Орнаменты древние. Орнамент из геометрических фигур. Стили орнамента. Элементы орнамента
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исторические архитектурные узоры. Орнаменты древние


Орнаментальные стили - Дизайн-студия Интерьер. Декор. Дизайн.

Орнамент Египта. III тыс. до н.э.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь антилопа, обезьяна, рыба, цапля— олицетворение души Осириса, (символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Орнамент Древнего Востока.XIV в. до н.э.

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент).

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

Персидский орнамент VI в. до н.э.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Античный орнамент V—IV вв. до н.э.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы — яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.

Римский орнамент II век н.э.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. В римском декоре мы видим активное взаимодействие персонажей, превращающее орнаментальный мотив в живую сценку».

Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Византийский орнамент. с 395 по 1453 год.

Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Византийский декор изобразительно развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).

Сказалось влияние кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения. В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны.

«Византийский цветок» — просто узор, без подтекста и символики. Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др. Рыба – это один из самых распространённых древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несёт на спине корзинку с хлебом и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (IXOYC). Это первый зашифрованный символ христианской веры.

Древнерусское искусство XII—XV вв.

Древнерусское искусство, будучи проявлением врождённого таланта народа, проявляется в чеканных блюдах с пышным узором, кувшинах, самоварах, увенчанных зооморфным орнаментом, и на матовом серебре клейм с надписями старославянской вязью. Декор церковных дискосов украшен розетками, бордюрами. Каждый симметричный мотив – элемент хорошо организованной декоративной конструкции; даже самый причудливо извивающийся узор следует твёрдой композиционной логике и легко узнаваем.

Китайский орнамент. I тыс. до н.э.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай).

Японский орнамент.

В Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. Мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Арабский орнамент.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.

Растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами).

Геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений, изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Искусство изображения слова — каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI—XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов и франков. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками.

Романский период. 1050 - 1200 гг

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги, они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение — изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия). В орнаменте романского искусства преобладала вязь (мотив плетенки).

Готический период. с XII по XV вв.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Период Возрождения. XV—XVI век

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса.

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» — гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике.

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Барочная орнаментика. XVII—XVIII век

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины.

Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков.

Орнамент в стиле рококо

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.

Орнамент в стиле классицизм

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

Орнамент в стиле ампир

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Орнамент в стиле Арт нуво Новое искусство

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Психологическим орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения.

Орнаментальная система Альфонс Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др.

Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы:ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Орнамент в стиле ар деко

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема.

В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Орнамент организует вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия.

www.idd-russia.ru

Символы и орнаменты древнего Египта: Скарабей

Орнаменты древнего ЕгиптаЕсли говорить о самых « продвинутых» символах в Древнем Египте — то в первую очередь стоит упомянуть скарабея. Самый знаменитый в мире навозный жук гордо красовался на ювелирных украшениях, был несомненным элементом многочисленных египетских орнаментов: он украшал жилища и, собственно, сами тела египтян в виде элегантных тату. Сложная символика этого элемента связана с силой солнца, поэтому скарабей и приносил счастье египтянам, причём не только во время их физической жизни, но и после неё: именно он заменял извлечённое сердце у мумии. Итак, поговорим об этом несколько подробнее.

Как навозный жук скарабей стал знаменитым символом в египетском орнаменте

Жук-скарабейИтак, почему египтянам пришёлся по вкусу небольшой по своему размеру навозный жучок? Латинское название его, звучит, как «Scarabaeus», что означает в переводе с греческого языка «просто жук», по крайней мере, господин Дворецкий в своём латинско - русском словаре, изданном в 1986 году, ссылается по этому поводу на Плиния Старшего и Авзония Великого. В итоге Карл Линней приступил к перечислению жуков именно со скарабеев, чем увеличил их и без того высокий рейтинг. Однако вернёмся к нашим жителям древнего Египта.

4

Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит (Около 1870 до н.э)Египтяне умели искать источник вдохновения в природе, которая их окружала, только она и была для них великим Учителем и вечной книгой бесконечной жизни (ужасно хочется написать, что у них не было интернета). Крохотные обитатели родной земли и таинственные далёкие звёзды стали ключиками для разгадок тайн мироздания и изучения человеческой природы.

Древне егиметский бог Хеприс головой скарабея. Орнамент - клуб.

Скарабей в Египте связывался с Хепри, богом, который был связан с тайнами солнечной энергии. Здесь у египтян были некоторые нюансы: бог Ра отвечал за Солнце днём, а бог Атум за его ночное состояние, то бог Хепри (божество с головой скарабея) отвечал за состояние солнца утром. 7 Скарабей изначально вышел из ноздрей на голове Осириса, которая была погребена в Абидосе, именно так и возвещая воскресение его из мертвых (в мире небесном). Приблизительно так трудолюбивый жучок, катающий навозный шарик, чтобы в нём не погибло его семя, стал символом воскресения и возрождения.

