Обряды древних людей. Древние обряды, посвященные силам природы. Древние ритуалы разных народов мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Языческие обряды у современных славянских народов (стр. 1 из 3). Обряды древних людей


Самые страшные обряды древних народов

 

Перед началом военных действий калмыцкие воины сооружали и атаковали копну сена. Копна эта символически изображала врага, была своеобразной разновидностью куклы вуду. После победы над копной в благодарность высшим силам приносили в жертву пленника. Особо ценным органом считался его желчный пузырь – желчь убитого врага якобы помогала от множества болезней. И это далеко не самый страшный обычай древних народов.

Тюрки

От древних тюрок возник и распространился обычай «туом». Человека расстреливали «тысячью стрел»: считалось, что пролитая кровь даёт расположение и помощь бога войны. Желательно было использовать знатного пленника, но если его не удавалось добыть, то брали преступника. По окончании войны убивали кого-то из пленников как благодарственную жертву. Гумилёв предполагает, что жертвы приносились не богу войны Ильбису, а кровожадным духам предков, чтобы заручиться их поддержкой.

Туом — очень древний обычай, возникший не позднее чем в неолите. Раньше всех он появился у якутов, дольше всего сохранялся у племён, обитавших в нижнем течении Лены. Память о нём сохранилась до сих пор.

Ацтеки

Этот воинственный центральноамериканский народ имел давнюю традицию принесения жертв. Ритуальные убийства людей практиковались постоянно с целью задобрить богов, которым ацтеки приписывали самые кровожадные наклонности. Специально обученные жрецы рассекали жертве грудь обсидиановым ножом и вытаскивали ещё бьющееся сердце. Чем более высокими качествами и внешними данными обладал человек, тем больше он должен был понравиться богам, поэтому для особых случаев использовались самые знатные, талантливые и красивые люди. По настоянию жрецов могли казнить кого угодно. Так, летопись сохранила ужасный случай, когда приехавшую от соседнего народа царскую невесту принесли в жертву, содрав с неё кожу.

Финикийцы

Этот воинственный народ-мореплаватель поклонялся жестоким богам: Молоху, Ваалу и Астарте. По легенде, для посвящения этим сущностям требовалось провести человека через огонь, но нередко людей приносили в жертву путём сожжения заживо. А финикийская колония Карфаген «специализировалась» на детях, здесь законодательным порядком приносили в жертву малолетних первенцев из самых знатных семей: считалось, что уж за такую серьёзную жертву боги точно должны их вознаградить. Но не вышло: Карфаген был разрушен римлянами.

А славянский праздник Ивана Купалы имеет именно эти корни: в частности, прыжки через костёр.

Скандинавы

Викинги приносили военные жертвы не до, а после сражения. Привозили пленников в свои поселения и в торжественной обстановке благодарили богов за дарованную победу. Основными богами скандинавского пантеона были Один и Тор. В честь Одина жертву душили или вешали, а тем, кто был предназначен в дар Тору, ломали позвоночник на жертвенном камне. Когда требовалась обычная казнь, людям просто отрубали головы, это считалось менее хлопотным.

У скандинавов христианство прижилось только в виде, сильно смешанном с поклонением Асам. В Исландии даже нательный крест украшен головой волка и по форме напоминает Мьёлльнир – молот Тора. Долгое время при закладке какой-либо постройки захоранивалось заживо какое-нибудь живое существо. При основании кладбища – лошадь или свинья, и этот обычай находит корни в совсем других странах в глубокой древности. Но и при закладке церквей в фундаменте замуровывали живого ягнёнка. Причём до сих пор существует поверье, что призраки этих жертв являются людям как предвестье беды. Если человек увидел призрак лошади – значит он скоро умрёт. Если привиделся церковный ягнёнок – скоро умрёт младенец.

Детей скандинавы замуровывали в основании крепостных сооружений. Даже в христианском XVII веке зафиксирован такой случай в Копенгагене: там никак не могли достроить одну из крепостных башен. Организовали в фундаменте комнатку, наполнили её сластями и игрушками, заманили туда маленькую девочку и замуровали.

Вьетнамцы

Во Вьетнаме существовал обряд, когда накануне похода на врагов потрошилась живая змея, воин пил её кровь и проглатывал ещё бьющееся сердце. Пролитие крови всеми народами почиталось как подношение тёмным богам, но нужно было подходить к этому процессу с осторожностью: если божество останется недовольным, то примется за самого жертвователя. У обычая есть и другая опасность: змеи нередко являются носителями сальмонеллёза.

В настоящее время вьетнамцы превратили этот обряд в туристический аттракцион: змеи выдерживаются в холодном месте, что их обездвиживает, и умерщвляются на глазах у туристов. Наивным людям рассказывают, что обряд даёт мужчинам и женщинам невиданную сексуальную силу и привлекательность. Излишне говорить, что частенько люди привозят домой не то, на что рассчитывали, учитывая инкубационный период сальмонеллы.

Греки и римляне

Эти крайне воинственные народы возвели процесс принесения священных жертв в целую науку. Существовала определённая категория жрецов, обученная гадать на печени или мозге жертвенных животных. В войске Александра Македонского находился знаменитый прорицатель Аристандр. Именно он развернул войско около Инда, указав на явно неблагоприятные признаки во внутренностях жертвы.

Римляне позаимствовали эти технологии у этрусков, их жрецы гаруспики считались великими мастерами гадать на внутренностях быков, кур или ягнят.

Можно упомянуть ещё один вид жертвы, когда какую-либо ценность бросали в море. Часто это был драгоценный кубок вместе с вином – да, вино считалось ценной жертвой. Но могли бросить и человека. Кстати, Степан Разин, когда бросал в Волгу княжну, вполне мог иметь в виду и эту цель.

suharewa.ru

Самые жуткие обряды древних народов

Перед началом военных действий калмыцкие воины сооружали и атаковали копну сена. Копна эта символически изображала врага, была своеобразной разновидностью куклы вуду. После победы над копной в благодарность высшим силам приносили в жертву пленника. Особо ценным органом считался его желчный пузырь – желчь убитого врага якобы помогала от множества болезней. И это далеко не самый страшный обычай древних народов.

