История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

День основания Рима: праздник с красивыми традициями. Праздники древнего рима кратко


праздники Древнего Рима, Греции и Египта

В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть их жизни. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II века до нашей эры государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников

Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — празднества, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (лат. «lupus»), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Луперкалии. Рисунок Адама Эльсхаймера

Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.

«Сатурналии» Эрнесто Бьонди. Бронзовая копия 1909 года

По преданию, Сатурн стал царем в Лацие, и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» (лат. «aurea aetas») не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях им прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Зажжение их было жертвоприношением богу. В эти дни обязательно следовало дарить подарки. Существовали даже своего рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — писал великий сатирик античности Лукиан.

23 августа в Древнем Риме отмечали Вулканалии

Греки тоже устраивали праздники в честь богов, чтобы умилостивить их и убедить выполнить желания людей. Самым главным праздником в Афинах были Великие Панафинеи, проводимые в честь покровительницы города, мудрой воительницы Афины Паллады. Афину граждане почитали за то, что она подарила им оливковое дерево.

Бегуны — участники Панафиней. Ваза, ок. 530 года до нашей эры

Праздник длился пять дней. Его вершиной было шествие от городских ворот к месту на Афинском Акрополе, где находилось святилище богини. Там Афине приносили в дар новое платье из тончайшей ткани, изготовленное женщинами. Его везли, вывесив на мачте священного корабля, поставленного на колеса, чтобы все видели, какой наряд приготовили афиняне своей покровительнице. В торжественном шествии участвовали все жители города: старики несли оливковые ветви, молодые мужчины вели сто быков, которых приносили в жертву, девушки несли корзины с драгоценными сосудами. Процессия заканчивалась общим праздничным пиром. Помимо праздников в честь богов, греки устраивали также общегосударственные торжества в память какого-либо выдающегося события, например, День освобождения в честь победы над персами при Платеях.

Самым главным праздником древних греков были Великие Панафинеи

Очень популярными у греков были спортивные состязания. Главными соревнованиями были Олимпийские игры. Игры начались в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу и проходили в Олимпии. К участию в них допускались только граждане Афин, а женщины не имели права находиться даже среди зрителей.

Во время проведения Олимпийских игр во всех греческих государствах прекращались войны. Участники будущих состязаний приезжали на месяц раньше, чтобы ознакомиться с местностью. Игры начинались с жертвоприношений Зевсу, на алтаре спортсмены давали клятву соревноваться честно.

Древнегреческая ваза. Три вида пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Поначалу в программу соревнований был включен только бег. В 708 году до нашей эры на Олимпийских играх было введено пятиборье — пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, метания диска, метания копья и борьбы. Греки прыгали в высоту и в длину, позже появились кулачный бой, состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей. Наградой для победителя был венок из оливковых ветвей.

Олимпийские игры в древности проводились 293 раза в течение 1170 лет. В 394 году римский император Феодосий I объявил христианство официальной религией и, считая Олимпийские игры языческим развлечением, запретил их.

Лишь в 1896 году благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена и его единомышленников стали снова проводиться Олимпийские игры. Местом проведения I-й Олимпиады стала столица Греции — Афины. С того времени каждые четыре года на алтаре Олимпии зажигают олимпийский огонь, который передают к месту проведения очередной Олимпиады.

Очень популярными у древних греков были спортивные состязания

У древних египтян тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их торжества с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир».

Царица Хатшепсут на празднике Сед

Фараон был не только сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему владыке охватывал всю страну и продолжался 90 дней.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хеб-сед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату — 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если правитель предчувствовал, что его дни сочтены, и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Одним из самых великих и радостных праздниках фараона был Хеб-сед

Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников. Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет — богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами. Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили их за помощь и просили не оставлять в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья — устраивало пиры, приглашало гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Амон

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона — Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Праздник Опет начинался с того, что из Карнака — храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народа. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Свои праздники египтяне называли «пьянство» или «опьянение»

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мина — очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что бог плодородия Мин сидел на своей ступени и принимал приношение — первый сноп нового урожая.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья.

Праздник Мина был не таким всенародным, шумным и веселым, как Опет. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

Рекомендовано вам

diletant.media

Праздники Древнего Рима – Италия по-русски

Бурные корпоративные праздники, посвященные наступлению Нового Года остались в прошлом. Теперь на очереди традиционные торжества, посвященные 23 февраля и 8 марта. Не будет лишним окунуться в историю этого вопроса и узнать, что корпоративы проводились еще в Древнем Риме, причем на высоком профессиональном уровне. История Вечного Города дает понять – патриции знали толк в развлечениях.

Корпоративные вечеринки, оказывается, существовали и у римлян. Патриции любили регулярно и со вкусом попировать, особенно в праздники. Их в древнеримском календаре существовало великое множество, а потому взять на себя все хлопоты по организации подобного рода приемов было невозможно физически. Именно поэтому в Древнем Риме были чрезвычайно востребованы специальные фирмы, занимающиеся организацией всевозможных празднеств корпоративного и частного характера.

Для каждой категории гостей существовала своя особая «культурная программа». Сослуживцы по работе, компаньоны, важные клиенты требовали несколько другого подхода, чем близкие родственники, собравшиеся в честь юбилея главы семьи. Всю заботу о досуге фирма брала на себя – специально подбирала соответствующих уровню клиента чтецов, музыкантов и карликов-шутов. Все они были из числа рабов, причем их труд на ниве рабского шоу-бизнеса охранялся Римским Правом. Рабовладелец не имел права заставлять их заниматься никаким трудом, кроме как оттачивать свои навыки в области искусства. За нарушение закона на хозяина налагался солидный штраф. При этом сами актеры-невольники высокого уровня чувствовали себя довольно вольготно, и были довольны своим положением полностью.

Фирмы вели праздник «от и до» - начиная с приема гостей и заканчивая организацией ужина. Он, кстати, состоял из трех этапов – закуски, самого ужина и «винной части».  Самая распространенная закуска в Древнем Риме состояла из оливок,  зелёного лука, яиц устриц, грибов и овощей. В качестве напитка – аперитив из вина с добавлением меда. Позже, в течение вечера, вино подавали разбавленным простой водой – но не более, чем на треть от первоначального объема. Сама трапеза в большинстве случаев состояла из семи блюд и заканчивалась десертом. По записям, дошедшим до наших дней, застольные шутки были у римлян в большом почете. Особенной популярностью пользовалась прибаутка про количество букв в имени хозяина – именно столько чаш вина и должны были выпить гости. Под «винную часть», когда гостям было уже не до поэзии и музицирования, в зал выпускали карликов и скоморохов. Руководил всем процессом «magister bibendi» («повелитель попойки» лат.) - древнеримский аналог тамады.

