Древние мудрости. мудрость древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мудрецы древности. Древние мудрости


11 Сила древней мудрости - Разъяренный повар. Как псевдонаука не дает нам нормально поесть - Энтони Уорнер - rutlib5.com

11 Сила древней мудрости

Я не ведусь на древнюю мудрость.Я не верю, что живучесть идеи говорито ее ценности.Тим Минчин, песня «Белое вино на солнце»(White Wine in the Sun)

Все токсины оседают в виде налета на языке, так и хочется от них избавиться. Я использую скребок для языка. Вы можете купить такие в индийских аюрведических магазинах.

Жасмин Хемсли

Беспомощнее всего велнес-индустрия выглядит, когда цитирует древние мудрости, чтобы что-то доказать. Так, на сайтах, которые посвящены здоровому питанию, для обоснования всевозможных нелепостей часто цитируют Гиппократа, например популярное: «Пусть пища будет твоим лекарством, а лекарство – пищей» и «Все болезни начинаются в кишечнике». В велнес-сообществе высказывания «отца современной медицины» считаются истиной в последней инстанции. Но Гиппократ говорил и следующие замечательные вещи: «Евнух никогда не болеет подагрой и не лысеет» и «Врач, не знающий астрологии, не имеет права называть себя врачом». Просто эпоха была совсем другой, и наше понимание Вселенной здорово развилось со времен Гиппократа. Несмотря на то что его влияние на современную медицину не подлежит сомнению и его работы вывели лечение на новый уровень, Гиппократ многого не знал и во многом ошибался. Любую ерунду можно подкрепить древней цитатой, но это не значит, что такие цитаты имеют отношение к современной медицине. И вот мы подходим к седьмому правилу Разъяренного повара и к теме этой главы: они будут цитировать древние мудрости и ожидать, что вы примете их как факт.

К сожалению, недостаток доказательств не мешает многим древним мудростям оказывать сильное влияние на велнес-индустрию и индустрию здоровья. За исключением цитат Гиппократа, мудрости Древней Греции рассматриваются редко, и многие архаичные системы медицинских убеждений, связанные с христианством и исламом, тоже игнорируются. Как мы видели на примере Роберта Янга и его увлечения плеоморфизмом, многие современные бредни, связанные с питанием, восходят к противоречиям, расколовшим медицинское сообщество на рубеже XIX – XX веков. Более подробно мы поговорим об этом в следующей главе. А сейчас я хочу сосредоточиться на двух гораздо более древних системах убеждений, которые уже долгие годы сильно влияют на сообщества, связанные с альтернативной медициной и питанием. В этой главе мы рассмотрим традиционную китайскую медицину и практики аюрведы, чтобы понять, почему они так живучи и что могут рассказать нам о новых причудах, связанных с питанием.

Традиционная философия кулинарного здоровья

В великолепной книге «Кухня и империя» Рейчел Лодан в деталях описывает традиционные системы кулинарных убеждений, которые развились после появления сельского хозяйства, и выявляет точки соприкосновения между ними. Христианство, буддизм, иудаизм и ислам радикально трансформировали эти древние системы по всему миру, но не уничтожили их полностью, и на то были причины.

Древние «истины» или то, что от них осталось, передавались из поколения в поколение на словах, устно. Письменных учений сохранилось не много. Из-за древнего и загадочного происхождения этих «истин» велик соблазн посчитать их чем-то органичным и благотворным. Религиозные правила питания редко выходят за пределы веры. Но смутная духовность, лежащая в основе аюрведы и китайской медицины, спокойно вписывается в современную альтернативную культуру, особенно та ее часть, что касается диет.

Эти системы во многом основаны на принципах иерархии: все на земле имеет свое место, занимает свою ступень кулинарной лестницы. Растения питает земля, животные едят сырую плоть или растения, и только люди употребляют в пищу приготовленные зерна и приготовленное мясо.

Контролировать свою пищу – значит отделять себя от животных. Готовка и сельское хозяйство сделали нас цивилизованными, это привело к развитию торговли и появлению городов-государств. В древних религиях во всем мире приготовление пищи на огне зачастую связывалось с очищением: жар – это трансформация, он означает расстояние, которое отделяет нас от дикого мира природы.

В основе большинства древних убеждений, связанных с едой, лежат общие темы, в первую очередь разделение Вселенной на элементы. Во времена Гиппократа говорили, что это воздух, огонь, земля и вода и что они соотносятся с темпераментами, которые определяются жидкостями тела (кровью, желтой желчью, черной желчью и лимфой). Считалось, что преобладание того или иного элемента или темперамента может провоцировать болезнь, определяет характер и другие качества. Потребление еды влияет на уровень жидкостей и темперамент, так что с помощью еды можно лечить или, наоборот, причинять вред. Похожие идеи пронизывают и аюрведические системы в Индии, а также существуют в рамках традиционной китайской медицины.

