История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальная структура древнерусского общества. Социальная структура древней руси кратко


2. Социально-экономическая структура Руси

Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелиеразных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах – сохой, которую впрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом» (от глагола «жить»). К IХ-Х вв. появилось большое количество земель, расчищенных из под леса. Применялась переложная система(перелог), известно было двуполье и трехполье с яровыми озимыми посевами. В лесных районах сохранялосьподсечное земледелие(подсека).

В хозяйствах крестьян имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Развивались рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). С развитием торговли возник спрос на пушнину, что усилило в хозяйстве роль охоты.

В ранний период Древнерусского государства повсюду существовали крестьянские общины,которые являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов.Крестьянская общинаназывалась «миром» или «вервью» и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены общины были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др.

Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладениекнязей, бояр, мужей-дружинников, после принятия христианства – церкви.

Разновидностью земельной собственности были «черные» государственные земли, верховными собственниками которых были князья, дарившие, продававшие и обменивавшие их вместе с проживавшими на этих землях «черными» крестьянами.

К середине ХIв. все чаще земли попадают в частные руки. Как и в других европейских странах, на Руси создавалсякняжеский домен, представлявший собой комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими главе государства, подобные владения появились и у братьев великого князя, его жены и родственников. Вокруг крупных городов появлялисьбоярские вотчины(от слова «отчина» - наследие отца), где жили бояре и дружинники.

В ХIв. появилисьцерковные земельные владения, которые великие князья предоставляли высшим иерархам церкви – митрополиту, епископу, монастырям, церквам.

Хозяйство феодала держалось на использовании многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, рядовичей, закупов, изгоев, холопов.

Большую экономическую мощь приобретали города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами, где сосредотачивались богатства крупных феодалов. Города заселялись торговыми людьми, ремесленниками, занимавшимися городскими промыслами. Центром города был кремль (детинец), у стен которого и снаружи располагался посад (торгово-ремесленное поселение), где находился торг (торговая площадь), на котором протекала вся жизнь города. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ кремля, куда их селили князья и бояре, отсюда и пошло их название – посадские люди, игравшие заметную роль в хозяйстве и политической жизни общества.

В городах развивалось мастерство кузнецов, оружейников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, гончаров и многих других специалистов. Русское ремесло стояло в одном ряду с ремеслом передовых стран Западной Европы. Предметами восхищения на Западе и Востоке были русские стальные клинки, кольчуги, золотые изделия с эмалью и резьбой по кости.

В конце IХ – первой половине Х вв. расширялисьвнешнеторговые связиРуси. Зарубежные страны покупали русские изделия и другие товары, привезенные купцами. Важнейшими статьями экспорта страны были: пушнина и меховые изделия, лес, мед, воск, смола. В меньшей степени вывозились продукты сельскохозяйственного производства: выделанная кожа, сало, зерно, лен, пенька.

Социальная борьба.Уже в ХIв.в Древнерусском государстве происходят открытые выступления народных масс против феодалов. Отличительной особенностью этих движений является то, что большинство их имело религиозную оболочку. Усиление гнета связывалось в сознании смердов и городских низов с введением новой религии, что придавало их борьбе форму борьбы за старую языческую религию против христианства. Этим и объясняется, что в большинстве случаев движениями социальных низов руководиливолхвы(носители старого языческого культа). К наиболее крупным выступлениям следует отнести: «мятеж великий» в Суздале 1024 г., Киевское восстание 1068 г., восстание смердов в Ростовской земле, на Белоозере (около 1071 г.). В конце ХIв. усиливаются социальные противоречия, вызванные прежде всего ростом ростовщичества и вследствие этого разорением и закабалением торгово-ремесленного населения Киева.

studfiles.net

Социальная структура древнерусского общества

Славяне вначале своего образования жили малыми патриархальными группами, которые назывались родами. На смену подобной структуре пришел общинный строй, здесь родовая связь значительно ослабла. Появился союз, имевший в своем корне общие интересы. Понятия единства и осознания целостности, государственности еще не сформировались.

Структура общества древней Руси

Любое человеческое действие, приносящее вред кому-либо, рассматривалось с точки зрения вины частного человека перед частным, что в свою очередь требует справедливого ответа. Это дало толчок для наказания в форме кровной мести за убийство. Окончательно структура государства славян обретает четкий образ лишь при князе Владимире (980-1015). Он поставил править на княжение в девяти крупнейших центрах Древней Руси своих сыновей.

Замечание 1

Главной функцией и задачей князя была военная оборона города от внешних врагов. Князь командовал войском. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных; в особых случаях князь был вправе осуществить функции «верховного судьи».

