Врачи древние. Известные врачи: в России, в мире, в истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство врачевания: как лечили древние. Врачи древние


Самые известные доктора в мире

Первые врачи и разнообразные методы лечения известны с древних времён. До нас дошли имена наиболее известных из них. Можно назвать немало талантливейших российских врачей и врачей-женщин.

Известные врачи древности

До наших дней дошла информация о древней медицине. Наиболее старинной считается древнегреческая медицина. Вклад древнегреческих учёных-медиков в развитие этой науки – огромен. Трудами некоторых из них пользуются по сегодняшний день. Наиболее известным древнегреческим врачом является Гиппократ. Его значимый труд назван «Гиппократовым сборником». В нём подробно описаны известные на то время болезни, способы их лечения и распознавания. Наибольшее внимание Гиппократ уделял изучению вирусных заболеваний. Платон являлся учеником Гиппократа и так же стал известным древнегреческим врачом. Он считается основоположником реакционной медицины. Другим древнегреческим врачом Аристотелем были поставлены такие вопросы медицины, ответить на которые смогли врачи и наука только следующих поколений. Знания этих врачей-учёных до сегодняшнего дня используются современными врачами, их учения в своё время продолжили И. Сеченов, Н. Павлов, А. Ухтомский.

В Древнем Риме первыми хирургами были греческие врачи, позже появились свои, «римские» врачи. Выдающимся учёными-медиками своего времени являлись Гален и Цельс. Они плодотворно проводили хирургические операции. Труд Цельса «О медицине» вошёл в золотой фонд медицины мира. В этом труде врач древности описывал взгляды своих предшественников относительно медицины, а именно – писал о Гиппократе, Герофиле, Асклепиаде и Эразистрате. Основоположником же римской медицины считается Асклепиад. Именно он привил уважение к медицине, так как его лечение всегда доставляло удовольствие пациентам.

Древние индейцы Америки тоже имели понятие о многих болезнях, которыми страдают, в том числе и современные люди. Во время раскопок гробниц вблизи древнеиндейских поселений найдены небольшие статуэтки. Существует предположение, что их клали рядом с умершими, в качестве медицинского заключения о причине смерти. Судя по статуэткам, врачи древности ставили больным такие диагнозы, как опухоли, переломы, деформация позвоночника и др. Известно о древнеегипетских врачах и врачах Древней Месопотамии. Отличалась высоким уровнем хирургии медицина Древнего Китая и Индии.

Самые известные российские врачи

Россия богата медицинскими талантами. Одним из светил отечественной медицины является Николай Склифосовский. Сложно оценить его вклад в мировую хирургию. Первым в России он начал оперировать мозговые грыжи, кисты яичников, грыжи брюшной полости, длинные трубчатые кости этот врач соединял принципиально новым методом, который позже получил название «русского замка» и «замка Склифосовского». Много лет жизни он провёл на полях сражений. Выдающимся российским врачом-терапевтом признан Сергей Боткин. Он изучал эпидемии таких болезней, как холера, тиф и чума. Вирусный гепатит «А» назван болезнью Боткина, так как именно этот врач в своё время открыл данную болезнь.

Педагогом и известнейшим российским врачом является Валерий Шумаков. Он первым в 1965-ом году пересадил почку, а в 1988-ом – провёл операцию по пересадке сердца, пользуясь при этом совершенно новой методикой, а именно – двухэтапной пересадкой.

Леонид Бокерия тоже по праву считается врачом-кардиологом мирового уровня. Он создал и впервые использовал устройство дистанционного управления операцией. На его счету более двух тысяч операций на открытом сердце. Благодаря российскому глазному микрохирургу Святославу Фёдорову мировая офтальмология обогатилась уникальными достижениями и разработками, которые навсегда внесли в неё изменения. Одно из его созданий – это «линза Фёдорова-Захарова», считающаяся лучшим в мире искусственным хрусталиком. Ведущие клиники мира оперируют глаукому на ранней стадии по методу Фёдорова, который первым провёл такую операцию в 1973-ем году. Этим хирургом успешно имплантируется искусственная роговица глаза.

Известные врачи-женщины

Первой женщиной в мире, которой был вручён диплом врача, в 1849-ом году стала американка Элизабет Блэквелл. В Нью-Йорке ею была открыта больница для неимущих, где могли лечиться женщины и дети. Она прожила до 89-ти лет, посвятив всю жизнь общественной деятельности и медицине. Женщину-врача Лейлу Денмарк знают все медики планеты. Лейла получила диплом педиатра в 1918-ом году. С тех пор она начала практиковать. В 2001-ом году фамилия Денмарк оказалась в Книге рекордов Гиннесса, где её назвали самым старым практикующим врачом. К тому моменту Лейле Денмарк было сто три года. Её самой большой заслугой считается борьба с коклюшем. Эта болезнь в своё время считалась неизлечимой.

Гертруда Элайон – ещё одна известнейшая женщина-врач. Она является лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии. Элайон посвятила свою жизнь разработке прогрессивных лекарственных средств для борьбы с такими недугами, как лейкемия, малярия, подагра, герпес.

