Игрушки древние. Лувр — игры и игрушки Древней Греции и Древнего Рима — I
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История игрушек с древних времён. Игрушки древние


История игрушек от древности до наших дней

ИгрушкиИгрушки – один из самых важных атрибутов детства. Благодаря им малыш учится взаимодействовать с окружающим миром, улучшает свои навыки общения, изучает характеристики предметов, развивает интеллект и мелкую моторику. Игрушки появились вместе с детьми и прошли долгий путь из глубины веков в наши дни. Они были даже у малышей из самых бедных семей, ведь воображению ребенка под силу превратить пучок травы, перья и красивые камешки в нечто удивительное и необыкновенно интересное. Узнав больше об игрушках, которыми пользовались дети много веков назад, вы будете поражены тем, насколько постоянными могут быть люди.

Чем играли малыши в доисторическую эпоху

На первый взгляд, в древних племенах «детским развлечениям» не было места. Однако такое мнение в корне неверно: проанализировав множество находок, археологи сделали вывод, что малышей в то время готовили к трудной взрослой жизни не только с помощью физических упражнений и обучения основным навыкам охоты. Специалистам удалось обнаружить и множество вещей, которые явно предназначались для игры:

  • Погремушки для самых маленьких детей.
  • Фигурки божков, позволявшие малышам проникнуться верой их племени.
  • Миниатюрные предметы домашнего обихода. Много веков назад дети, как и современные малыши, многому учились, подражая поведению взрослых.
  • Куклы, изображавшие различных членов доисторического племени. Эта находка доказывает, что детские ролевые игры пришли к нам из глубокой древности.

Разумеется, в нашем распоряжении лишь малая часть игрушек, которыми пользовались дети в доисторическую эпоху. Однако находок вполне достаточно, чтобы сделать вывод: многие известные нам игры практиковались еще на заре человечества.

Удивительные игрушки детей Древнего Египта

В Древнем Египте игры поднялись на совершенно новый уровень. Этому поспособствовали удивительные изобретения, хорошо налаженный быт, быстрое развитие цивилизации, рост уровня жизни и культуры. Теперь не только малыши, но даже взрослые могли позволить себе самые разные развлечения. Это мнение лишь подтверждает тот факт, что на многих дошедших до нас древнегреческих фресках изображены люди и даже боги, увлеченные игрой.

Именно египтяне, по мнению современных ученых, первыми создали игрушки с двигательным механизмом. Среди всех подобных находок самыми древними являются фигурки тигров и крокодилов. В то время они могли казаться малышам настоящим чудом: стоило ребенку потянуть за специальную проволоку, и игрушечные звери открывали пасть. Несложный двигательный механизм, который использовали в Древнем Египте, сохранил свою популярность и спустя многие столетия. Даже русские мастера долгое время использовали его при изготовлении своих поделок.

Поскольку игрушки были своеобразным отражением быта и нравов эпохи, археологи были не слишком удивлены, найдя древнеегипетскую фигурку раба. Дергая и отпуская нитку, можно заставить миниатюрного человечка совершать характерные движения, словно он месит тесто.

Фигурки животных пользовались особой популярностью в Древнем Египте. Археологам удалось обнаружить множество игрушечных коров и лошадей, которыми, согласно архивам, часто играли дети. Некоторые из таких изделий изготовлены очень искусно, с детальной проработкой элементов. Кстати, самые древние кони-каталки, обнаруженные специалистами, датируются V в. до н.э.

Говоря об игрушках детей Древнего Египта, нельзя не упомянуть о спортивном инвентаре. Как оказалось, еще много веков назад малыши использовали мячи для командных игр. Правда, в то время их изготавливали не из резины, как теперь, а из кожи, ткани, веревок, соломы и папируса. Более того, находки археологов свидетельствуют, что еще в древности были популярны игры, напоминающие современные шашки и хоккей.

Разумеется, в Древнем Египте были и куклы. Малыши из бедных семей чаще всего довольствовались дешевыми тряпичными поделками, а вот богачи могли дарить детям роскошные фигурки из слоновой кости, меди, серебра и золота. Самые красивые куклы «сопровождали» своих владельцев и после смерти: археологи неоднократно находили их в древних детских захоронениях. В те далекие времена пользовались популярностью и особые куклы, связанные с религией. Их вырезали из дощечек, раскрашивали, украшали миниатюрными бусами. Красота и качество выполнения подобных изделий до сих пор удивляют ученых.

