Межа это в древней руси. Землеустроительные действия в Древней Руси - 2
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Землеустроительные действия в Древней Руси. Межа это в древней руси


ЗЕМЛЯ (в Древней Руси) - это... Что такое ЗЕМЛЯ (в Древней Руси)?

 ЗЕМЛЯ (в Древней Руси) ЗЕМЛЯ (в Древней Руси) ЗЕМЛЯ́, в Др. Руси название территорий племенных объединений (см. ПЛЕМЯ) восточных славян (см. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ), государственных образований (Югорская земля (см. ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ)), княжест (см. КНЯЖЕСТВА)в, административно-территориальных единиц.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ЗЕМЛИ ЛУАРЫ
  • ЗЕМЛЯ (планета)

Смотреть что такое "ЗЕМЛЯ (в Древней Руси)" в других словарях:

  • Древней Руси — Киевская Русь 862 1240 …   Википедия

  • ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII …   Православная энциклопедия

  • Войско Древней Руси — вооружённые силы Киевской Руси (с конца IX века) и русских княжеств домонгольского периода (до середины XIII века). Как и вооружённые силы раннесредневековых славян V VIII веков, решали задачи борьбы с кочевниками степей Северного Причерноморья и …   Википедия

  • Княжества древней Руси —  История России Древние славяне, русы (до IX века) …   Википедия

  • земля — 1. ЗЕМЛЯ, и, вин. землю; мн. земли, земель, землям; ж. 1. [с прописной буквы] Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. З. движется вокруг Солнца. Окружность… …   Энциклопедический словарь

  • ЗЕМЛЯ — (нем. Land) 1) один из основных видов природных ресурсов, главное средство производство в сельском хозяйстве. Объект гражданских прав с особым правовым статусом, призванным обеспечить охрану и воспроизводство земельных ресурсов в интересах… …   Юридический словарь

  • Земля черная — термин, употреблявшийся в Московской Руси для названия земли, которая находилась в общинном владении волости или погоста, но считалась собственностью князя как представителя государства. Владельцы этих З., черносошные крестьяне, платили подати и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • земля — (нем. Land) 1) один из основных видов природных ресурсов, главное средство производство в сельском хозяйстве. Объект гражданских прав с особым правовым статусом, призванным обеспечить охрану и воспроизводство земельных ресурсов в интересах… …   Большой юридический словарь

  • Этногенез руси — (происхождение русского народа, этапы формирования древнерусской народности)  научно историческая проблема происхождения и формирования народа русь. Проблема носит междисциплинарный характер, так как для её решения привлекаются данные… …   Википедия

  • Летописи Руси — Летопись  более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать… …   Википедия

dic.academic.ru

Землеустроительные действия в Древней Руси

.

Отдельно отграничивался центр имения - господская усадьба, или двор. К боярскому двору примыкала земля, находившаяся в непосредственном хозяйственном ведении господина; она называлась землей боярской, делилась на парцеллы, небольшие земельные участки, и обрабатывалась холопами или барщинными крестьянами. Часть земель, как населенных, так и ненаселенных, вотчинники-бояре отдавали в условное владение своим слугам, свободным и несвободным. Крестьяне несли повинности в пользу вотчинника в форме оброка или барщины с отграниченных межами земельных участков. Каждый крестьянин мог уйти от вотчинника и перейти к другому землевладельцу, но для этого он должен был открыто и формально отречься, отказаться и при отказе рассчитаться с господином, уплатить недоимки и особые выходные пошлины: пожилое, повоз, поворотное. Крестьянин, уходивший без отказа, считался беглым, и его могли силой возвратить господину. Важной чертой удельного строя является наличие «вольных военных слуг» не только у князя, но и у крупных землевладельцев. Они получали земли в условное владение, закрепляемые особыми жалованными грамотами, и обязаны были служить вотчиннику так же, как вотчинники служили самому князю. При этом имущественные права «вольных военных слуг» были ограничены запретом отчуждать землю. Особой формой земельной собственности была служилая вотчина, когда князь передавал землю своему служивому за какие – либо особые заслуги и эта земля могла передаваться по наследству. Формирование границ частных владений осуществлялось, по мнению И. Е. Германа, двояким путем: самими владельцами или по распоряжению княжеской власти.18 Информация о границах частных владений содержится в купчих, данных, вкладных грамотах и иных правовых документах. Межи, границы вотчин обозначались различными знаками - канавами шириной не менее аршина и той же глубины, знаками на деревьях — гранями, зарубками, камнями, ямами и др. Многие пункты, повороты обозначались очень приблизительно: «от дуба к дубу, а на нем грань» или «от ямы до ямы», «от сосны к сосне», «а от сосны к развиловатой березе — на ней грань». Если при межевании волостей и вотчин их границы давались в более подробном описании, то при межевании селений нередко пользовались установившимися прежде определениями — «куда соха ходила», «куда топор ходил», «куда коса ходила». Подобное описание владений наблюдается, например, в данной грамоте1493 г. Федосьи, жены Ивана Васильевича Ощеры, и сына ее Ивана Ивановича Богоявленскому монастырю на сельцо Захарьинское: «Дали есмя в дом к великому Богоявлению в монастырь каменной церкви священникам Иеву да Тимофею... село свое Захарьинское в Гуслице и с луги и с лесы и со всеми угодьи, что к тому селу потягло из старины...»19 С ХII в. в областях Оки и Верхней Волги получило развитие крестьянское землевладение

