Политическое развитие древнего египта кратко. Основные политические традиции и этапы политического развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства. Политическое развитие древнего египта кратко


Этапы становления и развития Древнего Египта

00.00

А.А. ВОЛОГДИН

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

МОДУЛЬ 1

ИСТОРИЯ государствА И ПРАВА

ДРЕВНЕГО МИРА

Москва

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

00.0050.01.01

 

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество студента____________________________________

Факультет _______________________________________________________

Номер договора __________________________________________________

 

А.А. ВОЛОГДИН

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

МОДУЛЬ 1

 

история государства и права

зарубежных стран

Москва

А.А. Вологдин - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ВАВТ

 

Рецензент:

 

Рекомендовано

Научно-методическим

Советом РосНОУ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Модуль1. История государства и права Древнего мира.

 

Модуль2. История государства и права Средних веков.

 

Модуль3.История государства и права в Новое время.

 

Модуль4.История государства и права в Новейшее время.

 

 

Модуль 1

 

В модуле излагаются основные этапы развития рабовладельческих государств Древнего Востока и Античного мира, дается характеристика важнейших памятников права и основных юридических институтов этих стран в процессе возникновения и развития в определенной конкретно-исторической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках отдельных исторических эпох. При этом выделяются специфические черты государства и права в отдельных странах, причинно-следственные связи, обусловившие их развитие.

 

Для студентов Российского нового университета

 

 

© А.А. Вологдин, 2004

© РосНОУ, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

 

НАУЧНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

 

1. Возникновение государства и права ........................................

1.1. Организация общественной власти и управления в

догосударсвенном обществе .......................................................

Государство и право в странах Древнего Востока.

2. Древний Египет ..........................................................................

2.1. Этапы становления и развития Древнего Египта ...................

2.2. Право Древнего Египта

3. Древний Вавилон ........................................................................

3.1. Зарождение государственности на территории Двуречья ......

3.2. Государственный строй Вавилонского государства ...............

3.3. Социальная структура общества ................................................

3.4. Законы Хаммурапи .....................................................................

3.5. Право Древнего Вавилона .........................................................

4. Древняя Индия .............................................................................

4.1. Возникновение государства .......................................................

4.2. Государственный строй империи Маурьев ..............................

4.3. Система варн ................................................................................

4.4. Рабство в Древней Индии ..........................................................

4.5. Основные черты права ...............................................................

5. Древний Китай ............................................................................

5.1. Периодизация и развитие государства в Китае .......................

5.2. Основные черты права ...............................................................

Государство и право Античного мира.

6. Государство и право Древней Греции .......................................

6.1. Афинское государство ................................................................

6.2. Реформы Солона ..........................................................................

6.3. Реформы Клисфена .....................................................................

6.4. Афинская демократия .................................................................

6.5. Спарта ...........................................................................................

6.6. Афинское право ...........................................................................

7. Древний Рим .................................................................................

7.1. Возникновение государства .......................................................

7.2. Государственное устройство Римской республики ................

7.3. Древний Рим периода империи ………………………………..

7.4. Социальная структура населения ..............................................

7.5. Этапы развития римского права ................................................

7.6. Законы XII таблиц. Общая характеристика .............................

7.7. Римское право в классический и постклассический период…

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

 

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

В модуле излагаются основные этапы развития рабовладельческих государств Древнего Востока и Античного мира, дается характеристика важнейших памятников права и основных юридических институтов этих стран в процессе возникновения и развития в определенной конкретно-исторической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках отдельных исторических эпох. При этом выделяются специфические черты государства и права в отдельных странах, причинно-следственные связи, обусловившие их развитие.

 

НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Организация общественной власти и управления в догосударственном обществе

 

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй охватывает по времени более 2 млн. лет. В этот период происходит складывание человека как биосоциального существа, переход от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Первоначально люди вели бродячий образ жизни, объединяясь в небольшие изолированные группы под руководством вожаков. Эту простейшую форму общественной организации и регуляции часто называют первобытное стадоили праобщина. Но именно в ее среде начинают формироваться первые поведенческие стереотипы, правила, запреты, прежде всего в брачно-половых отношениях. Введение экзогамии, т.е. запрета на браки между кровными родственниками, и переход к производящему хозяйству (т.н. неолитическая революция) предопределили возникновение устойчивых семейно-клановых групп – родовых общин.

