Эволюция социального строя древней руси. 2.1 Складывание политического строя и письменного законодательства на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА. Эволюция социального строя древней руси


Trojden | Государство Киевская Русь. Особенности социального строя Древней Руси

Глава 2

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964—972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарин, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы»..

При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный слой общества, а позже — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина — общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало 6 близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной.элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась на путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—XII вв. Но господствующее положение в экономике Руси XI—XIII вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать. великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Б. А. Рыбаков считал типичными чертами города наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

В 1980-х гг. известный специалист по древним поселениям А.В. Куза пришел к выводу, что древнерусский город — это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи — волости — собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там прибавочного продукта, т.е. город был центром ремесла и торговли. Связь с обширной сельскохозяйственной округой отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство ученых сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они были центром ремесла, торговли, культуры), в первую очередь играли роль политических центров и опорных военных пунктов.

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду — «купу» (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название — закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — «полюдье»). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую («детьцкие», отроки, милостники). «Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров». Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось «тысяча»). Верховным органом власти в русских землях X—ХII вв. было народное собрание «старшего города» — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: «Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить «ряд» (договор) с народным собранием — «вече». А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни».

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю, Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

На наш взгляд, нельзя не признать того факта, что вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси и что политический строй того времени можно назвать вечевой демократией. Другое дело, что первый демократический опыт Руси требует нового изучения и осмысления, поскольку сегодня Россия пытается найти себя на пути демократии, а данный способ «народоправства» отвечает психологическим стереотипам значительной части населения страны.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Нто касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

Возвращаясь к событийной стороне истории Древнерусского государства, отметим, что наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019—1054). Он обезопасил страну от набегов печенегов, укрепил ее позиции в Прибалтике. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничая с самим Царьградом (Константинополем). Рос международный авторитет Руси. Европейские королевские дворы стремились породниться с семьей великого князя. Он сам был женат на шведской принцессе Ингигерд, а дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями.

Составление «Русской Правды» — первого свода законов Древней Руси — также связывают с именем Ярослава Мудрого, хотя ему принадлежат только первые 17 статей, которые обычно называют «Правдой Ярослава». Она отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения, защищая в первую очередь собственность, жизнь и имущество феодалов. Владимиру Мономаху (1113—1125) и его сыну Мстиславу (1125—1132) какое-то время удавалось удерживать единство русских земель. После смерти последнего Русь распалась на отдельные княжества-государства. Наступил период феодальной раздробленности, который в истории называют еще «удельным периодом».



trojden.com

Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Социология Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

просмотров - 391

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населœения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всœех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

После принятия в 988 ᴦ. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всœех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-сосœедские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населœения составляли свобод­ные кре­стьяне–общинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже - «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и населœение городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населœения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределœением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских окруᴦ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Οʜᴎ представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство возникло на общинной основе.

Есть всœе основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всœеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователœей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединœение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всœех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «привязывали» к земле. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определœенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

Читайте также

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Социология Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    просмотров - 25

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

    В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населœения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

    Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всœех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

    После принятия в 988 ᴦ. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всœех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

    Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-сосœедские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

    В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населœения составляли свобод­ные кре­стьяне–общинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже - «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и населœение городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

    Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

    Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

    Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населœения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределœением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

    Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских окруᴦ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Οʜᴎ представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство возникло на общинной основе.

    Есть всœе основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всœеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

    Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователœей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединœение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

    Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

    По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всœех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

    Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «привязывали» к земле. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

    В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определœенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

    Читайте также

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Социология Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    просмотров - 390

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

    В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населœения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

    Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всœех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

    После принятия в 988 ᴦ. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всœех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

    Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-сосœедские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

    В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населœения составляли свобод­ные кре­стьяне–общинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже - «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и населœение городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

    Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

    Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

    Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населœения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределœением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

    Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских окруᴦ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Οʜᴎ представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство возникло на общинной основе.

    Есть всœе основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всœеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

    Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователœей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединœение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

    Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

    По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всœех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

    Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «привязывали» к земле. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

    В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определœенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

    Читайте также

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • - Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    2.1 Складывание политического строя и письменного законодательства на Руси. Общественно-политический строй Древней Руси

    Похожие главы из других работ:

    Анализ концепций социализма в контексте эволюции политического управления Китая

    3. Тенденции трансформации основных положений социализма как политического режима на примере опыта политического управления Китая

    Именно учет вышеописанных исторических особенностей реформирования Китая и глубокий анализ ошибок, совершенных под руководством Мао Цзэдуна во многом повлиял на ход дальнейшего преобразования КНР уже при правлении Дэна Сяопина...

    Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига

    3.2 Борьба за великое княжение в ходе политического объединения на Руси

    Основные причины начала объединения русских земель: - экономическая причина - развитие феодальных отношений «вширь» и «вглубь»: происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос-точной Руси и появление наряду с вотчинами...

    Восточные славяне в древности

    3. Особенности социально-экономического и политического строя Древней Руси

    «Повесть временных лет» говорит о том, что главой древнерусского государства был князь. Он возглавлял и владел княжеством, управлял им, как старшина в своем роде, возглавлял земской строй, рать. Возглавлял войско...

    Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)

    2.1 Эволюция политического строя и военных навыков

    Варварское общество еще не делилось на сословия и не имело механизмов, благодаря которым часть населения могла бы быть освобождена от производительного труда. Варварская армия -- это крестьянская армия, со всеми вытекающими последствиями...

    Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

    I. Общая характеристика социального строя Древней Руси

    Принято считать (на основе археологических исследований) что основное население Древней Руси жило по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ - полуземлянок с глиняной или каменной печью...

    Либерально-реформаторские проекты в России в первой половине XIX века

    4. Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П.И. Пестеляи Н.М. Муравьева

    Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии оказали большое влияние на передовое дворянство, прежде всего, из числа офицерства. Освободительный дух, выросший в борьбе против наполеоновских войск...

    Междукняжеские отношения в XI-XII веках и установление на Руси областного строя

    8. Общие итоги политического формирования Руси к концу XII века.

    Теперь мы можем определенно сказать, какой политический строй установился на Руси в конце XII века. Строй этот можно назвать областным. Итак...

    Нормандское завоевание и его влияние на феодальное развитие в Англии

    2.1. Складывание феодальной иерархии

    После завоевания Англии Вильгельмом в стране складывается четкая система земельного держания, что в свою очередь тесно связывалось со складыванием феодальной иерархии...

    Общественно-политический строй Древней Руси

    Глава 1. Общественный уклад восточных славян в IV-VIII вв. Предпосылки складывания социально-политического строя Древней Руси

    В середине I тысячелетия н.э. у славян активно шёл процесс образования государства и одновременно происходил распад племенных отношений. Основной хозяйственной ячейкой общества стала соседская община...

    Письменные коммуникации в организации

    2.2 Цели и задачи создания письменного стиля компании

    PR-материалы любой организации создаются с целью продвижения информации для достижения понимания, адекватного отношения и желаемого поведения со стороны групп общественности...

    Российский уголовный закон, история становления

    1.1 Становление и развитие уголовного законодательства в Киевской Руси

    Уголовное законодательство России имеет богатую историю своего становления и развития. Первыми источниками уголовного права в период становления государственности у славян было обычное право. Но в тоже время уже существовали и писаные нормы...

    Российско-корейские отношения в конце XIX – начале XX вв.

    1. Складывание российско-корейских отношений

    С начала XIX в. русские люди - торговцы, путешественники, дипломаты, ученые все более входили в контакты с дальневосточным соседом. Так, в 1805 г. русский мореплаватель И.Ф...

    Социальный строй Древней Руси

    2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава)...

    Страны Азии в начале XX века

    3. Складывание буржуазно-националистического движения

    ...

    Этапы развития Древнерусского государства

    2.2 Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в древней Руси

    Экономической основой славянских племен было земледелие, поэтому разложение первобытнообщинного строя также в первую очередь связано с земледелием. На начальном этапе разложения первобытнообщинного строя...

    hist.bobrodobro.ru

    I. Общественный строй Древней Руси

    Общественный и государственный строй Древней РусиСодержание

    Введение 3

    Глава I. Общественный строй Древней Руси 4

    1.1.Характер общественного строя 4

    1.2. Основные черты феодального строя 5

    2.3. Особенности общественного строя Древней Руси 6

    Глава II. Государственный строй 7

    2.1. Форма политической власти 7

    2.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии 8

    2.3. Эволюция древнерусской государственности 9

    Заключение 10

    Список использованной литературы 11

    Введение

    История государства и права России изучает политические и правовые институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета органически стыкуется с правом действующим. История государства и права России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет теории государства и права изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории государства и права России лежат принципы объективности, научности, глубокой добросовестности.

    Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые сведения, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса история государства и права, а так же использования этих знаний при изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившегося положения.

