Древние орнаменты. Греческий орнамент: эволюция от меандра до пальметты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Арабский орнамент. Древний национальный орнамент. Древние орнаменты


Греческий орнамент - виды и происхождение

Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?

Греческие орнаменты

Греческий орнамент меандр

Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии. Однако река наверняка не была так уж широко известна в Древней Греции. Поэтому мне больше нравится более распространённая у греков легенда о происхождении меандра.

Пилеас и Фетида — как появился меандр

Как говорит древний миф, когда-то царь города Фтия Пилеас увидел, как в лунном свете танцевала прекрасная богиня Фетида в сопровождении речных нимф. Фетиде, согласно пророчеству Прометея, было суждено выйти замуж за смертного, чтобы не родился бог, который свергнет всемогущего Зевса с его престола.

Влюблённый в божественную красоту Пилеас страдал и не знал, как подступиться к богине — ведь он всего лишь простой смертный! За советом он пошёл к мудрому кентавру Хирону, и тот надоумил его, как завоевать Фетиду. Царь должен крепко обхватить её стан и не отпускать, что бы не происходило и какие бы облики змей и чудовищ не принимала богиня, Хирон научил его этому мертвому захвату, который очень трудно побороть. Сцена борьбы Пилеаса и Фетиды хорошо показана на древнем краснофигурном керамическом сосуде (конец 6 — начало 5 века до н.э.), хранящемся в археологическом музее Берлина, обратите внимание на руки:

Как появился меандр

Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!

Геракл побеждает Тритона с помощью захвата меандр (картина на щите, 6 век до н.э.)

Геракл побеждает Тритона с помощью захвата меандр (картина на щите, 6 век до н.э.)

Но самой «приземлённой» трактовкой всё же остаётся сравнение с рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.

Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?

И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.

Спираль

На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.

Меандр и спираль

Меандр и спираль

В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

Акант

Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.

Греческий орнамент акант

Греческий орнамент акант (нижние ряды)

Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.

Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.

Пальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.

Греческий орнамент пальметта

Греческий орнамент пальметта

Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.

17.05.2015Елена Метелева

elramd.com

Арабский орнамент. Древний национальный орнамент

Узнать и понять традиции народа возможно только через его культурное и художественное наследие. Древнейшая деятельность человека − украшение разными изображениями себя, своей одежды, жилища, разных предметов, орудий труда, оружия. Широко использующаяся форма искусства изображения − это древний орнамент. Его нельзя отделить от предмета, на котором он существует. Но чаще он сам по себе ценнее и является произведением искусства. По стилю бывают геометрические, растительные, по виду − живописные, скульптурные, графические орнаменты. Любой красивый орнамент несет в себе определенный мотив, состоящий из одного или нескольких элементов. Это множество элементов в орнаменте всегда оформлено как единое произведение. По способу изображения элементов, по тому, как у мастера создана схема узоров, как он сочетает мотивы из флоры или фауны с материалом или геометрические мотивы с формой предмета, можно определить культурные и исторические корни орнамента, принадлежность его конкретному народу.

орнаменты в арабском стиле

И когда классифицируют орнамент, то вначале говорят о его происхождении, а затем определяют назначение и содержание. Значение орнамента древнего, во всем его национальном многообразии, в развитии современных видов прикладного искусства трудно переоценить.

Классификация многообразия орнаментов

Рисунки, украшающие глиняную посуду, и чеканка на серебряных подносах; схема узоров на древних самотканых коврах, тканях; особым образом сплетенная веревка - орнаменты такого типа возникли в результате деятельности людей (как потом стали говорить − профессиональной), и поэтому называются техническими. В странах Востока в орнамент часто вплетали различные символы и знаки. Такой тип получил название символический. А совмещение символов со сложными техническими элементами без определенного сюжета дало широкое развитие геометрическому типу. Это готика и орнаменты в арабском стиле.

Растительный тип считается самым распространенным и древним. Мотивы здесь от точных копий цветов, плодов, листьев растений до неузнаваемой их стилизации. И здесь у каждого народа свои любимые и почитаемые растения. Так же как на животных орнаментах древние мастера изображали диких животных, на которых они охотятся, или тех, которые для них священны, а также живущих рядом с ними и поэтому особо почитаемых.