Тюрки

От древних тюрок возник и распространился обычай «туом». Человека расстреливали «тысячью стрел»: считалось, что пролитая кровь даёт расположение и помощь бога войны. Желательно было использовать знатного пленника, но если его не удавалось добыть, то брали преступника. По окончании войны убивали кого-то из пленников как благодарственную жертву. Гумилёв предполагает, что жертвы приносились не богу войны Ильбису, а кровожадным духам предков, чтобы заручиться их поддержкой.

Туом — очень древний обычай, возникший не позднее чем в неолите. Раньше всех он появился у якутов, дольше всего сохранялся у племён, обитавших в нижнем течении Лены. Память о нём сохранилась до сих пор.

Ацтеки

Этот воинственный центральноамериканский народ имел давнюю традицию принесения жертв. Ритуальные убийства людей практиковались постоянно с целью задобрить богов, которым ацтеки приписывали самые кровожадные наклонности. Специально обученные жрецы рассекали жертве грудь обсидиановым ножом и вытаскивали ещё бьющееся сердце. Чем более высокими качествами и внешними данными обладал человек, тем больше он должен был понравиться богам, поэтому для особых случаев использовались самые знатные, талантливые и красивые люди. По настоянию жрецов могли казнить кого угодно. Так, летопись сохранила ужасный случай, когда приехавшую от соседнего народа царскую невесту принесли в жертву, содрав с неё кожу.

Финикийцы

Этот воинственный народ-мореплаватель поклонялся жестоким богам: Молоху, Ваалу и Астарте. По легенде, для посвящения этим сущностям требовалось провести человека через огонь, но нередко людей приносили в жертву путём сожжения заживо. А финикийская колония Карфаген «специализировалась» на детях, здесь законодательным порядком приносили в жертву малолетних первенцев из самых знатных семей: считалось, что уж за такую серьёзную жертву боги точно должны их вознаградить. Но не вышло: Карфаген был разрушен римлянами.

А славянский праздник Ивана Купалы имеет именно эти корни: в частности, прыжки через костёр.

Скандинавы

Викинги приносили военные жертвы не до, а после сражения. Привозили пленников в свои поселения и в торжественной обстановке благодарили богов за дарованную победу. Основными богами скандинавского пантеона были Один и Тор. В честь Одина жертву душили или вешали, а тем, кто был предназначен в дар Тору, ломали позвоночник на жертвенном камне. Когда требовалась обычная казнь, людям просто отрубали головы, это считалось менее хлопотным.

У скандинавов христианство прижилось только в виде, сильно смешанном с поклонением Асам. В Исландии даже нательный крест украшен головой волка и по форме напоминает Мьёлльнир – молот Тора. Долгое время при закладке какой-либо постройки захоранивалось заживо какое-нибудь живое существо. При основании кладбища – лошадь или свинья, и этот обычай находит корни в совсем других странах в глубокой древности. Но и при закладке церквей в фундаменте замуровывали живого ягнёнка. Причём до сих пор существует поверье, что призраки этих жертв являются людям как предвестье беды. Если человек увидел призрак лошади – значит он скоро умрёт. Если привиделся церковный ягнёнок – скоро умрёт младенец.

Детей скандинавы замуровывали в основании крепостных сооружений. Даже в христианском XVII веке зафиксирован такой случай в Копенгагене: там никак не могли достроить одну из крепостных башен. Организовали в фундаменте комнатку, наполнили её сластями и игрушками, заманили туда маленькую девочку и замуровали.

Вьетнамцы

Во Вьетнаме существовал обряд, когда накануне похода на врагов потрошилась живая змея, воин пил её кровь и проглатывал ещё бьющееся сердце. Пролитие крови всеми народами почиталось как подношение тёмным богам, но нужно было подходить к этому процессу с осторожностью: если божество останется недовольным, то примется за самого жертвователя. У обычая есть и другая опасность: змеи нередко являются носителями сальмонеллёза.

В настоящее время вьетнамцы превратили этот обряд в туристический аттракцион: змеи выдерживаются в холодном месте, что их обездвиживает, и умерщвляются на глазах у туристов. Наивным людям рассказывают, что обряд даёт мужчинам и женщинам невиданную сексуальную силу и привлекательность. Излишне говорить, что частенько люди привозят домой не то, на что рассчитывали, учитывая инкубационный период сальмонеллы.

Греки и римляне

Эти крайне воинственные народы возвели процесс принесения священных жертв в целую науку. Существовала определённая категория жрецов, обученная гадать на печени или мозге жертвенных животных. В войске Александра Македонского находился знаменитый прорицатель Аристандр. Именно он развернул войско около Инда, указав на явно неблагоприятные признаки во внутренностях жертвы.

Римляне позаимствовали эти технологии у этрусков, их жрецы гаруспики считались великими мастерами гадать на внутренностях быков, кур или ягнят.

Можно упомянуть ещё один вид жертвы, когда какую-либо ценность бросали в море. Часто это был драгоценный кубок вместе с вином – да, вино считалось ценной жертвой. Но могли бросить и человека. Кстати, Степан Разин, когда бросал в Волгу княжну, вполне мог иметь в виду и эту цель.

suharewa.ru

Самые жуткие обряды у древних народов

Перед началом военных действий калмыцкие воины сооружали и атаковали копну сена. Копна эта символически изображала врага, была своеобразной разновидностью куклы вуду. После победы над копной в благодарность высшим силам приносили в жертву пленника. Особо ценным органом считался его желчный пузырь – желчь убитого врага якобы помогала от множества болезней. И это далеко не самый страшный обычай древних народов.

Тюрки

От древних тюрок возник и распространился обычай «туом». Человека расстреливали «тысячью стрел»: считалось, что пролитая кровь даёт расположение и помощь бога войны. Желательно было использовать знатного пленника, но если его не удавалось добыть, то брали преступника. По окончании войны убивали кого-то из пленников как благодарственную жертву. Гумилёв предполагает, что жертвы приносились не богу войны Ильбису, а кровожадным духам предков, чтобы заручиться их поддержкой.