Аюрведа

Во многом близкая убеждениям, принятым в древнегреческой медицине, аюрведа концентрируется на существовании трех дошей, или жизненных сил. Они называются Вата, Питта и Капха, наполняют космос и человеческое тело. Их баланс определяет характеристики каждой части Вселенной. Вата сопряжена с дыханием и воздухом, Питта – с огнем и пищеварением, а Капха – с водой и здоровьем. С дошами связаны три темперамента – Раджас, Саттва и Тамас, на которые влияет потребление различной пищи. Раджас считается активным, горячим и страстным, связанным с кровью, в большом количестве содержится в мясе. Саттва – сбалансированный, холодный и чистый. Он присутствует в теле в обличии молока и спермы, содержится в рисе, масле и сахаре. Тамас – инертный, тяжелый, тупой, темный и злой. Его материальный эквивалент – жир, и он содержится в несвежих продуктах.

В аюрведе широко распространено убеждение, что темперамент человека можно изменить с помощью различной еды. Также считается, что соотношение между дошами определяет твое место в космосе. Эту мысль часто использовали, чтобы укрепить социальную иерархию высокой и низкой кухни. Она также ведет к убеждению, что место, где ты родился, – это место, где баланс твоих темпераментов наиболее соответствует балансу во Вселенной. В древнем мире аюрведы покинуть место своего рождения – физически или социально – считалось очень опасным для здоровья. Бедняки работали на земле, на которой родились, и ели бедную еду, поскольку ошибочно верили, будто перемены сделают их больными.

Легко представить, как эта система эволюционировала, чтобы держать людей в узде, уничтожать амбиции и лишать мобильности, убеждать бедняков оставаться бедняками и сохранять элиту неприкосновенной. Вот она, древняя мудрость, которая оправдывала ксенофобию и классовое деление. Это была культура эссенциализма, в рамках которой диета определяла твои человеческие качества и все аспекты твоего здоровья. Переходить границы, пытаться изменить свою жизнь, поверить во что-то, кроме судьбы, предопределенной с рождения, значило идти против воли Вселенной.

Традиционная китайская медицина

Традиционная китайская медицина тоже связана с убеждениями, принятыми в древнегреческой медицине. Она тоже делит мир на небольшое количество элементов. Правда, тут все немножко сложнее. Система основана на пяти элементах – дереве, огне, земле, металле и воде. Им соответствуют разные вкусы, запахи, цвета и различные органы тела. Во главу системы китайская медицина ставит концепцию баланса противоположных сил – инь и ян.

Считается, что все болезни спровоцированы дисгармонией и дисбалансом элементов, неправильным взаимодействием между телом и окружающей средой. Диагностика запутанна, непонятна, зависит от целого ряда специфических действий. Их сложность определяла статус и доход практиков китайской медицины. Зачастую при схожих состояниях рекомендуется различное лечение – в зависимости от самого пациента и его индивидуального «паттерна дисгармонии». Большинство лекарств готовятся из растений и животных и призваны восстановить утерянный баланс. В этой традиции еда тоже может поддерживать и восстанавливать равновесие различными способами. «Охлаждающие» продукты, такие как яйца, тофу и огурцы, питают инь. Их используют при лихорадке, тревожных расстройствах и реалистичных сновидениях. «Согревающая» еда, такая как цыпленок, имбирь и уксус, питает ян. Все это надо есть, чтобы вылечиться от вялости, вздутия и боли в животе.

Почему кто-то это до сих пор использует?

Аюрведическая и традиционная китайская медицина развивались в ту пору, когда устройство человеческого организма было малопонятным. Они во многом основаны на ложных допущениях и непонимании сути вопроса. У концепции дошей, темпераментов и элементов нет реального основания, нет настоящей связи с человеческой физиологией. Все эти механизмы и многочисленные способы лечения не что иное, как псевдонаука. И тем не менее эти системы пережили тысячелетия и до сих пор живы – несмотря на отсутствие доказательств их эффективности. Пусть некоторые лечебные средства показали свою бесполезность или даже оказались вредными – это не мешает велнес-гуру постоянно преподносить древние мудрости как истину, как факт.

Аюрведа верит, что токсины оседают на языке и что его надо отшкрябать. Китайская медицина до сих пор перемалывает носорожьи рога, чтобы приготовить лекарство от бесплодия, а мидии, креветки и горчицу советует использовать при расстройствах желудка. Непобедимый шарм этим концепциям обеспечивают весьма похожие темы, идеи баланса и гармонии со своим местом во Вселенной – заманчиво простой взгляд на мир, который так нравится нашему инстинктивному мозгу. Но во многом эти идеи развивались ради власти и подчинения слабых, чтобы держать народ под контролем и предотвращать социальные перемены. Древние «истины» выжили и расцвели благодаря своему мощному посылу, и хотя причины, по которым они эволюционировали, сегодня нам совершенно не близки, им удалось сохраниться, хотя бы фрагментарно, до наших дней.