Игрушки детей Древней Греции и Древнего Рима

Изучив древнегреческие и древнеримские архивы и фрески, а также находки, пришедшие к нам из античного мира, археологи нашли немало сходств античных игрушек с современными поделками. В первую очередь речь идет о погремушках. В те далекие времена женщины использовали их, чтобы отвлекать и успокаивать детей. У погремушек было и еще одно назначение: их дарили родителям каждого новорожденного, веря, что шум, который издает игрушка, прогоняет прочь злых духов. Конструкции подобных изделий были разными. Например, погремушки могли представлять собой диски с рукоятью и бубенчиками, либо металлические или деревянные пластины, соединенные стержнями.

Жители Древней Греции и Древнего Рима изготавливали особые поделки для малышей разного пола. Девочкам полагалось играть с куклами, в то время как мальчикам дарили лошадок, деревянные щиты и мечи, а также миниатюрные копии Троянского коня, напоминавшие о сложности военного искусства. Были и общие для всех малышей изделия. Например, на одном из сосудов времен античности изображена двухколесная конструкция с сиденьем для ребенка и рукояткой. Качество изготовления таких изделий различалось: чем беднее была семья, тем дешевле оказывались игрушки.

Говоря об античных куклах, важно понимать, что они использовались не только для игры. Большинство девушек хранили такие игрушки до своей свадьбы, после чего приносили их в дар Афродите или Артемиде, моля о помощи, защите и удаче в делах. Трепетно относились и к популярным в те времена марионеткам. Считалось, что дети управляют ими так же, как боги управляют людьми, что превращало такие игрушки в очередной предмет культа.

Поскольку жители Древней Греции и Древнего Рима уделяли особое внимание физическому развитию, детям часто дарили предметы для спортивных игр и «сражений»: мячи, копья, диски. Очень популярным в те времена было состязание, в котором команды должны были как можно быстрее «провести» металлический обруч к указанной точке, используя специальную палочку.

Средневековье и Возрождение: о чем мечтают дети

Именно в Средние века появились потрясающие вещи, многие из которых поразили бы даже современных детей, избалованных разнообразием игрушек. В те времена огромную популярность обрели «музыкальные инструменты» для малышей. Дети могли пользоваться разнообразными погремушками, колокольчиками, барабанами, трещотками, свистками. Богатые люди заказывали своим чадам игрушки, которые легко можно перепутать с настоящим произведением искусства: их изготавливали из драгоценных металлов, раковин, слоновой кости, кораллов, после чего украшали тонкой резьбой и инкрустацией. Мастера тех времен стали столь искусными, что делали даже стеклянные игрушки, отличавшиеся поразительной красотой и тщательной проработкой деталей.

Для мальчиков, в особенности готовящихся стать рыцарями в отдаленном будущем, родители создавали целый «военный городок». Малышам дарили деревянные копья, мечи и щиты, а также солдатиков с подвижными руками и ногами. Армию дополняли «скаковые лошади» с длинными палками, миниатюрные всадники на конях и даже колесницы. Над самыми дорогими из подобных изделий трудились лучшие мастера. Многими солдатиками можно было управлять, дергая за ниточки. Более того, некоторые игрушки дополняли набором разных доспехов, поэтому дети могли «переодевать» своих воинов. Словом, у богатых мальчиков времен Средневековья было все необходимое для организации грандиозных сражений. Бедняки, впрочем, пользовались похожими игрушками. Правда, солдатики для бедных детей изготавливались из глины, однако для детского воображения такая замена материала редко становилась проблемой.

Девочки в Средние века, как и теперь, играли в куклы. Такие изделия часто изготавливались из ткани, притом в ход шел не только хлопок или лен, но и такие дорогие материалы как натуральный шелк. Кукол украшали париками из настоящих человеческих волос, детально проработанной одеждой. Многие из таких игрушек дополнялись целым гардеробом, и девочки могли одевать их в красивые наряды, сочетая разные вещи и подбирая подходящие комбинации.

В те времена существовало множество мастерских по производству кукол. Такие игрушки изготавливали не только из ткани, но также из дерева, глины, олова, воска. Объединяло их лишь одно — потрясающая проработка всех деталей. Кстати, именно в Средние века в моду вошли съедобные куклы, пользовавшиеся огромной популярностью даже среди взрослых.

Игрушки для девочек времен Возрождения были еще более сложными. Теперь куклы могли «похвастаться» не только богатыми гардеробами и подвижными конечностями, но даже собственными миниатюрными домиками с мебелью и крошечной посудой. Сложность таких конструкций поистине поражает: для детей выстраивали даже кукольные дома с часовнями.