Барельеф со скарабеямиБарельеф со скарабеями

Пристально наблюдая за жучком, дотошные Египтяне заметили, что скарабей вкалывает вовсю, обрабатывая бесформенный навоз. С достойным уважения упорством он перекатывает его перед собой, преобразовывая непонятную массу в строгую шарообразную форму. Именно в неё трудолюбивое насекомое потом и откладывает свои яйца. В оканцовке молодые личинки после рождения кушают навоз и радуют родителя. Сотворив навозный шарик, скарабей катит его всегда с востока к западу, потом прячет готовый продукт в ямку, где он лежит 28 дней. По истечении этого срока скарабей торжественно вскрывает шарик и кидает его в воду. Радостные детёныши появляются на свет и кидаются врассыпную.Наблюдения за этим забавным процессом и сопоставление с тем, что скарабей имеет привычку летать в самую жару и привело наших египтян к окончательному отождествлению скарабея с нашим светилом. Так, как и Солнце воскресает утром, когда оно возвращается из мира теней, так и крохотный жук воскресает из своего собственного навоза (своего собственного «индивидуального» мира теней). Как и навозный шарик скарабея, несущий в себе детенышей, так и солнце таит в себе вечный источник жизни, двигаясь по небу. Как и шар скарабея, оно катится на запад с востока, пока всё сущее не будет готово для продолжения жизни.Скарабей всегда был в сердце ЕгиптянСкарабей, как элемент орнамента, как талисман, следовал за египтянином повсюду, он был импульсом для возрождения души, когда материальное тело погибает и разлагается. Скарабей — это сокровенная сила Сердца, которую египтянин пробуждал в себе, умирая, чтобы впоследствии воскреснуть. Он помогал при жизни победить любую лень и инерцию, давал силы вытащить себя из проблем, преодолеть тяготы и испытания.Именно по этой причине в Египте после смерти в мумию вкладывали керамическое или каменное сердце с изображением скарабея или саму его фигурку. Таким образом, в теле усопшего присутствовал символ бессмертия, нетленной сущности и последующего воскресения. Скарабей сердца упоминался всегда поэтично и тонко, это был «Бог, обитающий в моем собственном сердце, мой Создатель, мой великий Владыка, который охраняет свет, который присутствует во мне». Сердце египтянина было центром не только жизни, но и глубоких знаний, осознания себя, мудрости и воспоминаний о вечном. Это была некая сокровенная и нетленная сущность, которая обитает в теле и уходит вместе с душой в мир иной.Скарабей в орнаменте и декоративно- прикладном искусстве

Ювелирные изделия. Орнамент. Древний Египет.  Мы уже упоминали о скарабее, как об элементе египетского орнамента, фигурки его также встречались на изделиях декоративно – прикладного искусства повсеместно. Их делали из базальта или гранита зелёного окраса, известняка, а также из зеленого мрамора. Скарабей мог быть изготовлен из глины и покрыт глазурью голубого либо зеленого цвета.

Скарабей. Древний Египет. ОрнаментСкарабей. Древний Египет. ОрнаментВ основание этой фигурки, как правило, наносили особые священные символы либо изречения, которые были напрямую связаны с великим таинством вечной жизни и возрождения. В особых случаях скарабей мог иметь человеческое лицо либо голову. Порой на спине жука изображалась Ладья, которая принадлежала богу Ра или птица Бенну (аналог нашего феникса, о ней как-то поговорим отдельно) и даже глаз Гора.

Пектораль священного скарабеяМы видим перед собой знаменитую пектораль священного скарабея, которая сегодня хранится в Каирском национальном музее. По всей видимости, она изготовлена в 1350 веке до нашей эры, высота произведения искусства – 15 саниметоров. Скарабей изготовлен из золота, сердолика, полевого шпата, бирюзы и ляпис-лазури.Скарабей считался лучшим амулетом, их изображения применяли для печатей. Кстати, в Греции, а потом в Риме тоже изображали скарабеев , например, на кольцах или как надёжный талисман на своём щите.Но вернёмся в Египет. Любой человек, встретивший скарабея, который мирно катил свой шар, почтительно уступал ему дорогу, даже отряды воинов сворачивали в другую сторону. Когда скарабей прокатывал свой шар поперек пути, это был дурной знак и любой египтянин, как правило, возвращался домой, считая что пути не будет и смысла идти дальше нет. Бывало, что войско отменяло свой поход и просто возвращалось назад. Если вам приходилось читать роман Болеслава Пруса «Фараон», то там имеется такой эпизод.

Браслет из золотой манжеты Тутанхамона Браслет из золотой манжеты ТутанхамонаС течением времени погребальные скарабеи упаковывались египтянами в специальные фаянсовые украшения, которые располагались на груди усопшего. Они были изготовлены в виде особых пилонов, на которых была изображена орнаментальная композиция с Ладьёй Солнца в центре. Скарабей при этом размещался таким образом, чтобы он располагался прямо в ладье: с левой стороны было изображение Исиды, а с правой — Нефтиды. Эти богини – сёстры символизируют у Египтян Таинство Неба и Земли, а также ключи, которые к ним ведут.

