Порт Трухильо расположен в северной части тихоокеанского побережья Перу — это первый порт перуанской части нашего круиза. В непосредственной близости от Трухильо находится город Салаверри, столица региона Либертад. Климат тихоокеанского побережья Перу засушливый с ярко выраженным коротким сезоном дождей в период южноамериканского лета (с января по март). В этом плане северная часть Перу схожа с соседним Эквадором — правда без скинувших листву деревьев, зато с высохшими долинами рек, обилием песчаных дюн у океана и скудной, в основном, степной растительностью. Обилие солнца и тепла обеспечивает хорошие условия для сельского хозяйства — здесь в больших количествах выращивают сахарный тростник и другие культуры. А недостаток воды в большую часть года компенсируется с помощью специальных акведуков, по которым вода подаётся к сельскохозяйственным районам от расположенных совсем поблизости высокогорьев перуанских Кордильер.
Считается, что Перу — это в первую очередь цитадель могучей цивилизации инков. Безусловно, это так — но здесь, в северной части побережья Перу, значительно большее наследие оставили другие, более древние цивилизации. Племена Моче (Moche) населяли эти места задолго до периода инков - древние племена, культуры и цивилизации, предшествовавшие периоду инков, в Перу называют Pre-Incas. Культура Моче была развита в период со II по VIII столетия нашей эры в северной части тихоокеанского побережья и являлась одним из наиболее ярких культурных явлений древнего Перу. Моче занимались земледелием, а в долинах рек строили независимые города со своими правителями и священниками. Уникальные археологические находки, сделанные в последние тридцать лет, свидетельствуют, что это была высокоразвитая цивилизация, контролировавшая регион в течение нескольких столетий. Здесь, в северной части побережья, их следы очень хорошо сохранились. В рамках экскурсии «Археологический Трухильо» мы посетим некоторые из этих мест.
Первое из них — археологический комплекс Эль-Брухо (El Brujo). Название Эль-Брухо в переводе обозначает «доктор ведьм» - на протяжении столетий в этом месте шаманы, лекари и прочие мастера магии проводили свои древние колдовские ритуалы, связанные с космосом, Солнцем, фазами Луны и прочими астрономическими явлениями. Довольно сложно понять всю суть ритуалов и культуры чужой очень древней цивилизации в рамках относительно короткой поездки — на севере Перу я купил несколько книг про Моче и другие древние племена. Возможно, я когда-нибудь их прочитаю — сейчас же было просто интересно бродить по раскопанным археологами в прибрежном песке руинам огромных пирамид и древних храмов и осознавать, что задолго до инков и тем более прихода в Южную Америку европейцев, здесь жили высокоразвитые по тем временам люди, со своим пониманием устройства мира, со своими правилами, богами, ритуалами. Любопытно рассматривать древние рисунки на каменных стенах, поражаться огромным каменным строениям, которым более полутора тысяч лет.
2. Со стороны храм Уака-Као-Вьехо (Cao Viejo Waka) напоминает не то рудник, не то какие-то другие разработки. В принципе так оно и есть — в течение последних десятилетий археологи тщательно разрабатывали многометровые слои песка, столетия хранившие это древнее сооружение.
3. Вот так выглядят стены этой древней пирамиды, открывшиеся археологам.
4. В культуре Моче не было письменности, зато до наших дней сохранилось множество наскальных рисунков, описывающих ритуалы и просто сцены из жизни. Вот, например, пленённые воины – их принесут в жертву богам.
5.
6. Наш экскурсовод Грейс, как и все южноамериканки, - очень живая, яркая и эмоциональная женщина, рассказывающая взахлёб и с интересом. Здесь, в Перу, как и повсюду в южноамериканских высокогорьях, очень мало европейских лиц, в некоторых отдалённых уголках до сих пор есть поселения, где люди близки к древним культурам, говорят на старинных языках и наречиях, соблюдают различные обычаи. Хотя в большинстве случаев перуанцы, разумеется, говорят по-испански и являются правоверными католиками.
7.
8. Ещё некоторые рисунки на стенах.
9.
10.
11. Храм Cao Viejo Waka расположен буквально в нескольких сотнях метров от берега моря, на который с шумом накатывает океанский прибой.
12. Археологический комплекс Эль-Брухо занимает значительную территорию — по соседству находится ещё одна древняя пирамида цивилизации Моче, покрытая слоем песка. Внутри неё также велись археологические раскопки.
