Памятники древнего рима. Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рим – путеводитель по мировой истории. Памятники древнего рима


15 выдающихся памятников Рима / Туристический спутник

Рим — Сердце Италии. Он бесспорно является самым популярным в туристическом плане итальянским городом, сравниться с которым может разве что Милан. В этом кратком обзоре собраны главные достопримечательности Рима. В переполненном памятниками старины и христианской веры городе трудно решить, с чего начинать экскурсию. Можно составить свой маршрут, но есть определенные места, входящие в список самых выдающихся ориентиров Италии и всей Европы, такие как Колизей и Пантеон. Попытайтесь исследовать Рим таким образом, чтобы не посещать слишком много древних памятников или церквей подряд. Чередуйте эти достопримечательности Рима с некоторыми другими местами — Испанской Лестницей, или Фонтаном Треви. Рим столь большой, что может легко выжать из вас все соки, поэтому старайтесь не торопиться, периодически отдыхайте в кафе, или в парках.

Римский Колизей и Арка Константина

Самой значимой и самой «видной» достопримечательностью Рима является, конечно же, Колизей — такую громадину сложно не заметить. Колизей и Арка Константина. Самое большое из сохранившихся до наших дней римских сооружений, Колизей все еще является прекрасной модель для спортивных арен — современные проекты футбольных стадионов четко следуют этому овальному римскому плану. Строительство было начато Веспасианом в 72 году, а его сын Тит добавил Колизею четвертый уровень. Открытие состоялось в 80 году серией великолепных игр. Колизей был достаточно большим для театральных представлений, фестивалей, цирковых номеров или игр, за которыми высокопоставленные лица наблюдали с самого низкого уровня, аристократические римские семьи со второго, а население с третьего и четвертого. Около Колизея расположена Арка Константина — триумфальная арка, установленная Сенатом в честь императора, как «освободителя города и вестника мира» после его победы в сражении 312 года.

Римский Форум

Неподалёку от Колизея находятся руины Римского Форума, тщательно охраняемые государством. Римский Форум посреди пульсирующего современного города позволяет окунуться в историю древнего Рима, на несколько тысячелетий назад. Когда-то форум был центром римской жизни и правительства, сохранив до наших дней лишь небольшую часть своего исходного блеска. Тем не менее, его колонны и арки все еще производят впечатление, особенно если представить, что в течение многих веков история Форума была историей Римской империи и западного мира. Римская политическая и религиозная жизнь была всецело сконцентрирована здесь, наряду с судами, рынками и местами сбора местных жителей. После седьмого века здания превратились в руины, а камни использовались для строительства других зданий. Лишь во время раскопок в 18-х и 19-х веках под 10-метровым уровнем щебня и земли были обнаружены древние здания. Удалось частично восстановить Храм Антонина Пия, Храм Диоскуров Кастора и Поллукса, Храм Сатурна, Триумфальная Арка Септимия Севера, арка Тита и храм Веста.

Пантеон

Одной из самых запоминающихся достопримечательностей Рима является Пантеон, ежегодно посещаемый миллионами туристов. Это здание легко узнать из космоса, ведь по центру его купола зияет огромная дыра. Это лучше всего сохранившийся памятник римской старины, удивительным образом неповрежденный в течение 2000 лет своей истории. Пантеон сохранил свое величие несмотря на то, что Папа Римский Георг III снял позолоченные бронзовые мозаики с крыши, а Папа Римский Урбан VIII демонтировал бронзовую крышу, переплавив ее на орудия для Замка св. Ангела.
Пантеон был восстановлен после пожара 80 года с помощью уникальной кладки, подтверждающей чрезвычайно высокое техническое мастерство римских строителей. Его 43-метровый купол — высшее достижение римской архитектуры, будто бы парит в воздухе без какой-либо видимой поддержки. Девятиметровый центральный пролет является единственным источником света в здании. Гармоничный эффект внутренней части — результат идеальных пропорций Пантеона: его высота совпадает с диаметром. Несмотря на то, что первые христианские императоры запретили использование этого языческого храма для вероисповедания, в 609 году Папа Римских Бонифаций IV посвятил его всем христианским мученикам, и с тех пор Пантеон стал местом погребения итальянских королей и других известных итальянцев, включая живописца Рафаэля.

Замок Святого Ангела

Ещё одно удивительное римское здание, поражающее необычностью своих форм, — это Замок Святого Ангела.

Витториано

Нельзя обойти вниманием и символ объединения Италии — Витториано, прозванный за свой внешний вид «Пишущей машинкой». Внушительный мемориал в честь первого короля является великолепным памятником, монументальным сооружением и одной из самых впечатляющих римских достопримечательностей. Национальный Памятник Виктору Эммануилу II был создан между 1885 и 1911 годами, чтобы почтить успех национально-освободительного движения Рисорджименто и достижение итальянской независимости в 1870. Это огромное сооружение 135 метров длиной и 130 метров шириной возвышается на 70 метров. Рядом с Витториано расположен Алтарь Отечества и могила Неизвестного солдата. В восточной части памятника находится Музей возрождения, посвященный итальянскому движению за независимость.

Пьяцца Навона

Прогуливаясь по Риму, невозможно не попасть на две главные площади этого города — украшенная фонтанами Пьяцца Навона и круглая Пьяцца дель Пополо, с которой можно попасть в огромный парк под названием Вилла Боргезе. Это те места, которые стоит обязательно посетить в Риме. Одна из самых характерных барочных площадей Рима, Пьяцца Навона все еще сохраняет останки римского стадиона, созданного здесь императором Домицианом. Это место использовалось для фестивалей и гонок во время Средневековья, и было восстановлено в Стиле барокко Борромини. Он спроектировал великолепную серию дворцов и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на западной стороне Навона, ставшую прообразом многих других церквей в Италии. В склепе Сант-Аньезе сохранились остатки римского мозаичного пола. Несмотря на то, что Борромини разработал саму площадь и окружающие фасады, именно его главный соперник Бернини создал центральную достопримечательность Навона — красивый барочный фонтан Фиуми. Мощный фонтан представляет четыре реки разных континентов — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Два других фонтана Пьяцца Навона — Дель Моро 16-й века перед дворцом Памфили и фонтан Нептуна 19-го века. Сегодня площадь постоянно заполнена римлянами, туристами, уличными художниками, сувенирными киосками, кафе, а в течение декабря тут проходит один из лучших Рождественских базаров Рима. Между Площадью и Пантеоном находится церковь Сан Луиджи ди Франчески с тремя основными шедеврами Караваджо.

Сан-Джованни ин Латерано

Также нельзя обойти вниманием и известную римскую базилику Сан-Джованни ин Латерано, являющуюся одной из древнейших христианских церквей в мире. Как и стоило бы ожидать от Епископальной церкви Папы Римского, Сан Джиованни ин Латерано — одна из самых впечатляющих церквей Рима. После веков изменений она все еще сохраняет свою исходную форму времен Константина Великого. Фасад церкви является прекрасным примером периода Барокко, наряду с мозаиками в апсиде и прекрасным деревянным потолком 16-го века. Восьмиугольный баптистерий Сан Джиовани Фонте стал моделью для более поздних сооружений по всей Европе. Ин Латерано — самый старый христианский баптистерий в мире. В церкви Скала Санта на другой стороне площади находится Святая Лестница с 28 ступенями, которые были перемещены в Рим в четвертом веке из дворца Пилата в Иерусалиме.

Фонтан Треви

Хотя я не спорю с тем, что неоспоримым символом Рима является Колизей, для меня самым удивительным и прекрасным местом этого древнего города является Фонтан Треви. Одна из самых популярных достопримечательностей Рима, этот шедевр 17-го века был увековечен в фильмах и романах. Бросок монеты в Фонтан Треви является традицией, гарантирующей повторное посещение города. Первоначально на этом месте был создан акведук, доставляющий воду к ваннам Марка Агриппа, великого покровителя искусств первого века до н.э. Самый большой фонтан Рима был построен Николо Сальви для Папы Римского Клемента XII между 1732 и 1751 годами. Треви увенчан статуей морского бога Нептуна верхом на лошадях. Вода спускается вдоль многочисленных статуй, фигур и искусственных скал, и собирается в большом бассейне, всегда заполняемом монетами.