Золотая подвеска из гробницы Тутанхамона

На знаменитой золотой подвеске, обнаруженной в гробнице Тутанхамона, скарабей на своих верхних лапах, как символ солнца восходящего, поднял солнечную ладью. Она символизирует путешествие ушедшего в мир иной фараона так же, как путешествует по небосклону Солнце. На ладье изображена луна и фараон с богами. По обеим сторонам скарабея находятся священные уреи, которые поддерживают солнце. В лапках скарабей держит иероглиф «власть», а также цветы лотоса и папируса. Внизу расположена лотосовая гирлянда с бутонами, которые сделаны, как форма тела жука – скарабея.

Кроме этого скарабей стал дополнительно символизировать ученика на его тернистом пути к осознанию и мудрости. Так же как и скарабей, упрямо превращая навоз в сферическую форму, добивается результата, так и ученик трансформирует бесформенную массу своего разума в свет своего духа. Любители тату могут вам рассказать, что Египет — это ода из «родин» татуировок. Удачная татуировка — это всегда беспроигрышный и надёжный пропуск в загробный мир, гарантирующий любовь и милость богов, полноценную жизнь после смерти. Любой египтянин знал такие элементарные для себя вещи.В Карнакском храме в Луксоре В Карнакском храме в Луксоре имеется большая статуя скарабея. До сих пор местные жители верят, что от неё исходит тепло, а если постоять подольше, можно получить прилив сил и даже избавиться от проблем. Говорят, что если обойти вокруг этот статуи ровно семь раз, то любое желание исполнится. Кто знает, лично я не пробовала....

Ещё почитать:

ornament.rode.land

Архитектурные орнаменты древности

Классический архитектурный орнамент.

Архитектурный орнамент берет свое начало в культуре глубокой древности в 15-10 тыс. лет до н.э. Ранние декоративные элементы, украшающие здания, носили сакраментальный смысл, либо использовались для того, чтобы подчеркнуть симметричность фасадов сооружений. Древний архитектурный узор основывался преимущественно на простых геометрических фигурах: круге, квадрате, зигзаге, треугольники. Однако, уже тогда встречались спиралевидные рисунки, полоски, веревочный, елочный узор. Треугольники символизировали горы, круги - солнце, спираль - движение и жизнь.). Эти фигуры, повторяясь, сливались в архитектурный узор. В некоторых этносах архитектурный орнамент из знаков-пиктограмм являлся начальным этапом возникновения письменности. Встречались в архитектурных орнаментах у разных народов и фигуры живого мира, однако, обычно они стилизованы под геометрический узор. Архитектурный орнамент участвовал в формировании тектоники здания и его пространственном восприятии. Среди древнейших узоров - свастика, означающая для некоторых древних народов круговорот в природе, радость, солнце (использованная в фашистской символике свастика отличалась тем, что она являлась зеркальным отображением древнего символа).

Архитектурный орнамент античного греческого ордера (по Виньоле).

В египетском архитектурном узоре нередко используется лотос - цветок или лепестки - это символ богини Исиды, означающий силу природу, чистоты, здоровья, магию. Лотос также олицетворял солнце. Растение алоэ в архитектурном орнаменте также несло магический смысл. Использовались в египетском орнаменте папирусы, тростники, цветы лилии, листья пальмы, акации, терновника и тутового дерева, которые означали Древо жизни. Из растительных изображений использовались венки из веток, гроздьев винограда, фиников, рисунок древесной коры. Египтяне также включали в архитектурные орнаменты изображения гуся, сокола, фигуру антилопы, обезьяны, цапли, рыбы, жука-скарабея, свернувшейся в кольцо змеи. Архитектурный орнамент Древнего Египта нередко включал иероглифы, благодаря чему мог быть прочитан, как текст, а также прямые, ломаные, волнистые линии, сетку.

Архитектурный орнамент Древнего Египта.

Мотив плетенки встречался еще в орнаментах палеолита. Некоторые исследователи считают, что этот узор получили вдавливанием веревки в пластичный материал, например, глину. Сложный плетеный узор использовался сарматами, у которых его переняли германские племена, распространив орнамент в Европе. У кельтских народов плетенка в архитектурном узоре была заимствована у народов северной Европы. Считается, что плетенка в этой культуре имела в своей основе переплетения кожаных ремешков на одежде и обуви. В более поздние периоды в архитектурном орнаменте плетенки появились изображения частей тела животных: хвосты, лапы, головы. Также в узор мог входить растительный рисунок. В скандинавской культуре в плетеный узор включается изображение дракона или змеи. Подобные архитектурные орнаменты входили, в основном, в украшения соборов и храмов.

Кельтский архитектурный орнамент.

