История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

otvety_na_bilety (1) / лекции / ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Немху в древнем египте


Немху - это... Что такое Немху?

  • НЕМХУ — др. егип. термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека, порвавшего с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался опереться на Н …   Советская историческая энциклопедия

  • Немху —          др. егип. термин. В эпоху Ср. царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавш. с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристо кратией, Эхнатон попытался опереться на …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Немху — категория жителей Древнего Египта, которые могли быть повышены или понижены в своем социально правовом статусе по воле администрации фараона (неджес, ремесленники, воины, мелкие чиновники) …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Хоремхеб — XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Египет —        1. древний раннерабовлад. госуд. в Африке, в долине Нила.          Исторический очерк.          Возникновение древнейшего египепского государства. Еще в эолитич. и палеолитич. периоды (сотни тысяч лет тому назад) Е. был заселен человеком.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АМЕНХОТЕП — егип. фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: А. II (ок. 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2 го похода в… …   Советская историческая энциклопедия

  • СЕРЫ — (егип. вельможи, именитые) название столичной и провинциальной (номовой) знати в Др. Египте. В периоды ослабления центр. власти С. добивались особенно большого могущества. Так, при X династии им было предоставлено право вырабатывать законы, и… …   Советская историческая энциклопедия

  • Аменхотеп — египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: 1) Аменхотеп II (около 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2… …   Энциклопедия мифологии

  • Эхнатон — О пьесе Агаты Кристи см. Эхнатон (пьеса) Эхнатон XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Аменхотеп —          егип. фараоны эпохи Нового царства (ХVIII династия). Из них:        1. А. II (ок. 1491 1465 до н.э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совер. походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результ. своего 2 го… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

    Государство и право Древнего Египта.

    Все с\х производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов военнопленных.

    Во второй половине этого тысячелетия в рамках локального ирригационного хазяйстваскладываются соседние земельные общины, своеобразные первичные гос образования – номы, возникшие вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.

    Территориаьное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит ких объединению. В результате длительных кровопролитных войн, покорения слабых номов сильными, а иногда и добровольное присоединение, номы Юга и Севера страны сначала объединяются в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства, а затем сливаются в единое царство.(завершается додинанический период Египетской истории, конец 4тл до нэ)

    Динаническая эпоха делится на ряд периодов:

    • Период Раннего царства (около 3000-2778 гг. до н.э.) период царствования первых династий египетских фараоно, в течении которых происходил сложный и длительный процесс создания и укрепления единого гос-ва вместе со становлением общеегипетского гос аппарата.

    • Период Древнего, или Старого царства (2778-2263 гг. до н.э.) в которых вкл время царствования III-VI династий, характеризующийся окончательным и прочным объединением страны, выступаещей в форме полит и экон целого.

    (Между Древним и началом Среднего царства лежал так называемый I переходный период- период соц потрясений, раздробленности и ожесточенной борьбы за новое объединение страны.)

    • Период Среднего царства (около 2160-1785 гг. до н.э.) время царствования XI-XII династийв едином Египетском гос-ве, воссозданном на развалинах древнего царства выходцами из Верхнеегипетского Фиванского нома.

    (Между Средним и Новым периодами лежал II переходный период- освободительная борьба Египтян против иноземных завоевателей- гиксосов. Это время хозяйственного и политического упадка страны, завершившееся изгнанием гексосов из Египта и централизацией гос-ва под властью фиванских царей.)

    • Период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов. Египет Нового царства- первая в истории мировая держава, огромное разноплеменное гос-во, созданное путем завоеваний соседних народов.(Нубия,Ливия,Палестина,Сирия…)

    • Период Позднего царства (1085-331 гг. до н.э.), время царствования XXI-XXX династий, стал стадией упадка и заершился завоеванием страны А.Македонским.

    СОЦ СТРУКТУРА

    Характерна крайняя замедленность эволюции соц структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

    Мерет- простолюдина (в отличии от благородного)

    Хемуу нисут («царские хемуу)- полусвободный, зависимый работник или гос крестьянин просуществовало во все периоды уникальной истории Египта. Хемуу нисут экплуатировались как в царском, так и в частном хоз-ве лиц, занимающих гос должность в центральной, номовой или храмовой администрации.