красивый орнамент

В основе же фантастического типа орнамента лежат несуществующие растения или животные. Античный Рим, где особо любили сюжеты с предметами театрального и музыкального искусства, роскошного быта или военного оружия, является родиной предметного орнамента. Небо и звезды, Солнце и Луна − это элементы астральных орнаментов, характерных для Китая и Японии. Тут же зародился красивый орнамент пейзажного типа: на нем горы, реки, водопады, леса и поля. В арабских странах широкое развитие получил особый, возникший с появлением первой письменности, состоящий из букв и фрагментов текста, каллиграфический тип орнамента. Все типы орнаментов редко существуют в чистом виде, чаще они переплетаются, проникают и дополняют друг друга.

Особенности арабских произведений искусства

Произведения искусства, созданные народами стран арабского мира, отличаются особой одухотворенностью, выразительностью, тонким чувством прекрасного и возвышенного. Арабские узоры и орнаменты уникальны и самобытны при поразительном многообразии. В основе лежит мусульманская религия, которая запрещает изображать человека, животных, вообще живые существа. Поэтому, например, арабский орнамент крайне редко включает элементы фауны, и то в стилизованном виде. Исламской культуре ближе геометрические мотивы, которые ошеломляют ощущением непрерывности движения и погружают человека в мир созерцания, грез, стремления познавать тайны жизни.

древний орнамент

Арабский орнамент является основой пластического творчества мусульман, каким стало искусство художественного изображения слов, изречений, афоризмов из священного для них Корана – каллиграфии.

Орнамент как вид искусства арабов

Изучение закономерностей и связей с обществом орнаментального искусства делает возможным применять все прогрессивное из прошлого в искусстве сегодня. Арабский орнамент как важнейшая составляющая тонкого и своеобразного искусства Востока имеет особое эстетическое наполнение и является ценнейшей частью мировой культуры.

значение орнамента

Формы поражают сложнейшей простотой и бурлящим спокойствием, они вживаются в действительность и встают барьером между миром и человеком. Арабский орнамент обнажает глубокий внутренний мир создающих его мастеров. Кажется, что они научились управлять собственным талантом, обогащенным опытом, чтобы воспроизводить так тонко все оттенки переживаний человеческих. Чтобы наиболее полно раскрыть задуманный мотив арабского орнамента, мастер использует разные формы, придавая им новое звучание с помощью языка цвета и света.

Изобразительный элемент главенствует, и орнаменты у арабских мастеров кажутся объемными, динамичными. Творчески преображая все пространство, авторы стирают границы, превращая свои работы в воплощение мечты. Это очень важная особенность, которая отличает арабские узоры и орнаменты от любых других.

Закон ритма в орнаменте

Для человека привычно явление ритма. День и ночь. Сон и бодрствование. Поэтому мы ждем его в произведениях искусства: в музыке и стихосложении, в живописи и архитектуре. Ритм − это порядок. Нарушение или отсутствие ритма тревожит или даже раздражает. Именно благодаря присутствию ритма мы счастливы и полны удивления, любуясь красотой произведений искусства арабского орнамента на гипсе, кирпиче, дереве, меди, серебре. Кажется, что мастер объединил в ритме материал и рисунок орнамента, подчеркнув узором красоту и ценность материала. Разные элементы орнамента подчинены определенному ритму, и по отношению друг к другу они в ритме. Мастер арабского орнамента сродни дирижеру в оркестре. Поэтому настоящие произведения орнаментального искусства так гармоничны.

мотив арабского орнамента

Типы арабских орнаментов

Чтобы понять, откуда черпали свое вдохновение арабские мастера, нужно представить бесконечные пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова: открытое, безбрежное пространство, изрезанное извилистыми путями, руслами речушек, холмами. Перед глазами позолота песка сливается с яркой синевой неба и рек, а ближе к воде вьющаяся благоухающая зелень и необычайно яркие цветы. Мастера приспосабливали и адаптировали в орнаменте все то, что веками их окружало. Мотивов очень много. Есть узнаваемые элементы, например, из античной культуры, а есть настолько абстрактные, что прообраз узнать практически невозможно. Важным элементом в арабском орнаменте является узел. Корни этого − в мусульманской религии. На Востоке разнообразные изображения узла в орнаменте имеют благостный смысл для долгой жизни, счастья. Его часто используют не просто для связи, а для преобразования одного типа орнамента в другой и дальше во что-то совершенно абстрактное.

Гирихов узел

Гирих − это геометрический тип орнамента. Основными элементами служат фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольники. Все они символы, на которых строится вселенная. Например, круг олицетворяет центр и движение, квадрат ассоциируется с порядком и четкостью. Из этих фигур-символов арабские мастера, многократно переплетая и накладывая одну на другую, создают сложнейший, математически точно выверенный орнамент.

