История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Династия Маурьев. Династия маурьев в древней индии


Династия Маурьев

 

Надписи царя Ашоки

Надписи являются самыми древними точно датированными эпиграфическими памятниками Индии. Они представляют собой высеченные на камнях,колоннах и пещерах указы царя Ашоки,который величал себя Приядаси("Приятный на вид")и Деванампия("Милый богам"). Надписи сохранили богатый материал по политической истории,государственному управлению,общественной жизни,религии и культуре Индии эпохи Маурьев (IV-IIвв. до н.э.).Указы,кроме трех написаны на пракритах-среднеиндийских языках. Впервые надписи были прочитаны в 30-х годах ХIХв. Д. Принсепом.

Одна из надписей

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. Статус его в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Царь Ашока

 

Приход ко власти 

Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды — Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях

Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».

Традиция считает, что, увидив множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Маурья, царь Магадхи

Первая наскальная надпись Ашоки в Гирнаре

Индуизм и буддизм

Когда Ашока вступил на трон, в Индии было несколько религий, в том числе индуизм, ставший впоследствии господствующей религией. Буддизм основал Сиддхарта Гаутама (около 563–483 гг. до н.э.). До царствования Ашоки число его приверженцев было очень невелико, но Ашока поощрял распространение буддизма по всей империи.

Сиддхарта Гаутама был индийским принцем, который разочаровался в жизни во дворце. Он покинул свой дом в поисках просветленного образа жизни. Однажды он сел под фиговое дерево (впоследствии его стали называть Деревом Бо, или Деревом Просветления) и стал медитировать (концентрировать свое сознание). После 49 дней медитации он достиг просветления, то есть освобождения от всех людских страданий. Сиддхарту стали называть Буддой, то есть «просветленным». Он учил людей быть миролюбивыми, добрыми, бескорыстными и заботиться о других. Он также научил своих сторонников медитировать, чтобы постичь смысл жизни.

Ашока становится императором в империи Маурьев.

У Биндусары было много детей от различных жен. Сын Биндусары Ашока не мог претендовать на власть, так как его мать не была знатного происхождения.

Когда Ашока повзрослел, отец назначил его наместником в Аванди. Где он женился на дочери торговца и, вероятно, попал под влияние буддистов.

Наследником престола в империи Маурьев считался  сын Биндусары Сусума, который не пользовался авторитетом у  населения. В государстве начались волнения. Восстал  г. Таксила на северо-западе Индии, и Сусума не смог подавить восстание, но город открыл ворота перед Ашокой.

Когда Биндусары умер, то глава правительства короновал Ашоку (273-236 г до н.э.), как правителя Магадхи.

Исследователи утверждают, что приход Ашоки  к власти произошел в результате междоусобицы, это подтверждает факт, что в том же году Сусума был убит при попытке захватить столицу. 

Есть предположения, что с 273 по 268 год до н.э. в Индии была борьба за власть между Ашокой и его братьями, коронации Ашоки произошла в 268 г до н.э., то есть после окончательного утверждения у власти.

Император был некрасив, но пользовался уважением и поддержку у простого народа и чиновников.

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

Последние годы правления Ашоки и наследники 

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания, в том числе одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Культура при Ашоке

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения: Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

О свое деятельности, Ашона писал в эдикте от 242 года.

Резьба из храме Барута.Бодисатва в виде слона.

Ступа в Санчи, фрагмент "львиной капители".

Ступа Дхамек в Сарнатхе, Индия. Именно здесь, по преданию, Будда произнес свою первую проповедь. Первая ступа была возведена в Сарнатхе еще при Ашоке в 3 в. до н.э., а эту соорудили в 6 веке н.э.

Ступа Дхамек

Большая ступа рядом с городом Равалпинди, Пакистан

Ступа Тул Рукан рядом с городом Моро в Пакистане

Колонна царя Ашоки, 3 в. до н.э. Вайшали

На большинстве колонн высекались знаменитые эдикты царя Ашоки - первые письменные памятники Индии.Например, вот такие:

I Большой наскальный эдиктЭта надпись о дхарме высечена царем Пиядаси, наперсником богов. Ни одно живое существо здесь не следует приносить в жертву, умерщвляя. И празднество устраивать не следует. Великий грех ведь усматривает в празднестве царь Пиядаси, наперсник богов.