Основные общественные группы этого исторического периода:

  • Высшие классы, к которым относились князья, бояре и прочие владельцы больших земельных участков, в городах – богатые купцы;
  • Средний класс – к нему относили купцов и ремесленников в городах, а также владельцев средних и небольших имений, расположенных в сельской местности;
  • Низшие классы являлись беднейшими ремесленниками и крестьянами, жившими на государственных землях. Существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной пирамиды стояли князья во главе с великим князем киевским. Более подробно структура древнерусского общества приведена на рисунке ниже.

С середины 11 века появляются удельные княжества – «отчины» отдельных князей. К таким относились Черниговское княжество, Переяславское, Смоленское и другие. «Отчины» находились в личном владении всего княжеского рода. Престол правления в них наследовался.

С участием князей, бояр собирались феодальные съезды, где рассматривались вопросы, интересующие все княжества. Формировался орган управления, который занимался судебным делом, сбором различных пошлин. Из дружинников князь назначал своих помощников, и управителей княжеского вотчинного хозяйства – тиунов (впоследствии они становятся специальными чиновниками правительства и включаются в систему государственного управления).

Управление древнерусским обществом

С развитием и укреплением позиций церкви, появилась новая общественная прослойка, так называемый «церковный народ». К ней относилось духовенство и члены их семей, а также члены различных благотворительных учреждений, которые поддерживались церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство состояло из двух групп: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским канонам в епископы могли посвящаться только монахи.

Демократический элемент управления находит свое место в собрании, известном как вече. Данный орган не был представительским. Это было собрание всех взрослых мужчин в городе. Для принятия того или иного решения требовалось единодушие. Случалось, что данное требование приводило к конфликтам между различными группами участников. Сторона, которая проигрывала в драке или споре вынужденно принимала решение победителя. В период XI-XII вв. вече попало под влияние социальных «верхов», утрачивая функции управления и самоуправления.

spravochnick.ru

Общественный строй и социальная структура Киевской Руси.

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Все общество Киевской Руси делилось на высшие и низшие слои:

Высшие слои:

1) Киевский князь.

2) Светлые и великие князья – племенная знать.

3) Дружина, которая делилась на:

«старшую» - их называли бояре. Бояре имели свои дружины, князь за вознаграждение за службу дарил им земли, которые превращались в наследственные вотчины. «Кормление» бояр – передача права боярам собирать дань в какой-либо деревне или местности. Бояре входили в Совет князя – Боярскую думу.

«младшую» - их именовали «отроки» или «гриди». «Гридница» - это место, где князь пировал с дружиной. Это были зависимые от князя лица, занимавшие незначительные должности.

4) В 11в. появились княжеские чиновники:

«данщик» - чиновник по сбору дани;

«мытник» - чиновник, взимавший торговую пошлину;

«мечник» - судебный чиновник, присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.

«вирник» -чиновник по сбору штрафов.

 

Низшие слои:

1) Лично свободное население:

Основным населением Киевской Руси являлись свободные общинники, платящие дань в казну государства «ЛЮДИ»,в единственном числе «ЛЮДИН», отсюда «ПРОСТОЛЮДИН».

2) Лично зависимое население:

- ОГНИЩАНИН – человек, принадлежавший огнищу (дому) князя или боярина, управляющий домом, работающий в нем. Княжеский дворецкий.

- ТИУН– княжеский или боярский слуга, управляющий их хозяйством.

- РЯДОВИЧ – это человек, заключивший договор («ряд») о службе или выполнении каких-либо обязанностей с необходимостью их выполнить.

- ЗАКУП– человек, взявший в долг определенную сумму денег «КУПУ» и обязанный ее отработать у кредитора. Возникшая зависимость приводила к ограничению прав должника до выплаты долга.

- ХОЛОП – человек, по социальному статусу – раб, живший и работавший в усадьбе господина.

- ЧЕЛЯДЬ – в широком смысле слова прислуга. По статусу – рабы.

- СМЕРДЫ –земледельцы – как свободные, так и зависимые. Все, кто занимались сельскохозяйственным трудом.

В Киевской Руси установился родовой (династический) характер наследования власти, т.е. власть не обязательно передавалась от отца к сыну, а передавалась по старшинству (от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Это правило введено в правлении Владимира I. Этот порядок получил название «ЛЕСТВИЦА» - «лестница».

ЭТАП. ЗАКАТ КИЕВСКОЙ РУСИ, ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНЫХ УСОБИЦ.

Середина 11в.-12в.