Самый известный врач в мире

На вопрос о самом известном враче в мире можно получить немало совершенно разных ответов, однако сложно поспорить с тем, что о Гиппократе знают все. Гиппократа знают, в том числе и по знаменитой клятве врача, названной в его честь. Надо отметить, что клятвой Гиппократа врачи всего мира пользуются по сегодняшний день.

Гиппократом были впервые раскрыты естественные механизмы появления болезней, им объяснялись процессы лечения и выздоровления. Гиппократ первым отверг существование духов, а так же их влияние на выздоровление человека. Его считают несокрушимым столпом и фундаментом современной медицинской науки.

Известные врачи иногда могут оказаться бессильными. Так, например, у жителя Татарстана кожа стала синей и с этим оказалось почти невозможно справиться. На сайте uznayvse.ru есть подробная статья о самых редких болезнях.

uznayvse.ru

Самые известные доктора. Биографии врачей и их достижения

К людям искусным в медицине отношение издревле было позитивным, их уважали, почитали и даже боялись. «Протоврачей», действовавших в древности, причисляли к наиболее достойным представителям общества. Одним из древнейших, известных нам медиков древности был Скар, чьи останки были найдены не так давно недалеко от Каира. Скар занимался хирургией, все необходимые инструменты окружали его в захоронении, которому исполнилось 4200 лет.

Гиппократ II Великий КосскийСледующим в галерее медиков древности стоит Гиппократ, который стойко ассоциируется в нашем представлении с клятвой врача. Гиппократ стал продуктом эпохи, высшей точки развития эллинского мира. Он вел свою родословную от потомка Асклепия, среди которых превалировали врачеватели. И среди них было семь Гиппократов. Известный нам, являлся Гиппократом II Великим Косским. Именно из его сочинений мы узнаем о развитии античной медицины, вобравшей в себя мудрость и практику многих столетий. Одним из наиболее известных афоризмов Гиппократа является «противоположное излечивается противоположным» (лат. contraria contrariis curantur).

ГаленЕще одним выдающимся врачом античного мира являлся Гален. Его талант и умение расцвели благодаря богатейшей практике, так как он получил блестящее образование, а затем прошел школу оказания медицинской помощи гладиаторов. Впоследствии, когда слава о нем прокатилась по Римской империи, он был назначен архиатром, лейб-медиком, при первых лицах государства. Наравне с блестящими практическими навыками, Галена отмечали глубокие познания в анатомии и физиологии, фармации. Особенно стоит отметить его учение о кровообращении, которое отражает его талант экспериментатора.

Раннее средневековье предало забвению многие достижения предшествующего периода. Это время появления великих имен восточного мира, из которых выделяется Ибн Сина (настоящее имя – Абу Али ал-Ху-сейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сына, в западной латинской традиции - Авиценна). Во время своей многолетней практики он лечил «сильных мира сего» и простых людей. Ибн Сина написал «Канон медицины», который стал энциклопедией медицинских знаний средневекового Востока.

Появление великих имен в Европе относится ко времени Возрождения и позднему средневековью. Одним из первых в этом ряду необходимо назвать Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под именем Парацельс (от латинского Para-Celsus — «Подобный Цельсу»). Более известный как алхимик, он досконально знал анатомию и великолепно владел практическими навыками, как в терапии, так и хирургии. Он разработал собственную классификацию болезней, широко использовал минералы в лечении.

Значительным был вклад в развитие хирургии еще одного представителя средневековой медицины, Амбруаза Паре (1510-1590). Одной из главных его заслуг стала разработка учения о лечении огнестрельных ранений. Он смог сделать очень многое в хирургии, акушерстве, ортопедии: усовершенствовал технику хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку, применил перевязку сосудов взамен их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, создал новые хирургические инструменты и ортопедические аппараты. Труды, созданные Паре в 16 веке, еще долгое время спустя активно использовали его последователи.

Новое и новейшее время подарило значительное число ярких и самобытных врачей, которые приобрели всемирную известность. Сложно назвать хотя бы несколько фамилий, дабы не уменьшить роль других – Г.Бургаве, Д.Ж. Ларрей, Д.Листер, Р.Вирхов... лишь немногие, кого следовало отметить в числе выдающихся врачей предыдущих столетий.

В России, с 18 века ставшей неотъемлемой частью европейской медицинской науки и практики, стали появляться врачи, которые внесли несомненный вклад в развитие мировой медицины. В данном случае также весьма сложно сделать выбор.

Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) стал наиболее известным и выдающимся ученым и практиком отечественной медицины. Талантливый хирург, педагог и общественный деятель, он создал топографическую анатомию и экспериментальное направление в хирургии, стал основоположником военно-полевой хирургии, применив первым наркоз в полевых условиях. Наравне с великой княгиней Еленой Павловной ему принадлежит заслуга в организации женского ухода за ранеными на театре военных действий.

Сергей Петрович БоткинСергей Петрович Боткин (1832-1889) – выдающийся терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, первый из русских врачей, ставший лейб-медиком. Боткин создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу (одним из его учеников был первый отечественный лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов), и стал основоположником функционального клинико-экспериментального направления в отечественной медицине.

Николай Васильевич Склифосовский

Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904) – участник войн, которые Россия вела во второй половине 19 века, в этот период он приобрел колоссальный опыт, который позволил талантливому хирургу внести немало в развитие военно-полевой хирургии. Своим трудом Склифосовский поставил отечественную хирургию на качественно более высокий уровень. Он разработал ряд операций, которые теперь носят его имя. В травматологии он предложил оригинальный метод остеопластики — соединения костей — «русский замок», или замок Склифосовского.