То, что их приняли многие эзотерические и велнес-движения, можно объяснить и отсутствием четкой связи с конкретными религиями и ощущением чистоты древней мудрости. Они как бы не запятнаны современными корпоративными силами. К сожалению, наука и доказательная медицина ассоциируются с коррупцией, жадностью и пагубным влиянием крупных фармацевтических компаний. Поэтому левым и адептам эзотерических движений древние системы верований кажутся такими привлекательными: в них есть что-то странное, магическое, кажется, будто они возникли до начала времен. Ирония в том, что источник этих убеждений, особенно аюрведических, – в самом грубом социальном элитизме, который только можно себе представить. Следить за древними мудростями имеет смысл, но только если вы не доверяете экспертам.

Ученый, специалист по когнитивной психологии, профессор Стивен Пинкер сказал мне:

«Древность советов – это индикатор, который показывает, что они прошли проверку временем и что они лучше, чем случайный совет какого-то парня, который его придумал на ходу. С появлением науки мы знаем, что древние советы – это зачастую полная чепуха, знаем, потому что у нас есть причина верить научным методам, самоконтролю научного сообщества: оно ведь старается приблизиться к истине. Но когда мы не можем быть в этом уверены, мы ищем любой знак, подтверждающий, что люди знают, о чем говорят. Древность – это лучше, чем ничего».

В таких обстоятельствах древние мудрости приобретают огромную привлекательность и могут выиграть в соревновании с более разумной, но менее прикольной информацией.

Есть и другие причины, по которым в древние мудрости так долго верят. Вот как считает историк питания Рейчел Лодан:

«С информацией о еде и здоровье, которой мы располагаем сегодня, практически невозможно управиться. Зачастую она подается не в наименованиях продуктов, которые мы едим, а в странных названиях сложных микроэлементов. Мы едим пищу – не пищевые пирамиды, а послания из мира науки порой тяжело перевести на язык еды. Китайская и аюрведическая системы более удобны в использовании, их легче применять. Если вы простыли, то вот вам набор простых кухонных правил, которым вы можете следовать. И в этом до сих пор имеется некоторый смысл. Они вдохновляют людей есть всего по чуть-чуть и, пожалуй, никак особо не вредят».

Так это вообще важно?

Всегда интересно разобраться – действительно ли приверженность ложным убеждениям имеет значение, действительно ли она вредна. Я считаю, что главная опасность в том, что древняя мудрость – это ворота в мир псевдонауки, а оказавшись в нем, можно пойти по весьма опасным дорожкам. И хотя философия еды, которую я здесь упоминаю, в целом сводится к хитро сформулированным посланиям о балансе и многообразии, в китайской и аюрведической системах существует много специфичных потенциально опасных видов лечения.

Вот, например, аристолохия – растение, которое применяется в традиционной китайской медицине. Во многих странах его запретили, после того как обнаружилась связь между его использованием и болезнью почек, а также злокачественными опухолями мочевыделительной системы.

Или вот еще пример. В аюрведе существует традиционная практика Раса Шастра – добавление металлов в растительные препараты. Считается, что из-за нее во многих аюрведических средствах содержание свинца и ртути повышается до опасных значений.

Моя книга – о питании, а не об альтернативной медицине, так что не буду останавливаться на этом подробно, но существует много примеров того, как люди отказываются от эффективного традиционного лечения ради опасной древней псевдонауки. Также китайская медицина нанесла урон целому ряду исчезающих видов во всем мире – на животных охотились и чуть не истребили ради воображаемых медицинских целей. Похоже, что принятие диетических установок из древних систем может с легкостью подтолкнуть людей к опасным и вредным видам лечения, которые с такими системами тесно связаны.

Чему они могут нас научить?

Эти системы убеждений существуют тысячи лет, и технически называть их придурью нельзя. Они развивались не для того, чтобы маскировать установку на похудение. Даже наделяя продукты несуществующими медицинским свойствами, в целом они не наносят большого вреда, а кроме того, объясняют, как могут развиваться и расти ложные представления о еде.

Все древние системы говорят о загадочных силах, пронизывающих мир, – о балансе, контроле и эссенциализме. Все они рассматривают еду как внешнее проявление нашей сущности, наполнены морализмом и символами статуса. Им всем якобы ведомы причины болезней и доступны простые объяснения любых физических страданий. Все они сваливают вину за плохое здоровье на больного и говорят, что это его грехи стали причиной недугов.

То же самое можно сказать о нынешних диетических культах. Наиболее успешные современные теории объясняют болезни простыми причинами. Все они винят в плохом здоровье самих больных и отгораживаются от случайностей, которыми зачастую обусловлены страдания. Они тоже переполнены статусными символами, возможно, даже тоской по новой «высокой» кухне, где зеленые детокс-соки и щелочная вода отделяют немногих привилегированных от множества бесполезных бедняков.