В смету проведения праздника включались такие услуги рабов, как: педикюр, музыкальное сопровождение (девушки-рабыни напевали каждому гостю модные мелодии), искусное разделывание мяса на глазах у гостей. Кроме того, учитывались предпочтения каждого из гостей – для тех, кого не интересовали женщины, предназначались молодые юноши-рабы.

Отдельную, и самую интересную часть вечера, представляло собой выступление танцовщиц. «Средний класс», в основном, приглашал рабынь из Сирии, а вот среди уважаемых в Риме людей особой популярностью пользовались невольницы с Юга Испании. Их страстный танец с кастаньетами (предшественник знаменитого фламенко) производил на гостей эффект разорвавшейся бомбы.

Самое интересное после древнеримского корпоратива начиналось утром. Вчерашние гости спасались от похмелья, как могли, изобретая все новые и новые способы. Историк Плиний Старший, большой любитель пиров и вина, писал так: «Хорошо, если найдешь два перепелиных яйца. Выпей их и забудь».

Источник: портал "Италия по-русски"

italia-ru.com

Список праздников Древнего Рима Википедия

Реклама

Январь

Февраль

Март

  • 1 — Римский Новый год, Матроналии посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti) посвящённых Марсу
  • 7 — праздник Ведийова
  • 8 — праздник Ариадны и Вакха
  • 10 — Праздник Венеры
  • 14 — Вторые Эквирии, посвящённые Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
  • 15 — праздник Анны Перенны, праздник Юпитера
  • 16 — 17 Вакханалии, посвящённых Вакху
  • 17 — Либералии, посвящённые Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу
  • 19 — 23 Квинкватрии, посвящённый Марсу и Минерве
  • 23 — Тубилюстриум
  • 30 — Праздник Салюс
  • 31 — Праздник Луны

Апрель

Май

  • 1 — Празднества Доброй Богини (лат. Bona Dea), праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
  • 7 — Начало Лемурий (c 7 по 15 мая) в честь мёртвых
  • 10 — 11 — Праздник Ориона
  • 13 — Квинкватрии (лат. Quinquatrus или quinquatria), посвящённые Минерве
  • 14 — Тиберналии (Аргеи, изгнание духов), посвящённые Тиберину, Праздник Быка (лат. Taurus)
  • 15 — Последний день Лемурий в честь мёртвых. Меркуралии, посвящённые Меркурию, праздник Весты
  • 20 — Праздник Кастора и Поллукса
  • 21 — Агоналии, посвящённые Вейовису
  • 23 — Тубилустрий, посвящённый Вулкану
  • 26 — 31 — Праздник Дианы, секулярные игры, посвящённые Прозерпине

Июнь

  • 1 или 7 — женский праздник Юнонии. Праздник Юноны и её сына Марса, праздник матерей-матрон. Священные растения Юноны: смоковница, гранат и груша;
  • 9 — в Древнем Риме начинались весталии, праздник в честь богини домашнего очага Весты. Надевали венки на освященных ослят. На восемь дней двери храма открывались для замужних женщин, вновь разжигался священный огонь, и богине читали молитвы. После этого храм опять закрывался для всех, кроме жриц-весталок;
  • 11 — Матралии, посвящённые Матери Матуте
  • 23 — Праздник Весты. В июне весталки очищали священный сосуд в Храме Весты;
  • 24 — Праздник Цереры, Фортуны (Фортуналии, лат. Fors Fortuna) и Весты. Начало жатвы.

Июль

Август

Сентябрь

  • 4 — 5 — Подземных богов. Цереры.
  • 6 — 19 — Римские игры в честь Юпитера, Юноны и Минервы;
  • 23 — В этот день начинался священный праздник греков — Великие Элевсинские мистерии в честь Деметры и её дочери Персефоны, тайный ритуал, посвященный схождению Персефоны в подземный мир на зимние месяцы.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

См. также

Ссылки

Реклама

CC© wikiredia.ru   cookies police  

wikiredia.ru

Праздники Древнего Рима: названия и особенности

Власть Древнего Рима охватывала огромные территории. Колоритная культура покорившихся стран оказала влияние на империю. Культура Рима воссоединила в себе древние обычаи покорившихся народов с культом личности высшего носителя власти – императора. Ведь он обожествлялся на всей территории Рима. Это помогло избежать потери идентичности римской культуры, несмотря на воздействие со стороны других народов. Она имела свою идею, свой стержень.

Праздники Древнего Рима включали в себя соревнования, религиозные и политические события. Из-за тяжелой политической обстановки в империи, где целиком и полностью все подчинялись вождю-диктатору, требовалось чем-то отвлечь простых людей. Поэтому празднования в Древнем Риме отвечали лозунгу народа: «Хлеба и зрелищ!»

Большое внимание уделялось религиозным праздникам. В Древнем Риме люди считали, что каждый предмет имеет душу. И подарил ему эту душу определенный бог. Поэтому они поклонялись божествам, которые, по их мнению, могли принести им и богатство, и горе. Поэтому празднования, в основном, включали в себя преподнесение даров богам, чтобы задобрить их.

Многие праздники сохранились и по сей день. Их отмечают не только в Италии, но и по всему миру. Основные древнеримские праздники, их происхождение, традиции мы и рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

древний рим праздники

Мартовские иды

В Древнем Риме не было неделей и дней. Для отсчета времени они использовали иды, ноны и календы. Иды – это середина месяца. Это было 15 число в июле, октябре, марте и мае. В остальные месяцы иды приходились на 13 число. В этот день жрецы бога Юпитера приносили в жертву овцу.

Во время правления Цезаря появился новый римский календарь – юлианский. Из-за этого иды потеряли свое значение. Однако чем же выделились иды в марте? Этот день стал роковым. Он повлиял на ход истории в целом.

15 марта праздновали Новый год и чествовали богиню Анну Перенну. Около реки Тибры устанавливали шалаши из молодой зелени и располагались там или же под открытым небом. В этот день люди много обнимались, пили и пели непристойные песни. Проводился обряд сожжения Анны Перенны в образе вредной старухи. Существует миф о том, как Марс обратился к Анне за помощью. Он хотел добиться благосклонности молодой Минервы. Анна Перенна пообещала помочь. Позже к Марсу на самом деле пришла Минерва в свадебном одеянии. Когда он бросился ее целовать, с нее спали покровы, и пред ним предстала сама Анна. Она высмеяла его, не стесняясь в выражениях. Эта легенда стала основой для многих песен, которые пели 15 марта. Интересным фактом является то, что в некоторых городах Италии и по сей день проводится обряд сожжения богини.