    Основной хозяйственной и общественной ячейкой в ДЕ на ранних этапах его развития была сельская община.

    Процессы соц расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тл до н.э., когда формируется господствующий соц слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взымается гос-ом рента-налог. Они же привлекались к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и прочее.

    На переписях «людей,скота,золота» устанавливались налоги.

    Развитие крупно царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самост единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных землевладельцев, независимых от гос власти. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принуд работы и тд.

    Правящая верхушка укрепляет свои экон и полит позиции. Она пополняется в основном за счет местной номовой аристократи, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Экон мощь растет в частности за счет рано сложившейся системы царских пожалованийземель и рабов.

    В царских хозяйствах трудились рабы-военнопленные, соплеменники( не имели права на собр урожай и получали скудное пропитание из житницы своего хозяина или учреждения. Рабов в Египте покупали и продавали на вневольничьих рынках, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Самопродажа египтян в рабство за долги не поощрялась, а иногда и запрещалась. Она стала быстро развиваться в различных формах(«на вечные времена» вместе с детьми или на определенный срок»). В рабов превращали и преступников.

    Объединение Египта было упрочнено фараонами следующей XII династии. Их двухсотлетнее правление сопровождалось успешными воинами, развитием торговли с Сирией и Нубией, ростом городов, расширением с\х производства.Это стало временем рассвета а затем быстрого упадка. С одной стороны, это привело к росту царско-храмового хозяйства, с другой- частного хозяйства вельмож-сановникови храмовых жрецов, органически связанного с первым.

    Возросшее влияние экон и полит жизни страны меняет характер ее взаимоотношений с центральной властью. Номархи уже не явл простыми исполнителями воли центральной администрации, как это было раньше. Они, обладая наследственной властью, усиливают свою самостоятельность, опираясь на возросшую роль небольших хозяйств местной знати, местную администрацию и храмы. Так же они стремятся превратить свои держания в собственность.

    Так же,нарядо с номархами и жрецами, все большую роль начинают играть чиновники незнатного происхождения.

    Из общей массы слуг цары выделяются неджесы(«маленькие»), а среди них сильные неджес. Их появление было связано с развитием частного землевладения,внешней торговли,рынка.

    Неджесы вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных как каменотесы и золотых дел мастера), будучи не столь плотно связанны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке.

    Вместе с развитием ремесла растут города, в них возникает подобие цехов, объединений ремесленников по специальности.

    Благосостояние представителей правящей верхушки отныне напрямую зависит от того, насколько близки они к фараону и его двору. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специализированной школе и получить чиновничью должность.

    Появляется немху, близкие по положению к неджес. Первоначально термин обозначал «бедный,сирый,ничтожный», затем (в период Нов.Ц.) им начинает обозначаться человек нового служилого строякак противопоставление старой знати.

    Ежегодно, по всем номам страны в целях комплектования армии, распределения работников в царские и храмовые хозяйства и тп, проводились переписи, учитывающие населения по возврастным категориям : отроки, юноши, мужи, старики. Эти возврастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения на жрецов, войско, чиновников, мастеров и «простых людей». Своеобразие заключалось в том, что численный и персональный состав 3х первых сословных групп определялся гос-ом в каждом конкретном случае с учетом, главным образом, его собственных потребностей.

    Все что производилось мастером в рабочее время принадлежало фараону, даже его собственная гробница.

    Сначала в ходе смотров трудового населения страны отбирались совершеннолетние дети царских хемуу для армии, затем на иные работы, при этом права выбора они не имели.Назначались они также и в низшее зречество. Простые труженники, главным образом земледельцы, были лишены собственности на орудия и средства производства, трудились в хозяйствах, которые им не принадлежали, получая за это скудное пропитание.

    Выделяется пределенная категория царских хемуу – кенау, направляемых в специализированное пищевое производство, а также в ремесленные мастерские царского, храмового и вельможного хозяйств.

