История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ План урока Организационный момент. План культура древней руси


Культура Древней Руси IX- XII вв План

Культура Древней Руси IX- XII вв

План урока • Архитектура Древней Руси • Искусство Древней Руси • Развитие ремесла в 9 -13 вв. • Быт народа

Источники культуры Древней Руси Древнерусская культура Наследие восточных славян Культура неславянских народов и соседей Культура Византии

1. 2. 3. 4. 1. Миссионеры, создавшие первые варианты славянской азбуки Борис и Глеб Рюрик и Олег Ольга и Владимир Кирилл и Мефодий

2. «Повесть временных лет» была создана в: 1. 2. 3. 4. В начале XII В конце XI В конце XII

3. «Слово о законе и благодати» было написано киевским митрополитом 1. 2. 3. 4. Нестор Даниил Иларион Владимир

4. Создание «Слова о полку Игореве» относится к 1. 2. 3. 4. концу XII в. первой половине XI в. концу XIII в. началу XII в.

5. Письменность в Киевской Руси стала известна с 1. 2. 3. 4. VIII в середины IX в. начала Х в. после принятия христианства

6. Создателем «Повести временных лет» был 1. 2. 3. 4. Даниил Владимир Нестор Иларион

2 3 5 4 6 7

2 3 5 4 6

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: … городы великими, селы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!…» «Слово о погибели Русской земли» .

Архитектура Древней Русидуша народа, воплощенная в камне.

Шатер — высокое четырех-шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие церкви, колокольни. Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены. Неф — (дословно "корабль") продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол. Апсида — алтарный выступ вхраме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь. Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Десятинная церковь

Десятинная церковь. Киев. северный фасад мозаичный пол 989 г. восточный фасад план остатки фундамента

Десятинная церковь

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве Благовещение Богоматерь Оранта и полуфигура Вседержителя Евхаристия Наталия святая

Реконструкция Софийского собора

Богоматерь Оранта Благовещение

Софийский собор

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Ворота Софийского собора

Софийский собор в Новгороде Константин и Елена лик Константина

Архитектура Владимиро. Суздальского княжества

Церковь Покрова на Нерли

Борис Чичибабин Храм Покрова Мы пришли с тобой и замерли И забыли все слова Перед белым чудом на Нерли, Перед храмом Покрова, Что не камен, а из света весь, Из любовей, из молитв…

Подпишите выделенные элементы

Подпишите выделенные элементы 3 1 2

Искусство Древней Руси

иконопись • И конопись (от икона и писа ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению

Иконописец Алимпий

Новгородская школа

Ярославская школа Ярославская Оранта Киевская Оранта

Картина , написанная водяными красками по сырой штукатурке фреска мозаика Картина из вдавленных в штукатурку стекловидных камешков

Ремесло в 9 -13 в.

Художественное ремесло. ювелиры зернь скань Мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней Напаивание узора из мельчайших шариков-зернышек Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой ( серебряной) проволокой

Быт в 9 -13 вв.

Русский костюм • • • Зипун Понева Онучи Серьги Гривны • • • Шапка Штаны Рубаха Юбка Лапти

Мужская традиционная одежда

1 2 3 4 5 6 7 8

present5.com

Культура Древней Руси 9 -12 века План

Культура Древней Руси 9 -12 века

План 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Особенности культуры Былины Письменность и грамотность Литература Зодчество Изобразительное искусство Музыка Художественное ремесло

1. Особенности культуры Культура Древней Руси складывалась из: 1. культуры восточных славян 2. культурных достижений окружающих её народов 3. культуры Византии 4. христианской культуры

2. Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. ‒ Илья Муромец ‒ Добрыня Никитич ‒ Алёша Попович ‒ Микула Селянинович Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Устное народное творчество Загадки Заговоры Заклинания Пословицы Поговорки Сказки Песни Былины

3. Письменность и грамотность У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9 -10 веках.