Но Мартовские иды больше известны из-за другого события. 15 марта был убит Юлий Цезарь. Его убили республиканцы, считавшие, что это поможет сохранить Республику. Но вышло совсем наоборот. Это лишь ускорило ее падение.

Известно, что задолго до 15 марта прорицатель предупреждал Цезаря об опасности на Мартовские иды. Но горделивый правитель так и не окружил себя охраной. Он говорил о том, что лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти.

Одним из заговорщиков был Брут, который являлся близким другом Цезаря. Он даже считал его своим сыном. Последними словами, после которых он перестал сопротивляться нападению, были: «И ты, Брут!» Так Мартовские иды стали символом трагического события.

мартовские иды

День Нептуна

Нептун в древнеримской культуре являлся богом морей и водных потоков. Во времена засухи люди просили его предотвратить засуху, ведь из-за нее мог погибнуть урожай, от которого они так зависели. 23 июля – один самых жарких дней. Поэтому в этот день праздновался Нептуналии или по-другому день Нептуна. В этот день народ также сооружал шалаши на берегу. Также приносили жертвы Нептуну и его жене.

Существует другая версия происхождения праздника Нептуна. Во времена, когда моряки еще не могли заранее узнать погодные условия, ширину и долготу, у экватора их корабли могли простаивать не только дни, но и недели. Так, в момент, когда заканчивалась провизия, моряки просили милости покровителя морей и океанов.

Сегодня праздник Нептуна в наибольшей степени связан с мореплаванием. В России его начали проводить для того, чтобы скрасить монотонные будни моряков. Но и обычные люди с радостью отмечают день Нептуна. Это один из самых жарких летних дней. Поэтому люди обливают друга водой и купаются. Обязательно присутствие самого покровителя морей и океанов. Кто-то наряжается, как Нептун. Должна быть борода серебристого цвета. В руке бога всегда трезубец, которым он управлял водным пространством. Нептун появляется в окружении русалок. Проводятся конкурсы и игры для детей.

римский календарь

День Цереры

Цереалии – праздник Древнего Рима в честь Цереры. Она – богиня плодородия. Считалось, что богиня учила людей возделыванию полей и являлась покровительницей материнства. В гневе могла наслать на человека безумие. В разных источниках отмечены разные даты празднования. Примерно оно приходилось на 11-12 апреля и затягивалось на 8-9 дней. В праздник Цереры проводились кровавые жертвоприношения: чаще всего зарезали свиней.

Народ одевался в белое, а головы вязали венки. Празднование началось с торжественного шествия в цирк. Там проводились конные соревнования. Люди устраивали трапезы, на которые мог прийти любой желающий. Так они просили Цереру дать им сытную пищу и хороший урожай.

Также проводилась травля лис. К их хвостам привязывались марки, которые предварительно святили. После этого животных выпускали в цирке.

День Юноны

По-другому этот день называется Матроналии, произошедший от слова «матроны». Получается, что отмечали этот праздник лишь замужние дамы. Матроналии – большой женский праздник. Он отмечался не 8 марта, как это принято сейчас, а 1 марта. В этот день дамы, состоящие в законном браке, получали подарки от своих мужей и детей. После они раздавали всем указания и должны были подарить безделушку рабыням, а рабам – еду. На голову женщины надевали венки из цветов и облачались в свои лучшие одежды. Так они отправлялись в храм Юноны. Они приносили в жертву богине цветы и молили ее о легких родах. В это время их мужья молились о крепком браке и о здоровье супруги.

Праздник Юноны схож с современным днем Матери. Ведь в Древнем Риме не приветствовались женщины в браке, но без детей.

Также с этой датой связано важное историческое событие. А именно, заключение перемирия между римлянами и сабинами, к слову, которое произошло благодаря сабинским женщинам.

вакханалии в древнем риме

Римский Новый год

Долгое время Новый год римляне отмечали 1 марта. И связан он был с началом полевых работ. Однако, когда Гай Юлий Цезарь ввел новый римский календарь, то празднование Нового года сместилось на 1 января. Само название месяца «январь» произошло от имени бога Януса. Именно его чествовали в Новый год. Интересным символом начала нового года является то, что Янус был двуликим богом. По легенде одним ликом он смотрел вперед в будущее, а вторым – в прошлое. Янус открывал небесные врата и выпускал солнце, а когда наступала ночь, снова закрывал их.

В этот праздничный день люди украшали свои дома и приглашали гостей. Даже рабы отмечали Новый год вместе со своими хозяевами.

Наша замечательная традиция дарить друг другу подарки в Новый год пришла именно из Древнего Рима. Люди преподносили другу монеты, с изображенным на них богом-покровителем Нового года, ветви лавра и другие подарки. Хорошим обычаем стали и новогодние пожелания друг другу. Люди желали удачи в Новом году, иногда поздравления сопровождались добрыми шутками.

Народ преподносил подарки своему императору. На первых порах это было по желанию людей. Но впоследствии этот обычай перестал быть добровольным. Народ был обязан сделать подарок.

Стоит отметить, что императоры не оставались в стороне и тоже дарили подарки своему народу. Существует легенда о том, что однажды Юлий Цезарь подарил одному рабу самый дорогой подарок – свободу.

Печально известный император Калигула в Новый год выходил на площадь, где принимал подарки от подданных, при этом прислуга записывала, кто подарил и что именно.

Празднованию Нового года предшествовал праздник Сатурналии, о котором сейчас и пойдет речь.

древнеримский праздник венеры

Сатурналии

Этот праздник Древнего Рима назван в честь Сатурна – царя царей или бога плодородия и аграриев. Начинали отмечать Сатурналии с 17 декабря. В этот день закрывались магазины, детей распускали из школ по домам, провинившихся рабов не наказывали, преступников не казнили и не судили.

Изначально, это был праздник крестьян. Ведь во вторую половину декабря заканчивалась жатва. Отмечался праздник Сатурналий в Древнем Риме скромно и всего один день. Но в дальнейшем он приобрел популярность и его стали отмечать все сословия.

Бытует мнение, что карнавалы появились именно в период празднования Сатурналии. Даже самые знаменитые карнавалы берут начало из Древнего Рима. Очень схож этот праздник с карнавальными шествиями. Первоначально делались приношения Сатурну – у его храма начинался фестиваль и так называемая «неделя безделья». Название произошло от того, что празднование в последние годы Республики достигало 7 дней.

Рабы и их хозяева менялись одеждой. Также владелец не мог отказать своему рабу ни в чем. Они сидели и праздновали за одним столом. Хозяин прислуживал рабу. После празднования он не имел права наказать раба за поведение во время Сатурналии. Современные карнавалы взяли именно этот обычай с переодеванием за основу. Традиционным подарком были восковые свечи и фигурки из теста.