.

Его появление было вызвано массовым переселением жителей Киевской Руси в поисках спокойствия и безопасности на север. Переселенцы основывали села на княжеских, черных тяглых землях, обложенных податями. Они составляли общины, в основе которой лежал коллективный труд по освоению новых территорий. Население черных волостей делилось на тяглых, или вытных людей, владевших податными участками – «вытями», и безвытных людей, не входивших в общину и не имевших земельного участка, но обрабатывавших землю собственников на различных условиях. Уже в названиях этой части населения отразились способы попадания в зависимость и условия найма: «половники», «издольщики», «козаки»(батраки), бобыли, занимавшие дворы, но не пахотные участки и др.20 Нередко деревни и села во Владимиро - Суздальской земле, впрочем как и в других землях, основывались на началах складничества, или долевого землевладения. Доли складников, или сябров переходили по наследству, дробились, их меняли, продавали и т.д. Жители общин объединены были общими отношениями к князю, собственнику занятой ими земли. Каждый обязан был вносить князю подати, а в некоторых случаях являться на службу лично. Общинники были связаны круговой порукой для отбывания повинностей. Во главе волостной общины стояли старосты, сотники. Они избирались волостным или мирским сходом. Старосты производили раскладку податей, исходя из тяглых возможностей отдельных крестьянских хозяйств, их сбор и доставку в казну, они же, по всей видимости, осуществляли переделы общинных земель и контролировали сохранность меж. Волостной тяглой общине принадлежали некоторые судебные права: староста с «добрыми людьми» ведал низший суд, в том числе и в отношении пограничных споров. Волостная община имела право призывать новых членов на освобождавшиеся по какой - либо причине земельные участки. Наряду со светским феодальным и крестьянским землевладением на Руси получило развитие землевладение духовных учреждений - церквей, епископских кафедр и монастырей. Существовало три источника происхождения церковных и монастырских имуществ. Во-первых, сами князья строили церкви и монастыри и обеспечивали их крупными земельными вкладами, которые фиксировали жалованные грамоты. Примером может служить передача в дар в 1158 г. владимирским князем Андреем Боголюбским «много именья, и свободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый» церкви Богородицы во Владимире, о чем сообщает Лаврентьевская летопись

.21

Другим источником пополнения земельных владений церкви были дарения и завещания частных лиц. И наконец, едва ли не самым эффективным способом приобретения земель была «заимка пустых земель», т. е. колонизация монастырями отдаленных неосвоенных территорий. Кроме указанных способов приобретения имуществ, церковь земли покупала, приобретала по залогу, когда, несмотря на запрет церковным учреждениям брать рост, они пользовались закладной вотчиной за рост и по просрочке получали на нее право собственности («а не заплатит» заемщик занятых денег в назначенный срок, «и та закладная — и купчая»). Забегая вперед, скажем, что консолидация церковного и монастырского землевладения была настолько велика (к концу XV в. эта категория земель занимала почти треть пригодной для земледелия территории страны), что в начале XVI столетия в церковной среде возникла оживленная полемика между сторонниками богатой церковной организации – иосифлянами (по имени основателя этого течения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря) и приверженцами «бедной» церкви – нестяжателями (основатель течения – Нил Сорский, монах Кирилло – Белозерского монастыря). Церковный собор 1503 г. поддержал позицию иосифлян, но впоследствии государство всячески стремилось взять под свой контроль и ограничить рост монастырского землевладения. Существенным своеобразием отличался земельный строй Новгорода и Пскова. Ядром Новгородской земли были территории

