Древняя история народов урала. История и культура народов Южного Урала в древности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МУЗЕЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ УРАЛА. Древняя история народов урала


Древнейшая история Урала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: Древнейшая история  Урала

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Древний Урал 4

Первые сведения о народах Урала 8

Развитие  уральской археологии 13

Заключение 24

Список литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Урал - обширный и богатый  край нашей Родины. На его территории вечные снега и тундра Заполярья, вековая тайга и крупные реки, 2000-километровые горные цепи и привольные степи. Славится Урал неповторимым разнообразием полезных ископаемых своих недр. Здесь сложился один из крупнейших в стране промышленных районов. В толщу веков и тысячелетий уходят истоки истории Урала. Будучи географической границей Европы и Азии, этот край соединил в своем прошлом судьбы многих племен и народов, отразил сложное развитие человеческого общества по ступеням прогресса. Здесь еще в III тысячелетии до н. э. умели плавить и обрабатывать металл. Длительные, сопровождавшиеся миграциями и военными столкновениями этнокультурные процессы привели к складыванию народностей, ставших аборигенами Урала.

Поворотным пунктом в  истории Урала явилось его  вхождение в состав России, что  открыло новые возможности для  социально-экономического и культурного  развития этого региона. Возникли города, появилась промышленность, рос обмен с другими областями страны, крестьяне осваивали под пашню уральские земли. Отсюда Россия шагнула в Сибирь и вышла на берега Тихого океана.

Особую страницу истории Урала открывает XVIII век. В эпоху преобразований Петра I возникают первые крупные металлургические заводы, а еще через несколько десятилетий Урал становится ведущим центром черной и цветной металлургии России.

Урал стал и одним из центров борьбы против феодально-крепостнического строя и самодержавия. Здесь был один из основных очагов Крестьянской войны 1773-1775 гг. Мастеровые и заводские крестьяне упорно боролись за свои права, не раз поднимались на массовые выступления1.

  1. Древний Урал

История Урала уходит корнями  в древность. Первые его обитатели оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного-азиатского. Здесь на границе двух континентов скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края.

Первые письменные сведения о коренном населении - башкирах, удмуртах, коми, манси, хантах - относятся к  IX веку. Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI века. К XV-XVI в.в. относится активный процесс заселения Урала русскими, а промышленное освоение края к концу XVIII-нач. XVIII в., когда здесь были построены первые железоделательные чугунолитейные заводы. Именно тогда была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала2.

Палеолит. В конце раннего палеолита 300 - 100 тысяч лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии 

2)С Восточно -Европейской  равнины, Крыма, Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца  у Пещерного лога на правом берегу Чусовой. Древность ее - 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки  древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка  Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад.

Человек эпохи палеолита - неандерталец был первоклассным  охотником, умел добывать огонь искусственным  путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица - покатый лоб, выступающие надбровные дуги. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений, но земледельцем еще не был.

Поздний палеолит (35 - 12 тысяч лет назад).

В середине последнего Вюри-Валдайского  оледенения (40 - 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец, человек  уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные - медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия не было.

Мезолит. На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток новых племен на Урале. В его природно-географических областях и зонах стали складываться те языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала можно наглядно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6тыс. - нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит. Архелогические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население становится более многочисленным. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита. Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала занимались скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался металлургический очаг.

Искусство этого периода  представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век. II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия  на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим(1987г.) и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники "страной городов"3.

Аркаим-это поселение  площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического.производства. Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по загодя продуманному плану. Есть ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим - заповедная земля: защищен и огорожен. Наша задача - сохранить этот протогород для будущих поколений.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов – это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р.Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского народа, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых  домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военоначальники.

Начало IIтыс. н.э-время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи Южного Урала. Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы4.