Празднования в честь Флоры

Флорарии – праздник, посвященный богине Флоре. Флора покровительница цветов и юности. Празднования проводились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни народ украшал свои дома гирляндами из цветов. Женщинам строго запрещалось носить яркую, разноцветную одежду, но в дни празднования Флоралии дамы были одеты именно так. Они танцевали и веселились. Весь народ в период празднований в честь богини Флоры пировал. В один из дней празднования проводились соревнования.

По мнению римлян, праздник в честь богини Флоры способствовал хорошему урожаю плодовых деревьев. По этому не отмечать его было нельзя.

религиозные праздники в древнем риме

Либералии

Либералии жителями Древнего Рима отмечались 17 марта. Этот праздник в честь Либера, покровителя оплодотворения, и Цереры. В этот день молодые юноши, достигшие совершеннолетнего возраста, получали и впервые надевали белую тогу. Это означало, что с этого момента человек считается полноценным гражданином Рима и он больше не ребенок. Теперь молодой человек может голосовать, уйти из отчего дома, создать свою семью.

Сначала Либер и его женская параллель – Либера почитались лишь низшими сословиями. Однако, в дальнейшем произошло уравнение сословий. После этого Либера начали почитать наравне с такими богами как Марс, Венера и т. д.

В дальнейшем бог Либер стал покровителем свободных самоуправляющихся городов. Ведь даже его имя переводится, как «свобода».

17 марта жители Древнего Рима надевали маски из коры, веселились и пели непристойные песни. Порой доходило до откровенной распущенности. В этот день сооружали из цветов эрегированный половой член. В Древнем Риме это считалось символом плодородия, а также начала новой жизни.

Более поздние описания Либералии говорят о том, что обряды в этот день включали в себя сексуальные оргии, и даже человеческие жертвоприношения. Получается, что Либер был скорее не богом свободы, а покровителем освобождения от правил.

Еще бог Либер приходился покровителем виноградства. Празднование именно 17 марта выбрано не случайно. В этот день был сбор винограда.

Не обходилось в праздник Либералии в Древнем Риме без жертвоприношений. В этот день обычно резали коз.

Позже Либера стали отождествлять с Вакхом, покровителем виноделия.

праздник юноны

Венералии в Риме

Древнеримский праздник Венеры приходился на 1 апреля. Апрель – середина весны. Это время года ассоциируется с теплом, любовью и красотой. Венералии – праздник в честь богини Венеры. Она изначально была покровительницей весны, плодородия и цветов. В дальнейшем образ Венеры отождествляли с древнегреческой Афродитой. Поскольку считалось, что Венера – мать Энея, а его потомки основали Рим, она стала покровительницей римского народа.

Символом Венеры было растение мирт. Поэтому 1 апреля плели венки из этого растения и надевали их на голову. Проходили массовые купания в общественных бассейнах.

По большей части Венералии – женский праздник. В этот день женщины молили Венеру о помощи в отношениях с мужчинами. В этот день они прятали от богини все украшения и драгоценности. Статую Венеры омывали водой и подносили ей цветы. Происхождение обычая с купанием и омыванием статуи богини связано с тем, что Венера отождествлялась с Афродитой, которая по легенде возникла из пены морской.

Римские Вакханалии

Этот праздник один из самых развратных в Древнем Мире. Он посвящен Вакху – покровителю виноделия и символу периодической смерти и возрождения. Отмечали его 17 марта.

Изначально это был женский праздник. Мужчин на празднование не допускали. Женщины в этот день в роще у холма, где сейчас практически центр Рима, раздевались догола и устраивали дикие танцы.

Однако со временем к празднованию допускались и мужчины. Из-за этого танцы переродились в оргии. Известно, что не столько разврата было между мужчиной и женщиной, сколько между мужчиной и мужчиной. Если кто-то противился и не хотел сношения, то этого человека приносили в жертву Вакху.

Огромное множество людей участвовало в данном мероприятии. Среди них были известные лица и члены знатных семей. Позже появилось правило, согласно которому людей, моложе 20-летнего возраста, посвящали в так называемое «таинство». Несогласных сбрасывали в подземную бездну. Объяснялось это тем, что людей забрали боги.

Эта традиция получила широкое распространение. В праздновании участвовали до 7 тысяч человек.

Однако в скором времени было проведено расследование и Вакханалии в Древнем Риме запретили. Лидеров и организаторов массово казнили. Их обвиняли в растлении, убийствах и других жестоких преступлениях.

Так завершился разгул Вакхналий. Однако совсем он не исчез. Просто организаторы стали осторожнее. Не было общественной огласки и такого массового скопления людей.

загрузка...

worldfb.ru

Праздники Древнего Рима

Либералии

Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер - по-латыни означает «Свободный». По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.

Вертумн и Помона

Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами - сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца - фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.

Под покровительством богини Фавны находились поля и сады, которые она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним его заботы. По имени «Доброй богини» она оказывала особое благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных праздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемся на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою высокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второе торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны били покинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли только женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сей поры так и никто и не смог выяснить, что именно там происходило.

Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этого культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками и виноватый обвинен в святотатстве. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинство в честь «Доброй богини». Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: «Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений».

Вулканалии

С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так называемый вулканал, где словно у государственного очага, проводились совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.

2.2. Роль театра в проведении праздников.

Порядок проведения празднеств

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1) торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой.

2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные вре­мена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с оконча­нием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубова­тые песни, так называемые фесценнины. Как и в Греции, обыч­но выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного со­держания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времен Августа Горация, находила отражение и со­циальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций гово­рит, что фесценнинские насмешки не щадили и знати, которая и постаралась их обуздать — было установлено строгое наказа­ние всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ — сатура. Эти зародыши драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу ново­му для воинственного народа, так как до этого зрелища огра­ничивались только конскими бегами». Из Этрурии были при­глашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пля­ске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и же­стикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (по дословному, переводу это слово обозначает «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, вклю­чавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музы­кальный элемент играл в них существенную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указывает этрусское происхождение слова гистрион, ко­торым в Риме стали называть народных развлекателей (Название это сохранилось и в средневековом театре).

Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племени осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н.э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой при­шедшие к ним от племени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни празд­ников. Участие в представлении ателлан не налагало на граж­дан никакого бесчестия, тогда как позже, когда у римлян появи­лась уже литературная драма, актерская профессия считалась постыдной.

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патри­циев — Римских играх, справлявшихся в сентябре, в честь Юпи­тера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев — Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх — в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сраже­ниями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Играли в трагедиях и комедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды воль­ноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими акте­рами они занимали, в своей массе, низкое общественное по­ложение. Объясняется это тем, что почти с самого своего воз­никновения римский театр выступал как чисто светское учреж­дение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо куль­том, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со сто­роны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесче­стия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.

Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода респуб­лики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли босоногими.

Содержанием мимов были жизнь и быт столичного плебса. В мимах изображались плутовство, судебное крючкотворство, но еще чаще нарушение супружеской верности. (Застигнутого врасплох любовника уносят в сундуке, чтобы он не попался на глаза обманутому мужу.)

Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы пол аккомпанемент флей­ты. Судя по свидетельствам современников, границы пристой­ного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии. Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одобрением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э. До середины I в. до н. э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времен Цезаря, он получил литературную обработку, которую дали ему два драматурга — Децим Л а бел и й и Публий Сир.

Театр в Риме - средство развлечения. Постоянного театра в III в. до н. э., как и позже, вплоть до середины I в. до н. э., в Риме не было. Сооружению его про­тивился консервативный сенат. Для представлений на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человече­ского роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4—5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В тра­гедии действие происходило обычно перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выхо­дящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развер­тывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих времен­ных театрах места для зрителей: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построен­ные для театральных игр сооружения ломались по их оконча­нии. Сиденья перед сце­ной стали устраивать позже, они предназначались для сенаторов, а по­лукруглый амфитеатр - для простонародья. Театры были малы, поэто­му маски были не нужны. Только в I веке до н. э. они понадобились, так как расширились театральные постройки: сценическая площадка ограничивалась задником с двумя или тремя дверями, обозначавшими вход в расположенные по соседству дома. Занавеса не было, антрактов тоже. Если герой покидал сцену, чтобы куда-то уйти, к его услугам были лесенки, приставленные к помосту. По лестнице приходили те, кто играл героев, возвращавшихся из другого места. Был еще один лю­бимый сценический прием: одновременно находящиеся на сцене герои какое-то время «не видят» друг друга. Отсюда комические эффекты.

В 55-52 годах до н. э. был воздвигнут первый каменный театр стара­ниями Гнея Помпея. Помпеи прибег к юридической уловке, чтобы обойти формальный запрет: театр был объявлен частью святилища Венеры и со­оружен как составная деталь большого архитектурного ансамбля. Это было типично римское сооружение - двухэтажное полукружие на мощных сводчатых конструкциях. Орхестра стала полукружием, где были распо­ложены кресла почетных гостей, просцениум - главной игровой площад­кой подобно современной сцене. Если греческий театр напоминал цирко­вой манеж, и зрители окружали место действия, то теперь актер был окончательно отдалён от зрителя. Актеры были не полноправными гражданами, часто вольноотпущенниками. Они объединялись в труппы, во главе которых стоял антрепренер. По заданию устроителя празднеств он покупал у драматурга пьесу и ставил её, причём всегда новую. Только в конце II века до н.э. вошли в практику возобновления старых пьес.

Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ — палий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда происходило где-ни­будь в Греции. Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придерживался греческих оригиналов, но обрабатывал их гораздо свободнее, чем Ливии Андроник. Невий первый применил в комедии так называемую контаминацию, т. е. соединение в римской пьесе сцен из двух греческих пьес. В свои комедии Невий внес некоторые черты современной ему римской жизни, причем проявил демократизм и большую политическую независимость. Драматург заявлял о своем жела­нии говорить свободным языком и рассматривал театр как арену бичевания пороков и раболепства. Невий допустил на­смешки над влиятельным родом Метеллов и по их требованию попал в тюрьму, из которой ему удалось выбраться лишь бла­годаря заступничеству народных трибунов.

Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший современник — Тит М акций Плавт (ок. 254— 184 гг. до н. э.). Предание гласит, что Плавт в молодости был актером ателланы; на это будто бы указывает его имя Макций. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттической комедии, он ярко запечатлел в них и черты рим­ской жизни. В его пьесах постоянно упоминаются римские учреждения и должностные лица, римские праздники, различ­ные стороны римского быта, в том числе и театрального.

По единодушной оценке древних, Плавт был самым блестя­щим представителем паллиаты. Действующие лица его пьес те же, что у Менандра и других представителей новой аттиче­ской комедии. Излюбленный персонаж Плавта — хитрый, про­нырливый раб, помогающий своему молодому хозяину улажи­вать его любовные дела. Плавт искусно сумел соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы_с_ее буффонадой, живостью действия, непристойными, но остроумными шутками. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. До него и новой аттической комедии пение и музыка играли роль интермедий и использовались лишь в антрактах. У Плавта же этот музыкальный элемент (кантики —от латинского canto — пою) в некоторых комедиях преобладает. Одни из кантиков представляли собой прим, другие исполнялись речитативом под музыкальный аккомпанемент.

Не было хороших хоров, поэтому в комедии хор был исключён, а в трагедии сведён до минимума, хор заменили сольные арии. Если актёр не мог петь, рядом с ним находился специальный певец. Роль музыки была очень велика, римские трагедии напоминали оперу XVIII века.

2.3. Бои гладиаторов и состязания

Гладиаторские бои получают в Риме необычайное развитие. До этого они устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч), в Древнем. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили — фракийцы, самниты, галлы. Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты — сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) — сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии — сражавшиеся с дикими зверями; андабаты — выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры — без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты — на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии — сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии — ловившие арканом; лухории — с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии — сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant — «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя». Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. Римляне превозносили искусство гладиаторов, высоко вознаграждали победителей, их портреты можно было видеть на горшках, плодах, лампах, перстнях; гладиаторов воспевали поэты и любили свободные римлянки. Но это были рабы, предназначенные развлекать и жизнью, и смертью. С начала V века бои гладиаторов были запрещены.

Гладиаторский бой глазами римлян.

Благодаря изученным фактам мы можем практически доподлинно восстановить картину проведения гладиаторского боя.

После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в город стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно было увидеть все сословия и все возрасты. А на арене сражаются гладиаторы. Когда удается вонзить меч в тело противника, победитель издает короткий клич. Умирающий падает на свой щит, соблюдая обычай: доставить зрителям удовольствие любоваться его предсмертными муками.

Вспомните известную фразу, которой провожали на бои гладиаторов - «Со щитом или на щите», а сами гладиаторы начинали бой словами «Ave. Caesar, morituri te salutant» - «Радуйся, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!».На желтом песке арены растекаются лужи крови, а бои продолжаются, и публика разгорячается все больше и больше.

Утолив в перерыве жажду и получив из рук служителей фрукты и сладости, публика готова немного отдохнуть и взглянуть на фокусников и клоунов. Это короткий отдых перед новой волной крови- впереди травля диких животных.

