Древнее городище (город Асгард) на Азове. Городище древнее
Древнее городище. По следам древних культур [с иллюстрациями]
Древнее городище
Близ Симферополя, над рекой Салгир, на вершине Петровских скал, сохранились остатки древнего скифского города. Много веков тому назад здесь находилась столица могущественного государства поздних скифов. Мощная оборонительная стела с боевыми башнями защищала юрод от нападений греческих войск, римских легионов и набегов сарматских кочевников.
За городскими стенами были расположены жилые дома, построенные из камня, сырца и дерева. Крыши отдельных зданий украшались резными коньками. Стены богатых домов, крытых черепицей, штукатурились и расписывались яркими красками. К домам примыкали большие дворы с хозяйственными постройками и многочисленными зерновыми ямами. В подвалах хранились глиняные сосуды — скифские горшки и привозные греческие амфоры с вином и маслом. За пределами города паслись табуны лошадей и стада крупного и мелкого рогатого скота.
В домах было много разнообразной посуды, сделанной скифскими мастерами, а также привезенной из самых различных центров древнего мира: Пантикапея, Херсонеса, Ольвии, с островов Родоса, Книда и Коса, из Афин, Синопы, Гераклеи. Из Египта ввозились многочисленные украшения — бусы, резные камни, амулеты, подвески к ожерельям.
Общественные сооружений скифов украшались статуями и рельефами с посвятительными надписями на древнегреческом языке. Надписи высекались на камне.
Городские ворота, стены и башни защищались отважными скифскими воинами, вооружёнными луками, мечами и копьями. Их кожаные колчаны украшались бронзовыми, а иногда и золотыми, искусно выделанными пластинками. С особой любовью скифские воины украшали своих боевых коней. Уздечные наборы, выполненные умелыми мастерами, отличались разнообразием бронзовых и золотых блях с изображениями различных зверей.
За городскими стенами располагались селения и обширное кладбище с многочисленными погребениями: каменными склепами и земляными могилами, свидетельствующими о богатстве и длительной жизни скифского города.
Как же назывался этот город?
Древнегреческий писатель рубежа нашей эры Страбон и одна из надписей, найденная в Херсонесе[14], говорят о Неаполе-Скифском — главном городе поздних скифов. Неаполь в переводе на русский язык означает «Новый город».
Старая столица скифов находилась на Днепре, в тех районах, где жили так называемые царские скифы, о которых рассказывает древнегреческий историк V века до нашей эры Геродот.
Скифы представляли собой многочисленную и могущественную народность в Северном Причерноморье, жившую в степях и лесостепях между Дунаем и Доном. Скифские племена занимались земледелием и кочевым скотоводством. Скифы прославились с самых древних времен, как непобедимый народ, с которым не могли справиться многочисленные войска персидского царя Дария, вторгшиеся в районы Северного Причерноморья в конце VI века до нашей эры.
В Крыму скифы вначале жили по преимуществу кочевой жизнью. Но в конце IV века до нашей эры, после образования и укрепления скифского государства и расширения торговли хлебом с греками, скифы начинают переходить в Крыму на оседлую жизнь. В III и II веках до нашей эры здесь создаются многочисленные скифские города и селища, укрепления и приморские торговые пункты.
Столица скифского государства переносится в Крым, ближе к центрам морской торговли, в место, хорошо защищенное от набегов сарматских кочевников, появившихся в то время в причерноморских степях.
План городища Неаполь-Скифский
Здесь, на стыке древних путей, соединяющих степи и предгорья Крыма с горными районами и побережьем Черного моря, в III веке до нашей эры возникает новая столица поздних скифов — Неаполь-Скифский. На протяжении не менее шести веков он был центром скифского государства. Город прекратил свое существование в IV веке нашей эры, когда началось крушение рабовладельческих государств во всем древнем мире и когда в причерноморских степях появились полчища кочевников гуннов, Более двух тысяч лет прошло с тех пор, когда на крымских землях процветали скифские города. В течение веков стены их разрушались и покрывались землёй. Десятки поколений прожили свой век на этих местах, не имея представления о людях, некогда здесь обитавших. И лишь в XIX веке начинаются первые, небольшие, от случая к случаю, раскопки скифской столицы. Развернутые археологические исследования древнего города начались в советское время. Советские археологи раскрыли перед нами новую страницу истории нашей Родины и полностью опровергли ложное представление о скифах, как о диких азиатских кочевниках, якобы не создавших своего государства и не знавших городской культуры.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Рюриково городище - древнейший центр русской государственности — Славянская культура
Рюриково Городище находится в 2,5 км к югу от центра современного Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. В IX-X вв. Городище являлось первым протогородским поселением, древнейшим Новым Городом русских летописей. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. Центральная часть поселения была укреплена рвом и валом с деревянными конструкциями внутри. От этого времени в слоях сохранились органические остатки, что ставит материалы раскопок памятника в один ряд с результатами раскопок Великого Новгорода и Старой Ладоги.
Сообщение древнейшей русской летописи «Повести временных лет» о призвании новгородцами скандинавского князя Рюрика (862 год) отмечает начальную дату появления княжеской резиденции на Городище.
В IX-X вв. на Рюриковом городище находилась древнейшая резиденция русских князей. Здесь концентрировались социальные верхи местного общества со своим окружением и разнородный контингент варягов (воины, ремесленники, торговцы, члены их семей и прислуга). Именно сюда – по сообщениям летописи "к Новугороду" – совершила поход в 946-947 гг. княгиня Ольга, проводившая политику цетрализации русских земель после гибели её мужа – киевского князя Игоря. В конце X в. Рюриково городище, сохранив статус резиденции, уступило роль социально-экономического центра Приильменья новому поселению – Новгороду, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса Софийского собора и епископского двора.