между

озером Ильмень и Чудским озером вдоль рек

Волхов, Ловать, Великая. Здесь жили, кроме ильменских cловен, кривичи, неславянские племена водь и карелы. Новгород был расположен на берегу Волхова в непосредственной близости от Ильмень-озера, т.е. в начале водного торгового пути «из варяг в греки», что способствовало быстрому возвышению города. В XI в. началась активная колонизация новгородцами Карелии, Подвинья, Прионежья, северного Поморья. Исключительно выгодное географическое положение Новгорода обусловило характер хозяйственной деятельности его населения. Новгород являлся крупнейшим торговым центром, имел давние и устойчивые связи с Византией, Скандинавией, Данией, Ганзой. Торговля Новгорода опиралась на развитие ремесла и различные промыслы. Земледелие из-за неблагоприятных природных условий было малопродуктивным, зато процветали многочисленные промыслы – охота, рыболовство, бортничество, солеварение и т.д., приносившие немалые доходы крупным землевладельцам. Главными предметами новгородского экспорта были меха, воск, лен, пенька, сало, ремесленные изделия. Западноевропейские купцы привозили оружие, металл, сукно. В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим боярское, а затем и церковное землевладение. Экономической мощью в значительной степени объяснялась определяющая роль боярства в политической жизни Новгорода. В XII в. в Новгороде сформировался особый политический строй, отличный от княжеской монархии – феодальная боярская республика, когда в 1136 г. восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха, за «небрежение» городскими интересами. Боярство, использовав в своих целях народное движение, добилось политического обособления Новгорода от Киева. C падением княжеской власти в Новгороде утвердилась система, при которой каждый свободный человек мог владеть землей на праве полной собственности. Такая категория собственников называлась своеземцами,

