Древние врачи. Чудеса древней медицины: сибирские врачи проводили операции на мозге
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Имхотеп, Авиценна, Гиппократ – врачи или маги? Древние врачи


Древняя медицина - сибирские врачи проводили операции на мозге

Как в древние времена люди избавлялись от заболеваний, для лечения которых сегодня используются продвинутые технологии? Многие считают, что древние люди умирали от этих болезней, либо страдали от сильного дискомфорта.

Череп эпохи бронзового века

Череп эпохи бронзового века, Иерихон, Палестина, 2200-2000 до н.э. Фото: Wellcome Images via Wikimedia Commons

Но существуют доказательства того, что в древние времена люди уже имели значительные знания анатомии человека и даже могли проводить такие сложные процедуры, как операции на мозге.

В 1995 г. в Египте была найдена 2600-летняя мумия, у которой в колене имелся хирургический штырь. Штырь, клей для его фиксации и сама процедура были примитивными, но похожими по технике на те, что используются сегодня. Дизайн штыря похож на современный и соответствует современным биомеханическим принципам, сообщает журнал Университета Бригама Янга.

Папирус Эвина Смита

Папирус Эвина Смита. Фото: Wikimedia Commons

Папирус Эвина Смита назван по имени дилера, купившего его в 1862 году. Это древнейший медицинский трактат, посвящённый хирургическим операциям при травмах. Он был написан Имхотепом в 1501 году до н.э.

В 79 г. произошло извержение вулкана Везувий. Под вулканическим пеплом оказались города Помпеи и Геркуланум, которые сохранились практически в первозданном виде, поэтому их легко изучать. Среди многочисленных артефактов были найдены хирургические инструменты, включая зажимы, элеваторы для костей, скальпели, катетеры, приборы для прижиганий, ножницы и гинекологические инструменты.

В Северной Индии между 600 и 1000 до н.э. жил хирург Сушрута, который проводил пластические операции. Вероятно, он был первым в мире пластическим хирургом. У него было много учеников, которые обучались шесть лет, прежде чем их допускали до медицинской практики. Перед началом обучения ученики Сушруты давали торжественную клятву, похожую на клятву Гиппократа, которая появилась позднее. Во время обучения ученики Сушруты проводили операции на арбузах, тыквах и огурцах, говорится в статье «Сушрута: первый пластический хирург в мире», опубликованной в Internet Journal of Plastic Surgery.

Хотя высокие достижения в медицине в этих древних странах удивительны, операции, проводившиеся хирургами в древней Сибири, поражают ещё больше. В 2012 г. российские учёные в Алтайских горах обнаружили три черепа, на которых видны следы трепанации ― операции, при которой просверливается отверстие в черепе.

Трепанация

Примеры операций на мозгу у инков, XV в. Фото: Thomas Quine/Wikimedia Commons

Трепанация уходит корнями в каменный век, сообщает WebMD. При исследовании черепов из древней Сибири выяснилось, что проведённая на них трепанация напоминает технику, описанную в Hippocratic Corpus, серии медицинских трактов Гиппократа 500 до н.э.

Неясно, имели ли сибирские хирурги какие-либо связи с Древней Грецией, находившейся на расстоянии тысяч километров, но их операции в точности соответствовали Hippocratic Corpus.

Русские учёные из института археологии и этнографии сибирского филиала РАН, поражённые открытием, решили провести подобную операцию при помощи инструментов эпохи бронзового века, используя современные знания, чтобы понять, как врачи могли осуществлять такие операции 2500 лет назад.

«Честно говоря, я поражён, ― заявил Алексей Кривошапкин, известный нейрохирург из Новосибирска. ― Теперь мы знаем, что в эпоху Гиппократа жители Алтая умели ставить точные диагнозы и проводить сложные трепанации и фантастические операции на мозге».

Кривошапкин сказал, что древние врачи проводили трепанации в такой зоне черепа, где это уменьшало повреждения и повышало шансы на выживание. Кроме того, один из мужчин, которому сделали операцию, по всей вероятности, после операции прожил долгие годы, потому в его черепе видны признаки роста кости долгое время спустя после операции.

Из трёх найденных черепов два принадлежали мужчинам и один ― женщине. Они жили в Сибири 2300-2500 лет назад и являлись представителями пазырыкской культуры. Один из мужчин, скорее всего, получил травму головы. У него образовался сгусток крови (гематома), которая могла вызывать ужасные головные боли, тошноту, нарушение координации. Учёные сделали вывод, что трепанация была проведена, чтобы убрать гематому.

На другом мужском черепе нет никаких следов травмы. Учёные определили, что он страдал от врождённой деформации черепа.

Обоим мужчинам древние врачи проводили трепанацию в два этапа. Сначала они соскребали верхний слой черепа. Затем проделывали маленькую дырочку, чтобы получить доступ к мозгу. Неясно, использовали ли они анестезию.

По мнению исследователей, обе операции были проведёны очень осторожно и с большой точностью. Кривошапкин повторил такую операцию, используя копию ножа эпохи бронзового века, сконструированного Андреем Бородинским, доктором исторических наук. Операция заняла 28 минут.

Однако древние трепанации не всегда были успешными. Череп женщины свидетельствует о том, что врачи, к которым она попала, выбрали неверный подход. Хирург использовал грубую технику и проводил операцию вблизи кровеносных сосудов в мозгу. Женщине было около 30 лет. Судя по её черепу, у неё была травма от падения с большой высоты. Российские учёные сделали вывод, что она умерла во время операции или вскоре после неё.

Пазырыкцы не оставили после себя письменных источников, поэтому очень сложно определить технику и историю развития их медицины.

Пол Дэрин. Великая ЭпохаИсточник: othereal.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time

Views All Time

5296

Views Today

Views Today

3

mirtayn.ru

О некоторых вопросах древней медицины

Первым известным в истории врачом, о котором упоминается в древних записях, выполненных на глиняных табличках, был некий Лулу, который жил в Шумере, около 2700 года до н. э.

По данным т.н. папируса Смита, изготовленном в Древнем Египте, примерно в 1710-1690 гг. до н.э. уже имелись специальные хирургические инструменты, например, медные иглы для зашивания ран.

Интерес также представляет информация о том, что в надписях египетских пирамид за период 2600-2100 гг. до н. э. упомянуты имена примерно 50 врачей, причем найдены и древнейшие папирусы с записями о проведении хирургических операций. Уже за 1000 лет до н.э. вавилонские врачи использовали обсидиановые (вулканическое стекло) и бронзовые хирургические ножи, пилы, трепанаторы, сверла для сверления черепа. Сложнейшие глазные операции производились в Вавилонии времен царя Хаммурапи в XVIII в. до н. э., т. е. в эпоху средней бронзы!

Из центров древней медицины нужно отметить Месопотамию, Индию, Китай, Египет, Грецию, Рим, государство инков.

Китайцы знали о системе кровообращения еще во времена династии Хань (220-202 г. до н.э.), в то время как современная медицина пришла к этому только в XVII веке.

В связи с тем, что и в древности у людей были проблемы с зубами, в том числе и из-за дефицита минеральных солей и витаминов, египтяне, например, уже применяли пломбирование. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам.