Идея, согласно которой мы потеряли баланс, привлекательна. Она обозначает чувство, что всё каким-то странным, необъяснимым образом не в порядке. Возможно, это началось не с еды, а с чего-то иного. Мы представляем, что могли бы быть лучше, ощущать себя сильнее, быть более бдительными и более живыми. Нас легко убедить в том, что нам чего-то не хватает, что мы слегка рассинхронизировались с миром. Нам кажется, будто у других людей больше энергии, жизненной силы, и волосы у них более блестящие. Мы хотим раскрыть некий секрет. Древние мудрости и современные причуды, связанные со здоровьем, предлагают восстановить загадочный потерянный баланс. Человек в смятении, он отчаялся понять, почему его жизнь не так совершенна, почему она не отвечает стандартам, заданным медиа.

За связью с современной псевдонаукой стоит кое-что важное, чему неубиваемые древние мудрости могут нас научить. Как отмечает Рейчел Лодан, они транслируют свои послания в привлекательной манере. Они имеют прямое отношение к этому миру, к тому, как люди питаются, связывая еду со здоровьем. Со своими банальными установками и инстинктивной привлекательностью они вписываются в современный образ жизни. Зачастую они транслируют сообщения, которые подталкивают к сбалансированной диете и к многообразию пищи, а не к придурковатым ограничениям, которые сегодня в моде, дают совет, который вписывается в жизнь людей.

Научное понимание мира – лучшая и самая современная мудрость, какая у нас есть, символ поразительного прогресса, который мы совершили. Но несмотря на весь накопленный объем знаний, наука зачастую не может распространять свои послания с такой же четкостью и делать их такими же подходящими для адресата, как древние мудрости. Они не скажут нам ничего полезного о здоровом питании. Но, возможно, научат нас кое-чему из области пиара.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib5.com

мудрость древнего мира

Результаты поиска по запросу мудрость древнего мира: найдено 1000 страниц.

  • Мудрость древних

    Мудрость древних. Лобсанг Рампа Книга не просто словарь эзотерических символов и понятий от А до Я. В книге Вы найдете дыхательные упражнения, информацию о том, как питаться полноценно и сбалансированно, узнаете о камнях, ...

    https://www.sunhome.ru/books/mudrostj-drevnih.html

  • Мудрость. Непроявленный мир идеи

    ... рамками и реальностью мудрость мира. Вершина столба мудрости, вторая от Кетер, короны, сефирота. Первая сефирота, до которой возможно подняться человеческому воплощению.Ибо если Вы в Кетер- ВЫ УЖЕ САМ ТВОРЕЦ. Образом Сефироты является фигура древнего царя.И имя ... полностью материальные существа. Мировая чакра- это сам Зодиак, место на небе, по которому блуждает наш центр мира- Солнце. Имя её на древне- еврейском- МАЗМАТ. Духовный опыт , возможный в Сефирот- видение Бога лицом к лицу. Примерно- Вы ...

    https://www.sunhome.ru/religion/14364

  • Мудрость Древнего Египта

    ... возводил учения мудрых египетских жрецов к религии Атлантиды, т.е. по крайней мере к 10 тысячелетию до н.э. Хранителями мудрости атлантов их называют и в тайных учениях европейского Средневековья. Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы ... чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре ...

    https://www.sunhome.ru/journal/14974

  • Философия древнего мира

    ... УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ: проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира. Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная ... бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по справедливости окрыляется только мысль человека, любящего мудрость 14: у него всегда по мере его сил память обращена на то, в чем бог проявляем ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141362

  • 100 великих тайн Древнего мира

    ... были на земле исполины…» Артефакты «запрещенной» археологии Великая тайна мегалитов Белые боги индейцев Хирургия в древности Древние линзы: кто их изготовил? Звездному диску 18 000 лет Узник ледника Зимилаун Неизученные хранилища древних тайн НА ПРОСТОРАХ МИРОВОГО ОКЕАНА Атлантида: очередной миф или новая реальность? Империя солнца Подводные пирамиды ...

    https://www.sunhome.ru/books/100-velikih-tayn-drevnego-mira.html

  • Общество будущего посреди древнего мира

    ... миру, окружал себя учеными-философами, которые изучали жизнь народа Израиля того времени. И потому он так хорошо относился к этому народу. Ученые стремились понять мудрость, существовавшую в древнем народе Израиля, жившем по духовным законам. Эта мудрость ... потому их мудрецы приходили учиться. Это была эпоха пророков, и древние ученые народов мира переняли от них много знания. Естественно, что как Авраам желал исправить весь Древний Вавилон, так и пророки никому не отказывали в желании обучиться ...