Но есть одни празднества, одобряемые царем Пиядаси, наперсником богов:

Прежде на кухне царя Пиядаси, наперсника богов, ежедневно умерщвляли для трапезы многие сотни живых тварей. Теперь же, когда высечена эта надпись о дхарме, только три живые твари умерщвляемы для трапезы: два павлина и одна антилопа, да и эта антилопа не всегда. Но даже эти три живые твари впредь не будут умерщвляемы.

XI Большой наскальный эдиктЦарь Пиядаси, наперсник богов, так говорит:Нет даяния, подобного даянию дхармы, восхвалению дхармы, раздаче дхармы, свойству по дхарме.

Вот что это такое:Должное отношение к рабам и слугам, послушание матери и отцу – доброе дело; (должное отношение к) друзьям, близким, родичам; даяние брахманам и шраманам – доброе дело; неубиение живых тварей – доброе дело.

Это должно говориться отцом и братом, и хозяином, и другом, близким, родичем – вплоть до соседа: «Вот что такое доброе дело, вот как следует поступать».

Колонна Ашоки в Лаурия Нандангарх

Раскопки Паталипутры столицы империи царя Ашоки. 3 в. до н.э. (Кликабельно) Паталипутра была полностью деревянным городом. На фото возможно крепостные стены города

Это нечто, похожее на дорогу мощеную деревянными бревнами. Раньше в Индии не было проблем с лесом, поэтому деревянными плахами мостили дороги даже между городами

А это видимо колонна дворца самого Ашоки, известно, что дворец царя единственный имел каменные колонны. Их вырубали мастера из Персии, так как сами индусы обрабатывать камень не умели. Скорее всего все колонны с эдиктами царя тоже создавали персы или их уже индийские ученики

 

XIV Большой наскальный эдиктЭта надпись о дхарме высечена царем Пиядаси, наперсником богов. Она бывает (высечена) вкратце, бывает в средней форме, бывает пространная. Ведь не всё повсюду высекается. Огромна ведь подвластная земля, и много написано, и напишу еще. И есть то, что повторяется снова и снова ради сладости этой цели, чтобы народ так поступал. А если что-то написано не полностью – это бывает с учетом местности или причины либо по оплошности писца.

Ашока стал «упасака», то есть светским последователем буддизма, и стал руководствоваться в  своей монашеской деятельности буддийскими моральными принципами. В его эдиктах появилось слово «дхарма», что означало  правильное поведение человека ведущего праведный образ жизни. Дхарма («Законы Благочестия») это свод моральных принципов в соответствии с буддийской моралью. По сути это были традиционные  этические положения понятные и принимаемые большинством населения,  такие как послушание родителей, уважение старших…Человеку стойкому и верному дхарме обещалось милость царя и  благополучие в следующей жизни. Призывы к изучению дхармы сочетались с призывами уважать религиозные учения. Политика распространения этих принципов стала важнейшей частью политики  Ашоки. Чиновника  вменялась в обязанность проверять, как исполняют дхарму буддисты, брахманисты, джайны, адживики.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

raskopkivostok.mirtesen.ru

ДИНАСТИЯ МАУРЬЕВ. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

ДИНАСТИЯ МАУРЬЕВ

Данных о правлении Чандрагупты и его сына Биндусары у историков крайне мало. Согласно пуранической традиции, каждый из них правил около четверти века. И Чандрагупта, и Биндусара, скорее всего, вели активную завоевательную политику. При первом из них в состав государства вошла значительная часть земель индийского севера. При Биндусаре предположительно были присоединены земли Западного Декана. По крайней мере, уже в период правления третьего царя династии, Ашоки, воевавшего лишь на восточном побережье, все эти области находились под властью правителя Магадхи.