Самые необычные русские игрушки

В прошлые века многие из так называемых «потешек» почти не отличались от игрушек, популярных на Западе. Тем не менее, были в России и весьма оригинальные поделки. В их числе волчки с закругленным основанием, которые следовало раскручивать с помощью веревки. Пользуясь специальным кнутиком, ребенок не позволял игрушке остановиться, заставляя ее вращаться как можно дольше. Игра с таким волчком требовала особой ловкости и мастерства. Другая оригинальная игрушка представляла собой миниатюрные мельницы, которые нужно было раскрутить как можно сильнее с помощью стержня. Наконец, стоит упомянуть матрешку, созданную в конце XIX века Малютиным и Токаревым.

Оригинальность многих русских игрушек заключается в их оформлении. Деревянные изделия украшали искусной резьбой, а глиняные – сложными узорами. Богородские и дымковские поделки были настолько красивы, что могли стать замечательным дополнением интерьера.

Новые игрушки наших дней

Как вы могли заметить, многие современные игрушки в той или иной форме существовали еще многие столетия назад. Куклы, солдатики, погремушки, миниатюрные домики – всем этим пользовались еще наши предки. Тем не менее, Новое время подарило малышам замечательные игрушки, которых не было прежде. Хорошим примером могут служить кубики, из которых можно строить дома, мосты и целые города. Со временем грани кубиков стали дополнять узорами, изображениями животных и людей, цифрами и буквами, что открыло еще больше возможностей для создания новых игр. На смену этим простым изделиям пришли конструкторы, которые с каждым десятилетием становились все более сложными и интересными.

Детские игрушки нередко становились отражением прогресса. Сравнительно недавно появились первые миниатюрные поезда, самолеты, автомобили, роботы. Классические игрушки при этом становились все более сложными: теперь никого не удивить куклой, которая умеет плакать и говорить: «Мама». Тем не менее, суть их осталась прежней: сейчас, как и много веков назад, дети познают мир через игру и используют для этого образы и идеи, схожие с теми, которые выбирали их далекие предки. Такое постоянство человеческой натуры не может не удивлять.

toysstyle.ru

Интересно… Забытые народные игрушки | Класс39

83674123_igrushki15veka_Samuye_drevnie_igrushki_naydennuye_v_rayone_Klada1_koniki_ptichka_utushka_pogremushka

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом… 

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из дерева в виде точеного шарика, а внутрь помещали горох или мелкие камушки; из березовый коры; из рога от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

iucatal3000002e

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу или земле. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

065_02

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

 

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

2-z2-cd655927-659b-4413-bbcd-597c4f038c91

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

 

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

decor_bogor

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

КУКЛЫ. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

1307083284_18

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола — Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя- Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

zakrutka

73d0caa293de9cb003e448c55ff7bea5

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

1149632-2bcbe35a12c48755

59895870_1275672753_20090818185342

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

0006-009-Kukly-SVJORTKI-iz-svjornutoj-tkani

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейные правила.

59bd16c8b00b026e267af239208334ef

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

ЗЕРНУШКА. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу.

130212020758

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русская игрушка — матрешка, «родилась» в подмосковном Сергиевом Посаде. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского.

4a82aaac28c14bd74b36486cc0e15adb

А вы знаете, что несмотря на свою популярность, появилась матрёшка недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин. Мастер вырезал куклу, её в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное — Матрена. Матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.

Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные игрушки: свистульки, погремушки, фигурки людей и животных. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке.

Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках.4229411_58478127_duym20

Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.

thumbsadakova_l_p800x600x1x16777215_sadakova__1_

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

filimonovskaya_igrushka

Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.5004

Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками — это хлудневские игрушки. Их лепили в виде животных, птиц и людей. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей.

6cef0b62f1cfc765356e3b77ebac712f

По материалам www.drevoroda.ru и www.myshared.ru/slide/557046

www.klass39.ru

Забытая реальность — Древние игрушки славян

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины.

Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре.

Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.

Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.

Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.

Почему важны традиционные деревянные игрушки.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

-Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

-Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

-Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

-Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

-Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше

-Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь — солнце, птица — водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица — утушкой, курочкой, гусем; конь — рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

«Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева «Ауку» — спеленатого младенца. Ребятишки поиграли «Аукой» и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он «Ауку» и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную .»Ауку» и заказал еще несколько штук».

Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки «с движением». Каждый мастер делал свои привычные игрушки. «Фигуристы» вырезали людей, «зверисты» — зверей, «птичники» — птиц. Одни резали только «щелкунов», «орешников» — деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.

Другие ладили так называемые «разводы» — укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц. 

]]>Источник]]>

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Самая древняя игрушка в мире / Научный хит

Пожалуй, каждый хотя бы раз брал в руки этот немного странный предмет на верёвочки и пробовал вращать его, выбрасывая из руки, а потом возвращая обратно. А какие «кренделя» выделывают с этой игрушкой профессионалы! И при этом мало кто знает, что эта игрушка является одной из самой старой в мире. Появилась эта игрушка в глубокой древности и уже в наше время была модернизирована. Происхождение йо-йо до сих пор является источником дискуссий, но первое историческое упоминание о нем встречается в Греции в 500 году до нашей эры. Некоторые историки считают, что йо-йо, вероятно, возник в Китае, где существовала игрушка практически такой же конструкции, которая называлась диаболо. Мальчик играет с терракотовой йо-йо. Изображение на античном киликсе, примерно 440 г. до н.э. На протяжении всей истории многие страны утверждали, что именно они являются изобретателем йо-йо, но не предоставляли убедительных документальных свидетельств. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что игрушка была адаптирована с раннего типа оружия, которое, возможно, первоначально использовалось для охоты на животных. Игрушка диаболо. Существует популярная история о том, что йо-йо является многовековым оружием родом из Филиппин. Исторические данные свидетельствуют о том, что охотники XVI века на Филиппинах прятались на деревьях с йо-йо, ожидая жертву, которая пройдет под деревом. Эти йо-йо были очень тяжелыми и были сделаны из камней, связанных вместе длинным шнуром. Сегодня, йо-йо является очень популярной игрушкой на Филиппинах, но нет никаких документальных доказательств того, что она когда-либо использовалась в качестве оружия. Йо-йо в том виде, каким его знают сегодня, был изобретен в 1928 году Педро Флоресом, который открыл Yo-Yo Manufacturing Company в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Через год, потенциалом этой игрушки заинтересовался Дональд Ф. Дункан, который выкупил у Флореса Yo-Yo Corporation. В качестве товарного знака, название «йо-йо» было впервые зарегистрировано в 1932 г. В 1946 году Duncan Toys Company открыла завод по производству йо-йо в Висконсине. Женщина с йо-йо, Северная Индия (1770) Поскольку игрушка стала очень популярной, в ее конструкцию было внесено целый ряд инноваций в 1970 х и 1980-х годах. В 1978 году Том Кун запатентовал йо-йо «No Jive 3-in-1», первый в мире йо-йо с изменяемым расстоянием между половинками. Кун также выпустил самый большой в мире йо-йо, благодаря которому в 1981 году попал в Книгу рекордов Гиннесса. Дама играет с йо-йо в Берлине в 1960-х годах Есть много различных форм йо-йо. Двумя наиболее известными являются современная «традиционная» форма и форма бабочки. Йо-йо сегодня. Иллюстрация 1791 года, на которой изображена женщина, играющая с «английским Бандалором» (йо-йо). 12 апреля 1985 года йо-йо впервые появилось в космосе. В качестве эксперимента «Игрушки в космосе» астронавт Дэвид Григгс взял эту игрушку на орбиту и играл с ней в условиях невесомости. Йо-йо в космосе.

sci-hit.com

История игрушек с древних времён | НовМама

Детские психологи убеждены, что детям необходимы игрушки. Они вызывают особые ощущения у ребенка. Преображение игрушек с древних времен до наших дней идет параллельно развитию человечества.

 Во что играли много лет назад

Считается, что игрушка появилась вместе с человеком. Точной даты рождения первых игр не знает никто. Археологи находили различные фигурки людей и животных в раскопках древних поселений. В древнем Египте находили кукол, которым 4000 лет. Правда неизвестно, служили ли эти предметы для развлечения детворы или выполняли какие-то религиозные функции.

Такие древнеегипетские игрушки обнаружили археологи:

История игрушек

Человечество без игрушек не могло развиваться дальше, поэтому сомнений нет, что малыши и в древности ими забавлялись. В Древнем Риме новорожденным малышам дарили трещотки. Такими погремушками стучали по краю кроватки, отпугивая злых духов. В наше время о злых духах не вспоминают, но погремушки в большом количестве можно найти в любом детском магазине.