Туом — очень древний обычай, возникший не позднее чем в неолите. Раньше всех он появился у якутов, дольше всего сохранялся у племён, обитавших в нижнем течении Лены. Память о нём сохранилась до сих пор.

Ацтеки

Этот воинственный центральноамериканский народ имел давнюю традицию принесения жертв. Ритуальные убийства людей практиковались постоянно с целью задобрить богов, которым ацтеки приписывали самые кровожадные наклонности. Специально обученные жрецы рассекали жертве грудь обсидиановым ножом и вытаскивали ещё бьющееся сердце. Чем более высокими качествами и внешними данными обладал человек, тем больше он должен был понравиться богам, поэтому для особых случаев использовались самые знатные, талантливые и красивые люди. По настоянию жрецов могли казнить кого угодно. Так, летопись сохранила ужасный случай, когда приехавшую от соседнего народа царскую невесту принесли в жертву, содрав с неё кожу.

Финикийцы

Этот воинственный народ-мореплаватель поклонялся жестоким богам: Молоху, Ваалу и Астарте. По легенде, для посвящения этим сущностям требовалось провести человека через огонь, но нередко людей приносили в жертву путём сожжения заживо. А финикийская колония Карфаген «специализировалась» на детях, здесь законодательным порядком приносили в жертву малолетних первенцев из самых знатных семей: считалось, что уж за такую серьёзную жертву боги точно должны их вознаградить. Но не вышло: Карфаген был разрушен римлянами.

А славянский праздник Ивана Купалы имеет именно эти корни: в частности, прыжки через костёр.

Скандинавы

Викинги приносили военные жертвы не до, а после сражения. Привозили пленников в свои поселения и в торжественной обстановке благодарили богов за дарованную победу. Основными богами скандинавского пантеона были Один и Тор. В честь Одина жертву душили или вешали, а тем, кто был предназначен в дар Тору, ломали позвоночник на жертвенном камне. Когда требовалась обычная казнь, людям просто отрубали головы, это считалось менее хлопотным.

У скандинавов христианство прижилось только в виде, сильно смешанном с поклонением Асам. В Исландии даже нательный крест украшен головой волка и по форме напоминает Мьёлльнир – молот Тора. Долгое время при закладке какой-либо постройки захоранивалось заживо какое-нибудь живое существо. При основании кладбища – лошадь или свинья, и этот обычай находит корни в совсем других странах в глубокой древности. Но и при закладке церквей в фундаменте замуровывали живого ягнёнка. Причём до сих пор существует поверье, что призраки этих жертв являются людям как предвестье беды. Если человек увидел призрак лошади – значит он скоро умрёт. Если привиделся церковный ягнёнок – скоро умрёт младенец.

Детей скандинавы замуровывали в основании крепостных сооружений. Даже в христианском XVII веке зафиксирован такой случай в Копенгагене: там никак не могли достроить одну из крепостных башен. Организовали в фундаменте комнатку, наполнили её сластями и игрушками, заманили туда маленькую девочку и замуровали.

Вьетнамцы

Во Вьетнаме существовал обряд, когда накануне похода на врагов потрошилась живая змея, воин пил её кровь и проглатывал ещё бьющееся сердце. Пролитие крови всеми народами почиталось как подношение тёмным богам, но нужно было подходить к этому процессу с осторожностью: если божество останется недовольным, то примется за самого жертвователя. У обычая есть и другая опасность: змеи нередко являются носителями сальмонеллёза.

В настоящее время вьетнамцы превратили этот обряд в туристический аттракцион: змеи выдерживаются в холодном месте, что их обездвиживает, и умерщвляются на глазах у туристов. Наивным людям рассказывают, что обряд даёт мужчинам и женщинам невиданную сексуальную силу и привлекательность. Излишне говорить, что частенько люди привозят домой не то, на что рассчитывали, учитывая инкубационный период сальмонеллы.

Греки и римляне

Эти крайне воинственные народы возвели процесс принесения священных жертв в целую науку. Существовала определённая категория жрецов, обученная гадать на печени или мозге жертвенных животных. В войске Александра Македонского находился знаменитый прорицатель Аристандр. Именно он развернул войско около Инда, указав на явно неблагоприятные признаки во внутренностях жертвы.

Римляне позаимствовали эти технологии у этрусков, их жрецы гаруспики считались великими мастерами гадать на внутренностях быков, кур или ягнят.

Можно упомянуть ещё один вид жертвы, когда какую-либо ценность бросали в море. Часто это был драгоценный кубок вместе с вином – да, вино считалось ценной жертвой. Но могли бросить и человека. Кстати, Степан Разин, когда бросал в Волгу княжну, вполне мог иметь в виду и эту цель.

suharewa.ru

Курсовая работа - Обряды и обычаи древних славян

Введение

Я выбрала эту тему для того, чтобы попытаться выявить особенности славянской традиционной культуры, проследить процесс ее формирования и развития, выявить факторы, на этот процесс повлиявшие, также рассмотреть традиционные обычаи и обряды славянского этноса, поскольку каждый русский человек должен знать прошлое своего народа.

Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура — это то, что отличает данный народ от других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Современные люди смотрят на мир через призму науки. Даже самые удивительные проявления стихии, такие, как землетрясения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения, не вызывают в нас того ужаса перед тем неведомым, что некогда владел нашими предками. Современный человек видит себя скорее властителем природы, нежели её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, все эти явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам, полубогам, феям, эльфам, дьяволам, демонам, призракам, неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением.

Тема славянских традиций и обычаев привлекала внимание исследователей на протяжении нескольких веков. Их интересовало кто такие Славяне? Как складывался славянский этнос? Какие жизненные условия и внешние факторы повлияли на их уклад жизни, быт, характер? Каковы их традиции, обряды и обычаи? И другие не менее важные вопросы. На эти вопросы пытались ответить как русские, так и иностранные исследователи.

