Морган льюис древнее общество читать. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 261. Морган льюис древнее общество читать


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 261

I И II ступени дикости я низшая ступень варварства — эти два этнических периода,охватывают, по крайней мере, четыре пятых всей жизни человечества на земле.

На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойствачеловека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, пря­мота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и фанатизм. В религии — почитание стихий с смутным представлением о персони­фицированных божествах и о великом духе; примитивное стихосложение, общиедома ихлеб из кукурузы — относятся кэтому периоду. Онпоро­дил также синдиасмическую семью и конфедерацию племен, организованных в фратрии и роды. Воображение, этот великий дар, так много содейство­вавший развитию человечества, начало теперь создавать неписанную литературу мифов, легенд и преданий, оказывая уже могущественное влияние на человеческий род.

III. Собственность на средней ступени варварства

Об этом периоде сохранилось значительно меньше сведений, чем о каком-либо другом.

Он был представлен во всем своем варварском блеске у оседлых ин­дейцев Северной и Южной Америкико времени их открытия. Эта эпоханачинается в восточном полушарии одомашнением животных, в запад­ном — появлением оседлых индейцев, живущих в больших общих домах из необожженного кирпича,в некоторых местностях— сложенных из камня.

Возделывание кукурузы и других растений с применением орошения, которое потребовало искусственных каналов; грядки, разбитые на квад­ратных участках, с прорытыми бороздами для задержания воды.

Часть этих оседлых индейцев ко времени их открытия производила бронзу, что приблизило их к процессу плавления железной руды.

Общий дом в виде крепости занимал среднее положение между се­лением, обнесенным частоколом, на низшей ступени, и городом, окружен­ным стеной, на высшей ступени. Ко времени открытия Америки там не существовало городов в собственном смысле слова.

В военном искусстве успехи незначительные, если не считать улуч­шения обороны посредством сооружения больших домов, обычно непри­ступныхдля нападения индейцев. Они изобрели: набитый хлопком сте­ганый панцирь (escaupiles) как дополнительную защиту от стрел, и обоюдоострый меч (macuahuitl), обе стороны которого снабжены рядом острых кусков кремня, вделанных в деревянный клинок. Они продолжали еще употреблять лук и стрелы, копье, палицу, кремневые ножи, топоры и другие каменные орудия, хотя имели уже медный топор и долото, ко­торые по каким-то причинам так и не вошли во всеобщее употребление.

К кукурузе, бобам, тыкве и табаку присоединились теперь хлопок, перец, томаты, какао и культура некоторых плодов. Род пива делался из подвергнутого брожению сока магуей

(мексиканская агава).

Однако ирокезы приготовляли подобный же напиток, подвергая броже­нию сок одного из видов клена.

Благодаря усовершенствованию способов гончарного производстваизготовлялись глиняные сосуды вместимостью по нескольку галлонов, тонкой работы и с превосходным орнаментом. Чаши, горшки, кружки для воды производились в изобилии.

К. МАРКС

Открытие и употребление самородных металлов, сперва дляукра­шений, затем для утвари и орудий, как медный топор и долото, принад­лежат к этому периоду. Плавка этих металлов в плавильном тигле, ве­роятно, при помощи паяльной трубки и древесного угля и отливка их в формы, производство бронзы, грубые каменные скульптуры, одежда, вытканная из хлопка (Хаклут. «Collection of Voyages», III, 377), дома из тесаных камней, идеограммы или иероглифы, высеченные на могильных столбах умерших вождей, календарь для счета времени, каменный столб для определения времени года по солнцестоянию, циклопические стены, одомашнение ламы, одного из видов собаки, одомашнение индейки и дру­гих птиц — все это относится в Америке к тому же периоду.

Жречество, организованное в иерархию, отличающееся особой одеж­дой, персонифицированные божества и идолы, олицетворяющие их, а также человеческие жертвы появились впервые в этот период.

Возникают два больших индейских пуэбло, Мехико и Куско, насчиты­вавших каждое свыше 20 000 жителей, — число, до того времени неслы­ханное.

Аристократический элемент в обществе, в слабой форме — в лице вождей, гражданских и военных, благодаря росту количества людей, находившихся под единым управлением, и возросшей сложности дел.

