Лучшие детские потешки для развития и воспитания ребёнка. Потешки древние
ДЕТСКИЕ ПОТЕШКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Детская потешка представляет собой один из жанров устного народного творчества и является замечательным подспорьем для развития навыков общения у маленького ребёнка . Данный жанр предназначен для того, чтобы малыш смог быстрее овладеть навыками разговорной речи и понимать окружающих. Помимо этого,детские потешки помогают выполнять некоторые движения и жесты в тот момент,когда это необходимо в процессе обучения. В данном жанре принято, чтобы жест сопровождал слово, в отличие от считалок, где самым главным считаются жесты. На этой странице собраны одни из самых лучших детских потешек для самых маленьких деток.
Обучение малыша происходит в процессе познавательной и невероятно увлекательной игры. Главный принцип игры заключается в том, чтобы ребенок выполнил действие, которое назвал взрослый. Возьмем, к примеру, популярную игру «ладушки». При слове «ладушки» ребенок должен хлопнуть в ладоши, а когда взрослый говорит «на головку сели», то малыш должен коснуться руками головы. Со временем ребенок начинает привыкать к игре, овладевает той речью и командами, которые слышит. В конце концов, малыш сам сможет назвать для взрослого команду. Выберите любые детские потешки для самых маленьких из представленных ниже и поиграйте со своим малышом в увлекательную игру,в процессе которой простые действия сопровождаются словами из потешки.
Как известно, практически все дети обожают забавные и увлекательные детские потешки. Многим взрослым также по душе играть, к примеру, в те же ладушки со своими детьми. Но потешки не стоит рассматривать только в качестве развлечения. Они способствуют тренировке памяти и мышления у детей, а также способствуют развитию их речи.Подрастает ваш ребёночек, и детская потешка рассказывает об этом малышу. Учимся ходить и сопровождаем действия малыша словами из потешки :
Пройдёт совсем немного времени и уже надо понемногу приучать ребенка к труду, воспитывать усердие и трудолюбие:
Тра-та-та, тра-та-то,Пожалуйте, решето:Мучки просейте,Пироги затейтеС гречневой кашей,Пироги для Маши!
Ни для кого не секрет, что многие дети просто ненавидят расчесываться и умываться. В данном случае как нельзя кстати придут вам на помощь детские потешки для самых маленьких. Приятнее будет умываться, когда малышу говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико». Отметим, что в древние времена потешки служили своего рода «заклинаниям», поскольку люди верили в магическую силу слова.
Пестушками и детскими потешками принято называть коротенькие стихотворения-приговорки, которыми можно сопровождать практически каждое действие ребенка, будь то одевание или потягивание. Игру с малышом, которому еще пока что недоступны некоторые движения, сопровождаются пестушками. Сами же детские потешки рассчитаны на активность ребенка и способность соотношения некоторые игровые движения с содержанием песенки.
Вышеуказанные детские развлечения помогают отвлечь малыша, которому не нравится какое-либо обязательное действие, например, питание или умывание. Благодаря им, можно также приучить ребенка к соблюдению гигиены, а также без них тяжело было бы способствовать эмоциональному развитию ребенка. Но самое главное кроется в налаживании отношений между родителями и детьми еще с самого их рождения. Все, что нужно – выучить несколько детских потешек и с доброй улыбкой и нежным голосом разыгрывать их с ребенком.
Самые лучшие детские потешки для самых маленьких .Следующая статья :Трусливому зайке и пенёк волк. Пословицы для маленькихвернуться на Главную страницу
ИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
bebi.lv
Что такое потешки? Русские народные потешки: примеры
Что такое потешки? Имеет ли какую-то смысловую нагрузку это слово для современных детей и их родителей? В чём смысл использования потешек, и чем они могут быть полезны для подрастающего поколения? Русские народные потешки – это особенный жанр устного народного творчества. Зарифмованные короткие истории, стишки и песенки сочетаются с простыми движениями. В этом и состоит вся прелесть потешек: их можно рассказывать деткам с самого раннего возраста. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребёнок тренирует память и мелкую моторику, запоминает названия частей тела, животных и многое другое.
В большинстве случаев родители даже не задумываются, что такое потешки и чем они могут быть полезны для их ребёнка. Однако образовательные учреждения давно взяли на вооружение фольклорные произведения. Многие короткие потешки до сих пор используются в детских садах для проведения физминуток, популяризации гигиенических процедур, а также как звуковое сопровождение массажа.