    Образование древнерусского государства явилось завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и классов феодального общества. Формирующийся в этих условиях феодальный государственный строй древней Руси приспосабливал для своих целей предшествующие ему органы управления, в чем-то отличавшиеся, но во многом сходные с ним по форме и по содержанию.^

    Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси как было отмечено выше, остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

    Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения [3, с. 37], другие определяют это общество как переходное и до классовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный. [14, с. 35]

    Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

    Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

    Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

    Начиная с ХI в. в социальной структуре Древнерусского государства все более отчетливо просматриваются основные признаки феодальных отношений. Появляется вотчина – от слова “отчина” – отцовская собственность, передаваемая по наследству. Вотчину можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Каким путем формировались вотчины – за счет княжеских пожалований или естественным образом в ходе хозяйственного освоения земель – точно не установлено, известно лишь, что полного дробления коллективной поземельной собственности в Киевской Руси не произошло. С формированием ^

    В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам, и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.[5, с. 54]

    Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

    Несколько позже, во второй половине X и особенно в IX вв. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые также эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории этого периода известно много восстаний крестьян и посадского люда, особенно в IX – начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве.

    Отметим характерные черты феодального строя на Руси. Существование несколько форм феодальной земельной собственности: [16, с. 189]

    a) вотчина – с возможностью передачи в наследство. Обычно ее получали члены старшей дружины. Время появления – последняя треть XI в.

    b) поместье. Условная форма феодального землевладения, т. е. только при несении служба. Некоторые историки считают, что поместье мало чем отличалось от вотчины: их только запрещали передавать в монастырь (^

    Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. «Вервь» XI–XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин.[12, с. 9]

    Волость-община представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община наделялась некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. Феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного «тягла», податных, судебных и административных обязанностей.

    Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина – институт, основанный на вотчинном землевладении.

    Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

    Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI–XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти – «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [1, с. 111] ^

    Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

    В Древнерусском государстве существовала система отношений сюзеренитета-вассалитета. Ее суть заключается в том, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии: вассал зависит от своего сюзерена, который, в свою очередь, является вассалом для более крупного сеньора. Вассалы прежде всего состояли в войске своего сеньора, а также платили ему дань; сеньор со своей стороны обеспечивал вассала землей и защищал от всякого рода посягательств. В пределах своих владений вассалы обладали иммунитетом. Со старо-латинского иммунитет означает “освобождение от чего-либо”, в феодальных государствах это привилегия землевладельцев, лиц господствующих сословий осуществлять на подвластных им территориях ряд государственных функций (административно-полицейских, судебных, фискальных) без вмешательства государственных органов, быть полновластными в отношении зависимого населения. В Русском государстве иммунитетные правоотношения, способствующие формированию уделов и политической раздробленности, фиксируются в грамотах с XII в. [6, с. 77]

    С точки зрения государственного правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию: во главе его стоял великий князь киевский, которому были подчинены младшие князья его рода и племенные князья. При этом, как отмечает Г.В. Вернадский, «князья часто переходили из одного города в другой. Старший в роде всегда старался захватить власть в Киеве, которая считалась высшей. После смерти каждого киевского князя происходило общее передвижение князей. Власть принадлежала всему княжескому роду и постоянно перераспределялась между его членами». [2, с. 45]

    ^

    Как было отмечено выше, Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

    Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.[9, с. 81]

    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние ^

    Усобицы. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими в отца место, начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина Суздальская земля.

    Местные княжеские династии. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: Кождо да держит отчину свою, приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии - отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, после смерти Ярослава Мудрого формируются местные княжеские династии в Черниговской, Смоленской, Ростово-Суздальской земле, на Волыни и в Галиции (ранее существовала лишь одна местная династия полоцких князей). Всеволод Ярославич (1078-1093, здесь и далее указывается киевское княжение), Святополк Изяславич (1078-1113), Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125), Мстислав Владимирович Великий (1125-1132) предпринимали значительные усилия для сохранения политического единства страны и системы киевского княжения как высшей политической власти. Однако в последней четверти ХI – первой

    Заключение

    В ходе написания настоящей курсовой работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

    Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер.

    В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

    В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы, Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.

    Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работающие в княжеских селах.^

    1. Воронин А.В. История Российской Государственности Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 512 c.
    2. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М.: Проспект, 2002. – 349 с.
    3. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. М.: Гардарика, 2004. – 315 c.
    4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М.: Проспект, 2003. – 415 с.
    5. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Питер, 2003. – 641 c.
    6. Исаев И.А. История государства и права России. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ, 2003. – 478 c.
    7. История государства и права России: Учеб. / В. М. Клеандрова, Р. С. Мулукаев, А.А. Сенцов и др.; Под ред.Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2003. -241 c.
    8. Куликов В.И. История государственного управления в России: Учебник для студентов сред. проф. учеб.заведений.-2-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2003. – 589 с.
    9. Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв.. М.: Былина, 2004. – 365 с.

    litcey.ru

    4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА. Социальный строй Древней Руси

    Похожие главы из других работ:

    Вторая мировая война. Триумф и трагедия

    1. Основные итоги и последствия войны

    Потери и жертвы этой Великой войны описать очень трудно. Всего, за время войны, непосредственными жертвами военных действий или тотального уничтожения, стали более 46 млн. человек. Это больше, чем во всех минувших войнах...