В 20 веке наиболее известными отечественными медиками стали представители военной медицины, которая получила огромный опыт участия в кровопролитных войнах. В этом ряду следует назвать Н.Н. Бурденко, Ю.Ю. Джанелидзе, М.С.Вовси, М.Н.Ахутина...

Л.М. РошальИз медиков, которые являлись нашими современниками или продолжают ими оставаться, необходимо назвать С.Н.Федорова, Ф.Г. Углова, Л.М. Рошаля. Наряду с высоким профессионализмом и талантом, их отличала и отличает четкая гражданская позиция и активная общественная деятельность.

Немало в ряду специалистов-медиков и тех, кто прославился в других сферах. Прежде всего, это В.И. Даль, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, В.П. Аксенов, Г.И. Горин, А.А. Калягин. Они нашли свое призвание в культуре и искусстве, начав свои первые шаги к известности именно в медицине.

hroniki.org

Древние лекари – врачи или маги

Уже достаточно много известно о том, что древние врачеватели были умелыми лекарями. В летописях многих народов, особенно Египта и Индии, содержатся сведения о лечении больных и рецептах снадобий, мазей, отваров и т.д. Знаменитые древние камни Ики запечатлели момент операций на внутренних органах, включая и сердце. Старые тексты рассказывают о рождении сынов богов от земных женщин, изменении генетики живущих на земле. Даже есть версия, что боги, посещавшие Землю, передали часть своих знаний, в том числе медицинских, земным цивилизациям.

Древние лекари – врачи или маги

Во все века здоровье и долголетие считались самым главным благом человека. Объяснимо желание каждого сохранить свое здоровье. Медицина, как наука о здоровье, возникла очень давно. В далеком прошлом, самыми целенаправленными разработками в области медицины прославились лекари Древнего Египта. Даже греки признавали право первенства за египтянами, особенно в области профилактики заболеваний. Египтяне считали, что медицина находится под покровительством бога Тота, которого изображали в виде человека, но с головой павиана или ибиса. Потрясает необычный уровень знания древних египтян в области анатомии — они значительно опережали представления о строении человеческого тела всех соседних народов. Возможно в данном случае, помогло, то, что египтяне имели большую практику в бальзамировании, при котором осуществлялось вскрытие тела умершего и применение уникальных специальных составов, сохраняющих ткани от разложения.

Уже во II тысячелетии до нашей эры египтяне имели анатомическое описание сердца, почек, мозга, сосудов, мышц и кишечника. Но, несмотря на это, все же египтяне ошибались в некоторых достаточно важных вещах: они предполагали, что сердце соединено не только с артериями и венами, но также с мышцами и нервами и что эмоции и мыслительные процессы рождаются и протекают не в мозге, а в сердце. Не до конца они понимали и назначение системы кровообращения.

Врачевание в Египте было поставлено на профессиональную основу. Существовали медицинские школы — их называли Домами жизни. Кроме медицины в школах изучали архитектуру, математику, астрономию и ваяние. Кстати, лекарь в Египте выполнял и функции жреца, поскольку медицина была составной частью религиозного культа. Студентов школ прикрепляли на практику к одному из храмов, где они получали навыки в медицине, а также постигали обряды и таинства религии.

Интересный факт – многие опытные медики Древнего Египта хранили свои секреты врачевания в тайне и передавали их по наследству своим сыновьям — возникали целые династии, владевшие профессией исцеления. До наших дней дошли сведения о придворных медиках, которые лечили фараонов и знать. Эти медики имели высокое положение при каждом из властительных дворов. Интересно, что уже в древности существовали узкоспециализированные лекари — «придворный врачеватель желудка», «хранитель царских внутренностей», «врачеватель глаз при дворе фараона».

Во времена 3-й династии фараонов самым лучшим медиком считался Имхотеп. Многие современные специалисты не считали Имхотепа реальным человеком — слишком трудно было поверить, что человек мог обладать теми достоинствами, которые описаны в летописях. Имхотепа, иногда, называли «Леонардо Да Винчи» древнего Египта, но вероятнее всего, он был еще большим: если Да Винчи имел статус гения, то Имхотеп был возвеличен до уровня бога медицины. Он занимал при дворе Джосера должности советника, жреца, писца, зодчего и врачевателя. Именно Имхотепа считали создателем ступенчатой пирамиды Джосера. Но большую известность принесла необычно талантливому ученому его деятельность в области медицины и магии. Имхотеп был автором «Папируса Эдвина Смита», где описаны около сотни анатомических терминов и приведены записи о сорока восьми видах травм.

Имхотеп стал основателем медицинской школы в Мемфисе (и это произошло за тысячелетие до рождения Гиппократа). Известный канадский исследователь и врач Уильям Ослер так писал об Имхотепе: «… сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы. Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой (но загадочной) в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения».

Кроме Имхотепа, известным древним врачевателем был и Мечен — информация об этом факте размещена на стенах его гробницы. Тогда же в Египте жил и работал знаменитый зубной лекарь Хаси-Ра.