Когда появились потешки?
Точную дату, когда появились русские потешки, не может назвать ни один историк. Известно лишь то, что использовались они ещё во времена княжения Владимира, именно тогда появились первые письменные упоминания о них. К сожалению, многие тексты не дошли до нашего времени или были видоизменены вследствие того, что слова и выражения устарели и вышли из обихода. Пожалуй, единственные потешки, которые мало поддались влиянию времени – это те, которые содержат описания животных и птиц.
Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. К сожалению, многие памятники словесности не дошли до наших дней.
Однако и сегодня остались короткие стишки, которые можно использовать в процессе воспитания малышей. Буквально каждый шаг от пробуждения утром и до вечернего засыпания можно сочетать с потешками, которые не только настроят малыша на позитивную волну, но и помогут ему освоить множество необходимых знаний.
Потешки для развития речи и мелкой моторики
Все без исключения народные потешки во время произнесения сопровождаются движениями. Это играет большую роль в развитии у детей младшего возраста мелкой моторики. Известная всем «Сорока» относится именно к таким стишкам.
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила
(совершаются круговые движения пальчиком по ладошке).
Первому дала, второму дала,
Третьему дала, четвёртому дала,
А пятому – не дала
(мама по очереди прикасается к каждому пальчику, загибая его к ладошке).
Ты дрова не рубил,
Ты печку не топил,
Ты воду не носил.
Тебе нет ничего
(большой пальчик слегка покачивается с помощью свободной руки).
При произнесении каждой строки ребёнок, сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно, выполняет движения пальчиками: водит ими по ладошке другой руки, пересчитывает пальчики, загибает их, удерживает в согнутом положении. Эта потешка, благодаря мелким, точно выверенным движениям, инициирует развитие обоих полушарий головного мозга малыша. Кроме того, «Сорока» помогает ребёнку освоить определённые социальные установки в семье – каждый должен помогать по хозяйству. Словарный запас, который требуется от ребёнка во время проговаривания этой потешки, небольшой, но все словосочетания и звуки построены таким образом, что ему легко их произносить и заучивать.
Потешки для лёгкого пробуждения
Пробуждение у многих детей проходит не очень легко. В этом случае могут помочь русские потешки, которые сочетаются с гимнастикой и лёгким массажем.
Потягушки-потягушки
(родители совершают поглаживающие движения по всему телу ребёнка).
Вот они – бока-толстушки
(поглаживаются бока и животик ребёнка).
Вот и ножки-ходунюшки
(поглаживаются ножки, легко сгибаются в коленях и выпрямляются).
Вот и ручки-хватунюшки
(ручки поглаживаются, сгибаются и разгибаются в локтях, разводятся в стороны).
Вот и ушки-слышунюшки
(слегка растираются ушки).
Вот и носик-дышунюшка
(трогаем за носик).
Вот и глазоньки-смотрелки
(ребёнок открывает глазки, моргает).
Вот и ротик-говорок
(ребёнок показывает язык).
Вот и разум-разумок.
(поглаживаем ребёнка по голове).
Помимо массажа подобные потешки помогают ребёнку запомнить название частей тела. Достигается это не в процессе целенаправленного обучения, а в игровой непринуждённой форме.
Потешки, формирующие навыки самообслуживания
Каждому родителю хочется приучить своего ребёнка к водным процедурам, ведь очень часто малыши капризничают, не хотят мыть руки, а тем более лицо. На помощь могут прийти народные потешки, произнося которые во время умывания, можно отвлечь ребёнка и превратить водные процедуры в забавную игру. Вот одна из них:
Вода, вода, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Засмеялся чтоб роток,
Закусался чтоб зубок.
Потешки иногда можно несколько видоизменить, вставив в текст имя ребёнка или его любимой игрушки. Это будет способствовать тому, что малыш почувствует свою непосредственную причастность к происходящему.
Потешки во время еды
С отсутствием аппетита у детей можно бороться разными способами, и русские народные потешки не становятся исключением. Слово за словом, ложка за ложкой – ребёнок в процессе своеобразной игры скушает всю приготовленную для него еду.
Кто у нас любимый самый?
Ложку первую – за маму.
А вторую за кого же?
Да за папу твоего же!
Ну а третью полну ложку
Миша скушает за кошку.
Съест за бабу и за деда,
Пару ложек – за соседа,
За подружку Машу,
Ложку за Аркашу,
А потом ради подружки
Съест с тарелки поскребушки.