 

 

 

 

 

  1. Первые сведения о народах Урала

Первые письменные сведения о народах Урала относятся  к античному времени. В V в. до н. э. «отец истории» Геродот, по словам торговцев, ходивших с караванами далеко на северо-восток от Скифии, составил описание народов, встречавшихся по пути следования караванов. К северо-востоку от савроматов поволжских степей в лесах обитало многолюдное племя охотников - фиссагетов, с которыми ряд историков отождествляют население, оставившее ананьинские памятники Прикамья. Восточнее жили охотники лесостепи иирки, возможно оставившие после себя памятники кара-абызского типа. У подножия высоких гор жили аргиппеи — скотоводы и земледельцы. С аргиппеями соседствовал скифский народ — исседоны, живший «напротив массагетов». В исседонах, савроматах, а также историки видят большую группу кочевников от Дона до восточных районов Южного Приуралья, создавших к концу I тысячелетия до н. э. грозные союзы сарматских племен и завоевавших Скифию. Сведения об уральских народах принадлежат также арабским и персидским авторам IX—X вв. Источники середины IX в. свидетельствуют о том, что в бассейне нижнего течения р. Урал в VII—IX вв. обитали печенеги, а в 15—20 днях пути от них и в 3 днях пути от булгар простирались земли буртасов. Вероятно, речь шла о населении, занимавшем лесостепную зону Волго-Камья. По свидетельству арабских авторов второй половины IX в., одна из областей Волжской Булгарии, изобиловавшая мехами, населенная охотниками и металлургами, называлась Арсанийя. Возможна идентификация этого народа с южными удмуртами — арами5. Известия о населении Прикамья (Пермь) и лесного Зауралья (Югра), проживавшем в местах, богатых пушниной, появились в русских летописях конца XI — начала XII в.. О факте передвижения или даже более длительного пребывания древних венгров в районах северной Башкирии позволяют судить древние венгерские легенды, записанные Анонимом в XII в., а также свидетельства Юлиана и Г. Рубрука. Известия древних авторов об Урале настолько лаконичны и неопределенны, что до сих пор является предметом спора локализация каждого из описанных народов. Поэтому реконструкция древней истории Урала вплоть до XIII в., а в некоторых случаях до XVII в. возможна лишь при опоре на археологические источники. Первые упоминания об археологических памятниках Среднего и Юяшого Урала относятся к концу XVII — началу XVIII вв., когда в связи с развитием горного дела на Урале были обнаружены следы древних меднорудных разработок. В 1705 г. Н. К. Витзен в сочинениях о восточной и северной Татарии впервые опубликовал сведения о наскальных изображениях "Урала. Он же писал, что на территории близ Тобольска, Верхотурья и Тюмени расположено много курганов, раскопки которых составляли промысел «бугровщиков». Позднее эти факты были воспроизведены в трудах Г. Ф. Миллера. Видимо, часть материалов из зауральских курганов наряду с североказахстанскими и алтайскими вошла в Сибирскую коллекцию Петровской кунсткамеры. В XVIII в., проводя комплексное обследование Урала, Н. П. Рычков, П. С. Паллас , И. И. Лепехин регистрировали и описывали курганы, городища, медные рудники, писанцы. О находках старинных «чудских» копей и бронзовых идолов писал В. И. де Геннин. Однако все сведения авторов XVII—XVIII вв. об археологических памятниках Урала носят еще случайный и эпизодический характер. Памятники приписывались «чуди белоглазой» или легендарной Биармии. Начало последовательных археологических работ в Центральной России, создание Русского археологического общества не могли не повлиять на характер изучения древностей на Урале. В 50—60-х годах XIX в. начались многолетние археологические изыскания уральских краеведов П. В. Алабина, А. Н. Зырянова, Р. Д. Нефедова, Р. Г. Игнатьева, Н. А. Абрамова и др6. С созданием Казанского общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878 г.) и археологического отдела при Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ) в 1879 г. исследования приобрели целенаправленный характер. В них, помимо профессионалов (Д. Н. Анучин, П. А. Пономарев, И. Н. Смирнов, С. И. Руденко, В. В. Гольмстен), были вовлечены представители естественных наук (О. Е. Клер, М. В. Малахов), учителя (А. А. Спицын, И. Я. Словцов), писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, горный инженер Ю. Ф. Гебауэр. Наряду с разведочными работами производятся раскопки таких узловых