Надо отметить, что врачеватели, жившие в Древнем Египте, не только лечили, но и осуществляли медицинские исследования. До наших дней дошел архив их научных трудов на папирусных свитах. Самым известным из медицинских трактатов является папирус Эберса. Его обнаружил в 1872 году немецкий египтолог Георг Эберс. Хранится он в Лейпцигском университете. Трактат состоит из более чем ста страниц и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Установлен и возраст папируса — 3600 лет! В нем иероглифами описано 900 рецептов лекарств для лечения болезней дыхательной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, уха-горла-носа, лечение кровотечения, ожогов, глазных болезней, инфекционных заболеваний, паразитарных и кожных болезней и многое другое.

Известен еще один медицинский трактат, относящийся к 1600 году до нашей эры, получивший название по имени ученого, нашедшего его, — необычный папирус Смита. В нем описано около полусотни случаев травм (костей черепа, ключиц, грудной клетки, шейных позвонков, предплечья и позвоночного столба), полученных при строительстве или в результате военных действий, а также способы лечения этих травм. В то время, врачеватель после осмотра больного произносил одну фразу из следующих: «Это болезнь, которую я мог вылечить», «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «это болезнь, с которой ничего нельзя сделать». Из папируса становится ясным, что древние лекари знали, что именно сердце перекачивает по жилам кровь, хорошо разбирались в лечении мозговых травм. Также в трактате есть советы по использованию антисептиков: меда и настойки липовой коры (аналог аспирина).

Древние врачеватели Египта практиковали и хирургические операции: трепанацию черепа, лечили переломы и вывихи, обрабатывали раны от заражения. Исследование мумий подтвердили умение древних эскулапов лечить зубные заболевания. Древние стоматологи умели проводить протезирование — зубы соединяли между собой проволокой, в челюстях просверливали отверстия в области корней зубов с целью снятия воспаления и для обеспечения оттока гноя. Все это подтверждало, что древние стоматологи имели высокий профессиональный уровень. В те времена очень ценились здоровые зубы. Считалось, что если у человека отсутствует хотя бы один зуб — он полагался ущербным. Если господин выбивал зуб у своего раба — он был обязан, в искупление проступка, дать ему свободу.

Многих, наверно, удивит интересный факт, что одним из направлений древней медицины было санаторное лечение. Санатории существовали на базе храмов. Больные находились в оздоровительных помещениях несколько дней или недель, получая так необходимое им лечение и молясь Богу о своем исцелении. В качестве платы за лечение, исцеленный преподносил храму изображение исцеленного органа, сделанного из серебра, золота или мрамора. Археологи при раскопках в Эпидаре нашли множество таких приношений в виде мраморных ног и рук, серебряных сердец и золотых ушей и глаз.

Египетские храмы хранили уникальные папирусы в своих огромных библиотеках. Тысячи папирусов медицинского содержания стали ценнейшими материалом для наших современников. Древние лечебницы назывались асклепионами (по имени бога врачевания Асклепия). В одном из таких медицинских помещений родился известный врачеватель Гиппократ.

Археологам удалось найти останки таких лечебниц. Они увидели маленькие комнаты для больных, ванны, комнаты для осмотра. Такие лечебницы могли принимать тысячи больных со всего Средиземноморья, в них применяли для лечения методы Гиппократа. Эти методы изложены в «Гиппократовом сборнике». Многие данные о медицине древних изложены в труде Геродота, называемом «Историей в девяти книг».

Когда Александр Македонский завоевал Египет, греки переняли методы врачевания у египетских лекарей. Греки научились методам диагностирования, изучили способы подготовки предписания больным, научились выписке рецептов и использованию болеутоляющих и снотворных средств. Теперь уже в Греции стали создаваться медицинские школы, где основными дисциплинами стало изучение методов диагностики и лечения, а также философия.

Надо сказать, что в Древние времена деятельность врачевателей подчинялась очень строгим моральным правилам, нарушение которых очень жестоко каралось. В христианских странах также существовала норма ответственности за неоказание помощи больному — такой проступок строго порицался.

Летописи гласят, что и Святой Моисей, в свое время, получил блестящее образование при дворе фараона. Он изучил методы врачевания, обладал широкими медицинскими знаниями. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах». В библейских книгах, написанных Моисеем, нет ничего связанного с магическими методами врачевания, но те медицинские знания, о которых говорится в этих книгах, намного опережают уровень самой продвинутой, в то время, египетской медицинской школы. Можно предположить, что знания Моисея были Божественным откровением. В Книге Исход изложены медицинские знания, а также последствия нарушения законов Божьих: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой». Вот, например, что говорится в библейских текстах об инфекционных заболеваниях: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист! Но все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его… Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне».

Но, как известно, в эпоху Просвещения происходила активная критика библейского учения и отвержение Библии. Из-за этого народы были лишены так необходимого ему знания. Как последствие — ужасные эпидемии, причинами которых явилось пренебрежение к правилам санитарии и гигиены.

До XIX века европейские медики не считали необходимым помыть руки после обследования умершего человека, чтобы продолжать прием пациентов, что приводило к большому количеству смертельных случаев среди больных, которые умирали по невыясненным причинам. А ведь еще Моисей писал: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого». Жизнь подтверждает справедливость медицинских знаний, переданных человечеству в библейских текстах.