    При равных условиях эксплуатации, соу статус простых служенников был различен, и зависил от того

    • Находились ли они во владении частного лица : которому они передавались вместе с землей и другим имуществом в кач-ве длжностного обеспечения. Хозяин не мог распоряжаться по собств усмотрению, не распоряжался он и их детьми, которые могли быть перераспределены в любое другое хозяйство.

    • Находились ли они во владении храмов или гос учреждений.

    Рано выявившаяся неэффективность громоздских царских хозяйств не только в земледелии, но и в др отраслях агипетского хоз-ва привела к закреплению за землевладельцем индивидуального участка работы, за урожай с которого он нес персональную ответственность. Особую категорию зависимых работников представляли иноземцы (наиб значительный приток с сер Среднего царства). Они столи на учете в центральном ведомстве по распределению рабочей силы.

    ГОС СТРОЙ

    Централизация демократического аппарата. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, осущ дальнешее укрепление могущества фараона.

    ФАРАОН=БОГ, и даже больше.

    Изменения в Египетской теологии ведут к разработкам ритуалов поклонения богу-фараону=>строительство пирамид на местах их захоронений.

    Фараон обладал неограниченной экон, полит и и верховной жреческой властью. Все произвоилось от его имени.Приказы его неукоснительно соблюдались, он назначал всех чиновников. Считалось сто от фараона зависел весь урожай, справедливость в гос-ве и его безопасность. Всякие соц протест против фараона- преступление против религии. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд, мог наделять знать чиновников, жрецов, мастеров землей вместе с гос рабами, также жаловал титулы. Власть фараона передавалась по наследству, но династии вопреки всему часто менялись, Согласно представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. Царственное бого-сынство не могло быть передано по наследству, оно могло «войти» в любую женщину, даже не видившую царя. При все й широте его полномочий, его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Полит стабильность, неприкосновенность трона зависели напрямую от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих соц слоев, особенно военной и жреческой верхушки.Но фараон так же и человек, который может умереть или быть осужден, его природа слабая, подверженная напастям и страданиям.

    Маат религиозно-моральные нормы справедливости.

    СТР57

    studfiles.net

    Немху - это... Что такое Немху?

  • Немху — древнеегипетский термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавшего с общиной. В период Нового царства Немху простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался… …   Энциклопедия мифологии

  • НЕМХУ — др. егип. термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека, порвавшего с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался опереться на Н …   Советская историческая энциклопедия

  • Немху — категория жителей Древнего Египта, которые могли быть повышены или понижены в своем социально правовом статусе по воле администрации фараона (неджес, ремесленники, воины, мелкие чиновники) …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Хоремхеб — XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Египет —        1. древний раннерабовлад. госуд. в Африке, в долине Нила.          Исторический очерк.          Возникновение древнейшего египепского государства. Еще в эолитич. и палеолитич. периоды (сотни тысяч лет тому назад) Е. был заселен человеком.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АМЕНХОТЕП — егип. фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: А. II (ок. 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2 го похода в… …   Советская историческая энциклопедия

  • СЕРЫ — (егип. вельможи, именитые) название столичной и провинциальной (номовой) знати в Др. Египте. В периоды ослабления центр. власти С. добивались особенно большого могущества. Так, при X династии им было предоставлено право вырабатывать законы, и… …   Советская историческая энциклопедия

  • Аменхотеп — египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: 1) Аменхотеп II (около 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2… …   Энциклопедия мифологии

  • Эхнатон — О пьесе Агаты Кристи см. Эхнатон (пьеса) Эхнатон XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Аменхотеп —          егип. фараоны эпохи Нового царства (ХVIII династия). Из них:        1. А. II (ок. 1491 1465 до н.э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совер. походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результ. своего 2 го… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • drevniy_mir.academic.ru

    НЕМХУ - это... Что такое НЕМХУ?