И Чандрагупта, и Биндусара имели, вероятно, довольно широкие дипломатические сношения с государствами эллинистического мира. Так, с именем первого маурийского правителя связано пребывание в Паталипутре Мегасфена, посла Селевкидов, благодаря чему в античную традицию пришла вторая после сочинений спутников Александра волна достоверных сведений о далекой Индии. Труд Мегасфена, как и записки спутников македонского царя, не сохранился, однако его данные — о природе и народностях Индии, о социальном устройстве и облике столицы Маурьев — на протяжении многих лет и даже веков повторялись более поздними авторами (Страбоном, Аррианом и другими) и дошли таким образом до наших дней. Связи с эллинистическим миром (Птолемеевским Египтом) поддерживал и наследник Чандрагупты Биндусара. Впрочем, тесные контакты Индии с Западом сохранялись очень недолго. После образования во второй половине III в. до н. э. Парфянской державы они были прекращены. Поэтому во II в. н. э. грекоязычный автор Арриан, подданный римского императора Адриана, повторяет все те же сведения Мегасфена, описывая тем самым Индию пятисотлетней давности.

Наибольшую известность приобрел третий царь Маурийской династии, которого буддийская традиция называет Ашокой. Его правление до сих пор считается в Индии «золотым веком» истории. Сведений об этом царе неизмеримо больше, нежели о любом другом правителе эпохи Маурьев. Интересно, все же, то, что столь яркая фигура присутствует лишь в памятниках местной традиции. Античным источникам внук Чанрагупты был неизвестен вовсе. По крайней мере, ни одного упоминания его имени в греческих текстах нет.

В распоряжении историков имеется две группы источников, освещающих правление Ашоки: тексты буддийской традиции и памятники эпиграфики. Первая группа памятников хронологически относится к гораздо более позднему времени. Один из любимых героев буддийской традиции, Ашока чаще всего предстает в двух ипостасях, последовательно сменяющих одна другую: Чандашока («Жестокий Ашока») и Дхармашока («Праведный Ашока», каковым царь становится после обращения в буддизм). Чисто фольклорные сюжеты, составляющие основу легенд об этом царе, практически не дают никакой информации о реальном времени его правления, но в большей степени отражают особенность буддийской этики и мировосприятия.

Совершенно иначе выглядит материал, предоставляемый эпиграфическими памятниками (так называемыми эдиктами, или надписями Ашоки), которые, определенно, являются источниками, для Индии уникальными и в силу своего количества, и исходя из особенностей содержания. Практически все сведения, имеющиеся сегодня у историков о государстве Маурьев, почерпнуты из надписей Ашоки, или, как он сам себя называет в надписях, царя Пиядаси (санскр. Приядарши).

Прежде всего, эти тексты синхронны времени правления Ашоки и, что для Индии большая редкость, твердо датируемы. Установить хронологию их создания позволяет и то, что каждая из них имеют четкую внутреннюю датировку — указание на количество лет, прошедших со времени помазания царя Пиядаси; и упоминания эллинистических правителей, царствования которых, очевидно, были синхронными правлению самого Ашоки. По сравнению с эпиграфикой позднейшего времени надписи царя Пиядаси гораздо более развернуты и представлены в огромном количестве копий. Составленные на разных языках и диалектах Индии, они предоставляют бесценный этнографический материал, позволяющий реконструировать этнолингвистическую ситуацию в Индии конца I тысячелетия до н. э.

«Львиная капитель» колонны Ашоки. Сарнатх. Середина III в. до н. э.

Наконец (и с этого, пожалуй, следовало начать), составлявшиеся в царской канцелярии в Паталипутре надписи — это первые эпиграфические памятники Индии, и даже более того — первые письменные памятники (если не считать коротких надписей на хараппских печатях). Вопрос о происхождении индийской письменности крайне интересен и окончательного ответа, похоже, до сих пор не имеет. Однако есть все основания полагать, что письмо брахми, которым записана большая часть текстов (т. е. всех, кроме тех, которые были обнаружены в северо-западных областях державы), имеет местное, искусственное и довольно позднее происхождение. Вряд ли оно появилось существенно ранее самих эдиктов. «Брахми» является письмом слоговым; и визуально, и типологически значительная часть современных индийских алфавитов восходит именно к нему.