или земцами. Среди своеземцев можно было найти купцов, посадских людей, ремесленников, крестьян. Владения своеземцев могли быть различны по своим размерам, но в среднем не превышали 18 десятин пашни. С земли шла подать в пользу государства. Единицей налогообложения была обжа, приравненная к однолошадному крестьянскому хозяйству. Разнообразные формы землевладения и землепользования требовали соответствующей организации территории. Как своеземцы, так и смерды-арендаторы земель, различные категории временно зависимого населения (изорники, половники и т.п.) селились в одиночку или по несколько человек вместе. Однодворное селение собственников земли чаще всего называлось селом, арендаторов - деревней. При выборе участка земли, пригодного для основания деревни, отмежевывались места под дворы, разверстывалась земля для пахоты, примерно одинакового качества для каждого домохозяина. Чтобы обеспечить равные условия хозяйствования участки пахоты отмежевывались не в одном месте, а по полосам в различных местах, пригодных для обработки. Размежевывались также луга и сенокосы. Выгоны и леса находились в общем неразмежеванном владении. Таким образом, каждый подворный участок состоял из нескольких отдельных лоскутов, разбросанных в разных местах всего владения, принадлежащего деревне. Такие участки носили название печищ. Они переходили по наследству, дробясь по числу наследников, отчуждались в целом или по частям посредством купли-продажи, служили предметом мены. Археологические раскопки северо-русских земель позволяют найти материальные остатки, подтверждающие сложные земельные отношения. Так, здесь нередко встречаются межевые камни. Это валуны с плоской или уплощенной верхней поверхностью, на которой обычно высечен простой крест. Так, в обводной межевой книге 1391 г. на р. Шале близ оз. Онеги упомянуты «три камня большихъ плоскихъ, а на сириднемъ ками насиченъ крестъ». В Древней Руси такие межевые камни, носили название межников. В 1972 г. при раскопках Изборского городища (называемом обычно Труворовым22) в развале камней от монастырских построек, существовавших здесь в XVI—XVII вв., найден межевой камень с надписью, состоящей из двух частей. В первой части указано слово «меза», т. е. «межа», означающее, что это порубежный знак. Во второй части, состоящей из двух строк, сказано: «наса чсть воротькова», т. е. «наша часть Воротькова». Часть — участок земельного владения. Владелец участка — Воротько (или Воротков, т. е. сын Воротыш). Это сокращение от имени Воротислав, распространенного на Руси. Сложная структура землевладений и землепользований нередко приводила к земельным спорам. Законодательство того периода - Новгородская и Псковская судные грамоты более подробно, чем Русская Правда, рассматривали порядок разрешения земельных споров. Самовольный захват земель («наезд») наказывался дополнительным штрафом, который выплачивал виновный помимо судебных расходов. Данные грамоты рассматривали и процессуальную сторону восстановления нарушенных прав землевладельца. Так, ст. 28 Новгородской судной грамоты (далее - НСГ) предусматривала 2-х месячный срок для рассмотрения земельных споров. Если срок нарушался, то к решению дела привлекались «докладчики» - представители высшей судебной власти Новгорода - суда архиепископа. При этом была фактически разрешена самозащита гражданских прав собственника земли - если решение суда было вынесено, то истец имел право самостоятельно реализовать решение суда. Статья 10 НСГ определяла порядок рассмотрения земельного спора, осложненного нападением и грабежом. Грамота требовала вначале рассмотрения дела о «наезде и грабеже», а потом и самого земельного спора. Статья также предусматривала штраф с виновных в зависимости от их сословного положения. Псковская судная грамота (далее - ПСГ) определяла порядок приобретения права собственности по давности владения земельным участком. Разрешение этих споров происходило на основе свидетельских показаний - 4 - 5 человек, обязательно соседей. Владение и пользование пахотной землей в течение 4 - 5 лет приводило к возникновению права собственности на нее. Если грамоты на подтверждение права собственности не было, то спор решался поединком, полем (ст. 10). Существовало и право «родового выкупа», которое ограничивалось сроком давности и порядком разрешения спора (ст. 13). В ПСГ впервые подробно рассмотрено такое основание приобретения прав на землю, как давность владения. Статья 9 грамоты гласит: «А коли будет с кем суд о земли о полнеи, или о воде, а будет на той земли двор, или ниви розстрадни, а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцю съслатся на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав пред Богом, что чист, и той человек которой послался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета, ни его судил ни на землю наступался, или на воду, ино земля его чиста или вода, и целованиа ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета».23 В отношении лесных участков давность владения судом не рассматривается в качестве основания приобретения права собственности. Статья 10 ПСГ предлагает разрешать спор на основании изучения грамот на землю, представленных спорящими сторонами, а в случае недостижения решения — определить правую сторону при помощи поединка (поля): «О лешеи земли будет суд, а положат грамоты и двои на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты, а исца оба возмут межников, да оба изведутца по своим грамотам, да пред господою ставши межником межничество сьимут ино им присужати поле».24 Как видно из текста статьи, здесь особо оговаривается роль межников в судебном процессе. Они должны были подтвердить подлинность и правильность содержания грамот. О результате разрешения спора на отводной грамоте делалась запись, и в этом случае грамота становилась самостоятельным доказательством прав собственности на земельный участок. В случае решения земельного спора между жителями одной деревни – сябрами, которые владели землей на основе долевой, или складнической собственности, и собственником земельного участка, имевшего купчую грамоту, межники должны были разграничить участки сябров и купленный участок. После присяги покупателя ему выдавалось судебное решение о праве собственности на приобретенный участок. Решение суда доводилось до сведения каждого заинтересованного лица: «А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старые и купленую свою грамоту, и его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры вси станут на суд в одном месте, отвсчаючи кто ж за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут, и тои отведут у стариков по своей купной грамоте свою часть, ино ему правда даты на своей части. А целованью быть одному, а поцелует во всех сябров, ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует».25 Согласно приведенной 106 статьи ПСГ, правоустанавливающий документ в виде купчей грамоты имел безусловное преимущество в суде как доказательство прав на земельный участок по отношению к принципу общинного права в виде давности владения земельным участком и показаний свидетелей. Проникновение судебного чиновника в круг общинников-сябров с необходимостью должно было привести к перестройке внутриобщинных отношений. По мнению крупнейшего исследователя законодательства Псковской республики, Ю. Г. Алексеева, «ст. 106 фактически отрицает нормы ст. 9. Последняя перестает действовать тогда и постольку, когда и поскольку в спор «о земли или о борти» вступают грамоты. С этого момента грамоты становятся основными аргументами тяжущихся сторон со всеми вытекающими отсюда последствиями — последствиями, заведомо благоприятными для обладателя грамоты, в ущерб страждущим владельцам и их соседям»26. Первой судебной инстанцией в рассмотрении земельных споров в республиканском Пскове, как, впрочем, и в Новгороде, были княжеские и городские чиновники, принимавшие решения на месте. «А которому княжему человеку ездить на межу с сотьскими», - требует 78 статья ПСГ. При этом чиновники приносили присягу в том, что будут «судить право», т. е. по закону («целовати крест»). В случае неразрешения спора дело передавалось в вышестоящую судебную инстанцию – Господу (Осподу), в состав которой входили князь, два «степенных» посадника (представители верховной исполнительной власти Псковской республики), а также сотские, возглавлявшие территориальные объединения Пскова. О важности вопросов определения прав собственности на землю для республиканского Пскова говорит тот факт, что городские власти пытались снизить роль князя в решении данных вопросов. Как известно, власть князя в Новгородской и Псковской республиках ограничивалась защитой от внешних вторжений. Он был лишен права приобретать земельные владения. Для содержания княжеского двора и получения доходов в его казну ему выделяли земельные угодья за городом. За свою службу князь получал «дары», «дань» в точно определенном размере. Избирая себе князя, вече вступало с ним в договор, или ряд, четко регламентировавший его полномочия. В этой связи обращает на себя внимание статья 79 ПСГ: «А коли имуть тяготея о земли или о воде, а положить двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому».27 В случае судебной тяжбы о земле или воде (рыболовном участке) грамоты, представленные в суд, должны были читаться и княжеским дьяком, и дьяком городским, т. е. представителем городской администрации. Грамоты, присланные из пригородов, должен был обязательно оглашать представитель городской администрации. Наличие подобной нормы в псковском законодательстве объясняется стремлением псковской верхушки не допустить князя к решению единолично столь важных для торгово-ремесленного Пскова вопросов, как регулирование земельно - имущественных отношений. В законодательстве Древнего Новгорода, сохранившемся фрагментарно, подробно определен порядок ведения судопроизводства по поводу земельных споров. Статьи 7, 10, 12, 24, 28 и 29 Новгородской Судной грамоты устанавливают двухмесячный срок для их рассмотрения, в то время как для иных категорий дел был определен один месяц, а также устанавливают правило рассмотрения спора о земле одним и тем же составом суда.28 Таким образом, анализ правовых памятников доказывает особую значимость регулирования земельных отношений, активное наступление частных владений на земли общинников, а также все большую формализацию закрепления права собственности на земельный участок. Забегая вперед, скажем, что подчинение Новгорода Москве повлекло за собою большие изменения в составе земельных собственников Новгородского края. Вскоре после 1478 г. Иван III отобрал часть владений Святой Софии; переселил из Новгорода большую часть новгородских бояр и мелких своеземцев, которые были размещены во внутренних областях государства, а на их землях, отобранных «на государя», были поселены новые землевладельцы, переведенные из центральных областей государства. Их дальнейшая история, равно как и история уцелевших на прежних местах своеземцев, неразрывно связана с историей служилых людей Московского государства. Поступательное развитие русских земель и княжеств было прервано в 1237-1241 гг. монголо-татарским нашествием и последовавшим затем игом. В результате монгольских завоеваний в Восточной Европе образовалось государство Золотая Орда, простиравшееся от Днестра до Тобола в Сибири, от низовий Сырдарьи до земель волжско-камских болгар и мордвы. В зависимости от Золотой Орды находились и русские княжества. Столицей государства был город Сарай-Бату на Волге. Наибольшего расцвета это государство достигло при хане Узбеке (1312—1340), тогда же усилилась власть монголов над Русью