I. О славянах

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Учёные полагают, что в I тыс. н.э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью. Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям — хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

II . Традиции и обычаи

Род и человек.

В древности, все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Недалёко находилось и семейное кладбище, так, что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. В одном доме обычно жили четверо — пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными…, т.е все родственники!

Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу знали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.

В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный «паспорт». Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». Впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня — даже самая дальняя, которую мы назвали бы «седьмая вода на киселе» — готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного.

Зато в любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род, учёные называют традиционным. Основы древней традиции, четко нацелены на выживание рода.

Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, — самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом — девушка, родственники могли попросту приказать им жениться.

Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» — все равно, изгоняли его или он уходил сам — чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.

Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга — братьями.

А значит, желающим вступить в воинские братства назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств — ловкости, силы, владения оружием, но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое Посвящение.

Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов. Во все эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди предпочитали надеяться на себя. Силой навести порядок мог только вождь, за которым стояли профессиональные воины — славянская дружина. Но вождь был, как правило, далеко. Да и авторитет его как правителя страны, вождя всего народа (а не только воинов) ещё только устанавливался.

Согласно понятиям той эпохи, в отрыве от своего рода человек мало что значил. Человек был, прежде всего, членом определённого рода, а отдельной индивидуальностью уже, во-вторых. Поэтому «дело об убийстве» решалось не между двумя людьми, а между двумя родами. Преступник сам направлялся к ближайшему жилью и подробно рассказывал, что случилось. Почему? Причина очень проста. Если бы он попытался утаить содеянное, он прослыл бы среди соплеменников трусом и «немужественным мужчиной», неспособным к ответственности за собственные поступки. А это было самое худшее, что с человеком могло случиться в те времена.

По существовавшему тогда закону обозвать кого-либо «немужественным» значило произнести попросту непроизносимые речи! Поэтому, если только человек был не совсем уже законченным негодяем, бесповоротной потере репутации он предпочитал возможность весьма суровой расплаты. Дальше события могли разворачиваться по-разному. Могло кончиться примирением, могло — выплатой денежного возмещения (виры).

Но если доходило до кровной мести, это была опять-таки месть одного рода другому. Сказанное отнюдь не означает, что все мужчины из потерпевшей семьи брались за оружие и шли поголовно истреблять обидчиков. Вовсе нет. Просто мстили не самому преступнику, а его роду, истребив в нем самого лучшего, самого достойного человека, которым преступник чаще всего не являлся. Вот по этой самой причине, возможность кровной мести была не столько поводом для бесконечных кровавых разборок, сколько мощным сдерживающим фактором. Если бы дело обстояло иначе, люди просто вымерли бы, вырезав друг друга. Этого не произошло, потому что кровной мести, а значит, и поводов для неё, всячески старались избегать.

Поединок был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов. Отказаться от вызова — значит покрыть себя позором. Далеко не всегда сражались до смерти, чаще был уговор, например «до первого удара», «до первой раны» и т.п. Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так и без них, как на равном оружии, так и не очень. По договоренности. Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов, проходили без доспехов, чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс.

Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.

Особые люди.

Воины участвуют в сражениях, убивают и проливают кровь. Человек, убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, «протыкает дырку» между мирами умерших и живых. Дырка эта затягивается в течение какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее проскочить? Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним словом, человек, совершивший убийство — пусть даже в бою, сражаясь за свое племя, — неизбежно объявлялся «нечистым».

В древности это слово не имело того отрицательного смысла, которое имеет теперь. Оно означало вовсе не связь с «нечистой силой» и злом, но просто «отсутствие ритуальной чистоты», а значит, и большую уязвимость для злых сил. Именно такая уязвимость и была присуща, по мнению древних людей, соплеменнику, который сражался и убивал. Какое-то время его не допускали к общей жизни племени, он жил и питался отдельно, совершая очистительные обряды. Воины были в глазах своих мирных соплеменников особыми людьми. Им с древнейших времен сопутствовала довольно странная аура, сочетавшая в себе избранничество и отверженность. Отверженность была вызвана в основном тем, что рядом с воинами все время витала опасность, причем не только, и даже не столько реальная, сколько мистическая, а значит, угрожавшая не одному телу, но и бессмертной душе. Победоносный воин, стяжавший боевую славу и богатую добычу, вызывал естественную зависть мужчин, завоевывал благосклонность женщин и заставлял соплеменников думать, что ему, вероятно, покровительствуют особо могущественные Боги...

Все эти причины в древнейшие времена заставляли воинов селиться отдельно, в особых домах, и посторонние в воинские дома не очень-то допускались.

Правда

Понятие чести славянам было известно под именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем… Следует различать личную правду и правду рода.

Личная правда — это репутация данного человека, его лицо. Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах, именуемых «Правдами». Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра, оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек может быть объявлен вне закона.

Напротив, месть за родича, победа над врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению чести человека. Тем не менее, правильность поведения отдельно взятого человека может определить только он сам. Однако, запятнавший себя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.п. рискует обрушить на свою голову кары, как людей, так и богов.

Правда рода представляла собой своеобразный «паспорт», под которым он был известен окружающим. Человек из доброго рода априори считался достойным (принадлежность к тому или иному роду легко отличить по знакам на одежде). И наоборот.

Предводительствовал родом (городом) лучший. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь незамедлительно изгонялся со своего места (иначе оскорбятся боги, а значит, — недород, набег, болезни). На его место ставился другой, непременно достойный. Также изгнать князя могли по настоянию волхвов (Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила, которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.). Правда рода определяется суммой «правд» его членов.

Также она повышается в результате коллективных действий команды, например, за праздники, правильно устроенные, пышные свадьбы, поминки. Волхвы, старики и гусляры знают, что ведет к чести команды, а что ее позорит.

Социальная иерархия

У славянского общества тех времен не было видимой иерархии. Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой его рода, занимаемым им положением. Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству. Однако, вместо ни к чему не пригодного наследника, умершего князя, город вполне мог поставить над собой уважаемого колодезника (колодезник – одна из самых древних и почитаемых во все времена профессий).