В древней Индии было продумано интересное решение проблемы зашивания кишок, которые особенно подвержены инфекции после оперирования. По обе стороны разреза помещали огромных бенгальских муравьев, и они челюстями зажимали рану. После чего муравьев удаляли, оставляя только головы, вкладывали кишки обратно в брюшную полость и зашивали. Муравьиные головы с крепко сжатыми челюстями по мере заживления ран постепенно рассасывались. Это ничего не напоминает современным хирургам? Конечно же, современные зажимы применяемые хирургами, не челюсти муравьев, но…

Для выведения камней из мочевого пузыря римляне использовали тонкие бронзовые трубочки-катетеры, изобретенные греческим врачом Эристратом, жившим в III в. до н. э. Такой катетер с двумя изгибами был найден при раскопках в Помпеях. Интересно, что подобный инструмент вновь появился лишь только в 1700 году нашей эры. Некоторые римские медицинские инструменты были такого превосходного качества, что заняли бы достойное место среди инструментария современного хирурга. Так, центровка тонкозубых зажимов-щипцов, найденных в тех же Помпеях, такого качества, что и сегодня ее невозможно превзойти.

Первый труд по описанию медицинских инструментов создали Гиппократ и Цельс, детально описав около сотни хирургических операций, которые проводились.

Именно Гиппократа-врача из г. Мирописа на острове Кос (конец V — начало IV вв. до н.э.) по праву называют отцом медицины.

Интересно, что в этот же период известны и врачи — Анахарсис и Токсарис — скифы по происхождению, которые пользовались заслуженной славой в античных городах материковой Греции и не только по вопросам медицины, но и как мудрецы-философы.

В XV веке до н.э. египетские врачи уже знали расположение основных органов человека, использовали скальпель, изготовленный из обожженного кварцевого песка — остро заточенное стекло. В начале XIV века до н.э. египтяне могли эффективно удалять больные зубы. Интерес вызывает и то, что уже в античное время врачи с успехом лечили также болезни ушей, горла, удаляли различного рода полипы. Об этом говорят медицинские инструменты, свидетельствующие о разнообразных операциях, проводимых в I — III вв. н.э.

Но это не значит, что в более раннее время, начиная с эпохи бронзы, не существовало медицинских инструментов.

Изучение новых данных из области истории древних культур позволяет выяснить и те проблемы, которые связаны с древней медициной. Выясняется, что наиболее примитивными средствами медицины, несомненно, пользовались на заре становления человека. В качестве же известной системы знаний и практического учения медицина получила признание не только начиная с учения Гиппократа, но и за несколько тысячелетий до него. Так, в древнем Египте прославился знаменитый врач Имготеп, живший 5000 лет назад, обожествлявшийся после смерти.

Однако и на территории пост-советского пространства значительно раньше, начиная с мезолита и неолита, прибегали к врачебным мероприятиям, эффект некоторых из них надо считать изумительным.

Изучая ископаемый материал, можно убедиться в большой древности хирургических вмешательств, производимых людьми, обладавшими известным врачебным опытом. Некоторые из них, выполнив операцию, умели обеспечить дальнейшее благоприятное течение и исход хирургического вмешательства, с последующими лечебными мероприятиями, ограждавшими рану от инфекции и нагноения. Об этом свидетельствуют находки трепанационного отверстия на черепах из древних погребений на европейской и азиатской частях территории Российской Федерации. Исключением не является и Кавказ.

Об этом нам позволяет судить изучение тех артефактов, которые найдены в памятниках как эпохи поздней бронзы, в частности, Тлийского могильника, так и более позднего времени из Аркнет, Паткнет и Велура Южной Осетии.

Вряд ли стоит сомневаться, что некоторые колдуны и жрецы пользовались не только магическими движениями, плясками, заклинаниями, упрашиваниями и запугиваниями для изгнания т.н. злых духов или демонов, якобы внедрившихся в человека и тем самым вызвавших его заболевание. С большой осторожностью, долго и старательно делались отверстия в черепе не только для того, чтобы выпроводить через эту дырку злого духа.

Благоприятный исход после оперативного вмешательства по поводу тяжелого ранения был прослежен и в одном из погребении Тлийского могильника эпохи бронзы, причем прослежено полное заживление трепанационного отверстия с характерным наличием замыкающей пластинки, прикрывающей губчатое вещество (diploё). Эта пластинка соединяла на всем протяжении трепанационного отверстия наружную и внутреннюю пластинки черепного свода, причем на черепе не было следов осложнений, т.е. не было растрескивания за пределами трепанационного отверстия, не было периостита или следов преодоленного остеомиелита. Не исключено, что древний житель Тли жил после операции от 2 до 5 лет.

В 1985 году во время археологических изысканий на Кехвском могильнике VII — VI вв. до н. э. нами были обнаружены в погребениях три человеческих костяка со слепыми ранениями, причем были найдены скифские трехгранные наконечники стрел в костях грудной клетки одного из костяков   (один из них был обнаружен в районе реберных костей погребенного), причем на одном из ребер было прослежено хирургическое вмешательство.

Развитие медицинских знаний на древней территории Восточной Европы, Египта, Древней Греции, Рима повлияло на их распространение не только на близлежащие к ним регионы, но и более отдаленные периферийные культурные регионы, в том числе и на Кавказ, на территории которого в результате археологических исследований выявлен ряд артефактов, свидетельствующих об определенном развитии медицины и в этом районе проживания древнего населения, в том числе и предков осетин — кобано-тлийцев — ярких представителей эпохи поздней бронзы (II тыс. до н.э.).

В процессе трудовой деятельности человек постепенно овладел техникой изготовления не только орудий труда, оружием, но и инструментами, которыми мог пользоваться при вскрытии, очистке ран, проведении т.н. операций и измельчении лекарственных растений.

Ряд таких инструментов имеется и в материалах Тлийского могильника эпохи бронзы Южной Осетии.

Интерес вызывают пять ножей-лопаточек, имеющих плоские обоюдоострые навершия, переходящие в зауженные, кончающиеся колющим (округлого сечения) острием стержня. Все они найдены в женских погребениях. Б.В. Техов назвал вполне справедливо эти погребения могилами знахарок, в связи с тем, что в них помимо означенных инструментов оказались привески в виде бараньих головок, бронзовые фигурки собак, лошадей, булавок, множество ромбовидных (согнутых посередине) бляшек, спиральных трубочек (накостники) и т. д.

Обилие таких ритуальных предметов можно связать с тем, что т.н. «врачебная» практика знахарок, конечно же, представляла собой переплетение народной медицины с колдовскими действиями. Именно с помощью разных культовых вотивных фигурок, амулетов знахари и знахарки старались усилить воздействие колдовства.

С территории Южной Осетии известны и миниатюрные сосуды из бронзы и … дерева, которые, вероятнее всего, использовались для хранения каких-то мазей или благовонных веществ.

Так, из Тлийского могильника эпохи бронзы имеется бронзовый сосудик с т.н. жгутовым орнаментом на горловине и поддоне, ручкой на верхней части тулова, а из Аркнетского могильника эпохи античности мы имеем деревянную миниатюрную круглую коробочку с крышкой, которая сохранилась почти без повреждения d-1,6см., h-2см.

В тех же материалах из Тлийского могильника в погребениях XII-X вв. до н.э. имеются искусно изготовленные бронзовые пинцеты (всего их шесть), причем одна из сторон у всех шести пинцетов орнаментирована штриховкой в виде геометрических линий и изображений змеи, лягушки, бегущие собаки-волки. Концы лопастей аккуратно загнуты внутрь. При нажатии на обе лопасти они наглухо смыкаются во всю ширину. Интересно, что конструкция этого типа пинцетов не изменилась до сегодняшнего дня! В том числе и пружинящая задняя часть пинцетов. Все Тлийские пинцеты найдены в мужских погребениях. В мужских же погребениях найдены и пинцеты, обнаруженные на Кобанском могильнике эпохи бронзы в Северной Осетии.