При церквях и монастырях открывались школы. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия» . Книги были рукописные. Украшались книги миниатюрами – небольшими картинками, иллюстрирующими текст.

На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались деловой информацией, писали письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Новгородская берестяная грамота

4. Литература В 11 веке на Руси зарождается древнерусская литература. Первыми произведениями были летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» . Была создана около 1113 г. Монахом Киево. Печорского монастыря Нестором.

В первых строках летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, откуда Русская земля стала есть? » Летописец повествует о становлении Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей об отношении с другими государствами и народами.

Жанры древнерусской литературы Жития – описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. «Житие Бориса и Глеба» . Слово – торжественное и поучающее обращение. «Слово о законе и благодати» написал Иларион, первый киевский митрополит.

5. Зодчество На Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены. После принятия христианства на Руси начинается каменное строительство. • Десятинная церковь • Софийский собор в Киеве • Софийский собор в Новгороде • Храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде

Десятинная церковь в Киеве 989 -996 гг.

Софийский собор в Киеве 1037 -1041 гг. МАКЕТ Современный вид

Софийский собор в Новгороде 1045 -1050 гг.

6. Изобразительное искусство Применялось при оформлении внутреннего убранства соборов, церквей. Стены покрывались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Иконы

Интерьер Софии Киевской

Владимирская Богоматерь

7. Музыка На Руси получили развитие народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Песенный фольклор сопровождался игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах.

8. Художественное ремесло Оружейники изготавливали копья, мечи, щиты, кольчуги. Ювелиры делали дорогие украшения: сережки, браслеты, подвески, кольца, ожерелья. Они использовали сложную технику изготовления – зернь, скань, перегородчатуая эмаль.

СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. ПОНЯТИЯ ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. СХЕМА

Домашнее задание 1. Выписать основные достижения развития культуры Руси в изучаемый период.

present5.com

План урока: Особенности культуры Древней Руси. Письменность и литература. Зодчество и изобразительное искусство. Ремесло

Тема: Культура Руси IХ-ХII веков на Руси

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  • Познакомить учащихся с культурой и особенностями культуры Древней Руси.

  • Развивать интерес у учащихся к произведениям прошлого Руси.

  • Воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская…

План урока:

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Письменность и литература.

  3. Зодчество и изобразительное искусство.

  4. Ремесло.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало урока

2. Актуализация опорных знаний

В современном мире существуют различные толкования понятия “культура”.

  • Культура – возделывание, обработка.

  • Культура – целостное, системное единство составных ее частей.

  • Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые постоянно создаются и накапливаются человечеством.

  • Культура –  исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

– Подходят ли нам эти определения?

3. Изучение нового материала

1) Особенности культуры Древней Руси.

- В чем состояло Византийское влияние на развитие Руси? Каково положительное значение этого для Руси. В чем оно проявлялось? Это потребность и готовность восприятия достижений высокоразвитой культуры;

  • Русь была не пассивным объектом его приложения, а играла активную роль в этом процессе;

  • Заимствование подвергалось глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.

– Какие задачи стояли перед русскими мастерами?

  • Идея единства;

  • Идея прославления князей;

  • Оценка исторических событий и деятелей.

Наиболее интенсивными культурные связи с Византией были до середины XII века.Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства.Таким образом, мы делаем вывод, что культурное взаимодействие Русского государства с зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства.

2) Фольклор Древней Руси.

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни.Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания отразились в “Слове о полку Игореве”, и в “Повести временных лет”.

Демонстрация ЦОР Слово о полку Игореве

- Прочтите словарную статью и ответьте на вопросы:

- О чем рассказывается в этом произведении? В каком году оно создано? Кем открыт? Когда потерян?

Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Вершиной устного народного творчества является былина.

Самостоятельная работа с текстом. ЦОР Словарная статья  Былина

- Что отличает былины от других произведений?

- Кто являлся главными героями былин?

– Какие былины вы можете назвать?