После периода цивилизации Моче и до прихода инков северную часть побережья Перу населяли племена Чиму (Chimu). Период Чиму продолжался с VIII по XIV века. Столицей и древней цитаделью Чиму был город Чан-Чан (Chan Chan), руины которого хорошо сохранились до наших дней и внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
13. В центре города Чан-Чан находится большая площадь, считавшаяся священной. Здесь проводились различные празднества, ритуалы и церемонии. Глава Чиму и верховное духовенство во время них находились на возвышенных террасах по периметру. На церемониях присутствовали и люди попроще — низшее духовенство, музыканты, певцы и прочие посетители. Во время этих празднеств все присутствующие надевали самые яркие наряды и драгоценные украшения во славу богов.
14.
15.
16. Покинув ритуальную площадь через главный вход, пройдём по руинам кварталов, где жила элита Чиму. Стены коридоров и зданий украшены здесь фигурами рыб, рыболовных снастей и пеликанов. Разумеется, над стенами была крыша из тростника — сейчас над руинами Чан-Чан тоже построены укрытия, защищающие их в сезон дождей.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Проблема пресной воды в условиях засушливого климата всегда стояла весьма остро — посреди руин города сохранился большой бассейн, наполнявшийся пресной водой в сезон дождей. За сезон дождей он наполнялся практически полностью, и вода из этого резервуара продавалась населению за определённую плату.
23.
24.
25. Примерно так выглядели Чиму во времена своего могущества.
26. Пустынны и прекрасны пейзажи засушливого побережья Перу — а всего в нескольких десятках километрах от моря вздымаются предгорья Кордильер. Они неплохо просматриваются с побережья.
27. В заключение вернемся к более древней цивилизации Моче — неподалеку от порта Трухильо сохранился ещё один археологический комплекс, доминантами которого являются пирамиды Солнца Уака-дель-Соль (Huaca del Sol) и Луны Уака-де-ла-Луна (Huaca de la Luna). Храм Луны в большей степени разработан археологами и открыт для массового посещения туристов.
28.
В период могущественной цивилизации Моче нередко случались сражения между племенами, во время которых главной целью было не убить, а поймать противника, после чего взятых в плен воинов направляли в храм для священной церемонии жертвоприношения во имя богов (их славили и пытались умилостивить в первую очередь ради дождей, которые в этих крайне засушливых местах – большая редкость). На стенах храма Луны сохранились древние наскальные рисунки сражений, захваченных воинов, богов, животных (таких как паук и пума) и прочие сцены того времени. Современному человеку, а тем более иностранцу с совершенно другого края света, непросто понять всю суть этих явлений — зато необычайно интересно бродить по руинам храмов других неведомых тебе доселе цивилизаций, наслаждаться древностью и дошедшими до нас отголосками других эпох.
29.
30. Храм Солнца Уака-дель-Соль (Huaca del Sol) расположен напротив Храма Луны (Huaca de la Luna), по которому мы сейчас гуляем.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. В заключение — несколько фотографий Трухильо с борта. «Zaandam» стоит прямо посреди грузового порта. Круизные суда весьма редко заходят в эти места, в основном, в рамках вот таких нестандартных круизов — и надо ловить, наслаждаться этой возможностью: малые города Эквадора, Перу и Чили необычайно интересны и самобытны.
43.
44. Кажется, впервые за наш круиз появились чайки — до этого были какие-то другие птицы, а вот чаек не было.
45.
46.
47.
Покидаем овеянный романтикой и отголосками древних цивилизаций Трухильо и продолжаем путь на юг вдоль побережья Перу. Всего в круизе запланировано три перуанских порта — завтра мы прибудем в столицу страны город Лима, где будет двухдневная стоянка.
К оглавлению >>>
uritsk.livejournal.com
Древние перуанцы -- родственники сибиряков
Японский антрополог при исследовании останков древних перуанцев обнаружил генетическое сходство между ними и японским народом айну. Кроме них древние перуанцы генетически связаны с народами Эквадора, Колумбии, Тайваня и Сибири.
Японский антрополог Кен-иши Шинода обнаружил родство между древними перуанцами и народами Эквадора, Колумбии, Тайваня, Японии и Сибири, сообщает газета El Comercio. Он проводил исследования ДНК останков, найденных в восточной и западной гробницах в историческом заповеднике Боско де Помас в Перу. Это исследование проводилось в рамках археологического проекта «Сиканская культура», финансируемого правительством Японии.