Важно включать в потешки, которые читаются во время еды, имя ребёнка и полностью включиться в игру самому, изменяя тембр голоса и интонацию по мере развития сюжета. Чтобы накормить раскапризничавшегося малыша, иногда приходится разыгрывать целые представления, где в качестве упоминаемых в потешках героев участвуют игрушки.
Потешки во время одевания и похода на прогулку
Малышам очень сложно бывает одеться для прогулки на свежем воздухе. Ребёнок не всегда может самостоятельно надеть обувь или застегнуть курточку, а от помощи взрослых отказывается. В этом случае можно ненавязчиво помочь ему, приговаривая потешки:
Где же Машины сапожки?
Этот – точно с правой ножки,
Этот – точно с левой ножки.
Если дождик вдруг пойдёт,
Сапожок не упадёт.
Где же пуговки-сестрицы?
Не хотят с петлёй мириться.
Раз кружочек, два кружочек,
Заходи домой, дружочек!
Пуговки заходят ловко
В петельки своей головкой.
Раз, два, три,
Мы оделись – посмотри!
Потешки о явлениях природы
Во время пребывания на свежем воздухе можно проговаривать вместе с ребёнком потешки о природных явлениях и окружающих предметах, в том числе и о животных. Это разнообразит ход прогулки и поможет ребёнку выучить несколько новых слов.
Снег-снежок, похрустывай,
Как заинька капустою,
Ветер-ветерок, нам спой,
Как соловушка весной.
Кроме всего прочего, такие потешки позволяют выстроить ребёнку ассоциативный ряд, помогающий сравнивать между собой разные явления и звуки: хруст снега с хрустом капусты, шум ветра в ветках деревьев с пением птиц, шелест листьев с шуршанием бумаги и многое другое.
Потешки перед сном
Не стоит забывать о потешках и во время убаюкивания ребёнка, особенно тем мамам, которые не умеют или не хотят петь колыбельные. Народные потешки о снах, засыпании и сновидениях очень мелодичны и легки для восприятия.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Летят гули вон-вон,
Несут Кате сон, сон.
Станут гули ворковать,
Станет Катя засыпать.
Развиваясь, ребёнок впитывает в себя множество информации. Зная, что такое потешки, с раннего детства малыш овладевает большим количеством слов, осваивает многообразие интонаций, которые одним и тем же словам придают особый смысл при произнесении. Всё это помогает малышу прочувствовать красоту родного языка и освоить различные его формы.
fb.ru
Лучшие детские потешки для развития и воспитания ребёнка
Детская потешка представляет собой один из жанров устного народного творчества и является замечательным подспорьем для развития навыков общения у маленького ребёнка . Данный жанр предназначен для того, чтобы малыш смог быстрее овладеть навыками разговорной речи и понимать окружающих. Помимо этого,детские потешки помогают выполнять некоторые движения и жесты в тот момент,когда это необходимо в процессе обучения. В данном жанре принято, чтобы жест сопровождал слово, в отличие от считалок, где самым главным считаются жесты. На этой странице собраны одни из самых лучших детских потешек для самых маленьких деток.
Обучение малыша происходит в процессе познавательной и невероятно увлекательной игры. Главный принцип игры заключается в том, чтобы ребенок выполнил действие, которое назвал взрослый. Возьмем, к примеру, популярную игру «ладушки». При слове «ладушки» ребенок должен хлопнуть в ладоши, а когда взрослый говорит «на головку сели», то малыш должен коснуться руками головы. Со временем ребенок начинает привыкать к игре, овладевает той речью и командами, которые слышит. В конце концов, малыш сам сможет назвать для взрослого команду. Выберите любые детские потешки для самых маленьких из представленных ниже и поиграйте со своим малышом в увлекательную игру,в процессе которой простые действия сопровождаются словами из потешки.
Как известно, практически все дети обожают забавные и увлекательные детские потешки. Многим взрослым также по душе играть, к примеру, в те же ладушки со своими детьми. Но потешки не стоит рассматривать только в качестве развлечения. Они способствуют тренировке памяти и мышления у детей, а также способствуют развитию их речи.Подрастает ваш ребёночек, и детская потешка рассказывает об этом малышу. Учимся ходить и сопровождаем действия малыша словами из потешки :
Пройдёт совсем немного времени и уже надо понемногу приучать ребенка к труду, воспитывать усердие и трудолюбие:
Тра-та-та, тра-та-то,Пожалуйте, решето:Мучки просейте,Пироги затейтеС гречневой кашей,Пироги для Маши!