Испанская Лестница

У подножия Испанской лестницы также установлен интересный фонтан — Фонтан Баркаччиа. Как ни странно, строительство Испанской Лестницы финансировалось французским послом, и ведет она к французской церкви Тринита ди Монти. Лестница, однако, берет свое имя от площади Испании в одном из кварталов Рима. Овальный фонтан Баркачча у подножия лестницы был создан Пьетро Бернини, сыном великого архитектора эпохи барокко Лоренцо Бернини. Церковь Тринита ди Монти, построенная Луи XII в 1502, все еще сохраняет некоторые оригинальные готические арки, а к юго-западу от площади Испании ведет самая модная торговая улица Рима. Её знаменитое Caffe Greco славится знаменитыми художниками, писателями и музыкантами, которые часто посещали его.

Достопримечательности Рима и Ватикан

Ватикан — самое маленькое независимое государство в мире с областью менее половины квадратного километра. За ватиканскими стенами расположились дворец и сады, Собор и Площадь Святого Петра. Этой областью управляет Папа Римский, верховный глава Римско-католической церкви. Компактное пространство Ватикана представляет огромный туристический интерес, с многочисленными музеями и самой большой базиликой. В Соборе Святого Петра находятся шедевры Микеланджело, Пьета, скульптуры и алтари Бернини и множество других ценностей. Главная достопримечательность Ватикана — Сикстинская капелла, великолепный потолок которой украшен фресками — самая известная работа Микеланджело. Стоит обратить внимание на Комнаты Рафаэля, Палаты Борджиа, ватиканскую Библиотеку и множество музеев, включая Картинную галерею, Музей Светского Искусства, этрусский Музей и другие. Их коллекции покрывают все, от древних времен к искусству 20-го века с отражением важных религиозных тем.

Катакомбы и Аппиева дорога

Катакомбы Сан Каллисто и Сан Себастиано вдоль Аппиевой дороги поражают своими размерами и сложными многоуровневыми сетями проходов и тоннелей. Под землей находится шесть священных часовен, созданных между 290 и 310 годами с языческой и ранне-христианской настенной живописью. Сан-Себастьяно — одна из семи паломнических церквей Рима, созданная в четвертом веке на месте старых кладбищ и катакомб. Катакомбы Домитилла являются самыми большими в Риме, с 15 километрами подземных проходов и подземной базиликой. Здесь сохранилось более 80 гробниц и фреска второго века «Последний Ужин». Аппиева дорога является одной из самых старых и самых важных римских магистралей. Она была построена приблизительно в 300 году до н.э и расширена до порта Бриндизи приблизительно в 190 году до н.э. Параллельно с дорогой можно увидеть руины акведуков, поставлявших в город воду. Среди кипарисов по обе стороны дороги встречаются остатки могил, принадлежащих аристократическим римским семьям. Самой видной из них является могила Цецилии Метелла и ее мужа.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана были столь огромны, что по сей день вмещают две сохранившиеся церкви, часть Картезианского монастыря и крупнейший музей. Микеланджело использовал обширный тепидариум (горячие ванны) в качестве основы для его церкви Санта-Мария дель Анджели и Национального музея Рима. Здесь хранятся ценнейшие сокровища старины: греческие и римские скульптуры, дохристианские и более поздние саркофаги, красивые мозаики и фрески. Церковь 16-го века Сан Бернардо алле Терме была создана в ротонде на углу Диоклетианских Терм. Её купол походит на купол Пантеона, но вдвое меньшего размера.

Палатинский Холм

Стратегически расположенный над Тибром Палатинский холм является доказательством самого раннего поселения Рима. Археологические находки перед Храмом Кибелы доказывают деятельность человека уже в девятом веке до н.э. Спустя несколько веков холм был выбран императорами и великими аристократическими семьями для их дворцов. Сады Фарнезе были созданы в 16-м веке для кардинала Алессандро Фарнезе со множеством террас, павильонов, газонов, клумб, деревьев и фонтанов. Особое украшение Палатинского холма — палата Ливии, полуподземный Криптопортик, Домус Флавия, Домус Агустана и самые внушительные Ванны Септимия Севера. Палатинский холм — прекрасное место для исследования достопримечательностей Рим, комбинирующее парк с великолепными древнеримскими руинами.

Форум Траяна

Крупнейший и лучше всего сохранившийся форум Римской Империи, Форум императора Траяна был создан в начале второго века и включал внушительный комплекс зданий и памятников: храм, базилику, серию рынков и три памятника в честь императора. Во время Средневековья в области форума были построены новые здания, включая Башню Милиции, церкви Санта Мария ди Лорето и Сантиссимо Номе ди Мария. Были также проложены современные улицы. Руины Базилики Ульпиа находятся в дальнем конце Форума Траяна, с Холлом размерами 130 на 125 метров и двумя библиотеками. Между библиотеками сохранился великолепный памятник навкам римских скульпторов — Победный Столб Траяна 38 метров высотой, созданный из мрамора с греческого острова Парос. Он покрыт спиральным бордюром 200 метров длиной, с более чем 2,500 сценами Траянских Войн, картинами борющихся солдат, скачущих лошадей и римской военной техники. В основе столба размещалась золотая урна с прахом императора Траяна, при котором Римская империя достигла своей наивысшей точки развития. Впечатляющие стены из красного кирпича и ряды полукруглых крытых рынков повышаются позади форума на склонах выступа Квиринале.

Термы Каракаллы

Термы и ванные всегда занимали особое место среди достопримечательностей Рима. Построенные в 216 году Термы Каракаллы, были чем-то намного большим, чем просто общественными банями. Они были полноценным спортивным центром, с горячими и холодными ваннами, бассейном, сухими и паровыми саунами, залом для гимнастики, социальными комнатами, садами, библиотекой, парикмахерской и магазинами. Крупная и внушительная структура покрывала область в 300 квадратных метров, комплекс гигантских залов, купола которых поддерживались огромными колоннами. Термы могли разместить до 1,500 человек за один раз. Их полы и стены были покрыты мрамором, мозаиками и фресками.

tursputnik.com

Знаменитые памятники Рима | Интересник

Великолепная арена, где ни один вид пыток не считался слишком жестоким. Места поклонения, где богов часто почитали с помощью шокирующих ритуальных жертвоприношений. Дворцы для увеселений, где необузданное сексуальное развращение не только принималось, но и поощрялось.

Кто были эти люди, создавшие эти внушительные сооружения? Сколь огромное самолюбие заставило их строить памятники больше и лучше и какой ценой?

 

Колизей: арена смерти

Причудливый кровавый спектакль привлекал толпы людей на арену. Иногда в римском Колизее собирались по 50 тысяч человек, чтобы увидеть сцены непередаваемого ужаса. Императоры, сенаторы, священники, знать, простые люди и рабы веселились, утоляя свою жажду крови.

Гладиаторы надевали тяжелую броню и сражались друг с другом зачастую до смерти. Диких голодных зверей натравляли друг на друга и на человека. Цель этих противоборств – разорвать друг друга в клочья.

Использовались все виды спецэффектов, включая наполнение арены водой для постановки пародий на морские битвы. Как древние римляне наполняли водой Колизей?

На самом деле очень просто: система резервуаров на склоне прямо над ареной наполнялась из акведуков. Изобретательные римляне перекачивали воду вниз из акведуков, затем вниз из резервуаров и в центр Колизея. Но как они откачивали воду?

Считается, что римляне создали своеобразную канализационную систему. Но на этот вопрос еще предстоит ответить, поскольку в Колизее проводилось совсем немного раскопок.

Постановка основных римских мифов являлась частью спектакля, чем ужаснее – тем лучше. Преступников и христиан часто брали на самые опасные роли.

Кровавые состязания преобладали в римском Колизее с первых же дней его открытия в 72 году н.э. Император Тит устроил церемонию открытия, которая продолжалась 100 дней. В день открытия произошла беспрецедентная по масштабам резня: 5 тысяч животных погибли. Эта арена смерти была даром римлянам от отца и предшественника Тита императора Веспасиана.

Основатель династии Флавиев Веспасиан пришел к власти в 69 году н.э. в критический момент римской истории. Сотни лет прошли с тех пор, как Август основал империю, и теперь будущее ее было неопределенным.

Когда в Риме началась опасная гражданская война, воцарился хаос. За один год сменилось четыре императора. Затем Веспасиан, управлявший Сирией, захватил власть.

Будучи героем и ловким дипломатом, Веспасиан легко завоевал поддержку Сената и был провозглашен императором. А затем, подавив еврейский бунт в Иерусалиме и восстание на Рейне, Веспасиан сосредоточил внимание на внутренних проблемах.