dommodels.ru

Землеустроительные действия в Древней Руси

ФГОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству» История развития землеустроительной науки и технологий

Землеустроительные действия в Древней Руси

Первые действия, относящееся к измерениям и описаниям земель, определила география (от греческих слов «гео» - земля, «графо» - пишу). Однако задолго до появления географических знаний научного характера практически у всех народов, в том числе и у восточных славян, возникла необходимость отображать местность на рисунках, то есть составлять «карты», производить землеописания, которые можно отнести к наиболее ранним землеустроительным действиям.

В первобытном обществе причиной тому послужило стремление человека лучше ориентироваться на местности, знать расположение мест охоты, богатых пастбищ, леса, соседних поселений и т.д., лучше запоминать и передавать эту информацию. Для этих целей на «картах» фиксировались географические ориентиры: тропы, дороги, реки. Примером может служить рисунок на бивне мамонта, найденный возле села Межирич (Каневский район Киевской области) на берегу реки Рось, датированный около 8 тысячами лет назад, и изображавший древнее поселение охотников.

С образованием государства производились измерения по установлению государственных границ (рубежей) и определению площади территории государства, а также отдельных земельных участков. Так возникло еще одно землеустроительное действие - землемерие («землеразделение», или геодезия (в переводе с греческого - деление земли, от γῆ — Земля и δαΐζω — делю). 