Кроме «брахми» в северо-западных областях державы использовалось письмо «кхароштхи», происходившее от арамейского алфавита, а также само арамейское письмо и греческий алфавит (для записи арамейских и греческих переводов текстов). Никаких прямых или косвенных данных, подтверждающих существование системы письма и тем более письменной культуры в Индии до правления Ашоки в настоящее время не выявлено (если опять же не брать в расчет эпоху Хараппы).

С надписями Ашоки связано и появление в Индии I тысячелетия до н. э. изобразительной традиции, утраченной после гибели Индских городов. Многие из надписей сопровождаются скульптурными изображениями существ и символов, знаковых для буддийского учения — льва, слона, быка, колеса, лотоса и т. д. Стилистика изображений отчетливо говорит о греко-персидском влиянии, под воздействием которого происходило становление индийской скульптуры.

Наконец, очевидно, в правление царя Пиядаси в Индии, многие века не знавшей традиций храмового строительства, появляются первые архитектурные памятники культового назначения. По крайней мере, вероятно, при Ашоке была заложена одна из самых знаменитых и древних буддийских ступ — в Санчи.

Надписи Ашоки составляют несколько серий, различающихся по времени создания и общему содержанию. Выделяются так называемые большие наскальные эдикты, малые наскальные эдикты, колонные эдикы, специальные эдикты, а также надписи, составленные по особым случаям (как, например, дарение пещер общине адживиков). Формой и стилем они, вероятно, представляли собой своеобразную ритмизованную прозу. Это, а также ряд пассажей в самих текстах, указывают на то, что надписи были предназначены для публичной декламации под звуки барабанов перед подданными великого государя.

Все надписи хронологически связаны с комплексами царских ритуалов — начиная с помазания на царство и заканчивая проводившимися с ведийской эпохи регулярными церемониями, направленными на обновление царства и омоложение царя. Но в то же время, сами тексты номинируются как своего рода нравственные наставления, приобщение к которым — это более действенный эквивалент совершения обрядовых действий. Древние ритуалы, таким образом, утрачивают свою значимость по сравнению с самой царской проповедью, изложенной в надписях Пиядаси (Ашоки).

Стержневым понятием этой проповеди оказывается дхарма, слово, которое в греческих надписях переводится как «благочестие». Однако, очевидно, что последним значением толкование его не может исчерпываться. В сущности, в дхарме Ашоки сливаются воедино и традиционные воззрения, типичные для индийской культуры, и элементы буддийской этики, и еще шире, ряд положений, отражающих общие тенденции в религиозных учениях эллинистического Востока. Сам царь именует эти принципы «древним правилом», подчеркивая тем самым, что ничего нового в положениях, содержащихся в надписях, нет. В сущности, дхарма — это ряд моральных требований, имеющих религиозное основание. Среди таковых — неубиение живых существ, послушание по отношению к старшим, почитание брахманов и прочих «святых людей», совершение дарений и тому подобное. Соблюдение этих простых принципов, согласно словам Пиядаси, делает доступным небесное блаженство не организаторам крупных ритуалов (представление, характерное для ведийской эпохи), но любому человеку, независимо от его социального статуса и имущественного положения. Царь же, проповедующий перед людьми, вместо того чтобы играть веками полагавшуюся ему роль доблестного воина-кшатрия, приобретает особое нравственное значение — роль духовного наставника.

Идея заботы о благе каждого конкретного человека — элемент этических учений эллинистической эпохи вообще, отличающий их от основных принципов более древних вероучений, ориентированных не на духовное благополучие индивида, а на благоденствие целого коллектива — племени, общины, царства и т. д. Таким образом, идеи, на которых строятся надписи Ашоки, с одной стороны, аккумулируют в себе ряд представлений, типичных для индийской традиции, с другой — находятся в полном соответствии с «веяниями времени».