Архитектурный орнамент Востока основан на ассирийском, шумерском, вавилонском искусстве, в котором одном из основных компонентов был орнитологический рисунок. В узоры вплетались элементы геральдлики, эмблемы, грифоны, головы вепрей, быков, крылатые человеческие фигуры, кентавры, изображение Древа жизни. Розетки в виде распустившегося цветка ромашки, маргаритки являлись символами солнца, круговорота в природе. Ассирийцы нередко использовали в архитектурном декоре кедровую шишку, гранат, ананас, финики, колосья. На территориях, завоеванных маврами, архитектурный орнамент включал письмена в виде куфического написания (прямые угловатые буквы) и "насха" - с круглыми буквами. В декоративном украшении зданий присутствуют изречения из религиозных книг, стихи, афоризмы. Основные виды орнаментов: ис-лими (узор из вьющихся растений), гирих (соединенные сетки и узлы). Существует множество вариантов реализации этих узоров. В некоторых странах популярными были арабески (рисунок из завитков), морески (геометрический орнамент), тюльпаны, розы, гвоздики, гранаты, капельники-сталактиты. Архитектурный орнамент в мавританском стиле полностью заполняет пространство, предназначенное для декора. Примером может служить архитектурный узор, украшающий здания Андалусии. В него включены виноградные листья, зубчатые листья и цветы вьющейся бионии. Во дворце Альгамбры встречаются изображения фигур людей и животных.

Архитектурный орнамент Альгамбры: 1- украшение треугольных пространств около арок, 2 - орнамент арки, 3 - капитель колонны, 4 - Орнамент на дверях, 5 - Рисунок на цокольной части стены, 6- Мозаичный орнамент, 7- Украшение на стене.

Рисунок орнаментов, в которых встречаются восточные элементы.

Персы, захватившие огромные ближневосточные территории в 4 в. до н.э., внесли в архитектурные узоры натуралистичные растительные мотивы: цветы гвоздики, нарцисса, шиповника. Популярны были изображения львов, леопардов, верблюдов, быков, антилоп, слонов, птиц, всадников на конях, а также часто встречался рисунок языков пламени. Архитектурные орнаменты античной Греции имели особенность, выраженную в ритмичности, повторяемости одинаковых элементов. Среди объемных изображений: акантовый лист, яйцеобразные элементы - ионики, овы, наложенные друг на друга листья - кимы, морская раковина, гирлянды из плодов и листьев, завитые стебельки растений, фигуры людей и зверей. Архитектурные узоры Древней Греции заимствовали римляне, добавив к ним "взаимодействие" между собой, создав сюжеты и превратив орнамент в замершие сценки. Среди архитектурного узора Древнего Рима встречают листья дуба, лавра, аканта, колосья, фрукты, фигуры, головы, черепа зверей, людей, маски, грифоны, сфинксы. Имперская тематика поддержана военными трофеями, вазами, лентами с реалистичной формой. В более поздние периоды архитектурные орнаменты стали включать восточные узоры, перевоплощаясь в византийский декор. Архитектурный узор меандр использовался в украшении храмов Древней Греции. Считается, что происхождением этот рисунок обязан реке Меандр, которая имеет извилистое русло. Этот же узор встречается в строениях Древней Мексики, Перу. Появление меандра в этих культурах объясняется копированием рисунка переплетения нитей на тканях или вариантом зигзагообразного орнамента.

Архитектурный орнамент Древней Греции.

Архитектурный орнамент на современном доме в античном стиле.

Византийский архитектурный узор включил элементы греческого, римского, арабского и персидского, кельтского декора. Орнамент состоял из драконов, грифонов, мифических животных, аллегории, львов, волков, леопардов, орлов, павлинов. Растительные мотивы архитектурного орнамента в сооружениях Византии включают пальметты из нескольких лепестков, завитые стебли, колоски. Появились также изображения цветов, креста, символы христианства и Библии: голубь, оливковая ветвь, рыба, барашек. Византийский стиль использовался и в архитектурных узорах русских зодчих и резчиков по дереву. Динамичны архитектурные узоры дворцов Древнего Китая, среди которых встречались символические знаки: инь-янь, цикады (предвестники урожая), бамбук (стойкость), сливу, персик, пион - символы бессмертия, гранат. Обильные архитектурные орнаменты, украшающие дворцы, включали мистические маски с чертами тигра, дракона, барана, фигуры чудищ. Среди узоров: спирали, волны, восьмиконечные звезды, меандр.

Автор текста: М. Сергеева

www.facade-project.ru

Орнамент из геометрических фигур. Стили орнамента. Элементы орнамента

Орнамент как один из видов синкретического искусства уходит своими корнями в древнейшие времена человеческой истории. Тогда декоративные формы несли на себе магическую, защитную, идентифицирующую, декоративную функции. И по сей день орнаментальные мотивы окружают людей повсюду. Их использование можно наблюдать в отделке национальных костюмов, дизайнерских интерьерных решениях и многих других сферах человеческой деятельности.орнамент из геометрических фигур

В национальных костюмах приёмы декорирования, воссоздающие орнамент из геометрических фигур, являются непременным атрибутом отделки рукавов, подолов, горловин рубах и платьев.

В формировании интерьерного ансамбля большинством дизайнеров также используются подобные формы искусства, имеющие своей целью сделать акцент на какой-либо национальной черте.

Классификация орнаментов

У каждого этноса существуют свои стили орнаментов, обусловленные менталитетно-географическими особенностями. Сами мастера тоже нередко комбинируют различные элементы и таким образом создают новые типы декорирования. Поэтому имеет смысл рассмотреть классификацию, построенную на техническом исполнении.