На глазах у ревущей толпы голодные псы терзают газелей. Но толпе необходимо, чтобы со зверем боролся человек; и вот уже против голодного медведя выходит бастиарий, приговорённый к смерти, которому дарована возможность избежать её или погибнуть в схватке с хищником. А потом человека снова сменяют животные- бык против пантеры. А затем снова охотники и звери, и захватывающие толпу неистовые страсти.

Ликует буйный Рим …торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена;

А он- пронзенный в грудь, - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор

Он презрен и забыт…освистанный актер.

М. Ю. Лермонтова

«Вы станете спрашивать. - пишет Л. Ф. Лосев, что это за кровожадная, истерическая, звериная эстетика? Что это за сладострастие при виде бессмысленной бойни, при виде крови, при виде немой горы трупов?... Рим - это страна полного и настоящего абсолютизма, это царство какой-то государственной мистики, перед которой отдельный индивидуум - просто не существует, он - только винтик в этой вселенской машине, имеющей значение только лишь в меру своей приспособленности к этому мировому целому; и при всем том вы видите, какой экзальтацией, каким энтузиазмом, какой истерией, сладострастной чувственностью и упоением захватывает его дух - по воле того же самого мирового абсолютистского правительства» .

2.4. Триумфальные праздники

Одно из изобретений Рима- триумфы. Термин «триумф» пришел к нам из Рима и означал у римлян торжественный въезд победоносного полководца (триумфатора) с войском в городе Рим от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий.

Триумфальное шествие в Древнем Риме открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Триумф устраивался по разрешению сената за самые выдающиеся заслуги перед государством либо самые великие победы и являлся высшей наградой полководцу (достаточно вспомнить триумф Гая Юлия Цезаря). Удостаивались чести триумфа немногие достойные, имя триумфатора навечно записывалось в триумфальные фасты. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет триумф как «победное торжество славы, торжественная встреча». Именно поэтому сегодня триумф является синонимом блестящего успеха, выдающейся победы. Для закрепления триумфа в честь триумфатора или в память славных событий сооружалась триумфальная арка или триумфальные ворота Герой возвращается с победой, и его встречает ликующий народ. Император Тит после разрушения Иерусалима был удостоен триумфа. Огромные богатства, захваченные воинами, проносили перед толпой. В толпе давили женщин и детей, но это никого не трогало, так как главное было восславить Тита. «Именно апофеоз относился здесь не столько к самой личности императора, сколько к самой монархической власти вообще и даже просто к Римской империи и ее могуществу, и её вселенскому «гению». Император здесь, таким образом, в значительной мере безличен; это- символ римского единодержавия со всем его юридическим и военным аппаратом; это- абсолютизация государственности»,- такова позиция А. Ф. Лосева. Синкретизм языческой и церковной обрядности в современных итальянских праздниках

В середине 1 тысячелетия н.э. Италия стала центром католической религии, каковым остается до наших дней. С первых веков своего утверждения на Аппенинском полуострове христианская церковь начала борьбу с языческими верованиями Древнего Рима. Многие дохристианские празднества были уничтожены, другие заменены христианскими; однако в них, вопреки желанию церковников, сохранились остатки прежних календарных обрядов, приходившихся на те же дни. Вытесняя язычество, католическая церковь старалась привлечь симпатии народа эмоциональным воздействием на него. Прекрасным способом завоевания душ людей оказались пышность и торжественность при отправлении религиозных обрядов, а также введение в ритуалы церкви театрального и игрового моментов. Это повлияло на формирование итальянских календарных обычаев. В отличие от соседних стран, например Франции, основными ячейками культурной жизни как в Древнем Риме, так и в средневековой Италии были города. Еще с античности итальянские земли были усеяны поселениями городского типа. Развитие в стране по преимуществу городской культуры оказало влияние и на форму проведения праздников.

Нельзя оставить без внимания многочисленные праздники, занимающие и сегодня огромное и важнейшее место в культурной жизни Италии. отдавая дань величию Рождества, итальянцы не пренебрегают и другими, более скромными поводами повеселиться. Эти праздники становятся поистине народными театральными представлениями. Скажем, религиозное шествие в Кальяри – это в Сардинии: в день праздника Тела Господня, в котором принимают участие представители всех 230 деревень острова, включает в себя сценки пленения сил зла – их изображают передвигающиеся прыжками устрашающие фигуры в деревянных масках и бараньих шкурах. И силами добра – одетыми в белые одежды и опоясанные красными, спасающими от сглаза, платками. В южных областях Италии представления часто выстроены вокруг «майского дерева»: его украшают различными съестными дарами, которые должны быть добыты между забравшимися на верхушке соревнующимися участниками. Победитель избирался королем мая и имел право найти себе майскую королеву.

15 августа в повседневной жизни именуется просто Феррагосто и символизирует самый пик отпусков и летних развлечений. Неделя отпуска, включающая в себя 15 августа, имеет даже особое название – ferie di ferragosto. Для католической же церкви это один из самых важных праздников – Успенье Пресвятой Богородицы. Отдых, связанный с серединой августа, имеет древние корни. В античные времена в Лациуме (совр. область Лацио) праздники этого периода были связаны с культом Конса - божеством земли, сельского хозяйства, лошадей, мулов и ослов. Посвящаемые ему празднества назывались feriae consuales (праздники Конса), или кратко consualia (Консуалии) и отмечались 21 августа. Когда этот месяц года стали называть в честь императора Августа, Консуалии (feriae consuales) стали соответственно именовать feriae augustus – Августовскими праздниками. Затем эти два слова слились, образовав современное слово ferragosto. С победой христанства церковь столкнулась с необходимостью постоянно бороться с остатками языческих верований, которые прочно осели в народных традициях. Самым эффективным оказалось не отменять древние праздники силой, а ассимилировать их, связывая с именем какого-либо христианского святого. К моменту победы христианства августовские празднества отмечались в первый день месяца. Церковь перенесла его на 15 августа и связала с праздником Успенья Пресвятой Богородицы.

В современной Италии культ Конса, а с ним и августовские Консуалии бесследно исчезли, но их следы еще долго сохранялись в любопытном феодальном обычае, под названием mance ferragostane - "августовские дары". С окончанием летних полевых работ в сельской местности устраивались праздники. Они в том числе служили и поводом для встречи крестьян со своим хозяином. Он выслушивал рассказы о летних работах и в знак благодарности за труд одаривал их подарками в деньгах или натурой.

Благо праздников и торжеств разного рода в течение года в Италии хватает в избытке – от праздников деревенского патрона, которые отмечаются в каждой местности до фольклорно-спортивных состязаний, и от календарно-религиозных праздников, которые зачастую буквально «нафаршированы» языческими религиозно-магическими элементами; а также и до аграрных праздников сбора урожая, каштанов, оливок, меда и другие – они по-прежнему шумно, красочно и вкусно отмечаются в разных областях Италии.