арабский орнамент

А если рассматривать арабские орнаменты в целом (в мечети, например), то восхищает сочетание геометрических форм в пространстве. Восхищает точность подбора орнаментного узора с формой сводов галерей, формой окон. Какое изумительное цветовое решение орнамента на потолке и стенах, на фронтонах и на полу! Все это отдельно и вместе объемно из-за игры света и тени.

Ислими – путь в божественный сад

В основе этого арабского орнамента − изображения бесконечной спирали с листьями и цветами. Это как символ непрерывного пути в райский сад или идея непрекращающегося развития цветущего зеленого побега. У орнамента ислими есть пять форм: плетеный, простой, раздвоенный, миндалевидный и крылатый. Эти формы не существуют отдельно, ими дополняют и заполняют другие мотивы арабского орнамента, не терпящего пустот.

арабские узоры и орнаменты

Хатаи − это упрощенный ислими. Те же стебли и ветви, но абстрактные. В арабских странах его часто используют на фасадах домов, при росписи кувшинов и в орнаментах ковров.

Исламская арабеска

Во всем исламском мире распространенным типом орнамента является арабеска. Им украшены и предметы быта, и светские постройки, и культовые сооружения. Этот тип орнамента строится на повторениях фрагментов в определенном ритме и не несет в себе никакого образа. Он практически исключает фон, потому что элементы вписываются один в другой.

схема узоров

В непрерывном плетении узора исчезает форма с вечным арабским намеком на бесконечность. Основными элементами арабески являются части растений и переплетения, соединенные в неповторимую вязь, уходящую в бесконечность.

Арабская каллиграфия

Особое декоративное качество у арабской каллиграфии. Возникновение алфавита и письменности вообще считается величайшим изобретением человечества. Древние надписи на камнях из деревни Набат, дошедшие до наших дней и выполненные еще в доисламские времена на арабском языке, подтверждают, что арабы позаимствовали алфавит у соседей набатцев, живущих на северо-востоке Аравийского полуострова. Для мусульман-арабов знание алфавита и умение читать было освящено и поощрялось Кораном. Арабский язык и есть, по сути, язык этой священной для любого мусульманина книги. И как Коран, он стал объединяющим фактором для арабского народа. Им пользовались для общения и писали образованные люди из любого сословия с разными религиозными взглядами. В этом настоящий демократический смысл арабской письменности. И естественно, что он стал инструментом творчества. Мастера каллиграфии, особенно те, что писали методом насхом (им написан Коран), занимали привилегированное положение в обществе, близкое к власти. Арабская каллиграфия − это искусство благородное, возвышенное и объединяющее. Благодаря ей священное в Коране приобрело осязаемую форму. Очень часто мастера настенных орнаментов вписывали в свои произведения арабскую каллиграфию в виде изречений из священного писания: «Хвала единому Богу», «Власть принадлежит Богу»; или отдельных слов: «Счастье», «Жизнь», «Вечность».

fb.ru

Античный орнамент: краткая хараткеристика

Античный орнамент – один из наиболее древних живописных жанров в мировой истории. Он зародился в виде вазописи еще в 3 веке до нашей эры и продолжал свое существование вплоть до начала нашей эры. Его значение заключается в том, что он не только обогатил древнегреческую культуру прекрасными образцами росписей, но и послужил основой для мастеров эпохи Возрождения, которые в своем творчестве ориентировались именно на лучшие образцы вазописи. Античный орнамент – один из наиболее распространенных видов изобразительного искусства в Древней Греции.

Искусство светотени

Данное открытие в живописи принадлежит древнегреческому художнику Апполодору Афинскому, которого впоследствии за его мастерство прозвали Тенеписцем. Создание светотени в картине придавало изображению объемность и реалистичность, которые стали настоящим прорывом в древнем изобразительном искусстве. Кроме этого автора, известны также и другие мастера данного жанра (Зевкеис, Паррасий и другие). Однако монументальная живопись не получила такого широкого размаха, как вазопись.

античный орнамент

Виды росписей

Античный орнамент изображался, как правило, на сосудах, в которых греки хранили вино, масло или воду. Существовало два вида росписей: чернолаковый и краснолаковый. В первом случае мастера рисовали черные фигуры на красном фоне, во втором фигуры цвета обожженной глины располагались на черном фоне. Такие изображения были плоскими и напоминали графический рисунок. Они интересны не только с эстетической, но и с исторической точки зрения, так как благодаря им мы имеем представление о быте древних греков, об их интерьере, одежде, праздниках.