За 10-летнее правление Веспасиан избавился от дефицита казны, оставленного Нероном, начав строительство многочисленных общественных зданий. Колизей стал самым грандиозным его предприятием, задумывавшимся как символ власти и успеха Веспасиана и его семьи.

Потребовалось более 10 лет, чтобы завершить эту арену олимпийской формы, первоначально носившую название Амфитеатр Флавия. Тысячи рабов и разнорабочих были заняты на строительстве грандиозного сооружения. Некоторые каменщики были пленниками, захваченными Веспасианом во время иерусалимской кампании.

На протяжении многих лет историков и специалистов по античности интересовало: где, откуда, помимо налоговых поступлений, Веспасиан взял деньги на такой щедрый дар народу? Недавно загадка была разгадана.

Колизей, вероятно, финансировался за счет разграбления Иерусалима. Это стало известно из недавно обнаруженных записей. На фасаде сооружения нет надписей, как должно было бы быть, потому что буквы, сделанные из бронзы, давно вынули. Но один ученый недавно изучил дырки от гвоздей, оставленные там, где в фасаде были буквы, и он считает, что смог прочитать фразу «Император Веспасиан построил это сооружение за счет награбленного в Иудейской войне».

Но другая тайна Колизея до сих пор остается загадкой: кто был архитектором этого сооружения, которое до сих пор считается одним из величайших архитектурных чудес мира? Гений, создавший проект «Колизей», неизвестен. Великолепие проекта до сих пор бросается с глаза.

Внешние стены были сделаны из травертинового камня. Внутренние стены и зрительская зона сделаны из кирпичей, скрепленных цементом.

Одной из самых удивительных характеристик этой достопримечательности является сложная система контроля за толпой. Первоначально амфитеатр имел 80 входов и они вели в определенные сектора.

Скажем, было 50 тысяч человек, ждавших снаружи, чтобы войти. У каждого их них был билет с указанием номера входа, через который они должны были заходить. Пропускали дозированно, так что беспорядков быть не могло, никто не мог затоптать другого. Осуществлялся невероятный контроль и это одна из важнейших вещей, сделанных римскими императорами. Места были поделены на ярусы. Очень опасно собирать вместе огромную толпу. И то, что они могут хорошо сорганизовать толпу – это демонстрация власти императоров.

Участие императоров в играх считалось очень важным. Как и у остального народа, у императоров были свои фавориты, за которых они болели во время кровавых гладиаторских боев. Исторические данные позволяют предположить, что иногда это приводило к катастрофическим последствиям.

Рассказывали, что император Домициан, «болея» за гладиатора на турнире в Колизее, был взбешен, когда один зритель выразил неодобрение в адрес его любимого воина. Он приказал казнить мужчину на радость любящей кровавые зрелища толпе.

В животными обходились не лучше, чем с людьми. Римляне пересекали вдоль и поперек всю империю, привозя диких экзотических животных для боев.

Проблема римлян заключалась в том, что они не изобрели зоотехнику, они не знали, как сохранить жизнь животным, они отчаянно пытались не дать им умереть до выступления на играх.

И конечно, в этом амфитеатре лишались жизней многие христиане. Сколько человек погибло таким ужасным образом? Неизвестно. Подсчеты этих жертв были записаны самими христианами, и многие современные ученые считают, что цифры были преувеличены, чтобы обратить большее число людей в христианство.

Последние зарегистрированные игры проводились в 6 веке н.э., завершив эти ужасные состязания, которые некогда так забавляли кровожадных римлян. После этого Колизей долгое время не использовался и был частично разрушен. В 9 веке произошло страшное землетрясение, уничтожившее большую его часть.

Позднее он использовался как каменоломня: богатая мраморная облицовка сдиралась и использовалась при возведении дворцов и церквей. Часть первоначально существовавших четырех уровней все еще не тронута и Колизей остается свидетельством мастерства и одновременно жестокости древних римлян.

 

Пантеон – работа дьявола

30-е года 20-го века. Известный итальянский диктатор Бенито Муссолини придумывает оригинальную пропагандистскую кампанию. Одним из главных элементов его пропаганды было проведение параллели между величием Древнего Рима и славой его нового режима. Это привело к многочисленным раскопкам и археологическим исследованиям по всему Риму.

На протяжении веков из-за разлива Тибра на многих древних памятниках появились отложения земли, полностью покрывавшие их. Из-за близости к реке мавзолей Августа, построенный между 27 и 23 годами до н.э., был сильно поврежден.

Углубившись примерно на 6-7 метров в землю, рабочие натолкнулись на мостовую, сделанную из массивных блоков.

Началась Вторая Мировая война, и об открытии забыли. Прошло почти 20 лет, когда в 1964 году римские специалисты по древностям вновь изучили это место. Они были удивлены и озадачены своей находкой. На мостовой был высечен полноразмерный архитектурный план. Двор, очевидно, служил мастерской для древнего строительного объекта. Но вопрос в том, для кого?

Сам мавзолей был исключен, потому что мостовые на чертежах, представляющих собой трехгранные участки перед фасадом, слишком большие.

Почему план создавался в натуральную величину? Возможно, чтобы мрамор можно было разрезать точно по плану. Но почему в этом месте? Мавзолей находится близко к реке Тибр и имел большой открытый внутренний двор. Тяжелый мрамор можно было перевозить с корабля вниз по реке во двор, разрезать по размеру и отправлять на стройплощадку.

Но ни один из существующих памятников, похоже, не соответствовал проекту. В 1992 году один из специалистов по римской архитектуре разгадал загадку: планы, похоже, создавались для Пантеона, многие части сооружения точно совпадали, но некоторые – нет. Откуда такое расхождение? Почему план сооружения так отличается от существующего здания?

Возможно, у нас просто неправильное представление об идеях эпохи классики Возрождения. Возможно, римляне просто не беспокоились о подобных вещах.

Пантеон во всей своей красоте, согласно правилам классической архитектуры, занимает совершенно особое место. Карнизы должны были быть на одной линии, но это не так. Фронтон тяжел для колонн, на которых стоит. И почему здесь два фронтона? Главный фронтом над портиком обычный, но второй нетипичен. Ни на одном другом античной здании нет ничего подобного.

В Средние века преобладало мнение, что этот памятник – работа дьявола, поскольку лишь Сатана мог бы возвести сооружение такого размаха и значения.

Пантеон – знаменитый храм, построенный для поклонения римским богам и в честь императора.

Но то, что видели люди в эпоху Ренессанса, не было первым пантеоном, возведенным на этом месте. Первоначальный храм был задумкой властного римского генерала Марка Агриппы.

Агриппа был затем Августа, который в наши дни считается первым римским императором. Агриппа потратил большую часть своего личного состояния на общественные сооружения, включая Пантеон.

Строительство началось в 27 году до н.э. и завершилось спустя 2 года. Но большой пожар 64 года н.э. уничтожил Пантеон. Император Домициан предпринял попытку отстроить сооружение заново, но еще один пожар быстро положил конец реконструкции.

Затем в 118 году н.э. вновь начался процесс перестройки под руководством императора Адриана. Адриан был архитектором-любителем, участвовавшем во многих римских строительных проектах.

Когда после 10 лет напряженных работ Пантеон был завершен, Адриан посвятил его первому строителю – вот почему на фасаде храма высечено имя Марка Агриппы.

Что примечательно в Пантеоне, так это огромная ротонда, построенная из цемента и кирпича, и свод, образующих купол.

Но каково было особое значение подобного устройства внутренней части сооружения? Пантеон насчитывает 43 метра в ширину и 43 метра в высоту. Стены толщиной 7,5 метров, бронзовые двери весят 20 тонн каждая.

Некоторые считают, что иногда в центре храма приносили в жертву и сжигали животных. Дым выходил через отверстие в крыше, оно называется «глаз» и насчитывает в диаметре более 8 метров.

Там, где сейчас росписи на библейские мотивы, во времена Адриана в Пантеоне по кругу стояли мраморные статуи римских богов. Здесь семь ниш. Считается, что в этих нишах стояли статуи богов семи планет, о существовании которых было известно в то время.

Огромный «глаз» символизировал Солнце и позволял солнечным лучам проникать внутрь.

Многие ученые предлагали разные теории, объясняющие значение Пантеона, но лишь немногие пришли к какому-то согласию. Похоже, все указывает на то, что он скрывает в себе какое-то астрологическое значение. Но почему здание не соответствует недавно открытым архитектурным планам, обнаруженным в мавзолее Августа?