    https://www.sunhome.ru/religion/18326

  • Древние знания о мироустройстве

    ... катаров, католических западноевропейских орденов (таких как тамплиеры и иоанниты), величайших алхимических мыслителей, погружаясь в глубины мудрости древних, пытаешься найти в глубине тысячелетий ответ на вопрос — где и когда было создано универсальное учение о ... имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира. Космогонические мифы — это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13426

  • Мудрость веков. Атланты

    Атланты – четвертая цивилизация существовавшая на нашей планете. Древние источники, такие как, «Критий» например, свидетельствуют об этой легендарной, вместе с тем загадочной цивилизации. В сочинении Крантора, специально посетившего Египет с целью изучения Атлантиды ...

    https://www.sunhome.ru/magic/16516

  • Древние методы

    ... с божеством в половое общение. Иногда это общение принимало форму своеобразной проституции. Многие врачебные учения древнего мира утверждают, что лечение имеет в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии. Позднее сновидящие практиковались в двух ... в этой книге. Если вы верите в какого-либо бога, вы можете адресовать свои просьбы к нему, если вы верите в мудрость своего подсознания, то обращайтесь к нему. Нужно верить, что мы во сне получим ответ на интересующие нас проблемы - и тогда ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/1135

  • Древние карты мира

    ... в Кинском колледже, штат Нью-Хэмпшир, США. Он не был ни геологом, ни специалистом по истории древнего мира. Возможно, однако, что грядущие поколения запомнят его как человека, подорвавшего основополагающие принципы мировой истории, а заодно ... ; общая погрешность долготы карты от края до края не превышает градуса. Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на экспертизу профессору Массачусетсского технологического института Ричарду Стрейчану. Стрейчан уверен, что указанные карты, несмотря ...

    https://www.sunhome.ru/journal/1979

www.sunhome.ru

Древняя мудрость - Википедия

«Древняя Мудрость: очерк теософских учений» (англ. The Ancient Wisdom: an outline of theosophical teachings) — книга президента Теософского Общества Анни Безант; впервые опубликована в 1897 году в Лондоне[1]. Представляет собой изложение основ теософии в доступной форме.[K 1]

Сверхфизические миры в теософии[ | ]

По утверждению Безант, кроме физического нас окружают и другие миры: астральный, ментальный, «буддхический», нирванический и ещё более высокие миры, включая «жизнь высочайшего Бога»[K 2].Астральный мир населён «естественными элементалами» пяти отделов: эфира, огня, воздуха, воды и земли. Здесь могут временно пребывать люди, а также существа более высокого порядка, выполняющие особые задачи, связанные с работой в астральном мире. Одним из важнейших структурных компонентов астральной сферы является «камалока» (буквально, «жилище желаний»), представляющая собой чистилище, куда попадают умершие после утраты физических тел для того, чтобы пройти процессы «очищения» и подготовиться к «подлинной жизни души».Ментальная сфера — это сфера сознания, разума, состоящая из «материи мысли». Вибрации мысли создают из ментальной материи мыслеобразы и волны, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, которые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера, как и астральная, населена элементалами и множеством разумных существ, состоящих из светящейся материи и «элементальной эссенции» этой сферы. Это светозарные существа с обширными знаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, воплощения «спокойной энергии и неотразимой силы». Структурным компонентом ментальной сферы является «дэвачан» (буквально, «страна богов», или «светящаяся страна»). Сюда попадают человеческие существа, сбросившие свои физические и астральные тела и прошедшие очищение в камалоке. Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на земле. В дэвачане — мире небесного блаженства и радости — всё ценное, что было (умственно и нравственно) пережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нравственные качества и силы, которые человек понесёт с собой в следующее воплощение.[4][K 3]

Теософская космология и антропогенез[ | ]

Схема планетарной цепи.

Безант в своей книге определяет космос как систему, «которая, исходя от единого Логоса и поддерживаемая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой»[K 4].Человеческий космос ограничивается Солнечной системой, в которой физическое Солнце — это низшее проявление Логоса. Здесь Логос имеет могущественных сотрудников — разумных духов, которые становятся действующими силами в создаваемой им Вселенной. Эти «семь священных сущностей» — планетарные логосы (логосы второго порядка, «саморождённые от присущей им силы в лоне Материи-Субстанции». На трёх нижних планах каждый планетарный логос создаёт семь шарообразных миров, которые образуют планетарную цепь. Воплощения планетарной цепи, или манвантары, также делятся на семь ступеней.Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых произошли существа земной манвантары. Человеческая эволюция на нашем земном шаре представляет собой процесс развития сменяющих друг друга семи рас. Первая коренная раса была представлена студенистыми аморфными существами. Вторая раса была уже с «более определённым составом тела», третья, лемурийская, состояла из обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когда третья коренная раса была в середине своего цикла, на Земле появились представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи Венеры. Они стали «божественными учителями» земного человечества и внесли в животного человека «искру», из которой сформировалась человеческая душа. В результате воплощения высокоразвитых существ, так называемых «солнечных питри», возникла четвёртая, атлантская, раса. Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным наблюдением высшего существа, так называемого Ману. По окончании земной манвантары наша планетарная цепь передаст последующей цепи плоды всех своих достижений. Это будут «божественно-совершенные люди», подобные Будде и Ману, готовые принять на себя руководство новой эволюцией по указанию планетарного Логоса.[6][K 5]