На Кавказе пинцеты раньше эпохи поздней бронзы нам не известны.

Большинство ученых, в том числе врачи, приходят к мнению, что пинцеты (а они обнаруживаются в Передней Азии, Эгенде, Египте, Южной Месопотамии), как и большинство современных пинцетов, в хирургической практике народных лекарей-жрецов применялись, например, для извлечения из человеческого тела наконечников стрел и т. п.

Ряд историков считает, что в эпоху бронзы ланцетовидные бронзовые ножи, пинцеты, иглы и другие инструменты для кровопускания могли использоваться в хирургической практике.

Конечно же, пинцеты означенного типа могли использоваться параллельно и в других целях. Например, в швейном деле — как вспомогательный инструмент при изготовлении мелких металлических поделок (например, бляшек, бус, нашивок).

Некоторые исследователи относят их к набору кузнечных инструментов. Существует мнение, что они могли применяться и для выщипивания волос.

Можно утверждать, что народная медицина осетин тоже имеет глубокие, древние корни происхождения. Тысячи лет накапливался практический опыт народных ценителей.

Большой багаж опыта прослеживается от наших предков — кобанцев-тлийцев, скифов, сарматов и алан, причем он основан как на лечении растениями, которое впоследствии выросло в фитотерапии, так и на фармакологии и лечебных средствах, посредством которых знахари (врачи) доказывали свою способность излечивать не только болезни, но и с успехом применять знания в хирургии, о котором до наших дней дошло совсем немного фактов и письменных упоминаний, хотя археологические находки удостоверяют, что в древности наши предки могли проводить т.н. хирургические операции, вплоть до трепанации черепа, причем весьма успешно. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы, обнаруженные на территории Осетии, в результате археологических раскопок. Трепанация черепа, ампутация конечностей на юге Восточной Европы известны уже в эпоху мезолита (10 тыс. лет тому назад — из раскопок в Крыму). Подобные операции были известны как в бронзовом, так и в раннем железном веке, и позднее, уже в период античности и средневековья.

Первое упоминание о народной медицине Осетии в письменных источниках встречается только в 20-50 годах XIX века.

Народная медицина является неотъемлемой частью культуры осетинского народа.

Об этом свидетельствует и высокая оценка народной медицины осетин, данная в XIX веке русским ученым-этнографом К. Борисевичем, изучавшим культуру народов Кавказа. Он пишет: «В чем действительно осетины мастера своего дела (речь идет сугубо о сфере народной медицины — Р.Г.) — это по части хирургии и всяких операций. Всякие раны, переломы костей и т.п. излечиваются более блестяще, чем опытными хирургами, даже в некоторых случаях их искусство превосходит знания специалистов-хирургов».

В материалах из Южной Осетии, обнаруженных в погребениях эпохи бронзы и античного периода, мы встречаемся с фактами хирургического вмешательства древних насельников Южной Осетии, обладавших известным врачебным опытом. Судя по всему, они умели обеспечить дальнейшее благоприятное течение и исход хирургического вмешательства.

На протяжении многих веков наши предки использовали травы для исцеления от болезней уже в глубокой древности, следуя известному постулату народной медицины — «Помоги себе и другим сам», что, конечно же, требовало определенной сосредоточенности и веры в собственные силы, с включением резервных запасов своего организма. Таким свойством обладали не все, и поэтому уже в древности выделяется прослойка людей — знахарей, шаманов и т.н. колдунов, которые воспринимались как обладающие тайными знаниями, что, вероятно, предопределило веру в сверхъестественные способности того или иного т.н. врачевателя-знахаря.

Интересно, что отголоски этих приемов дошли и до современной цивилизации, в том числе и до территории Южной Осетии (т.н. дæсныфæрсджытæ и т. д.).

И, что интересно, в средневековье в известном трактате «Карабадини» описываются ритуалы и способы приготовления настоек из лекарственных трав, но… упоминается выражение «… и немножко … дуновения ветра», что, вероятнее всего, как раз и было связано с магическими действиями того или иного прорицателя, колдуна (дæсны), жреца или врачевателя-знахаря.

Особый интерес для нас представляют человеческие черепа из захоронений, на которых были обнаружены прижизненные отверстия, с обработанными краями, т.н. раны.

Эти отверстия делались с большой осторожностью, долго и старательно. Вероятнее всего, в древности уже знали, как опасно и трудно делать такое отверстие, особенно при помощи несовершенных инструментов.

Во время раскопок Тлийского могильника эпохи бронзы в 1968 году в одном из погребений был обнаружен человеческий череп, на затылочной части которого лежала бронзовая бляшка округлой формы. На первый взгляд казалось, что это часть какого-то головного украшения, но… после препарации всего костяка и выемки артефактов выяснилось, что этой т.н. бляшкой было прикрыто отверстие (с обработанными краями!), причем гвоздеобразный выступ на внутренней, ближе к краю бляшки, стороне, был загнут вовнутрь и как бы скреплял бляшку с костью черепа.

Хотя… возникает очень много вопросов, даже в связи с тем, что после т.н. операции прилагалось много старания и умения, чтобы оградить поврежденную, не со смертельным исходом, поверхность от осложнений, пользуясь разными снадобьями и мазями, травами, разными растительными веществами и иными средствами. И если учитывать, что после таких операций индивиды продолжали жить — это весьма эффективно.

Интересно, что в XIX в. н. э. такая операция была еще невозможна, да и сегодня весьма рискована.

Любопытно, что сложнейшая операция по трепанации черепа и даже удаления его части до сих пор благополучно производится отсталыми племенами в африканской Кении, причем это искусство передается устно из поколения в поколение.

Можно привести пример из того же Тлийского могильника эпохи бронзы, где в одном из погребений был обнаружен человеческий костяк, берцовая кость которого еще при жизни подверглась хирургическому вмешательству. Так, на этой берцовой кости сделан остроугольный вырез (с обработанными краями), применена какая-то мазь (подлежит определению), рана была накрыта янтарными пластинками, а сверху все это было скреплено тонкой фольгой из электра в 1,5 оборота.

Интересно, что фармакологические свойства янтаря были определены в середине XIX века, а операция была проведена в эпоху бронзы (X-IX вв. до н.э.).

Большой интерес вызывают и находимые медицинские инструменты, применяемые для операции. Так, в Румынии в захоронении II века до н.э. найден инструмент с клинообразным острием, что не позволяло ему погрузиться в кость больше чем на несколько миллиметров и повредить нижележащую ткань.

Древние врачи использовали обсидиановые и бронзовые хирургические ножи, пилы, трепанаторы, сверла для сверления черепа. Удивление вызывает тот факт, что хирургические скальпели и другие операционные инструменты из обсидиана (обсидиан — это вулканическое стекло, обладающее мощной энергетикой) значительно острее, чем изготовленные из современных материалов. В Южной Осетии так же найдены орудия труда и оружие из обсидиана, которые могут быть датированы эпохой палеолита и бронзы (Квайса, Лаше-Балта, Тамарес, Курта (Куыртат), Тли, Монастер, Велура).