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде

ЦОР Берестяные грамоты

  1. Определите, о чем идет речь в берестяных грамотах?

  2. Опираясь на текст грамот, докажите, что грамотность в Новгороде была широко распространенным, обыденным явлением?

Одними из основных оригинальных жанров литературы стало летописание. Дошедшая до нас летопись “Повесть временных лет” была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. (Иллюстрация – в учебнике)

Работа с “Повестью временных лет” по вопросам:

– Почему князь Игорь пошел на поводу у дружины и вернулся к древлянам?– Что означают слова “творили насилие над ними мужи его”?– Какой вывод можно сделать о силе власти князя?

Таким образом, мы делаем вывод, что в Киевской Руси данного периода люди стремились отразить события в устном народном творчестве и в письменных источника.

3) Зодчество Древней Руси.

До конца X века на Руси не было монументального зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на развитее каменной архитектуры. Вершиной зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами.

Демонстрация ЦОР Софийский собор в Киеве

Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде, Полоцке.

Демонстрация ЦОР Софийский собор в Новгороде

Сравнение соборов.

-Что общего в этих соборах? В чем отличие?

Вывод: единство Древнерусского государства, растущая сила и могущество местных князей, стремление состязаться с Киевом, утвердить растущую самостоятельность.

4) Монументальная живопись.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи – мозаика, фреска, иконопись.

Работа над понятиями.

Демонстрация ЦОР Богоматерь Оранта

ЦОР Иконопись

Самостоятельно изучите статью и запишите определение.

Демонстрация ЦОР Ангел Златые власы

Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным “евангелием для неграмотных”. Фигуры писались плоскими и неподвижными. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Суровой красотой отличаются мозаики и фрески. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.Из всего увиденного можно сделать вывод, что древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали места для строительства зданий. Они были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Отсюда органическое слияние их творений с природой.

5) Прикладное искусство.

Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Выписывают понятия:

  • Художественное ремесло – ремесло, отвечающее требованиям искусства;

  • Прикладное искусство – художественное изготовление предметов быта;

  • Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;

  • Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;

  • Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки.

Рассмотриваются иллюстрации в учебнике. Учащиеся делают вывод.

Таким образом, все эти иллюстрации говорят о высоком художественном вкусе и таланте русских ремесленников и о том, что город являлся центром ремесла.

4. Закрепление изученного

Тест

1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:

  • черты и резы;

  • глаголица;

  • кириллица.

2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:

  • икона;

  • миниатюра;

  • мозаика.

3. Автором “Повести временных лет” был:

4. Первый православный храм, построенный в Киеве:

  • десятинная церковь;

  • Софийский собор;

  • Пятницкая церковь.

Сегодня на уроке мы только приоткрыли страничку культуры Древней Руси.Древнерусское искусство – это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной деятельности на заре национальной истории.

refdb.ru

Лекция 7. Культура Киевской Руси. План

1. Культура Киевской Руси до принятия христианства:

  1. Христианство и его значение для культурного развития украинского народа.

  2. Расцвет культуры Киевской Руси.

Культура Киевской Руси - одна из самых богатых, самобытных и высокоразвитых культур своего времени. Она стала основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов.

В 9 веке (882 г.) восточнославянские племена объединились в единое государство Рюриковичей – Киевскую Русь.

1. Культура Киевской Руси до принятия христианства:

1. На ранних этапах экономическое развитие Киевской Руси отличалось высоким уровнем. 15% населения проживало в городах - это был 1 из самых высоких показателей в тогдашнем мире.

2. Крупнейшим городом был Киев, основанный славянским племенем полян, с населением - 40 тыс. человек. Для сравнения, в Париже в то время проживало 20 тыс. человек, в Лондоне – 15 тыс. чел. В других городах Киевской Руси (Чернигов, Полоцк, Смоленск, Переяслав) – 5-7 тыс. чел.