Восточное полушарие. Мы находим здесь туземные племена в этот иериод имеющими домашних животных, которые доставляют им молочную и мясную пищу, но, вероятно, не знающими огородных растений и муч­ной пищи. Дикая лошадь, корова, овца, осел, свинья — одомашнение их послужило могучим импульсом при разведении их стадами, они стано­вятся источником непрерывного прогресса. Действие его обнаружилось в полной мере только тогда, когда установилась пастушеская жизнь для разведения и содержания стад. Европа, как лесная по преимуществу зона, была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Цен­тральной Азии и Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, дол­жны были стремиться; здесь найдены отдаленные предки арийцев, враждовавшие друг с другом подобно пастушеским племенам семитов.

Возделывание хлебных злаков и других растений должно было пред­шествовать их переселению из степей в лесные области Западной Азии и Европы. К этому возделыванию их побуждали потребности домашних животных, ставших теперь необходимыми при их образе жизни. (Кельты составляли, вероятно, исключение.)

Ткани из льна и шерсти, а также орудия и оружие из бронзы появ­ляются в этот период и в восточном полушарии.

Чтобы переступить барьер, отделяющий высшую ступень варвар­ства от средней, были нужны металлические орудия, способные сохра­нять лезвие и острие; для этого необходимо было изобретение плавки железа.

Собственность. Значительное увеличение личной собственности и некоторые перемены в отношениях индивидов к земле. Земля все еще оста­валась общей собственностью племени, но известная часть была теперь выделена для содержания органов управления, другая — для религиоз­ных целей, а наиболее значительная часть, служившая для прокормления народа, была разделена между отдельными родами или общинами, населяв­шими одно пуэбло. Никто не владел землями или домами в виде личной собственности, с правом произвольно их продавать или сдавать в аренду. Личная собственность на дома и земли исключалась в силу общей собствен­ности родов или общин на земли вследствие существования общих домов и заселения их родственными семьями.

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 263

Преподобный Семюел Горман, миссионер у индейцев пуэбло племени лагуна, в докладе, читанном в Историческом обществе в Нью-Мексико, говорит:

«...Право собственности принадлежит женской половине семьи и переходит по женской линии от матери к дочери. Землей они владеют сообща, но если кто-нибудь обработал кусок земли, то он имеет на него личное право, которое может продать кому-нибудь из общины... У них женщины обычно ведают запасами зерна, они больше заботятся о буду­щем, чем их соседи испанцы. Обыкновенно они стараются иметь годовой запас продовольствия. Только тогда, когда подряд следуют два неурожай­ных года, пуэбло, как община, терпит голод». Морган, стр. 536, приме­чание.

Право владения, принадлежавшее отдельным лицам или семьям, не могло передаваться кому-либо, за исключением перехода по наследству к их наследникам в роде.

Оседлые индейцы моки, кроме семи больших пуэбло и огородов, владеют теперь стадами овец, лошадей и мулов и другой значительной личной собственностью; они изготовляют глиняные сосуды различной величины и превосходного качества, ткут на ткацких станках шерстя­ные одеяла тая пряжи собственного производства. Майор Дж. У. Пауэлл описывает следующий случай, который показывает, что муж все еще не имеет никакого права на имущество жены или на детей от их брака. Мужчина зунъи женился на женщине орайби и имел от нее троих детей; он жил с ними в пуэбло орайби до смерти жены. Родственники его покойной жены взяли себе ее детей и ее имущество, оставив мужу его копя, одежду ■ и оружие, а также несколько одеял, принадлежавших ему, но не его жене. Он покинул пуэбло вместе с майором Пауэллом с тем, чтобы добраться до Санта-Фе, а затем возвратиться к своим соплеменникам в пуэбло зунъи. — Женщины, так же как и мужчины, имели, вероятно, право вла­дения теми комнатами и частью домов пуэбло, которые они занимали, и оставляли их в наследство своим ближайшим родственникам в соответ­ствии с установленными правилами.

Испанцы (писатели) оставили нам по вопросу о землевладении у юж­ных племен неимоверную путаницу. В неотчуждаемой общей земле, принадлежащей общине из отдельных лиц индивидов, они видели фео­дальное владение, в вожде — феодального сеньора, в людях — его вас­салов; они видели, что земля находится в общем владении; не община собственно ее владетель, а род или подразделение рода.

Некоторые племена Мексики и Центральной Америки сохранили еще счет происхождения по женской линии, тогда как другие, вероятно большая часть их, перешли к счету происхождения по мужской линии; последнее появилось под влиянием собственности. У племени майя про­исхождение считалось по мужской линии, но трудно определить, по какой линии считалось происхождение у ацтеков, тескокцев, тлакопа-нов и тлашкальцев.