На вершине Городищенского холма до сих пор возвышаются законсервированные остатки второго по древности и по значению храма Новгородской земли – церкви Благовещения, возведённой в 1103 году князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. После новгородского восстания в 1136 году, положившему конец единовластию князя, на территории Рюрикова Городища сохранялась его резиденция, подотчётного новгородскому вечу.
Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году Городище стало загородной резиденцией великих московских князей, а впоследствии царей всея Руси. В древности на Городище располагался живописный ансамбль из княжеских построек и церквей, большинство из которых не дошло до наших дней. Рядом с разрушенной в годы войны ц. Благовещения высится ещё один шедевр древнерусской архитектуры и фресковой живописи – церковь Спаса на Нередице (1198-99 гг.), восстановленная в 1950-х годах. Оба памятника являются объектами культурного наследия федерального значения и входят в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1797 года начался масштабный проект по соединению Волхова и Мсты каналом в обход бурного озера Ильмень. Идея строительства канала принадлежала бывшему новгородскому губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу. Прорытие Волховско-Мстинского канала заняло почти 8 лет. 17 июня 1804 г. император Александр I повелел «наименовать канал, проведенный из реки Мсты в Волхов, “Сиверсовым” – в память любви к отечеству графа Сиверса, попечением которого начат этот канал».
К сожалению, первоначальный проект канала был изменён, и вместо вхождения его западного окончания в Малый Волховец, русло канала было спрямлено и прокопано прямо до Волхова. Так Рюриково Городище оказалось «разрезано» на две части: мыс и холм. Его мысовая часть навсегда оказалась отсоединена от укреплённого уже в IX веке холма.
Уже в XIX веке Городище стало одним из самых популярных объектов научного и художественного интереса в России. Связь этого места с древнейшей историей Руси вызывала неподдельный интерес у путешественников, учёных и художников, стремившихся попасть на Городищенский холм, как на одну из святынь Русской земли. "Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль.
На Торговой стороне белеют все храмы, что "кустом стоят". Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым яблочком", – писал Н.К. Рерих, проводивший здесь летом 1910 года одни из первых археологических раскопок.
Вместе с тем, уже тогда нарастало понимание того, что запустение этого места никак не соответствует его значению в истории России.
Празднование 1000-летия Российского государства в Новгороде в 1862 году
В дореволюционной России точкой отсчета отечественной государственности традиционно считался 862 год. В этом году произошло событие, получившее в историографии условное название «призвание варягов».
В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» эти события описаны так: "В лето 6367 (859 год). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В лето 6370 (862 год) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. Так звались те варяги, русью, как другие варяги зовутся свеи (шведы), другие же урмане (норманны), англяне (норманны из Англии), другие готы (жители острова Готланд), так и эти. Сказали руси чудь (финны), словени (славяне новгородские), и кривичи (славяне из верховьев Волги) следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". И вызвались три брата с их родом и пришли. Старший Рюрик, сел в Новгород, другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне".
Таким образом, в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.
Как писал выдающийся русский историк С.М.Соловьев: «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства, это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредотачивающего начала ? власти.
Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредотачивающее начало, эту власть». Н.М.Карамзин особенно подчеркивал, что российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан».
Большинство отечественных историков восемнадцатого и девятнадцатого веков также считали «призвание варягов» начальным событием российской государственности. Вместе с тем, некоторые ученые опровергали норманнское происхождение Рюрика, ставя под сомнение участие скандинавов в становлении российской государственности. Завязалась полемика так называемых «норманистов» и «антинорманистов». Особенно острый характер научные дискуссии приобрели в связи с приближением тысячелетнего юбилея России, который намечалось праздновать в 1862 году.
21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности» (ЖМНП, 1852. №11, 20; официальная часть). Указ был принят к исполнению Министерством народного просвещения, таким образом, несколько поколений россиян с детства усвоили летописную версию образования своего государства. Сменивший на престоле своего отца император Александр II постарался использовать тысячелетний юбилей Российского государства для того, чтобы заявить программу нового царствования. Подготовка к юбилею совпала с периодом радикальных реформ, что позволило реформаторам выстроить историческую перспективу преобразований и привлечь к ним внимание широких слоев общественности.
Центральным событием празднования должно было стать открытие грандиозного монумента, посвященного первому русскому государю Рюрику. Однако впоследствии было принято другое решение. Ответ Кабинета министров на записку министра внутренних дел Ланского гласил: «Призвание Рюрика составляет, без сомнения, одну из важнейших эпох нашего государства, но потомство не должно и не может пройти забвением заслуг других своих самодержцев, полагая, что эпоха 1862 года должна быть ознаменована не увековечением подвига Рюрика, но воздвижением народного памятника «Тысячелетию России», где могли быть в барельефах и иных изображениях показаны главнейшие события нашей отечественной истории...»
Был объявлен национальный конкурс, в котором приняли участие самые известные скульпторы и архитекторы России. Сенсационную победу одержал 23-летний выпускник живописного отделения Академии художеств Михаил Микешин. В то время как маститые конкуренты мыслили привычными формами, молодой художник придумал новый образ, соединивший символы монархии и народоправства – шапку Мономаха и вечевой колокол. На установку у себя памятника «Тысячелетию России» претендовали сразу несколько городов: Санкт-Петербург, Москва, Киев и Новгород. В конечном счете, выбор пал на Новгород – «колыбель государства Российского».
Открытие памятника «Тысячелетию России» было назначено на 8 сентября (по старому стилю) 1862 года. В этот день сошлись три знаменательные даты: праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола. Несмотря на сложную внутриполитическую обстановку, связанную с проведением реформ и волнениями в Царстве Польском, император Александр II лично курировал подготовку к празднованию. Особым указом в Новгороде учреждалось временное генерал-губернаторство во главе с великим князем Николаем Николаевичем. Накануне для участия в параде в город стали прибывать лучшие столичные полки, всего десять тысяч военных. 7 сентября при огромном скоплении публики к причалу подошли пароходы, доставившие императорскую семью, правительство, Сенат, Синод, дипломатический корпус.