У всех без исключения малышей наступал другой период младенчества, когда погремушки уже не годились для развлечения. Заботливые папы в далеком далеке стали выпиливать из дерева фигурки, красить их в разные цвета. Позже пытливая мысль любящих родителей додумалась приделывать к деревянным игрушкам колесики. Это уже была малая механизация. А для своих дочек мудрые мамы придумали шить из лоскутков или старой одежды кукол. Набивали туловища опилками, пришивали руки, ноги, голову, раскрашивали лица этим куклам. Получались древние Барби.

Игрушечная индустрия

Время шло. И игрушки преображались. В средние века даже определилась узкая специализация, закрепленная за некоторыми странами. К примеру, в Париже производились маленькие флейты, свистки, дудочки. А в Нюрнберге делали оригинальных кукол. Они стоили очень дорого, потому что были миниатюрными моделями в модных нарядах.

С 19 века во Франции получает развитие игрушечная индустрия. А в Германии в это время продолжала развиваться кукольное производство. Кукольные дома с мебелью и посудой были настоящими произведениями искусства. Следующий шаг в изготовлении игрушек — изготовление их из папье-маше. Появилась новая профессия в игрушечной индустрии — формовщик.

Изобретение мягких друзей

Затем приходит очередь мягкой игрушки. До конца 19 века мамы продолжали шить в домашних условиях игрушечных зверушек и кукол из ткани, набивая их ватой. Но взрослые папы поняли, что мягкие игрушки тигры, собаки, кошки и прочие животные лучше будут получаться, если их шить на специальных машинках и из специальных материалов.

В наше время дети с пеленок знают компьютер. Там можно поиграть в игры, где любимые персонажи становятся героями настоящих действий. Но в компьютере нельзя потрогать и прижать к себе любимого медвежонка. Вряд ли когда-то мультики и компьютерные игры заменят детям желание держать в руках мягкого и пушистого, пусть и не настоящего, но все-таки друга.

Бывает и наоборот. Мультфильм толкает производителей создать игрушечных героев сказки. И тогда на столике ребенка появляются игрушки Маша и Медведь из недавно просмотренного фильма. Малыши начинают воспроизводить увиденное с помощью своих мягких друзей. Забавно наблюдать, как ребенок понимает характеры героев мультика. В игре малыш продолжает видеть в игрушке характер и нрав героев мультфильма.

Понравилась статья? Нажми +1!

Добавить статью "История игрушек с древних времён" в закладки:

загрузка...

novmama.ru

Древние игрушки славян | Avega

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.{jcomments on}

 

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I. Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

 

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.

 

Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.

 

Почему важны традиционные деревянные игрушки.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.-Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.-Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.-Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.-Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.-Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше-Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!

 

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

 

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

 

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь — солнце, птица — водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

 

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

 

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

 

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица — утушкой, курочкой, гусем; конь — рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

 

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

 

«Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева «Ауку» — спеленатого младенца. Ребятишки поиграли «Аукой» и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он «Ауку» и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную .»Ауку» и заказал еще несколько штук».

 

Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки «с движением». Каждый мастер делал свои привычные игрушки. «Фигуристы» вырезали людей, «зверисты» — зверей, «птичники» — птиц. Одни резали только «щелкунов», «орешников» — деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.

 

Другие ладили так называемые «разводы» — укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.

Забытые простонародные игрушки

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова. СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. ^ Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола -Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти летКукла — закрутка

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки — вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое «тулово». Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку «тулова» вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик — голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга — это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай — родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное —

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка — прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, — несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер — семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

avega.net.ua

Лувр — игры и игрушки Древней Греции и Древнего Рима — I: green_fr

Ещё один тематический маршрут в Лувре — игры и игрушки Древней Греции и Древнего Рима.

Забавно, что греческое слово «σχολή» («схоли» — «игры, развлечения, свободное времяпровождение») дало слово «школа» во многих европейских языках (на правах рекламы замечу, что латинское слово «ludus» дало Людофест).Лувр по этому поводу рассказывает о важности игр в обучении и вообще воспитании. Это несомненно верно, но Википедия, мне кажется, лучше объясняет смену смысла — свободное от физического труда время постепенно заполнилось интеллектуальным трудом.

Заходите в музей через вход Sully, поднимитесь на 1 этаж, поверните направо, пройдите через залы изделий из бронзы и драгоценных металлов (обратите внимание на потолки в этих залах! первый — Сая Твомбли, второй — Жоржа Брака), затем поверните налево. Вы попали в галерею изделий из глины. Пройдите в зал № 36, остановитесь у витрины № 11, в нижней её части находится нужный нам экспонат.