Директор Сиканского национального музея Карлос Элера рассказал, что Шиноде удалось выяснить, что люди, жившие 1000 лет назад в районе Ламбайеке в 800 км к северу от Лимы, генетически связаны с народами, населяющими Эквадор, Колумбию, Тайвань, Сибирь, и с народом айну, живущим на севере Японии.
Исследования были продолжены с генетическим материалом потомков культуры мочика, проживающих на той же территории и сотрудничающих с проектом, а также с людьми, живущими на территории заповедника Боско де Помак.
Перуанский археолог Луис Черо рассказал, что «в настоящее время результаты исследования ДНК имеют огромную ценность, потому что они помогут понять, как в эти зоны попали люди из Азии и как им удалось превратить эти области в очаги великих культур Нового Света».
Результаты исследований будут представлены на выставке сиканской культуры в Токийском музее природы и науки. На выставке также будут представлены золотые, серебряные и медные украшения, найденные в сиканских могилах.
Сиканская культура предшествовала инкам на северном побережье нынешнего Перу в период примерно 750--1375 годов н. э. Сиканская культура также иногда отождествляется с культурой Ламбайеке, названной по названию региона Ламбайеке в Перу. До сих пор ведутся споры, являются ли одной и той же культурой сиканская и ламбайекская культуры.
Культура Мочика, или моче, -- доколумбовая культура в Южной Америке, существовавшая с I по VIII век на побережье Перу. Как и у культуры чиму, являвшейся преемницей мочика, ее центр располагался в районе города Трухильо, позднее Пампа-Гранде. Южнее моче жили носители культуры наска.
www.infox.ru
Перу - загадочная страна древних памятников
Перу – одна из самых таинственных стран в мире. Мистический Мачу-Пикчу, гигантские рисунки пустыни Наска, загадочные инки – над всем этим уже не одно десятилетие ломают голову ученые…
География Перу
Перу является третьим по величине государством Латинской Америки, уступая лишь Аргентине и Бразилии. Страна занимает территорию площадью 1 285 216 км².
Перу граничит с Колумбией, Эквадором, Боливией, Бразилией и Чили, а на западе омывается водами Тихого океана.
Территория страны делится на 3 крупные природные зоны: Косту, Сьерру и Сельву. Коста представляет собой узкую песчаную пустыню, вытянутую вдоль побережья океана. Именно в этой зоне расположены крупнейшие города Перу, в том числе и столица Лима.
В центральной части страны расположилась Сьерра – зона, образованная горной системой Анд. Эти горы занимают около трети всей территории страны.
На северо-востоке Перу находится Сельва – зона влажных экваториальных лесов. Эта зона почти не изучена и мало заселена, хотя занимает более половины территории страны.
Население Перу
Перу – самая густонаселенная страна Южной Америки. В ней проживают более 30 миллионов человек. Около половины из них - индейцы, другая половина - метисы и белые.
60% населения Перу проживают в прибрежной зоне, 30% - в горах и 10% - в сельве. При этом потомки европейцев и метисы населяют большие города, а индейцы живут преимущественно в горах и лесах. Однако в последнее время много коренных жителей переезжают в города и обосновываются в трущобах.
Столица Лима
Столица Перу Лима находится на побережье Тихого океана, у подножия Анд. Почти 8 месяцев в году над городом нависают тяжелые облака, скрывающие солнце; при этом дождя практически никогда не бывает.
Столицу Перу можно сравнить с пылесосом: она «всасывает» в себя людей, приезжающих сюда из других районов страны. Приехавшие селятся в глиняных фавелах, окружающих город. Здесь нет водопровода и электричества, но потомки индейцев продолжают перебираться в Лиму в надежде найти хоть какую-то работу.
Обстановка в городе достаточно криминогенная, туристам не рекомендуется появляться в трущобах после захода солнца. Впрочем, туристы, приобретающие туры в Перу, не задерживаются в этом депрессивном городе, предпочитая ехать дальше, в глубь страны.
Главные достопримечательности Перу
В Перу сосредоточены древние памятники и уникальные природные объекты. На осмотр всех достопримечательностей страны не хватит и месяца, но все же можно выделить несколько культовых мест, которые обязан посетить каждый турист, приехавший в эту удивительную страну.