В основе родовых общин лежали родственные отношения. Они объединяли несколько поколений, происходящих от общих предков. На базе культов, обрядов, традиций в родовых общинах складывались несложные правила поведения – обычаи, соблюдение которых было для всех обязательно. Эти нормы были проникнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную поддержку членов общин, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные запреты (табу) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строго регламентировался порядок распределения добытого общиной продукта. В случае нежелания подчиняться этим нормам нарушитель подвергался избиению, изгнанию и даже казни.

Реальную основу рода составляло общее право на его имущество, совместное управление, распределение и исполнение обрядов.

По мере усложнения социальной и хозяйственной структуры власть вождя семейно-клановой группы становится в большей степени властью положения, все более связывается с ее статусом, а не с личностью.

Важнейшим последствием неолитической революции было развитие межродовых связей и переход от родовой к соседской общине, возникновение более крупных социальных образований – племени фратрий. Складываются органы управления – племенной совет, куда входили старейшины родов и общин, а также вожди племен.

Разделение труда, рост его производительности, появление прибавочного продукта привело к возникновению условий имущественного неравенства между отдельными общинами и внутри них. Формирующаяся управленческая верхушка стремилась закрепить власть за своими семьями и расширить объем привилегий.

Организаторская деятельность приобретала политический характер, институты общинной администрации постепенно становились замкнутыми и отрывались от породившего их общества. Зарождающееся государство, используя внешнее принуждение для поддержки определенных норм и правил, формирует новый инструмент общественного управления – право.

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

Государство Древнего Египта образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении реки Нил. Развитое сельское хозяйство Древнего Египта, связанное с поливным земледелием, ранним строительством ирригационных сооружений, использование труда рабов-военнопленных способствовали социальному расслоению общества, выделению управленческой верхушки. Объединение сельских общин для совместного ведения ирригационных работ привело к формированию первых государств – номов. Постепенно выделяется сильнейший ном, цари которого сначала объединили Верхний (Южный) Египет, а к концу IV тысячелетия до н.э. захватили весь Египет.

 

Этапы становления и развития Древнего Египта

 

Историю Древнеегипетского государства принято подразделять на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Раннее царство. Египетское государство этого периода еще мало отличается от племенного союза. Хотя государство и считало себя верховным собственником земли, взимая часть дохода свободного населения в виде налогов, фактически владели землей общины. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения. В этот же период происходит складывание обширного царского хозяйства и крупных хозяйств храмов и родовой аристократии. Многочисленные войны, которые велись в этот период, служили источником приобретения пленников-рабов, основной рабочей силы этих хозяйств.

В период Раннего царства цари Верхнего Египта покорили Нижний Египет, было образовано единое государство. В этот период происходит складывание государственного аппарата.

Во главе государства стоял царь – фараон. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением личности фараона. Рабовладельческая знать составляла двор фараона, занимала важные должности в самом царском хозяйстве.

Одной из основных задач государства этого периода была организация орошения земель. Верховое руководство этими работами находилось в руках государства и его чиновников.

В административном плане Египет делился на области (номы), управление которыми осуществляли номархи. Постоянное войско еще только формируется.

Древнее царство. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжает оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи “людей, скота и золота”, на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливается социальное расслоение. Значительная часть обедневших общинников составляет категорию “слуг царя”, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. “Слуги царя” могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.

Широко использовался труд рабов, хотя они еще не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов, людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.

Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.

Государственная власть формируется в виде “восточной деспотии”. Для нее характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.

Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником джати. Он осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота, ему подчинялось судебное ведомство – “шесть великих домов”. О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность “джати” исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство.

Среднее царство. В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии. Власть фараонов приходит в упадок, страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами.

В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны. Неэффективность подневольного труда земледельцев способствует развитию в царско-храмовых хозяйствах надельно-арендных отношений. Земля стала передаваться в аренду “слугам царя”, которые обрабатывали ее и выплачивали в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения и товарно-денежных отношений, повлекло определенные изменения социальной структуры. Из общей массы “слуг царя” выделяются “неджес” (“маленькие”), а среди них – “сильные неджес”. Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связанными с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. Все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети “сильных неджес” могли пройти обучение в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория “немху”, куда входили земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.

Новое царство. После поражения и изгнания племен гиксосов начинается период Нового царства. В этот период в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превращается в огромную державу. Происходит усиление власти фараонов, укрепляется система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастает значение армии и военачальников, которые играют важную роль и в системе хозяйственного управления.

Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества. Оно становится независимым от центральной власти и превращается в замкнутую наследственную касту.

К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом.

Позднее царство. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.

Структура государственной власти остается прежней. Но в армии возрастает роль иностранных наемников. Само государство остается слабым. Древний Египет неоднократно становится добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян. В 30 г. до н.э. Египет превращается в провинцию Древнего Рима.