1. Глиняный Кубарь из святилища кабиров, Фивы.

Кубарь — это разновидность волчка (по-французски есть аналогичное, редко используемое слово sabot, как разновидность toupie). Обычный волчок раскручивается пальцами, а кубарь — при помощи заранее накрученной верёвки (в средней части видны желобки для этой верёвки). Более того, этой же верёвкой потом, как плёткой, можно было докручивать уже вращающийся волчок (вот на этом видео, например, хорошо видно, как это работает).

Очень популярная игрушка в древнем Риме, упоминается у Виргилия в Энеиде (VII, 378):

Так от ударов бича кубарь бежит и кружится,Если дети его на дворе запускают просторном;Букс, гонимый ремнем, по дуге широкой несется,И, позабыв за игрой обо всем, глядит и дивитсяДружно проворству его толпа простодушных мальчишек,Пуще стараясь взбодрить кубарь ударами.Я не смог найти, что такое «букс», во французской версии Энеиды там стоит не менее загадочное «buis mobile». Кто знает латынь на таком уровне, чтобы понять игрушечную терминологию?

Волчки в Древней Греции тоже были, в соседнем зале (зал № 37, витрина № 5) вы можете увидеть костяной волчок из Эретрии.Пройдите в зал № 37, витрина № 5 посвящена детству и материнству, нас интересует верхняя полка.

2. Сидячая кукла из Мирины.

Изначально у этой куклы были подвижные руки, соединённые друг с другом стержнем, проходившим через дырочки в плечах (дырочки видно на фотографии). Прямоугольное отверстие в животе закрывалось дверцей, за которой находились глиняные фигурки младенцев — пишут, что в других музеях есть куклы с сохранившимися младенцами.

Долгое время эту куклу считали изображением богини любви и плодовитости, Афродиты — явная отсылка к материнству, нагота фигуры, а также медальон, изображённый меж двух грудей куклы. Тем не менее, наличие подвижных рук позволяет с уверенностью считать эту фигуру куклой. В соседней витрине (№ 11) можно видеть две другие куклы с подвижными руками и ногами:

Греческие куклы чаще всего изображают обнажённых женщин, скорее всего, им полагалась кукольная одежда.

В том же зале, витрина № 4 — игры и игрушки.

3. Погремушка в виде ребёнка, лежащего на свинье. Обратите внимание на венок на голове ребёнка:

Фигурка полая, внутри у неё глиняный шарик — это погремушка. В Греции и Риме существовала традиция дарить новорожденным детям «crepundia» — игрушки, производящие шум (от глагола «crepare» — «производить шум»). Это были либо погремушки, либо колокольчики, вешавшиеся на шею младенцам. Считалось, что звук успокаивал и развлекал детей, а также отгонял от них злых духов.

Формы погремушек были самые разные — от простого диска до таких вот композиций с животными, на которых изображался спящий ребёнок. В качестве животного чаще всего изображалась свинья — возможно, в связи со Спартанским обычаем приносить в жертву молочных поросят во время праздника кормилиц (Tithénides).

Венок из листьев плюща напоминает о Доинисе, защищавшем брошенных детей (я как-то аж задумался о связи Диониса со счастливым детством).

Пишут, что по достижении взрослого возраста ребёнок прощался со своими игрушками — похоже, была какая-то специальная процедура («складывали в корзину»), но они не вдаются в детали.

Та же витрина.

4. Эта статуэтка изображает другую игру — éphédrismos (дословно «носить на спине»):

Правила игры дошли до нас через «Ономатикон» Полидевка (IX, 119 — я не смог найти в интернете текста, так что пересказ пересказа). Игра проходила в два этапа. Сначала ставится камень «на попа», и участники кидают в него мячами (вариант — маленькими камнями). Выигрывает тот, кто собьёт камень. Он садится на закорки ко второму и закрывает ему глаза. А тот должен с закрытыми глазами дойти до камня и дотронуться до него.Статуэтка показывает одновременно оба этапа игры — сидящая на спине женщина не закрывает глаза своей сопернице, а, судя по жесту руки, бросает камень, как будто идёт ещё первый этап.

На этой же витрине стоит лекиф, корректно изображающий второй этап игры.

В эту игру играли в основном не дети, а взрослые, причём как мужчины, так и женщины.

Та же витрина.

(продолжение следует)

green-fr.livejournal.com


Смотрите также