памятников, как Ананьинский могильник, Гляденовское костище, сарматские курганы на Южном Урале. Обследуется Шигирский торфяник Среднего Урала. Результаты полевых работ были описаны в первых сводках археологических древностей Оренбургского края, лесного Зауралья , Прикамья. Появляются первые обобщающие работы. В 1901 г. в докладе Русскому археологическому обществу А. А. Спицын подвел итоги археологического изучения Прикамья. Впоследствии они были оформлены в две монографии, где автор обосновал выделение и хронологическую последовательность ананьинской, пьяноборской, гляденовской, ломоватовской и культур X-XV вв.. Памятники лесного и лесостепного Зауралья И. Я. Словцов на основании стратиграфии и типологического анализа отнес к двум эпохам: неолиту и железному веку. Малочисленность предметов из бронзы вызвала сомнения автора в наличии эпохи бронзы в данном районе. Работа М. В. Малахова «О доисторических эпохах на Урале» написана по материалам археологических памятников Горного Урала. Автор, учитывая характер находок, топографию памятников и их место в четвертичных отложениях, выделил четыре периода в истории населения Урала: каменный век, переходный, медный и бронзовый или железно-бронзовый век, полагая, что последний характерен для западного склона Урала. Обобщая результаты исследований на Южном Урале, М. И. Ростовцев правильно определил время и обоснованно связал большинство памятников с историей скифов и сарматов юга России. Созданные в конце XIX в. периодизации А. А. Спицына, И. Я. Словцова, М. В. Малахова, М. И. Ростовцева свидетельствовали о больших сдвигах в развитии уральской археологии. Изучение археологического материала, накопленного в конце XIX — начале XX в., вызвало научные дискуссии: был ли каменный век на Урале ; соотносимы ли археологические памятники с «чудью» ; кто создал уральский очаг металлургии—автохтонное или пришлое население. Дискуссия, связанная с установлением прародины финно-угорских народов, продолжается до наших дней. В 20—40-х годах XX в. начался новый этап в освоении края7. Исследователи занялись реконструкцией истории древнеуральского населения во всех ее проявлениях: хозяйственной деятельности, общественных и культурных связях, что потребовало новой методики раскопок широкими площадями. Археологические экспедиции возглавили центральные академические подразделения (ГАИМК), университеты и музеи Москвы и Ленинграда. В тот период закладывались основы современных представлений о каменном и бронзовом веках на Урале. Несомненным достижением археологов было открытие следов палеолита в Приуралье и пещерах Южного Урала. В Прикамье проводились раскопки памятников эпохи неолита, Турбинского могильника эпохи бронзы, кара - абызских и ананьинских памятников раннего железного века, исследовались памятники средневековья. В Зауралье большой интерес представляли раскопки Горбуновского торфяника, проводились исследования памятников эпохи неолита и бронзы, курганов раннего железного века. На Южном Урале широко исследуются памятники андроновской и абашевской культур эпохи бронзы, продолжаются раскопки курганов и городищ раннего железного века. На основании систематических и широких исследований отдельных районов в 30-е годы были сделаны первые в советское время исторические обобщения. Работа А. А. Берса «Прошлое Урала с древнейших времен до русской колонизации» явилась попыткой по-новому осмыслить археологический материал, введенный в научный оборот еще М. В. Малаховым и И. Я. Словцовым. В труде Н. Н. Бортвина обобщен археологический материал бассейна р. Тобола. Наиболее древним периодом автор считает эпоху бронзы, стоянки и курганы того времени входят в ареал андроновской культуры. Ко второму периоду — эпохе железа — принадлежат памятники кочевых скотоводов, которые, в свою очередь, подразделяются автором по характеру влияний на персидский, сарматский и чудской этапы. Иной характер носят работы П. А.-Дмитриева, Д. Н. Эдинга, А. В. Шмидта, написанные на основе широкомасштабных раскопок памятников. Обобщающая работа П. А. Дмитриева посвящена истории зауральских племен эпохи бронзы. Выделив шигирскую и ананьинскую культуры, автор большое внимание уделил описанию хозяйства зауральского населения. Краткие итоги археологического изучения края были подведены на I Уральском археологическом совещании в 1947 г8. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие уральской археологии