КНЯЗЬ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
5 сыновей Ярослава Мудрого.     Владимир II Мономах (1113г. – 1125г.) Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича и Марии Мономах. Боролся против Феодальных усобиц. Владимир Мономах участвовал в 83 крупных походах против половцев. В 1054г. Ярослав Мудрый умирая, разделил страну между 5 сыновьями и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. В 1054г.-1072г. – правление трех сыновей Ярослава Мудрого: - старший Изяслав Ярославич – сел в Киев; - Святослав Ярославич – в Чернигов; - Всеволод Ярославич – в Переяславль; Младшим братьям достались более отдаленные земли: - Вячеслав – Смоленск; - Игорь - Владимир- Волынский. 1072г. – создана «Правда Ярославичей». Противоречия, заложенные в порядке престолонаследия по старшинству, приводят к появлению КНЯЗЕЙ – ИЗГОЕВ – это князь, отец которого умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его лишались права быть великими князьями. Область их княжения делилась между другими князьями. 1 усобица 1073-1076г. Святослав и Всеволод нарушили заповедь отца править миром и изгнали Изяслава из Киева. Изяслав бежал в Польшу. Киевским князем стал Святослав. 1076г. – смерть Святослава. 2 усобица 1076г. – 1078г. В 1076г. Всеволод занял Киевский престол, но уступил его без боя Изяславу, который при помощи поляков опять вернулся в Киев, а сам уехал в Чернигов. Сын Святослава Олег остался без отеческого престола в Чернигове. Он бежал в Тмутаракань и оттуда в 1078г. пришел с половцами войной на Всеволода. В ходе битвы на НЕЖАТИНОЙ НИВЕ Изяслав Киевский и Всеволод Черниговский разбили Олега Святославовича. Но в бою был убит Изяслав. Олег бежит обратно в Тмутаракань. Всеволод занял Киевский престол, а своего сына Владимира посадил княжить в Чернигове. Всеволод стал последним из Ярославичей. Он удерживал власть благодаря победам своего сына Владимира Мономаха (прозвище получил за то, что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха Марии Мономах.) 1093г. – смерть Всеволода. Владимир, стремясь избежать усобиц, отказался от великого княжения и власть получил Святополк Изяславович, который имел больше прав на столичный престол, т.к. был старший в роду. Сам Владимир Мономах сел в Чернигове. 3 усобица 1094г. Олег Тмутараканский пришел с половцами, занял Чернигов и Владимир Мономах вернулся в Переяславль, город, который его отец получил от деда Ярослава Мудрого. Почти 20 лет Владимир Мономах княжил в Переяславле. Владимир Мономах победил Олега и тот согласился на переговоры о правах на наследство. 1097г. ЛЮБЕЧЕСКИЙ СЪЕЗД. По инициативе Владимира Мономаха Святополк Киевский, Олег, Владимир Мономах, другие потомки Ярослава приехали в город Любеч на съезд. Решения: 1) Возвращение к порядку наследования земель установленному Ярославом («Каждый князь держит отчину свою»), т.е. наследовать землю, полученную от отца. Переяславль закреплен за потомками Всеволода Ярославича. 2) Обьединение сил в борьбе с половцами. Таким образом, съезд будет иметь ряд крупных политических последствий: - приведет к политической раздробленности на Руси, начавшейся в 12 веке; - приведет к попытке князей прекратить княжеские усобицы; - приведет к попытке князей совместно выступить против половцев. Но усобицы продолжались: 4 усобица 1097 г. Давыд Игоревич, сын Игоря Ярославича,нарушил решения съезда и пошел против других князей войной, но был разбит и в наказание лишился города Владимир – Волынский, своей родовой отчины. В 1100г. состоялся ещё один съезд в ВИТИЧЕВЕ,который закрепил решения съезда в Любече. В 1103г. в городе Долобске князья договорились о совместной борьбе против половцев. В 1113г. умер князь Святополк Изяславич. После его смерти началось крупное восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских тиунов, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание шло 4 дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Он идет на уступки народу и в знак благодарности за приглашение пишет Устав «О закупах и резах». Резы- % ставки. (суть восстания на стр. 27). 1113г. монах Нестор пишет летопись «Повесть временных лет». 1113г.- Владимир Мономах написал «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды». Владимир Мономах предпринял серьезную попытку восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Владимир Мономах рассматривал как вассалов, которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения лишались княжеского престола. Владимир Мономах пользовался огромным авторитетом и был широко образован, обладал литературным талантом. После него короновать царей стали Шапкой Мономаха– якобы переданной Владимиру Мономаху от византийского императора – Константина Мономаха, его деда. Союз братьев Ярославичей был необходим Руси, т.к в степях на смену печенегов пришла новая волна кочевников – ПОЛОВЦЫ. Начались их набеги на Русь с 1060г. В 1068г. Ярославичи выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Альте. Эта битва стала первым сражением русско – половецкой войны, шедшей более 150 лет. Конец борьбы связан с монголо- татарским нашествием. 1093г. – набег половцев на Русь.     1103г. – первая победа совместного русского войска над половцами. 1111г. - общерусский поход против половцев, потеря половцами способности к ведению активной войны против Руси. 1116г.– успех закреплен новым походом в половецкие земли.
Мстислав Великий Владимирович (1125г – 1132г.) Политику Владимира Мономаха на киевском престоле продолжал его сын Мстислав Великий. Он сурово наказывал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Однако, достигнутые успехи были не прочные, т.к. основывались на личном авторитете правителя. После смерти Мстислава на киевский престол вступил его брат Ярополк, с которым начинают бороться черниговские князья. Ему не удалось привести их к покорности. Мир, заключенный после нескольких лет войны отразил упадок значения власти киевского князя как главы Киевской Руси. В середине 12в. со смертью Мстислава Великого завершается существование государства Киевская Русь и начинается период феодальной раздробленности на Руси.