3. В городах Киевской Руси насчитывалось до 40 видов ремесел, наиболее развитыми из которых были: гончарное, кузнечное, столярное, ювелирное, кожевенное, оружейное.

Русь славилась своей керамикой, вышивкой, изготовлением доспехов (кольчуг).

Большого развития достигло искусство обработки дерева. Так как Русь считалась страной лесов. Строились деревянные избы, терема, ворота, лодки, сани, домашняя утварь. Все это украшалось красивейшей резьбой и орнаментом.

На весь мир славилось ювелирное искусство: изготовляли амулеты, серьги, гольца, пряжки и др. На этих изделиях у восточных славян присутствовал поздневарварский «звериный стиль».

4. Сельское население занималось преимущественно земледелием с использованием плуга, серпа, косы, бороны, тяглового скота, скотоводством, рыбной ловлей, охотой, собирательством.

2. Культура Киевской Руси тесно связана с религиозным мировоззрением славян.

Христианство известно на Руси с конца 9 в.

Знакомство с христианской верой происходило постепенно в связи с походами Киевских князей в Константинополь, торговыми связями с византийскими купцами. Уже княгиня Ольга, первая из княжеского рода приняла христианство.

Официально было принято на Руси князем Владимиром в 988 г., впоследствии названным «Святым».

Принятие христианства имело огромное значение для развития культуры Киевской Руси:

  • Способствовало появлению и распространению грамотности, литературы, науки (христианские книги, и т.д.).

  • Положило начало развитию каменного зодчества и изобразительного искусства, которое проявилось в мозаике, фресках, иконописи, книжной миниатюре.

  • Расширились культурные и торговые связи с европейскими народами Византии, Франции, Германии, Англии, Италии.

  • Киевская Русь выдвинулась в число передовых стран раннесредневекового мира.

Однако на окраинах Русской земли население еще долго придерживалось языческой веры, совершая культы и обряды.

В таком виде они дошли и до наших дней:

  • Рождество Вселенной – празднуется как Рождество Христа;

  • Масленица – проводы зимы;

  • 40 мучеников – заклики Весны;

  • веснянки на Пасху;

  • праздник Ивана Купала.

В том, что христианское учение стало близким и понятным народу, была большая заслуга монастырей и монашества.

Христианство объединило под своей эгидой все отрасли культуры.

Именно храмы и монастыри – София Киевская, Спас Черниговский, Печерский и Выдубецкий монастыри были одновременно и центрами образования, библиотеками, центрами создания культурных ценностей.

Образование и просвещение.

1. Письменность у славян существовала еще во времена язычества.

  • Вначале это было примитивное пиктографическое письмо.

  • Создание славянской азбуки связывают с именами Кирилла и Меффодия (9 век). Вначале это был алфавит – глаголица, позже на основе глаголицы и греческого письма возникает более совершенная азбука кириллица, которой написаны известные нам памятники древнерусской литературы.

1.Существовали такие типы школ:

1. Монастырские, начальные школы

Начальные школы образовывались при крупных монастырях. По некоторым данным, Анна Всеволодовна (с 1068г. монахиня Андреевского монастыря в Киеве) основала при нем школу для девочек, в которой обучала грамоте, пению и рукоделию.

2. Монастырские высшие школы, (например, при Киево-Печерском монастыре), в

которых велось книжное обучение (высшее), при котором изучались богословие, философия, грамматика, риторика, пение, история.

Знания получали от учителей и из литературы.

Уже при княжении Владимира Святославича в Киеве существовала государственная школа, что подтверждается летописью: «И начал посылать забирать детей у нарочитых мужей своих и от­давать их на обучение книжное».

Ярослав Мудрый во время своего княжения приказал создать школы и обучить грамоте триста детей.

2. Среди государственных деятелей Руси было много высокообразованных людей, были они и среди князей, и среди церковных деятелей. Они владели иностранными языками, знали античную, византийскую и западноевропейскую историческую, богословскую и художественную литературу.