Первый этап развития археологии Урала советского периода завершился в 50-е годы, к обобщающим работам  по тому периоду принадлежат монографические  исследования А. В. Збруевой и А. П. Смирнова археологических памятников Приуралья  и Южного Урала; труды Е. М. Вере , В. М. Раушенбах , В. Н. Чернецова по древней  истории Зауралья. В работах была обоснована периодизация памятников, реконструированы черты хозяйства, общественной организации и духовной жизни древнего населения.

В 60—80-е годы в археологическом  изучении Урала происходят существенные изменения. В ряде районов продолжают исследования археологи Государственного Исторического музея и Института  археологии АН СССР: А. П. Смирнов, В. Н. Чернецов, В. И. Мошинская, А. Я. Брюсов, В. М. Раушенбах, К. Ф. Смирнов, Л. Я. Крижевская, Е. Е. Кузьмина, Г. Н. Матюшин, Т. М. Потемкина, В. Ф. Старков.

Сложились самостоятельные  научные академические и вузовские  коллективы в Перми, Уфе, Свердловске, Сыктывкаре, Ижевске, Челябинске. При  Пермском университете талантливый  организатор и ученый О. Н. Бадер  создал научную школу, ученики которой  В. А. Оборин, В. Ф. Генинг, Г. И. Матвеева, Н. А. Мажитов впоследствии возглавили научные коллективы археологов Перми, Свердловска, Куйбышева, Уфы. Почти  полвека посвятил уральской археологии К. В. Сальников. Фактически им созданы  основы современной археологии Южного Урала эпохи бронзы и раннего  железного века. Активно включились в археологические исследования музеи Урала: Нижнетагильский (Н. П. Кипарисова, А. И. Россадович, Ю. Б. Сериков), Свердловский, Челябинский. С 50-х годов в районах крупных строек Урала работают отряды Камской (Нижнекамской, Боткинской), а с 60-х годов — Уральской археологической экспедиции. С образованием в 70-х годах новых университетов в Ижевске, Челябинске, Тюмени возникли новые и весьма инициативные группы исследователей, возглавляемые учениками В. Ф. Гепинга, Р. Д. Голдиной и Г. Б. Здановичем. Координирующим центром развития уральской археологии с 1947 г. являются Уральские археологические совещания, проводимые в различных городах региона. Большой отряд исследователей и новые организационные формы работы позволили приступить к сплошному археологическому изучению края. Первым его результатом была постепенная ликвидация белых пятен в территориальном изучении края не только на уровне разведочного обследования, но и широкой организации раскопок. Публикация отчетов экспедиций, монографические описания опорных памятников, выпуск первых сводов археологических источников составили серьезную базу для трудов обобщающего характера9.

stud24.ru

История и культура народов Южного Урала в древности часть 2

Урок в 6 классе на тему: «История и культура народов Южного Урала в древности»

Тип урока: урок лекция

Цели урока:

Дидактическая: формирование представления обучающихся о народах и культуре Южного Урала в древности;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Задачи:

Дидактические:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших Южного Урала;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Урала, их культурой;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

  • формировать навыки самоконтроля;

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация

план урока:

  1. орг. момент. 3 мин.

  2. Опрос домашнего задания по тестам. 8 мин.

  3. Опрос ранее пройденного материала с помощью слайдов презентации. 2 мин.

  4. Физ мин. 1 мин.

  5. Освоение новой темы

  6. Закрепление по теме 2 мин .

  7. Подведение итогов 1 мин..

  8. Запись домашнего задания в дневники.

5. Народы Урала имеют очень древнее происхождение.

По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад.

Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами.

Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь - Нижний Тагил -Тобольск.

Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары.

Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.

Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.

Советский филолог и историк античности С. Я. Лурье считал, что «предшественники современных башкир» упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев.

О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть».

Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану.

Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой

infourok.ru

МУЗЕЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ УРАЛА

МУЗЕЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ УРАЛА - представляет экспозиции и выставки, рассказывающие об истории Урала с древнейших времен до современности.

Экспозиция «Древняя история народов Урала» охватывает исторический период от появления человека на восточном склоне Урала 14 тысяч лет назад до XV века. Посетитель может побывать в пещере с палеолитической живописью, увидеть очаг жилища неолитического человека, познакомиться с обрядом захоронения в эпоху энеолита и в конце экскурсии увидеть древние вещи глазами современного археолога.

Экспозиция «Шигирская кладовая». Главной достопримечательностью экспозиции является памятник истории мирового значения - самая большая и самая древняя известная человечеству сохранившаяся деревянная скульптура - Большой Шигирский идол. Она была извлечена в конце XIX века при золотодобыче рабочими приисков на Шигирском торфянике (район города Кировграда). Было установлено, что уральский идол в два раза старше пирамид и фараонов - его возраст 9,5 тысяч лет.

Экспозиция «На одной земле под одним небом». Представлены этнографические коллекции музея

Экспозиция «На путях в Сибирь» и «Горный мир» - представлена история Урала с XV до середины XIX века. Повествует об освоении Урала русскими первопроходцами и становлении Урала как промышленной доминанты сибирского пространства России. Отдельные темы посвящены истории сибирских дорог, путешественникам и исследователям Сибири и Урала, личностям, сыгравшим в истории Урала ключевое значение: В.Н. Татищеву, В.И. де Геннину, Демидовым, Яковлевым, Турчаниновым, открытию на Урале первого русского золота, уральским старообрядцам и т.д.

Зал памяти Романовых. Экспозиция повествует о годах царствования Николая II - времени великих социальных потрясений, подробно освещает тему расследования обстоятельств гибели последнего российского императора и его семьи, представляет уникальные материалы, посвященные этим поискам, ведущимся с 1919 года по сей день. Ключевыми экспонатами являются подлинные предметы из дома инженера Ипатьева, в котором в ночь с 16 на 17 июля 1918 года погибла царская семья.

Экспозиция «Урал - фронту. Великая Отечественная война». Представлены образцы вооружения и обмундирования времен войны, коллекция орденов, знаки отличия, наградное оружие.

Археологическая коллекция насчитывает более 123 000 единиц хранения основного фонда и 97 000 - научно-вспомогательного фонда. 

Первая археологическая находка - каменный проушный топор - была сделана учеником реального училища Иваном Брюхановым в 1873 году на берегу I Карасьего озера и передана им О.Е. Клеру - основателю УОЛЕ. В 1879 году на IX годичном собрании Уральского общества любителей естествознания было решено начать планомерные археологические исследования на восточном склоне Урала и передавать коллекции в фонды музея УОЛЕ.

В конце XIX - начале XX века археологическое собрание музея пополнилось коллекциями из раскопок Палкинских стоянок, Исетского озера (глиняный «утюжок), Шарташских каменных палаток (коньковая подвеска из оловянистой бронзы), Чертова городища, I и II Карасьих озер, Ирбитского озера (бронзовые пластины с изображением рогатых медведей). Раскопки проводили краеведы, члены УОЛЕ - О.Е. Клер, Ю.П. Аргентовский, Н.А. Рыжников, археологи - М.В. Малахов, В.Я.Толмачев, Н.Н. Новокрещеных, горные инженеры и управляющие заводами - Ю.Ф. Гебауэр, С.С. Сигов, и даже писатели - Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Большую коллекцию из торфяниковых стоянок с золотых приисков Шигирского озера передал владелец приисков граф А.А. Стенбок-Фермор. Благодаря статьям об археологических находках на Урале в «Записках УОЛЕ» эти археологические памятники получили известность. Небольшие коллекции с Палкинских стоянок, Чертова городища, Шигирского озера хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, в Государственном историческом музее в Москве, Музее естественной истории в Париже, в Хельсинки, Вене, Женеве, Стокгольме, Нью-Йорке. 