Насчет алкоголя и сохранения здоровья также есть советы в божественных текстах. Вот, например, как апостол Павел поучает молодого служителя: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов», «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Пророк Исайа также говорил о пользе вина в небольших количествах: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «Яйн», или же «новое вино»), тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение». Кстати, под словами «новое вино» имелся в ввиду свежевыжатый сок.

В Библии большое внимание уделено правилам питания человека для поддержания здоровья, делая особый акцент на вегетарианском питании: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу». Хотя Создатель не запрещал употреблять человеку и мясную пищу.

Нельзя не отдавать должное умению и профессионализму древних лекарей — все свои силы и умения, использовавшие для лечения больных и травмированных людей. Одновременно с проведением лечения они осуществляли и научные исследования в области медицины — отсюда и повышение их уровня компетентности. Пока никто не сумел достаточно уверенно указать на источник получения древними врачевателями медицинских знаний, и будущее покажет — сможет ли человечество открыть эту тайну.

Источник     

potustorony.ru

Глава VII. О великих врачах античного мира

«Народ жаждет лекарств»

222222

Мы помним и чтим имена великих учёных, открывших тайны мироздания, но почему-то слабо ориентируемся в именах великих врачевателей, благодаря которым неисчислимое множество людей спаслись от неминуемой смерти от ран, полученных в сражениях и на охоте, и исцелились от злых болезней. Давайте вспомним их имена.

Только вначале разберёмся, откуда взял свои знания самый первый врач, кто научил его разбираться в различных хворях и исцелять от них.

асклепий

Асклепий

Древние греки первым врачом называют Асклепия. Считается, что он был исторической личностью, впоследствии обожествлённой. По одной из версий, Асклепий был сыном Арсиппа и Арсинои и превзошёл всех в искусстве очищения желудка и удаления зубов. Его могила находится возле реки Лузия в Аркадии. Асклепия изображают с посохом, обвитым змеёй.

Это указывает на то, что свои знания в медицине античные греки взяли у египтян, как, впрочем, и многое другое. Вспомним, что египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Финикийцы верили в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеёй вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. Что напоминают вам эти обвившиеся змеи? Правильно – двойную спираль ДНК. Это, конечно, неслучайное совпадение, но, углубляясь в эту тематику, мы можем выйти за пределы чисто научного дискурса. Скажем лишь, что практически все великие учёные античности, начиная с Пифагора и кончая Аристотелем, а врачи, так и вовсе без всякого исключения, были сильнейшими экстрасенсами и знали многое сверх того, что они считали возможным довести до сведения своих пациентов.

Среди прочих учёных в особую группу выделялись лекари, умеющие помогать при родах, травмах и отравлениях. Они пользовались уважением и почётом. В «Илиаде» Гомера сыновья Асклепия Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом: «…стоит многих людей один врачеватель искусный… вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством». Греки считали Махаона хирургом, а Подалирия – терапевтом.

Самые первые из античных лекарей, вероятно, были просто народными целителями, носителями вековых племенных традиций. Таких и по сей день можно встретить в заповедных местах вроде Алтая.

Со становлением цивилизации появились талантливые систематизаторы медицинских знаний, такие, как Асклепий. А затем и великие учёные в полном смысле этого слова.

гиппократ

Гиппократ

Гиппократа называют отцом медицины. Свыше сотни медицинских сочинений собрано в «Гиппократовом сборнике» («Corpus Hippocraticum»). С этой медицинской энциклопедии начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.

Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гиппократа – врач Гераклид, мать – акушерка Фенарета. Гиппократ был ярким представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым его воспитателем и учителем в области медицины был отец.

Уже в юном возрасте Гиппократ прослыл сильным врачевателем. Получив посвящение в жрецы – это был пропуск в профессию, – он уехал в Египет, как сейчас бы сказали – на стажировку. Когда в Афинах распространилась чума, Гиппократа призвали на помощь и он с учениками остановил эпидемию, пользуясь своим практическим опытом о путях распространения болезней. Среди прочих больных Гиппократ вылечил ставшего знаменитым Демокрита из Абдер, основателя учения об атомах. Гиппократ первым сказал, что болезни вызываются естественными причинами и врач должен не злых духов отгонять, а лечить конкретного больного.

Гиппократ и его ученики считали, что врачевание должно опираться не на абстрактные умствования, а на практический опыт. Они являются родоначальниками клинической медицины. Слабым местом Гиппократа и его учеников было плохое знание анатомии. В античные времена вскрывать разрешалось только животных. Отсюда и недостаток анатомических знаний.

Много внёс в медицину Герофил, первый научный редактор сочинений Гиппократа. Он ввёл в оборот такие термины, как «простата», «диастола» и «систола».

Эразистрат, ученик основателя ботаники Теофраста, первым стал заниматься вскрытиями и вивисекциями. Он описал строение головного мозга и, кстати, впервые употребил само слово «мозг», а также ввёл новые термины «артерия» и «булимия» («бычий голод»).