Утром 8 сентября 1862 года под залпы пушек и колокольный перезвон началась церемония открытия памятника. По окончании соборной литургии духовенство прошло крестным ходом вокруг монумента, затем под гром оркестра начался парад. На площади для народа были накрыты столы. Праздничные мероприятия прошли также в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. По оценке современников, юбилей Российской государственности благотворно отразился на атмосфере в стране, консолидировал общество в самый трудный период реформ.
Археологические открытия на Городище
Систематическое изучение Рюрикова Городища было начато в 1975 г. экспедицией Института истории материальной культуры РАН (СПб.) под руководством члена-корреспондента РАН Е.Н.Носова. Основной интерес, в силу сохранности материала и его характера, представляют остатки, относящиеся к эпохе викингов, то есть IX-XI вв. За последние три десятилетия Рюриково Городище стало местом прохождения практики для студентов-археологов из Санкт-Петербургского университета, а также Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. В обработке материалов, наряду с российскими коллегами, принимают участие ученые из Швеции, Германии, Великобритании.
За более чем 35 лет раскопок удалось достоверно установить наличие на Городищенском холме поселения со второй половины IX века, хотя здесь обнаружены и более ранние культурные слои, в том числе остатки неолитической стоянки (II-III тыс. до н. э.) и поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.).
При археологических исследованиях слоев IХ-ХII веков найдено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии и др.), части весов, весовые гирьки.
В 2003 году на Городище впервые обнаружена берестяная грамота, получившая № 950 - фрагмент письма (предположительно нескольких братьев родителям) с упоминанием князя в тексте.
С территории Городища происходит самая крупная (свыше 2 тыс. экземпляров) коллекция свинцовых вислых печатей, которыми в средневековом Новгороде скреплялись различные документы. Это позволяет предполагать, что на Городище долгое время под юрисдикцией князя формировался городской архив, в котором хранились документы по обороту земель и недвижимости новгородской республики. Его уничтожение связывают с опричным разгромом Новгорода Иваном Грозным в 1570-м году. Изучение печатей способно пролить свет на многие интереснейшие аспекты экономики и социально-политической жизни Новгорода и других русских княжеств в XI-XVI вв.
Благодаря многолетним раскопкам на Городище учёным стало очевидно, что Рюриково Городище являлось первым административным центром плотного сгустка славянских земледельческих посёлков в истоке Волхова и этот первоначальный городок в истоке Волхова, в сравнении с посёлками на его обоих берегах ниже по течению реки, где находился торг, епископский центр и первые христианские храмы, типологически отражают явления различных исторических эпох.
И Городище, и Новгород представляют собой места, где в IX-X вв. происходили решающие события, повлекшие за собой возникновение Древнерусского государства – предтечу Московской Руси, Российской Империи и современной России. Выражаясь языком летописца – «отсюда пошла есть Русская земля».
Создание историко-археологического музейного комплекса «Рюриково Городище»
Представители научных кругов, включаю Российскую Академию наук, а также историко-культурная общественность Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода неоднократно выступали с инициативой создания на Рюриковом Городище первоклассного археологического музея, включающего в себя собственно памятник археологии – древнее укреплённое поселение (городище) IX-XII вв., а также храмовый ансамбль церквей Благовещения и Спаса на Нередице.
Возникновению нового музея способствует величественное окружение Городища – древнейший в России Юрьев монастырь (XI в.), знаменитое славянское святилище Перынь (IX-X вв.), и целое ожерелье древних монастырских и церковных построек в южных окрестностях Новгорода. Создание подобного музея откроет возможность, как для жителей России, так и иностранных туристов близкого знакомства с поистине эпическими событиями первых веков Российской истории, позволит каждому погрузиться в незабываемую атмосферу подлинных исторических ландшафтов и величественных памятников древности.
Оптимальным методом музеефикации и туристского показа Рюрикова Городища является превращение его в археологический музей "под открытым небом", подобный его аналогам – поселениям эпохи викингов в Северной Европе: Бирка (Швеция), Хедебю (Германия), Рибе (Дания) и другим.
Сама идея музеефикация достаточно проста, а подходы к её реализации уже отработаны в Европе. Историко-археологический музейный комплекс Рюриково Городище должен включать в себя собственно памятник археологии – древнее укреплённое поселение с валом и рвом IX-XI вв., а также храмовый ансамбль Благовещенской и церкви Спаса на Нередице.
Небольшой музейный павильон и, возможно, реконструированные жилища, хозяйственные постройки и древние ремесленные производства – это то, что возможно разместить на площадке неподалеку от самого памятника. Вся остальная инфраструктура туризма должна находиться в стороне от памятника археологии, на восточном берегу речки Спасовки.
В ходе музеефикации Городища предстоит многое сделать по благоустройству территории, включая нивелировку сохранившейся с 1910-х годов насыпи от недостроенной железной дороги Петроград-Орёл и восстановления гидрорежима территории. В планы также входит модернизация подъездной дороги и установка речного причала на реке Волхов, способных обеспечить доступность нового Городища по суше и воде.