Ни для кого не секрет, что многие дети просто ненавидят расчесываться и умываться. В данном случае как нельзя кстати придут вам на помощь детские потешки для самых маленьких. Приятнее будет умываться, когда малышу говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико». Отметим, что в древние времена потешки служили своего рода «заклинаниям», поскольку люди верили в магическую силу слова.
Пестушками и детскими потешками принято называть коротенькие стихотворения-приговорки, которыми можно сопровождать практически каждое действие ребенка, будь то одевание или потягивание. Игру с малышом, которому еще пока что недоступны некоторые движения, сопровождаются пестушками. Сами же детские потешки рассчитаны на активность ребенка и способность соотношения некоторые игровые движения с содержанием песенки.
Вышеуказанные детские развлечения помогают отвлечь малыша, которому не нравится какое-либо обязательное действие, например, питание или умывание. Благодаря им, можно также приучить ребенка к соблюдению гигиены, а также без них тяжело было бы способствовать эмоциональному развитию ребенка. Но самое главное кроется в налаживании отношений между родителями и детьми еще с самого их рождения. Все, что нужно – выучить несколько детских потешек и с доброй улыбкой и нежным голосом разыгрывать их с ребенком.Самые лучшие детские потешки для самых маленьких .Следующая статья :Трусливому зайке и пенёк волк. Пословицы для маленьких
вернуться на Главную страницу
ИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
bebi.lv
Русские народные потешки - Стихи для детей
Ай качи качи качи
Ай качи качи качиГлянь, баранки, калачи.Глянь, баранки, калачи,С пылу, с жару из печи.В пылу с жару из печи,Все румяны, горячи.Налетели тут грачи,Подхватили калачи.Нам осталися бараночки
Совушка-сова
Ах ты совушка-сова,Ты большая голова!Ты на дереве сидела,Головою ты вертела —Во траву свалилася,В яму покатилася!
Ладушки-ладушки!
Ладушки-ладушки!Где были – у бабушки!Что ели – кашку,Что пили – бражку!Ладушки-ладушки,Снова едем к бабушке!
Ам! Ам!
Ам! Ам! Ам! Ам!Я тебе конфету дам,Но сперва за маму нашуСкушай ложку манной каши!Ам! Ам! Ам! Ам!Кушай, Ваня, кашу сам!Скушай-ка за папу ложку,Подрастешь еще немножко!Ам! Ам! Ам! Ам!Есть не будешь, съем я сам.И на целую верстуС каждой ложки подрасту!Стану я большим совсем,И тогда тебя я съем!
Как у нашего соседа
Как у нашего соседаВесела была беседа:Гуси — в гусли,Утки — в дудки,Овцы — в донцы,Тараканы — в барабаны.
Ваня-простота!
Ваня, Ваня, простота!Купил лошадь без хвоста!Сел задом напередИ поехал в огород.
Солнышко-ведёрышко
Солнышко-ведёрышко,Выгляни в окошечко!Солнышко, нарядись!Красное, покажись!
Вода-водица
Ты вода-водица,Всех морей царица,Пузыри пускай,Мой и полоскай!Моем глазки, моем щечки,Моем сына, моем дочку,Моем кошку, моем мышку,Моем серого зайчишку!Моем, моем наугад,Перемоем всех подряд!С гуся-лебедя вода –С нашей детки худоба
Козёл
Как у нас-то козёл,Что за умный был:Сам и по воду ходил,Сам и кашу варил,Деда с бабой кормил.
Улитка
Улитка, улитка,Высунь рога,Дам тебе пирога.
Как на Ванькины именины
Как на Ванькины имениныИспекли пирог былинный –Вот такой вышины!Вот такой ширины!Кушай, Ванечка-дружок,Именинный пирожок –Вот такой вышины!Вот такой ширины!Кушай-кушай хорошо,Скоро вырастешь большой –Вот такой вышины!Вот такой ширины!
Жили у бабуси два веселых гуся
Жили у бабусиДва веселых гуся.Один серый,Другой белый –Два веселых гуся.
Мыли гуси лапкиВ луже у канавки.Один серый,Другой белый –Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:«Ой, пропали гуси!Один серый,Другой белый –Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,Кланялись бабусе.Один серый,Другой белый –Кланялись бабусе.