    Духовно-рыцарские ордена

    1.1 Краткая характеристика и основные итоги крестовых походов

    духовный рыцарский орден крестовый поход Положение владений крестоносцев на Востоке резко ухудшилось после потери Эдесского графства. В 1144 г. крестоносцы были вынуждены оставить захваченную мосульским эмиром Эдессу...

    Интервенция Польши и Швеции в Россию. Индустриализация и коллективизация. Распад СССР

    3. Индустриализация и коллективизация (понятия, основные мероприятия, итоги)

    Индустриализация - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы...

    История бытовой техники

    2. Основные этапы развития техники

    Техника прошла исторически длительный путь развития - от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических устройств современной промышленности...

    История России начала ХХ века

    1. Основные направления и итоги попытки модернизации страны под социалистическими лозунгами. Политика «Большого скачка» и цена «подстегивания». Социально-экономические итоги довоенных пятилеток

    Понятие «большой скачок» пришло в мир из Китая, руководимого Мао Цзедуном. Он выдвинул идею в кратчайшие сроки достичь у себя в стране коммунистического изобилия. «Большой скачок» бесславно провалился. Но Мао был не оригинален...

    Киевская Русь

    1. Предпосылки образования восточнославянского государства.

    Восточные славяне, начиная с VI-VII ст. расселились на огромной территории Восточной Европы, образовывая союзы племен. “Повесть временных лет” сложена, пять веков тому...

    Модернизация страны в конце ХIХ – начале ХХ вв.

    1. Преобразовательная деятельность С. Ю. Витте : основные направления, итоги .

    С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева , тайного советника , бывшего в 1841-1846 годах саратовским губернатором...

    Освоение целинных и залежных земель в Казахстане

    3.1 Основные социально-экономические итоги

    Великая цель рождает великую энергию. Истинность этого положения подтвердила и целина. Грандиозный всенародный подъем в стране, проникнутый глубоким патриотизмом и интернационализмом, дал свои блестящие результаты...

    Первые пятилетки в Кузбассе

    1. Свертывание НЭПА. Итоги социально-экономического развития Кузбасса

    В годы НЭПа была восстановлена промышленность Кузбасса. Производительные мощности достигли 1914 года. Производственная программа каменноугольной промышленности СССР на 1925 - 1926 хозяйственный год предусматривала добычу 1522,5 миллионов пудов угля...

    Пражская весна

    2. Пражская весна. Основные этапы и итоги

    Перед тем, как опровергать мифы, несколько слов об исторической канве тех событий. В энциклопедии написано, что в марте 1953 г, сразу же вслед за Сталиным, умер президент ЧССР К. Готвальд. Президентом ЧССР был избран Антонин Запотоцкий...

    Проблемы всемирно-исторического процесса в трудах И.Г. Гердера

    1.1 Основные факторы исторического развития

    "Идеи к философии истории человечества" И.Г. Гердера, представляющие собой один из лучших для своего времени образцов теоретического осмысления истории человеческого рода...

    Проблемы и перспективы развития Венесуэлы в конце XX - начале XXI века

    III. Итоги правления Уго Чавеса. Прогноз развития Венесуэлы после его кончины

    Правление Уго Чавеса - это полноценная эпоха в развитии Венесуэлы и всего Латиноамериканского региона. Как показывает история, лидеры подобного масштаба появляются крайне редко, и, наверное...

    Развитие предпринимательства в Сибири в конце XIX – начале XX вв.

    2.1 Основные особенности развития сибирского предпринимательства

    Перед тем, как охарактеризовать основные направления сибирского предпринимательства, мы считаем, что необходимо выделить основные особенности, в рамках которых происходило развитие сибирского предпринимательства...

    Смутное время

    3. Основные итоги Смутного времени

    Уставший от войны с поляками и шведами, от Смуты, народ России хотел порядка. Для возрождения государства нужна была сильная центральная власть, которая в то время отождествлялась с царем. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор...

    Формирование древнерусского государства и деятельность первых киевских князей

    2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

    древнерусский государство киевский князь В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок...

    hist.bobrodobro.ru