Воины (отчасти по причинам, упоминавшимся ранее) представляли собой единственный четко определенный разряд. Землей владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что значительно чаще бывало, работой.

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае, и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца — это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего.

Волхвы — всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза).

Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят — добро или зло.

Изгнанники – это люди по тем или иным причинам изгнанные из племени (рода). Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают, это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник (пленница) становились «холопьями» на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных.

III. ОСНОВНЫЕ ОБРЯДЫ

Основная обрядность славян-земледельцев была направлена на то, чтобы воздействовать на божества неба, земли и воды для получения хорошего урожая. До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней. Святилища под открытым небом часто были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, по окружности которых разводились костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и приносились жертвы богам, иногда даже человеческие. Это место называлось «капищем». Внешний круг предназначался для потребления людьми жертвенной ритуальной пищи и назывался «требищем». Круглая форма святилищ определила их название — «хоромы» (от «хоро» — круг).

Ритуальную составляющую славянского язычества можно разделить на две сферы. Первая из них – это ритуалы общинного значения, к которым относятся календарные праздники, связанные с аграрным культом, и праздники в честь богов. Вторая – это ритуалы и обряды семейного значения, такие как свадьба, «родильный» обряд, похороны. Если большинство общинных ритуалов связаны с календарным циклом, то семейные – это обряды жизненного цикла, сродни обрядам инициации, фиксирующие смену статуса человека как в семье, так и в обществе в целом.

Календарныепраздники славян были связаны с аграрным циклом, а значит, и с солярным культом (культ, связанный с почитанием одного из главных светил – Солнца). Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами.

Чтобы помочь солнцу набрать силу в день зимнего солнцестояния (25 декабря), крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, которые символизировали светило. Чтобы зима была не слишком суровой, они лепили снежную бабу, которая изображала зиму.

В первые дни Нового Года старались одеться во все новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Во время Новогодних и Рождественских празднеств (Святки) считалось магическим – любое доброе пожелание непременно должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения (19 января) девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба.

В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали Масленицу. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

Весной было несколько праздников, посвященных птицам. Ведь считалось, что птицы приносят весну. Женщины пекли из теста «жаворонков», выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего сна.

Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевая песни о любви.

6 мая в день Егория (св. Георгия) впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает по весне, и ее прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Чтобы скотина давала обильный приплод, на Егория пекли печенье в виде лошадей и коз.

В мае – начале июня крестьяне сажали овощи, сеяли хлеб и лен. Песни все равно не стихали, потому что по обычаю необходимо было совершать различные магические действия, например, водить хороводы, чтобы капуста уродилась большой, прославлять дождь, чтобы колос был тяжелым, и лен, чтобы вырос длинным.

На это же время приходился праздник Троицы, ставший в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей земли. На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели – покровительницы девушек.

В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня). А 7 июня отмечался праздник Ивана Купалы. Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека. На Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы болезнь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи.

В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Последний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома.

День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам.

Также к крупным общеславянским календарным праздникам относят Масленицу и Коляду, Купала и Таусень.

Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение, обычай «водить козу», «колядовать»).

Купала – праздник летнего солнцестояния (летнего солнцеворота), самый длинный день в году. С праздником Купала связано огромное количество преданий и поверий. В праздничную ночь гадают, ищут легендарные цветы папоротника, сжигают чучело Марены, что символизирует победу над смертью.

Таусень – осенний праздник равноденствия, связанный со сбором урожая, окончание всех крестьянских сезонных работ.

Обряды перехода – это обряды, отмечающие важнейшие вехи в жизни человека, смену его социального статуса. Такие обряды разделяются на два подвида: «крайние» (родильный и похоронный обряд, соответственно вхождение и выход из жизненного цикла) и «срединные» (свадебный обряд, различные инициации и посвящения).

Обряд, связанный с рождением ребенка, происходит в несколько этапов и имеет не только семейный, но и общинный характер. Прежде всего, повитуха подготавливает будущую мать к родам, что сопровождается определенным набором ритуальных действий, вроде переступания через веревку. Иногда в таких ритуалах участвует и отец ребенка. После родов, которые принимали не в доме, а в другом помещении (зачастую, в бане), производят ритуал принятия нового члена общины. Таковым обычно является омовение, т.е. ритуальное очищение ребенка, а также его матери и повитухи.

О свадебных обрядах древних славян известно крайне мало. Практически все данные, которыми располагает современная наука, основаны на этнографических материалах.

В этнографических материалах конца ХІХ – начала ХХ вв. подробно описан свадебный обряд украинцев и русских, носящий ярко выраженный характер обрядовых действий дохристианской эпохи. Возможно, этот ритуал сохранился с языческой эпохи почти без изменений, а летописные сведения относятся к более древнему культурному пласту, когда еще не был распространен сложный свадебный обряд.

Описанный обряд происходит в три этапа, в каждом из которых повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются и усложняются. Эти основные этапы:

1) сватанье;

2) помолвка;

3) сама свадьба.

На всех этих этапах повторяются следующие моменты:

— попытка похитить невесту;

— сопротивление со стороны родственников невесты;

— примирение обеих сторон;

— выкуп невесты у ее родных;

— религиозные церемонии.

Третий этап оканчиваться вступлением молодых в супружескую жизнь.Свадебные обряды славян направлены на введение молодых в общественную жизнь в новом статусе – статусе супругов, новой семьи. С этой целью выполняется целый комплекс обрядов, которые не только фиксируют смену социального статуса молодых, но и призваны оберегать их от воздействия колдовства и нечистой силы. Это находит свое выражение в очистительных ритуалах, связанных с древними культами воды и огня и отражающие представление об очистительных свойствах стихий.