Великий врач Древнего Рима Клавдий Гален родился в Пергаме, на северо-западе Малой Азии в правление императора Адриана. Гален сначала изучал медицину под руководством пергамских врачей, затем изучал анатомию человека в Смирне у Пелопса, впервые предложившего термин «аура». Пелопс считал, что это ветерок, который гуляет по сосудам. Переехав в Александрию, он надеялся улучшить своё знание анатомии, но к этому времени здесь запретили анатомирование человеческих тел и строение внутренних органов изучали на обезьянах. Разочарованный Гален остался всё же ненадолго в Александрии, чтобы изучить труды Герофила и Эразистрата.

Затем он вернулся в Пергам, где четыре года был врачом в школе гладиаторов, прославившись своим умением лечить вывихи, переломы и ушибы.

Подлинно великим врачом Гален стал в Риме. Император Марк Аврелий назначил его личным врачом своего сына Коммода. В Риме Гален написал сочинения, среди них «Трактат о назначении частей тела человека» и «Анатомия». К сожалению, большинство трудов Галена сгорело при пожаре.

Гален дожил до преклонного возраста и умер в царствование Септимия Севера. Он считается основателем этиологии – учения о причинах болезней.

Он также установил, что анатомия и физиология – основа научной диагностики.

Вклад Галена в изучение человеческого организма огромен, и его невозможно коротко пересказать. Кстати, лекарственные рецепты Галена дошли до наших времён. Они носят название «галеновских препаратов» – это лекарственные средства, изготовляемые путём обработки растительного или животного сырья и извлечения из него нужных врачу веществ. К галеновым препаратам относят настойки, экстракты, линименты, сиропы, воды, масла, спирты, мыла, пластыри, горчичники. Гален разработал рецептуру употребляемого до сих пор косметического средства «кольдкрем», который состоит из эфирного масла, воска и розовой воды.

«Народ жаждет лекарств», – ответил он на вопрос, зачем он изобрёл столько снадобий. Хотя предпочитал лечить людей простыми физическими упражнениями.

Огромная преподавательская и литературная деятельность Галена во многом определила дальнейшее развитие европейской медицины на многие века вперёд.

Ну а ошибки Галена по части анатомии были исправлены только лишь в XVI веке величайшим анатомом всех времён Андреасом Везалием. Забавно, что за посягательство на авторитет Галена Везалий был изгнан из Падуанского университета… Сложны и запутаны пути науки.

Владимир ПРОХВАТИЛОВ

nvdaily.ru

Медицина древней Армении | Вне Строк

Медицина древней АрменииМедицина в Армении существовала с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства, такие, как относящиеся к эпохе Ванского царства (Урарту) медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации, каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия) и т. п.

Древние армяне имели достаточно практических знаний в области врачевания. Среди археологических находок есть даже запломбированные зубы 6-тысячелетней давности.

В течение длительного времени медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины. Среди медиков этого периода были также и женщины.

Медики древней Армении знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя: удаляли стрелы, перевязывали раны шелковыми нитями, останавливали кровотечение.

Археологи обнаружили много хирургических инструментов: ланцеты, пинцеты, ножницы, бритвы, эпиляторы и не только. Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента — опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры.

Женщинам в период беременности и родов давались гигиенические советы, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.

Армения славилась своими лекарственными растениями, которые вывозились во многие страны Востока и Запада и вошли в древнейшие фармакопеи. Из армянской медицины в медицину других народов проникли армянская глина (bolus armena), бура и нашатырь.

Применялись также препараты из железа для лечения ряда болезней, при которых оно используются и в современной медицине. В арсенале лекарственных средств прочное место занимали ртутные препараты, добывавшиеся в Aрмении, в том числе киноварь. Геродот, Страбон, Ксенофонт, Тацит в своих описаниях упоминают о целебных растениях армянской флоры.

Историк Мовсес Хоренаци (V в.) пишет, что «царь Вагаршак (II в. до н. э.) оздоравливал болотистые края Тайка, Кога, создавая там великолепные сады и цветники». Дикорастущие целебные растения флоры Армении тщательно культивировались в специальных лекарственных садах, созданных по инициативе царя Арташеса (I в. до н.э.).

По другим данным, из армянских трав понтийский царь Митридат, родственник армянского царя Тиграна II, известный врач и токсиколог древности, готовил свой знаменитый териак (противоядие).

В отличие от древнейшего периода, медицина средневековой Армении являет собой достаточно красочную картину, несмотря на то, что изучены далеко не все источники в этой области.

Несмотря на многие утерянные знания, преемственность поколений ученых того периода обеспечивала продолжение высокого уровня лечебного дела.

Кодекс армянского врача содержал высокие гуманные требования — нищие имели право на бесплатное лечение. Врач, отказавший в помощи, лишался своего звания.

В 3 в. в Армении при монастырях открылись первые гражданские лечебные учреждения и приюты для немощных, которые содержались за счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. говорилось:

«Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты.

Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке… открыть больницы». Наиболее известны были больницы в Западной Армении, в Себастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы и приюты.

Армянские врачи активно действовали также на всем Ближнем Востоке. Первая больница в современном понимании появилась в Багдаде около 800 г.. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач Джибраил ибн Бахтиши.

В армянских монастырских академиях (Анийская, Санаинская, Ахпатская), преподавали не только богословие, философия, но и естественные науки, в том числе — медицину. Накопленный в те годы опыт позже нашел свое отражение в знаменитых трудах армянских врачей Мхитара Гераци (ХII в.), Амирдовлата Амасиаци (XV в.), Григориса (ХII в.).