Похожие статьи:
Путешествия → Рюриково Городище
История → Рюрик - Первый русский князь
Славянские герои → Вещий Олег
История → Викинги и варяги
Ремесла → Резьба по дереву
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Славянское городище. Древнее городище. Городище славян. Древние городища. Воронеж
Во второй половине I тысячелетия н. э. в Среднем Поднепровье складывается Древнерусское государство, центром которого стал город Киев. Именно тогда — в VII—IX веках — славянские племена Поднепровья начали активно расселяться по Восточно-Европейской равнине, вступая в тесные контакты с балтекими и финскими народами, издревле жившими на берегах Верхнего Днепра и его левобережных притоков, Верхней Волги, Оки и в более северных районах. При тесном общении с другими народами в культуре славян формировались признаки, которые впоследствии и определили облик восточнославянских племен из летописи Нестора. На рубеже VIII—IX веков восточнославянские племена заселили берега Дона и Воронежа.
Со времени последних сарматских вторжений минуло почти четыре столетия. И судя по известному сегодня археологическому материалу, славяне заселяли свободную территорию, которая отвечала их хозяйственным интересам (не исключено, что уже в самое ближайшее время буду) обнаружены поселения и могильники конца IV — начала VIII вв., которые позволят заполнить имеющиеся пустоты в истории нашего края). Памятники этого времени известны на территории Белгородской и Курской областей.. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для незваных гостей. Ведь буквально в нескольких десятках километров располагались земли Хазарского каганата, его замки и крепости. В IX веке уже давали о себе знать печенеги, вторгавшиеся в южнорусские степи.
По реке Воронеж на высоком правом берегу, изрезанном балками и логами, нетрудно и сейчас заметить следы древних поселений. Хорошо видны округлые ямы — остатки жилищ, различных хозяйственных построек. Для защиты от неприятеля использовались не только естественные крутые склоны мысов, но и специально сооруженные со стороны плато укрепления — валы и рвы. Они как бы отделяли само поселение от прилегающей территории.
Такие городища можно обнаружить в местах, известных многим воронежцам. Над дачным поселком Рыбачье расположено довольно большое городище, на площади которого несколько сот округлых западин от жилищ; вверх по течению реки на так называемой Белой горе еще одно городище. У села Чертовицкое также имеется славянское укрепленное поселение; далее идет древнее славянское поселение у села Ста-роживотинное и так вплоть до Липецка, в центре которого на высокой горе в X веке располагалось славянское городище.
Если же от впадения реки Воронеж в Дон мы поплывем вниз по течению, то наше внимание вновь привлечет высокий правый берег реки с балками и оврагами. Здесь, на берегах Дона, славяне остановились в своем продвижении на юго-восток, создав многочисленные укрепленные поселения. Надо сказать, что древние укрепления и земляные валы были достаточно сложными и мощными сооружениями.
Раскопки укреплений — работа не всегда благодарная, поскольку требует больших физических усилий и, как правило, не приносит каких-либо эффективных находок. Зато конечный результат дает очень много интересных сведений для характеристики социально-политической истории исследуемого поселения. Это прекрасно понимала А. Н. Москаленко, когда руководимая ею археологическая экспедиция Воронежского университета подвергла раскопкам валы и рвы на многих городищах донских славян. И оказалось, что более южные поселения, т. е. в непосредственной близости от мира кочевников, откуда можно было постоянно ждать угрозы, имели более крепкие и надежные укрепления.
Городище у хутора Титчиха в Лискинском районе Воронежской области, расположенное на высокой горе, что в народе зовется «Трудень» и с которой открываются необозримые пространства донского левобережья, является, пожалуй, самым южным форпостом славян на Дону. Чтобы сделать это место еще более неприступным, склоны горы-мыса подрезали, усилив их крутизну. Подняться со стороны реки или по склонам оврагов, которые ограничивают мыс, на территорию поселения на высоте почти 90 метров, да еще конному воину, какими были кочевники, практически невозможно. Оставалось одно уязвимое место — там, где мыс переходит в поле и где сейчас возвышается вал, вдоль которого тянется ров. Как же выглядели укрепления в древности, когда на горе Трудень раздавалась древнерусская речь? Об этом помогли рассказать археологические раскопки вала и рва.
Оборонительные укрепления Титчихинского городища (реконструкция)
Выяснилось, что там, где сейчас находится вал, были деревянные оборонительные конструкции, опоясывающие поселение со стороны плато. В земляном валу обнаружены их остатки. Материалы раскопок, письменные источники, открытия, сделанные на других памятниках, и, конечно же, творческая фантазия самого археолога, основанная на реальных конкретных фактах, позволяют представить, какими были укрепления тысячу лет назад.
Когда в IX веке славяне оказались на горе «Трудень» и решили построить здесь свои первые жилища, вероятно, не было необходимости в мощных деревянных оборонительных стенах, да и сил для этого не хватало. Ведь первых поселенцев было не так много. И мыс со стороны поля сначала огородили невысоким земляным валом, перед которым выкопали неглубокий ров. Возможно, на вал и поставили деревянную стену. Лишь позднее, примерно в начале X века, с ростом внешней опасности (набеги кочевников) потребовалось усилить укрепления, да и сам поселок значительно расширился, переступив границы первоначального вала и рва.
Перед тем как строить новые деревянные укрепления, вся растительность на валу — кустарники, небольшие деревья, а также старые деревянные стены были сожжены, вероятно, для уплотнения фундамента. Затем по всей длине вала (около 130 м) были сооружены деревянные четырехстенные срубы высотой более 3 метров, засыпанные внутри землей на всю высоту. Площадь каждого из срубов составляла примерно 2X2 метра. С наружной стороны линия срубов также была присыпана землей. Верхняя площадка тщательно выровнена, а наружная стена, выведенная над площадкой, служила своеобразным бруствером для защитников поселка, которые во время опасности размещались на верхней площадке сруба. Сквозь отверстия, проделанные в наружной стене, защитники наблюдали за противником. В старый ров вдоль всей линии срубов был поставлен частокол из массивных дубовых бревен, заостренные концы которых выступали из земли на значительную высоту, а впереди линии частокола был вырыт новый, более глубокий ров с крутыми склонами. Таким образом, поселение на горе «Трудень», превращенное в крепость, имело все основания считаться неприступным (рис.).