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая — непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу, т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать — тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Погребение у древних славян

Говоря о языческом культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Погребальных обрядов славяне знали несколько. Обряд трупосожжения у славян появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной мере 27 столетий, вплоть до эпохи Владимира Мономаха. В более ранних древнеславянских курганных погребениях обнаружены останки трупов в скорченных позах. Тем самым они имитировали позу эмбриона в материнском чреве, а скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. По всей видимости, родичи готовили умершего ко второму рождению, к перевоплощению в одно из живых существ. Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до рубежа бронзового века и железного. Кое-где архаичная скорченность доживает до VI в. до н. э. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении; умерший «спит», оставаясь человеком (спокойным человеком — «покойником»).

Самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации тоже связана с представлениями о жизненной силе, о её неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство — небо, куда души умерших попадают вместе с дымом погребального костра. Идея заселения неба («ирья») душами своих предков появляется в эпоху усиления земледельческого хозяйства для содействия всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле потомкам.

Позднее с обычаем сжигания умерших появились и специальные погребальные сооружения — погосты, в которых постепенно захоранивали останки всех предков. Останки наслаивались в течение многих столетий, и образовывались высокие конические курганы. Такие курганы встречаются в верховьях Днепра, Волги, Оки.

Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев — славян, а не иноземцев, и одну из его жен — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах, лежало тело ее мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.

Похороны завершались стравой — поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых — умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) так описывал захоронения у славян: «Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! — т. е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом „чересчур“… Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника сжигали, пепел собирали в сосуд и ставили на распутье дорог. Отсюда и пошло в народе поверье, что у перекрестков собирается нечистая сила

Слово „столп“ означало в древнерусском еще и надмогильный домик, саркофаг. Многие археологические раскопки подтверждают это. Так, в Боршеве в курганах Х в. впервые были обнаружены небольшие деревянные срубы с остатками трупосжигания и кольцевой оградой вокруг них. Пpax кремированных захоранивался в глиняных урнах, в обычных горшках для приготовления пищи. Урны захоранивали в „столпах“ внутри насыпных курганов.

Известны также и „поля погребений“, т. е. кладбища без внешних наземных признаков.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства (с IX-X вв.), но сожжение трупов еще сохраняется.

Праздники

В году пять основных праздников — Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаницок. осеннего равноденствия 24 сентября).

Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные со Световидом, Ярилой, Яровитом и т.д.) — дни летнего и зимнего солнцестояния. В июне — когда с горы к реке обязательно скатывали тяжёлое колесо — солярный знак солнца, символизирующий откат солнца на зиму) и декабре — когда чествовали Коляду и Ярилу.

В календаре славян есть два праздника, во время которых вспоминают змей (чаще всего это безобидные ужи). 25 марта — время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот и змеи выползают из-под земли, земля становится тёплой, можно начинать сельскохозяйственные работы. 14 сентября — уход змей, сельскохозяйственный цикл в основном заканчивался. Таким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. Считалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко, грудие, падающее с неба), так как змеи любят не только тепло, но и влагу, отсюда в сказках змеи часто сосут молоко у коров (облаков).

Изображения змей — змейки — украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи эти многоглавые. Одну голову отсечёшь — другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей-Горыныч — сын горы небесной (тучи). Змеи эти похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Змей может быстро превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы. В период христианства на Руси змей чествовали на Юрьев день (Юрий — Георгий) — 23 апреля.

Культ Велеса восходит к культу Рода и Рожаниц. Поэтому вместе с Ярилой славяне в праздник семик (4 июня), на масляничную неделю с 20 по 25 марта и с 25 декабря по 6 января на зимние святки отдавали дань сладострастным скотьим богам Туру и Велесу, жертвуя им хороводами, пением, поцелуями через венок из свежих цветов и зелени, всякими любовными действиями. В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день — 11 февраля.

Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник — ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову одевали венок из весенних цветов. Вокруг неё водили хороводы, пели песни, просили об урожае. Додолы — девушки в платьях с бахромой внизу — исполняли танец дождя, моля о дожде.

Тысячу лет на нашей земле властвует христианство. Если бы оно пришло на голую землю, оно не укоренилось бы так прочно. Оно легло на подготовленную духовную почву, имя ей — вера в Бога. Язычество и христианство притом, что можно найти в них самые противоположные позиции по отношению к тем или иным явлениям (например, к жертвоприношениям, к понятию греха, врагам), роднит главное: и то, и другое — вера в Бога — создателя и хранителя всего видимого нами мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Менялся человек, менялось мышление, усложнялась, менялась и вера. Христианство, пришедшее на Русь с мечом князя Владимира I Святого и растоптавшее языческие капища и святыни, не могло противостоять этике народа, его эстетическим пристрастиям, не могло не учитывать сложившийся регламент жизни.

Не только христианство влияло на язычество, но и наоборот. Через тысячелетие христианства благополучно прошёл языческий праздник — масленица. Это проводы зимы и встреча весны. Язычники пекли блины — символ жаркого весеннего солнца. Съедали его горячим, наполняя, таким образом, себя солнечной энергией жизни, силой и здоровьем, которых должно было хватить на весь год. Часть печива давали животным, на забывая помянуть души умерших. Зимние и летние святки — игры в честь бога Световида в период поворота солнца на лето или на зиму также не совсем забыты. Летние святки отчасти слились с христианской Троицей, а зимние — с рождественскими праздниками. Таким образом, и та, и другая вера претерпели немало изменений и теперь уже существуют слитно и монолитно, получив название Русское Православие.