У оседлых индейцев счет происхождения ведется, вероятно, по муж­ской линии с пережитками более древнего порядка, как, например, в слу­чае замещения должности теуктли. У них можно ожидать найти второй из главных порядков наследования, по которому имущество распределя­лось между агнатическими родственниками. При счете происхождения по мужской линии дети умершего — во главе агнатов, так что они полу­чали большую часть наследства (по сравнению с другими агнатами), но не были единственными наследниками (с исключением других агна­тов). Американцы никогда не достигли последнего (высшего) периода варварства.

К. МАРКС

ГЛАВА II (ЧАСТЬ IV). ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Высший период варварства начался в восточном полушарии.

Плавка железа; несмотря на знакомство с бронзой, прогресс задер­живался из-за отсутствия металла, достаточно твердого и прочного для технического применения; он был впервые найден в железе. С этого вре­мени — более быстрый темп прогресса.

stydopedia.ru

Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации

Если вам нужна, какая-либо книга, что вы делаете? Идете в библиотеку или же в книжный магазин. Первый вариант отнимает массу времени, и он не очень удобен тем, что не все книги дают с собой на дом, и читать их приходится в специально отведенных залах библиотеки. Книжные магазины, это удовольствие не из дешевых. Стоимость книги (например энциклопедии) составит не менее 20 долларов в не зависимости от того в каком городе или стране вы проживаете. Наиболее удобным вариантом поисках информации и книг в частности является интернет. Именно онлайн книги вы можете скачать в нашей библиотеке.

Бесплатные онлайн epub книги

Тут все зависит только от ваших предпочтений. Книги из интернета можно скачать, после чего распечатать или же читать непосредственно сидя за своим компьютером. Читать онлайн книги практически на всех интернет ресурсах можно бесплатно. Согласитесь, это не только удобно, но и значительно экономит семейный или личный бюджет. С появлением интернета наша жизнь стала легче, мы не теряем время на походы в библиотеки, потому что полный перечень литературы можно найти в сети. Бесплатных интернет библиотек, как уже было отмечено выше, сотни. Каждый найдет то, что ему хочется или нужно читать именно сейчас.

Электронные книги для каждого

Зачастую мы читаем книги, лежа в кровати, это удобно, особенно вечером. Для этого разработаны электронные книги, в памяти которых можно сохранить от 100 различных литературных произведений в самых разнообразных форматах: от лидеров электронных книг ePub и fb2 до "старичков" pdf и rtf, в которых вы все еще можете скачать книги. Теперь вам больше не нужно хранить десятки, а то и сотни книг в своем доме. Все они могут быть собраны в удобном электронном планшете, который поместится в любую сумку и станет шикарным и стильным аксессуаром для каждого человека в не зависимости от возраста и финансового положения.

Если вы хотите заменить все литературные произведения, имеющиеся в электронной книге, то это не отнимет у вас много времени. При помощи USB кабеля и доступа в интернет осуществляется бесплатная закачка новых книг.

Это далеко не полный перечень преимуществ электронных книг или же бесплатных онлайн книг. Попробовав прочесть хотя бы одну книгу в таком режиме, вы вряд ли захотите возвращаться к старым и пыльным книгам. Будьте уверены в том, что в будущем бесплатные электронные книги напрочь вытеснят стандартную полиграфию.___________________________________________________________________________

www.ibooks.pp.ua

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 261

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 67Следующая ⇒

I И II ступени дикости я низшая ступень варварства — эти два этнических периода,охватывают, по крайней мере, четыре пятых всей жизни человечества на земле.

На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойствачеловека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, пря­мота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и фанатизм. В религии — почитание стихий с смутным представлением о персони­фицированных божествах и о великом духе; примитивное стихосложение, общиедома ихлеб из кукурузы — относятся кэтому периоду. Онпоро­дил также синдиасмическую семью и конфедерацию племен, организованных в фратрии и роды. Воображение, этот великий дар, так много содейство­вавший развитию человечества, начало теперь создавать неписанную литературу мифов, легенд и преданий, оказывая уже могущественное влияние на человеческий род.

III. Собственность на средней ступени варварства

Об этом периоде сохранилось значительно меньше сведений, чем о каком-либо другом.