античный орнамент и живопись

Рисунки

Античный орнамент можно условно разделить на два вида: восточный и геометрический. В первом случае мастера подражали ориентальным мотивам, рисуя грифонов и сфинксов. Но очень скоро данный вид искусства эволюционировал, и художники стали писать картины с натуры, вернее, беря за основу сюжета элементы окружающей природы. Изображения отличаются стилизацией и некоторой геометричностью, однако греки каждый раз использовали разные варианты композиций и таким образом достигали оригинальности в изображении. Итак, античный орнамент и живопись сыграли важную роль в развитии мирового искусства.

fb.ru

Орнамент Древнего Рима - Орнамент

rim ornamentjpgИсторию римского искусства обычно делят на «доримский» период, время республиканского Рима и период Римской империи.В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусскогоначала..Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах этруски изображали животных, пальметты, грифонов, крылатых львов, а так же сцены из мифологии‭. Этрусски так же были склонны к графическому орнаменту.

 ‬В узоре тканей этруски любили россыпи горошин и крестиков.‭ ‬Иногда платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой другого цвета,‭ ‬чем сама ткань.‭ ‬Последний вид декора перекочевал в костюм римлян.‭‬Важное отличие римского декора – большая сложность и богатство форм и материалов У этрусков, художественная культура которых была главной в формировании римской, орнамент находился на стадии угасания заимствованных из греческого мира мотивов, так как этрусское искусство, про сути, было антиорнаментально и какие либо - принципы носили в нем случайный характер. Наверное в этом и угадывался характер римского отношения к миру, крайний практицизм без намека на малейшую фантазию, Аскетизм, простота быта и простота нравов для Римлян и были сутью добродетели,греческая культура считалась не только слабостью, а , прямо скажем, извращением нравов.Соответственно и орнамент, который по определению элемент относительно высокой культуры,в древнейшем Риме , собственно, отсутствует, хотя причина такого отсутствия совершенно иная, чем у этрусков, у которых просто было ярко выражено объемно-пластическое художественное мышление.

И даже когда всё - таки в римской культуре победили новые тенденции сформировавшиеся под влиянием греческих и восточных орнаментов и богатые патриции вместо пещерообразных домов начали строить для себя очень красивые дома, и хотя, стены, потолки, полы их и украшали росписи,мозаики и рельефы,но, несмотря на это, орнамент совсем не сразу занял важное место в декоре интерьера..Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо разработанную орнаментику. У римлян был интерес к искусно выполненным архитектурным «обманкам», к пейзажным сюжетам в интерьерах, это явление возникло потому, что римляне хотели создать в своих домах иллюзию открытого пространства, поскольку само представлениео прекрасном жилище у них было связано с огромными размерами.

Нерон спалил пол-Рима чтобы построить себе новый дворец побольше.Что же касается орнамента, то лишь в период империи римляне сумели воспользоваться декоративным наследием завоеванных провинций,и главным образом Греции.В теории орнаментики обычно говорят: «Греко-римский орнамент», это оттого, что римский декор, по сути , был прсто несостоятелен. Но тем не менее римский орнамент — явление абсолютно самобытное по отношению ко всей предшествующей традиции древней орнаментики.43043433 pompei11 I в. до н.э. — I в. н. э. — время максимального расцвета культуры Древнего Рима,и именно тогда возник язык римской орнаментики.

. Огромные богатства, стекающиеся в Рим из покоренных земель способствуют тому, что патриции окончательно забыли о своем стремлении к аскетизму и пустились "во все тяжкие", утопая в роскоши. Став наследником гиганских художественных ценностей, Рим создал на их основе рафинированное искусство, которым изощренные римские патриции наслаждались вместе с нежными тонкостями гастрономических блюд.