Благодаря надписям Ашоки в общих чертах воссоздается облик первого в истории Индии крупного и относительно целостного государства. Прежде всего, места их обнаружения в большей или меньшей степени рисуют перед нами его территориальные рубежи (если допускать, что надписи размещались лишь в пределах государства). Важнейшее политическое значение имела Магадха. Не случайно в тексте эдиктов Ашока именует себя царем именно этой области. Остальные территории на разных правах и с разной степенью зависимости от центра существовали более или менее самостоятельно. Раз в несколько лет (в зависимости от величины, удаленности и значимости провинции — раз в три года или в пять лет) из центра в те или иные области государства направлялись чиновники, чей задачей являлось инспектирование дел на местах. Судя по текстам эдиктов, контроль центра над периферией был весьма условный. Не похоже, чтобы в этом государстве существовала четкая система налогообложения, единство мер и весов, подобие общегосударственного языка, тем более единая монетная система. Наблюдается и исключительная пестрота в административном делении и организации местного управления. Более того, очевидно, что с относительно развитыми областями чередовались земли, населенные полудикими народами, представлявшие собой своего рода внутреннюю племенную периферию.

Крупная держава, таким образом, при внимательном прочтении источников предстает перед нами весьма рыхлым и аморфным образованием. Реальной властью верховный правитель по всей вероятности обладал лишь на своих исконных землях — в Магадхе. Потому не исключено, что во время упомянутых выше инспекционных объездов провинций чиновникам приходилось от раза к разу напоминать местным жителям, в каком государстве и под властью какого царя они живут.

Однако нельзя в то же время и недооценивать ту роль, которую государство Маурьев сыграло в истории Индии. Совершенно очевидно, что более развитые области региона оказали позитивное влияние на развитие областей более отсталых — и в культурном, и в экономическом, и в политическом отношении. Однако этот момент оказался, в сущности, «палкой о двух концах». По мере ослабления центра и развития и усиления периферийных областей державы в последних появляются предпосылки к отделению от государства Маурьев и созданию собственных династий.

О последних годах правления Ашоки есть сведения лишь в относительно поздней буддийской традиции. Судя по всему, внутри династии происходили постоянные конфликты, прежде всего в отношении фигуры потенциального наследника престола, из чего следует, что четкой системы престолонаследия просто не существовало. Ослабление влияния самого царя на фоне усиления позиций части его приближенных нашло выражение в сюжетах буддийских легенд, согласно которым в конце жизненного пути праведный Ашока вовсе утратил власть и даже не имел возможности пользоваться царской казной для благочестивых деяний — дарений буддийским монахам.

О последних правителях Маурийской династии известно крайне мало. Противоречия данных буддийской и пуранической традиций не позволяют даже с уверенностью говорить о том, кто и в какой последовательности правил государством. После смерти Ашоки династия продержалась на престоле не более полувека. Ок. 180 г. до н. э. государство Маурьев прекратило свое существование.

Причины гибели этого первого крупного государства стоит искать в самой его сущности. Аморфное образование, номинально охватывающее огромные территории, но не имеющее единой административной системы и, скорее всего, на местах даже не осознающее себя единым государством, в любом случае не могло функционировать длительное время. Однако, как уже было сказано выше, этот краткий период стал тем катализатором, который во многом определил дальнейший ход истории для многих индийских регионов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Дашаратха (династия Маурьев) - это... Что такое Дашаратха (династия Маурьев)?

Дашаратха (252—224 до н. э.) — правитель империи Маурьев с 232 года до н. э. по 224 год до н. э. Он был внуком Ашоки и наследовал ему как император Индии.

В течение его правления ослабевала централизованная власть, и некоторые территории, принадлежавшие ранее империи, стали независимы. Он продолжил религиозную и социальную политику своего деда Ашоки. Дашаратха был последним правителем Маурьев, известным по эпиграфическим источникам.