Наиболее раннее из известных измерений территории русского государства относится к 1068 г., когда Тмутараканский князь Глеб производил измерения ширины Керченского пролива между городами Тмутаракань и Керчь. Сохранилась мраморная плита, найденная в 1792 г. на Таманском полуострове, на которой была

высечена надпись: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». 1

Образование государства требовало и нового уровня познания собственных территорий. Уже древнейшие из сохранившихся летописей позволяют говорить о довольно точном представлении наших предков о географической картине занимаемой ими территории. Следует вспомнить «Повесть временных лет», составленную монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, которая начинается с описания расселения восточнославянских племен с точной привязкой к конкретным географическим объектам: «Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота,2[ от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи,3 и по Сулѣ4 и наркошася

сѣверо.5 И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.»6

Та же летопись свидетельствует о достаточно точных представлениях восточных славян не только о географической картине славянских земель, но и о соседних государствах и народах и их расселении. Об этом свидетельствует раздел летописи, повествующий о знаменитом пути «из варяг в греки»: «Поляномъ же живущим о собѣ по горамъ симъ, и бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское.7 И по тому морю внити доже и до Рима, а от Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду, и от Царяграда прити в Понтъ море, в неже втечет Днѣпръ рѣка. Днѣпръ бо течеть изъ Воковьского лѣса,8 и потечеть на полудни, а Двина изъ того же лѣса потечет, и идеть на полуночье и внидет в море Варяское. Ис того же лѣса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское.9 Тѣмьже из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы, а изъ Варягъ и до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечет в Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское, по нему же училъ святый апостолъ Андрѣй, братъ Петровъ».

В ранний период освоения восточнославянских территорий земля ценилась не сама по себе, а по вкладываемому в нее труду и вопрос о разграничении земель в отдельные владения практически не стоял.10

Тем не менее, возникновение землеустройства и появление специалистов, осуществлявших землеустроительные действия, относятся к глубокой древности, когда возникла необходимость отграничивать земли, т.е. устанавливать границы используемых территорий. Сначала при этом отграничении земель использовались естественные рубежи (большие реки, озера, границы угодий, балки и другие элементы рельефа) Затем стали применяться специально обусловленные знаки и пометки, устанавливаемые на межах (камни, столбы, дороги и др.).

Первые искусственные межевые знаки появились тогда, когда у землевладельцев стало возникать чувство собственности, когда было необходимо, чтобы пределы их земельных участков были ясно обозначены на местности, чтобы материальные признаки границ были общеизвестны и не допускали сомнения в их назначении и чтобы неприкосновенность была установлена и охраняема законом.

Так, у славян известны специальные межевые знаки «тамги», представлявшие собой сложенные определенным образом камни. У земледелов участки делились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили название меж.11

Отсюда появилась необходимость в межевании, которое отличается от землемерия и геодезии тем, что разграничение земель носит не только технический, но и юридический характер, согласно которому границы приобретают законность и могут быть восстановлены во всех случаях их нарушения. В догосударственный период защита прав на земельный участок обеспечивалась нормами обычного права, с образованием государства – писаными законами (Русская Правда, княжеские грамоты и уставы).

Факты свидетельствуют о том, что землемерие и межевание на Руси развивались достаточно быстро. Уже к моменту официального принятия христианства в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте и было известно землемерие (землеустройство).

Князья постоянно сталкивались с решением земельных вопросов. По их указанию наделяли землей, отводили земельные участки в натуре, разрешали земельные споры. В летописях имеются свидетельства о существовании землевладений и меж на границах удельных княжеств. Так, под годом 1097, после описания войны Володаря и Василько со Святополком говорится: «Володар же и Василько победивши, стаста ту, рекуща: довлеет нам на межи своей стати и не идоста никаможе».12

Земельные отношения подданных служили предметом внимания князей. Так, согласно летописи, киевский князь Владимир Святославич заботился с дружиною «о строи земленем, о ратех и о уставе земленем», а сыновья Ярослава Мудрого (1019-1954) определили меры взыскания за самовольное нарушение меж и бортных знаков: «А иже межу переореть, либо перетес, то за обиду 12 гривен», «А еже борт раззнаменует, то 12 гривен продажи»; «Оже межу перетнет ботную, или ролейную межу разорет, или дворовую межу тыном перегородит, то 12 гривен продажи»; «Оже дуб перетнет знаменный или межный, то 12 гривен продажи».13