Можно увидеть, что Пантеон – это на самом деле компромиссное сооружение, здание, которое в действительности не задумывалось именно таким. Если мы возьмем план в точности, как он есть, и наложим его на чуть более высокие колонны портика, скажем, всего на 3 метра выше, тогда мы обнаружим, что можно сделать чертеж здания и он получится в точности таким, как и предполагалось с карнизами в один ряд, с фронтонами, уравновешивающими колонны, на которые он опирается. Нет второго фронтона, нет второго треугольника сверху, абсолютно правильная и предсказуемая конструкция.

Что могло заставить так радикально изменить сооружение? Нынешние колонны высотой 12 метров и весом 100 тонн, они вырезаны из цельного куска египетского мрамора и привезены на судах в Рим. Но план сооружения предусматривал 15-метровые колонны. Что же могло произойти?

Могли появиться некоторые проблемы: они могли затонуть во время долгого морского путешествия из Египта в Рим, могли быть проблемы с добычей камня, потому что карьерная разработка – непростое дело, это вам не пойти в карьер и найти красивый однородный кусок породы, который можно взять и увезти, бывают изъяны, дефекты, трещины, разного рода трудности, которые могут встать между теорией и ее реализацией.

Несмотря на изъяны, Пантеон до сих пор производит впечатление. Как этому храму удалось простоять на протяжении почти двух тысячелетий?

Будучи сооруженным из цемента, он был огнеупорным, это одна из причин, по которым он так хорошо сохранился на протяжении времени.

В наши дни он служит гробницей для некоторых из великих людей Италии.

 

Термы Каракаллы: дворец наслаждений

Термы Каракаллы столь же впечатляющи, сколь и внушительны. Эти античные бани схожи с нашими современными спортивно-оздоровительными центрами.

Почему бани являлись такой важной частью повседневной жизни римлян? За исключением домов богачей в большинстве домов и жилищ не было проточной воды, так что умывались и приводили себя в надлежащий вид в одной из многочисленных общественных бань.

Термы Каракаллы были крупнейшими и наиболее богато украшенными из когда-либо возводившихся общественных бань. Строительство терм начал император Септимий Север в 206 году н.э. Они были открыты его сыном Каракаллой в 216 году н.э.

Но ко времени их открытия император Каракалла уже не смог смыть кровь со своих рук.

Как Каракалла стал правителем Римской империи? Изначально планировалось, что Каракалла пойдет по стопам отца. Но перед смертью Септимий Север решил, что Каракалла разделит власть со своим младшим братом и соперником Гетой. Молодые люди всегда жестоко соперничали и завидовали друг другу.

Перед смертью Септимий, по сути, наказал своим сыновьям сплотиться, платить солдатам и слать к чертям остальных. По крайней мере, так гласит история. Первое, что сделал Каракалла – избавился от брата и стал единоличным императором.

Но у Геты были влиятельные друзья. Каракалла знал, что его поступок приведет к появлению значительной оппозиции и возможному восстанию. Поэтому, обвинив Гетту в попытке убить себя, Каракалла завоевал поддержку преторианской гвардии, пообещав большие денежные подарки и значительное повышение жалованья.

Все еще чувствуя себя неуверенным, Каракалла добился безопасности, избавившись от сторонников своего брата. Большинство из них были казнены без суда: убиты дома, в термах и на улицах.

В начале 212 года н.э., как утверждается, 200 тысяч человек лишились жизней. Жестокие убийства испортили отношения Каракаллы с Сенатом.

Чтобы справиться с растущими военными расходами, появившимися после его обещаний гвардии, Каракалла обесценил национальную валюту, повысил налоги и при этом вверг Римскую империю в серьезный экономический кризис.

Так почему Каракалла тогда даровал гражданство всем свободным жителям империи? Причина, вероятно, крылась в финансах, поскольку лишь граждане платили налоги на наследство. Ему также нужно было изыскать средства на его строительные проекты, наиболее примечательные из которых – термы, носящие его имя.

Термы Каракаллы были богато украшены: облицованные мрамором стены, лепные потолки и замысловатый мозаичный пол. Термы занимали большую и прекрасно украшенную территорию, которая использовалась как гимнастический зал.

Полностью обнаженные, чтобы не стеснять движений, мужчины занимались спортом: метали диск, копье и боксировали.

После этих упражнений мужчины освежались в бассейне с холодной водой под названием фригидарий. Затем они шли в кальдарий, чтобы погрузиться в горячие бочки.

Как нагревались термы, и кто придумал, как это сделать? Архитектор, разработавший систему комплекса, неизвестен, но очевидно, это работа гения.

По всему комплексу есть подземные зоны с коридорами, в которых хранилось всевозможное снабжение: материалы, дрова, использовавшиеся для обогрева этих огромных печей, из которых воздух перекачивался в пол сооружения. Эта система основывалась на том, что пол возвышался на опорах, и горячий воздух мог циркулировать под ним так же, как и над ним.

Здесь были залы для отдыха и залы с огромными паровыми банями. Массаж и удаление волос с тела воском были обычными ритуалами.

Лавки, библиотеки, художественные галереи и огромный стадион являлись частью терм Каракаллы.

Вход в бани был свободным даже для рабов. Изначально мужчины и женщины мылись вместе, но примерно в начале 2 века император Адриан запретил совместное купание.

Почему Адриан ввел такой закон? Император боялся, что в термах начнут вести себя распутно, так что мужчины и женщины вынуждены были использовать термы в разные часы.

Но запрет на совместное купание не прекратил скандальное поведение: проститутки, как мужчины, так и женщины, были обычным делом в термах.

Каракалла прожил недостаточно долго, чтобы увидеть завершение строительства бань: он был убит командующим преторианской гвардии в 217 году н.э. Каракалле было всего 29 лет.

Прошло почти 20 лет после его смерти, прежде чем термы были закончены. Они продолжали использоваться до 535 года н.э., когда вторгшиеся готы разломали акведук.

Термы Каракаллы постигла та же судьба, что и многие памятники римской эпохи: частично они были уничтожены по небрежности. Большие суммы денег, требовавшиеся на их ремонт, исчезли, когда рухнула империя.

В Средние века бронза и мрамор сдирались со стен бань, а прекрасные скульптуры, украшавшие термы Каракаллы, оказались в коллекциях аристократии и римских Пап.

 

Форум: центральная власть

Немногое уцелело от римского форума. Появившийся в 4 веке до н.э., он был центром римской жизни. В наши дни на его месте сохранились фрагменты памятников, пара сводов и множество опрокинутых камней. Сразу отметим, что к Римскому форуму примыкают так называемые императорские форумы, которые не являются его частью, хотя и схожи с ним по названию и назначению.

До того, как Август стал первым римским императором в 27 году, форум уже существовал сотни лет, будучи политическим, торговым и религиозным центром империи.

Но строительство было случайным без систематического плана, так что форуму не хватало гармонии, которая была так важна для защитников классической римской архитектуры.

С одобрения Августа была проведена полная реконструкция форума, главным образом, по планам Юлия Цезаря, который собирался провести работы на форуме до того, как его убили в 44 году до н.э. Август реализовал многие из проектов Цезаря, но мы не знаем, какими именно они были, не знаем точных планов.

Как Август смог взять Рим, который на протяжении сотен лет являлся республикой, и превратить его в монархию и империю?

Август был исключительной личностью в республике в последнем веке до н.э., когда было так много соперничавших между собой генералов. Ему удалось его собственной армией победить всех их. Он действительно был последним человеком, оставшимся на поле боя, и это дало ему власть превратить Рим из коллективно-управляемой республики с Сенатом и Советом, по сути, в монархию.

Одним из самых амбициозных предприятий Августа была перестройка форума. Август убрал большинство сооружений, расширив территорию и вымостив ее. Это положило начало одной из величайших загадок форума: как он выглядел во времена республики?

Как на самом деле выглядели эти сооружения, мы не знаем. Многие из них были деревянными, так что они были уничтожены или снесены. Образ раннего Рима собирается по незначительным литературным свидетельствам, поэтому, по сути, мы не знаем деталей. Это великая загадка – как выглядел форум до времен Августа.

Ко времени, когда Август начал работы над имперским форумом, он извлек из прошлого полезный урок: больше никакого дерева на новом форуме, памятники сооружались из цемента и камня.

Один памятник, в который, как мы знаем, Август добавил по плану форума Юлия Цезаря, это храм павшему лидеру. Он был построен на месте, где останки Юлия Цезаря были кремированы. Это место считалось священным.

