый период развития философии имел, по сути дела, подготовительный характер и те результаты, которые важны для того времени. Философские представления тех далеких времен, например, о том, что мир появился из воды или из четырех стихий, либо представления об ощущениях, которые появляются благодаря подобиям вещи, проникающим в органы чувств,- эти взгляды были, главным образом, ошибочны, но они сохранили свою ценность потому, что проложили путь к последующим истинам.

 

 

Библиографический список

 

1.Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998.

2.Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

3.История философии. : Учеб. пособие. Под ред. В.М. Мапельман, Е.М.

 

 



pdnr.ru

Культурно-исторические предпосылки и условия формирования философии в Древней Греции.

Поиск Лекций

Периодизация античной философии

Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю - с VI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы, где преподавалась философия.

 

Различают следующие этапы становления греческой философской мысли и проблематики философствования:

натуралистический период (VI-V вв. до н.э.): проблемы физиса и космоса, школы: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики;

гуманистический период (середина V - 1-я половина IV в. до н.э.): опыт определения сущности человеческого бытия, школы: Сократ, софисты;

синтетический период (конец V - конец IV в. до н.э.): открытие сверхчувственного мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля;

период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н.э.) - до конца языческой эры (V-VI в. н.э.)): решение проблем трагического человеческого существования, школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики;

 

религиозный период (середина III - середина VI в.): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм;

христианский период (I-III вв. - VI-VII вв.): опыт рационального определения догм новой религии в языке категорий греческой философии. Однако победа религиозного христианского мировосприятия была, по сути, преодолением способа мышления древних греков. Это подготовило почву для средневековой цивилизации.

 

Софийный характер первоначального знания о сущем

 

В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

 

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

 

 

Культурно-исторические предпосылки и условия формирования философии в Древней Греции.

 

Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого

являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в

Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к

железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных

структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной

религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных

нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост

научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная

атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл

человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой,

когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого

общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять

новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь

сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках

до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение

греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост

народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли,

мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт

греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали

ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной

обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и

контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев,

нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их

собственных социальных и политических установлений. Эти факторы

способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к

кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа

социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий,

каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как

этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той

формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя

каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу

отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э.,

вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это

требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через

привычку и традицию, а через собственный разум

poisk-ru.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Философия Предпосылки расцвета философии в Древней Греции и особенности античной философии

просмотров - 116

Античная философия - ϶ᴛᴏ комплекс философских учений, созданных с VII века до н.э. по VI век н.э., мыслителями, принадлежавшими к греко-римской культуре. Античная философия - ϶ᴛᴏ духовный исток современной философии и всœей европейской культуры.

В сложном комплексе предпосылок возникновения «греческого чуда» можно выделить особое географическое положение Греции, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ открывало большие возможности для развития морского дела, торговли, сельского хозяйства, а, следовательно, абстрактного мышления и кругозора. Внутреннее единство греческого полиса рождало новые отношения между людьми: их связывали гражданские права и обязанности, основанные на законах, нормах – безликом общем. Дух свободной политической дискуссии сочетается с уважением к закону. Разум, способность обобщать становится составной частью жизни гражданина полиса. Любой закон должен доказать свою правильность, в связи с этим слово приобретает огромное значение как элемент спора, дискуссии.

Математическое знание Египта и Вавилона, усвоенное греками, перестало быть уделом жрецов. Боги, похожие на людей, склоняющиеся перед роком, были плохой поддержкой человеку в его деятельности по обустройству собственного мира по законам разума. «Олимпийская» политеистическая религия стала объектом критики.

При этом традиционные мировоззренческие установки опирались на схемы мифа: всœе происходящее рассматривалось как результат борьбы противоположных антропоморфных начал; причинно-следственные связи были облечены в форму кровнородственных связей, отношений порождения. У греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла.

Философия вплеталась в первичный комплекс знаний, из чего и вытекают особенности античной философии:

- Космоцентризм. Космос – основа – основа всœего существующего. Он вечен, совершенен, одухотворен и един. Человек – часть упорядоченного целого, Космоса, он живет по его законам.

- Пантеизм – учение, считающее Космос абсолютным божеством, растворенным в природе.

- Идеал греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей. Величие человеческого духа – в презрении к страху и надежде. Жалость чужда античности. Человек – центр культуры, ее творец. Его призвание – познавать и творить добро. Поскольку человек не знает своей судьбы, причин своего происхождения и своей конечной цели. То он должен действовать, невзирая на предначертанность судьбы, как герой.

- Основная тема размышлений античных философов – связь единого и многого, проблема первоначала мира.

- Этика античности - ϶ᴛᴏ этика добродетелœей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном наделœенного добродетелями и пороками, которые зачастую не имеют всœеобщего значения – разные сословия должны обладать своими добродетелями (см., к примеру, учение Платона, Аристотеля).

- Античная философия функциональна и призвана помочь людям в их жизни.

В истории античной философской мысли можно выделить три базовых периода. Первый период – формирование греческой философии (VII–VI вв. до н.э.), философия так называемых «досократиков», натурфилософия. Второй период – гуманистический (классический) (V–IV вв. до н.э.) – расцвет греческой мысли; в центре его находится философия Сократа и его последователœей – Платона и Аристотеля. Третий период – эллинистический, греко-римская философия (III в. до н.э.–VI н.э.) обозначает закат, а затем и упадок античной философии.

Читайте также

  • - Предпосылки расцвета философии в Древней Греции и особенности античной философии

    Античная философия – это комплекс философских учений, созданных с VII века до н.э. по VI век н.э., мыслителями, принадлежавшими к греко-римской культуре. Античная философия – это духовный исток современной философии и всей европейской культуры. В сложном комплексе... [читать подробенее]

  • oplib.ru