Изучение религии древних славян необходимо нынешнему поколению, чтобы осмыслить, обсудить исторические, культурные и нравственные аспекты жизни наших предков, что поможет нам, ныне живущим, узнать своё далёкое прошлое, прошлое светлое и достойное. Прошлое, которое каждый русский человек должен знать и которым вправе гордиться. Очень важно не растерять и сохранить то, что осталось для потомков. Иначе в конечном итоге Русская традиционная культура как феномен перестанет существовать, и это может привести к гибели нации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981

www.ronl.ru

Языческие обряды у современных славянских народов

Министерство образования и науки РФ

Тюменский государственный университет

Филологический факультет

Реферат

«Языческие обряды у современных славянских народов»

Тюмень2007

Содержание

Введение

1.Язычество древних славян

2.Языческие обряды, приметы и суеверия у современных славян

а) Взгляды людей на различные церковные праздники и сопровождающие их обычаи и обряды

б) Обычаи и обряды при рождении и крещении и относящиеся сюда суеверия и приметы

в) Свадебные обычаи и обряды

г) Обычаи и обряды в быту

д) Погребальные обряды и суеверия о мертвых

Список используемой литературы

Введение

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Несмотря на то, что в наше время официальной религией является христианство, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Они возникли из представлений древних славян, которые покланялись множеству богов. Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.

По сей день, люди верят в приметы, совершают различные обряды. Так, к языческим обрядам относились практически все святочные гадания, игры, наряды и проч.; к дохристианским же временам принадлежал, судя по всему, и обычай колядовать, однако при этом само слово "святки" говорило о святости этих дней, освященных столь важным для христиан событием - Рождеством Спасителя. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались множеством обычаев, обрядов, поверий, примет, гаданий и т.д., в которых языческие мотивы тесно смешивались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Русский народ свято верил, что жизнь каждого человека продолжается и после смерти. Представления о загробной жизни - это не дань позднейшей христианской традиции, а древнейшие верования, корни которых уходят в глубины тысячелетий. Славяне испокон веков признавали, что душа имеет самостоятельное бытие, может отделяться от тела после смерти, некоторое время пребывать на месте, где произошла смерть, а затем переселяться в "мир иной". Отсюда все древние традиции, связанные с похоронами и проводами, которые соблюдаются и в современном мире.

1 .Язычество древних славян

Язычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.

Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.

Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством. Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития. В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожениц".

Исторически две роженицы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "окраины" государства.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кощеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов...Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников. Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором отражались их верования и быт. Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжет проходит через все представления арийцев. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы одной из них.

2.Языческие обряды, приметы и суеверия у современных славян

Понятия о нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тот общий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующих у людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в то же время является в том или другом отношении вредным для человека, люди обыкновенно приписывают действию какого-нибудь нечистого духа (так как все они имеют свои специальные функции, или, вернее сказать, специальные районы своих действий), то все-таки это не уничтожает общей веры человека, что, во всяком случае, это дело «нечистого».

Впрочем, нельзя сказать, чтобы нечистой силе люди приписывали только вредные для людей проявления, причинение людям зла. Хотя все нечистые духи, по понятиям славян, сами по себе действительно являются существами злыми, но иногда они относятся покровительственно к тем или другим «приглянувшимся» им людям и оказывают своим любимцам различные услуги в их материальной жизни. Не говоря уже о том, что есть целый разряд лиц, которые являются как бы посредниками между людьми и нечистыми духами и у которых эти последние играют почти служебную роль, исполняя их всевозможные желания и прихоти, направленные большей частью, к вреду других людей. Но кроме этих лиц, находящихся в постоянном общении с нечистой силой, по понятиям людей, и всякому вообще человеку представляется возможность задобрить или умилостивить разгневанного почему-либо нечистого духа или заранее предотвратить этот гнев. Для этого существуют известные правила и обряды, которые можно назвать в некотором роде демонологическим культом.

По понятиям славян, происхождение нечистой силы заключается в следующем: вначале был Бог и только добрые ангелы. Но один из них, по прозванью Сатана, преисполнился зависти к Богу, и сам захотел быть таковым. Возгорелась борьба между ним и Богом, и окончилось тем, что Бог низверг Сатану в ил (болото), отчего Сатана с тех пор и стал называться Сатанаил. А его приспешники попадали с неба кто куда пришелся, и стали лешими, водяными, домовыми и прочей нечистью. Таким образом, нечистые духи завладели известными районами, в сфере которых и стараются всячески пакостить людям.

mirznanii.com

Религиозные ритуалы, обычаи и обряды

религиозные ритуалы обычаи и обряды

Многие существующие ныне религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют очень долгое время, поскольку пришли к нам из древних времен, когда человек использовал их в качестве своеобразной энергетической поддержки и помощи в различных бытовых ситуациях.

Древние ритуалы и обряды

Не секрет, что в древности люди занимались охотой, и таким образом добывали себе пропитание. Однако не всякий раз охота удавалось, и чтобы избежать голода, люди старались призвать удачу знаками: например, рисовали животных на скалах, а затем поражали их копьями, символизируя успешный исход.

Тогда же начали складываться и ритуалы, например, ритуал захоронения человека. В могилу полагалось класть цветы, оружие и предметы, которыми человек пользовался при жизни. Как правило, все ритуалы обозначают действия, которые связывают человека с миром потусторонним.

Позже для проведения ритуалов и обрядов в племени стал появляться особый человек, которого звали магом или колдуном. Они выполняли все действия сами и учили других выполнять их. Славянские обряды и ритуалы могут отличаться от ритуалов других народов, поскольку все они имеют свою специфику.

Религиозные обряды и ритуалы: тогда и сейчас

В каждой эпохе ритуалы все более усложнялись. Люди находили новые способы просить у богов желаемого. В наши дни каждая религия имеет свои обряды и ритуалы, которые могут быть ежедневными (например, молитва), календарными (например, обряды и ритуалы на рождество) или единичными – например, крещение.

Как и в наши дни, молиться человек мог в одиночестве, или придя в специальный храм. В те времена дома у каждого человека был свой небольшой алтарь, у которого также полагалось молиться. религиозные ритуалы обычаи

На Сибирской земле издревле жили племена северных народов, у которых в племени были шаманы, которые занимались исключительно обрядами и ритуалами. Согласно мифам, шамана выбирали сами духи – человека, который должен был стать им, забирали в иной мир, разбирали на части и создавали заново, уже в новом качестве. Такой человек умел ходить между мирами, мог исцелять людей, ставить энергетическую защиту, влиять на погоду. Традиционно в их ритуалах использовалась музыка – звон бубна.