На почве утонченно-рафинированной культуры возник особо тонкий колорит фресок. Но если у эгеидов цветовые пятна хитро растекались по поверхности, не нарушая плоскостности восприятия, то римляне создали живописный колорит, создающий пространственную глубину.arhitektur dekorВ общем хоре декора интерьеров в этот период начинает сказываться и роль орнамента, но она была очень "особенная". Так,например, Размер занимаемой площади был признаком богатства, могущества, но Римляне сделали из этого эстетический принцип, который является альфой и омегой римского декоративного искусства. Наиболее яркое развитие он получает в третьем, так называемом канделябрном стиле. Само название этого стиля не случайно. Канделябр — это подставка для светильников — в древнем мире без него было никак не обойтись. Свое символическое происхождение этот предмет ведет от образа Мирового Древа . Эта символика наглядно отразилась во внешнем облике — в виде фантастического Древа с ветками, листьями,цветами, плодами, у которого кроной-солнцем являлись зажженные светильники.В больших помещениях канделябры были многоярусными. Таким образом, мотив канделябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций — центрический,симметричный, линейно-вертикальный. .Орнамент этого стиля характерен тонкими полосами,гирляндами, что еще более усиливает эффект громад ности пространства . Характерны были растительные мотивы натурального вида, на светлом фоне. Орнамент в Риме создал свой самобытный мир, в котором м отображались принципы римской эстетики. В помпеянских фресках выработался характернейший колорит, построенный на сочетании четырех главных цветов: пурпурно-терракотового,черного, золота и голубого. Только такие гурманы, как римляне могли создать из столь странных компонентов ансамбль удивительной гармонии, насыщенный, эффектный, утонченный . pomp21Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля, в интерьере отказались от контраста светлой стены и цветного мелкого орнамента Этот стиль просто таки «выплескивает» орнаментику в купе с архитектурными изображениями на всю плоскость стены. Античная согласованность частей уступает место восточной перегруженности, полной вакханалии мотивов и ритмов.Не имея под собой никакой непосредственной семантической основы, находясь во власти принципов изобразительного искусства, римский орнамент приобретает живописный колорит, третье измерение, пластическую объемность, натуралистичность. Этого не было ни в эгейском искусстве,несмотря на всю его склонность к живописному колоризму, ни в греческой орнаментике, где проникновение натуралистического начала никогда не нарушало орнаментальной условности.

В римском орнаменте появляется композиционное качество, коренным образом отличающее его от греческого : симметричность, повсеместное выделение центра, постоянное обыгрывание мотива трехчастной композиции. Эти явления исходят из социальных особенностей римского общества, которое постоянно стремилось к власти центра, отреспубликанского устройства — к императорскому правлению.

17

Тем самым римский орнамент своей декоративной, отвлеченной от связи с духовным началом форме остался верен своему принципу.

В римском орнаменте коренным образом меняется само отношение к декорируемой поверхности. Если греческий орнамент располагается по горизонтали, в виде замкнутых полос, то римский теряет замкнутость композиции,которая становится для него овершенно необязательной вследствие потери орнаментом своей духовной основы. Преимущество отдается не горизонтальному, а вертикальному расположению полос декора. В орнамент приходит нечто совершенно новое и поразительное: принцип взаимодействия между элементами, то есть между персонами декоративных изображений. Они вступают в непосредственно-личностный контакт,и таким образом происходит реальное действие, а не формальное как в егейском и греческом орнаменте. Таким образом, произошло стирание граней между сюжетной и орнаментальной частями копозиции.Характерный признак римского орнамента - заимствование мотивов для орнамента непосредственно из реальной действительности, игнорируя какое-либо духовное содержание. ВА орнаментах мывидим атрибуты римской жизни : жертвенники,факелы, воинские доспехи, театральные маски, музыкальные инструменты,гирлянды из цветов, плодов, ленты. Стилитзация, знаковость почти отсутствует в римском орнаменте, кроме заимствованых деталей из Греции.Если в орнаментике более древних культур был распространен мотив распускающегося цветка, то в римском декоре появляется мотив цветка-факела . Римская античность тем самым принимает у позднегреческой культуры эстафету дальнейшего развития орнаментики, как только декоративного искусства. В орнаменте присутствуют привычные нам по древним орнаментам пальметты,меандры, свастики, розетки,лотос, спираль, волны и проч.Но это "так сказать", греческие рудименты.Но эти элементы сухи, дробны, маловыразительны, располагаются незаметных местах. И все - таки без них картина римской орнаментики была бы неполной , так как на этом фоне ярче звучит голос его основной декоративной мелодии.В декоративных рельефах украшающих интерьеры вилл, сосудах и других предметах , отчетливо проявляется еще одна особенность: ярко выраженное ощущение легкости полета. Ажурные, летящие композиции вполне созвучны с прозрачным, нежным росписям, построенным на сочетаниях голубых, розовых, абрикосовых, лиловых и прочих изысканных тонов. 05Совершенно иной характер имеет архитектурный орнамент общественных зданий, который, в отличие от интерьеров, отражающих личные вкусы патрициев, служит выражением общественных интересов, представления римлян о своем государстве, миссии победителей мира. Это декор храмов, пантеонов, общественных зданий, триумфальных арок и проч., отличающийся помпезной торжественностью, пышностью, монументальностью, перегружен деталями. В то же время появилась композитная капитель объединяющая в себе элементы коринфской и ионической, явилось результатом стремления архитектурного орнамента к максимальной пышности и изобилию. Этим требованиям вполне соответствовала коринфская капитель, Через римский декор этот мотив, получивший действительно универсальное значение,широко распространяется как в европейской, так и во всей мировой орнаментике.В это же время происходит замещение древних знаковых символов изобразительными, сходными с ними по внешнему подобию, но несущих новую, уже чисто социальную символику: древний чешуйчатый орнамент перевоплощается в мотив лаврового венка, вместо пальметты появляется вазон. В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединеный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.9. Римская одежда отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использованиеплотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого Орнаменты и узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.В мозаике превращение растительного орнамента происходит по двум направлениям: в одном случае — это трансформация в свободную композицию,в другом — превращение его в абстрагированный стилизованный орнамент.можно видеть два вида мозаики : настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – «эмблемой» в центре.Настенные мозаики с чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ. Но, в отличие от пластического трехмерного рельефа,росписей, где важное значение имело живописно-изобразительное начало, для плоскостной мозаики, создающейся путем подбора мелких фрагментов,эта тенденция, наоборот, оказывается весьма плодотворной в художественном отношении. Возникает новый тип орнамента, черты которого как нельзя более удобны для создания христианского символизма.. Поэтому мозаичный орнамент в этот период приобретает большую популярность в Египте, где христианство получило большое распространение, а позже — в Византии.