Право Древнего Египта

Источники права.Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активизируется законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас последние не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

Право собственности.В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Обязательственное право.Существовало несколько видов договоров: договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

Семейное и наследственное право.Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право.В уголовном праве Древнего Египта можно выделить следующие виды преступлений: государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; религиозные - убийство священных животных, чародейство; против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Суд и судебный процесс.Суд на всех этапах истории Древнего Египта не был отделен от администрации. Высшей инстанцией, осуществляющей надзор за деятельностью судей, был фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда. Различия между уголовным и гражданским процессом еще не существовало.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

 

pdnr.ru

Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства.

Обратная связь

После объединения Верхнего и Нижнего Египта перед основателем III династии фараоном Джосером (XXVIII в. до н. э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их перемещения из нома в ном.

Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Эта концепция стала воплощаться в привычных для египтян формах заупокойного культа. И раньше, при фараонах I—II династий, царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но в принципе и царские, и вельможные гробницы представляли собой один и тот же вид сооружения, так называемые мастабы. Теперь эти традиции пересматриваются. Джосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160x120 м (около 2 га). При пирамиде были построены заупокойный храм и молельни, где жрецы совершали религиозные церемонии в честь богочеловека-фараона. Строитель первой пирамиды Имхотеп вошел в историю египетской культуры как великий мудрец и был впоследствии обожествлен.

При фараонах IV династии (XXVIII— XXVI вв. до н. э.) Хуфу, Хафра и Менкаура строительство пирамид как памятников сверхчеловеческого величия и абсолютной власти достигло наивысшего размаха, а их пирамиды (особенно пирамида Хуфу) до сих пор поражают своими размерами. Сооружение этих каменных гор в виде идеально правильной пирамиды потребовало не только огромного человеческого труда сотен тысяч людей, колоссальных средств, но и больших научных знаний в области вычислительной математики, техники, строительного и инженерного искусства. Пирамиды IV династии остались в истории человечества не столько символами деспотического могущества их владельцев, сколько замечательными памятниками культуры египетского народа.

При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи (многочисленных детей и родственников фараонов).

Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политике. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снофру (XXVIII в. до н. э.). При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию, 2) на северо-восток, на Синай и в Палестину, 3) на запад, в сторону ливийских племен. И на всех этих направлениях Снофру одержал крупные победы. При нем был присоединен к Египту Синайский полуостров, где находились богатые медные рудники. Удачными были походы Снофру в Нубию, после одного из них он взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет 200 тыс. голов скота.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии. Вполне вероятно, что смена одной династии другой произошла насильственным путем.

Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (XXVI— XXV вв. до н. э.) отказываются от строительства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравнению с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра. Теперь концепция божественности фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а иными идеологическими средствами: идеей прямого происхождения от верховного бога Ра, объявленного отцом царствующих фараонов. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила.

При VI династии (XXV—-XXIII вв. до н. э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобождаются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Внешним выражением силы местной аристократии являются их гробницы. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает, так же как и внешнеполитическое влияние Египта.

После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н. э.) власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или не-скольких номов.

Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленности Египта, так называемый I переходный период истории Древнего Египта.

Период первого распада и образование Среднего царства в Египте. Особенности социальной структуры и экономической деятельности. Неджесы. Внешняя и внутренняя политика фараонов XI-XII династии. Причины упадка государства.

(I Переходный период: середина XXIII—середина XXI в. до н. э.)

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения. Многие египтологи относят именно к концу I Переходного периода крупное народное восстание (а возможно, несколько восстаний в разных районах страны), о котором повествуется в «Речении Ипусера» и «Речении Неферти».

Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту. Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила перед господствующим классом Египта проблему восстановления сильного египетского государства. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклеополь, на юге — Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Среднего Египта. Вокруг города Фив, удобно расположенного в большой излучине Нила, сплотились южные номы, которые не признавали власти Гераклеополя. Итогом ожесточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа.

Ментухотеп стал основателем XI общеегипетской династии (XXI в. до н. э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2005—1715 гг. до н. э., XI—XIII династии).

Египет Среднего царства. Состояние экономики. Общественные отношения. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили общеегипетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843—1798 гг. до н. э.). По всей вероятности, этот храм рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочисленных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи («соединяющий обе земли»), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.

В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Из других важных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли — производства пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы).

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии.

Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес. Египтяне устанавливают связи с государством на Крите. Критские вещи обнаружены в Египте, а египетские — в развалинах кносского дворца.

Другим направлением египетской торговли было южное — в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III, был проведен обводной канал, позволявший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов.