Он был представлен во всем своем варварском блеске у оседлых ин­дейцев Северной и Южной Америкико времени их открытия. Эта эпоханачинается в восточном полушарии одомашнением животных, в запад­ном — появлением оседлых индейцев, живущих в больших общих домах из необожженного кирпича,в некоторых местностях— сложенных из камня.

Возделывание кукурузы и других растений с применением орошения, которое потребовало искусственных каналов; грядки, разбитые на квад­ратных участках, с прорытыми бороздами для задержания воды.

Часть этих оседлых индейцев ко времени их открытия производила бронзу, что приблизило их к процессу плавления железной руды.

Общий дом в виде крепости занимал среднее положение между се­лением, обнесенным частоколом, на низшей ступени, и городом, окружен­ным стеной, на высшей ступени. Ко времени открытия Америки там не существовало городов в собственном смысле слова.

В военном искусстве успехи незначительные, если не считать улуч­шения обороны посредством сооружения больших домов, обычно непри­ступныхдля нападения индейцев. Они изобрели: набитый хлопком сте­ганый панцирь (escaupiles) как дополнительную защиту от стрел, и обоюдоострый меч (macuahuitl), обе стороны которого снабжены рядом острых кусков кремня, вделанных в деревянный клинок. Они продолжали еще употреблять лук и стрелы, копье, палицу, кремневые ножи, топоры и другие каменные орудия, хотя имели уже медный топор и долото, ко­торые по каким-то причинам так и не вошли во всеобщее употребление.

К кукурузе, бобам, тыкве и табаку присоединились теперь хлопок, перец, томаты, какао и культура некоторых плодов. Род пива делался из подвергнутого брожению сока магуей

(мексиканская агава).

Однако ирокезы приготовляли подобный же напиток, подвергая броже­нию сок одного из видов клена.

Благодаря усовершенствованию способов гончарного производстваизготовлялись глиняные сосуды вместимостью по нескольку галлонов, тонкой работы и с превосходным орнаментом. Чаши, горшки, кружки для воды производились в изобилии.

К. МАРКС

Открытие и употребление самородных металлов, сперва дляукра­шений, затем для утвари и орудий, как медный топор и долото, принад­лежат к этому периоду. Плавка этих металлов в плавильном тигле, ве­роятно, при помощи паяльной трубки и древесного угля и отливка их в формы, производство бронзы, грубые каменные скульптуры, одежда, вытканная из хлопка (Хаклут. «Collection of Voyages», III, 377), дома из тесаных камней, идеограммы или иероглифы, высеченные на могильных столбах умерших вождей, календарь для счета времени, каменный столб для определения времени года по солнцестоянию, циклопические стены, одомашнение ламы, одного из видов собаки, одомашнение индейки и дру­гих птиц — все это относится в Америке к тому же периоду.

Жречество, организованное в иерархию, отличающееся особой одеж­дой, персонифицированные божества и идолы, олицетворяющие их, а также человеческие жертвы появились впервые в этот период.

Возникают два больших индейских пуэбло, Мехико и Куско, насчиты­вавших каждое свыше 20 000 жителей, — число, до того времени неслы­ханное.

Аристократический элемент в обществе, в слабой форме — в лице вождей, гражданских и военных, благодаря росту количества людей, находившихся под единым управлением, и возросшей сложности дел.

Восточное полушарие. Мы находим здесь туземные племена в этот иериод имеющими домашних животных, которые доставляют им молочную и мясную пищу, но, вероятно, не знающими огородных растений и муч­ной пищи. Дикая лошадь, корова, овца, осел, свинья — одомашнение их послужило могучим импульсом при разведении их стадами, они стано­вятся источником непрерывного прогресса. Действие его обнаружилось в полной мере только тогда, когда установилась пастушеская жизнь для разведения и содержания стад. Европа, как лесная по преимуществу зона, была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Цен­тральной Азии и Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, дол­жны были стремиться; здесь найдены отдаленные предки арийцев, враждовавшие друг с другом подобно пастушеским племенам семитов.

Возделывание хлебных злаков и других растений должно было пред­шествовать их переселению из степей в лесные области Западной Азии и Европы. К этому возделыванию их побуждали потребности домашних животных, ставших теперь необходимыми при их образе жизни. (Кельты составляли, вероятно, исключение.)

Ткани из льна и шерсти, а также орудия и оружие из бронзы появ­ляются в этот период и в восточном полушарии.

Чтобы переступить барьер, отделяющий высшую ступень варвар­ства от средней, были нужны металлические орудия, способные сохра­нять лезвие и острие; для этого необходимо было изобретение плавки железа.