Календарь Римских праздников

gagago.ru

ПРАЗДНЕСТВА И ИГРЫ. Древний Рим. Быт, религия, культура

ПРАЗДНЕСТВА И ИГРЫ

Кроме этих формальных обрядов в римских домах и у публичных алтарей перед храмами религиозные чувства римлян выражались в очень большом числе народных праздников и игр. Фактически игры начались как часть народной религиозной церемонии римлян, судя по упоминаниям о предполагаемом участии в них богов и богинь города. Однако ко времени Марциала или Ювенала толпы, заполняющие улицы, театры и цирки, имели слабое представление или мало интересовались тем, какой церемониальный смысл мог лежать когда-то в играх; тем не менее древние традиции, вдохновляющие их, поддерживались. Религиозные чувства, лежащие в основе игр, казалось, были особого и ограниченного сорта, естественным и сильным желанием сохранить и поддерживать жизнь – личную жизнь верующих в отдельности, жизнь римского народа в целом, а также щедрость и плодородие природы. Считалось, что все это в руках богов и богинь, наиболее всесильным из которых посвящались ежегодные праздники.

Многие римляне сами не ведали об этом древнем религиозном аспекте своих явно мирских старинных игр и праздников, поэтому случилось так, что игры, устраиваемые изначально для того, чтобы возблагодарить богов и отдать им почести, вскоре опустились до очень низкого уровня удовлетворения низких страстей голодной, невежественной, ленивой и праздной толпы.

В древности традиционный римский новый год начинался 1 марта, когда девы-весталки вновь разжигали священный огонь в очаге Весты и общественные здания украшались свежим лавром. Поддерживались старые обычаи примитивных приготовлений к войне, такие как танцы салии и традиционные скачки и пышная военная церемония. В марте также был старинный праздник Анны Перенны (Anna Perenna – от «annus» – «год» и «perennis» – «вечный, непрерывно длящийся») – богини наступающего нового года. Очаровательные зарисовки простых людей Рима, празднующих такие древние церемонии, можно найти в том, что осталось от поэмы Овидия «Фасты». Здесь же можно лишь вкратце перечислить наиболее значимые праздники в римском календаре. Мегалезии (ludi Megalenses) проводились между 4 и 10 апреля в честь Кибелы, великой матери богов, изваяние которой было внесено в Рим в 204 году до н. э., что сопровождалось неординарными сценами исступленного восторга и массовой истерии: в том году процессии, пост, очищения и другие религиозные церемонии продолжались 12 дней. После 191 года до н. э. Мегалезийские игры проводились ежегодно. Сразу за ними следовали цералии (ludi Ceriales) в честь Цереры, древней италийской богини произрастания и созревания злаков, чей праздник и игры были самыми древними. Они длились с 12 по 19 апреля. Флора, богиня цветов, почиталась празднествами с 18 апреля по 3 мая. Ее праздник был исключительно веселым карнавалом: столы были завалены цветами, а люди, увенчанные венками из цветов, танцевали вокруг. По словам Овидия, флоралии (ludi Florales) отмечались разгулом:

Богиня идет в венках многоцветных.

Сцена открыта опять вольностям шуток срамных.

Чтите богиню цветами! Цветы желанны богине!

Нежным цветочным венком все обвивайте чело.

Неделя цветов заканчивалась 3 мая. С этого дня забота об урожае и работа в полях обычно предъявляли суровые требования, и римляне были вынуждены ждать целых семь недель до своих следующих игр.

Эти празднества отмечались в честь Аполлона. Ludi pollinares начались по предложению оракула в 212 году до н. э. Проводимые между 6 и 13 июля ежегодно, они были веским основанием для устройства травли диких зверей и гонок на колесницах в цирке, а также для пантомим и представлений в театрах. Ludi Romani, Римские игры, длящиеся с 4 по 19 сентября, возникли в легендарные дни римских царей и проводились в честь Юпитера, бога – покровителя римского народа. Последним большим религиозным праздником в традиционном римском году, отмечавшимся играми, были Плебейские игры, Ludi Plebei. Берущие начало с 220 года н. э., эти празднества проводились с 4 по 17 ноября. Единственные среди больших всенародных праздников, они не имели на то особых религиозных оснований, но, подобно Римским играм, стали веским основанием для великого празднества в честь Юпитера.

Самый известный из всех декабрьских праздников – сатурналии – Saturnalia. Проводимый изначально как однодневный праздник, отмечаемый 17-го числа, когда заканчиваются осенние посевы, он продлевался до тех пор, пока не стал длиться семь дней. Урезанный Августом до трех дней, этот праздник позднее продолжался пять дней. Весь Рим, по словам Сенеки, сходил с ума. Церемонии начинались довольно спокойно, когда облаченные в тоги высокопоставленные римляне посещали публичное жертвоприношение в храме Сатурна рядом с Форумом. Затем следовал пир, на котором сбрасывали тоги и облачались в туники или праздничные застольные одеяния синфесис – synthesis. В следующие дни сатурналий не обходилось без молочного поросенка, как английское Рождество не Рождество без индейки или ростбифа и пудинга с изюмом. Домашним рабам прислуживали их хозяева, словно вернулся золотой век, когда все люди свободны, но шуточный «царь сатурналий», избираемый, чтобы осуществлять руководство пиром, возможно, был напоминанием того, что во время сатурналий все переворачивалось с ног на голову.

Поэт Марциал был типичным городским жителем Рима, и вполне ясно, что надежды на ценные подарки от богатых возрастали в декабре, когда друг другу дарили столовые салфетки и изящные ложки, тонкие восковые свечки и узкогорлые кувшины, полные вяленого чернослива. Соленая рыба, колбасы, бобы, маслины, инжир, чернослив, орехи, дешевое вино были обычными подарками, но Марциал, который мог временами быть безобидным попрошайкой, дает понять: он всегда надеялся на нечто более ценное, такое, как дар в виде серебряных блюд и древних кубков. Однако, несмотря на все презрение к тем, кто не оправдывал его ожиданий, он действительно познал одну великую истину, и удивительно, что она была написана рукой прозаичного римлянина: «Единственное богатство, которое останется у тебя навсегда – это то, что ты отдаешь» (Guas dederis solas semper habebis opes).

Рис. 57. Жрец

В январе и феврале римляне соблюдали некоторые традиционные религиозные обряды, такие как почитание Януса, бога – охранителя входов и выходов в города и дома, а также начала всех вещей и дел. В стародавние дни ему молились в начале каждого дня, месяца и года. В его честь назван месяц январь. В этом же месяце, 11 и 15 января, также почитали предрекательницу судьбы новорожденных Карменту.

