Конспект урока и презентация для начальных классов "Крещение Руси". Поселение древних славян раскинулось
Конспект урока и презентация для начальных классов "Крещение Руси"
Задачи урока:
- познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;
- развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства;
- воспитывать уважение к прошлому своей страны.
Учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- жизнь древних славян;
- деятельность князя Владимира;
- историю принятия Русью христианства.
УМЕТЬ:
- рассказывать о принятии христианства на Руси;
- подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель:
проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.
Эмоционально-психологический настрой
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.
- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?
Государство Русь.
- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.
- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).
предки – это люди, которые жили перед нами.
- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?
(по отношению к предкам мы – потомки)
- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? (знать историю своей семьи, древо семьи)
- Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.
- Кем были наши предки? (славянами)
- С ними связана тема прошлого урока и дом. задание.
4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) бортничеством;
в) рыболовством.
5. Посуду делали Древние славяне из:
а) глины;
б) металла;
в) дерева.
6. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) из кирпича;
в) из столбов деревьев.
7. Богом грома и молнии у Древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
8. Праздник Ивана Купалы:
а) в честь воды;
б) в честь Солнца;
в) в честь Земли.
- Проверьте себя, оцените.
- У кого так же?
Проверка: (на экране правильные ответы тестовых заданий-дети сверяют со своими ответами)
- Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.
- Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.
- В какие времена жили древние славяне? (во времена Древней Руси)
Расскажите об этом времени.
- Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.
- Каким было верование у восточнославянских племён?
- Что значит язычество? (Слайд №2)
- Назовите тему урока.
Во времена Древней Руси
- Что мы должны знать по данной теме?
- По теме урока вы должны ответить на вопросы, они у вас записаны в технологической карте, найдите, прочитайте:
Кто был первым князем на Руси?
Где возник г. Киев и кто княжил там?
Зачем Владимир крестил Русь?
Значение христианства для Руси.
IV. Изучение темы.
(Слайд№3) После рассказа учителя о выборе веры учащиеся самостоятельно читают текст учебника и на его основе заполняют в своей тетради схему:
Вопросы для беседы с учащимися:
1. Что такое религия?
2. Когда и почему возникли религиозные верования?
3. Какая религия была у славян до принятия христианства?
4. Как Владимир использовал языческую религию в государственных целях?
По ходу рассказа учителя о выборе веры также возможно предложить учащимся заполнить такую схему (другой вариант — учитель сам заполняет ее на доске в ходе своего рассказа) : (Слайд №4)
Введение новой религии на Руси.
Используя иллюстрации учебника, учитель рассказывает о введении новой религии на Руси, начиная с крещения Владимира и киевлян (Слайд№5)
Предварительно учащимся предлагаются вопросы:
1. Что такое христианство?
2. Откуда пришло христианство на Русь?
3. Почему знать охотно принимала христианство?
4. Какова была реакция народа на введение новой религии? Обоснуйте почему.
Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства.
Значение крещения Руси.
При наличии времени краткое изложение ответа на этот вопрос можно записать в тетрадь. (Слайд №6)
Закрепление: ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Значение христианства на Руси».
Запись в тетради может быть такой:
1. Изгнание варягов-наемников.
2. Создание княжеской дружины и привлечение в нее воинов из народа.
3. Отказ от далеких походов и завоевания новых земель.
4. Организация обороны страны:
а) создание мощной системы крепостей на южной границе;
б) создание гарнизонов этих крепостей из жителей северных областей;
в) строительство сигнальных башен.
5. Принятие христианства. (Слайд № 7)
— Дайте оценку деятельности Владимира. Почему его так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко?
— Сравните политику князя Святослава и Владимира. Политика какого князя больше соответствовала интересам Руси?
В качестве своеобразного итога урока при наличии времени можно прочитать отрывок из стихотворения А. С. Хомякова «Киев»:
2. Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В. Хлебникова:
Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир,
Или с дружиною “Добрыня”.
Проверочное тестирование.
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) семьями;
б) в одиночку;
в) племенами.
3. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы;
б) в восточной части Европы;
в) в центральной Европе.
4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) бортничеством;
в) рыболовством.
5. Посуду делали Древние славяне из:
а) глины;
б) металла;
в) дерева.
6. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) из кирпича.
videouroki.net
Возникновение городов. Древний Киев. Великий Новгород |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1)Прочитайте названия рек, протекающих натерритории между Балтийским и Чёрным морями.
Учитель:
Жители побережьяБалтийского моря, которых на Руси называливарягами, стремились торговать с жителямипобережья южных морей, которых славяне называлигреками.
ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar — норманны,служившие византийскому императору), в русскихисточниках — выходцы из Скандинавии,полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор),наемные дружинники русских князей IX–XI веков. Врусских источниках варяги впервые упоминаются в“Повести временных лет”
ГРЕКИ (самоназвание эллинес), народ вЮго-Восточной Европе, основное население Греции.Древние греки создали высокую культуру,оказавшую большое влияние на развитие культурыЕвропы.
Учитель:
Внимательно слушаяследующий текст, проследите с помощью указкипуть “из варяг в греки”.
Сначала торговые люди плыли побалтийскому морю. Затем по реке Неве они попадалив Ладожское озеро. Из него поднимались по рекеВолхову в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх потечению реки Ловать. Далее купцы волочили своилодки по суше в Западную Двину. Переплывали её.Затем опять волоком тащили ладьи в Днепр испускались в Чёрное море.
Греки же со своими товараминаправлялись в другую сторону.
(Дети работают в тетрадях “Истории 4класс, один ученик показывает на схеме).
Учитель:
Из схемы видно, чтодлиннейший торговый путь проходил черезславянские земли. Такое расположение было оченьвыгодным для славян, так как варяжские игреческие суда останавливались у берегакакой-нибудь славянской реки, чтобы обмениватьсяразличными товарами как между собой, так и сместными жителями.
3.2. Моделирование возникновениягорода.
а) Работа в группах. (Задание даетсяучащимся на карточках.)
Представьте себя купцами, плывущими с богатымтоваром по реке. Вашему взору открывается четырекартины:
– Низкий берег реки, к которой близкоподходит лес.
– Высокий берег реки, поросший лесом.
– Большая поляна на высоком берегу.
– Низкий болотистый берег.
Задание:
какое место вам кажется наиболеенадёжным для ведения торговли с местнымижителями? Обоснуйте свой выбор.
Учитель: По пути следования купцовна славянской территории возникалимногочисленные места складирования товаров иобмена ими. Товары нужно было огораживать,охраняя их от врагов. А защитой могла служитьтолько крепость, в центре которой была торговаяплощадь. Крепость становилась главным местом,вокруг которого разрастался город. Такимобразом, на славянской территории возниклимногочисленные города.
б) Возникновение города. (Просмотранимации г. Владимир из электронной энциклопедии“Кирилла и Мефодия”.)
3.3. Знакомство со славянскимигородами).
1. Определение городов, которыепоявились в Древней Руси. Работа в парах.
Карточка № 1
Проанализируйте первую запись ипо аналогии закончите вторую.
Горд Юрия – Юрьев город
Город Кия – ………… город
Карточка № 2
Проанализируйте первую запись ипо аналогии закончите вторую.
Мирный город – Миргород
Новый город – ……………
Расставьте дружинников в порядке уменьшения, ивы узнаете название города
2. Город Киев.
а) История происхождения названиягорода Киева.
Учитель:
Как вы думаете почему городКиев так назвали?
Своё название Киев получил по имениКия – легендарного основателя города.Сохранилось два летописных предания о Киеве. Поодному он был перевозчиком через Днепр, и местоперевоза стало называться Киевским.
По другому Кий и его братья Щек и Хоривбыли князями у полян и основали три поселения,которые позже слились в один город, названный поимени старшего брата. Сам летописец считаетвторую версию более верной. Во всяком случае,археологические раскопки подтвердилисуществование на месте Киева несколькихпоселений, слившихся в один город.
б) Сообщение учеников (выступлениясопровождаются показом слайдов)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1 выступление.