 

Весталки

Еще один из священных храмов на форуме был посвящен богине Весте. Веста была одной из самых древних и самых важных для римского народа богинь. Ее связывали с сердцем и особенно с огнем. Говорили, что этот огонь представлял собой духовную силу древнеримского дома и всей страны. Ей служили жрицы, основная работа которых была следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. Эти жрицы были особенными, поскольку всегда оставались девственницами под страхом смертной казни. Известные как весталки, эти девушки и женщины жили вместе в доме прямо рядом с храмом.

Эти девственницы выбирались из аристократических семей, еще будучи довольно маленькими в возрасте от 6 до 10 лет, и выбирались на 30 лет. Они должны были жить здесь за государственный счет и их основной работой было сохранение огня в храме Весты, чтобы он не погас, а также приготовление mola salsa — соленого хлеба для всех крупных жертвоприношений в Риме, которые происходили почти каждый день, а также слежение за их ходом.

Считалось огромной честью быть избранной весталкой, но основываясь на современных представлениях, трудно понять, почему. Большинству их этих молодых женщин будет не менее 36 лет к концу их срока служения. Некоторые считали их слишком старыми, чтобы жениться или заводить детей.

Большинство весталок оставались жрицами до конца своих дней, но для некоторых задача сохранения целомудрия оказывалась слишком сложной. Существовало наказание за нарушение обета, оно заключалось в захоронении заживо, и мы знаем, что это происходило с некоторыми весталками из сохранившихся записей.

Одни из самых интересных весталок, нарушивших обет, тесто связаны с римской историей. Первый пример – Рея Сильвия.

Рея Сильвия стоит в центре истории об основании Рима. Как гласит легенда, она был дочерью Нумитора, одного из римских царей. У Нумитора был молодой брат Амулий. Он сверг Нумитора, законного царя. И более того, Амулий решил сделать Рею Сильвию весталкой.

Так или иначе, она нарушила обет, она забеременела и родила близнецов – Ромула и Рема, которые были в известном смысле как Моисей – оставлены на Тибре в корзине и должны были утонуть, но они не утонули: Тибр отступил, оставив корзину нетронутой. Их нашла волчица, которая вместе с ними запечатлена в известной статуе и стала в наши дни символом Рима. И когда они выросли, попали в беду на одном религиозном фестивале и вновь оказались перед своим дядей Амулием, и история повторилась: Амулий был убит, а Ромул и Рем стали основателями Рима.

Что интересно в этой истории, так это то, что Рея Сильвия вместо того, чтобы сказать «да, я нарушила обет», решила, что возложит вину за это на бога: она сказала «меня изнасиловал бог Марс». Это важно, это означает, что Ромул и Рэм были полубогами, и это позволяло римлянам проследить свою родословную от бога.

 

Форум и колонна Траяна

После падения Рима и в темные века форумы Рима были потеряны для истории, оказавшись под развалинами. Но раскопки в 19 веке начали проливать свет на одно из величайших в мире исторических мест.

Прославляющая триумфальную военную кампанию колонна Траяна – один из самых узнаваемых, впечатляющих и лучше всего сохранившихся памятников Древнего Рима. Она покрыта рельефами, содержащими более двух с половиной тысяч образов.

Рельефы рассказывают историю победы императора Траяна над даками – племенем, обитавшим за рекой Дунай, там, где сейчас Румыния.

Первая кампания была организована в 101 году н.э. и быстро закончилась: Траян полностью разгромил даков, унизив их вождя Децебала. Неудивительно, что в 105 году он поднял новое восстание, и Траян направился обратно, пересек Дунай и между 105 и 107 годами прошла серия из трех кампаний. Он победил Децебала, который в итоге бежал с поля боя, и на колонне Траяна можно увидеть сцену, где люди Траяна хватают Децебала, отрезают ему голову, приносят и показывают ее Траяну.

Мотивацией Траяна для победы над даками был не просто вопрос чести: Траян хотел получить их землю, потому что она была богата драгоценными металлами. Эта победа сделала Траяна сказочно богатым и позволила ему построить свой форум. Он большой, здесь много скульптур, много триумфальных арок помимо входа. Здесь так много напоминаний о победе, что начинаешь относиться к этому с подозрением: действительно ли она была так значительна?

Был ли Траян самовлюбленным, ужасно неуверенным в себе или человеком со своими представлениями? Траяну нужно было преодолеть огромное препятствие: он стал первым императором неитальянского происхождения. Траян родился в Испании.

Военная кампания против богатых даков и последовавшие за ней строительные проекты — казалось, прекрасный способ укрепить свое положение в империи. И его план сработал.

У него было больше трофеев, чем у кого бы то ни было в Риме за довольно долгий период. Большинство их он потратил на строительство огромного форума, который является триумфальным памятников самому себе, но также прославляет Рим как столицу.

Работая с греческих архитектором Аполлодором, Траян построил форум и рынок огромного размера. Рынок располагался на холме, который был полностью перекопан, чтобы обеспечить пространство для 6 этажей и 120 лавок, расположившихся на территории.

С портиками, базиликой, арками и колонной, форум Траяна был крупнейшим из когда-либо построенных. Он также был уникален тем, что с виду напоминал военный лагерь.

Когда-то здесь был храм, но он оказался захороненным под землей. Специалисты по античности посчитали наличие храма странным: зачем Траяну возводить его в первую очередь? Он не соответствовал проекту форум Траяна как военного лагеря.

В настоящее время специалисты считают, что знаю ответ: преемник Траяна Адриан ответственен за это дополнение.

Рассмотрев типы монет и изучив археологические свидетельства, специалисты пришли к заключению, что, возможно, у Адриана была причина иметь желание посвятить этот храм Траяну. Адриану еще предстояло сделать то, что сделал Траян: ему нужно было присоединиться к тем из своих предшественников, кто был полноправным, имел хорошую репутацию и делал добро для империи. Поэтому, вероятно, это была идея Адриана построить здесь храм, посвященный его божественному приемному отцу Траяну.

Побудило ли Траяна воздвигнуть такие колоссальные памятники его чувство неполноценности? Специалисты считают, что это возможно, но очевидно, что он был отличным военачальником и его любили солдаты.

Правление Траяна показывает, что он заслужил уважение и сделал много полезного для империи во время своего почти 20-летнего пребывания у власти.

 

Архитектура Римской империи достигла удивительного расцвета, намного превзойдя по масштабу, величию и функционализму образцы, созданные греками. Отчасти важную роль здесь сыграло изобретение превосходного цемента и точность болтовых соединений при строительстве. Но еще более важным было огромное самолюбие императоров, которые на протяжении веков старались добиться преимущества над остальными, пытаясь превзойти друг друга, возводя более грандиозные, величественные и богато украшенные памятники. Некоторые из них прошли испытания временем, некоторые лежат в руинах, но все они символизируют могущество и силу Римской империи.

 

interesnik.net

Рим путеводитель по мировой истории. Интересные места в Риме

«История Рима – история всего мира», — сказал когда-то Наполеон. Исторические повороты, взлеты и падения Рима отражают развитие истории и культуры всего западного мира. Что посмотреть в Риме, чтобы проследить основные вехи его исторического и культурного пути?

Начинался Рим как город-государство на Палатинском холме. Сегодня, посетив Палатин, вы можете увидеть место рождения великой империи, посмотреть на развалины грандиозных императорских дворцов, побродить по апельсиновому саду, полюбоваться прекрасными панорамами Вечного города.

Римский Форум, располагающийся у подножья Капитолийского холма, был средоточием общественной и политической жизни Древнего Рима. Сегодня на месте древней городской площади остались живописные руины, которые скрывают множество секретов Вечного города.

История Древнего Рима, его мифы, легенды и подлинные исторические факты живут не только на страницах книг и учебников истории. Они могут «ожить» в экскурсии по Палатину и Римскому форуму. Благодаря нашему аудиогиду Вы увидите в античных развалинах гораздо больше, чем просто камни. Travelry вдохнет в молчаливые руины жизнь и на время перенесет Вас в удивительный, живой и яркий древний мир, в котором кипела насыщенная жизнь…

путеводитель по Риму античность

Колизей по сей день впечатляет своей грандиозностью. Это один из символов Рима, который является настоящим магнитом для туристов, желающих проникнуть прикоснуться к истории великой империи.