Противника встречали не только стрелами, но и всем, что могло служить целям обороны. В летописи рассказывается, что когда в 1159 году был осажден Киев, дружинники говорили князю: «Можем бо брань борити с ними из града; все бо у нас оружие есть: и камень, и дерево, и колья, и вар». Так защищался крупный город, так защищались и мелкие древнерусские городки, к каким принадлежало поселение на горе «Трудень».
К линии оборонительных срубов, заполненных землей, с внутренней стороны примыкали деревянные сооружения в виде срубов, но уже без земляной засыпки, сверху перекрывавшиеся деревянной крышей. Каково было их назначение? Они не являлись постоянными жилищами, поскольку в яих не обнаружены ни печи, ни очаги для обогрева и приготовления пищи. Возможно, именно в этих наземных срубных постройках укрывались женщины, дети, старики, а все взрослое мужское население должно было стоять наверху срубов, заполненных землей, и защищать поселение. В мирное время постройки служили местом, где останавливались купцы со своими товарами из Волжской Болгарии, Хазарского каганата, Средней Азии и других дальних и ближних мест. Бывали здесь и славянские купцы из древнерусских городов, направлявшиеся в Саркел либо в Итиль — торговые и ремесленные центры Хазарии.
За оборонительными стенами укрывался обычный славянский поселок, каких было разбросано на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины многие сотни. Какими мы представляем себе первые поселения славян на берегах Дона и Воронежа? Попробуем перенестись на 1000 лет назад... Жители поселка, купцы и просто путники могли пройти на территорию поселения только через специально сооруженные ворота или въезды. Они устраивались с одной из сторон мыса, на котором располагалось поселение. В крупных городах, правда несколько позже, ворота делались каменными, сооружались над-вратные церкви, а в мелких безымянных городках въезды были гораздо проще. Через рвы перекидывались мосты, которые в случае опасности, как говорит летописец, «переметывали» или «отсекали» (разрушали), а потом вновь восстанавливали.
Многие славянские поселения в бассейне Дона значительны по площади и имели по нескольку десятков жилищ. На территории городища у хутора Титчиха (на горе «Трудень») и сейчас еще видны остатки более ста жилищ. Конечно, не все они существовали одновременно, многие сооружались в связи с ростом населения и образованием новых семей. Некоторые из них по мере разрушения приспосабливались под хозяйственные постройки или просто под свалки мусора и отходов. Они очень интересны для археологов: в них, как правило, много различных находок.
Раскопки показали, что жилища-полуземлянки представляли собой прямоугольные котлованы, углубленные в землю до 1,5 метра, а чаще всего и меньше (рис. 50). Высота их была не менее 2 метров, часть постройки возвышалась над землей. Площадь— 12—16, реже до 25 квадратных метров. Стены котлована обшивали деревом, деревянная конструкция продолжалась и выше, переходя в крышу, которая чаще всего была двухскатной и покрывалась соломой, землей, а иногда обмазывалась глиной, которую слегка обжигали, чтобы не размокла под дождем или снегом (рис.).
Обязательная принадлежность славянского жилища — печь, которая служила и для обогрева дома, и для приготовления пищи. Печи делали из разного материала: камня, глины, глины с камнем, а иногда из материкового останца, который сохраняли при выкапывании котлована постройки. Но какой бы ни была печь, она всегда находилась в одном из углов жилища. Проникнуть в такой «дом» можно было или по ступенькам в стене котлована, или по приставной лесенке. Вход в жилище располагался напротив печи. Дело в том, что полуземлянки отапливались по-черному и дым выходил через дверь. Если бы печь была рядом с входом, то вместе с дымом уходило бы и тепло.
Славянское жилище (реконструкция).
Арабский писатель Ибн-да Русте в своем труде «Книга драгоценностей» писал: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются До самой весны» (Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Ибн-Даста. Издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. СПб., 1869, с. 33).
О чем писал средневековый писатель? О жилищах? А может быть, о бане? Ведь трудно представить, чтобы в жилом доме раскаленные камни поливали водой и паром обогревались. В таком случае камни должны быть обнаружены если не во всех полуземлянках, то, во всяком случае, во многих из них. А они встречены лишь в единичных случаях. Вероятно, в описании нашли отражение в совокупности и жилое сооружение, и баня, которые, безусловно, были у восточных славян. И в сознании средневекового наблюдателя-иноземца и те, и другие постройки соединились в одно целое. Но в то же время сведения Ибн-да Русте поражают точностью наблюдения и конкретностью описания.
Жить в славянском жилище, вероятно, было не очень просто. Низкая крыша, земляной пол, редко покрывавшийся деревом, дым и копоть, теснота: вместе с людьми зимой находился молодняк скота — таков был повседневный быт славянского населения. Правда, в летнее время становилось легче. Рядом с домом под легким навесом сооружали временные печи из камня, в доме стены очищали от сажи, копоти, осевшей толстым слоем за долгие зимние месяцы, вход в дом был открыт, внутри сухо, светло. Пройдет еще не одно столетие, пока полуземлянки сменятся просторными наземными срубными домами, появятся дымоходы, более удобные печи и многие другие усовершенствования славянского жилища. А до тех пор полуземлянка на протяжении многих веков верой и правдой служила славянам.
vantit.ru
Древнее городище Кураб - Достояние планеты
Древнее городище Кураб
Городище Кураб расположено на обрывистом берегу реки Оки в Кромском районе Орловской области. Городище представляет собой два огромных, по меркам лесостепной зоны, почти симметричных холма на берегу Оки с овальной впадиной между ними.
Геометрически объект – это громадная подкова, направленная «рогами» на юго-восток. У подножия бьет чистейший родник.