Виды орнамента представлены графическим, живописным и скульптурным. По форме он бывает геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы.

орнамент фото

Основными классификационными признаками орнаментального искусства служат его происхождение, назначение и содержание.

Виды орнамента отличаются по построению и называются розеттой, бордюром и раппортом.

  • Розетта - это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Ее разновидности следующие. Зеркальная, осевая (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная), на основе которой строится узор в круге.
  • Бордюр - это замкнутая композиция, орнамент, схема которого имеет ритмический повтор элементов в две противоположных стороны. Он образует полосу.
  • Раппорт, или статический сетчатый орнамент, представляет собой неограниченную композицию, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.

Шумеро-вавилонская форма орнамента

Развитая шумеро-вавилонская культура в лице шумеров, вавилонян, ассирийцев и аккадцев с 4-го тысячелетия нашей эры доносит до современного человека неповторимые формы месопотамского искусства. Оно, в силу религиозных и ментальных особенностей, отличается унифицированностью и рационализмом. Жертвоприношения, травля зверей и прочие моменты повседневной жизни вавилонян ярко отражены в декоративно-прикладном изобразительном искусстве.

Чётко разделяя фон и само изображение, месопотамский орнамент из геометрических фигур имеет предельно простой ритм. Сочетание треугольников, простых кругов, квадратов являлось доминирующим декоративным мотивом, контрастируя с крупными центральными изображениями. Отсутствие кривых линий, преобладание пирамидальных форм делают орнамент, фото которого дано ниже, гармоничным и уравновешенным.орнамент схема

Орнамент Древнего Египта

Древний Египет оставил определённый отпечаток в искусстве Месопотамии. Религиозные догмы ставят загробную жизнь египтянина выше земной. Поэтому орнамент из геометрических фигур, украшающий стены гробниц, саркофаги и предметы быта, которые клали в могилу, имеет магическую функцию. Он как будто стремится заполнить собой основное пространство изображения.

Наиболее любимыми древнеегипетскими рисунками, вписываемыми в состав линейного орнамента, были бутоны лотосов и цветки. Египтяне также использовали различные цвета, структурированные согласно человеческой психологии. Большое количество светлых тонов, тёмная обводка и чёрные контрастные элементы.

Орнамент эгейской культуры

элементы орнамента

К эгейской цивилизации относились народы, населявшие территорию Малой Азии, Балкан, а также окружающие острова Киклады и Крит. В связи с тем, что эгейская культура представляет собой синтез минойской и микенской, отсутствие религиозного и художественно-канонического давления способствовало расширению площади орнаментов на всю внутреннюю поверхность стен зданий. Без очерченных углов, фризов, поясов, сформировав ритмическую композицию бесконечно развёртывающихся и сходящихся линий. Мотивы ленточных спиралей, обтекающих розетку, волны и гибкие спиралевидные завитки, сердцевидные ленточные фигуры, вписанные в них листья растений и фигуры животных - все эти элементы орнамента представляли собой бесконечную композицию в крито-микенском интерьере. В распоряжении древних мастеров также находились многочисленные цветные природные пигменты, которыми они придавали узору живой динамичный вид.

Очень редки в орнаментальных композициях мотивы зигзага и шашечной сетки. Учёные рассматривают их как древние прообразы изображения воды.

Орнамент Древней Греции

элементы орнаментаОрнаментальное искусство Древней Греции развивалось и преобладало в двух направлениях. А именно вазопись и архитектура. Через них можно проследить все этапы развития греческого изобразительного искусства. Декор из простейших волнообразных мотивов и концентрических кругов эволюционируют в орнамент из геометрических фигур: картинки слева демонстрируют новый этап художественного осмысления символов.

Происходит разделение композиции орнамента на пояса: верхний "небесный", центральный и морской как отражение жизни людей на море. Здесь появляется линейный меандр - геометрический зигзаг, охватывающий тело сосуда сплошными поясами и воспринимающийся в качестве символа воды.

Новым для древнегреческого искусства было появление пальметты - листообразно раскрывающейся формы, встраивающейся в линейные орнаментальные ряды, венчающей капители колонн с обрамлением завитками валют, которые ставились на памятные плиты.

Таким образом, произошло объединение внутренних интерьерных форм зданий, связывающихся общими элементами в области декорирования архитектурных форм и настенной живописи.

Орнамент Древнего Рима

В Древнем Риме было два периода развития художественного искусства. Первый, дореспубликанский, связан с преобладающим влиянием культуры этрусков. Второй, собственно римский, знаменуется победой греческого искусства, которое модифицировало римские стилистические и художественные приёмы декорирования.

стили орнаментов

Этруски являлись носителями богатейшей культуры форм. Они использовали для декорирования одежды, зданий, надгробий натуралистические изображения растений, животных, грифонов и пальметты. В римском костюме были запечатлены этрусские формы украшения ткани крестиками, вписанными в круги точками.