Февраль для отцов-основателей Римской республики был месяцем оживленной работы в полях, однако находилось время для нескольких религиозных праздников, которые, по-видимому, почти не имели отношения к трудам земледельцев. 21 февраля было народным праздником, когда, как на День всех святых в католических странах, поминали и чествовали умерших. «Ублажайте отчие души», – говорил Овидий об этом дне.

Маны немногого ждут: они ценят почтение выше

Пышных даров. Божества Стикса отнюдь не жадны.

Рады они черепкам, увитым скромным веночком,

Горсточке малой зерна, соли крупинке одной,

Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:

Все это брось в черепке посередине дорог.

Эти обряды были кульминацией церемоний, которые начинались 13 февраля, и сразу же за ними следовал день воссоединения семьи – 22 февраля, каристии – Caristia. Название произошло от слова «дорогой» – care, встреча любящих родственников очень естественно перетекала в обряд почитания их общих предков.

Память усопших почтив и родных посетивши могилы,

Радостно будет к живым взоры свои обратить

И посмотреть, сколько их после всех умерших осталось,

Пересчитать всю семью, весь сохранившийся род, —

писал Овидий.

Это был день всепрощения, улаживания ссор и укрепления семейных уз в присутствии домашних богов ларов, с которыми делили праздничный обед.

Во время ежегодных церемоний в честь умерших 15 февраля в Риме соблюдался еще один странный ритуал, происходивший в гроте с названием «Луперкаль». Он находился у подножия крутого Палатинского холма с юго-западной стороны, в месте, где предположительно волчица вскармливала Ромула и Рема, основателей Рима. Год за годом с незапамятных времен вплоть до последних дней христианского Рима на празднике луперкалии – Lupercalia, проводимом в этот день, приносились в жертву собака и несколько коз, а также дары в виде пирогов, изготовленных девами-весталками из колосьев пшеницы предыдущего урожая. Затем два юноши благородного происхождения мазали лбы кровью с ножа, которым резали жертвенных животных, и смывали ее шерстью, обмоченной в молоке. Тогда им полагалось смеяться. Завернувшись в шкуры принесенных в жертву коз, они устраивали изобильное пиршество, после чего во главе двух команд начинали ритуальный бег вокруг основания Палатинского холма. По пути они хлестали всех встречавшихся женщин ремнями, вырезанными из шкур жертвенных коз. Эти ремни назывались «februa» (что значит «очищать»), от этого слова и произошло английское название месяца февраля – «February».

Квириналии (Quirinalia) в честь бога войны Марса, терминалии (Terminalia) – праздник в честь бога границ Термина, регифугиум, или «бегство царей» (Regifugium), – в память, как считали римляне, о бегстве последнего царя Тарквиния, и эквирии (Equirria) 27 февраля – конные скачки в честь Марса, были последними церемониями, завершающими старый римский год.

Имея такое большое количество праздников, ясно, что римляне не испытывали недостатка в развлечениях в любое время года. В конце республики 66 дней в году было посвящено играм; ко времени Марка Аврелия (161 – 180 гг. н. э.) их было уже 135, а ближе к концу империи, в 354 г. н. э., – 175, что означало, что римляне могли проводить по полгода в цирке или амфитеатрах. Но при всем при этом мы перечислили чуть больше празднеств, чем существовало религиозных праздников, которые отмечались играми. Существовало много других праздников, празднование которых ограничивалось церемониями, процессиями и пирами. Но хотя не все римские праздники сопровождались зрелищами, во времена империи именно те, что обещали возбуждение от гонок на колесницах в Большом цирке и гладиаторских боев в амфитеатре, были так любимы римской толпой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

День основания Рима: праздник с красивыми традициями - Библиотека туриста

Не у каждого города есть день рождения, но тому, в который ведут все дороги, положено отличаться от других. Официально в Риме праздник проходит 21 апреля, но иногда он растягивается на три-четыре дня непрерывного веселья, когда шоу следуют одно за другим, а вино льется рекой.

История основания Рима

Легенду о капитолийской волчице мы впервые слышим еще в школе. Согласно преданию, в одном латинском городе правил добрый и мудрый царь Нумитор, у которого был завистливый и жестокий младший брат Амулий. Хитростью и обманом он сверг Нумитора, а его дочь сделал весталкой, обязав хранить обет безбрачия и жить при храме. Через год у принцессы родилось два сына, прием она уверяла, что их отцом является сам Марс — бог войны. Мальчики, брошенные в реку в корзине по приказу Амулия, не погибли, а были найдены и вскормлены волчицей.

Нашедший мальчиков пастух забрал их в свою семью и вырастил из них сильных и мужественных мужчин, которые, узнав историю своего происхождения, решили отомстить обидчику. Они убили Амулия и вернули власть Нумитору, а сами отправились на то место, где их нашла волчица, чтобы основать там город.

Пока Ромул строил стену города, Рем насмехался над братом и его усилиями, и чтобы показать, насколько они тщетны, перепрыгнул через нее. Рассерженный Ромул убил брата и сказал, что так будет с каждым, кто нарушит границы города. Он дал новому городу свое имя и положил начало многовековой истории его славы.

Бронзовый памятник капитолийской волчице, чей возраст уже более двух с половиной тысяч лет, ранее стоял на площади города, а сейчас хранится в музее.

Традиции празднования

День рождения города отмечается весьма масштабно, хоть и не является государственным выходным. 21 апреля в Риме вы можете увидеть множество шоу, посвященных как истории города, так и его традициям и идеалам.

Одним из самых популярных мероприятий в этот день является Исторический кортеж, поучаствовать в котором есть шанс и у жителей города, и у туристов. Возглавляет его избранная «богиня Рима» — девушка, победившая в городском конкурсе, на котором требуется продемонстрировать не только красоту и таланты, но и душевные качества, достойные истинной жительницы древнего города.

На следующий день проводится церемония зажжения священного огня перед храмом Геркулеса и здесь можно увидеть показательное выступление школы римских гладиаторов и весталок. Ранее священный огонь находился в храме Весты, но сейчас от него почти ничего не осталось, и празднование перенесли. Оно начинается с истории о том, кто такие весталки, смысле их служения, а затем переходит к шоу.

Кстати, изначально 21 апреля отмечали совсем не день рождения Рима, а Палилию — праздник, посвященный Палес (богине земледелия и скотоводства), постепенно эти празднования совместились с днем города, а затем государственный праздник и вовсе вытеснил религиозный, сделав его лишь частью шоу.

Если вы хотите посетить Италию и поучаствовать в национальном шествии, увидеть настоящих весталок, попробовать домашнее вино и просто отлично отдохнуть — отправляйтесь в Рим в апреле.

www.restbee.ru