Городище основано в V в., Киев былдревним центром племени полян. В русскихлетописях Киев упоминается с 860. В 9 — нач. XII вв.Киев политический центр Киевской Руси. Здесьпроходил знаменитый “путь из варяг в греки”.Киев достиг своего расцвета во время правлениякнязя Ярослава Мудрого. Летописцы в то времяназывали Киев “жемчужиной Востока”,
Подъезжая к Киеву, путешественниквидел на высоком обрывистом берегу Днепрапервоклассную крепость, защищенную высокимиволами. Эти валы были замечательными для тоговремени сооружениями. Прежде чем насыпать вал,строители складывали по линии будущихукреплений высокую бревенчатую стену в видедубовых срубов, а затем засыпали землёй снаружи ивнутри, чтобы защитить ее от огня.
Наверху, на 12-метровой высоте, вновьставили бревенчатую стену. В город можно быловойти только через ворота: Лядские, Угорские,Львовские, Золотые. Главные из них Золотые. Наэтих воротах построили церковь, которая служилахорошим наблюдательным пунктом. От золотых воротв наше время остались лишь развалины двухкаменных стен.
Княжеский дворец находился в самойукреплённой части столицы, за рвом и стенамивнутреннего города. Дворец был двухэтажным истоял на каменном фундаменте.
Киев был разделён на две части: Верхнийи Нижний город. Князья с дружиной жили в Верхнемгороде, который располагался на высоком берегуДнепра. А торговцы и ремесленники селились вНижнем городе, в той его части, что раскинулась поберегу Днепра.
В 1240 г. Киев был разрушен ордами ханаБатыя. С 1243 здесь княжили владимирские князья иих наследники.
Основные архитектурныедостопримечательности: Софийский собор (XI в.),Золотые ворота, окружавшие в XI в. Верхний городэто историческое место было восстановлено вконце 1990-х по сохранившимся фрагментам;Златоверхий Михайловский собор (1108-1113 гг.,былразобран в советское время и егоотреставрировали в конце 1990-х), Выдубицкиймонастырь (XI в.), церковь Спаса на Берестове (кон. XI— нач. XII вв.), Кирилловская церковь (XII в., фрески М.А. Врубеля), Киево-Печерская лавра (XI-XVIII вв.).
2 выступление.
Софийский собор (собор Св. Софии)Выдающийся памятник древнерусской архитектуры XIв. Храм был заложен в 1037 – князем Ярославом,выстроен преимущественно из кирпича-плинфы и стрех сторон окружен 2-ярусными галереями, вкоторые встроены две башни с лестницами,ведущими на хоры. Это огромное, светлое,устремленное вверх тринадцатью куполами зданиеопределяло вид города. Софийский собор былобнесен каменной стеной. Это быломестопребывания главы русской церкви –киевского митрополита. Также собор былбиблиотекой, там хранились написанные напергаменте русские и греческие книги. Стеныцентральной части храма покрывали огромные,красочные, сверкающие золотом и в то же времястрогие изображения святых. На задней стенехрама, рядом со святыми, были помещеныизображения князя Ярослава и его семьи. В концеXVII — начале XVIII вв. собор был перестроен иприобрел черты украинского барокко. В интерьересохранились мозаики и фрески XI в. Живописноеукрашение храма в целом следовало византийскимобразцам. Одним из центральных в храме являетсямозаичное изображение Богоматери в алтаре в видеоранты — фигуры с воздетыми руками.
3. Древний Новгород.
а) Работа по схеме (показ слайда).
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Учитель:
А теперь рассмотрим схемуДревнего Новгорода.
Посмотрите какая необычная схема.Такое появление города нетипично для города вДревней Руси. Так как города обычно строились наодном, более высоком, берегу реки. А Новгородрасположился по обеим сторонам реки.
б) Выступление ученика.
Древний Новгород расположился наберегах реки Волхов. Со всех сторон город былокружён земляным валом и реками Тарасовец иГзень. Добраться к городу можно было тольководным путём. Весь город был разделён речкойВолхов на две стороны: софийскую и торговуюстороны. На софийской стороне были расположенымонастыри и кремль. Кремль был обнесёнкрепостными стенами и рвом с водой. А на торговойстороне располагалась торговая площадь и Павловмонастырь. Постепенно город расширялся.
Учитель: О достопримечательностяхНовгорода вы узнаете из текста учебника.
в) Работа по учебнику стр. 48–50.
г) Беседа.
Учитель:
Где расположен городНовгород?
– Кто управлял городом?
– Какие мастера ремесленники жили вНовгороде?
– Что обнаружили ремесленники вовремя раскопок одной из древних улиц Новгорода?