В них описаны клиническая картина, причины возникновения и методы лечения многих заболеваний — знания, поразительные для того времени. Так, например, в своем лечебнике «Утешение при лихорадках» Гераци объясняет возникновение некоторых лихорадочных состояний «плесневым» фактором.

То есть, по определению доктора истории медицины Левона Оганесяна, он «максимально близко подошел к причине возникновения инфекционных заболеваний задолго до открытия бактерий».

Еще один интересный факт, свидетельствующий о научном прогрессе армянской медицины — римский врач Гален (I в. н.э.) считал, что сердце построено не из мышечной ткани. Он объяснял это тем, что оно в таком случае не было бы в состоянии выполнять столь тяжелую функцию.

В Европе этого мнения придерживались вплоть до XVI века. Леонардо да Винчи полагал, что сердце подобно хрящу, а армянские врачи уже в Х1в. знали, что оно состоит из особо гладких плотных мышц.

Уже в Килийском армянском государстве (XI-XIV в.) медицина и здравоохранение считались делом государственной важности. Больницы, которые прежде работали только при монастырях и опекались духовенством, в Киликийском царстве перешли в ведение и под опеку государства.

При бжшканоцах (больницах) действовали высшие медицинские школы. Здесь проводилось практическое и теоретическое обучение молодых специалистов, преподавались анатомия и физиология. Подтверждение этому — рукописи; в Матенадаране хранится более 100 специальных работ по этим предметам.

Существуют многочисленные сведения относительно и такой специфической медицинской области, как судебная медицина. О ней можно найти сведения в средневековых армянских судебниках.

Например, судебник Мхитара Гоша в случае выкидыша, последовавшего у беременной женщины после удара, допускает возможность исследования как плода, так и самой пострадавшей. Это позволяло выяснить, действительно ли прерванная беременность была следствием удара или каких-либо иных причин.

Кроме того, определялся срок беременности, от которого зависела тяжесть наказания преступника. Кстати, уже тогда производились специальные исследования для установления причинно-следственной связи между имеющимися повреждениями и смертью.

В рукописях даже сохранились свидетельства о существовании закона, по которому в определенных случаях участие врачей в расследовании преступлений было обязательным.

К сожалению, с падением Киликийского царства Армения на многие века лишилась возможности развивать свою науку. В период упадка многие ученые эмигрировали в европейские страны, где заложили основы уже европейской научной мысли.

panarmenian.net

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Забытая реальность — ВРАЧИ ДРЕВНИХ ЛЕТ

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

ШУМЕРСКИЕ ПРОПИСИПустыня. Под палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях. На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Впрочем, это было так давно, что уже греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., отзывался о врачебном наследии Междуречья как об очень примитивной форме медицины. Хотя в древнем мире шумерские и ассиро-вавилонские медики пользовались большой известностью. Иногда они даже совершали путешествия за границу, чтобы оказать помощь высокопоставленным особам. Например, к серьезно захворавшему египетскому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.) был направлен ассирийский медик. А в 1300 г. до н.э. один из вавилонских врачей ездил в Малую Азию для лечения царя хеттов.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины — единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э., является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках уместились прописи 15 рецептов на шумерском языке. Судя по тексту, врачеватели Месопотамии были большими знатоками флоры и фауны. В лечебных целях они использовали разнообразные травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев. А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль). Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

МЕСОПОТАМСКИЙ РЕЦЕПТ № 12«Просеять и хорошо перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нога (из которого добывают соду — Прим. авт.), соль и горчицу. Омыть больное место крепким пивом (его тогда использовали исключительно как лечебное средство — Прим. авт.) и горячей водой. Натереть больное место приготовленным составом, после чего растереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах следует применять данный рецепт (нужно думать, это было известно любому мало-мальски сведущему врачевателю). Впрочем, современным медикам, пожелай они воспользоваться шумерскими рецептами, трудно было бы достать, к примеру, кровь мангуста. С другими компонентами, скажем, экскрементами мелкого рогатого скота, равно как и крупного, дело обстоит попроще.

КРУПИЦЫ ЗНАНИЙПонятно, что при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку. В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью. К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень — настроением, желудок отвечает за хитрость, нос — за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз. Видимо, древние врачи изготавливали их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью. Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

СУРОВЫЙ ЗАКОН, НО ЗАКОНПредставления врачевателей о причинах болезней подразделялись на несколько категорий. Чаще всего недуги связывались с нарушением принятых в обществе правил поведения — обрядовых, моральных и прочих предписаний. Вот, например, как могло звучать заключение древнего врача: «Он приблизился к замужней женщине. В течение трех дней он выздоровеет и будет жить». Кроме того, учитывалось влияние различных соприкосновений с окружающей средой: употребление нездоровой пищи, купание в грязной воде. Свою лепту вносили религиозные верования («рука бога», «козни злого духа» и т.п.).

Кстати, ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах — сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой. Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие. В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию. «Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» — гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно.