Всю мощь и величие Римской империи были призваны демонстрировать императорские форумы, которые создавались императорами начиная с Октавиана Августа. Названия форумов до сих пор напоминают о тех правителях, при которых они создавались: руины форумов Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна хранят в себе память о былом величии имперского Рима. Вспомним о нем, а также заглянем в тайны Колизея и Капитолийского холма в экскурсии «Имперский Рим«!

путеводитель по Риму Колизей

Пантеон — монументальный храм, посвященный «всем богам» (именно так переводится название сооружения) — создан в 3 веке до н.э. Это величественный памятник античности, дошедший до наших дней почти в неизмененном виде. Возможно, потому, что вскоре после принятия христианства Пантеон стал базиликой Санта-Мария делла Ротонда. Также Пантеон является местом упокоения гения эпохи Возрождения Рафаэля и других великих людей.

Лучший путеводитель по Риму (Пантеон)

Пантеон заслуживают отдельного рассказа, внимательного и вдохновенного изучения! Все это Вас ждет в экскурсии с аудиогидом «Сердце Рима«!

Чтобы представить себе, как жили и отдыхали римские граждане в эпоху древней империи, можно посетить Большой Цирк (Circo Massimo), в котором проходили конные соревнования, Термы Каракаллы — древнеримские бани, отличавшиеся в свое время роскошным убранством. А также заглянуть на площадь Торе-Арджентина, окруженную шумными оживленными улицами. На ней до сих пор ведутся раскопки и изучаются  остатки языческих храмов и общественных зданий, в том числе термы Агриппы и Театр Помпея.

В период своего имперского величия Рим фактически являлся столицей всей западной цивилизации. Прекрасную коллекцию произведений античного искусства можно найти в Палаццо Массимо алле Терме и Капитолийском музее.

Из сохранившихся раннехристианских базилик одной из наиболее известных является Санта-Мария Маджоре, построенная в 4 веке. Первоначально церковь называлась «Санта Мария делла Неве», что означает «Святая Мария на снегу». Такое необычное название связано с самой историей строительства церкви, согласно которой Богородица однажды явилась одному из римских жителей и повелела построить храм на том месте, где на следующий день выпадет снег. Несмотря на то, что стоял жаркий август, снег действительно выпал на холме Эсквилин, где и построили великолепную базилику. Также храм знаменит древними иконами Богородицы, которые в нем находятся.

хороший путеводитель по Риму

Кафедральный собор Сан-Джованни ин Латерано является одним из древнейших в Риме и считается вторым по значимости после собора Святого Петра в Ватикане. Собор впечатляет своей монументальностью, а также привлекает паломников множеством святынь, в числе которых главы святых апостолов Петра и Павла и столешница, на которой происходила трапеза во время Тайной вечери Христа с учениками.

Христианский Рим раскроется для Вас в экскурсии «Шедевры и реликвии« с аудиогидом по Риму. В этой аудиопрогулке мы увидим его красоту, заглянем в насыщенную историю, восхитимся уникальными произведениями искусства и узнаем о бережно хранимых святынях.

Собор Сан-Паоло фуори ле Мура — cобор святого Павла «за городскими стенами» построен при императоре Константине на могиле апостола Павла. Он поражает великолепием внутреннего убранства и красотой фасада. За отдельную плату вы можете также попасть в прекрасный внутренний дворик (кьостро) с изящной колоннадой, небольшим фонтаном и множеством античных древностей, расположенных на стенах по периметру дворика.

мобильный путеводитель по Риму

Также стоит посетить одну из первых христианских цервкей Рима – базилику святой Пуденцианы, расположенную недалеко от собора Санта-Мария Маджоре. В ней сохранились прекрасные древние мозаики.

Санта-Мария ин Трастевере — древняя церковь, расположенная в одном из самых очаровательных районов Рима – Трастевере.

Санта-Мария сопра Минерва — единственный в Риме готический собор, в котором вы обнаружите скульптуру работы великого Микеланджело.

Замок Сант-Анджело

Замок построен над древним мавзолеем императора Адриана (3 в. н.э.). Это один из многочисленных примеров, когда средневековая архитектура «вырастала» на античных памятниках. Замок отличается характерными бойницами, массивными зубцами и непробиваемыми крепостными стенами.

путеводитель по Риму iOS - самостоятельно

Благодаря великим итальянским мастерам XVI и XVII веков – Микеланджело, Рафаэлю, Бернини, Борромини и многим другим – Рим эпохи Ренессанса и барокко стал художественным центром и явил миру множество шедевров архитектуры, живописи и скульптуры.

Ватикан

В начале XVI века началась перестройка Ватикана, для которой был приглашен архитектор Браманте. Великий Микеланджело продолжил его труды и превратил собор святого Петра в Ватикане в одно из самых грандиозных произведений стиля барокко. Позже архитектурный комплекс собора обрел и знаменитую внешнюю колоннаду, спроектированную Бернини.

бесплатный путеводитель по Риму

мобильный путеводитель по Риму

Тысячи людей ежедневно устремляются в Музеи Ватикана, чтобы увидеть многие шедевры мастеров разных эпох, в том числе, знаменитые станцы (комнаты), расписанные Рафаэлем, и конечно, гениальные фрески Сикстинской капеллы, созданные Микеланджело.

Читайте также: 

Ватикан самостоятельно: что нужно знать путешественнику

Самые интересные церкви и соборы Рима

В период расцвета итальянского Ренессанса Микеланджело создает и парадный ансамбль на Капитолийской площади, с его пологой лестницей, гармоничной композицией и конной статуей Марка Аврелия  в центре площади.

Отдельные работы Микеланджело можно увидеть в разных базиликах Рима. Например, в базилике Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli) находится знаменитая скульптурная композиция «Моисей», созданная Микеланджело. Кроме того, здесь хранится христианская святыня, в честь которой и назван храм – вериги апостола Петра. А в церкви Санта-Мария сопра Минерва, о которой мы уже упоминали, вы обнаружите скульптуру Иисуса Христа работы Микеланджело.

Среди выдающихся римских сооружений эпохи Возрождения — Палаццо Венеция с его строгими формами, Палаццо Фарнезе с прекрасными фресками, созданными лучшими художниками Ренессанса, Палаццо Барберини, один из самых роскошных дворцов римской аристократии. В квартале от площади Венеции располагается иезуитская церковь Иль Джезу, которая богата скульптурами и величественными фресками и является ярким образцом стиля барокко.

Излюбленное место туристов — фонтан Треви — построен архитектором Николо Сальви по эскизам Бернини и является настоящей жемчужиной барокко.

что посмотреть в Риме путеводитель

Площадь Испании (Piazza di Spagna) – еще один прекрасный архитектурный комплекс, созданный в стиле барокко. Площадь со знаменитой Испанской лестницей и фонтаном «Лодочка» работы Пьетро Бернини является одним из символов Рима.

Знакомство с искусством барокко можно продолжить в церкви Санта-Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria), в которой находится знаменитая скульптурная композиция Бернини «Экстаз святой Терезы». Она считается одной из вершин искусства барокко. Кроме того, здесь обращает на себя внимание капелла Корнаро – она отличается подчеркнуто театрализованным убранством, характерным для барочного стиля.

Одна из самых знаменитых площадей Рима – Пьяцца Навона. Роскошный фонтан «Четырех рек» в центре площади является одним из выдающихся достижений барочной пластики. В ансамбле площади Навона обращает на себя внимание и базилика СантэАньезе ин Агоне с характерной барочной архитектурой.

что посмотреть в Риме путеводитель

В современном Риме памятники древности, Средневековья, Возрождения органично соседствуют с произведениями более поздних эпох. Одно из них – помпезный монумент Витторио Эмануэле II (первому королю объединенной Италии) на Пьяцца Венеция. Внутри сооружения располагается музей Рисорджименто (объединения Италии), а перед ним находится так называемый «Алтарь Отечества». Здесь горит вечный огонь и стоит почетный караул, охраняющий могилу Неизвестного солдата. Таким образом, монумент хранит память о таких важных вехах итальянской истории как объединение в единое государство и участие в Первой Мировой войне. А поднявшись на террасу монумента, вы сможете увидеть замечательные виды на центр Рима.

хороший путеводитель по Риму

Исторические памятники Рима иллюстрируют важнейшие эпохи развития западной культуры. Мы стараемся сделать изучение Вечного города и его достопримечательностей максимально приятным и увлекательным занятием. Чтобы помочь Вам продумать и спланировать маршруты своих прогулок, мы подготовили путеводитель по Риму на 7 дней. А чтобы в Вашем путешествии всегда был рядом надежный помощник, мы создали мобильный путеводитель по Риму (пока он доступен только для iPhone) с оффлайн картами, GPS-навигацией и интереснейшим аудиогидом, который раскроет для вас многие римские секреты. Счастливых Вам путешествий!