Сейчас уже проходят испытания обсидиановые скальпели, произведенные на современном оборудовании. Название произошло от греческого слова «опсис», означающее «видение», «зрелище», хотя есть и другое мнение, что название камню было присвоено в честь древнегреческого воина по имений Обсидий, который первым привез его из Эфиопии в Рим. Жители Закавказья называли его «обломки когтей сатаны». Геологи и химики называют обсидиан оксидом кремния. Самые ранние изделия из вулканического стекла — обсидиана, — топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, — известны уже во времена палеолита, а жители Эфиопии и североамериканские ацтеки использовали его для изготовления зеркал.

К сожалению, археологические раскопки не могут пока что открыть перечень лекарственных растений древности, т.к. они истлели без следа в течение многих тысячелетий, хотя в дошедших до нас скульптурных изображениях и памятниках письменности Индии и Китая, Ближнего Востока и Египта есть свидетельства о применении различных растений и мазей в лечебных целях. Такие же сведения имеются в памятниках санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской культур. Уже в древности широко использовались душистые масла, бальзамы и смолы.

Что интересно, в одном из погребений Бузалинского могильника (недалеко от современного кладбища) эпохи бронзы (Южная Осетия) была обнаружена смола ели (по-осетински — назы чъиу). И сегодня эта смола применяется для укрепления десен. Как ни странно, смола сохранила, правда, едва уловимый, запах, т.к. была в деревянной (уже истлевшей) или матерчатой коробочке!

Хорошо были известны целебные свойства подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений. Одна из заповедей древнебуддийской медицины гласит: «Если посмотреть вокруг взглядом врача, имеющего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств…».

Врачи Древней Индии считали, что большинство заболеваний происходит от порчи (соков организма), поэтому для лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства.

Осетинский язык выработал исконную медицинскую терминологию, причем осетины, в течение продолжительного времени имея тесные культурные и экономические контакты со многими народами Кавказа, обогатили свой словарный фонд заимствованными словами, в том числе терминами народной медицины. Так, повреждения в тканях тела от внешнего воздействия в народной медицине обозначается термином хъæд-гом — рана, язва — хъæд/хъæн — повреждение и гом — открытый. Как и другие болезни, рану также лечил лекарь, которого в народе называли хъæдгоммæгæс (хъæн — рана, гæс — кæсын — смотреть).

В осетинском языке в значении терминов хъæнтæмзилæг (ухаживающий за ранами), хъæн-тæдзæбæхгæнæг (лечащий раны) и хъæдгоммæгæс употребляли и употребляют термин хос-гæнæг — лекарь (хос — лекарство, гæнæг — делающий), являющийся как бы общим родовым названием для всех лекарей. Этим композитом обозначают не только лекаря, занимающегося лечением ран, но и того, который умеет лечить и другие заболевания.

При иммобилизации переломов костей осетинские лекари применяли приемы репозиции костных отломков, т. е. старались придать правильное соотношение отломков для последующего срастания костей. Это предотвращало деформацию кости при заживлении. Подобные операции делались под своеобразным «наркозам», т.е. при сильном опьянении «пациента» аракой двойной перегонки, по крепости равной почти спирту.

Еще в скифскую эпоху были известны знахари и лекари, которые впоследствии были в каждом селении горной Осетии под названием соответственно, знахарь (дæсны), лекарь (хосгæнæг). Они держали свое искусство целителей в секрете и передавали его по наследству от отца к сыну.

В категории хосгæнæг были и узкие специальности: специалист по переломам — састбæттæг; специалист по вывихам — стæграстгæнæг; специалист по лечению ран — хъæдгоммæгæсæг и т.д.

Тема, которую я постарался затронуть, очень интересная и предполагает дальнейшее серьезное изучение. У нас есть много фактов находок материалов, предназначение которых требуется изучить.

Надеемся, что изучение интереснейших вопросов, касающихся сферы древней медицины в ее сопоставлении с современной медициной, получит свое дальнейшее развитие.

Роберт ГАГЛОЙТИ, директор ГБУН ЮОНИИ им З.Н. Ванеева, заслуженный деятель науки РЮО

www.nykhas.ru

Имхотеп, Авиценна, Гиппократ – врачи или маги?

799px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_007Уже достаточно много известно о том, что древние врачеватели были умелыми лекарями. В летописях многих народов, особенно Египта и Индии, содержатся сведения о лечении больных и рецептах снадобий, мазей, отваров и т.д. Знаменитые древние камни Иты запечатлели момент операций на внутренних органах, включая и сердце. Старые тексты рассказывают о рождении сынов богов от земных женщин, изменении генетики живущих на земле. Даже есть версия, что боги, посещавшие Землю, передали часть своих знаний, в том числе медицинских, земным цивилизациям.

Во все века здоровье и долголетие считались самым главным благом человека. Объяснимо желание каждого сохранить свое здоровье. Медицина, как наука о здоровье, возникла очень давно. В далеком прошлом, самыми целенаправленными разработками в области медицины прославились лекари Древнего Египта. Даже греки признавали право первенства за египтянами, особенно в области профилактики заболеваний. Египтяне считали, что медицина находится под покровительством бога Тота, которого изображали в виде человека, но с головой павиана или ибиса. Потрясает уровень знания древних египтян в области анатомии — они значительно опережали представления о строении человеческого тела всех соседних народов. Возможно в данном случае, помогло, то, что египтяне имели большую практику в бальзамировании, при котором осуществлялось вскрытие тела умершего и применение уникальных специальных составов, сохраняющих ткани от разложения.

Уже во II тысячелетии до нашей эры египтяне имели анатомическое описание сердца, почек, мозга, сосудов, мышц и кишечника. Но, несмотря на это, все же египтяне ошибались в некоторых достаточно важных вещах: они предполагали, что сердце соединено не только с артериями и венами, но также с мышцами и нервами и что эмоции и мыслительные процессы рождаются и протекают не в мозге, а в сердце. Не до конца они понимали и назначение системы кровообращения.

Врачевание в Египте было поставлено на профессиональную основу. Существовали медицинские школы — их называли Домами жизни. Кроме медицины в школах изучали архитектуру, математику, астрономию и ваяние. Кстати, лекарь в Египте выполнял и функции жреца, поскольку медицина была составной частью религиозного культа. Студентов школ прикрепляли на практику к одному из храмов, где они получали навыки в медицине, а также постигали обряды и таинства религии.

Многие опытные медики Древнего Египта хранили свои секреты врачевания в секрете и передавали их по наследству своим сыновьям — возникали целые династии, владевшие профессией исцеления. До наших дней дошли сведения о придворных медиках, которые лечили фараонов и знать. Эти медики имели высокое положение при каждом из властительных дворов. Интересно, что уже в древности существовали узкоспециализированные лекари — «придворный врачеватель желудка», «хранитель царских внутренностей», «врачеватель глаз при дворе фараона».

Во времена 3-й династии фараонов самым лучшим медиком считался Имхотеп. Многие современные специалисты не считали Имхотепа реальным человеком — слишком трудно было поверить, что человек мог обладать теми достоинствами, которые описаны в летописях. Имхотепа, иногда, называли «Леонардо Да Винчи» древнего Египта, но вероятнее всего, он был еще большим: если Да Винчи имел статус гения, то Имхотеп был возвеличен до уровня бога медицины. Он занимал при дворе Джосера должности советника, жреца, писца, зодчего и врачевателя. Именно Имхотепа считали создателем ступенчатой пирамиды Джосера. Но большую известность принесла талантливому ученому его деятельность в области медицины и магии. Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», где описаны около сотни анатомических терминов и приведены записи о сорока восьми видах травм.