Происхождение

Дашаратха был внуком правителя Маурьев Ашоки.[1] В большинстве текстов он представлен непосредственным наследником своего деда, однако некоторые источники, включая Ваю-пурану, дают различные имена и число императоров после Ашоки.[1] Среди внуков Ашоки наиболее часто упоминаются два — Сампрати и Дашаратха.[2] Последний описан в Вишну-пуране как сын и преемник Суясаса (сына Ашоки).[2] Полагают, что Суясас — это другое имя сына Ашоки и предполагаемого наследника Куналы.[2]

Правление

Историки Винсент Смир и Ромила Тхапар выдвинули популярную теорию разделения империи Маурьев между Куналой и Дашаратхой после смерти Ашоки.[3] По другим источникам, разделение произошло между Дашаратхой (восточная часть со столицей в Паталипутре) и Сампрати (западная часть со столицей в Уджайне).[4] Однако Смит написал, что «нет никаких ясных фактов для подтверждения этих гипотез».[5]

Ваю и Брахманда пураны упоминают трех правителей Маурья — Бандхупалиту, Индрапалиту и Дасону, идентификация которых сильно затруднена.[2] Возможно, они принадлежали к другой ветви династии Маурьев, и Дашаратха назначил их региональными губернаторами для удобства управления.[2]

Вскоре после смерти Ашоки пришел конец политическому единству империи Маурьев.[2] Дядя Дашаратхи Джалаука основал независимое государство в Кашмире. Согласно Таранатхе, другой принц Маурьев, Вирасена, объявил себя царем в Гандхаре.[2] Также откололась и Видарбха. Греческие источники подтверждают потерю северо-западных областей, которыми тогда управлял правитель Маурьев Софагасен (Субхагасена, вероятно преемник Вирасены).[2] Это близко к современному предположению о разделении империи на запад и восток.[3] Эпиграфические данные указывают, что Дашаратха сохранил имперскую власть в Магадхе.[6]

Различные династии Южной Индии, включая Сатаваханов были вассалами империи Маурьев, однако смерть Ашоки послужила причиной ослабления имперской власти на юге. Дашаратха сохранил некоторую власть в смежных областях со столичной, но отдаленные правители, включая правителей южных областей, покончили с центральной властью и утвердили свою независимость.[5] Династия Махамедхаваханов из Калинги (территория современного штата Орисса) также отделилась после смерти Ашоки.[5]

Религия

Несмотря на то, что Ашока был буддистом, в своих надписях он неоднократно называл себя Деванампия, что дословно означает «Возлюбленный богов» (на пали).[7] Употребление имени Деванампия и религиозная приверженность к буддизму характеризовали и Дашаратху.[7][8]

Культура

Известно, что Дашаратха даровал адживикам три пещеры в холмах Нагарджуни. Три надписи в пещере называют его Деванампией и свидетельствуют, что дарение произошло вскоре после его вступления на престол.[9]

Преемник

Согласно индуистским пуранам,[2] наследовавший Дашаратхе Сампрати был его сыном. Джайнские и буддийские источники[2] называют его сыном Куналы (что делает его возможным братом Дашаратхи).

Примечания

  1. ↑ 1 2 Asha Vishnu; Material Life of Northern India: Based on an Archaeological Study, 3rd Century B.C. to 1st Century B.C. Mittal Publications. 1993. ISBN 978-8170994107. pg 3.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Sailendra Nath Sen; Ancient Indian History And Civilization. New Age International. 1999. ISBN 978-8122411980. pg 152—154.
  3. ↑ 1 2 Buddha Prakash; Studies in Indian history and civilization. Shiva Lal Agarwala. 1962. pg 148—154.
  4. ↑ Rama Shankar Tripathi; History Of Ancient India. Motilal Banarsidass Publishers. 1942. pg 179.
  5. ↑ 1 2 3 Vincent A. Smith; The Early History of India. Atlantic Publishers & Dist. 1999. ISBN 978-8171566181. pg 193—207.
  6. ↑ Kenneth Pletcher; The History of India. The Rosen Publishing Group. 2010. ISBN 978-1-61530-201-7. pg 70.
  7. ↑ 1 2 Ram Sharan Sharma; Perspectives in social and economic history of early India. Munshiram Manoharlal Publishers. 1995. ISBN 978-8121506724. pg 107.
  8. ↑ Lal Mani Joshi; Studies in the Buddhistic Culture of India During the 7th and 8th Centuries A.D. Motilal Banarsidass Publishers. 1977. ISBN 978-8120802810. pg 362.
  9. ↑ Romila Thapar; Aśoka IAST and the Decline of the Maurya. Oxford University Press. 2001. ISBN 0-19-564445-X. pg 186.