Фома едет на курице
Стучит, бренчит по улице:Фома едет на курице,Тимошка на кошкеПо кривой дорожке.— Куда, Фома, едешь?Куда погоняешь?— Еду сено косить.— На что тебе сено?— Коровок кормить.— На что тебе коровы?— Молоко доить.— А зачем молоко?— Ребяток кормить.
Барашеньки — крутороженьки
Барашеньки — крутороженькиПо лесам ходили,По дворам бродили,В скрипочку играли,Ваню потешали.А совища из лесищаГлазищами хлоп-хлоп!А козлище из хлевищаНожищами топ-топ
У бабы Фроси пяток внучат.Все каши просят. Все криком кричат.Акулька в люльке, Аленка в пеленке,Аринка на перинке, Степан на печке,Иван на крылечке.Баба тесто месила, кашу варила,Молоко топила, внучат кормила.Как каши наелись, молока напились,Бабе поклонились, угомонились!
detskie-stihi.com
Пестование чад. Как наши предки пестовали детей
- 6085
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете.Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.
Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?Любовь Павлова Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук
Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Пра-бабушкино слово
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.
Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
Пестушки
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок».
Или:
«Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки — хватушечки. Ноги — бегушечки».
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
«Мешу, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!» -происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам - В ямку — бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Хороша дорога, Хороша дорога, Вот стала что-то хуже, Вот стала что-то хуже, Шаляет, валяет, Шаляет, валяет, На мостике, под мостиком, На мостике, под мостиком, Бух в ямку!
Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Токи-токи-тошки, Кую, кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке, Дорожка кривая, Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота; Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ — топ-топ! Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки, Где были? — У Аннушки. Что ели? — Оладушки. Где оладушки? — Съели … Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны). Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке: Ладушки-ладушки, Где были? —У Панечки. Что ели? -Прянички! Где прянички? Съели… Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.
Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша куколка пойдет, Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
Или:
Уходи с дороги кот! Кукла Танечка идет, Кукла Танечка идет, Ни за что не упадет!
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
«Дыбок, дыбок, Скоро Сашеньке годок! Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу, А дитя кверху!»
Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая.
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
Пришел кисель, На лавочке присел, На лавочке присел, Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить, Будем Сашеньку кормить.
Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
Наша деточка в саду, Словно яблочко в меду!
Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:
На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики На дубу они сидят, Меж собою говорят: Все про Галеньку Все про маленьку…
С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
В светлом теремочке Выросла Лизуша! Люди ее любят, Все ее голубят. Вариант для мальчика: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька хороший, Коленька пригожий.
При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.
Прибаутки
Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет.
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:
«А нашей Галеньке — в ручку. Угощайся, Галенька, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
или:
Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла.
Небылицы
Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Или:
Была репа важная, Дивилась бабушка каждая: Одним днем Не обойдешь кругом. Всей деревней ели Целую неделю.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
[1] От слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
Добавить комментарий
slawa.su
Что такое потешка: определение. Потешки для детей
Искусство и развлечения 18 марта 2015
Устное народное творчество создало немало литературных жанров, которые выполняют обучающую и развлекательную функцию. Наряду с пословицами, поговорками и загадками в народном творчестве появляются потешки. Эти произведения народного фольклора, в отличие от других жанров, предназначены для детей, в них объединяются действия и стихи. Для начала мы с вами узнаем, что такое потешка, определение для которой старались дать многие ученые. Нельзя забывать, что она является частью наследия духовной культуры, и наследие это формировалось годами.
Что это за жанр?
Если пытаться разобраться, что такое потешка, определение для нее можно найти в литературе, посвященной разбору фольклора и его жанров. Это небольшой веселый стишок, который комментирует действия ребенка и развивает его память и воображение. Их произносят спокойным тоном, можно и спеть.
В этих произведениях отразился многовековой опыт, передаваемый от поколения к поколению. Такие стихи, написанные разными народами, выявляют огромное сходство друг с другом. Эстетическая ценность потешки огромна, и она влияет на формирование художественного вкуса у детей. Все эти жанры дают возможность развития речи для ребенка, он запоминает лексику, правильное употребление словоформ, у ребенка обогащается личный словарь. Слушая их, ребенок готовится к восприятию народной сказки. Зная, что такое потешка, определение для детей вы сможете дать сами. А затем уже можно приступать к изучению других жанров народного фольклора.