С холмов видно очень далеко, когда-то Ока была гораздо полноводнее и плескалась у самого подножия Кураба. Много веков подряд здесь была пограничная застава, ведь именно с юго-востока на Русь являлась главная опасность – кочевники.
Один из краеведов предположил, что именно здесь располагалась дохристианская столица древних вятичей Крдно, описанная арабскими путешественниками. На Курабе был город-порт еще до заселения нашей территории славянами. Здесь находили вещи времен ранней бронзы, потом здесь был населенный пункт скифов-пахарей, а потом – городище вятичей. Вероятно, феодальная усадьба.
До сих пор вокруг этого места ходит много легенд. Орловские неоязычники считают его священным. Дайверы нашли под водой ход внутрь одного из холмов, а в нем – сеть пещер, где можно дышать. Археолог Никольская раскопала там подземный ход, как и во многих крепостях.
Поборники гиперборейской теории уверены, что Кураб – это часть мегалитической сетки земли и у гипербореев был чем-то вроде генератора энергии, который использовал естественные силы земли. Говорят, что эти два холма – совершенная саморегулирующаяся энергетическая система.
Фото: Станислав Рыбаков, Алексей Бородин, Александр Трусов.
На знаменитом Дону немало различных достопримечательностей, которые появлялись и до нашей эры, и в XIX веке. Одной из таких достопримечательностей является город Асгард, известный также как Древнее городище на Азове.
Где жили боги? Этот вопрос волновал многих исследователей и представителей самых разных религий. Например, в начале первого тысячелетия нашей эры снаряжались десятки экспедиций, чтобы найти точное место распятия Христа. И по сей день энтузиасты из скандинавских стран и не только тратят огромные деньги и время – но в своё удовольствие – чтобы найти места, где жили Один, Тор (настоящий, а не из «Мстителей»), Локи и другие товарищи из пантеона «Старшей Эдды» и фольклора. Скалистые фьорды, каменистые морские острова, скудные растительностью горы – где можно найти следы скандинавских богов? И кто бы мог подумать, что исследования приведут изыскателей на берега Дона, туда, где вроде бы должны были царить Перун и Сварог?
А, между тем, знаменитый Асгард, город богов, мог находиться именно возле Азова. Поначалу само предположение казалось исследователям смехотворным, однако со временем об этом стали говорить всё чаще. Речь идёт о Древнем городище, одном из самых старых археологических памятников этих мест. Нет, не то что бы здесь можно было почувствовать присутствие Древней Силы (если вы не особо впечатлительный человек), и никаких физических следов присутствия после себя боги не оставили. И попасть из Азова в Вальгаллу, минуя поле битвы, тоже не удастся. Но вот и литературные памятники утверждают, что Асгард находился на берегу Чёрного моря, неподалёку от Танаиса (греческой колонии, разрушенной в V веке нашей эры). Так что самое древнее городище, обнаруженное возле Танаиса, который был отмечен ещё на старинных картах норвежцев, вполне может им и оказаться. Что ж, если это и так, время над городом, конечно, поработало изрядно, и даже добросовестная работа каменщиков-великанов не помогла (по легенде именно они создавали Асгард). Впрочем, есть и та версия, что город принадлежал генуэзцам, простым смертным людям, никаким не богам, и назывался Тана (на одном из этапов существования Азова так оно и было). Во всяком случае, это очень-очень старый город, который мог принадлежать половцам, скифам, гунны тоже здесь потоптались, амазонки, помнит Тмутараканское княжество (да-да, это не сказочное место, а реальный исторический объект), Шёлковый путь, Тамерлана и много что ещё. Одним из лучше всего сохранившихся объектов оказалось жилище XIV века. Пол его был вымощен камнем, сохранилась планировка, в том числе умывальник с забавным названием «тошнау», расположенный в маленькой отдельной комнатке для омовения. В стенах были «тепловые каналы», куда направлялся дым от печи. Неподалёку находится некрополь и братское захоронение. Также в процессе раскопок были найдены черепки посуды, которые, впрочем, ничего подробного о первых владельцах города не сообщили – подобная посуда лежит под слоями земли на всём Доне, в ней импортировали вино и масло. Кроме того, были найдены копилка и кувшины местного производства с характерными орнаментами, а также черепки от посуды итальянского производства, иранского, среднеазиатского происхождения. Вообще здесь намешалось множество культурных слоёв – от старинных захоронений до культурного наследия, принадлежавшего Золотой Орде. Кстати, последней принадлежат и уникальные объекты – кувшины, которые находили только там, где проходила Орда, но в то же время бывшие в единичных экземплярах. Сохранились золотоордынские медные идолы, кое-какие орудия труда. Между прочим, может, Золотая Орда осталась без кувшинов и идолов, зато у неё сохранились восхитительные воспоминания о том, как дерутся казаки – по словам янычар, людей вовсе не трусливых, «ловят кафтанами ядра и растворяются в воздухе». Но это уже совсем другая история. Возможно, им действительно помогали какие-то другие силы?
Возраст городища составляет более 2 тысяч лет, однако на какое-то время поселение было покинуто, и Азов появился уже в XIII веке; площадь Подазовского городища составляет более 200 гектаров. С расцветом Азова городище приходило в упадок, но зато приморский город впоследствии сыграл огромную роль в борьбе с турком. В краеведческом музее Азова можно увидеть немало экспонатов всех эпох, которые сопровождали жителей этих мест в течение многих лет.