  • Немху — древнеегипетский термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавшего с общиной. В период Нового царства Немху простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался… …   Энциклопедия мифологии

  • Немху —          др. егип. термин. В эпоху Ср. царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавш. с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристо кратией, Эхнатон попытался опереться на …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Немху — категория жителей Древнего Египта, которые могли быть повышены или понижены в своем социально правовом статусе по воле администрации фараона (неджес, ремесленники, воины, мелкие чиновники) …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Хоремхеб — XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Египет —        1. древний раннерабовлад. госуд. в Африке, в долине Нила.          Исторический очерк.          Возникновение древнейшего египепского государства. Еще в эолитич. и палеолитич. периоды (сотни тысяч лет тому назад) Е. был заселен человеком.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АМЕНХОТЕП — егип. фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: А. II (ок. 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2 го похода в… …   Советская историческая энциклопедия

  • СЕРЫ — (егип. вельможи, именитые) название столичной и провинциальной (номовой) знати в Др. Египте. В периоды ослабления центр. власти С. добивались особенно большого могущества. Так, при X династии им было предоставлено право вырабатывать законы, и… …   Советская историческая энциклопедия

  • Аменхотеп — египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: 1) Аменхотеп II (около 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2… …   Энциклопедия мифологии

  • Эхнатон — О пьесе Агаты Кристи см. Эхнатон (пьеса) Эхнатон XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Аменхотеп —          егип. фараоны эпохи Нового царства (ХVIII династия). Из них:        1. А. II (ок. 1491 1465 до н.э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совер. походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результ. своего 2 го… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Немху - это... Что такое Немху?

  • Немху — древнеегипетский термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавшего с общиной. В период Нового царства Немху простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался… …   Энциклопедия мифологии

  • НЕМХУ — др. егип. термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека, порвавшего с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался опереться на Н …   Советская историческая энциклопедия

  • Немху —          др. егип. термин. В эпоху Ср. царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавш. с общиной. В период Нового царства Н. простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристо кратией, Эхнатон попытался опереться на …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Хоремхеб — XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Египет —        1. древний раннерабовлад. госуд. в Африке, в долине Нила.          Исторический очерк.          Возникновение древнейшего египепского государства. Еще в эолитич. и палеолитич. периоды (сотни тысяч лет тому назад) Е. был заселен человеком.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • АМЕНХОТЕП — егип. фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: А. II (ок. 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2 го похода в… …   Советская историческая энциклопедия

  • СЕРЫ — (егип. вельможи, именитые) название столичной и провинциальной (номовой) знати в Др. Египте. В периоды ослабления центр. власти С. добивались особенно большого могущества. Так, при X династии им было предоставлено право вырабатывать законы, и… …   Советская историческая энциклопедия

  • Аменхотеп — египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них: 1) Аменхотеп II (около 1491 1465 до н. э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2… …   Энциклопедия мифологии

  • Эхнатон — О пьесе Агаты Кристи см. Эхнатон (пьеса) Эхнатон XVIII династия Новое царство …   Википедия

  • Аменхотеп —          егип. фараоны эпохи Нового царства (ХVIII династия). Из них:        1. А. II (ок. 1491 1465 до н.э.) сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совер. походы в Сирию, Палестину. Доходил до р. Евфрат и страны Митанни. В результ. своего 2 го… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • law_foreign_countries.academic.ru

    Древний Египет 2 Характеристика социального

    Учреждение образования

    «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

    Юридический факультет

    Кафедра истории государства и права

    Специальность 1-240102

    «Правоведение»

    Контролируемая самостоятельная работа

    на тему: «Древний Египет»

    Контрольное задание

    1. В какой период произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта?

    1. в период Древнего царства

    2. в период Раннего царства

    3. в период Позднего царства

    4. в царский период

    2. Какие события положили начало Новому царству в Древнем Египте?

    1. завоевание Египта персами

    2. возвышение правителей Саиса

    3. вторжение эфиопов

    4. изгнание гиксосов

    3. Раскройте значение термина «мерет»:

    1. обозначение простолюдина в Древнем Египте

    2. рабы в Древнем Египте

    3. юноши-новобранцы в Древнем Египте

    4. воинское сословие в Древнем Египте

    4. Как назывался слой мелких собственников в Древнем Египте?