В 1920-1930-е годы в музей поступили коллекции из произведенных А.А. Берсом и П.А. Дмитриевым раскопок поселения и могильника Калмацкий Брод (глиняный сосуд; медный котел VI-IX веков), а также случайные находки и клады от краеведов: Сапоговский клад раннего железного века, Верхне-Кизиловский клад эпохи бронзы, коллекция с городища Няксимволь (серебряная пластина, фрагмент бактрийского фалара). 

В 1940-1960-е годы в фонды поступают коллекции из раскопок Е.М. Берс с горы Петрогром (бронзовая коньковая подвеска) и Думной раннего железного века, Аятских поселений и могильника эпохи энеолита, железного века, жертвенного места с озера Мелкого, поселения на горе Маленькой раннего железного века. 

В начале 1970-х годов в музей поступили коллекции из раскопок В.Д. Викторовой на памятниках междуречья Туры и Тавды с поселений Тыня (каменное изображение птицы), Туманского святилища (антропоморфный идол), Юдинского городища, Ликинского могильника (железные топоры) X-XIII веков. Начиная с середины 70-х годов музей проводит раскопки многослойных памятников поселения Палатки II, городища Янычково, могильника Подчеган. 

Археологическое собрание представляют памятники материальной и духовной культуры древних обществ от верхнего палеолита до позднего средневековья - каменные, медные и железные топоры, наконечники стрел из яшмы, кремня, халцедона, бронзовые серпы, браслеты и гривны из меди и бронзы, культовые фигурки людей, животных и птиц, бусины, монеты, шумящие подвески и сотни других предметов - свидетелей минувших эпох. 

Особое место в археологической коллекции СОКМ отведено античным памятникам. Античная коллекция СОКМ сформировалась из нескольких источников. В начале XX века музею при Уральском обществе любителей естествознания жителями Екатеринбурга, интересующимися древностями, - Л.И. Крыжановским, П.Ф. Первушиным, М.Л. Коцинской и др. - было подарено несколько предметов (всего около 30 единиц), происходящих из раскопок в Херсонесе и столицы древнего Боспорского царства - Пантикапея. 

Однако основная часть коллекции происходит из частного собрания владельцев усадьбы села Александровского (расположенного в 6 км от города Красноуфимска) - Голубцовых. Наибольшей популярностью из всех членов этого семейства пользовался Владимир Владимирович Голубцов (1856-1892 годы), член Императорского общества любителей древней письменности, Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), Пермской ученой архивной комиссии. Все свободное время он отдавал занятиям историей, генеалогией, геральдикой, археологией. 

Большинство находок из Пантикапея и Ольвии были приобретены у крымских торговцев древностями. Возможно, что «херсонесское» собрание формировалось в годы, когда раскопки в Херсонесе уже контролировались Императорской археологической комиссией, и возглавлял их К.К. Косцюшко-Валюжинич (член-корреспондент УОЛЕ с 1901 года, который еще до прихода в Херсонес (1889 год) стремился воспрепятствовать вывозу археологических находок из Севастополя), и является «подарком» уральским коллекционерам. 

После национализации в 1918 году коллекция была передана в Антирелигиозный музей города Свердловска, а в 1946 году - в Свердловский областной краеведческий музей. В настоящее время в нее входят около 200 предметов. 

В 2008-2009 годах профессором Уральского государственного университета Аллой Ильиничной Романчук и научным сотрудником музея-заповедника «Херсонес-Таврический» Антониной Викторовной Шевченко была проведена научная атрибуция предметов; в настоящее время готовится к публикации каталог коллекции. 

Экспонаты археологической коллекции представлены в экспозиции «Древняя история народов Урала», «Шигирская кладовая».

Иллюстрации:

Музей истории и археологии Урала

w.histrf.ru