Смысл потешки в древности
Многие спрашивают, что такое потешка, определение и фото которой мы постарались привести в статье. В древности она представляла собой часть процесса пестования. А этот процесс включал в себя взаимодействие родителей с биополем Земли с целью передать ребенку жизненную энергию.
Потешки выполняли функцию включения человека в общество и процесс общения. То есть сопровождение разных действий с помощью таких стишков помогало включить ребенка в общий энергетический поток земли. Таким образом, древние славяне могли наладить безболезненную адаптацию ребенка к окружающему миру. Праславянская культура была органично приспособлена к окружающему миру, люди умели взаимодействовать с природой и растили детей на поклонении природе.
Видео по теме
Какие функции выполняют потешки
Многие лишь поверхностно представляют, что такое потешка. Определение для нее не будет полным, если не учитывать такой фактор: она учат маленьких детей пониманию речи, помогает формировать фонематический слух. Дети учатся различию разных типов интонации, учатся делать свою речь выразительной.
Другая важная функция этих стихов – это помощь физическому развитию ребенка. Ребенок изучает жесты, движения, развивает мелкую моторику пальцев.
Задача взрослого человека – помочь ребенку овладеть родной речью с помощью потешек. Особенно важно это для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Изучение потешек является на этом пути важным способом помочь ребенку овладеть его родной речью, освоить духовное богатство, которое народ накопил годами. Устное народное творчество становится основой для развития интеллекта, подготавливает ребенка к освоению богатств художественной литературы и художественной культуры вообще.
Соответствие потешек разным периодам развития ребенка
Если вы хотите, чтобы ваш малыш адекватно с вами общался, то вам надо знать как минимум 2 потешки (или хотя бы 2-3 стишка). Они помогут вам наладить эмоциональное общение. Это очень важно для ребенка в первые месяцы и годы его жизни. Ласковый голос его мамы, ее прикосновения и нежные слова – все это оказывает большое влияние на ребенка, помогает ему привыкнуть к окружающей среде.
Потешки по содержанию не сложные, и по форме они простые, но значение их для ребенка огромно. Они имеют простую рифму, в них много восклицаний, слов, которые часто повторяются. Все это заставляет малыша прислушаться, посмотреть на лицо говорящего, обратить внимание на его мимику.
Для каждого периода развития существует свой набор потешек. Если вы ищете, что такое потешка, определение (5 класс содержит этот вид фольклора в своей программе), оказывается, что это, несмотря на простоту, выдающееся произведение, часть устного народного творчества.
Развитие ребенка до трех лет
Известно, что раннее детство делится на микропериоды, приблизительно по три месяца. Это, например, время от рождения до трех месяцев, от трех месяцев до шести, от шести до девяти, от девяти до года. В это время ребенок интенсивно осваивает окружающий мир, узнает те азы, которые в дальнейшем помогут ему стать полноправным членом общества. Если вы хотите узнать, что такое потешка, определение которой может быть разным, вам надо обратить внимание на произведения, придуманные для детей в возрасте от рождения до трех лет. Это огромный пласт литературы.
В это время дети внимательно слушают не только потешки, но и прибаутки, пестушки, скороговорки, другие виды фольклора. Вот один пример.
По синю морю корабль бежит,
Сервый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Хочет зайку украсть
И веревку забрать.
Пестушки
Эти произведения предназначены для детей в возрасте от рождения до года или двух. Если вы еще не знаете, что такое потешка, определение которой вызывает у вас затруднение, но хотите ее использовать, то вам лучше начать с пестушек.
Они характеризуются тем, что взрослый помогает ребенку выполнять движения, помогает ему двигать ручками и ножками. Мама обнимает ребенка, массирует, говоря ему такие слова, как «потягунючки» и «потягушечки».
С помощью пестушек ребенка учат хлопать в ладошки. Ему говорят: «Ладушки, ладушки, где были – у Аннушки». Потом оказывается, что ладушки были у Микешки и ходили к Трошке есть картошку. И далее в том же роде.
Когда и как использовать потешки
Если вас интересует, что такое потешка, определение для детей, то надо сначала выяснить, в каких жизненных ситуациях они применялись. Эти стихи помогали организовывать жизнь ребенка. И сейчас потешки действенны в тех случаях, когда ребенка надо одеть на прогулку, когда его надо успокоить (например, в случае, если он не хочет идти купаться). Такие произведения народной культуры выполняют важную обучающую функцию, знакомят ребенка с понятиями окружающего мира. Но главная их функция – развлекательная.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками – топ-топ,
Глазками – хлоп–хлоп.