Ещё почитать:

ornament.rode.land

Виды орнамента |

 Искусство орнамента очень древнее. Возникло  оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают  цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость  мотива. Для орнамента характерны так же перевод  реальных форм  и предметов  в условные орнаментальные  изображения, высокая  степень декоративного  обобщения, отсутствие  воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

 Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.      

Орнамент классифицируют  1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

               2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

               3.По народной принадлежности: украинский, белорусский,  греческий и т.д.

               4.По изобразительной  форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление  внутрь).Характеристика  орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

3-5243a2152c

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).f36e22aed9b9Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

permogor33Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

1368690968_1aa_vrs_fl_elemts_7_500Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

images.jpg77В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

44

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

5Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая. 7615093_html_m6e99fe61В животном(анималистическом)орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому. 5e664f30acf9-workПредметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства. 222Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. 33

Характер  орнамента зависит также  от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

1239553510_rus_ornaments6                                                                               Украинский орнамент 34                                                                                     Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора. 

                            arab

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым  особенностям  орнамент  бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

97161241                                                                                      Готический орнамент specris_hudgraph-199                                                                                   Орнамент эпохи Возрождения.      В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

       В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

    Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

          В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).

           В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

          В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

           Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

1vishivka                                                                              Плоский орнамент. IMG_0237                                                                           Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).  Традиция украшать  жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с  первых веков нашей эры.Прекрасные образцы   такой резьбы можно увидеть в архитектурных  памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

index                                                                                           Резьба по ганчу Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

meandr

                                                                                     Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

friz_rasha_0009_logograd

Бордюр — это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

81202585_x_5f7590f6

                                                                           Бордюр на обоях

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

                                                                                    Кайма на салфетке

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название.

21

                                                                               Сетчатый орнамент

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

 

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. 

Вписанный в круг узор носит название розетты.

16                                                                                               Розетта

По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет)- это многоцветный орнамент, в котором  фигурирует вся цветовая  палитра.Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный.

3_Untitled66.jpg                                                                                 Полихромный орнамент

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Элементы и узоры античной архитектуры

Фрагмент мраморного антаблемента и капители с античными узорами храма Зевса Сосиполиса в Магнесии на Меандре. 2 век до н.э. Археологический музей в Стамбуле.

Античный ордер

Искусство античности привнесло в архитектуру ордерную систему, которая использовалась на протяжении тысячелетий в мировом строительстве.

Витрувий (Vitruvius; I век до н. э.) — римский архитектор и инженер, исследователь.