3. Выдающаяся роль в распространении образования принадлежала Софии Киевской, в которой была собрана первая библиотека и основана книгописная мастерская при Ярославе Мудром.

Книги, которые выходили из-под пера монахов-писцов, становились основой для но­вых библиотек, в том числе и в Печерском монастыре. Со временем такие мас­терские и собрания книг возникли и в других городах.

Литература.

1. Выдающимся явлением культурной жизни не только Киевской Руси, но и средневековой Европы, было летописание.

Летопись – последовательное хронологическое изложение основных исторических событий.

Некоторые исследователи считают, что отдельные записи исторического характера велись в Киеве еще при князе Аскольде, то есть со второй половины IX в.

А) Первый летописный свод историческое произведение, в котором подводятся итоги деятельности Владимира Святославича и его предшественников, - написан в 996-997гг

Б)Летопись, которую исследователи условно назвали Древнейшим Киевским сводом, была написана в 1037-1039гг. при Софийском соборе. Заканчивается она большой хвалебной статьей Ярославу Мудрому. ч

В) Летописание ведется и в Десятинной церкви, и в Киево-Печерском мона­стыре. Именно здесь в начале XII в. (1113г.) создается летописный свод, названный «Повестью временных лет». С течением времени форма произведе­ний несколько изменяется: появляются семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей, повести о княжеских преступлениях и тому подобное.

Г) В середине XII в. центром летописания становится галицийский город Холм. Именно здесь была создана начальная часть Галицко-Волынской летописи. доведенной до 1260г. Это связный рассказ, автор которого перечисляет киев­ских князей от Аскольда до воеводы Данилы Галицкого - Дмитрия, описывает борьбу с боярами, превозносит князя и его дружину. В ней много народных по­говорок, пословиц. Следующая часть летописи была дописана во Владимире-Волынском при князе Владимире Васильковиче и его преемниках.

Литература княжеской поры носила ярко выраженный религиозный характер.

studfiles.net

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ План презентации 1 Литература

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

План презентации: 1. Литература 2. Архитектура 3. Живопись

Древнерусская литература Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия» . Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет» , сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести» , монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве» , датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича.

Литература Слово о Законе и Благодати Илларион Поучение Владимира Мономаха Чтение о Борисе и Глебе «Моление Даниила Заточника» «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» Притчи Кирилла Туровского

Древнерусское Зодчество Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3, 5 километра.

Десятинная церковь. Десяти нная це рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Софийский собор (Киев). Собо р Свято й Софи и (Софи йский собо р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м. кв. ) и фресок (3000 м. кв. )[1] первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская В 1990 году Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Софийский собор (Новгород) Собо р Свято й Софи и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[2], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005— 2007 произведена реставрация куполов собора.

Софийский собор (Полоцк) Софи йский собор — кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030— 1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5, 85 метра. Макет первоначального облика Софийского собора

Борисоглебский собор (Чернигов) Борисогле бский собо р (укр. Борисоглі бський собо р) — усыпальница князей рода Давидовичей, построенная в 1120— 1123 года. Впоследствии главный храм кафедрального монастыря, ликвидированного указом русской императрицы Екатерины ІІ в 1786 году.

Церковь Покрова на Нерли Це рковь Покрова на Нерли' (Покро в на Нерли') — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры» . Татищев уточняет в «Истории Российской» , что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси

Пятницкая церковь (Чернигов) Пя тницкая це рковь (укр. П‘я тницька це рква) была построена черниговскими посадскими людьми в конце XII — начале XIII столетий на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов. На протяжении своего существования церковь неоднократно разрушалась и сжигалась во время вражеских нападений на город. Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик. В 1941 году церковь была разрушена практически полностью. [1] Чудом уцелела колокольня, но впоследствии (в 1963 году) она была разобрана — по одной версии, мешала строительству областного драматического театра им. Шевченко, по другой — на кирпич для восстановления храма. Долгое время церковь оставалась разрушенной.