Римляне расширили декоративную цветовую гамму, начали применять игру размеров элементов для достижения иллюзии внутреннего увеличения здания. Римский орнамент, фото которого представлено слева, имеет натуралистические растительные формы, располагающиеся вертикально, симметричные, ритмичные, прекрасно сочетающиеся с основной художественной композицией росписи и дополняющие её. В нём используются предметы обычной жизни: алтари, факелы, театральные маски, музыкальные инструменты, плоды растений.

Архитектурный римский стиль триумфален и перегружен деталями. Использование коринфской капители и украшение её огромным количеством валют, пальметт и завитков стало визитной карточной римского здания. Цветовая гамма такого орнамента яркая и насыщенная, полна необычных сочетаний.

Арабский орнамент

До принятия ислама арабы не имели собственной культуры. Но, завоевав Палестину, Египет, Сирию и Персию, они в кратчайшие сроки создали свой неповторимый художественный пласт, тесно связанный с религией. Запрет Корана на изображение живых существ вывел художественное воображение древних мастеров на новый уровень. Он сгенерировал роскошный восточный узор, своей бесконечностью и витиеватостью известный человеку, далёкому от ислама. Арабскими художниками используется как орнамент из геометрических фигур, так и стилизованные изображения растений, переплетающиеся друг с другом и создающие роскошное, захватывающее дух сложностью покрытие. Оно располагается на внешних и внутренних архитектурных и интерьерных частях храмов, покрывает ковры и одежды людей, печатается как иллюстрации в книгах и наносится на предметы обихода.орнамент из геометрических фигур картинки

Принципы построения орнаментальной композиции

Орнаментальная композиция может носить как самостоятельный, так и дополняющий характер.

В первом случае каждый элемент подчинен своему теоретическому смыслу и расположен относительно классической композиционной структуры или согласно канонам древних мастеров. Например, детали могут быть размещены как с помощью золотого сечения, так и без него; с реализацией реалистичной передачи объёмов и форм либо с применением приёмов увеличения главных элементов и уменьшения второстепенных и так далее.

Если орнамент используется только как дополняющий картину компонент, его внешний вид и смысл отнюдь не сводятся к простоте. Однако в этом случае габариты самого изображения бывают сильно уменьшены, а для композиционного строя характерна некоторая цикличная повторяемость, призванная не отвлекать внимание зрителя от центра, но дополнять его смысл своей символикой.

детские орнаменты

Использование орнаментальных мотивов в декорировании предметов

Применение национальных орнаментальных мотивов в украшении вещей и предметов обихода всегда носило повсеместный характер. Для современной жизни характерно употребление таких узоров в процессе создания индивидуального стиля жилища. Орнамент может украшать предметы садово-паркового ансамбля. Декорирование одежды национальными элементами настраивает людей на дружественный лад, стимулирует интерес окружающих к персоне её владельца и просто вносит в образ человека индивидуальную изюминку.

Детский орнамент

Детские орнаменты, относящиеся к народному искусству, не имеют каких-то существенных отличий от остальных узоров. Исключение здесь составляют ритуальные одежды, предназначенные для празднования каких-либо возрастных дат и жизненных этапов человека.

fb.ru

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Славянский орнамент отличался своей самобытностью, близостью к природе. Ведь многое в нем напоминает всевозможные травы, цветы, деревья. Часто использовались узоры, которые так или иначе олицетворяют Солнце, звезды. Наши предки обожествляли природу, поэтому и пытались отразить ее даже в предметах своего быта и своего творчества. Кроме того, в язычестве было распространено понятие о магии, о чем-то мистическом. Это тоже внесло свою лепту в становление славянского орнамента.

Славянский орнамент и его значение, на самом деле, являются отражением мировоззрения целого народа. Ведь все людские знания и мысли как бы зашифрованы в их творчестве, передаются по наследству потомкам.

Где использовались славянские орнаменты?

Славянские узоры и орнаменты можно было встретить на текстильных изделиях и одежде (постельное белье, полотенца, рубахи, платки, юбки, платья, сарафаны и другие вещи). Также славянские орнаменты были частым украшением предметов домашнего обихода, посуды, дома (как снаружи, так и изнутри). Предназначение этих орнаментов было различным: для красоты (например, одежда или посуда для праздников), для оригинальности, для защиты (то есть обережная функция), для привлечения каких-либо благ (любви, удачи, богатства).

  • Из предметов обихода особенно интересны прялки, потому что именно на них орнамент был обилен и богат. Это, скорее всего, связано с желанием уберечь женщину, а также привлечь удачу для ее рукоделия. А вот мужчины-воины, чтобы защитить себя на поле боя, вырезали орнаменты на своем оружии (например, на рукоятках холодного оружия).
  • Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение
  • Большого внимания заслуживают и полотенца, предназначавшиеся для праздников или каких-то обрядов (например, свадебных). Орнамент на полотенце представлял собой некий календарь, в котором можно отыскать семейные события или торжества.

Орнаменты и узоры в одежде

А как обстояло дело с орнаментом на одежде древних славян? Во-первых, узоры вышивались не на всей поверхности ее, а лишь на определенных частях: на воротнике, манжетах, разрезах, поясе. Причем более пристальное внимание уделяли воротнику и поясу: через воротник, по поверьям, душа человека покидает тело, а пояс проходит через пупок – центр тела. В целом, можно сказать, что эти места были наиболее уязвимыми. Необходимо было защищать и спинку одежды. Она тоже считалась самой незащищенной частью одежды.