dic.academic.ru

Древняя Индия до империи Маурьев

Количество просмотров публикации Древняя Индия до империи Маурьев - 94

Древняя Индия

Первые посœелœения в долинœе реки Инд появились в IV тыс. до н. э. Между 2700 и 2500 ᴦ. до н. э. возникли правильно спланированные города, сформировались первые очаги цивилизации, названные по современным городам, около которых производились археологические раскопки: Мохенджо-Даро, Хараппа. Было установлено, что еще в III тыс. до н. э. в этой угасшей цивилизации существовали крупные (площадь Мохенджо-Даро составляла 250 га, а Хараппы – 150 га) спланированные по кварталам и улицам города, со стандартными домами из обожженного красного кирпича, с канализацией, колодцами и смотровыми люками. Города являлись центрами ремесла и торговли. Существовало развитое земледелие и имущественное расслоение населœения.

Что касается общественного строя этой цивилизации, то он остается областью гипотез. По всœей видимости, у власти стоял класс жрецов. Основная масса населœения состояла из земледельцев, рыбаков и скотоводов-кочевников. К ʼʼсреднему классуʼʼ относились ремесленники, а к элите – богатые купцы, торговавшие со всœей долиной Инда и даже добиравшиеся до Шумера. Торговцы и горожане знали письменность. В городах использовались стандартные меры и весы: весовая единица составляло около 14 грамм, а длину измеряли в ʼʼлоктяхʼʼ (примерно 53 см).

К 1600 году до н. э. города приходят в упадок, возможно, связанный с наводнениями или изменением речного русла (что приводило к частым неурожаям и экономическому кризису). В конце-концов в долину через Центральную Азию вторгаются индоевропейцы (арии), завоевавшие племена мундов и дравидов и принœесшие совершенно иную культуру, названную в честь памятника религиозной индийской литературы Ригведы – ведийской.

Ведийское общество находилось в стадии формирования протогосударств. У арийцев семьи были патриархальными. Деревней руководил родоплеменной вождь – ганапати, который ведал религиозными вопросами, общественными работами и распределœением продуктов труда. Важнейшие вопросы племени и общин разрешались на собраниях – сабхе или самити, на которых присутствовали только мужчины. Выборный правитель нескольких племен назывался раджа (от санскритского ʼʼцарьʼʼ, ʼʼправительʼʼ), который должен был защищать подданных. Постепенно власть раджи усиливается за счёт сокращения полномочий собрания и около него образуется совет из глав администрации, военной и жреческой знати – паришад. Постоянную дружину племени стал возглавлять сенапати. Большое значение приобретает царский жрец и его первый советник раджи – пурохита. Впоследствии царская власть из выборной становится наследственной.

Об истории государств Древней Индии с момента завоевания арийцами и по VI в. до н. э. нам ничего не известно, кроме сохранившихся культовых гимнов. К серединœе VI в. до н. э. там существовало около 16 протогосударств (великих стран). Из них выделяются государства Кошалы и Магадха, соперничавшие между собою. Объединительным центром становится Магадха. С VI в. до н. э. там распространяется буддизм, много способствующий централизации ʼʼвеликих странʼʼ. Основателœем нового вероучения был Сиддхартхи Гаутама, получивший имя Будды (бук. просветленный). Во время правления династии Нандов магадхское государство отразило нашествие Александра Македонского.

В IV в. до н. э. в Магадхе устанавливается новая династия Маурьев, образованная Чандрагуптой из рода Маурьев, возглавившим движение против Александра Македонского. Это государство распространило свое влияние на обширную территорию Индостана. Наибольшее возвышение произошло в III в. до н. э. при царе Ашоке, когда государство становится относительно централизованным и включало большую часть территории современных Индии и Пакистана, ряд иных областей. При его преемниках империя была поделœена на западную и восточную части. В начале II в. до н. э. северо-западную часть завоевывают греко-бактрийцы и к концу I в. до н. э. держава Маурьев перестала существовать.

referatwork.ru