– Какое открытие для археологов сталовыдающимся?
Ответ сопровождается показом слайда.
(
ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
д) Выступление ученика.
Поиски исписанной бересты началисьещё в 1932 г. Археологи терпеливо разворачивали иотбрасывали тысячи обрывков бересты, не теряянадежду на удачу. И только 26 июля 1951 г. прираскопках на древней Холопьей улице нашли первуюберестяную грамоту.
На бересте писали не чернилами, апроцарапывали буквы костяной или металлическойпалочкой заостренной палочкой.
В 1951 г. нашли 10 грамот, в следующем годунашли 73. С каждым годом количество найденныхберестяных грамот увеличивалось. Всего вНовгороде найдено 434 грамоты.
Берестяные грамоты рассказывают олюдях, живших в эпоху основания Москвы, Ледовогопобоища и собирания Русской земли, о виденном ипережитом ими.
Грамоты писали не только взрослыелюди, но и дети. Известны грамоты мальчика Онфима,жившего в XIII в. это его школьные упражнения. Онфимвыписывал на кусках бересты азбуку, училсяписать по складам и тут же на свободных местахсвоих “листков” процарапывал рисункивооруженных всадников, воинов, зверей. Околорисунка страшного зверя он напивал “Я зверь”, аоколо всадника поражающего копьем врага, –“Онфим”. Как все дети Онфим мечтал о подвигах,которые он совершит, когда станет взрослым.
Поиски берестяных грамотпродолжаются, и, возможно, недалеко то время,когда число их будет измеряется тысячам.
Учитель:
Какие архитектурныепамятники сохранились в Новгороде?
е) Просмотр фотоальбома “Новгород” изэлектронной энциклопедии “Кирилла и Мефодия”.
Учитель:
Новгород известен в историис 859 г. Почему же один из древнейших русскихгородов носит название нового города?
ё) Выступление ученика.
На берегу Ильмень – озера, там, гдеберёт начало река Волхов, в далёкие – далёкиевремена возникло первое поселение. Потом жителиоблюбовали новое место. Так и возник город,который стали называть Новым.
IV. Итог.
– Назовите города, которые возникли вдревней Руси.
– Как возникали первые города?
– когда возник Киев, Новгород?
– Постройте на берегу реки город,используя предложенный вам набор деталей.
ЛИТЕРАТУРА:
О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина “Поурочныеразработки по курсу окружающий мир” Москва“ВАКО” 2004год
Е. Роголева, Т. Соловьёва “Уроки по роднойистории” – газета “Начальная школа”издательский дом “Первое сентября” № 43, 48ноябрь– декабрь 2004 год
“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2006 DVD
Детская энциклопедия, том 8, второе издание,Москва, “Просвещение”, 1967 год
А) восточных славян Б) западных славян В) южных славян
2. Посуду древние славяне делали из:
А) глины Б) металла В) дерева
3. Бог грома и молнии у древних славян:
А) Зевс Б) Перун В) Марс
4. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
А) ружьё Б) лук со стрелами В) саблю
5. Поселение древних славян раскинулось:
А) в западной части Европы Б) в восточной части Европы В) в центральной части Европы
6. Свои дома славяне строили:
А) из камня Б) из кирпича В) из деревьев
7. Славяне носили одежду из:
А) льна и шерсти Б) хлопка В) шёлка
8. Бортничество – это:
А) изготовление бочек из дерева Б) выдалбливание лодок В) собирание мёда диких пчёл
multiurok.ru
Во времена Древней Руси — КиберПедия
Цель:формировать представление о Древней Руси, русских князьях.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование:электронное приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М. Васнецова и «Богатырь» М.А. Врубеля, тесты по вариантам, карточка для индивидуальной работы, карта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполняется работа над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
Тест
Вариант 1
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян
2. Древние славяне жили:
а) семьями б) в одиночку в) племенами
3. Посуду древние славяне делали из:
а) глины б) металла в) дерева
4. Бог грома и молнии у древних славян:
а) Зевс б) Перун в) Марс
5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) ружье
б) лук со стрелами
в) саблю
Вариант 2
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы
б) в восточной части Европы
в) в Центральной Европе
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня б) из кирпича в) из деревьев
3. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти
б)хлопка в) шелка
4. Бортничество — это:
а) изготовление бочек из дерева
б) выдалбливание лодок
в) собирание меда диких пчел
5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 14 рабочей тетради. Назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних славян. (Медведь, бог грома и молнии Перун, водяной, леший, домовой, русалки.)
- Назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних египтян. (Жук-скарабей, бог солнца Ра, кобра, скорпион.)
III. Самоопределение к деятельности
- Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы.
Там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток.
Там соловей поет звучнее...
- Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.)
— О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?
— Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке. (Предположения детей.)
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Во времена Древней Руси».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Рассказ учителя
Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Работа с картой
— Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце ГХ в., в середине XI в. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XIв. увеличилась.)
— А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)
— Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?
Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу ГХ в. на карте Восточной Европы появилось государство — Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
3. Работа по учебнику С. 40-42
(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)
— О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?
— Какая информация явилась для вас новой?
— О чем бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей.) Олег продолжал объединение славянских земель. С самого
возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение устьями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В начале лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.
Обобщение
• Главой Руси был... (великий князь).
• Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принадлежащие к высшему слою господствующего класса).
• Его опора и поддержка... (дружина).
• Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (Войско, армия.)
• Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами,... (Олег).
• Литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).
V. Работа по теме урока
cyberpedia.su
Контрольная работа по окружающему миру 3 класс 4 четверть ФГОС |
Тема. РАССЕЛЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ.
Запишите букву правильного ответа.
Поселение древних славян раскинулось
А) в западной части Европы;
Б) в восточной части Европы;
В) в центральной части Европы.
Древние славяне жили
А) семьями; Б) в одиночку; В) племенами.
Свои дома древние славяне строили
А) из камня; Б) из кирпича; В) из стволов деревьев.
Посуду делали древние славяне
А) из глины; Б) из металла; В) из дерева.
Жили древние славяне племенами, чтобы сообща заниматься
А) восточных славян Б) западных славян В) южных славян
2. Посуду древние славяне делали из:
А) глины Б) металла В) дерева
3. Бог грома и молнии у древних славян:
А) Зевс Б) Перун В) Марс
4. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
А) ружьё Б) лук со стрелами В) саблю
5. Поселение древних славян раскинулось:
А) в западной части Европы Б) в восточной части Европы В) в центральной части Европы
6. Свои дома славяне строили:
А) из камня Б) из кирпича В) из деревьев
7. Славяне носили одежду из:
А) льна и шерсти Б) хлопка В) шёлка
8. Бортничество – это:
А) изготовление бочек из дерева Б) выдалбливание лодок В) собирание мёда диких пчёл
multiurok.ru
Жизнь древних славян (презентация)
Урок окружающего мира
4 класс
УМК «Школа России»
Учитель - Цыдыпова Надежда Юрьевна
МОУ СОШ №2 пгт. Новокручининский.
Современники
Предки
Потомки
Кто наши предки?
Наши предки славились силою , выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных наших предков, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников.
Славно сражались они
мечем и копьем.
Кто наши предки?
славяне
Тема: «Жизнь древних славян»
Цель: узнать
о жизни и быте
древних славян.
Подготовить сообщение
I община «Где поселились славяне»
II община «Как выглядели славяне»
III община «Какими чертами характера
обладали»
IV община «Чем занимались славяне»
Расселение древних славян
Внешний вид древних славян
Занятия славян
собирательство
бортничество
скотоводство
рыболовство
земледелие
охота
готовили пищу
шитьё
Славянский поселок
Жилище древних славян
КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО
Кузнец
ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО
ГОНЧАР
РУЧНОЕ РЕМЕСЛО
Пряха
ПЛЕТЕНИЕ
ТЕСТ
1. Поселение древних славян раскинулось :
а) В Западной части Европы;
б) В Восточной части Европы;
в) В Центральной части Европы.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Свои дома славяне строили из:
а) камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
4. Найдите одно неверное утверждение:
а) посуду славяне делали из стекла;
б) славяне были хорошими земледельцами;
в) большую роль в жизни славян играли дары леса, древесина, дичь, ягода и мед диких пчел.
5.) Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
узнал
удивился
Русоволосые и сероглазые, лицами светлые, сердцем славные
Древляне, кривичи, поляне, скажите, кто вы?
Мы – славяне!
Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,