Богородице-Рождественский собор (Суздаль) Богоро дице-Рожде ственский собо р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами. По версии Г. К. Вагнера, уже в 1148 г. собор был разобран, после чего возведен заново. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века.

Боголюбский монастырь Боголю бский монасты рь Рожде ства Богоро дицы (c XIX века в честь явле ния Боголю бской ико ны Бо жией Ма тери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви). Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Дмитриевский собор (Владимир) Дми триевский собо р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский» ) — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.

Золотые ворота (Киев) Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3, 5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади. Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.

Живопись Древней Руси «Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово» , воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» .

Мозаика Алтаря Киевской Софии. Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь» . В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено

Фрески. Роспись растительными красками на сырой штукатурке. Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199.

Иконы. Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Богоматерь Оранта (Знамение). Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия.

Одигитрия Синайская. Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него.

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление.

Влади мирская ико на Бо жией Ма тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной.

Спас Нерукотворный. Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков.

present5.com

Культура Древней Руси План урока 1 Особенности

Культура Древней Руси

План урока 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Устное народное творчество Что мы подразумеваем под термином УНТ? Песни Былины Сказания А. Васнецов. Три богатыря. Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват.

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н. 12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет» . Страница из летописи Летопись – погодная запись событий Нестор

Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголица Миниатюра из рукописной книги.

Письменность и грамотность. Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписиграффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр. Граффити

Берестяные грамоты

Зодчество и живопись. План Киева в середине XII века. Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3, 5 километра.

Золотые ворота в Киеве Золотые Это— мощная ворота башня с боевая были возвышавшейся над главным нею церковью въездом в Благовещения — Киев. вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду. Реконструкция.

Зодчество и живопись. Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв. м. мозаик и 3 тысячи кв. м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаики Софийского собора в Киеве

Иконопись Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Иконопись Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве. Мог быть “лицевым” и “словесным”

Художественное ремесло • Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – Гривна Владимира Мономаха каменные формочки.

Художественное ремесло Сережкаподвеска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича Воин в доспехах Кольчуга оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.

present5.com

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ План урока Организационный момент

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

План урока Организационный момент Проверка д/з Изучение нового материала - особенности культуры Древней Руси - устное народное творчество - просвещение - литература - зодчество - художественное ремесло n Закрепление n n n

Особенности культуры Древней Руси n Понятие культура совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей

Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян: - древние мифы и сказания - искусство кузнецов - резьба по камню и дереву n Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси n Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства. Появилось: - строительство храмов - иконопись - церковные книги n

Культурное значение принятия христианства n n n n Дало мощный толчок развитию письменности и грамотности Была введена славянская азбука Открыты школы при монастырях Произошло зарождение русского летописания Произошло зарождение русской литературы Появились иконопись, мозаики, фрески Началось храмовое строительство

Виды древнерусской литературы Литература былины летопись Житие слово

Народное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей - Илья Муромец - Добрыня Никитич - Алеша Попович - Микула Селянинович n Основные идеи: - освобождение своей земли - защита земли Русской от врагов n

Литература n Летопись-запись происходивших событий по годам - Нестор «Повесть временных лет» n Житие – биография человека, причисленного к лику святых n «Слово» - торжественное и поучающее обращение

Зодчество деревянное каменное

Деревянное зодчество n Особенности - многоярусность строений - наличие разнообразных пристроек - увенчание построек теремами и башенками - художественная резьба по дереву

Типы деревянного зодчества зодчество Крестьянские избы С 50 Княжеские и боярские терема С 47 Городские крепости С 37

Каменное зодчество Десятинная церковь - Киев n Софийский собор – Новгород n Храмовое строительство в других городах n Особенности каменного строительства на Руси n

Художественное ремесло n n n Фрески – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков Зернь- узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков Скань – ажурный узор из золотой или серебряной проволоки Эмаль – прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет

Домашнее задание n Параграф 7 n Рабочая тетрадь № 4, 5 с 20

present5.com