Мачу-Пикчу
Таинственный город инков раскинулся на вершине высокой живописной горы. По неизвестной причине инки покинули его в 16 веке и никогда туда больше не возвращались. Заброшенный город был обнаружен лишь в 1911 году.
Строительство Мачу-Пикчу – одна из самых больших загадок истории. Непонятно, как индейцы смогли притащить на такую высоту большое количество огромных валунов, некоторые из которых достигают 200 тонн, как древним строителям удалось воздвигнуть грандиозные сооружения, не используя гвоздей и цемента, и наконец, для каких целей возводился Мачу-Пикчу. Был ли он летней резиденцией вождя инков, обсерваторией, крепостью или святилищем? Мачу-Пикчу надежно хранит свои секреты… Несмотря на это, он очень гостеприимен, ежегодно принимает более полумиллиона туристов.
Пустыня Наска
Смысл таинственных рисунков в пустыне Наска до сих пор никому не удалось разгадать. Огромные фигуры, изображающие животных, достигают нескольких сотен метров, и разглядеть их можно только с вертолета. Какой таинственный художник их нарисовал, каким образом и для чего? Есть версия, что гигантские рисунки служат координатами для инопланетных кораблей, которые когда-нибудь прилетят на Землю...
Куско
Куско – древнейший город, расположенный высоко в Андах. Это настоящий музей под открытым небом, где на каждой улице постройки инков соседствуют со зданиями в испанском колониальном стиле.
Каньон Колка
Каньон реки Колка достигает глубины 4160 метров (он почти в 2 раза глубже Гранд-Каньона!). Со смотровой площадки можно, затаив дыхание, разглядывать захватывающие дух первозданные горные пейзажи и любоваться полетом гигантских андских кондоров.
Национальная кухня Перу
Кухня Перу уникальна и разнообразна и во многом зависит от региона. В прибрежных районах отдают предпочтение дарам моря, а основной пищей горцев является мясо альпаки. Все перуанцы, независимо от региона проживания, поглощают много картофеля, из-за чего большая часть населения имеет лишний вес.
Среди блюд национальной кухни Перу можно выделить следующие блюда.
Севиче – блюдо из мелко нарезанной сырой рыбы, маринованной в соке лайма.
Куй – дикая морская свинка, которую маринуют или жарят на гриле. Подают этот деликатес целиком, прямо с головой и лапками.
Кауза – запеканка из картофеля и авокадо, которую едят холодной.
netakdaleko.ru
МИФОЛОГИЯ ПЕРУ | Мифы инков и майя | Льюис Спенс
Религия Древнего Перу
Религия древних перуанцев, очевидно, развилась за значительно более короткий период времени, чем религия мексиканцев. Присущий ей более древний характер проявился в наличии богов, многие из которых едва ли были чем‑то большим, чем просто тотемами. И хотя, видимо, был достигнут определенный монотеизм, или поклонение одному богу, это случилось не благодаря усилиям жреческой касты, а скорее по воле Инки Пачакутика, который, видимо, был монархом, одаренным редкой проницательностью и способностями, — это был человек во многом похожий на тот тип людей, к которому принадлежал в Мексике Нецауалькойотль.
Во времена Инков религией народа управляло только государство и регламентировало ее таким образом, что независимой богословской мысли не давали хода. Из этого, однако, не следует делать вывод, что по своему духу религия перуанцев всегда была неизменна. На самом деле происходили всеохватывающие изменения, но они являлись результатом деятельности лишь народа инков, вожди которого соединили различные верования завоеванных ими племен в одну официальную веру.
Тотемизм
Инка Гарсиласо де ла Вега, первый испанский писатель, писавший обо всем, что касалось Перу, утверждает, что предание гласило: во времена до прихода инков в каждой местности, деревне и у каждой семьи был свой собственный бог, отличный от других. Этими богами были обычно такие предметы, как деревья, горы, цветы, травы, пещеры, большие камни, куски яшмы и животные. Ягуару, пуме и медведю поклонялись за их силу и свирепость, обезьяну и лисицу почитали за их хитрость, кондора — за его размеры, а также потому, что несколько племен считали себя его потомками. Сипухе поклонялись за ее красоту, а обычной сове — за ее способность видеть в темноте. К змеям, особенно большим и опасным, относились с особым почтением.