Потешки–небылицы
Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
И еще интересная небылица:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает,
Прилетел и сел медведь,
Слушает, вздыхает.
Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».
Прибаутки
Для детей в возрасте от двух до трех лет подходят не только потешки, но и прибаутки, в которых есть интересный сказочный сюжет. Главные действующие лица в прибаутках – это животные, которые обладают умениями производить осмысленные действия.
Собака в избе
Пироги печет,
Кот на кухне
Сухари толчет,
Кошка в окошке
Платье шьет,
Курица веником
Избушку метет.
Такие прибаутки обычно рассказывают о жизни животных, но при этом они отражают человеческие отношения, которые сложились в обществе. Прибаутки похожи на матрешек – они стараются дать яркие признаки происходящего, все персонажи у них имеют ярко выраженные признаки. Прибаутки ярко отражают жизнь народа и рассказывают о ней на примерах, понятных ребенку. Если вы хотите знать, что такое потешка, определение в литературе вы можете найти в учебнике. Все эти фольклорные произведения имеют много общего друг с другом.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Искусство и развлечения Что такое прибаутки: определение. Прибаутки для детей как народное творчество
В наше время так важно беречь народную самобытную культуру, знакомить с ней молодое поколение, прививать к ней особое бережное и уважительное отношение. Одним из наиболее ярких проявлений русской народной бытовой куль...
Дом и семья Что такое потешка: определение. Потешки и прибаутки для детей
Во всем мире мамы, замирая от нежности к своему ребенку, начинают по-особому разговаривать, «гулить» с ним, утешать, потешать. Время пролетает быстро: кормление, сон, бодрствование... С первых дней счастли...
Искусство и развлечения Что такое считалки: определение. Русские считалки и небылицы для детей
Любой народ бережно хранит свои сказки, пословицы, поговорки, будь то русские, англичане, французы. В том, что в каждой стране есть свое устное наследие, убеждается каждый, начинающий изучать какой-либо иностранный яз...
Дом и семья Что такое потешки? Русские народные потешки: примеры
Что такое потешки? Имеет ли какую-то смысловую нагрузку это слово для современных детей и их родителей? В чём смысл использования потешек, и чем они могут быть полезны для подрастающего поколения? Русские народные пот...
Дом и семья Потешки для детей до года - залог развития малыша
Появления малыша родители ждут с нетерпением. Они готовят для него не только кроватку, крохотные вещички, но и книжки со сказками и стихами. Бабушки и дедушки, тети и дяди, крестные и, конечно, родители хотят поскорее...
Искусство и развлечения Что такое потешки и прибаутки? Потешки, прибаутки, считалки, заклички, пестушки
Русская культура, как и любая другая, богата на фольклор и его составляющие. Память народа сохранила множество произведений творчества людей, которые пронеслись через столетия и оказались помощниками многих родителей ...
Образование Что такое геральдика: определение исторического прошлого и значение для современности
Перелистывая страницы истории, каждый из нас не раз встречался с символами стран, сословий, родов – гербами. Область знаний, которая посвящена изучению смыслового наполнения, вложенного в герб, называется гераль...
Отношения Для чего нужна семья? Что такое семья: определение
Практически каждый человек, живущий на этой планете, рано или поздно находит себе вторую половинку. Одни пары живут вместе десятилетиями, наслаждаясь обществом друг друга, и не усложняют всё штампами в паспорте. Други...
Автомобили Что такое CAN-шина, и для чего она нужна?
На данный момент практически каждый современный автомобиль укомплектовывается бортовыми компьютерами, системами АБС, EBD, электростеклоподъемниками и многими другими электронными приборами. Сейчас такая техника может ...
Автомобили Что такое щетки генератора, и для чего они нужны?
Щетки генератора – это неотъемлемая часть системы подвода и отвода электрического тока. Несмотря на свои маленькие размеры, они имеют огромную значимость для машины. Ведь если щетки не будут функционировать - ге...
monateka.com
ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ - Статьи - Наше Потомство
Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать
свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом
плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что
же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это
современным мамам?
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник
центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических
наук
Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития
маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины
прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с
поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом –
фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического
творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр.
Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно
лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове
великую силу материнской любви.