Собственность. Значительное увеличение личной собственности и некоторые перемены в отношениях индивидов к земле. Земля все еще оста­валась общей собственностью племени, но известная часть была теперь выделена для содержания органов управления, другая — для религиоз­ных целей, а наиболее значительная часть, служившая для прокормления народа, была разделена между отдельными родами или общинами, населяв­шими одно пуэбло. Никто не владел землями или домами в виде личной собственности, с правом произвольно их продавать или сдавать в аренду. Личная собственность на дома и земли исключалась в силу общей собствен­ности родов или общин на земли вследствие существования общих домов и заселения их родственными семьями.

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 263

Преподобный Семюел Горман, миссионер у индейцев пуэбло племени лагуна, в докладе, читанном в Историческом обществе в Нью-Мексико, говорит:

«...Право собственности принадлежит женской половине семьи и переходит по женской линии от матери к дочери. Землей они владеют сообща, но если кто-нибудь обработал кусок земли, то он имеет на него личное право, которое может продать кому-нибудь из общины... У них женщины обычно ведают запасами зерна, они больше заботятся о буду­щем, чем их соседи испанцы. Обыкновенно они стараются иметь годовой запас продовольствия. Только тогда, когда подряд следуют два неурожай­ных года, пуэбло, как община, терпит голод». Морган, стр. 536, приме­чание.

Право владения, принадлежавшее отдельным лицам или семьям, не могло передаваться кому-либо, за исключением перехода по наследству к их наследникам в роде.

Оседлые индейцы моки, кроме семи больших пуэбло и огородов, владеют теперь стадами овец, лошадей и мулов и другой значительной личной собственностью; они изготовляют глиняные сосуды различной величины и превосходного качества, ткут на ткацких станках шерстя­ные одеяла тая пряжи собственного производства. Майор Дж. У. Пауэлл описывает следующий случай, который показывает, что муж все еще не имеет никакого права на имущество жены или на детей от их брака. Мужчина зунъи женился на женщине орайби и имел от нее троих детей; он жил с ними в пуэбло орайби до смерти жены. Родственники его покойной жены взяли себе ее детей и ее имущество, оставив мужу его копя, одежду ■ и оружие, а также несколько одеял, принадлежавших ему, но не его жене. Он покинул пуэбло вместе с майором Пауэллом с тем, чтобы добраться до Санта-Фе, а затем возвратиться к своим соплеменникам в пуэбло зунъи. — Женщины, так же как и мужчины, имели, вероятно, право вла­дения теми комнатами и частью домов пуэбло, которые они занимали, и оставляли их в наследство своим ближайшим родственникам в соответ­ствии с установленными правилами.

Испанцы (писатели) оставили нам по вопросу о землевладении у юж­ных племен неимоверную путаницу. В неотчуждаемой общей земле, принадлежащей общине из отдельных лиц индивидов, они видели фео­дальное владение, в вожде — феодального сеньора, в людях — его вас­салов; они видели, что земля находится в общем владении; не община собственно ее владетель, а род или подразделение рода.

Некоторые племена Мексики и Центральной Америки сохранили еще счет происхождения по женской линии, тогда как другие, вероятно большая часть их, перешли к счету происхождения по мужской линии; последнее появилось под влиянием собственности. У племени майя про­исхождение считалось по мужской линии, но трудно определить, по какой линии считалось происхождение у ацтеков, тескокцев, тлакопа-нов и тлашкальцев.

У оседлых индейцев счет происхождения ведется, вероятно, по муж­ской линии с пережитками более древнего порядка, как, например, в слу­чае замещения должности теуктли. У них можно ожидать найти второй из главных порядков наследования, по которому имущество распределя­лось между агнатическими родственниками. При счете происхождения по мужской линии дети умершего — во главе агнатов, так что они полу­чали большую часть наследства (по сравнению с другими агнатами), но не были единственными наследниками (с исключением других агна­тов). Американцы никогда не достигли последнего (высшего) периода варварства.

К. МАРКС

ГЛАВА II (ЧАСТЬ IV). ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Высший период варварства начался в восточном полушарии.

Плавка железа; несмотря на знакомство с бронзой, прогресс задер­живался из-за отсутствия металла, достаточно твердого и прочного для технического применения; он был впервые найден в железе. С этого вре­мени — более быстрый темп прогресса.

Читайте также:

lektsia.com