Интересно, но у бурятов и других народов севера, сохранивших свою культуру в наши дни, по-прежнему есть шаманы, которые действительно владеют удивительными способностями: могут наложить и снять проклятие или предсказать судьбу.

 

womanadvice.ru

Древние обряды, посвященные силам природы. Древние ритуалы разных народов мира

Силы природы – пожалуй, единственное, с чем не смог до сих пор справиться в полной мере человек. Мир научился лечить сложнейшие заболевания, клонировать живые организмы, покорять космос и бескрайние глубины океана, однако все еще остается беззащитным перед засухами и цунами, землетрясениями и сходами ледников.

древние обряды, посвященные силам природы

Древний обряд, посвященный силам природы, давал человеку некое единство с естеством мира, возможность обуздать его. Удивительная, необъяснимая мощь приоды всегда интересовала человечество – оно пыталось постичь эту тайну, приобщиться к ней, сделать частью собственной жизни. Так и появились древние обряды, рудименты которых сохранились и сегодня.

Человек мегаполиса

Если к современному человеку подойти и сказать: «Назови древние обряды, посвященные силам природы», - он вряд ли сможет вспомнить хотя бы одно название, описать хоть какое-либо таинство, бывшее священным для далеких предков. Конечно, мир существенно изменился, предметы утратили свои магические свойства в мире, где практически не осталось места тайне среди небоскребов, самолетов, интернета и банальных сушилок для рук. Однако так было не всегда.

Могущество древних

Почти в каждой культуре находится место для людей, способных входить в контакт с природными явлениями: волхвы, шаманы, ворожеи, ясновидцы, жрецы и просто старейшины. Древние обряды, посвященные силам природы, раньше далеко не были редкостью. В людях было тогда больше веры, а сам мир, как говорится в старых преданиях, куда охотнее отзывался на просьбы человека.

древний обряд посвященный силам природы

Язычество свойственно практически всем культурам мира. Конечно, между верованиями представителей разных рас и территорий существовали значительные различия, что закономерно обусловлено разностью сред, в которые они были погружены. Тем не менее ключевые аспекты были практически идентичны. К примеру, во всех культурах существовал культ поклонения солнцу.

Почему именно природа

На самом деле, почему именно силам земли, воды, воздуха или огня поклонялись люди? Древние обряды, посвященные силам природы, на пустом месте не возникали. Если рассуждать логически, то человек в древности напрямую зависел от урожая, погодных условий, прихотей климата. Естественно, что он всеми силами пытался задобрить стихии, подружиться с дождями, приручить ветры и метели.

Зимние обряды

Для наших предков едва ли не самым долгожданным сезоном была весна, от которой напрямую зависел будущий урожай. Древние обряды, посвященные силам природы, были в данном случае особенно важны – необходимо было задобрить пригожую красавицу. А начинался этот процесс с праздника под названием комоедицы, который впоследствии стал знакомой нам Масленицей. В этот день наши предки переодевались в медвежьи шкуры, пели песни, совершали ритуальные танцы. Пробуждение косолапого жителя леса знаменовало для наших предков приход весны.

как древние славяне использовали магию

Еще одним традиционным зимним обрядом было сжигание бадняка – ритуального полена, предававшегося огню в сочельник. Приговаривание ритуальных формул во время выбивания искр гарантировало предкам не только удачную смену сезонов, но и прибавление в скоте, что было не менее важно. К слову, аналогичный обряд есть и в индоевропейской культуре, где в качестве бадняка выступало божество Аги Бухнья.

Славянские обряды

Для того чтобы узнать, как древние славяне использовали магию, следует обратиться к истории. Прежде всего, отличительной особенностью славянской культуры можно назвать то, что здесь была издревле неприемлема человеческая жертва. А вот животные жертвоприношения все же были. К примеру, для того чтобы задобрить водную стихию, наши предки бросали на дно петуха, который должен был развлекать морского хозяина, приводя того в доброе расположение духа.

Для того чтобы задобрить бога солнца, света и плодородия Ярилу, славяне устраивали другой древний обряд, посвященный силам природы - шумные празднества с прыжками через костер. Данные действия имели функцию обряда – веселье народа в честь встречи Ярилы обещало людям богатый урожай, ласковое солнышко и скорое продолжение рода.

Ритуалы и обряды древних славян не могут не восхищать своей красотой и чистотой. Вместе с Ярилой весной чествовались, к примеру, Сварог и Даждьбог, в честь которых девушки, наряженные в самые лучшие одежды, водили хороводы.

назови древний обряд посвященный силам природы

Проводы же солнца во время празднования дня Ивана-Купала, сопровождались ритуальным скатыванием в чисто поле горящего колеса. Обрядовый атрибут символизировал переход солнца к убыванию, сокращению круга.

Тогда же, в купальскую ночь, обрядом обращались к водной стихии и юные девушки, готовящиеся стать невестами. После исполнения хороводов и песен в честь Рода, Макоши, Матери Земле, Воде, Рожаницам девушки обнажались, распускали косы и входили в воду, обращаясь к ней как к стихии, забирающей их прежнюю жизнь и дающей новую.

Обряды земли

Конечно, не могли наши предки не обращаться и к матушке-земле. Характерным в этом отношении является обряд засева и уборки полей. Засыпать зерно в ниву должен был исключительно мужчина – в данном случае отчетливо рассматривается параллель с продолжением рода, дарованием семени.

Ухаживать за полями и убирать урожай должны были изначально обнаженные женщины, которые олицетворяли в данном случае материнское начало земли. От них в поля должна была передаваться сила для продолжательниц рода. Сбор урожая, таким образом, превращался в рождение землей новой жизни.

ритуалы и обряды древних славян

По сути, древние обряды, посвященные силам природы, сохранились рудиментарно и до наших дней. На купальские праздники до сих пор зажигают костры, празднование Нового года до сих пор сопряжено с искрящимися огоньками, а чучело Масленицы и следующее за ним поедание блинов до сих пор считается едва ли не самым любимым зимним праздником.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также