И хотя Пейн классифицирует всех этих богов вместе как тотемы, ясно, что цветы, травы, пещеры и кусочки яшмы являются просто фетишами. Фетиш — это предмет, в котором, как считает дикарь, живет дух, способный своей магией помочь ему в его делах. А тотем — это предмет или животное, обычно последнее, с которым члены племени считают себя связанными узами крови и потомками которого они являются. Позднее он становится символом племени.
Paccariscas
Озера, родники, скалы, горы, пропасти ипещеры — все это различные племена Перу считали paccariscas , местами, из которых изначально их предки вышли на белый свет. Такое место обычно приветствовали криком: «Ты моя родина, ты источник моей жизни. Огради меня от зла, о paccariscal» Предполагалось, что в таком священном месте обитает дух, который служит племени чем‑то вроде оракула. Естественно, к paccarisca относились с глубочайшим почтением. Это место становилось как бы центром жизни племени, с которым оно не желало расставаться.
Поклонение камням
Поклонение камням, видимо, было распространено почти повсеместно в Древнем Перу, как и в Древней Палестине. На первобытной ступени развития человек верит в то, что камни являются остовом земли, ее скелетом. Он считает, что сам появился из какой‑нибудь пещеры — на самом деле из недр земли. Почти все американские мифы о создании вселенной рассматривают человека как выходца из внутренностей великой матери‑земли. Камни, которые таким образом избраны paccarisacas , найдены — помимо многих других мест — в Кальке, в долине Юкай, а у озера Титикака есть огромный массив красного песчаника на вершине высокого горного хребта с почти недоступными склонами и темными, мрачными расселинами, где, как считалось, солнце пряталось во время великого потопа, скрывшего всю землю. Скала у Титикаки была на самом деле великим paccarisca самого солнца.
Таким образом, нас не удивляет, что в древние времена многие отдельно стоящие камни были в Перу предметом поклонения. Так, Аррьяга утверждает, что считалось, будто камни большого размера, имевшие какое‑то сходство с человеческой фигурой, когда‑то были людьми‑великанами или духами, которые были превращены в камень, потому что выразили неповиновение власти творца. Согласно другому источнику, их считали понесши
www.indiansworld.org
Ученые выяснили, зачем древние перуанцы вытягивали черепа / Моя Планета
Биоархеолог Мэтью Веласко из Корнельского университета рассмотрел 211 черепов индейцев племени коллагуа, датируемых приблизительно с 1100 года и до XV века, и выяснил причину их необычной формы.
Примерно 300 лет перед прибытием инков в Перу, в 1450 году знатным представителям доинкового общества в младенчестве бинтовали головы, чтобы придать им вытянутую форму.
Веласко считает, что длинные черепа были отличительным признаком правящей элиты племен коллагуа, передает ScienceNews.
Изменение формы черепов характерны для древних сообществ по всему миру. Для этого использовалась либо техника утягивания головы младенца тканью, либо закрепление ее между двумя деревянным брусками.
Так вырабатывался признак принадлежности к особым социальным группам. Женщины коллагуа с искусственно удлиненным черепами реже умирали от несчастных случаев или нападений, а их питание было более разнообразным, поэтому исследователи склоняются к элитарной теории видоизмененных голов.
У представителей низких сословий племени коллагуа головы, напротив, уплощались со стороны затылка.
Путем радиоуглеродного анализа образцов костей и отложений 211 черепов Веласко выделил раннюю (между 1150 и 1300 годами, 97 черепов) и позднюю (между 1300 и 1450 годами, 114 черепов) группы до инков.
Так, до 39% черепов первой группы оказались намеренно удлинены и заострены или приплюснуты. Вероятно, разные группы племен имели свою традицию модификации головы, потому что из 14 черепов с экстремальным удлинением 13 были черепами низкоранговых членов сообщества. Во второй группе около 74% черепов видоизменены, из них 64% резко вытянуты.
Незадолго до прибытия инков знатные представители коллагуа приняли удлиненную форму в качестве предпочтительного стиля, утверждает Веласко.
"Моя планета" недавно писала также и о других мировых культурах, в которых увечья считались признаком красоты и высокого социального статуса.
www.moya-planeta.ru
Древнее Перу
Перу — это слово современные люди должны, наверное, произносить с тем же восхищением и уважением, с каким мы произносим: Греция, Рим, Шумер, Вавилон или Египет. Историю этих прославленных культур знает всякий. Это, собственно, и нынешняя история. Ведь в упомянутых древних государствах были написаны и первые главы нашей цивилизации. Говоря «нашей», мы, как правило, имеем в виду цивилизацию той части планеты, которую — пожалуй, не совсем по праву — называем Старым Светом, то есть цивилизацию Восточного полушария.