Перевоплощение и карма[ | ]

Теософская теория эволюции подразумевает, что «неразрушаемому эго» приходится снова появляться на физическом плане просто потому, что каждому человеку требуется множество различных воплощений, чтобы развиваться в нужном порядке.[7]Как объясняет Безант в своей книге, «наиболее убедительное доказательство реинкарнации» заключается в «очевидной необходимости множества перевоплощений» для неразрушаемого эго, чтобы оно могло эволюционировать, проходя через все «восходящие стадии сознания». Её защита реинкарнации, в основном, сводится к распространению теории эволюции с физического мира на духовный.[K 6]

Закон кармы неразрывно связан с принципом реинкарнации. Когда человек проходит через физическую смерть, эго теряет физическое, астральное и ментальное тела: остаётся только «внутренний человек». Чтобы ещё раз появиться на физическом плане, этот внутренний человек должен получить «новые внешние тела». Учитывая, что процесс должен быть естественным, а «Безант всегда исключала сверхъестественное», должен работать закон причин и последствий. Закон кармы даёт следующее объяснение: когда внутренний человек сбросил свои внешние тела, в «неразрушаемом эго» остаются записи прошлого опыта всех его тел. Кроме того, если внутренний человек сохраняет записи своего предыдущего опыта, то этот опыт обязательно будет влиять на будущую жизнь. Таким образом, прошлые жизни влияют на будущую жизнь. Так работает закон кармы.[7][K 7]

Критика[ | ]

Маргарет Томас[K 8] в работе «Теософия в сравнении с неотеософией»[9] и Джеффри Фартинг в статье «Эфирный двойник: серьёзные последствия ложной предпосылки»[10] отметили многочисленные расхождения представлений, в частности, о конституции человека, изложенных в книге А. Безант «Древняя Мудрость», с теми, что ранее были опубликованы в книгах Е. П. Блаватской и в письмах махатм.[K 9]

Русский перевод[ | ]

Книга была переведена на русский язык Е. Ф. Писаревой. Этот перевод был впервые опубликован в журнале «Вестник теософии» за 1908—1909 гг.[11] В 1910 году книга вышла в Санкт-Петербурге отдельным изданием. В 1913 году там же вышло 2-е исправленное издание.[12]

См. также[ | ]

Комментарии[ | ]

  1. ↑ «112 editions published between 1897 and 2012 in English and Russian and held by 1,663 WorldCat member libraries worldwide».[2]
  2. ↑ Цит. Безант А. Древняя Мудрость. СПб., 1910. — С. 93—94.[3]
  3. ↑ В. А. Трефилов в разделе «Учение о высших мирах» (стр. 237—238) изложил некоторые теософские идеи, содержащиеся в первых главах книги А. Безант.
  4. ↑ Цит. Безант А. Древняя Мудрость. СПб., 1910. — С. 218.[5]
  5. ↑ В. А. Трефилов в разделе «Космология» (стр. 234—236) изложил основные теософские идеи, содержащиеся в главе «Строение космоса» книги А. Безант.
  6. ↑ Cit. Besant A. The Ancient Wisdom. 1911. — P. 208.[7]
  7. ↑ Марк Бевир в разделе «Теософия» своей статьи о Безант изложил некоторые теософские идеи, содержащиеся в главах «Перевоплощение» и «Карма» её книги «Древняя Мудрость».
  8. ↑ «Member of the Theosophical Society Scotland, Wales and England, 1912-24».[8]
  9. ↑ См. также: Человек: откуда, как и куда#Критика

Примечания[ | ]

  1. ↑ Kuhn, 1992, p. 355.
  2. ↑ WorldCat.
  3. ↑ Трефилов, 1994, с. 237.
  4. ↑ Трефилов, 1994, с. 237—238.
  5. ↑ Трефилов, 1994, с. 234.
  6. ↑ Трефилов, 1994, с. 234—236.
  7. ↑ 1 2 3 Bevir, 1999, Theosophy.
  8. ↑ Thomas, Theosophy or NeoTheosophy?.
  9. ↑ Thomas.
  10. ↑ Farthing.
  11. ↑ Архив ВТ.
  12. ↑ Formats and editions.

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Мудрецы древности | Мир невидимого

Выдающийся афинский политик, прославил себя, как автор демократического законодательства Древней Греции. Один из известных поэтов и философов своей эпохи.