Во-вторых, из орнаментов на одежде чаще всего использовали разного рода ромбы (символы плодородия, женского начала), затейливые крючки и завитки. Находилось место и для свастичных (солярных) символов. Нитки обычно использовали красного цвета, а также черного и белого. Красный цветы считался защитным, черный – это цвет земли. В мужской одежде иногда были узоры синего и зеленого оттенков. Первый был защитой от стихии, а второй – от травм и повреждений.

Славянская писанка: значения орнаментов

Когда речь заходит о славянских узорах и орнаментах, нельзя не упомянуть о писанках. Для тех, кто не в курсе, это раскрашенные или расписанные пасхальные яйца. В древности процесс росписи был частью магического обряда. То есть традиция красить яйца появилась еще задолго до прихода христианства. У славян писанка была неким оберегом, который дарил человеку защиту.

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Подходили к делу с большой долей ответственности. Узорами для яиц были всевозможные геометрические фигуры, всевозможные знаки. Что касается цветов, то они были разнообразными, здесь не было строгих правил. Но чаще всего использовали черный, красный, желтый и зеленый цвета.

Сами орнаменты в основном олицетворяли природу и ее составляющие (растительные, животные символы), плодородие (ромбы, полосы). Популярным был знак Звезда Алатырь, или Крест Сварога. Безусловно, использовали для писанок и солярные символы, кресты.

Славянский орнамент для защиты

Славянские обережные орнаменты имели цель уберечь своего хозяина или всю семью от разных бед, горя, несчастья. Если речь идет о конкретном человеке, то его оберегала вышивка на его костюме, а также резьба на личных вещах или оружии у мужчин. А если говорить о целой семье или даже жилище, то тут стоит обратиться к росписи и резьбе домашней утвари, самого дома.

Вообще узоров и орнаментов «удостаивались» чаще самые «уязвимые» и опасные части дома: окна, двери, ворота. Ведь через них мог зайти вор, а также злые силы или завистливые люди. Даже от природной стихии, непогоды наши предки защищали свое жилище (например, символ Грозовик – чтобы уберечься от удара молнии). Часто славяне, чтобы уберечь скотину и свой урожай, наносили узоры на амбары, хлеба, конюшни и другие постройки, где хранилось зерно или находились животные.

Значение славянских орнаментов

  • По той причине, что Солнце для наших предков всегда было источником жизни, источником света, источником тепла, оно и встречается особенно часто в их причудливых узорах. Причем первостепенное значение всегда играли именно солярные знаки, свастики. Они символизируют торжество Солнца, а также играют роль оберега. Солнечные узоры обычно приближались по форме к кругу, составленному из нескольких линий-лучей.
  • Славянские узоры и орнаменты
  • Популярным узором были и разного рода кресты. Они могли быть равно- или разносторонними, с дополнительными линиями или затейливыми атрибутами. Крест для славян был символом единства мира, единства неба и земли, единства мужского и женского. Также он олицетворял добро, справедливость, гармонию.
  • Орнамент «засеянное поле» выглядел как ромб с четырьмя точками. Он привлекал материально благополучие, достаток в дом, а также успех и жизненную энергию.
  • Очень характерно, что славянские языческие орнаменты обращаются и к природным стихиям. Например, огонь в узорах – это символ Агни. Были отдельные знаки и для воды, воздуха, земли. Но самое главное здесь – это все то же обращение к природе, к ее могуществу, ее силе, ее благам.
  • Символика славянского орнамента богата и растительными мотивами. Особенно это прослеживается в вышивке, резьбе по дереву. Цветы, листья, деревья с ветвями, завитки и прочие символы флоры олицетворяли плодородие, бесконечность жизни.
  • Славянский орнамент в целом содержит обычные символы, известные и распространенные у славян. Подробное значение каждого из них Вы можете узнать из соответствующих статей.

Можно сказать, что вся важность жизни, вся ее ценность у славян была отражена в орнаментах, узорах. Последние, кстати могли значительно различаться у восточных, западных и южных ветвей славянского народа. Никогда славянский узор не был бессмысленным или сделанным наобум. У него всегда было свое предназначение, своя цель.

Славяне подходили к делу серьезно и основательно. Например, были дни, в которые можно было вышивать тот или иной символ, и дни, в которые это категорически запрещалось. Или некоторые символы, например знаменитую «Рожаницу», нельзя было вышивать самой себе. Это лишний раз доказывает, какими мудрыми были наши предки.

Древние коды в славянских орнаментах.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Орнаменты стран Древнего Востока

В странах Древнего Востока, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось своеобразно. Это выразилось в символизме, широком использовании мифологических сюжетов, изобилии в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц.  

Китай

Исторический обзор

Орнаментальное искусство Китая оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона).

Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии и сасанидского Ирана. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Примеры китайских орнаментовПримеры китайских орнаментов

Характеристика орнамента

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается меандр.