Читайте также:

Советы для тех, кто едет в Рим самостоятельно

10 вещей, которые стоит сделать в Риме: интересные идеи для Ваших римских каникул 

Лучшие музеи Рима

Уже решили, где остановиться в Риме? Если еще нет, изучайте спецпредложения отелей:

mytravelry.com

все памятники архитектуры на карте

Площадь Колонны

631 (12 за неделю)

«Почти на середине улицы Корсо находится площадь Колонны, над которой доминирует колонна Марка Аврелия. Римский сенат распорядился установить её в честь императора-философа, кроме того был возведён хра...» Римский форум

2.4k (13 за неделю)

«Римский Форум является первым из форумов Рима, который был возведен в VI веке до н.э. Данный форум создавался с целью того, чтобы стать средоточием жизни «вечного города». Архитектурный...» Дворец и галерея Колонны

1.3k (14 за неделю)

«Дворец и галерея Колонны представляют собой внушительных размеров и величественный архитектурный комплекс, построенный в XVII-XVIII веках, но корни его уходят в XIII век. Виллу Колонны построили по пр...» Палатин

1.2k (12 за неделю)

«Центральным из семи главнейших холмов Рима является Палатин. Его высота 40 метров. Это одно из тех мест Рима, которые были заселены еще в древности. Как гласит предание, здесь берет начало древний ...» Район Гарбателла

1.1k (15 за неделю)

«В Риме есть район Гарбателла, который разительно отличается от любого другого центрального квартала итальянской столицы. Началось его строительство в 1920 году, и согласно проекту, здесь должен был по...» Церковь Святого Игнатия Лойолы

1.1k (16 за неделю)

«Как и многие другие римские храмы, церковь Святого Игнатия Лойолы носит статус титулярной диаконии. Стоит она на одноимённой площади. Первый в истории иезуит похоронен в стенах церкви, носящей его имя...» Термы Диоклетиана

1k (10 за неделю)

«Руины древнеримских бань, названные Термами Диоклетиана, расположены недалеко от современной римской площади Республики. Строительство терм было начато в 298 году, а спустя семь лет их освятили в чес...» Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио и Темпьетто Браманте

1k (25 за неделю)

«Римская титулярная церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио расположилась на склоне холма Яникул, скорее всего, после IX века, хотя церковные легенды считают её намного старше. В этот храмовый комплекс входит л...» Санта-Мария-делла-Паче

1k (19 за неделю)

«Церковь Санта-Мария-делла-Паче, в 1587 году ставшая титулярной, находится на небольшом удалении от площади Навона в Риме. Построили её в 1480 году во время правления понтифика Сикста IV, а поводом ста...» Галерея Спада

993 (16 за неделю)

«В римском дворце Спада, который архитектор Бартоломео Баронио построил в XVI веке для кардинала Джакомо Каподиферо, находится галерея Спада. Фасад и лоджии здания декорированы прекрасными гипсовыми вс...» Виа Аппиа Антика

980 (9 за неделю)

«Виа Аппиа Антика или Аппиева дорога названа в честь цензора Аппия Клавдия Цека, при котором в 312 до н.э. была заложена дорога протяженностью 90 км из Рима в Капую. В 190 году до н.э. Королевская доро...» Музей Алтарь Мира

967 (14 за неделю)

«Здание музея «Алтарь Мира» стало первой современной постройкой в историческом центре Рима после Второй мировой войны. Однако многим римлянам пришелся не по душе этот минималистский павильо...» Колизей

962 (16 за неделю)

«Колизеем называют амфитеатр Флавиев (от латинского слова colosseus, что означает громадный, колоссальный). Это памятник архитектуры Древнего Рима, хорошо известное и грандиозное сооружение древнего ми...» Форум и рынок Траяна в Риме

955 (15 за неделю)

«Началось строительство Форума Траяна в Риме в 107 году по распоряжению самого императора, а уже в 112 году он был открыт. Правивший Римом в 98-117 годах Траян посвятил это роскошное здание победам в р...» Дворец Канчеллерия

931 (22 за неделю)

«Дворец Канчеллерия служит в Риме Апостольской канцелярией. Он имеет черты ренессанса и находится в районе Парионе. Поскольку во дворце работает Папская канцелярия, то он принадлежит Ватикану, а не Ита...» Пантеон

865 (8 за неделю)

«Италия славится античными памятниками и один из них – Пантеон, находящийся между святым Петром и Колизеем. Первая постройка Пантеона была осуществлена еще в первом веке до нашей эры. Инициато...» Святая лестница

862 (13 за неделю)

«Мраморная Святая лестница долгое время находилась в старом Латеранском дворце. Впервые она упоминается в IX веке в жизнеописаниях папы Сергия II. Согласно легенде, эту лестницу в 326 году царица Елена...» Фонтан Треви

822 (21 за неделю)

«Фонтан Треви — наиболее крупный фонтан Рима. В высоту достигает 25,9 м, в ширину ― 19,8 м. Фонтан примыкает к палаццо Поли, в котором проживали известные исторические личности, например, к...» Базилика Сан-Мартино-аи-Монти

818 (18 за неделю)

«Титулярная церковь, малая базилика Санти-Сильвестро-э-Мартино-аи-Монти, посвящённая сразу двум святым Сильвестру и Мартину, в обиходе чаще называется базилика Сан-Мартино-аи-Монти. Эту церковь основал...» Пьяцца Навона

808 (12 за неделю)

«С искусно украшенными фонтанами, дворцами в стиле барокко и уличными художниками, торговцами и туристами Пьяцца Навона прочно занимает позицию самой популярной площади Рима. Построена она в 1 столетии...» Церковь Святого Августина

802 (13 за неделю)

«Одним из первых римских храмов, построенных в стиле ренессанса, стала церковь Святого Августина. Она находится северо-восточнее Пьяцца Навона. Построена церковь в 1483 году из блоков мрамора, выломанн...»

it.rukivnogi.com

Античные памятники в Риме

Величие построек древнего Рима всегда выдавало в нём особенный город, наделённый мощью и властью. Императоры и аристократы не жалели средств, чтобы придать ему должный облик — строили роскошные храмы и общественные здания. В современном Риме туристы первым делом стремятся увидеть архитектуру той эпохи, когда слава города гремела на весь мир. Какие античные памятники нужно обязательно осмотреть?

Памятники древнего Рима

Римский пантеонРимский пантеон

Бычий форум

Первым портом и коммерческим центром Рима был Бычий форум, который также известен как место проведения первого гладиаторского боя. От древнего памятника хорошо сохранились две постройки. Первая — круглый храм Геркулеса из мрамора, украшенный знаменитыми живописцами античной эпохи. Вторая — храм Портуна, построенный в честь покровителя моряков и портов. Он состоит из портика с ионическими колоннами и целлы. Отличная сохранность храма Портуна связана с тем, что с приходом христианства его превратили в церковь. Бычий форум окружён тихим сквером. Здесь почти всегда царит мирная атмосфера, поэтому можно провести время рядом с античными памятниками и заодно отдохнуть от суеты Вечного города.

Замок Святого Ангела, РимЗамок Святого Ангела, Рим

Термы Каракаллы

Долгое время центром жизни Рима служили термы Каракаллы, построенные с необычайным размахом. Они были расположены в престижном районе и выполнены настолько добротно, что считались архитектурным чудом. Термы по сути являлись прототипами современных спортивных центром. Они вмещали бани, места для проведения досуга и соревнований. Сегодня термы Каракаллы — не просто античная достопримечательность. Здесь организуют классические концерты и ставят оперу. На территории раскопок терм можно осмотреть храм Митры — крупнейший в Риме, бывшие гимнастические залы, комнаты, бассейны. Стоит отметить, что термы были украшены мозаиками, мраморными скульптурами и барельефами. Многие из них сохранились.

Фонтан четырёх рек на площади НавонаФонтан четырёх рек на площади Навона

Термы Диоклетиана

Неподалёку от площади Республики расположены термы Диоклетиана. В античные времена они, как и термы Каракаллы, служили не просто общественными банями. Здесь размещались комнаты для спортивных мероприятий, а рядом был создан великолепный сад. Сейчас туристы могут осмотреть главный корпус терм и один из центральных залов, переоборудованный Микеланджело в церковь. Другая часть превращена в Национальный музей, где хранятся древние находки: саркофаги, ритуальные предметы, античные скульптуры. Также есть незадействованные руины, но в целом после реконструкций термы дошли до нас в прекрасном состоянии.