Имхотеп стал основателем медицинской школы в Мемфисе (и это произошло за тысячелетие до рождения Гиппократа). Известный канадский исследователь и врач Уильям Ослер так писал об Имхотепе: «… сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения».

Кроме Имхотепа, известным древним врачевателем был и Мечен — информация об этом размещена на стенах его гробницы. Тогда же в Египте жил и работал знаменитый зубной лекарь Хаси-Ра.

Надо отметить, что врачеватели, жившие в Древнем Египте, не только лечили, но и осуществляли медицинские исследования. До наших дней дошел архив их научных трудов на папирусных свитах. Самым известным из медицинских трактатов является папирус Эберса. Его обнаружил в 1872 году немецкий египтолог Георг Эберс. Хранится он в Лейпцигском университете. Трактат состоит из более чем ста страниц и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Установлен и возраст папируса — 3600 лет! В нем иероглифами описано 900 рецептов лекарств для лечения болезней дыхательной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, уха-горла-носа, лечение кровотечения, ожогов, глазных болезней, инфекционных заболеваний, паразитарных и кожных болезней и многое другое.

Известен еще один медицинский трактат, относящийся к 1600 году до нашей эры, получивший название по имени ученого, нашедшего его, — папирус Смита. В нем описано около полусотни случаев травм (костей черепа, ключиц, грудной клетки, шейных позвонков, предплечья и позвоночного столба), полученных при строительстве или в результате военных действий, а также способы лечения этих травм. В то время, врачеватель после осмотра больного произносил одну фразу из следующих: «Это болезнь, которую я мог вылечить», «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «это болезнь, с которой ничего нельзя сделать». Из папируса становится ясным, что древние лекари знали, что именно сердце перекачивает по жилам кровь, хорошо разбирались в лечении мозговых травм. Также в трактате есть советы по использованию антисептиков: меда и настойки липовой коры (аналог аспирина).

Древние врачеватели Египта практиковали и хирургические операции: трепанацию черепа, лечили переломы и вывихи, обрабатывали раны от заражения. Исследование мумий подтвердили умение древних эскулапов лечить зубные заболевания. Древние стоматологи умели проводить протезирование — зубы соединяли между собой проволокой, в челюстях просверливали отверстия в области корней зубов с целью снятия воспаления и для обеспечения оттока гноя. Все это подтверждало, что древние стоматологи имели высокий профессиональный уровень. В те времена очень ценились здоровые зубы. Считалось, что если у человека отсутствует хотя бы один зуб — он полагался ущербным. Если господин выбивал зуб у своего раба — он был обязан, в искупление проступка, дать ему свободу.

Многих, наверно, удивит, что одним из направлений древней медицины было санаторное лечение. Санатории существовали на базе храмов. Больные находились в оздоровительных помещениях несколько дней или недель, получая так необходимое им лечение и молясь Богу о своем исцелении. В качестве платы за лечение, исцеленный преподносил храму изображение исцеленного органа, сделанного из серебра, золота или мрамора. Археологи при раскопках в Эпидаре нашли множество таких приношений в виде мраморных ног и рук, серебряных сердец и золотых ушей и глаз.

Египетские храмы хранили уникальные папирусы в своих огромных библиотеках. Тысячи папирусов медицинского содержания стали ценнейшими материалом для наших современников. Древние лечебницы назывались асклепионами (по имени бога врачевания Асклепия). В одном из таких медицинских помещений родился известный врачеватель Гиппократ.

Археологам удалось найти останки таких лечебниц. Они увидели маленькие комнаты для больных, ванны, комнаты для осмотра. Такие лечебницы могли принимать тысячи больных со всего Средиземноморья, в них применяли для лечения методы Гиппократа. Эти методы изложены в «Гиппократовом сборнике». Многие данные о медицине древних изложены в труде Геродота, называемом «Историей в девяти книг».

Когда Александр Македонский завоевал Египет, греки переняли методы врачевания у египетских лекарей. Греки научились методам диагностирования, изучили способы подготовки предписания больным, научились выписке рецептов и использованию болеутоляющих и снотворных средств. Теперь уже в Греции стали создаваться медицинские школы, где основными дисциплинами стало изучение методов диагностики и лечения, а также философия.

Надо сказать, что в Древние времена деятельность врачевателей подчинялась очень строгим моральным правилам, нарушение которых очень жестоко каралось. В христианских странах также существовала норма ответственности за неоказание помощи больному — такой проступок строго порицался.

Летописи гласят, что и Святой Моисей, в свое время, получил блестящее образование при дворе фараона. Он изучил методы врачевания, обладал широкими медицинскими знаниями. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах». В библейских книгах, написанных Моисеем, нет ничего связанного с магическими методами врачевания, но те медицинские знания, о которых говорится в этих книгах, намного опережают уровень самой продвинутой, в то время, египетской медицинской школы. Можно предположить, что знания Моисея были Божественным откровением. В Книге Исход изложены медицинские знания, а также последствия нарушения законов Божьих: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой». Вот, например, что говорится в библейских текстах об инфекционных заболеваниях: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист! Но все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его… Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне».

Но, как известно, в эпоху Просвящения происходила активная критика библейского учения и отвержение Библии. Из-за этого народы были лишены так необходимого ему знания. Как последствие — ужасные эпидемии, причинами которых явилось пренебрежение к правилам санитарии и гигиены.

До XIX века европейские медики не считали необходимым помыть руки после обследования умершего человека, чтобы продолжать прием пациентов, что приводило к большому количеству смертельных случаев среди больных, которые умирали по невыясненным причинам. А ведь еще Моисей писал: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого». Жизнь подтверждает справедливость медицинских знаний, переданных человечеству в библейских текстах.

Насчет алкоголя и сохранения здоровья также есть советы в божественных текстах. Вот, например, как апостол Павел поучает молодого служителя: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов», «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Пророк Исайа также говорил о пользе вина в небольших количествах: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «Яйн», или же «новое вино»), тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение». Кстати, под словами «новое вино» имелся в ввиду свежевыжатый сок.

В Библии большое внимание уделено правилам питания человека для поддержания здоровья, делая особый акцент на вегетарианском питании: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу». Хотя Создатель не запрещал употреблять человеку и мясную пищу.

Нельзя не отдавать должное умению и профессионализму древних лекарей — все свои силы и умения, использовавшие для лечения больных и травмированных людей. Одновременно с проведением лечения они осуществляли и научные исследования в области медицины — отсюда и повышение их уровня компетентности. Пока никто не сумел достаточно уверенно указать на источник получения древними врачевателями медицинских знаний, и будущее покажет — сможет ли человечество открыть эту тайну.

https://www.youtube.com/watch?v=bYl7hzufD3Q

No related links found

tainy.net

Как лечили в старину — Ужасы древней медицины — Статьи и полезные материалы от Narmed.Ru

Несмотря на то, что сейчас мы достаточно часто жалуемся на нашу медицину и непрофессионализм врачей, нужно понимать, что современные способы лечения все же достаточно эффективны, в особенности, если сравнивать их с тем, как лечили своих пациентов врачи прошлого.

Хорошо известно, что продолжительность и качество жизни раньше были значительно ниже, чем в наши дни. Так, еще в средние века человек, доживший до 40 лет, считался практически стариком. Значит, что-то было не так. И не надо говорить, что наши предки умели жить в единстве с природой и знали некие уникальные, забытые способы лечения болезней.