У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.

Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, дракон – символ плодоносного дождя, птица Феникс – символ красоты и высшего блаженства.

Основные характерные черты китайского декоративного искусства – это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения.

За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток – голубой, юг – красный, запад – белый, север - черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый – голубой, красный - черный и т.д.)

Орнаментальные мотивы

Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. Популярны были цветы: хризантема – символы осени, дикая слива – зимы, пион - весны,  лотос - лета.

Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (!!!-найти). Другим распространенным мотивом является зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию. С XII по IX в. до н.э., наряду с интенсивным использованием мотива тао-те появляется новый: сильно стилизованное изображение длиннохвостой птицы с высоким хохолком, получившее в дальнейшем большое распространение. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия.

Символика

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь.

Япония

Исторический обзор

Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. В древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Характеристика орнамента

«Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти»

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца. Многие узоры в японском искусстве имеют собственные названия. Например, традиционный узор сей-гай-ха (волна голубого океана). Шестигранный узор в виде пчелиных сот называется кикко (черепаший панцирь) и символизирует добрую судьбу. Круглые хризантемы образуют узор маругику, он часто использовался на тканях для кимоно.

Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности. Принцип асимметрии, непринужденно свободное соотношение декора и формы – основные качества национальной традиции Японии.

Орнаментальные мотивы

В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей и.др.

Символика

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента  несут в себе определённую символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандариновая уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. В начале XVII в. особенно популярным был мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Индия

Исторический обзор

Индия оказала влияние на орнаментальное творчество народов Востока и сама находилась под влиянием Персии.На протяжении многих веков она находилась в зависимости от иноземных завоеваний, имела многочисленные морские и сухопутные связи с др. государствами. Несмотря на всё это, страна сохранила самобытность своего искусства, тесно связанное с буддизмом. Особенно ярким расцветом считается период династии Гуптов (IV-VIIвв.до н.э.)

Характеристика орнамента

Особенностью индусского орнамента считается любовь к  натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.

Декоративным монументальным росписям Индии свойственна тяга к красочности. Среди сюжетов встречаются изображения торжественных шествий и церемоний, бытовые сцены. Орнамент потолков содержит преимущественно натуралистические мотивы птиц и цветов. Главный объект декора - человек, предметы и растения играют второстепенную роль. Индийской керамике присущ геометрический или анималистический орнамент.

В узорах индийских тканей цветочный орнамент трактуется подобно персидскому, только краски определеннее и резче.

В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. отчетливо прослеживаются следы иранского влияния: растительный орнамент с преобладанием кипарисовой веточки. В индусских вышивках мотивы заимствовались у природы (цветы и птицы) или из мифологии и легенд. Орнамент сари, как правило, был геометрический (квадраты, ромбы, зигзаги), но иногда встречаются сари, орнаментированные птицами.

Орнаментальные мотивы

Основные декоративные мотивы: геометрические, где ромбы и круги чередуются рядами и обрамлены листвой; растительные – лотос, гирлянды, ветвевидный орнамент, ирис, мотивы водяных чудовищ-макара или полулюдей-полуптиц-киннаров, переплетающихся с цветочными элементами. Все орнаментальные мотивы разнообразны, с преобладанием округлых извилистых сплетающихся линий.

Среди декоративных мотивов (в мебели, на тронах эпохи Гуптов) встречаются слоны, крокодилы, бараны, олени и другие животные, символизирующие землю, воду и воздух.

Стилизованная пальма и кипарис – наиболее распространенные орнаментальные мотивы, украшающие кашмирские шали. Лотосы, окруженные листьями, цветы граната, гвоздика, тюльпаны даются в радостных и гармоничных тонах.



biofile.ru

Древние образы и орнаменты

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии -дождевые струи. Внизу две параллельные линии - это земля.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века - крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, - тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Древняя народная вышивка

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка.

Вышивка - одна из ярких страниц художественной культуры русского народа.

Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный...

Швы, которыми выполнены старинные вышивки, - счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как "роспись", "набор", "счётная гладь".

Фигуры

Народная фантазия создала огромное количество изобразительных мотивов вышивки, и все они необыкновенно красивы, гармоничны и поэтичны.

Женская фигура в позе моления с воздетыми руками, с большими птицами по сторонам - это символ небесных светил.

Головы птиц венчают солнечные знаки - звёзды, кресты; ими унизаны также хвосты птиц. Изображение богини отмечено знаком солнца, вместо головы у неё лучистый ромб - со звёздочками. Световые знаки - круги с крестами, ромбы сопутствуют и образам птиц. Широкий размах воздетых рук богини, держащей птиц, их движение подчёркивают и усиливают силуэт расширяющейся снизу колоколообразной юбки. Её основание опирается на орнаментальную полосу из ромбов в кругах. Это знаки плодородящей силы.

В русской народной вышивке древний образ Богини-Матери донёс следы почитания Земли-рожаницы, Земли-Матушки (Матушка-сыра-Земля), идею плодородия.

www.narodko.ru


Смотрите также