    1. немху

    2. неджес

    3. неферу

    4. мушкенум

    5. Кто такие немху?

    1. воинское сословие в Египте в период Нового царства

    2. слой мелких собственников в Древнем Египте

    3. правители номов в Древнем Египте

    4. рабы в Древнем Египте

    6. Как назывался правитель Египта в период Древнего царства?

    1. инсибайя

    2. номарх

    3. лугаль

    4. фараон

    7. Кто отвечал за комплектование, снаряжение и обучение войск в Древнем Египте?

    1. джати

    2. главный казначей

    3. «начальник обучения»

    4. управляющий «домом оружия»

    8. Кто отвечал за оросительные системы в Древнем Египте?

    1. инсибайя

    2. главный казначей

    3. начальник работ

    4. джати

    9. Кто возглавлял систему высших судебных учреждений в Древнем Египте?

    1. инсибайя

    2. номарх

    3. джати

    4. лугаль

    10. Какой титул носили номархи в Древнем Египте?

    1. «слуги царя»

    2. «послушные призыву»

    3. «жрецы богини истины»

    4. «спутники царя»

    11. Укажите основные источники права Древнего Египта:

    1. дхармашастры и артхашастры

    2. обычай и законодательство царей

    3. обычай и артхашастры

    4. заимствования из древних шумерийских кодексов

    12. Кто являлся крупным землевладельцем в Древнем Египте?

    1. храмы и царские вельможи

    2. неджесы и немху

    3. храмы и немху

    4. мерет и царские вельможи

    13. Охарактеризуйте институт развода в Древнем Египте:

    1. развод для женщин был запрещен

    2. развод был свободным для обеих сторон

    3. развод был запрещен

    4. для развода требовалось судебное решение

    14. Кто являлся наследником по закону в Древнем Египте?

    1. старший сын

    2. старший в роду

    1. дети обоего пола

    2. только сыновья умершего

    1. К какому виду преступлений относилось в Древнем Египте убийство кошки или совы?

    1. к государственным

    2. к религиозным

    3. к имущественным

    4. против нравственности

    16. К какому виду преступлений следует отнести прелюбодеяние по древнеегипетскому праву?

    1. к религиозным

    2. протии семейных устоев

    3. против личности

    4. против чести и достоинства

    17. Какое деяние следует отнести к преступлениям против личности?

    1. убийство

    2. прелюбодеяние

    3. изнасилование

    4. обвешивание

    18. Определите цель наказания по древнеегипетскому праву:

    1. перевоспитание преступника

    2. изоляция преступника

    3. устрашение

    4. возмездие

    19. В чем состояло главное отличие наказаний за государственные преступления по древнеегипетскому праву?

    1. преступник приговаривался к казни через повешение

    2. ответственность несли все члены семьи преступника

    3. данный вид преступления карался изгнанием из государства

    4. применялась децимация

    20. Укажите один из способов доказывания в суде Древнего Египта:

    1. судебный поединок

    2. соприсяжничество

    3. признание обвиняемого

    4. показания свидетелей

    Репродуктивный уровень:

    1. Что предопределило раннюю централизацию древнеегипетского государства?

    Раннюю централизацию древнеегипетского государства предопределял сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

    2. Назовите основную хозяйственную и общественную ячейку в Древнем Египте на ранних этапах его развития

    Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений.

    3. Назовите три основных класса египетского общества.

    Три основные классы египетского общества: Родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне.

    4. В каком веке формируется господствующий социальный слой?

    Господствующий социальный слой формируется в 4 тысячелетии до н.э., когда особенно усиливаются процессы социального расслоения древнеегипетского общества.

    5. Из кого он формируется?

    Господствующий социальный слой формируется из родоплеменной номовой аристократии, жрецов и зажиточных общинников-крестьян.

    6. Охарактеризуйте правовое положение «слуг царя».

    «Слуг царя» - категория зависимых подневольных лиц, которые трудились в царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати. Они выполняли предписываемые им нормы работы под надзором царских надсмотрщиков. «Слуги царя» владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов. Эксплуатация «слуг царя», оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя.