Внимательный взгляд на врачебные практики прошлого раскрывает нам ужасную, но одновременно забавную картину того, как развивалась медицина, как накапливались знания и как мы пришли к современным методам лечения тех или иных болезней.

Ужасы древней стоматологии

Проблемы с зубами преследовали, преследуют, и видимо будут преследовать человечество. А если есть проблема, значит должны быть способы или хотя бы попытки ее решения. Итак, как же лечили зубы раньше?

Если обратиться к глубокой древности, оказывается, что во времена Древнего Египта и Финикии стоматология была развита совсем не плохо. «Стоматологи» этих ушедших в небытие стран умели сверлить и протезировать зубы. Об этом говорят данные археологических исследований. Обнаружены вставные «мосты» из золотой проволоки и пластин, которыми древние лекари крепили удаленные зубы пациентов к здоровым зубам. Найдены даже сверла, которыми древние египтяне сверлили зубы.

Красивая башня построенная отдельно от замка в Квиздыне, это и есть данскер — «прогрессивный» средневековый туалет.

С такими прическами и одеждой, куртуазным дамам и господам было не до личной гигиены.

Типичный чемоданчик средневекового лекаря-цирюльника. Из инструментов только набор для кровопускания — панацеи от всех болезней

Атлас точек для кровопускания из средневекового манускрипта для медиков. Познания автора в анатомии, оставляют желать лучшего.

Римские бани, надолго забытый Европой способ содержать в чистоте свое тело и поддерживать личную гигиену.

А это типичный средневековый туалет в рыцарском замке. Продукты жизнедеятельности прекрасных дам и благородных рыцарей стекали прямо по стене сказочного замка.

Конечно, говорить о том, что подобные процедуры были доступны всем нельзя. Такие методы лечения зубов чаше применялись богатыми вельможами и знатью. Простые же люди либо ждали, когда зубы выпадут сами, либо рвали их, теми способами какие только им были доступны. И способы эти порой были не самыми приятными. К примеру, привязать больной зуб к коню и пустить его в галоп. Еще одним способом было привязать зуб к камню и бросить его со скалы. Как видите везунчикам можно считать того, кто мог оплатить «профессионально зубодёра» имеющего хоть какой-то инструмент и опыт. А рвать было что, поверьте.

Из-за особенностей питания жителей Древнего Египта проблемы с зубами были настоящим бедствием простого народа и рабов. Грубый помол муки в хлебе и частицы песка в еде, приводили к тому, что зубы стачивались очень быстро. Анализ показывает, что у достаточно пожилых людей из низов общества, зубы зачастую оказывались сточенными до самых десен.

Как не странно, но с течением времени ситуация только ухудшилась. Врачи средневековья, утеряв даже те минимальные знания в области стоматологии которыми обладали их предки, придумали совсем уж экзотические методы лечения. Так в средние века повсеместно бытовало мнение, что кариес вызывают «зубные черви». Несуществующих паразитов выводили жестоко и радикально. К примеру, заливая в дырки в зубах яд или засовывая раскаленное и даже расплавленное железо. Мучения больных при подобных операциях можно себе только представить, а об эффективности таких процедур можно даже не говорить.

Однако существовал и достаточно безобидный метод лечения зубов. Нужно было всего лишь просидеть всю ночь, в полнолуние, открыв рот в сторону луны. Считалось, что свет луны способен исцелять зубы. Нужно ли говорить, что случаи излечения зубов таким способом до нас не дошли?

Постепенно и средневековые врачи осваивали забытое искусство протезирования зубов. Ими даже был освоен «творческий» подход к делу. В отличие от древних врачей, средневековые лекари крепили к здоровым зубам не только выпавшие или удаленные зубы пациента, но и их имитации из металлов, жемчуга, камня и даже зубов животных, для тех, кто не особо брезглив. Однако, как и раньше, зубы чаще просто «драли» нежели лечили.

Интересный факт, зубы в средневековой Европе лечили вовсе и не лекари, этим занимались брадобреи — мастера на все руки. Они же и кровь людям пускали, а кровопускание считалось самым эффективным средством от всех болезней.

Отдельно внимания заслуживают люди, лишившиеся своих зубов полностью, как жили они? Ну, те, что победнее так и жили без зубов. Весело, но не долго. А вот богатые заказывали себе вставные челюсти из различных материалов. На изготовление шли золото, стремительно желтеющая слоновая кость, кости и зубы животных. А особым «шиком» была натуральная человеческая челюсть. Как бы омерзительно это не звучало, но был налажен даже теневой бизнес по покупке «запчастей» у палачей, могильщиков или просто грабителей могил.

Так продолжалось вплоть до середины 19 века, когда стоматология наконец-то начала входить в более менее научное русло. Люди стали понимать, что за своими зубами нужно ухаживать и стали их чистить. Тогда же стала применяться и изобретенная Джеймсом Беалл Моррисоном бормашина.

Древняя гинекология

С гинекологией дела обстояли немного лучше, чем со стоматологией. Дело видимо в важности здоровья женщины для общества и продолжения рода. Да и занимались вопросами женского здоровья и рождения ребенка вовсе не парикмахеры. Именно в этом вопросе существовала строгая специализация. Следить за женским здоровьем были признаны особые знахарки — бабки повитухи. Хотя в некоторых местностях принимать роды и обследовать женщин могли и специально обученные мужчины лекари, это все же было исключением.

Интересно, что для определения женских проблем с незапамятных времен использовалась пальпация, метод, применяемый и сегодня для обнаружения опухолей и других патологий. А при раскопках уничтоженного Везувием города Помпеи, было даже обнаружено древнее гинекологическое зеркало, применявшееся безымянным лекарем для осмотра пациенток.

А вот с лечением пациенток дело обстояло вовсе не так радужно как с диагностикой. Элементарное отсутствие знаний и невежество в вопросах гигиены, не позволяло применять иных методов лечения кроме молитв, окуривания благовониями и в лучшем случае употребления лекарственных трав.

При родах, чаще надеялись на магию, поверья и приметы, чем на реальную медицинскую помощь.

И лишь к 19 веку гинекология начала приобретать черты реальной медицинской науки, что постепенно позволило снизить смертность рожениц и детей во время родов.

Древняя гигиена

Ситуация с гигиеной в старые времена весьма не однозначна. Многое зависит от страны и времени.

К примеру, древние египтяне не слишком сильно заботились о гигиене, однако и совсем уж безграмотными в этой области их не назовешь. Цивилизации же античного мира, такие как древняя Греция и Римская империя, были подкованы в вопросах гигиены гораздо лучше. Связано это, по-видимому, с культом тела, исповедуемым в данных регионах.

Греки и римляне регулярно мылись, и по возможности следили за своей чистотой. Хотя конечно, о бытовой гигиене на достаточном уровне говорить все же сложно. Однако в сравнении с наступившими потом мрачными средними веками, эпоху античности можно считать просто образцом для подражания в вопросах гигиены.

Интересно, что древние римляне не использовали в своих банях — термах мыло. Грязь удалялась при помощи натирания тела маслами и последующего соскребания их специальными скребками.