Надо сказать, что добрые люди отнеслись к Асгарду (который остался без защиты после того, как боги ушли (или эмигрировали в Америку, см. роман Н.Геймана)) без должного уважения. Естественно, на протяжении веков находились копатели, которым было почти безразлично, кто мог лежать в могилах – потомки богов или бедные крестьяне – и «почти» только с той точки зрения, что потомков богов, как правило, хоронили значительно богаче. Они наверняка растащили кое-какое наследие Асгарда (или как называлось это поселение), и, вероятно, немалое. Но в более значительной степени городище пострадало уже на стыке XX-XXI вв, когда началось активное строительство и большую часть памятника попросту распахали в процессе. Особое возмущение общественности вызвал случай с жилищем XIV века, раскопанным во время строительства дома на ул. Ленина – прокладывая коммуникации, рабочие вели строительство в прямом смысле слова на костях. Только призвав на помощь упомянутую общественность, археологи смогли спасти ценные экспонаты. Периодически они возвращаются к раскопкам, открывая новые слои, и рисуя для нас картину прошлого. Возможно, в один прекрасный день здесь действительно обнаружат следы богов, может даже, и могилу самого Одина (сейчас легенда о том, что здесь находится Асгард, активно пиарится теми, кому лестно думать, что он тоже потомок скандинавских богов) или что-нибудь не менее интересное. К сожалению, один из главных энтузиастов раскопок Тур Хейердал, искавший следы своих давних-давших предков на берегах Чёрного моря, умер, но дело его живёт, и, надо думать, его последователи до чего-нибудь докопаются.
Кардинала Серая, Анастасия Берсенева
rusmystery.ru
Древнее городище
Древнее городище
Множество стоянок и городов наших предков находят на территории России… Так и древнее городище Эмдер, который расположился около современного города Нягань. Ученые нашли его в верховьях Ендыря по работе этнографа Серафима Патканова, который в 18 веке написал «Былину про богатырей города Эмдер».
Древнее городище
Потерянное в веках древнее городище
Это поселение было найдено совсем недавно, в 1993 году. За год до этого ученые предприняли попытки поиска таинственного Эмдера в совершенно другом месте, но, обратившись повторно к былине, поняли свою ошибку, что искать нужно не в низовье реки, а чуть выше. Вторая их попытка найти верное место, где находилось древнее городище, оказалась удачной.
Древнее городище
Эмдер имеет интересные места с исторической точки зрения. Это городище было огорожено от врагов забором в форме многоугольника, имеющего сторожевые башни. Внутри находилось около 20 построек, датированных разными эпохами. Самый ранний исторический слой относится, предположительно, к 8 веку нашей эры. Но наибольший расцвет Эмбер пришел чуть позже, в 10-11 веках. В те врмена он считался знатным княжеством.
Древний город и его история
До сих пор в ученые проводят раскопки. За это время было обнаружено множество интересных находок. Помимо разнообразных поделок из различных материалов (например, из стекла, глины или серебра), ученые нашли кольчужные доспехи, которые носили русские воины. Эта находка удивительна тем, что кольчуга оказалась в этой крепости задолго до похода Ермака в Сибирь.
Древнее городище
Этот древний город долгое время был высокоразвитым центром Югры. Именно здесь пересекались торговые пути, идущие из Сибирского и Тюменского ханств, а также из Золотой Орды. Знать в крепости жила в богатых срубах, обогреваемых печами. А простой люд ютился в небольших комнатках, встроенных непосредственно в оборонительную стену. В течение 5 веков крепость дважды завоевывали и сжигали, а затем вновь отстраивали. Но в 16 веке городище было разрушено окончательно.
Древнее городище
Как добраться до города Эндер
Как уже упоминалось выше, Эмдер расположен около города Нягань, а именно в 68 километрах от него. От поселка Талинка Эмдер удален на 23 километра. До Нягани можно добраться на самолете от Ханты-Мансийска. Полет займет чуть менее часа. По железной дороге до этого города ходят поезда от Екатеринбурга и других крупных городов. На машине до Нягани доезжают по дороге Нягань-Талинка. До самого городища ходят рейсовые автобусы.
Похожие статьи
begin-journey.ru
Тайна древнего городища
Тайна древнего городища
13 декабря в Музее истории Обнинска открылась выставка археологических находок экспедиции клуба «Аркос» в 2007-2008 гг. на древнем поселении «Огубское городище». Выставка будет открыта в течение нескольких месяцев. После её закрытия выставленные предметы «уйдут» для исследования в Институт археологии РАН и подобного комплексного сбора долго не будет.
Последние несколько лет наш клуб изучает древнейшую историю близлежащих окрестностей нашего города. Наши главные объекты: селище раннего железного века (РЖВ) Кривское-3 (Лужки) в зелёной зоне г. Обнинска и синхронное ему Огубское городище, расположенное на берегу Огублянки в широкой пойме Протвы близ г. Жукова.
Из русских летописей известно, что долину Протвы в раннем железном веке заселяло балтское племя голядь. Поскольку сведений о нём в летописях приведено очень мало, то историками предполагалось, что это маленькое лесное и болотное племя, далёкое от цивилизации, живущее рыболовством и охотой с зачатками скотоводства и земледелия. Живёт в таком медвежьем углу, что и писать-то о нём нечего.
Наши раскопки типичного селища этой культуры Кривское-3 (Лужки) сразу же показали, что это далеко не так. Кривское-3 – большое торгово-ремесленное селище, где получали и обрабатывали железо, изготовляли ювелирные изделия тонкой работы из бронзы и серебра, обрабатывали кость, наносили на предметы художественные орнаменты. Жители этого поселения торговали со всеми странами мира. Мы нашли накладку на шлем викинга, изготовленную во Франции – эмаль с позолотой, изображающуя сцену из «Песни о Нибелунгах» - бой Зигфрида с драконом, арабский серебряный дирхем, стекловидные бусы из Причерноморья. На других памятниках этой культуры на территории Калужской области находят клады римских монет и римское оружие.