В Среднем царстве произошли существенные изменения в организации производства. Вельможные и храмовые хозяйства сохраняют свое ведущее значение. Они пользовались известной самостоятельностью как по отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам и свидетельствует об устойчивом положении средних поместий.

В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников, «отроков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями зависимых лиц «дома», а также рабов.

Особенностью египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда.

Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земледельцев в эпоху Среднего царства пополнилось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатываемых прежде рабочими отрядами. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в документах Среднего царства термином «хемууни-сут» — «царские люди».

Система организации рабочей силы заключалась в следующем: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы. Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников.

Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа — «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа — «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом.

Развитие хозяйства позволило новой группе — неджесу и ремесленникам — за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Так постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения.

Рост производительных сил ускорял социальное расслоение древних сельских общин. Развитие торговли и военно-захватнической политики приводило к тому, что большие богатства стекались в Египет. Однако эти богатства крайне неравномерно распределялись среди населения, что влекло за собой усиление резкого имущественного расслоения. Рабовладельческая знать всё больше и больше обогащалась, в то время как основная масса свободного населения, жившая в условиях древнего общинного строя, должна была нести главную тяготу податного обложения и в то же время выносить на своих плечах всю тяжесть военной службы в царских войсках, в особенности во время частых военных походов. Это приводило к тому, что часть общинников разорялась, теряла свои земельные наделы, постепенно превращаясь в бедняков и даже, может быть, в рабов. На расслоение сельских общин указывает тот факт, что именно в эту эпоху образуется слой мелких собственников, которые в текстах этой эпохи называются «маленькими» (неджес). Дальнейший процесс социального расслоения приводил к тому, что неджесы в свою очередь стали делиться на зажиточных хозяев, с одной стороны, и на очень мелких крестьян, располагавших карликовым хозяйством, — с другой.

Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Египет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попадали и в средние хозяйства.



pdnr.ru

Основные политические традиции и этапы политического развития

Египет / Основные политические традиции и этапы политического развития

Египет — одно из древнейших государств мира. С конца 4-го тысячелетия до нашей эры на территории Египта существовало более или менее централизованное государство. Древний Египет переживал чередующиеся периоды расцвета и упадка. В VII веке до нашей эры. Египет находился под властью Новоассирийского царства, после чего власть египетских фараонов была восстановлена. В 525 году до нашей эры Древний Египет был завоёван Персидским царством. Около 404 года до нашей эры Египет временно добился независимости, но в 341 году до нашей эры он был вновь захвачен персами.

В 332 году до нашей эры Египет был покорен Александром Македонским, который был признан сыном египетского бога Амона и египетским фараоном. После смерти Александра в 323 году до нашей эры Египет отошёл к одному из его полководцев, Птолемею Лагу. Страна вступила в эллинистический период своего развития, однако элементы греческой культуры получили распространение только в городах, а в сельских районах сохранялся традиционный уклад.

Основанная Птолемеем царская династия управляла Египтом на протяжении трёх столетий. В III — начале II века нашей эры Птолемеям принадлежали значительные территории за пределами Египта — Киренаика (часть современной Ливии), Кипр, часть Сирии, Палестина, часть южного побережья Малой Азии, часть Северной Нубии. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Последней правительницей из династии Птолемеев была царица Клеопатра VII, после гибели которой Египет в 30-х годах до нашей эры вошёл в состав Римской империи на правах провинции.

В Египте быстро распространилось христианство, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила своё влияние и на центры номов. На Халкидонском соборе 451 года патриарх Александрийский Диоскор выступил в поддержку монофизитского учения. По решению этого собора монофизитство было объявлено ересью, а сам патриарх низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол. В V веке христианство монофизитского толка распространилось почти по всему Египту.

В 395 году, после распада Римской империи, Египет вошёл в состав Византии.

В 619 году при персидском царе Хосрове II Египет был подчинён Персии. В 628 году войска византийского императора Ираклия отвоевали прежние владения в Египте.

В декабре 639 года из Палестины в Египет вторглись войска арабского халифа Омара. К 642 году арабы заняли всю территорию Египта. Значительная часть населения Египта перешла в ислам ещё в VII веке, однако исламизация страны растянулась на несколько столетий. Одновременно распространялся арабский язык. К концу XVII века коптский язык применялся только при отправлении религиозных обрядов египетских христиан. С усилением в Египте позиций арабского языка и ислама страна радикально изменила свою этнокультурную ориентацию.

←   Назад  |   Основные политические традиции и этапы политического развития   |   Вперёд   →

www.hyno.ru