Однако наша планета имеет и Западное полушарие, свой Новый Свет, где зародились столь же древние и замечательные культуры, столь же великолепные и могущественные «империи». Например, культуры Перу. Широкой общественности гораздо лучше известен другой очаг доколумбовых индейских культур Америки — Мексика и прилегающие к ней территории нынешних центральноамериканских республик — Гватемалы и Гондураса. На зрелых культурах ацтеков и майя, населявших эту область (она получила общее название «Месоамерика»), и было сосредоточено внимание научно-популярной литературы. Даже в таком широкоизвестном и написанном со знанием дела произведении Керама, как «Боги, гробницы, ученые», рассказывается о древней Мексике, об ацтеках, майя, тольтеках и прочих культурах (см. статью «Древние индейцы Америки«), но о Перу не упоминается ни единым словом.
Впрочем, даже те, кто говорит о древнем Перу, часто рассматривают его лишь как империю инков. Они не видят или не хотят видеть, что эпоха суверенной власти инков — это только блистательная кульминация истории древнеперуанских культур, а инки — это лишь «вершина айсберга», последнее и наиболее значительное из индейских государств и культур. Славу других культур и государств, а порой даже их названия заслонила слава инков, слава их несметных золотых сокровищ и великолепных каменных городов.
Если мы хотим узнать правду о доколумбовых индейцах Перу, нам следует в первую очередь познакомиться с теми, кто жил и владел этой землей до инков. В течение текущего столетия, в особенности в последние его два-три десятилетия, были сделаны археологические открытия, которые позволили нам хотя бы в общих чертах составить представление о замечательных предшественниках инков.
До недавнего времени на всей доинкской истории Перу и на культурах этой страны лежал непроницаемый покров забвения, что объясняется рядом причин. Одной из них является тот факт, что среди завоевателей Перу не нашлось человека, который, подобно монаху Бернардино де Саагуну в Мексике, сумел бы точно и исчерпывающе записать все, что перуанские индейцы рассказывали о себе, о своей стране, культуре и особенно о своем давнем прошлом.
Перуанские индейцы не изобрели собственного письма (по крайней мере нам оно не известно), в то время как в Месоамерике, возможно, уже три тысячи лет назад возникло местное индейское письмо, а также оригинальные способы записи дат. Майя, ацтеки, миштеки оставили после себя ряд «кодексов», из которых, как, например, из миштекских, мы сегодня черпаем ценные сведения о жизни в доко-лумбовых государствах Мексики. В Перу же книг не существовало. Перуанцы, точнее, инки в одном походили на своих месоамериканских братьев. Ацтеки в эпоху расцвета своего государства изо всех сил старались распространить собственную культуру но всей Мексике и полностью уничтожить свидетельства о том, как они пришли к мексиканским озерам. Инки еще настойчивее, чем ацтеки, и с большим успехом насаждали свои порядки во всем Перу, они стремились навязать свой язык и культуру, свой образ жизни, а главное, вытравить из памяти индейцев все, что происходило в этой стране до того, как на золотом троне императорского творца в Куско стал восседать первый Инка. До Куско существовали иные древние перуанские столицы, а до «империи» инков — другие перуанские государства. До трона Инки тут стояло множество других тронов. И все же старания владык из Куско увенчались успехом, причем столь убедительным, что не только миллионы индейцев, но и первые поколения ученых, занимавшихся историей перуанских культур, приняли за аксиому утверждение, будто история Перу начиналась с инков. Профессор Филип Эйнсворт Минз некогда сказал о Перу, что «весь этот регион носит нестираемую инкскую окраску». Однако тот, кто хочет глубже познать историю древнеперу-анских культур и государств, должен попытаться проникнуть под этот слой. Ведь именно здесь, под видимой вершиной древнеперуанского «айсберга», исследователей ожидают захватывающие тайны, верстовые столбы того пути, по которому индейцы этой страны шли на протяжении многих тысячелетий своей бурной истории. Верстовые столбы здесь сделаны из камня. Именно с камня начинается история перуанских культур.
Но прежде, чем мы обратимся к древнейшим из камней, к которым прикасалась рука человека, бросим взгляд на само Перу, на ту грандиозную сцену, где развертывался первый акт драмы перуанских культур и индейских государств.