Земли современной Калужской области долго не входили в состав Киевской Руси, сохраняя свою независимость. Колонизация Волго-Окского междуречья вятичами в IX-X веках обошла их стороной, не пустили они вятичей. Земли племени голядь оставались независимыми до XI-XII веков, когда черниговское княжество стало планомерно осваивать их земли, ставя свои города-форпосты на бывших голядских городищах. Так возникло большинство калужских городов: Козельск, Воротынск, Мещовск, Таруса и др. Население же среди них оставалось голядским, донеся до нас древние названия рек. Почти все реки Калужской области имеют балтскую основу в своём наименовании.
Не успело Черниговское княжество укрепиться на голядской земле, как оно было разгромлено татарским нашествием, а земли вскоре вошли в состав Великого княжества Литовского вплоть до XV-XVI веков, когда они постепенно стали отходить к Москве. И опять голядские земли татарское нашествие обошло стороной. Ко времени вхождения в Московское княжество голядь уже обрусела: люди говорили по-русски и стали православными.
На Огубском же городище оказался совсем другой вещевой комплекс, начиная от посуды и кончая украшениями и оружием. Первое, что бросается в глаза – их очень тщательная отделка. Наш научный руководитель, В.В.Сидоров, предположил, что это поселение принадлежит не голяди, а предкам славян, представленных археологически зарубинецкой культурой. Названия культурам археологи дают по названию близлежащего населённого пункта, где эта культура была впервые обнаружена. Культура названа по селу Зарубинцы вблизи Киева.
По-видимому, какая-то группа населения, вероятно под давлением неспокойных южных соседей, двинулась во II веке н. э. на север и пришла в наши места. Протва с широкими поймами им понравилась, так как напоминала прежние места жительства, здесь они и остались.
Недалеко отсюда есть ещё один памятник зарубинецкой культуры – Анисимовское городище, расположенное на правом берегу Городянки недалеко от д. Анисимово. Это самое впечатляющее городище в наших местах. Расположено на высоком холме с очень крутыми склонами и с хорошо сохранившейся системой земляных валов, на которых в древности стояли деревянные укрепления. Размеры площадки городища очень внушительны, примерно 200х80 м. Оно было открыто в 70-х годах прошлого века нашими краеведами В.А.Ивановым и В.С.Нестеровым. Можно предположить, что на этом городище была княжеская резиденция с замком, а на Огубском – летнее поселение. По-видимому, зарубинецкий князь господствовал над долиной Протвы (здесь более нет таких серьёзных укреплений), а голядь платила ему дань.
В III веке н. э. в Северное Причерноморье пришли германские племена готов, образовавшие своё государство, в зависимости от которого попали все окрестные племена, в том числе и днепровские славяне. Готский историк Иордан, описывая могущество готского короля Германариха, пишет: «Покорил же он племена гольтескифов, тиудов, инуаксов, васнабронков, меренс, морденс…» и т. д. Очевидно, что имеются в виду северные лесные племена голядь, меря, мордва и др.
Тайна взаимодействия двух этносов на Протве скрыта под поверхностью городищ и селищ, расположенных рядом с современным городом Обнинском. Древние городища крепко держат её. И только лопата любознательного археолога может раскрыть эту тайну для истории. Надо успеть сделать это, пока городища, попадающие в эпицентр хозяйственного освоения долины Протвы, не будут бульдозерами окончательно сметены с лица земли.
Несколько слов о том, как реально раскрывается эта тайна. Наши раскопки проводятся под руководством профессиональных ученых из Института археологии РАН в основном силами школьников за счет собственных средств и средств из бюджета, выделяемых на организацию летней занятости учащихся. Мы очень благодарны Центру «Эврика» (директор М.А.Хоменко) и Обнинскому общественному фонду (президент Т.Н.Климакова) за постоянное финансирование наших экспедиций. Экспедиции проводятся в форме летних палаточных лагерей с включением форм детского самоуправления.
В результате нашими экспедициями были получены интереснейшие результаты: мы раскрыли древнейшую историю земель, на которых впоследствии появился г. Обнинск. До наших работ она была известна очень приближённо и неточно. Несмотря на это, нам с каждым годом всё труднее и труднее набирать членов экспедиций среди школьников. В последние годы у них резко снизился интерес к активному познанию жизни, получению новых знаний и навыков, которые может дать система дополнительного образования. Многие кружки Центра «Эврика», в котором работает наш археологический клуб «Аркос», терпят настоящий кризис кадров. Кто уходит в виртуальный мир компьютерных игр, кто в дворовое безделье. Самое главное, что наблюдается видимый разрыв между школьным и дополнительным образованием – попытка набрать членов клуба через школы терпит полный крах. Получается, что ни школы, ни родители не заинтересованы во всестороннем развитии детей.
Но ведь изучение истории, с помощью археологии в том числе, это и есть настоящее воспитание патриотизма, что является непременной задачей при формировании гражданина. Почему-то считается, что патриотическая работа – это встречи с ветеранами Великой отечественной войны и рассказ об их подвигах. Да, их подвиг велик, но понятие патриотизма шире. Патриотизм – это любовь, понимание и восхищение всей нашей историей. Именно этому мы и учим в археологических экспедициях.
Я обращаюсь ко всем педагогам, родителям и ученикам – если хотите воспитать из своего ребёнка настоящего патриота и гражданина, направляйте его в нашу экспедицию. В школьной археологической экспедиции сочетаются сразу несколько положительных моментов, которые трудно найти при других формах летнего отдыха: воспитание патриотизма, приобщение к настоящей, а не выдуманной научной работе, ускоренная социализация личности подростка в условиях самоуправляемого лагеря, оздоровление детей при умеренной физической работе на свежем воздухе и хорошем питании. Мы с удовольствием примем также родителей и учителей. Телефон для связи 6-75-09.