studopedya.ru

Социальная структура древнерусского общества



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Что такое социальная структура? Чем определяется разделение людей на социальные группы? На основании какого исторического источника мы можем говорить о социальной структуре Киевской Руси? Дайте его характеристику.

Какие социальные группы называет Русская правда? На чем основано их различие? Дайте характеристику каждой социальной группы (князья, бояре, дружинники, жрецы/священнослужители, гости, купцы, ремесленники, люди, смерды, рядовичи, закупы, рабы, изгои…).

В Древней Руси как и у нас были люди имеющие власть и деньги и те кто на них работает. В чем, как вы думаете, заключаются принципиальные отличия социальных отношений того времени от современности?

 

Причины, методы и последствия крещения Киевской Руси

Какое значение в древнем и средневековом обществе имела религия? Что такое монотеизм и каковы причины его появления? Что такое христианство, когда и где оно появилось? Почему христианство стало государственной религией Рима? В чем суть конфликтов между Римом и Константинополем? Чем православие отличается от католичества?

Какую религию исповедовали славяне до принятия христианства? Что такое язычество, политеизм? Можно ли считать что у славян к 8 – 9 вв. складывалась национальная религия? Приведите аргументы. Почему славяне стали индивидуально принимать монотеистические религии? (в том числе Ольга)

Как Повесть временных лет представляет причины и характер крещения Руси? Какие цели, на ваш взгляд, преследовал князь Владимир? Почему принимается именно христианство и именно от Византии? Какими методами осуществлялся переход к новой религии? Как вы думаете, какова была реакция населения? Почему люди соглашались принять новую веру? Были ли случаи массового сопротивления? Какие формы приняло сопротивление? Каким образом удалось его преодолеть? Что такое двоеверие? Можно ли выявить формы двоеверия в современном обществе?

Каковы итоги принятия христианства? Удалось ли князю решить поставленные задачи? Каковы последствия принятия христианства для развития русского государства и общества, для внешней политики, для культуры?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

(базовая литература здесь уже не указывается)

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций М., 1998 // http://www.infanata.org/2007/04/03/drevnjaja_rus_glazami_sovremennikov_i_potomkov_ixxii_vv_kurs_lekcijj.html

Г.В. Вернадский Киевская Русь http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol2/vgv206.htm

Б. Личман. История России. http://lichm.narod.ru/history-rus-143.html

Б.А. Рыбаков Язычество Древней Руси http://www.litmir.net/br/?b=92858

ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://litopys.org.ua/ (древнерусские тексты Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской Первой и некоторых других летописей)

http://www.vostlit.info/ (крупнейшее собрание текстов исторических источников)

http://www.auditorium.ru/ (крупнейшая русскоязычная электронная научная библиотека)

http://www.a-nevsky.ru/library/ocherki-istorii-novgoroda-velikogo18.html

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/krp.htm краткая Русская Правда с комментариями(старославянский)

http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947 Что такое Пространная Правда

http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php Краткая и Пространная Русская Правда в современном переводе

http://www.histonow.ru/hisnows-179-1.html

http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1681-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-ix-xiii-%D0%B2%D0%B2.html

http://www.economic.ispu.ru/history/part1/02tema2/shema2/06socstruktura.html Схема для тех, кому совсем тяжко)

http://historyofkr.jimdo.com/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8/ а вообще схемы штука полезная)

http://lawtoday.ru/razdel/biblo/igipr/009.php

http://www.rae.ru/forum2012/8/2818 о Двоеверии

http://www.christnv.ru/istoriya-khristianstva/part-2/2942-2-2 православие и двоеверие, православный сайт

http://gask.countries.ru/?pid=145 двоеверие

http://gkaf.narod.ru/rh-book/l-feod2/lf-02-04.html язычество и христианство

http://www.ateism.ru/articles/shatsky.htm сайт атеистов

http://scisne.net/a512 позиция советских историков в условиях перестройки

 

megapredmet.ru