Когда же Европа и весь известный тогда мир, погрузились в средние века, гигиена как таковая была практически забыта. Забота о теле и даже наблюдение собственных обнаженных дряблых и рахитичных телес, стали считаться грехом. Заботиться настоящему христианину надлежало лишь о своей душе. Вот и не мылись годами прекрасные дамы и благородные рыцари. А уж какой запах стоял в замке, когда вернувшийся из командировки (очередного крестового похода) рыцарь снимал свои сверкающие доспехи и являл миру годами не мытое мужественное тело, даже не хочется представлять.

Если же его прекрасная дама, не отличалась праведностью и потому ждала его в знаменитом «поясе верности», в семейном гнездышке, наверное, дохли даже мухи, блохи и клопы, верные спутники наших романтических героев.

А как вы думаете, куда девались нечистоты в средневековых замках? Нет, канализации там не было. Всё куда прозаичнее: туалеты просто весели на стене замка, своеобразными «вороньими гнездами», а все продукты жизнедеятельности обитателей замка просто стекали на землю… прямо по стене. Лишь некоторые прибалтийские замки были оборудованы вынесенной за территорию замка отдельной башней-данскером, особым средневековым туалетом.

В городах же все было еще хуже. Типичный городской туалет на узкой и предельно загаженной улице средневекового города, это пара досок между домами на высоте второго этажа, иногда огороженных стенами, для особо стеснительных граждан. Так что все, что кушал ваш сосед вчера, вполне могло попасть вам прямо на голову, если вы решили немного прогуляться. Ну, а те, кто пользовался ночными горшками, тоже не слишком заботились о том, как их потом опустошить. Содержимое просто выплескивалось в окно. Конечно самые «интеллигентные» из горожан сначала предупреждали прохожих о своем предприятии.

Поэтому нечему удивляться, что именно Европа послужила прекрасным резервуаром для черной смерти, неоднократно вспыхивавшей эпидемии чумы. Да, пришла чума из Азии, вместе с крысами и их спутниками — блохами. Однако именно в Европе это зерно зла упало на ту благодатную невежественную почву, которую оно искало.

Но перейдем из средних веков в эпоху просвещения и к куртуазным временам 17 — 18 веков, наверное, тут стало лучше пахнуть? Как ни странно совсем нет. И дело тут вовсе не в религиозных нормах, к тому времени они стали формальными. Дело в моде. Дамы и их кавалеры стали носить настолько сложные платья и прически, что о том, чтобы снимать их каждый день, можно было просто забыть. В результате в огромных париках придворных красавиц заводились блохи, клопы и даже мыши. Ну, а боролись с ними, так как могли. Дамы носили специальные, богато украшенные ловушки для блох. А для борьбы с мышами, свившими гнездо в гигантской прическе, отлично подходили тонкие спицы, которыми так легко можно проколоть несчастное животное.

А если уж о том, чтобы снять платье и разобрать прическу можно забыть, то забыть можно и о регулярном мытье. Да и лицо, тщательно намазанное белилами, замечу, «очень полезными» -свинцовыми умывать тоже не хочется.

И самое забавное то, что, по сути, мы можем быть обязаны Наполеону тем, что к началу 19 века модникам и модницам удалось избавиться от негигиеничных нарядов и париков. Успехи полководца в построении своей новой империи, привели к зарождению целого стиля — ампир (империя) и эталоном этого стиля стала империя римская. Появились легкие платья в римском стиле, похожие на туники, простые прически подобные прическам римских женщин. В результате люди желавшие оставаться на пике моды, наконец то смогли вздохнуть свободнее и пойти помыться.

Кстати весь этот гигиенический кошмар в большей степени характерен именно для Европы, в странах востока все обстояло куда как лучше. А на Руси таких проблем не знали вовсе. Просторы России позволяли не скучиваться в городах до последней крайности. В отличие от европейских городов, русские города имели широкие улицы. А самое ценное, что было у наших предков, это конечно же баня. Великое изобретение нашего народа, позволявшее витязям средневековой Руси, смотреть на своих западных коллег, как на немытых варваров.

Заключение

В наши дни, широко распространилось мнение, что именно сейчас в медицинских знаниях наступил некий регресс. Проскальзывают утверждения о том, что раньше-то все было хорошо, чуть ли не золотой век медицины. Мол, наши предки мало болели, и знали многие секреты лечения, которые мы по головотяпству своему утратили. А врачи сейчас способны только химией лечить да отрезать, все из ненужного.

Однако, как видим, медицина, как и любая другая научная дисциплина, развивалась последовательно, от полного примитива к получению истинных знаний. И предел ее развития еще очень далек от нас с вами. Но однозначно можно утверждать, что как бы мы не ругали современную медицину, она шагнула далеко вперед в сравнении с древними, немного смешными, но чаще ужасными методами лечения и представлениями о человеке.

narmed.ru

Как появилась медицина...

Хотим рассказать вам в этой статье, как зарождалась медицина в древних государствах. Многие люди уверены, что медицина в древности была совсем примитивной. Но это совсем не так. Конечно же, древние доктора не пользовались современными медикаментами, у них не было ультразвукового исследования, рентгена, компьютера. Но, тем не менее, они делали уникальную работу, исцеляли множество людей. Некоторые из древних медицинских технологий, которые были развиты тысячи лет назад, невозможно повторить даже при помощи современной технологии. Остаётся же только преклоняться перед целителями древности.

В начале сведения о заболеваниях, лечении их, передавалось только в устной форме из поколения к поколению. И только около третьего тысячелетия до нашей эры в государствах древности стали собираться эти сведения и излагаться в письменной форме. Но, у большинства народов все накопленные знания были утрачены вместе с гибелью самого древнего государства. Именно так случилось с медициной в Персии, Вавилона, Древнего Египта и многими другими. Но многие знания медицины в древности всё-таки дошли до нашего времени.

Начнём с медицины в древней Индии. В древней Индии проводились операции по лечению катаракты. В тридцатом году до нашей эры известны римский врач К. Цельсий описал их в классическом труде под названием “О медицине”. Эта операция была возрождена в двадцатом веке! Книга известного врача была так хороша, что современные доктора использовали её как учебник на протяжении двух тысяч лет! Очень много книг по анатомии написал К. Гален. Ему принадлежит диагностика болезней на основе считывания пульса. Этот метод древности до сих пор не имеет равных!

Поговорим о медицине в Древнем Риме. Медицина в Древнем Риме сочетала физические методы с разными обрядами, медитациями, ритуалами. Врачи Рима не брали большой платы за своё мастерство, социальное положение врачей было низким. В то время не существовало формальных требований, лицензирования врачебной деятельности. Любой человек мог назвать себя врачом. Если методы его были успешными, то он привлекал огромное число пациентов. А самозванцев в то время жёстко карали.

Поговорим о медицине в Древней Греции. Одним из самых известных врачей был Гиппократ. Все его учения объединяют  медицинские представления, которые сложились в Греции к началу четвёртого века до нашей эры. Вот некоторые положения медицинской школы Гиппократа: каждый организм имеет свои особенности; внимательное обследование пациента; лечить нужно не заболевание, а больного; режим, гимнастика, диета играют особую роль в профилактике всех заболеваний, и многие другие положения.

Теперь поговорим о медицине в Древнем Китае. Медицина в Китае связана с древней философией, уходит корнями в далёкое прошлое. Согласно этому существует Триада (небо-человек-земля). Единство двух начал Земли и Неба (инь, янь) является источником возникновения всех вещей во Вселенной. Основой медицины в Китае, а именно лечения является мобилизация всех сил организма, другими словами самоисцеление.