Театр Марцелла

Идея строительства театра Марцелла принадлежала ещё Юлию Цезарю, но задумка была воплощена намного позже — при Октавиане Августе. Вскоре сооружение послужило образцом для строительства всех римских амфитеатров. Здание состояло из нескольких ярусов и вмещало тысячи зрителей. Каждый ярус был выдержан в определённом стиле. Первый этаж сохранил дорические капители и колонны. На втором этаже можно рассмотреть ионические черты, хотя эта часть театра значительно разрушена. Третий этаж, выдержанный в коринфском стиле, не сохранился. Вместо него в XII веке возвели надстройки, которые реконструировали в XIII и XVI веках. Сегодня на верхних этажах легендарного театра расположен действующий жилой дом.

Колизей

Колизей в РимеКолизей в Риме

Самое грандиозное античное сооружение Рима — Колизей, фотографию которого должен увезти с собой каждый турист. Огромная арена, кажется, уже с момента открытия стала символом города. И хотя былые разрушения лишили Колизей блеска, он до сих пор неизменно присутствует в маршруте любого путешественника.

Колизей в Риме 02Колизей в Риме

Посетители имеют доступ к арене и местам для зрителей. Сохранились они не идеально, но можно представить масштаб величия Колизея, походить по остаткам галерей и прочувствовать атмосферу, в которой гладиаторы готовились к выходу на арену.

Мавзолей Августа

Много веков от глаз посетителей был скрыт мавзолей Августа — огромная гробница императора. От входа к центру вёл коридор, который заканчивался возле ниш с золотыми погребальными урнами. Здесь похоронили не только Августа, но и многочисленных родственников правителя. Урны были разграблены, а мавзолей со временем частично разрушили. Только при Муссолини началась реставрация, которая до сих пор не завершилась. К сожалению, доступ туристов внутрь ограничен из-за плохого состояния памятника. Иногда мавзолей открывают по особым случаям, и римляне демонстрируют неподдельный интерес к этому античному наследию. Однако мавзолей доминирует на Марсовом поле и стоит хотя бы осмотра со стороны.

www.fotokomok.ru

Античные памятники Рима

Рим — древний город с интересной историей. Время, безусловно, повлияло на его внешний вид. Однако остались еще античные памятники Рима, которые дошли до наших дней и которые заинтересуют, как ученых, так и простых туристов.

Римский Форум

Римский Форум – это главный античный памятник Рима. В его центре находятся руины массивной структуры, куда ежегодно жители города и туристы приносят цветы. Это фундамент храма Юлия Цезаря, который был построен императором Августом в первом веке до н.э. Цветы возлагаются точно на то место, где состоялась кремация Цезаря.

Римский Форум

Римский Форум

Пантеон

Когда этот храм был построен (он был посвящен в Древнем Риме всем богам одновременно) римлянам, чтобы попасть внутрь храма, нужно было подняться по крутой лестнице. Сегодня вход в храм находится ниже уровня земли. Свой облик Пантеон сохранил со 2-го века, после того как он был перестроен императором Адрианом.

Пантеон

Пантеон

Императорский форум

Самым большим храмом зоны императорских форумов в Риме был храм посвященный Венере и Роме, который был построен по личному проекту императора Адриана.

Императорский форум

Императорский форум

Колизей

Этот огромный амфитеатр был построен после завоевания Римом Иудеи. Его строили десятки тысяч пленных, приведенных в Рим Титом. В течение последующих тысячелетий Колизей (амфитеатр Флавиев) стал прототипом для всех стадионов в Риме.

Колизей

Колизей

Палатин

Большинство европейских языков приняло это слова для обозначения места, где находится дворец правителя. Со времен республиканского Рима на Палатине селились представители знатных семейства, а впоследствии здесь находились императорские дворцы.

Палатин

Палатин

Термы Диоклетиана

Сегодня в этом огромном комплексе 3-го века находится превосходный археологический музей. К декорациям этого музея приложил свою руку и Микеланджело, создавший в термах колоннаду.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана

Колонна Марка Аврелия

Эта колонна была воздвигнута в честь побед императора над варварами во время войн 2-го века на Дунае. В античные времена колонну венчала статуя императора, однако в 1589 году она была заменена на статую апостола Петра.

Колонна Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия

Золотой Дом Нерона

Когда этот дворец, принадлежавший императору Нерону, был найден в 1400-годах, римляне думали, что они нашли какие-то мистические комнаты и залы. Для изучения фресок украшавших стены комнат дворца художники приезжали со всей Европы. Даже Рафаэль посещал Золотой Дом, чтобы черпать в нем вдохновение для своего творчества.

Золотой дом Нерона

Золотой дом Нерона

Театр Марцелла

Этот театр был построен императором Августом в 23 году и посвящен своему племяннику Марцеллу, который трагически погиб в возрасте 19 лет. Сегодня мало что осталось от театра, но в античные времена он спокойно вмещал до 20000 зрителей.

Театр Марцелла

Театр Марцелла

Римский Форум на карте

travels.co.ua

Почётные и надгробные памятники Древнего Рима

Триумфальные арки. — Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью. Достаточно напомнить арки Тита и Септимия Севера в Риме, арку Константина, скульптура которой взята с арки Траяна, арки Траяна в Анконе и Беневенте; в Афинах — арку Адриана, в Алжире — арки Тебессы и Тимгада, во Франции — арки в Оранже, Реймсе, Безансоне, Кавольоне и Сен-Шама. Сентская арка является редким примером двупролетной триумфальной арки.

Триумфальные колонны и статуи. — Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне — императорам. Таков колосс Нерона. В смысле же почетных колонн греки знали только вотивную колонну, которую римляне воспроизвели в гигантском масштабе, как например колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей. К памятникам этой же категории относится сравнительно скромная колонна, обломки которой сохранились в Кюссе.

Римляне были большими мастерами в умелой игре на размерах своих почетных памятников. Последние поставлены, как греческие культовые статуи в храмах, на близком расстоянии от зрителя и в окружении зданий, контраст с которыми увеличивает размеры памятника.

Пространство между Колоссеем (Колизеем) и местом, занятым впоследствии храмом Венеры и Ромы, где возвышалась статуя Нерона, нисколько не соответствовало масштабу этой статуи. Колонна Траяна стояла в ограде небольшого дворика, смежного с базиликой Ульпия. Колонна была видна только поверх базилики или в непосредственной близости. Эффект увеличивается в первом случае малым полем зрения, а во втором — контрастом с окружающими зданиями.

Гробницы. — Могильные памятники римлян являются подражанием греческим и этрусским. У римлян, так же как и у этруссков, практиковалось как погребение, так и сожжение трупов; последнему соответствуют колумбарии — места погребения с нишами в стене (например колумбарий вольноотпущенников Ливии), в которых ярусами располагались ряды урн.

Наиболее грандиозными образцами римских гробниц являются мавзолеи Августа и Адриана: по внешнему виду это конические массивы, покоящиеся на цоколе. Они воспроизводят в колоссально увеличенном масштабе этрусскую гробницу в Казале-Ротондо.

В Альбано, под названием памятника Куриациев, мы видим другой тип этрусской гробницы, состоящей из удлиненных конусов на общем цоколе. Гробница Цестия имеет форму пирамиды; гробницы заиорданской Сирии принимают иногда форму квадратной башни и расположены вдоль черты города наподобие оборонительных сооружений. Гробницам Цецилии Метеллы и семьи Плавтов придана форма круглых башен. Эти довольно массивные башни преобразуются в последние времена Римской империи в круглые или многоугольные храмы (tor de Schiavi, гробница Диоклетиана в Спалато). Этот тип конструкции приводит нас к первым временам христианской архитектуры: к нему принадлежит гробница св. Елены. Римские гробницы расположены за чертой города, обычно вдоль проезжих дорог (Аппиева дорога, Помпейская дорога гробниц). Законы «двенадцати таблиц» разумно запрещали погребение внутри города. Императорский Рим дерзнул отступить от этого правила только для гробниц своих императоров, и лишь в христианскую эпоху могилы стали скапливаться вокруг церквей и проникли даже внутрь религиозных зданий.

Глава «Почётные и надгробные памятники» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. 

totalarch.ru


Смотрите также