Пра-бабушкино слово
Народная
педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых
маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако
таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs -
поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся
звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно
заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение,
всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора
особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не
сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Следует
отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям
маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь
на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6
мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по
часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся
новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми
навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на
окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со
взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно
подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически
обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.
Пестушки,
потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь
друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в
жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
Пестушки
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда
взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками.
Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он
не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно
садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение
1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его
ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками.
Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными
движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек
толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А
в роток - говорок,
А в головку - разумок».
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на
голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не
только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу
удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
«Мешу, мешу
тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку -
валяй, валяй!» -
происходящее вызывает у ребенка эмоциональный
«всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание
повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.
С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в
выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому
речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже
подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая
знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое
«обучение» малыша.
Так же занимательны для детей качание на
ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки,
изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно,
такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха
умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали,
поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С
калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по
кочкам -
В ямку - бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях,
а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает
на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Хороша дорога,
Хороша
дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет,
валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На
мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
Полезны ребенку
упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Токи-токи-тошки,
Кую,
кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама
попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые
рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует
ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда
дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки,
например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит
по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы
за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и,
отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм
ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего
ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает
его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать
ножками.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ -
топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и
пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания
ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их,
приговаривает:
«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что
ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели ...
Нет оладушек!» (Руки
ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый
предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? --У
Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет
пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем взрослый
предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а
потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя
ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять
игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки
Постепенно
пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры,
сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек
потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка,
который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с
содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками
(«фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к
головке («ушки») и т.п.
Так, например, потешка «Ладушки,
ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно
выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает
ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Ладушки, ладушки!
Где
были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка
добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку
сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и
прикладывает ладошки к головке).
В потешку можно поставить
любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет
оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
Киска,
киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей
куклы, а затем убирается).
Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла
Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
Для
малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только
понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного
распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если
взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально
обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком,
помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
«Дыбок, дыбок,
Скоро
Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Умывая, можно
сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки
блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб
кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода
текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода
книзу,
А дитя кверху!»
Одевая ребенка на прогулку, мама
может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша (Даша, Саша,
Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша
чернобровая.
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким,
здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они
старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком,
побаловать оладушками, кисельком и пр.
Пришел кисель,
На лавочке
присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен
и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку
кормить.
Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность
выражаются в таких строчках:
Наша деточка в саду,
Словно яблочко
в меду!
Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была
очень эмоциальна:
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два
голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные
кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою
говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...
С тех пор,
как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не
утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все
времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не
только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша,
но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное
слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно
овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело
«вплетать» их в повседневную речь.
Следует принять во внимание,
что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры,
рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником
происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе,
чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной
ситуации, понимать их настроение в данный момент.
В светлом
теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант
для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька
хороший,
Коленька пригожий.
При этом можно гладить ребенка
по головке, держать за ручки и водить хоровод.
Прибаутки
Как
отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в
пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры:
словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще
больше этих особенностей видится в прибаутках.
Прибаутки
отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то
игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет.
Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у
которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша
об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и
человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все
зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения
человеческой логики. Например:
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот
в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка
в сапожках
Избушку метет.
Подобные произведения следует
читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса,
интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что
именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно,
необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к
стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать
звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже
насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему
этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и
для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой,
занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит
белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в
платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выразительно
прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть
иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их
характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее
изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на
«раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка
угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить
такое занятие можно словами:
«А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся,
Галенька, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным матрешкам
или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все
персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан»,
у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка -
«рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты
и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием:
лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает,
голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в
оконышко» и т.д.:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна
головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто
поешь,
Деткам спать не даешь?
или:
Коза-хлопота
День-деньской
занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей -
козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб
медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Небылицы
Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые
помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в
правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая
ценность небылиц.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам
на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на
козлятках.
Или:
Была репа важная,
Дивилась бабушка
каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую
неделю.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены,
предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный
жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой
ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления,
фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до
3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш
услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то
невероятное.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам,
необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к
ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым,
сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако
между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать
фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к
поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
[1]
От слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка,
ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле -
заботливо, любовно выращивать, воспитывать.