Суровые законы Междуречья, видимо, не только поднимали на должный уровень ответственность врачей за здоровье и жизнь пациента, но и регулировали их численность. Так или иначе, но врачей там было значительно меньше, чем магов-заклинателей, которые тоже считали себя причастными к медицине. В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя VII века до н.э. (а сей правитель создал в столице своего государства Ниневии огромное хранилище клинописных текстов), было обнаружено собрание заклинаний на 40 глиняных табличках под общим названием «Когда заклинатель идет в дом больного». Судя по этим текстам, искусство заклинателя сродни современной психотерапии, но отличается от нее активным использованием различных лекарств.

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь. Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги. Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

СВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА ЭЛЛАДЫВ отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.). Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, — это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства. В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней Греции существовало несколько категорий врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты. Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск. Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным оказывалась главным образом хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому. Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

ГЛАВНОЕ — ВЕРИТЬОдин из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях — абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения. Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий — его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию. Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в храмах. Они верили в своих богов и их исцеляющую силу. И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить — нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг. Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

ПОРТРЕТ АВТОРИТЕТНОГО ВРАЧАБольшое значение греки придавали внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов. Познания, которые считались обязательными для этой профессии, не ограничивались медицинской наукой. Врач был обязан знать свойства окружающей природы, ветров, воды, законы восхода и захода светил, поскольку «астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение, ведь вместе с временами года изменяются и болезни людей».Автор: Сергей РОЩИН, научно-популярный журнал «Наука Здоровье Жизнь», выпуск ноябрь, 2009

Источник: vk.com

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Искусство врачевания: как лечили древние

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

Шумерские прописи

Пустыня. Под палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях. На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Впрочем, это было так давно, что уже греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., отзывался о врачебном наследии Междуречья как об очень примитивной форме медицины. Хотя в древнем мире шумерские и ассиро-вавилонские медики пользовались большой известностью. Иногда они даже совершали путешествия за границу, чтобы оказать помощь высокопоставленным особам. Например, к серьезно захворавшему египетскому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.) был направлен ассирийский медик. А в 1300 г. до н.э. один из вавилонских врачей ездил в Малую Азию для лечения царя хеттов.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины — единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э., является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках уместились прописи 15 рецептов на шумерском языке. Судя по тексту, врачеватели Месопотамии были большими знатоками флоры и фауны. В лечебных целях они использовали разнообразные травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев. А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль). Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

Месопотамский рецепт № 12

«Просеять и хорошо перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нога (из которого добывают соду — Прим. авт.), соль и горчицу. Омыть больное место крепким пивом (его тогда использовали исключительно как лечебное средство — Прим. авт.) и горячей водой. Натереть больное место приготовленным составом, после чего растереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах следует применять данный рецепт (нужно думать, это было известно любому мало-мальски сведущему врачевателю). Впрочем, современным медикам, пожелай они воспользоваться шумерскими рецептами, трудно было бы достать, к примеру, кровь мангуста. С другими компонентами, скажем, экскрементами мелкого рогатого скота, равно как и крупного, дело обстоит попроще.

Крупицы знаний

Понятно, что при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку. В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью. К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень — настроением, желудок отвечает за хитрость, нос — за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз. Видимо, древние врачи изготавливали их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью. Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

Суровый закон, но закон

Представления врачевателей о причинах болезней подразделялись на несколько категорий. Чаще всего недуги связывались с нарушением принятых в обществе правил поведения — обрядовых, моральных и прочих предписаний. Вот, например, как могло звучать заключение древнего врача: «Он приблизился к замужней женщине. В течение трех дней он выздоровеет и будет жить». Кроме того, учитывалось влияние различных соприкосновений с окружающей средой: употребление нездоровой пищи, купание в грязной воде. Свою лепту вносили религиозные верования («рука бога», «козни злого духа» и т.п.).

Кстати, ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах — сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой. Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие. В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию. «Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» — гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно.

Суровые законы Междуречья, видимо, не только поднимали на должный уровень ответственность врачей за здоровье и жизнь пациента, но и регулировали их численность. Так или иначе, но врачей там было значительно меньше, чем магов-заклинателей, которые тоже считали себя причастными к медицине. В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя VII века до н.э. (а сей правитель создал в столице своего государства Ниневии огромное хранилище клинописных текстов), было обнаружено собрание заклинаний на 40 глиняных табличках под общим названием «Когда заклинатель идет в дом больного». Судя по этим текстам, искусство заклинателя сродни современной психотерапии, но отличается от нее активным использованием различных лекарств.

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь. Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги. Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

Светская медицина Эллады

В отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.). Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, — это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства. В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней Греции существовало несколько категорий врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты. Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск. Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным оказывалась главным образом хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому. Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

Главное — верить

Один из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях — абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения. Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий — его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию. Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в храмах. Они верили в своих богов и их исцеляющую силу. И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить — нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг. Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

Портрет авторитетного врача

Большое значение греки придавали внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов. Познания, которые считались обязательными для этой профессии, не ограничивались медицинской наукой. Врач был обязан знать свойства окружающей природы, ветров, воды, законы восхода и захода светил, поскольку «астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение, ведь вместе с временами года изменяются и болезни людей».

Автор: Сергей РОЩИН, научно-популярный журнал «Наука Здоровье Жизнь», выпуск ноябрь, 2009

www.likar.info


Смотрите также