Китайская философская проза начинается со времени Конфуция и его современников. Это была поистине удивительная эпоха, когда одна за другой появились книги мудрецов, отражающие различные аспекты китайской духовной традиции. Имена Конфуция и Лао-цзы открывают эпоху Классической древности, когда, подобно расцветающим один за другим цветам, множились и соперничали между собой философские школы, а истерзанный междоусобными войнами Китай с надеждой внимал слову мудрости.

Различными были учения, различными был и круг учеников. Если Конфуций многие века именовался Учителем нации и по сию пору символизирует китайское национальное единство, то Лао-цзы спустя столетия оказался в пантеоне духовных учителей всего человечества.

Но как бы многообразны ни были философские школы Древнего Китая, они опирались на общую картину космоса. В центр её можно поставить знаменитую эмблему Великого Предела.

Словно два эмбриона, слились символы Тёмного начала – Инь и Светлого – Ян. Как мягко, как постепенно убывает одно и возрастает другое; они не борются, но, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого, ибо нет абсолютных света и тьмы.

Ничто человеческое не чуждо людям Древнего Китая: его история и философская мысль чаще всего лишь по-своему расставляют акценты. Особенное проступает на фоне общечеловеческого – именно поэтому китайские мыслители вызывали столь живой интерес у Льва Толстого и Германа Гессе, Бертольда Брехта и Джерома Д.Сэлинджэра.

«Лунь юй » – «Беседы и суждения» – один из самых древних, известных и почитаемых канонов конфуцианства, который вошёл в знаменитое конфуцианское четверокнижие – основу обучения в старом Китае. «Лунь юй» содержит высказывания Конфуция, записанные его учениками.

Правители с недоверием относились к странному человеку в непривычно простом платье, который пытался наставлять их в делах государственного управления. Простые люди ждали от его знаний сиюминутной пользы и недоумевали, если он не мог дать дельного совета, как сажать капусту, или спрашивал, где брод на реке, – какой же он после этого мудрец! Его готовность склонить голову перед образцами мудрости и добродетели умаляла его в глазах многих современников, а потомкам казались смешными и вредными его старания к сущности через внешнее.

Однако удивительным образом Конфуций оказался за пределами привычной связи времён. Всегда обращённый мысленным взором в сторону глубочайшей древности, он оставался сугубо современным в каждую новую эпоху, и даже в  XXI веке его имя вызывает самое бурное кипение страстей.

Учитель говорил:

– Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.

– Если учёный муж стремится к истине, но при этом стыдится бедной одежды и грубой пищи, то с ним и говорить не стоит.

Афоризмы Древнего Мира

Соломон Мудрый - царь Израиля и Иудеи

Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа.

Потому что во многой мудрости много печали ; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время раждаться. и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем. то это дар Божий.

Всё идет в одно место; все произошло из праха, и всё возвратится в прах.

Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.

Двоим лучше. нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их.

Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!

Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство. сберегаемое владетелем его во вред ему.

Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.

При печали лица сердце делается лучше.

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумен; зачем тебе умирать не в свое время?

Древнеримский историк Полибий писал о кельтах: «Это люди рослые и выносливые, красивые и голубоглазые... Они стремятся развивать культуру и основывают в ...

И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Отпускай хлеб твой по водам, потому что прошествии многих дней опять найдешь его.

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря.

 Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.

Гиппократ - Отец Медицины, Греческий врач стал основателем классической медицины, живший на рубеже V—IV вв. до н. э. Его образование началось в школе жрецов: он изучал вавилонские и египетские тексты, а для углубления полученных знаний предпринял путешествие в Египет, на Сицилию и в Ливию. Достаточно рано он ушел от жреческо-религиозной традиции к созданию медицинской науки, характеризующейся научным и рациональным подходом к действительности. Гиппократ доказал, что причиной болезней вовсе не являются злые духи, что болезни возникают вследствие плохой работы разных частей тела.

Платон - родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратило, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегеру, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Егерской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Так или иначе, все мы однозначно понимаем слово мудрец – тот, кто знает что-то очень ценное и важное. Все сакральные знания хранили и передавали жрецы, «служители» бога. Мы не берем сейчас в расчет пророков и апостолов, через которых боги общались с людьми, хотя их тоже можно отнести к мудрецам. Есть ли разница между учителями древности и мудрецами древности. Наверное, есть. Учителя «получали» знания и передавали их людям, а мудрецы «постигали» житейскую и другую мудрость и передавали ее людям. Мы можем говорить о мудрецах Востока, о тибетских мудрецах, о сионских мудрецах, мудрецы античного Рима и Греции, мудрецы Аравии, Ближнего Востока, Китая, Японии. Волхвы также считаются мудрецами древности. И, конечно же, были мудрецы и у ацтеков, инков и майя.