Античный ордер – представляет собой определенные правила архитектурной формы конструкции зданий. Эти правила касаются размера, пропорций, расположения, формы вертикальных и горизонтальных элементов фасада. Определение ордеру было дано Витрувием в работе «Десять книг об архитектуре» - 1 век до н.э. Ордерная система существовала еще во времена Древнего Египта, Персии, однако, наибольшее влияние в зодчестве получили классические античные ордера Древней Греции и Древнего Рима. Прототипом ордеров являются столбы, несущие балки перекрытий. Конструкция ордеров имеет в своей основе стойки-колонны (несущая часть) и балок, которые они поддерживают – архитрава (несомая часть). Первым античным ордером греческой архитектуры считается дорический ордер, появившийся до 6 в. до н.э. в Пелопоннесе. В его составе: -стереобат (трехступенчатое основание), -несущие колонны с вертикальными желобками – каннелюрами, капителью с абаком (четырехгранная плита), эхины, напоминающей сплюснутую подушку. -Несомая часть – антаблемент с горизонтальной балкой – архитравом, фриз с плитами (триглифами) и декорированными плитами метопами, карниз. Примером дорического ордера может служить храм Геры в Олимпии.

Дорический ордер. Руины Храма Геры в Олимпии (Герайон). конец 7 - начало 6 веков до н.э.

В 6 веке до н.э. в архитектуре Греции (в Аттике, восточном Средиземноморье) появился ионический античный ордер, который отличался от дорического большей декоративностью. Тонкие колонны с канелюрами устанавливались на базы, венчались капителями волютами – завитками, напоминающими бараньи рога, импостом (горизонтальная тонкая плита над волютами). На фризы наносились рельефы, карниз украшали иониками (объемный декор, по форме напоминавший яйцо), климитиями (каменные листья), бусинами, высеченными из камня. Архитрав состоял из фасции – (нависающие друг над другом полосы, обычно их было три). По мнению Ветрувия (римский архитектор 1 в. н.э.), ордера воплощали в себе мужское и женское начало, и его догадки подтверждало то, что в дорическом ордере вместо колонн могли установить фигуры атлантов, а в ионическом – кариатид.

Храм ионического ордера Эрехтейон. Афины. 421 – 406 гг.

 

Сравнение конструктивных особенностей дорического и ионического ордера.

Коринфский ордер появился позднее (5-4 вв. до н.э.) и был похож на ионический, отличался он большей декорированностью: капитель украшали рельефные изображения листьев аканта, фруктов.

Храм Аполлона из мрамора в коринфском стиле. 2 век.

Античный ордер в искусстве Древнего Рима стал символом упорядоченности и власти. Римские зодчие чаще использовали греческий коринфский ордер, а также собственный ордер: композитный, соединяющий элементы разных греческих ордеров. В римской архитектуре массивные стойки-опоры соединены арками, поддерживаются полуколоннами, несущими антаблемент над аркой - эта конструкция составляет ячейку, модуль, который использовался при сооружении зданий разного назначения. Впервые конструкция проявилась в фасаде здания государственного архива Римской республики Табулария – сооружения, встроенного в юго-восточный склон Капитолийского холма (строительство 78 г. до н.э.)

Табуларий (tabularium). 78 г. до н.э.

Из ячеек складывались строения разного назначения: триумфальные арки, казармы, склады, рынки, другие общественные здания. На этих ячейках основывалась внешняя стена амфитеатров (Колизей - амфитеатр Флавиев в Риме. Около 80-х гг.).

Колизей. Рим.80-е гг. н.э.

При возрождении традиций классики в европейских странах подражали в основном римской античности, которая служила прообразом Ренессанса, классицизма, ампира. В 19 веке античные ордера Древней Греции активно использовали зодчие в американском неоклассицизме.

Античные колонны

Античная колонна в Древней Греции олицетворяла силу и стойкость возвышенной души греков. Свое происхождение колонна ведет от деревянного столба, который в последствии в строительстве был заменен на каменный. Колонны выполняют конструктивные несущие функции, поддерживая балки перекрытий. Древние сооружения с дорическими колоннами были вытянуты в длину. Диаметр древних колонн был велик, расстояние между колоннами – небольшое. Эти соотношения усиливали монументальность и основательность здания. Затем пропорции были изменены в сторону уменьшения диаметра и увеличения высоты колонн: в сооружениях Коринфа времен архаики (540 гг. до н.э.) отношение диаметра к высоте составляет 1:4; в Пропилеях в Афинах (5 век до н.э.) оно становится 1:5; а в 300 гг. до н.э. 1:6,5 (святилище Немеи).

Храм Апполона в Коринфе

Пропилеи в Афинах. 5 век до н.э.