    7. Структура государственного аппарата

    Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т.е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.

    Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Вместе с тем компетенции визиря еще более усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.

    Во главе военного ведомства стоял начальник – представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.

    Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

    В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.

    Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами.

    Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири – главные помощники царей – начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.

    Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами.

    8. Перечислите функции фараона

    Фараон возглавлял в Древнем Египте рано сложившийся разветвленный, централизованный административный аппарат. Он назначал всех высших чиновников, даровал им земли, титулы. Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией. Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

    9. Перечислите функции джати

    Джати – первый помощник фараона. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль над всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний. Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время. Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., “заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил” — хранитель государственных амбаров и складов, “начальник работ”, отвечавший за крупное строительство и пр.

    10. Охарактеризуйте армию Древнего Египта

    В Древнем царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было. В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования “спутников царя”, выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя. В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

    11. Охарактеризуйте суд Древнего Египта

    Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы “жрецов богини истины”. Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников — царских судей осуществлял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся «начальник шести великих домов», возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране. В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них «царских людей». Их деятельность осуществлялась в тесной связи с «ведомством поставщика людей» — царского бюро, занятого распределением различных категорий бесправного населения: преступников, рабов-иноземцев и других — на тяжелые принудительные работы.

    Список использованной литературы

    История государства и права зарубежных стран. Ч. 1/Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 352с.

    История Древнего Востока. М., 1983. С.92.

    baza-referat.ru

    Глава 2. Древний Египет

    Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян.

    Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования - номы,возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

    История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III-IV династии; период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) - время царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

    Социальная структура.Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, -мерет.Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие"слуга царя" -полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

    Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

    Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.

    Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

    В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

    Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

    Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

    Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

    В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

    Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"),а среди них"сильные неджес".Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро*.

    * 1 г серебра был равен стоимости 72 литров зерна, а раб стоил 373 г серебра.

    Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.

    Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

    Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

    События тех дней описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. "Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

    В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

    Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху".В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.

    Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

    "Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

    Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

    Государственный строй.Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

    С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений в египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).

    Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

    Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

    Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много*.

    * Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

    Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

    Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

    При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат),следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда "соблюдал закон", т.е. установленный в Египте правопорядок.

    В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

    Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.

    Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие "восточная деспотия", и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

    Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

    На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона - джати.Джати сначала жрец города - резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона: Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках - высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

    Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI, - какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

    Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: "начальник дома оружия", руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., "заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил" - хранитель государственных амбаров и складов, "начальник работ", отвечавший за крупное строительство и пр.

    Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название "послушных призыву".Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

    "Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего ранга.

    В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" -придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим "послушным призыву". Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. "Большие послушные призыву царя" возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву".

    Так, например, особо многочисленную группу составляли работники "белых домов",центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома"царских сокровищ" -своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о "начальнике послушных призыву дома его величества", ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о "начальнике послушных призыву, сопровождающих еговеличество", о "начальнике послушных призыву местоприбывания царя", т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

    Особую группу "послушных призыву богов" составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

    Местное управление.Древнее царство - это объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы -джаджаты.Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата.

    Номархи - представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

    Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

    Страна делилась не только на области, но и на два больших округа - Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, - "владыка двух стран", "царь Нижнего и Верхнего Египта".

    Армия.В Древнем царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было.

    В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования "спутников царя", выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя.

    В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

    В Новом царстве после разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона.

    Расширение границ государства за счет соседних территорий потребовало строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу).Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др.

    Растет число офицеров, повышается их роль в государстве и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и пр. Командный состав армии в связи с общей военизацией государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабляет египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

    Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

    Суд.Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини истины". Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников - царских судей осуществлял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся "начальник шести великих домов", возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране. В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из '30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них "царских людей". Их деятельность осуществлялась в тесной связи с "ведомством поставщика людей" - царского бюро, занятого распределением различных категорий бесправного населения: преступников, рабов-иноземцев и других - на тяжелые принудительные работы.

    studfiles.net