А теперь хотим рассказать вам о медицине в Древней Руси. Медицина в Древней Руси ещё с глубокой древности была частью языческой культуры. До сегодняшнего дня до нас дошли заговоры, которые произносили в устной форме, они были обращены к языческим божествам, которые способны прогнать заболевание. Медицина в Древней Руси использовала растения ( кора ясеня, полынь, берёзовый сок, крапива, хрен, подорожник, чеснок), продукты животного происхождения (сырая печень трески, мёд, кобылье молоко), минералы. Врачи называли себя кудесниками, волхвами, ведьмами, ведунами. Они являлись в народе посредниками между таинственными силами и человеком.

Их боялись, потому что верили, что они могли обратить силы таинства, как на благо человека, так и во вред ему. Ведуны занимались лекарским делом, совершали магические обряды, отвороты, занимались гаданием, снимали и напускали порчи на людей. Им доверяли на столько, что обращались за помощью не только простые люди, но и члены княжеских семей, князья.

По истечении времени врачи получили новое название лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания о медицине в государстве переходило из поколения в поколение. Лечцы применяли в своём деле не только растительные средства, такие как черника, хрен, подорожник, полынь и другие, но и разного рода заговоры. Самым целебным средством лечцов, которое дошло до нашего времени, стала кислая вода (нарзан).

Все приведённые примеры о медицине в древних государствах обнаружены, научно доказаны! Очень много развитых культур древности исчезло (атлантическая, шумерская), оставив только очень скудные свидетельства о пребывании человека на нашей планете. Большая часть из них не прочитана до сих пор.

 

 

< Предыдущая Следующая >
 

www.narodmed-na.ru

Чудеса древней медицины: сибирские врачи проводили операции на мозге

Как в древние времена люди избавлялись от заболеваний, для лечения которых сегодня используются продвинутые технологии? Многие считают, что древние люди умирали от этих болезней, либо страдали от сильного дискомфорта.

Череп эпохи бронзового века, Иерихон, Палестина, 2200-2000 до н.э. Фото: Wellcome Images via Wikimedia Commons

Череп эпохи бронзового века, Иерихон, Палестина, 2200-2000 до н.э. Фото: Wellcome Images via Wikimedia Commons

Но существуют доказательства того, что в древние времена люди уже имели значительные знания анатомии человека и даже могли проводить такие сложные процедуры, как операции на мозге.

2500 лет назад на Западе самыми развитыми странами были Греция, Египет и Месопотамия.

В 1995 г. в Египте была найдена 2600-летняя мумия, у которой в колене имелся хирургический штырь. Штырь, клей для его фиксации и сама процедура были примитивными, но похожими по технике на те, что используются сегодня. Дизайн штыря похож на современный и соответствует современным биомеханическим принципам, сообщает журнал Университета Бригама Янга.

Папирус Эвина Смита

Папирус Эвина Смита

Папирус Эвина Смита (назван по имени дилера, купившего его в 1862 г.). Это древнейший медицинский трактат, посвящённый хирургическим операциям при травмах. Он был написан Имхотепом в 1501 г. до н.э. Фото: Wikimedia Commons

Когда в 79 г. произошло извержение вулкана Везувий, оно разрушило Помпеи и Геркуланум. Под вулканическим пеплом города сохранились практически в первозданном виде, поэтому их легко изучать. Среди многочисленных артефактов были найдены хирургические инструменты, включая зажимы, элеваторы для костей, скальпели, катетеры, приборы для прижиганий, ножницы и гинекологические инструменты.

В Северной Индии между 600 и 1000 до н.э. жил хирург Сушрута, который проводил пластические операции. Вероятно, он был первым в мире пластическим хирургом. У него было много учеников, которые должны были обучаться шесть лет, прежде чем их допускали до медицинской практики. Перед началом обучения ученики Сушруты давали торжественную клятву, похожую на клятву Гиппократа, которая появилась позднее. Во время обучения ученики Сушруты проводили операции на арбузах, тыквах и огурцах, говорится в статье «Сушрута: первый пластический хирург в мире», опубликованной в Internet Journal of Plastic Surgery.

Хотя высокие достижения в медицине в этих древних странах удивительны, операции, проводившиеся хирургами в древней Сибири, поражают ещё больше. В 2012 г. российские учёные в Алтайских горах обнаружили три черепа, на которых видны следы трепанации ― операции, при которой просверливается отверстие в черепе.

Примеры операций на мозгу у инков, XV в. Фото: Thomas Quine/Wikimedia Commons Примеры операций на мозгу у инков, XV в. Фото: Thomas Quine/Wikimedia Commons

Трепанация уходит корнями в каменный век, сообщает WebMD. При исследовании черепов из древней Сибири выяснилось, что проведённая на них трепанация напоминает технику, описанную в Hippocratic Corpus, серии медицинских трактов Гиппократа 500 до н.э.

Неясно, имели ли сибирские хирурги какие-либо связи с Древней Грецией, находившейся на расстоянии тысяч километров, но их операции в точности соответствовали Hippocratic Corpus..

Русские учёные из института археологии и этнографии сибирского филиала РАН, поражённые открытием, решили провести подобную операцию при помощи инструментов эпохи бронзового века, используя современные знания, чтобы понять, как врачи могли осуществлять такие операции 2500 лет назад.

«Честно говоря, я поражён, ― заявил Алексей Кривошапкин, известный нейрохирург из Новосибирска. ― Теперь мы знаем, что в эпоху Гиппократа жители Алтая умели ставить точные диагнозы и проводить сложные трепанации и фантастические операции на мозге».

Кривошапкин сказал, что древние врачи проводили трепанации в такой зоне черепа, где это уменьшало повреждения и повышало шансы на выживание. Кроме того, один из мужчин, которому сделали операцию, по всей вероятности, после операции прожил долгие годы, потому в его черепе видны признаки роста кости долгое время спустя после операции.

Из трёх найденных черепов два принадлежали мужчинам и один ― женщине. Они жили в Сибири 2300-2500 лет назад и являлись представителями пазырыкской культуры. Один из мужчин, скорее всего, получил травму головы. У него образовался сгусток крови (гематома), которая могла вызывать ужасные головные боли, тошноту, нарушение координации. Учёные сделали вывод, что трепанация была проведена, чтобы убрать гематому.

На другом мужском черепе нет никаких следов травмы. Учёные определили, что он страдал от врождённой деформации черепа.

Обоим мужчинам древние врачи проводили трепанацию в два этапа. Сначала они соскребали верхний слой черепа. Затем проделывали маленькую дырочку, чтобы получить доступ к мозгу. Неясно, использовали ли они анестезию.

По мнению исследователей, обе операции были проведёны очень осторожно и с большой точностью. Кривошапкин повторил такую операцию, используя копию ножа эпохи бронзового века, сконструированного Андреем Бородинским, доктором исторических наук. Операция заняла 28 минут.

Однако древние трепанации не всегда были успешными. Череп женщины свидетельствует о том, что врачи, к которым она попала, выбрали неверный подход. Хирург использовал грубую технику и проводил операцию вблизи кровеносных сосудов в мозгу.

Женщине было около 30 лет. Судя по её черепу, у неё была травма от падения с большой высоты. Российские учёные сделали вывод, что она умерла во время операции или вскоре после неё.

Пазырыкцы не оставили после себя письменных источников, поэтому очень сложно определить технику и историю развития их медицины.

 

Пол Дэрин. Великая Эпоха

othereal.ru


Смотрите также