Из статей Русской Правды можно видеть, что места, занятые под охотничий промысел, также охранялись законом от самовольных нарушений. «Аще кто посечет верею или вервь перетнет в перевесе, то 3 гривны продажи, а господину за верею и за вервь гривна куп».14

Установлено, что русские князья по примеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределения податей, повинностей и дани. Эти описания проводились, как правило, княжескими служителями (писцами). Как свидетельствует запись в купчей монаха Антония Римлянина от 1147 г. о границах участка, приобретенного для основанного им монастыря в Новгороде, они имели такой вид: «А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем вверх до Лющик да Лющиком ко кресту, а от креста на коровий прогон, а коровьим прогоном на олху, а от олхи на еловый куст, а от елового куста верховье на Донцовое, а Донцовым вниз в Деревянницу, а Деревянница впала в Волхов, а той земли и межа»15.

Позже, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было наследственным. В связи с тем, что специальная подготовка отсутствовала, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.

По свидетельству И.В. Германа, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших «в государевом писцовом и земляном деле», например, Вельяминовых, Беклемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повторяются нередко на протяжении 100–150 лет .16

Первые землемеры, межевщики должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами измерений площади.

Свидетельства тому, что княжеские служители использовались при отводе земель в натуре, встречаются в сказании летописца о великом князе Изяславе, который по просьбе Антония Печерского посылал своего мужа отвести под монастырь гору над пещерой, в которой жил этот святой. «Антоний посла единого от братье к Изяславу князю, река тако: княже мой се Бог умножает братью, а местьце мало; да бы ны дал гору ту, яже есть над печерою. Изяслав же слышав и рад бысть, посла муж свой, и вда им гору ту».

В уставных грамотах новгородского князя Святослава (1137 г.) и смоленского князя Ростислава (1150 г.) распределение многочисленных княжеских доходов сделано по каждой местности так определенно, что свидетельствует о существовании в Древней Руси описания большинства земель.

В древний период русской истории межевание представляло собой прообраз современного способа обозначения границ. В инвентарных и юридических актах, содержащих в себе краткое описание земель, можно угадать будущие кадастровые и межевые планы; в статьях Русской Правды о межах и межевом суде виден будущий свод межевых законов; княжеский служитель, отправляемый для отвода и раздела земель, является первым землемером, а его действия — первым видом государственного землеустройства.

Со второй трети XII в. древнерусское государство вступило в новый этап своего развития - в период феодальной раздробленности.

Предпосылки распада Руси на отдельные земли и княжества вызревали постепенно. В XI - XII вв. происходил процесс формирования княжеского, а затем и боярского землевладения. Доходы, которые княжеские приближенные получали от своих вотчин, становились для них более важны, чем собираемая

дань. Дружинники превратились в земельных собственников и стремились быть ближе к своим владениям. Прежде любой дружинник старался переместиться вслед за своим князем на более доходный «стол». Теперь бояре тяготились службой великому князю. Удельные князья заботились не столько о защите Руси от внешней опасности, сколько об обеспечении своей самостоятельности, и укреплении собственных княжеств.

Феодальные вотчины представляли собой замкнутые хозяйства натурального типа, в которых производились практически все необходимые продукты. В силу этого внутренняя торговля была развита слабо, экономические связи между областями были непрочны, что вело к хозяйственному обособлению отдельных земель и княжеств.

Развитие производительных сил, совершенствование орудий труда, усиление экономической мощи местных князей и феодалов обусловливало рост их политического влияния, что выражалось, прежде всего, в попытках самостоятельно управлять землями. Рост и усиление городов как политических, экономических и культурных центров также способствовали раздробленности Руси.

Неизбежное в этих условиях обособление отдельных частей Древнерусского государства лишало великого киевского князя значительной части доходов, поступавших из входивших в состав государства земель. В то время, когда великокняжеской власти были необходимы для борьбы с сепаратистскими тенденциями отдельных земель материальные средства, она их лишалась. Номинально еще сохранялось старшинство великого киевского князя, но практически удельные князья становились независимыми от него. Княжеский съезд в городе Любече в 1097 г. постановил: «каждый да держит отчину свою», тем самым юридически закрепил независимость отдельных земель.

Значение Киева как политического центра русских земель падало и в силу ряда других причин. Усилившиеся нападения кочевников-половцев опустошали, прежде всего, Южную Русь, вследствие чего население покидало открытое для вторжений Среднее Поднепровье и переселялось в лесные северные районы. В XII в. переместились и направления европейских торговых путей. Начавшиеся крестовые походы западноевропейских феодалов открыли более безопасные морские пути в страны Ближнего Востока. В связи с этим упало значение пути «из варяг в греки», который способствовал экономическому подъему Руси в предшествующую эпоху.