Святилище Немеи. 300-е гг. до н.э.

В архаичном храме количество античных колонн фасадных и боковых находилось в соотношении 6:17 (храм Аполлона в Сиракузах), 6:15 (Коринф). В классической архитектуре Древней Греции (ссылка на статью Античная архитектура) существовало правило, согласно которому у боковой стены должно было быть удвоенное количество фасадных колонн и еще одна, то есть соотношение как в храме Зевса в Олимпии 6:13 (архитектор Либон. 468 - 456 гг. до н. э.). В Парфеноне в Афинах соотношение составило 8:17.

Храм Зевса в Олимпии. Визуальная реконструкция Храма Зевса 19 века, автор Пауль Нефф Верлаг.

Дорическая колонна устанавливается без площадки стилобата. Ионическая колонна устанавливается на цоколь. В ионическом стиле античная колонна выступает не только как опора (в отличие от дорической), но и как декоративный элемент. Античная колонна в коринфском стиле была наиболее сложной и декорированной, и в греческой архитектуре встречалась нечасто – ее больше использовали в Древнем Риме. В Греции эти колонны украшали, например, внутренние пространства Фимела в Эпидавре, построенном в 4 веке архитектором Поликлетом Младшим.

Греческие чертежи разновидностей разных типов колонн (надписи на латыни). Сверху вниз: первый ряд – колонны дорические, второй ряд – ионические, третий ряд – коринфские.

Античный орнамент

Основное в античном орнаменте Древней Греции – четкий ритм, чередование одних и тех же элементов, одинаковых по величине. Орнамент всегда замкнут, располагаясь вдоль всего фриза здания. Античный орнамент Греции развивался под воздействием исторических событий. В 13 веке до н.э. в Греции правили дорийские племена, в это время декор представлял собой орнамент из элементарных фигур, кругов, свернутых прямых линий, меандров – символов воды. Позже античный узор, прежде состоящий из ромбов, правильных треугольников, меандров, обогатился новым подходом: появились два чередующихся элемента, место меандра занимает пальметта. Используется изображение винограда, листьев алоэ, кувшинок, плюща, лавра, оливы, жимолости. Основное же в античном орнаменте сохраняется: четкость рисунка, симметрия.

Античный орнамент с меандром в архитектуре

Характерный для Греции античный узор на керамических плитках, украшавший здания: двойная плетенка, соединяющая горизонтальную линейную спираль, символическая раковина, пальметта, ионики, бусы, акант.

Античные орнаменты. Сверху вниз: меандр; “бегущая волна”; плетенка; жемчужник; бусы; акант; ионики; пальметты

Также в античном орнаменте Древней Греции присутствовали грифоны, сфинксы, полулюди - полузвери из древних мифологий, однако такие изображения чаще встречаются в декоре строений архаичного периода. Античный орнамент в римском зодчестве пополнился театральными мотивами, гротеском. В античном узоре у римлян появились музыкальные инструменты, маски, факелы, военная атрибутика, ленты, плоды. Символизм орнамента Древней Греции перерастает в декоративное искусство. Основным элементом в римском орнаменте оставался греческий аканф (акант), соединенный с линейной спиралью. Орнамент строился по горизонтали, нередко в центре завитков узора располагался распустившийся цветок, фигура животного, вплетая новые, реалистические изображения в канву древнего орнамента. Присутствие в римском античном узоре меандры, пальметты, спирали, волны, взятые из греческого орнамента, привело к тому, что многие украшения на римских зданиях получили название «греко-римских».

Примеры римского античного орнамента.

В современном строительстве, особенно там, где присутствуют элементы римского зодчества, нередко используются античные узоры, которые поддерживают выбранное стилевое направление. Для составления узора, украшающего здание, нередко пользуются изготовленными из современных материалов объемными изображениями, создавая вариации на темы античного орнамента.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Орнаменты. Египетский орнамент, греческий орнамент - Интерьер, дизайн - Каталог статей - Giga Style

 

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.  

   На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.

   В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.  В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

   В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.

  Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

  Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл.

Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

   Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

  

  Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

  Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

  Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др.

Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

  Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.

  Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором.

  При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных.

  Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.

Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.

 Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет.

 Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей. Они широко применяли архитектурные обломы (профили) в самых различных сочетаниях и ритмах. В сооружениях обломы в зависимости от использования того или иного ордера дополнялись орнаментацией. 

 

При копировании статьи активная ссылка на источник www.giga-s.com Обязательна!

 

giga-s.com


Смотрите также