Но прежде всего наша ассоциация с Востоком – это мудрецы Востока! Кто они? Кого имеет в виду Н. Рерих, говоря о сынах Мудрости, кто такие мудрецы и учителя Востока у Е. Блаватской? Самого Н.Рериха многие считают мудрецом Земли. А китайские мудрецы Лао-цзы. Фу-Син, Конфуций и др. греческие мудрецы Гераклит, Сократ, и, конечно же, Пифагор, учитель, мудрец и великий посвященный. А вообще, чем отличаются посвященные от учителей или мудрецов, и есть ли разница между посвященными и эзотериками? Восток, конечно дело тонкое, и понять все тонкости и нюансы той же мифологии, философии бывает порой очень сложно. Кого в этой мифологии относят к богам, а кого к посвященным, а кого к мудрецам?

В Индии, например, есть специальное слово, объединяющее всех этих «знатоков» - риши - мудрецы из числа жрецов, которые умели общаться с богами. И как утверждают легенды, первые риши имели божественное происхождение. Они записывали «тексты откровения»,

Уже в Ригведе они носят эпитет «божественных», «отцов» и упоминаются заодно с богами, позже им дадут имена. А вот уже Вишну-Пурана делит всех риши на три класса: царственных риши, как Вишвамитра, божественных риши, как Нарада, и риши-брахманов, сыновей Брахмы, как Васиштха. К числу великих риши относят законодателя Ману, мудреца Вьясу, которого считают составителем многих древних и обширных по объёму памятников - Вед, Пуран и знаменитого эпоса «Махабхараты», а также поэта Вальмики, «редактора» величайшего эпоса древней Индии Рамаяны.

Мудрецом считают человека, который, опираясь на знания и жизненный опыт , приносит пользу своему народу Сочетание понятия «мудрец» с числом 7, которое занимало особое место в числовой символике древних, породило в Древней Греции своеобразный историко-феноменологический комплекс «семь мудрецов». Так древние греки называли группу законодателей и политиков архаической эпохи. Уже в древности сложился канонический состав семи мудрецов, хотя он был непостоянным. Плутарх по этому поводу писал: «Ведь говорят, что мудрецов было пять: Хилон, Фалес, Солон, Биант, Питтак. Затем линдский тиран Клео-бул, а позже и коринфский тиран Периандр благодаря своей власти и помощи друзей вынудили общественное мнение присвоить им звание мудрецов».

В своих афоризмах мудрецы выражали общечеловеческие нравственные понятия и ценности. Эти афоризмы, по преданию, были начертаны на стенах дельфийского храма бога-прорицателя Аполлона: «Познай себя самого; ничего сверх меры; всему свое время; в многолюдстве нет добра; ручайся только за себя» и др.

Источники: rustimes.com, belani.narod.ru, ppt4web.ru, www.dopotopa.com, slovo.ws

Мотоциклы с вертолетным двигателем

Ричард Браун занимается разработкой мотоцикла с реактивным двигателем. На нем он собирается установить новый мировой рекорд скорости для мотоциклов. Реактивный двигателей ...

Масоны, кто они?

Масонство – движение, которое возникло в начала восемнадцатого века. «Кто они, масоны?» – на этот вопрос пытались дать ответ многие. ...

Что находится на дне Мертвого моря

Многие из нас неоднократно слышали о Мертвом море. Кому-то врезалось в память его несколько зловещее название. Кто-то запомнил рассказ о ...

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Королевство хрустального черепа. Тайны Атлантиды. Череп судьбы В одной из частей эпопеи о приключениях Индиана Джонса “Индиана Джонс и Королевство ...

Лазерный нож

Каждый талантливый кулинар знает, что одним из условий приготовления удачного блюда являются правильно нарезанные компоненты. Резать их традиционным ножом как-то ...

Безвоздушные шины

Шины, наполняемые воздухом, имеют большое количество недостатков. Выход из строя всего лишь одного колеса может создать массу неудобств, вплоть ...

Призраки - девочка или видение

Существует большое количество людей, подтверждающих существование привидений, ещё большее количество людей считает это сказками без почвы и оснований. Но как же ...

Город Балх

Балх, Бельх — город в одноименной провинции Афганистана. Расположен в 20 км к северо-западу от столицы провинции, города Мазари-Шариф и 74 км. ...

Система “Байкал”

Бесспорным лидером космического раздела 44-го авиакосмического салона в Ле Бурже стал технологический макет российского многоразового ускорителя (МРУ) "Байкал", представляющий собой первую ...

Великая пирамида в Гизе

Одним из Чудес Света считается Великая пирамида в Гизе. Внушительность этого сооружения заставляет содрогнуться. На большой платформе располагается 201 ярус ...

Вещая Кассандра

Кассандра родилась в городе Троя и являлась дочерью царя Приама и его супруги Гекубы. По свидетельству многочисленных авторов древности, девушка отличалась ...

Погружение в Марианскую впадину

Впервые на дно Марианской впадины спустился английский глубоководный батискаф "Челленджер" в 1951 году. В 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест» ...

www.objectiv-x.ru


Смотрите также