Период феодальной раздробленности был временем дальнейшего хозяйственного, политического и культурного подъема отдельных земель и княжеств. В то же время между феодалами не прекращались жестокие междоусобные войны. В политическом отношении Русь становилась менее стабильной, уязвимой для внешней агрессии.

Первоначально Русь распалась на 14 княжеств, которые в свою очередь дробились на более мелкие уделы. В Новгороде и Пскове была установлена республиканская форма правления, в других землях – монархии-княжения. При этом внешне сохранялось старшинство великого князя, созывались княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны между собой феодальными вассальными отношениями. Русь периода раздробленности сохраняла единую веру, язык, культурные традиции. Наиболее значительными государственными образованиями в рассматриваемый исторический период являлись Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское, Муромо-Рязанское, Чернигово-Северское, Киевское, Турово-Пинское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики.

Земельные отношения в указанных землях отличались своеобразием, несмотря на то, что основой их являлась феодальная собственность на землю.

Среди древнерусских княжеств Владимиро-Суздальская земля занимала особое место. Здесь, на северо-востоке Русской равнины формировался центр будущего национального объединения всей Руси. В междуречье Оки и Волги издавна жили финно-угорские племена - меря, мурома и др., но уже с XI в. эти земли заселяются славянскими племенами кривичей и вятичей. В этом районе преобладали обширные лесные массивы с разветвленной системой водных путей. Наряду с рыболовством, охотой, бортничеством, бобровым промыслом, развитие получило земледелие, прежде всего в так называемых опольях, среди лесов, где имелись плодородные почвы. В этих районах были основаны города Ростов, Суздаль и др. Водные пути связывали Владимиро-Суздальскую землю с Нижним и Средним Поволжьем, Кавказом и Средней Азией.

Особенностью земельного строя Владимиро – Суздальского княжества являлось наличие мощного княжеского и боярского землевладения.

Княжеский удел в тот период рассматривался князем как родовая вотчина, которая состояла из трех разрядов земель: дворцовых, черных и боярских. Доходы с дворцовых земель шли на содержание княжеского двора. Эти земли обрабатывались холопами и страдниками.17 Черные земли сдавались в аренду отдельным лицам или крестьянской общине. Эти земли назывались оброчными. С боярских земель отбывалась ратная служба, причем служилый человек мог иметь вотчину в уделе одного князя, а служить другому.

К началу монголо - татарского нашествия в русских землях сложились две основные формы земельной собственности: вотчина и поместье.

Земля вотчины находилась в частной собственности, передавалась по наследству по закону или по завещанию. Источниками получения вотчины были заимка, пожалование, купля и мена, давность владения (пятнадцать лет). Объектом такой собственности во Владимиро-Суздальских землях были князья и бояре. Вотчинник был не только собственником земли, но и судьей, и отчасти правителем своих часто очень обширных владений. Княжеские волостели и тиуны не имели права «въезжать» в боярские имения для суда и сбора налогов. Князь не вмешивался и в организацию хозяйства вотчины. Администрация вотчин производила межевание земель внутри хозяйства, основываясь на оценке категории земель (пашня, луга, сенокосы), качестве земли, ее хозяйственных возможностях

tnu.podelise.ru

Как назывался свод законов Древней Руси?

«Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси 1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде» . Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава») . А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды» . В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. 2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын) . А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. 3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди) , свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем. 4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь. <a rel="nofollow" href="http://www.alleng.ru/d/hist/hist11-02.htm" target="_blank">http://www.alleng.ru/d/hist/hist11-02.htm</a>

"Русская правда" - Правда Ярослава.

"Русская правда" её Ярослав Мудрый создал.

Русская правда.

русская правда

Русская правда.

русская правда

Писали книги и т. п. в древней Руси и более 100 тыс. лет назад. Древняя Русь - это Великая Тартария. Частью Великой Тартарии были - Московия, Югория, Лукоморье, Европа, Крым и т. д. Орда - это войско великой Тартарии, значит: ОР-сила, Д-добро, А-ас, вместе: Сила добра асов. Асы - это народ русы. Название Русь значит: Родовое устройство страны. Название Россия значит: Русь Сия - Это Русь.

touch.otvet.mail.ru